Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ'

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
539
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубина Зоя Игоревна

Данное исследование направлено на установление методов и приемов для преподавания английского языка детям с особыми образовательными потребностями. Целью статьи является определение того, следует ли таким детям посещать уроки иностранного языка в системе общего образования. Исследование основано на анкетах для учителей английского языка, детей с особыми образовательными потребностями и обычных детей и их родителей. Автором установлены наиболее частые расстройства, с которыми сталкиваются дети с ООП. Выделены наиболее распространенные трудности, с которыми сталкиваются учителя иностранного (английского) языка. Теоретическая часть охватывает предложения по преподаванию английского языка детям с особыми образовательными потребности. Практическая часть - это сравнение ответов, предоставленных опрошенными учителями и школьниками. В результате специально организованной работы в школе с привлечением учителя, подготовленного к работе в инклюзивных классах, были обозначены основные методы и приемы обучения английскому языку для детей с ООП. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что учителя способны учить обычных детей одновременно с детьми с ООП. Основным условием обучения является адаптация учебной программы к потребностям особых детей и стилю их обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трубина Зоя Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING ENGLISH LANGUAGE TO CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

This study is aimed at determining methods and techniques for teaching English to children with special educational needs. The purpose of the paper is to determine whether such children should attend foreign language lessons in the general education system. The study is based on questionnaires for English language teachers, children with special educational needs and ordinary children and their parents. The author identifies the most common disorders that children with SEN face. The most common difficulties faced by teachers of a foreign (English) language are highlighted. The theoretical part covers proposals for teaching English to children with special educational needs. The practical part is a comparison of the answers provided by the interviewed teachers and schoolchildren. As a result the main methods and techniques of teaching English to children with SEN were identified after specially organized work at school with the involvement of a teacher trained to work in inclusive classes. The obtained results allow us to conclude that teachers are able to teach ordinary children together with children with SEN. The main condition for teaching is the adaptation of the curriculum to the needs of special children and their learning style.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»

В заключении отметим, что дискуссия является наиболее известной и широк применяемой формой обучения. Она позволяет достигать максимальных результатов за счет активной работы обучающихся в процессе обсуждения и поиска решения. Полученные навыки в рамках дискуссионного метода активного обучения способствуют повышению уровня усвояемости изучаемого материала и как следствие приводят к эффективности усвоения всей образовательной программы в рамках выбранной специальности.

Литература:

1. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения. Исследование миррового опыта / М.В. Кларин. - Издательство: Луч, 2018. - 642 с.

2. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для студентов вузов / Н.В. Матяш. - М.: Академия, 2014 - 198 с.

3. Педагогика: семья - школа - вуз - общество (образовательно-инновационные технологии). Монография / Астадурьян А.П., Ахметшина И.А., Балакирева Н.А. [и др.]; - Воронеж-Москва, 2021. - 186 с.

Педагогика

УДК 372.881.111.1

кандидат педагогических наук, доцент Трубина Зоя Игоревна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация. Данное исследование направлено на установление методов и приемов для преподавания английского языка детям с особыми образовательными потребностями. Целью статьи является определение того, следует ли таким детям посещать уроки иностранного языка в системе общего образования. Исследование основано на анкетах для учителей английского языка, детей с особыми образовательными потребностями и обычных детей и их родителей. Автором установлены наиболее частые расстройства, с которыми сталкиваются дети с ООП. Выделены наиболее распространенные трудности, с которыми сталкиваются учителя иностранного (английского) языка. Теоретическая часть охватывает предложения по преподаванию английского языка детям с особыми образовательными потребности. Практическая часть -это сравнение ответов, предоставленных опрошенными учителями и школьниками. В результате специально организованной работы в школе с привлечением учителя, подготовленного к работе в инклюзивных классах, были обозначены основные методы и приемы обучения английскому языку для детей с ООП. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что учителя способны учить обычных детей одновременно с детьми с ООП. Основным условием обучения является адаптация учебной программы к потребностям особых детей и стилю их обучения.

Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, методы обучения, английский язык, инклюзивное образование, коммуникация, интерактивные методы.

Annotation. This study is aimed at determining methods and techniques for teaching English to children with special educational needs. The purpose of the paper is to determine whether such children should attend foreign language lessons in the general education system. The study is based on questionnaires for English language teachers, children with special educational needs and ordinary children and their parents. The author identifies the most common disorders that children with SEN face. The most common difficulties faced by teachers of a foreign (English) language are highlighted. The theoretical part covers proposals for teaching English to children with special educational needs. The practical part is a comparison of the answers provided by the interviewed teachers and schoolchildren. As a result the main methods and techniques of teaching English to children with SEN were identified after specially organized work at school with the involvement of a teacher trained to work in inclusive classes. The obtained results allow us to conclude that teachers are able to teach ordinary children together with children with SEN. The main condition for teaching is the adaptation of the curriculum to the needs of special children and their learning style.

