Научная статья на тему 'Компоненты готовности учителя информатики к использованию новых организационных форм в образовательном процессе'

Компоненты готовности учителя информатики к использованию новых организационных форм в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ / ГОТОВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / УЧИТЕЛЬ / ИНФОРМАТИКА / СТУДЕНТ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / COMPONENTS / READINESS / MOTIVATION / TEACHER / INFORMATICS / STUDENT / ORGANIZATIONAL FORM / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Р. М.

В статье раскрывается методические аспекты готовности учителя информатики к использованию новых организационных форм в образовательном процессе, в частности проводиться анализ мотивационного, содержательного, операционного, рефлексивного компонента профессиональной деятельности будущего учителя информатики в условиях использования новых организационных форм обучения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедов Р. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article reveals methodical aspects of readiness of the teacher of informatics for use of new organizational forms in educational process, in particular to be carried out the analysis of a motivational, substantial, operational, reflexive component of professional activity of future teacher of informatics in the conditions of use of new organizational forms of education.

Текст научной работы на тему «Компоненты готовности учителя информатики к использованию новых организационных форм в образовательном процессе»

Communicative method as the ultimate goal of learning involves the formation of the communicative competence, which consists of language, speech, subject, socio-cultural, educational and compensatory competencies. Motivational aspect plays an important role in foreign language acquisition. The central for communication-oriented method is learning through educational communication activities, approximate to the real, taking into account individual characteristics of students, creation of real communication situations by setting verbal and cogitative tasks. Methodical provision of a living foreign language in the classroom has become the subject of extensive research, which continues today.

Список литературы

1. Конышева А.В. Английский язык. Современные методы обучения. - Минск: ТетраСистемс, 2007. 352 с.

2. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2001. С. 11.

3. Папин И.Д., Шкабара И.Е. Учет особенностей системно-деятельностного подхода при обучении иностранному языку // Молодой ученый. 2016. № 7.5. С. 62-64.

4. Олейник Т. В., Жердева Е. В. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку в рамках ФГОС второго поколения // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2013. № 6.

5. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18-22.

6. Нарыкова Г. В. Системно-деятельностный подход в обучении как основа реализации ФГОС основного общего образования // ФЭН-Наука. 2014. № 5-6. С. 36-38.

Магомедов Р.М.

КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Финансовый университет при Правительстве РФ

Ключевые слова: Компоненты, готовность, мотивация, учитель, информатика, студент, организационная форма, образовательный процесс.

Аннотация: В статье раскрывается методические аспекты

готовности учителя информатики к использованию новых организационных форм в образовательном процессе, в частности проводиться анализ мотивационного, содержательного, операционного, рефлексивного компонента профессиональной деятельности будущего учителя информатики в условиях использования новых организационных форм обучения.

Keywords: Components, readiness, motivation, teacher, informatics, student, organizational form, educational process.

Abstract: In article reveals methodical aspects of readiness of the teacher of informatics for use of new organizational forms in educational process, in particular to be carried out the analysis of a motivational, substantial, operational, reflexive component of professional activity of future teacher of informatics in the conditions of use of new organizational forms of education.

На современном этапе развития системы образования, характерной чертой которого является всеобщая информатизация и компьютеризация общества, система образования предъявляет дополнительные требования к кругозору учителя нового типа, особенно к учителю информатики.

Т.С. Скоробогатова выделяет следующие знания и умения готовности учителя к применению новых методов, форм и средств обучения в профессиональной деятельности: мотивационный, организационно-рефлексивный, информационно-содержательный [5].

Исходя из специфики деятельности учителя информатики, М.М. Абдузараков выделил следующие компоненты готовности учителя к профессиональной деятельности: мотивационный; целеполагающий; личностный; содержательно-операционный [1].

Овладение знаниями и умениями, способностями мотивировать и стимулировать деятельность учителя, успешно осуществлять анализ, коррекцию обучения во многом обусловлено тем, насколько в педвузе удастся реализовать новые организационные формы, методы и средства обучения, насколько успешно удастся мотивировать, сориентировать, стимулировать учителя к процессу обучения в вузе.

Анализ и обобщение теоретических положений, касающихся профессиональной готовности к будущей деятельности, сформированные в целом ряде исследований (Б.Г. Ананьев, М.И. Дъяченко, В.А. Сластенин и др.) дают нам основание полагать, что профессиональная готовность к деятельности является интегральным состоянием личности, которое включает в себе четыре основных компонента: мотивационный, содержательный,

операционный и рефлексивный. В рамках нашего исследования необходимо показать изменения компонентов профессиональной готовности учителя в условиях использования новых методов, организационных форм и средств обучения на базе ИКТ.

Мотивационный компонент. У современного учителя информатики надо формировать мотивацию к усвоению новых организационных форм. Учитель нового типа твердо должен понимать, что его дальнейшая профессиональная деятельность, его заработная плата, профессиональный рост зависит по действующим (новым) нормативам от образовательных результатов. Такой учитель должен твердо понимать, что только в условиях использования новых организационных форм в учебном процессе он достигнет запланированных образовательных результатов. Отсюда вытекает следующий вывод, что современный учитель должен быть мотивирован к освоению новых организационных форм, иначе он не добьётся планируемых образовательных результатов.

