Научная статья на тему 'Роль интерактивных технологий в образовательном процессе'

Роль интерактивных технологий в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1857
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / STUDENTS / INTERACTION / PROFESSIONAL EDUCATION / LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барабина Ирина Евгеньевна, Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Карпова Мария Александровна, Лапшина Ирина Александровна

В статье рассматривается актуальность исследования роли интерактивных технологий в образовательном процессе в связи с тем, что в ФГОС использование активных и интерактивных форм проведения занятий в образовательном процессе является необходимым условием при подготовке высококомпетентных специалистов. В наши дни современному выпускнику необходимы глубокие профессиональные знания в соответствии со своей специальностью, а интерактивные технологии помогают в практическом освоении этих знаний. В статье исследованы интерактивные технологии при процессе изучения дисциплин профессионального цикла при подготовке квалифицированных специалистов, т.к. изучение профессиональных дисциплин с применением интерактивных технологий более практико-ориентированное и что самое главное личностно-ориентированное. Также в статье представлены преимущества интерактивных технологий в образовательном процессе профессионального образования. При правильном использовании технологий происходит индивидуализация процесса обучения и более глубокая интеграция знаний. С помощью интерактивности и использования инновационных методов обучения достигается серьезная интенсификация процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барабина Ирина Евгеньевна, Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Карпова Мария Александровна, Лапшина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS

The article considers the relevance of the study of interactive technologies role in the educational process. Because of there is one of the requirements of realization program of preparing specialists is the usage of active and interactive classes form in the educational process in Federal state educational standard. Nowadays modern graduate needs high level of professional knowledge in accordance with theirs specialty. Interactive technologies help them in developing of practical knowledge. The article examines the interactive technologies in the learning process of professional courses, because learning professional courses with usage interactive technologies is more practical-oriented and personal-oriented. Also in the article presented advantages of interactive technologies in professional educational process. Individualization learning process and deeper integration knowledge are happened with the right usage of interactive technologies. Via interactivity and usage of innovation teaching methods, intensification of learning process is achieved.

Текст научной работы на тему «Роль интерактивных технологий в образовательном процессе»

Социология, педагогика

УДК 377

РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Барабина Ирина Евгеньевна, магистрант

(e-mail: barabinaie@gmail.com) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент (e-mail: vaganova o@rambler.ru) Смирнова Жанна Венедиктовна, к.п.н., доцент (e-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru) Карпова Мария Александровна, студент (e-mail: mashka_718@mail.ru) Лапшина Ирина Александровна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород, Россия (e-mail: irina.lapshina.nn@yandex.ru)

В статье рассматривается актуальность исследования роли интерактивных технологий в образовательном процессе в связи с тем, что в ФГОС использование активных и интерактивных форм проведения занятий в образовательном процессе является необходимым условием при подготовке высококомпетентных специалистов.

В наши дни современному выпускнику необходимы глубокие профессиональные знания в соответствии со своей специальностью, а интерактивные технологии помогают в практическом освоении этих знаний. В статье исследованы интерактивные технологии при процессе изучения дисциплин профессионального цикла при подготовке квалифицированных специалистов, т.к. изучение профессиональных дисциплин с применением интерактивных технологий более практико-ориентированное и что самое главное личностно-ориентированное.

Также в статье представлены преимущества интерактивных технологий в образовательном процессе профессионального образования. При правильном использовании технологий происходит индивидуализация процесса обучения и более глубокая интеграция знаний. С помощью интерактивности и использования инновационных методов обучения достигается серьезная интенсификация процесса обучения.

Ключевые слова: интерактивные технологии, обучающиеся, интерактивность, профессиональное образование, образовательный процесс.

Проблема изучения роли интерактивных технологий в образовательном процессе в условиях современных требований к высокой квалифицированности и компетентности будущего специалиста в настоящее время очень актуальна. В XXI веке современному специалисту необходимы профес-

сиональные знания о своей будущей деятельности, а интерактивные технологии помогают в практическом освоении правовых знаний. В рамках реализации для подготовки квалифицированного специалиста значительно способствуют интерактивные технологии. Образовательная организация в соответствии с ФГОС должна предусматривать в целях реализации программы подготовки высококвалифицированного специалиста использование на учебных занятиях форм заданий, способствующих взаимодействию между обучающимися и преподавателем, и только между обучающимися [6].

Нынешняя система образования опирается на совершенно новые инновационные образовательные технологии, которые подходят к реальности современного общества. Изменения, произошедшие в развитии и обучении современной молодежи, требуют совершенно нового взгляда к методике при разработки технологий обучения и к составлению новых пунктов оценки качества образовательного процесса. В наши дни профессиональное образование считает важным обратить внимание на представление личности, по средством ее самореализации и становления профессионального пути. Человек с профессиональным образованием в информационном обществе - это личность (специалист), способная на общение, обучение, анализ, проектирование, выбор и внесение творчества в рабочий процесс

[4].