Key words: children with special educational needs, teaching methods, English, inclusive education, communication, interactive methods.

Введение. В исследовании делается попытка определить, должны ли дети с особыми образовательными потребностями (ООП) изучать иностранные языки с учителями из общеобразовательных учреждений наравне со всеми. Другая цель исследования - выделить эффективные методы и приемы, которые можно использовать с этими детьми на уроках иностранного языка.

С самого начала необходимо четко понимать, что дети с ООП имеют особые потребности в плане образования. В России согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» ст.79 п.4 «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» [7].

«Что касается основного общего образования, то здесь 17 млн школьников обучается и порядка 840 тыс. детей имеют ОВЗ и инвалидность. Более 56% из них получали образование с развивающимися сверстниками и по сути были интегрированы в обычный социум», - заявила Татьяна Голикова на заседании совета по вопросам попечительства в социальной сфере при правительстве РФ [2].

Вопрос, который возникает как у учителей, так и у родителей обычных учеников, заключается в том, выгодна ли кому-либо эта ситуация. Детям с особенностями развития трудно вписаться в чужеродную для них среду, где им приходится прилагать значительные усилия, чтобы чему-то научиться, и где учителя не обучены должным образом справляться с подобными ситуациями и оказывать детям наилучшую в предлагаемых условиях образовательную поддержку. Учителя, с другой стороны, чувствуют себя некомфортно, работая с этими учениками, потому что они находятся под прессингом учебной программы. Они считают, что не смогут охватить учебную программу с обычными обучающимися, которые будут лишены высокого стандарта и качества образования. Учителя полагают, что слишком много времени уходит на попытки объяснить материал детям с ООП. Родители обычных учеников и сами ученики придерживаются одного и того же мнения: слишком много времени тратится впустую на этих детей, и в конце концов они все равно ничего не знают. Результаты анкетирования, касающиеся эффективности инклюзивного образования будут представлены в данном исследовании ниже.

Изложение основного материала статьи. За последние годы положение детей с ООП в России изменилось. Они посещают в основном обычные школы, и только в тяжелых случаях их зачисляют в специальные образовательные

учреждения [6]. Из-за финансовых проблем специальные школы недофинансируются, и поэтому им не хватает современных учебных материалов и других полезных образовательных инструментов. Однако учителя в специальных школах имеют соответствующую подготовку для работы с детьми с ООП. Именно по этой причине в школе присутствуют профессионалы, обладающие навыками психолого-педагогического сопровождения для реализации инклюзивной практики. Их миссия -поддерживать детей, испытывающих трудности в обучении по всем школьным предметам. Это и педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги-дефектологи, учителя-логопеды, и тьюторы [3]. Они помогают детям с ООП с домашним заданием, играют с ними и даже консультируют детей, когда это необходимо. Такие специалисты также могут посещать занятия и помогать учителям во время урока.

Считается, что инклюзивное образование лучше подходит для детей с ООП, чем специальное школьное образование. Поэтому Министерство просвещения предусматривает интеграцию детей с особыми потребностями в общество.

Чтобы понять, кто такие дети с ООП, перечислим наиболее частые расстройства, с которыми они сталкиваются [4]:

- дефицит внимания: они не могут сосредоточиться на уроке;

- дефицит движения: они не могут координировать свои движения;

- трудности в обработке визуальной и аудиальной информации: многие учащиеся испытывают трудности с распознаванием звуков речи, но легко распознают буквы и написанные слова;

- трудности в разработке когнитивных стратегий обучения: некоторые учащиеся не способны организовать свою деятельность и выработать свой собственный стиль обучения;

- нарушения устной речи: они являются результатом плохих лингвистических способностей, неразвитого словарного запаса;

- трудности с чтением: они испытывают трудности с распознаванием, расшифровкой и пониманием прочитанных слов;

- трудности с письмом: они не могут выполнять задания, связанные с написанием букв/слов/предложений/текста;

- математические трудности: у них плохо развиты математические навыки, им не хватает представлений о пространстве и времени, которые требуются при изучении этого предмета.