Сформированность конструктивного компонента выражается в целенаправленном использовании современных методов, организационных форм и средств обучения для конструирования образовательного процесса в школе. Сформированность проектировочного компонента выражается в целенаправленном использовании современных методов, организационных форм (сетевого взаимодействия, телекоммуникационных проектов, модульного обучения, кейс-технологий) и средств обучения на базе ИКТ для проектирования образовательного процесса в школе. Сформированность коммуникативного компонента выражается в целенаправленном использовании современных инновационных организационных форм (сетевое взаимодействие, чаты, форумы, образовательных порталов, блоги и т.д.) с целью взаимодействия субъектов (учителей, учащихся, родителей) образовательного процесса. Сформированность организационного компонента выражается в целенаправленном использовании современных методов, организационных форм (сетевого взаимодействия,

телекоммуникационных проектов, модульного обучения, кейс-технологий) и средств обучения на базе ИКТ для организации учебного процесса в школе. Сформированность экспертного компонента выражается в целенаправленном получении знаний в области использования в образовательном процессе современных методов, организационных форм и средств обучения для экспертной оценки эффективности их применения.

Содержательный компонент. Современный учитель должен знать

традиционные и инновационные организационные формы, знать, как они построены, как структурированы, как они классифицируются. Иначе он не сможет эффективно применять эти формы в образовательном процессе.

Сформированность гностического компонента выражается в получении знаний и умений психолого-педагогических аспектов использования новых организационных форм в учебном процессе общеобразовательной школы. Сформированность конструктивного компонента выражается в умении применять знания в области внедрения инновационных организационных форм в образовательный процесс школы. Сформированность проектировочного компонента выражается в получении знаний теоретических основ проектирования образовательного процесса в общеобразовательной школе с учетом использования инновационных организационных форм обучения (сетевого взаимодействия, телекоммуникационных проектов, модульного обучения, кейс-технологий и т.д.). Сформированность коммуникативного компонента выражается в получении теоретических знаний в области построения взаимодействия участников образовательного процесса (родителей, учителей, учащихся) в новой информационно-образовательной среде, в том числе с использованием современных организационных форм. Сформированность организационного компонента выражается в получении знаний в области сопровождения образовательного процесса в школе на основе использования новых организационных форм обучения. Сформированность экспертного компонента выражается в получении знаний в области использования в образовательном процессе современных методов, организационных форм и средств обучения с целью экспертной оценки эффективности их применения.

Операционный компонент. Современный учитель информатики должен уметь применять инновационные организационные формы в образовательном процессе. Такой учитель должен уметь планировать новый образовательный процесс в школе в условиях применения этих новых организационных форм обучения. Одно дело, если он планирует традиционный урок (с традиционными формами) и совсем другое, когда ему надо планировать урок в условиях применения инновационных организационных форм, например в условиях, когда ему надо использовать телекоммуникационный проект или же учебное сетевое взаимодействие на занятии. Отсюда вытекает следующий вывод, современный учитель должен уметь планировать образовательный процесс в условиях применения новых

организационных форм.

Сформированность гностического компонента выражается в умении добывать и анализировать теоретическую информацию о психолого-педагогических особенностях применения сетевого взаимодействия, телекоммуникационных проектов, кейс-технологий, модульного обучения в учебном процессе общеобразовательной школы. Сформированность конструктивного компонента выражается в умении применять теоретические и психолого-педагогические знания в области разработки и внедрения новых организационных форм в образовательном процессе школы. Сформированность проектировочного компонента выражается в умении проектировать образовательный процесс в общеобразовательной школе с учетом дидактических возможностей сетевого взаимодействия, телекоммуникационных проектов, модульного обучения, кейс-технологий и других инновационных форм обучения.

Сформированность коммуникативного компонента выражается в умении обеспечивать педагогическое взаимодействие всех участников образовательного процесса в новой информационно-образовательной среде с использованием современных организационных форм. Сформированность организационного компонента выражается в умении сопровождать образовательный процесс в школе на основе использования инновационных организационных форм обучения. Сформированность экспертного компонента выражается в умении анализировать эффективность использования современных организационных форм обучения в образовательном процессе школы для повышения качества образования и достижения современных образовательных результатов.

Рефлексивный компонент. Современный учитель должен уметь оценить эффективность построения отдельно взятого урока или же образовательного процесса в целом. То есть такой учитель всегда должен быть в поисках путей повышения эффективности образовательного процесса. Современный учитель должен самостоятельно повышать знания, умения и навыки в области использования новых методов, организационных форм и средств обучения на базе ИКТ. Кроме того, он должен быть в постоянном поиске новых методов, организационных форм и средств обучения на базе ИКТ, способствующих повышению качества образования и эффективности образовательного процесса.