Успешная работа государства в наши дни во многом зависит от состояния профессиональной грамотности будущих специалистов и молодежи в целом, призванной определять социальное и экономическое будущее России. Одним из важнейших факторов воспитания такой грамотности является использование новых образовательных технологий в изучении дисциплин профессионального цикла, а именно интерактивных образовательных технологий, которые направлены на практическую ориентированность и обучение студентов.

Интерактивность (от англ. interact - взаимодействовать) это способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Из этого можно сделать вывод, что интерактивное обучение - это, нужно заметить, обучение в диалоге с преподавателем или другими обучающимися [2].

Сущность технологий взаимодействия в процессе получения образования состоит в том, что они направлены не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но и на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. Стоит заметить, что образовательный процесс формируется таким образом, что обучаемые учатся коммуникации, взаимодействию друг с другом и другими людьми, учатся критическому мышлению, решать сложные проблемы при анализе производственных задач, профессиональных ситуаций и необходимой при этом информации.

Студентам свойственно проявляться собственную субъективную активность при тесном взаимодействии с научно-образовательной средой вуза -это является условием реализации интерактивности в процессе обучения

[1]. Как следствие, научно-образовательный процесс нуждается в активном использовании интерактивных методов обучения, выражающихся в двустороннем общении студентов. Особенность интерактивной формы обучения состоит в том, что при организации познавательного процесса активное взаимодействие происходит не только между обучающимися и педагогом, но и между собой. Интерактивные формы обучения повышают активность обучающихся на занятиях, поэтому их нельзя сравнивать с традиционным занятием [1].

Учебное занятие, с использованием интерактивных технологий предполагает следующие этапы:

1.Начало занятия. Разделить обучающихся на группы, в которых пройдет вся основная работа на занятии.

2.Замотивировать и поставить цели занятия. Выбрать способы стимулирования познавательного интереса: цитаты, проблемные задания, фото и видеофрагменты.

3.Сформировать ожидания обучающихся. Спланировать результаты занятия. Студенты в начале занятия должны понимать, к какому результату они придут.

4.Представление нового материала. Информация подается разными способами: интерактивная лекция, проблемное задание, презентация мини-проекта.

5.Практическое усвоение новой информации. Многостороннее обсуждение с использованием различных форм и способов взаимодействия.

6.Рефлексия. Итоговые результаты сравниваются с запланированными в начале занятия.

При реализации интерактивного обучения, у студентов формируется ответственность за усвоением материала, а педагог выступает в роли помощника и организатора в процессе самообразования студентов [1]. Информационно-образовательная среда способствует взаимодействию студентов с современными интерактивными информационно-коммуникационными средствами обучения. Как результат, создается новая система образовательного взаимодействия «студент - ЭОИС», которая со временем повышает смарт технологии. Студент представляет собой картину самообразования [3].

Основная роль интерактивных технологий состоит в развитии у студентов умений работать в коллективе с другими студентами, например, в учебных мини-группа, временных командах или проектах и стремиться к долгосрочным и качественным результатам. Интерактивные технологии являются хорошим подспорьем для обогащения опыта студентов и помогают получить через образовательную деятельность те компетенции социального взаимодействия, которые потом могут понадобиться в их будущей профессиональной и общественной жизни [7]. Основной целью интерактивных образовательных технологий является активизация коллективной деятельности всех участников образовательного процесса.

Очень важно, что в новой системе взаимодействия студентов изменяются отношение к допущенным ошибкам. Всё внимание педагога направлено к пониманию того, каким образом был получен ответ. Ошибки используются для анализа логики мышления, и тем самым совершенствуется мыслительная деятельность. Главный принцип разбора ошибок проявляется в разборе хода взаимодействия. При оценке работы учитываются терпеливость, дружелюбие, вежливость. Оценивать необходимо общую работу группы.

Современная педагогическая система нуждается в новых формах учебного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

В процессе диалогового обучения студенты развивают умение критически мыслить, решают проблемы, при помощи анализа условий и необходимой информации. При этом они должны взвешивать все альтернативные мнения, обращать внимание на аргументированные решения, участвовать в дискуссиях и общаться с другими участниками образовательного процесса. Именно поэтому преподаватель должен уметь организовывать парную или групповую работу, применять метод исследовательских проектов, ролевых игр, а также организовывать работу с документами и различными источниками информации, используя метод взаимодействия.

Основной источник учебного познания - это опыт студента. Преподаватель не может дать готовые знания, он побуждает каждого обучающегося к самостоятельному поиску необходимой информации и выступает в роли наставника и советчика в учебном процессе.