Сформированность гностического компонента выражается в поиске нестандартных подходов (психолого-педагогических особенностей) в области использования современных методов, организационных форм

и средств обучения на базе ИКТ. Сформированность конструктивного компонента выражается в поиске нестандартных разработок построения учебного процесса передовыми учителями, в том числе с использованием сетевого взаимодействия для более эффективного конструирования собственного учебного процесса. Сформированность проектировочного компонента выражается в поиске нестандартных разработок построения учебного процесса передовыми учителями, в том числе с использованием сетевого взаимодействия для более эффективного проектирования собственного учебного процесса. Сформированность коммуникативного компонента выражается в поиске передовых разработок построения образовательного процесса ведущими учителями для более эффективного проектирования собственного учебного процесса, в том числе с использованием дидактических возможностей сетевых технологий (блоги, чаты, форумы и т.д.). Сформированность организационного компонента выражается в поиске нестандартных подходов в области организации образовательного процесса в школе. Сформированность экспертного компонента выражается в поиске передовых экспертных заключений для понимания эффективности собственного учебного процесса и используемых современных методов, организационных форм и средств обучения.

Одним из главных условий является разработка критериев сформированности профессиональной готовности студентов вузов к деятельности в современных условиях. Применительно к образовательному процессу в структуре готовности к профессиональной деятельности критериями выступают раскрытые нами выше компоненты: мотивационный, содержательный, операционный и рефлексивный. По степени сформированности этих компонентов можно судить и о степени сформированности профессиональной готовности к будущей деятельности. Указанные показатели по каждому компоненту представляются нами как признаки готовности к профессиональной деятельности и являются отправной точкой в определении уровней ее развития. «Понятие "уровень" отражает качественную дискретность, структурность процесса развития готовности и считается показателем целостности, системности данного качества, степени его развития» [2].

В рамках нашего исследования нами выделено три уровня готовности учителя к использованию новых организационных форм в образовательном процессе: высокий, средний, низкий [3-4; 6].

Высокий уровень готовности учителя к использованию новых организационных форм в образовательном процессе определяется

следующими умениями: целенаправленно применять инновационные методы, организационные формы и средства обучения в образовательном процессе в общеобразовательной школе; применять традиционные и новые организационные формы (сетевое взаимодействие, телекоммуникационные проекты, кейс технологии, модульное обучение) для проектирования, организации и конструирования образовательного процесса в общеобразовательной школе; создания новой информационно-образовательной среды образовательного учреждения на основе использования новых методов, организационных форм и средств обучения; поиска новых методов, организационных форм и средств обучения для повышения качества образовательного процесса, в том числе с помощью сетевых технологий.

Средний уровень готовности учителя к использованию новых организационных форм в образовательном процессе определяется следующими навыками: целенаправленного применения традиционных методов, организационных форм и средств обучения в образовательном процессе; проектирования, организации и конструирования образовательного процесса на основе использования существующей информационно-образовательной среды школы; в целях повышения качества образования и достижения современных образовательных результатов использование компонентов новой информационно- образовательной среды на базе ИКТ; поддержания информационно-образовательной среды общеобразовательной школы, в том числе оказание помощи другим учителям.

Низкий уровень готовности учителя к использованию новых организационных форм в образовательном процессе определяется следующими знаниями: применения традиционных методов, организационных форм и средств обучения в образовательном процессе общеобразовательной школы; использования средств информационно-образовательной среды школы в учебном процессе; использования готовых конспектов уроков на основе применения современных средств ИКТ в образовательном процессе.

Список литературы

1. Абдуразаков М.М. Совершенствование содержания подготовки будущего учителя информатики в условиях информатизации образования: дис. ... д-ра. пед. наук / М.М. Абдуразаков. - М., 2007. -355 с.

2. Крюкова Е.А. Теоретические основы проектирования и применения личностно-развивающих педагогических средств: дис. .

д-ра. пед. наук / Е.А. Крюкова. - Волгоград, 2000. - 232 с.

3. Магомедов Р.М. Новые задачи учителя информатики для достижения современных образовательных результатов // Территория науки. 2015. № 2. С. 59-65.

4. Магомедов Р.М., Ниматулаев М.М. Профессиональная деятельность учителя информатики и его роль в новой информационно-образовательной среде // Информатика и образование. 2011. № 2. С. 81-83.

5. Скоробогатова Т.С. Развитие самообразовательной компетентности у будущего учителя информатики // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 206-210.

6. Сурхаев М.А., Ниматулаев М.М., Магомедов Р.М.. Инновации в работе современного учителя // Территория науки. 2015. № 3. С. 17-22.

Маховицкая Н.Е.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: высшее образование, математические дисциплины, заинтересованность, педагогический работник, обучающийся, процесс обучения.

Аннотация. Рассматривается применение интерактивных компьютерных технологий в процессе обучения учащихся математическим дисциплинам.

Keywords: higher education, mathematical sciences, commitment, educator, trainee, learning process.

Abstract: In the article, it is considered the educational technique using interactive computer technologies applying to mathematical sciences learning.

Подготовка высококвалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста зависит от многочисленных факторов, в том числе от качества математического образования.

Использование компьютерных программ активизирует все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, что, в свою очередь, способствует более полному усвоению материала.

Появление и широкое распространение интерактивных компьютерных технологий позволяет использовать их в качестве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.