Интерактивные формы занятий характеризуются следующими функциями:

- развивают и закрепляют интерес к обучению;

- мотивируют участие каждого студента в образовательном процессе;

- материал становится более эффективным и практикоориентирован-ным, что способствует его усвоению;

- всесторонне воздействуют на обучающихся;

- устанавливается обратная связь между преподавателем и студентами;

- помогают студентам строить и высказывать собственное мнение с аргументами;

- помогают при формировании навыков профессиональной работы [3].

Обобщим очевидные преимущества при использовании интерактивных

технологий: взаимное обогащение участников групповой деятельности; формирование и организация совместных действий, которая ведет к активизации учебно-познавательного процесса; распределение начальных действий, операций, ролей; обмен опытом; межличностная коммуникация; взаимопонимание; анализ произошедшей деятельности, благодаря которой устанавливаются отношения участников к собственному действию и обеспечивается адекватная критика и коррекция этого действия.

В ходе проведенного исследования выяснилось, что интерактивные технологии являются неотъемлемой частью образовательного процесса в условиях современных требований к подготовке будущего компетентного специалиста. В наши дни современному специалисту необходимы глубокие профессиональные знания в соответствии со своей специальностью, а интерактивные технологии помогают в практическом освоении этих знаний. Поэтому именно благодаря интерактивным технологиям процесс изучения дисциплин профессионального цикла становится намного интереснее, а что самое главное более практико-ориентированным и тем самым личностно-ориентированным.

При верной реализации интерактивных технологий процесс обучения приобретает индивидуализированные черты, способствующие глубокой интеграции знаний. Интерактивность и инновации в образовании позволяют достигнуть интенсификации учебного процесса. Особенность состоит в реализации многих видов взаимодействия, необходимость которых состоит в практическом понимании и контроле компетенций, в которых нуждаются все студенты во всех программах обучения, независимо от профессиональной среды. Подводя итог можно сказать, что без современных интерактивных технологий невозможно обеспечить решение такой образовательной задачи как подготовка высококвалифицированных специалистов.

Список литературы

1. Андриенко О. А. Современные образовательные технологии: технология самопрезентации //Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 5-7.

2. Аниськин В.Н., Добудько Е.С., Журанова Н.А. Реализация дидактического потенциала проектной деятельности по информатике в рамках сотрудничества школапедаго-гический вуз//Балканско научно обозрение. 2017. № 1. С. 5-8.

3. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 Б01: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2

4. Васьковская Г.А. Особенности реализации педагогических технологий профильного обучения // Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 76-79.

5. Булаева М.Н., Ваганова О.И., Гладкова М.Н. Деятельностные технологии в профессиональном образовательном учреждении // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 167-170.

6. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Реализация дискуссионных образовательных технологий в учебном процессе вуза //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 66-68

7. Костылев Д.С., Саляева Е.Ю., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, №2(15). С. 80-82.

8. Костылева Е.А. Профессиональное развитие личности студентов в условиях реализации компетентностного подхода. Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-9. С. 103-109.

9. Кручинина Г. А., Кручинин М.В. Учебный проект как форма взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин в условиях информатизации образования//Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. Серия: Социальные науки. -2014. -№ 3 (35). -С. 169-176.

10. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 2.

11. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза//Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 18-21.

Barabina Irina Evgenevna, master's student (e-mail: barabinaie@gmail.com) Vaganova Olga Igorevna, Ph. D., associate Professor (e-mail: vaganova o@rambler.ru)

Smirnova Zhanna Venediktovna, Ph. D., associate Professor

(e-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru)

Karpova Mariya Alexandrovna, student

(e-mail: mashka_718@mail.ru)

Lapshina Irina Alexandrovna, master's student

Nizhny Novgorod state pedagogical University. K. Minina, Nizhny Novgorod, Russia (e-mail: irina.lapshina.nn@yandex.ru)

ROLE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS

Abstarct: The article considers the relevance of the study of interactive technologies role in the educational process. Because of there is one of the requirements of realization program of preparing specialists is the usage of active and interactive classes form in the educational process in Federal state educational standard.

Nowadays modern graduate needs high level of professional knowledge in accordance with theirs specialty. Interactive technologies help them in developing of practical knowledge. The article examines the interactive technologies in the learning process of professional courses, because learning professional courses with usage interactive technologies is more practical-oriented and personal-oriented.

Also in the article presented advantages of interactive technologies in professional educational process. Individualization learning process and deeper integration knowledge are happened with the right usage of interactive technologies. Via interactivity and usage of innovation teaching methods, intensification of learning process is achieved.

Keywords: interactive technologies, students, interaction, professional education, learning process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.