Для учителей иностранного (английского) языка наиболее распространенными трудностями, с которыми им приходится сталкиваться, являются нарушения коммуникации, трудности с чтением и письмом. Учителя не имеют никакой подготовки к преподаванию английского языка детям с ООП. Возможно, было бы полезно ввести лекции и практические занятия во время подготовки учителей в колледжах/институтах/университетах о том, как обучать детей с ООП. Тьюторы не могут взять на себя функции учителя английского языка, потому что большинство из них недостаточно владеют иностранным языком. Однако в процессе обучения учитель английского языка должен пользоваться поддержкой родителей, тьютора и даже школьного психолога.

Существуют определенные стратегии, которые учитель английского языка должен принимать во внимание. Например, урок должен быть спланирован в соответствии со следующими критериями:

- методика обучения английскому языку должна быть адаптирована для детей с ООП;

- учебный материал должен быть запоминающимся и привлекательным, но в то же время уместным и адекватным;

- учитель должен планировать дополнительное рабочее время с ребенком с ООП;

- учебная программа должна быть адаптирована для детей с ООП, а именно: следует исключить необходимость охвата всей учебной программы и сосредоточиться на развитии нескольких базовых навыков и умений;

- учитель вместе со специалистом по инклюзивному образованию должен составить индивидуальный учебный план для детей с ООП;

- урок английского языка должен быть интерактивным; акцент должен быть сделан на пении, игре, танцах, рисовании. Двигательные упражнения чрезвычайно полезны для детей с ООП, поскольку большинству из них трудно оставаться сосредоточенными или усидеть на месте. Атмосфера должна быть приятной, так как дети чувствуют себя некомфортно, работая под давлением, в стрессовых ситуациях или во время скучного занятия. Следует избегать абстрактных понятий, сложных грамматических правил, слишком частого исправления ошибок, поскольку всё это может демотивировать детей. Лексические или грамматические упражнения должны быть повторены столько раз, сколько потребуется. Дети с ООП должны знакомиться с английским языком, главным образом, посредством аудирования и чтения.

У детей, даже здоровых, существуют разные стили обучения, по этой причине учителям желательно ознакомиться со стилем обучения ребенка с ООП. Дети-кинестетики предпочитают движение во время обучения, дети-визуалы предпочитают чтение и картинки, дети-экстраверты любят групповую работу и обсуждения в классе, в то время как дети-интроверты предпочитают работать индивидуально. Очень важно, чтобы учителя корректировали ход урока, подстраиваясь под стиль обучения ребенка, особенно при работе с детьми с ООП. Типичный урок английского языка для детей с ООП должен быть акцентирован на слушании, игре, говорении, мимике, пении, танцах, актерском мастерстве и т.д. Используемые виды взаимодействия могут быть представлены в индивидуальной или групповой работе. Постоянные поощрения учителем детей с ООП очень важны при обучении иностранному (английскому) языку.

Целью данного исследования является доказательство того, что дети с ООП могут изучать английский язык как иностранный в системе общего образования, если учителя адаптируют учебную программу к потребностям детей и стилю обучения. Исследование проводится на 6 учителях английского языка, 20 родителях, 30 обычных детях и 10 детях с ООП из 7-го класса. Для него мы разработали специальные анкеты, вопросы которых приводятся ниже.

Учителя ответили на анкету, содержащую следующие вопросы:

1. Считаете ли вы инклюзивное образование полезным для детей с ООП? Приведите доводы в поддержку вашего мнения.

2. Должны ли учителя английского языка обучать детей с ООП без какой-либо предварительной подготовки?

3. Считаете ли вы, что дети с ООП замедляют темп обучения на уроке? Выскажите предложения по изменению этой ситуации.

Другая анкета была представлена для родителей обычных детей.

1. Считаете ли вы, что инклюзивное образование полезно для основного образования?

2. Считаете ли вы, что на вашего ребенка влияет присутствие в классе ребенка с ООП?

3. Одобрили бы вы дружбу и сотрудничество вашего ребенка с ребенком с ООП?

Анкета, предложенная детям с ООП, содержит следующие вопросы:

1. Нравится ли вам учиться с детьми, которые учатся лучше вас?

2. Считаете ли вы английский язык интересным? Хотели бы вы научиться разговаривать на нем?

3. Вы бы предпочли учиться в небольшой группе или со всем классом?

Обычные дети ответили на следующие вопросы:

1. Считаете ли вы детей с ООП тревожными?

2. Как вы думаете, узнали бы вы на уроке больше, если бы в вашем классе не было детей с ООП?

3. Согласились бы вы принять участие в мероприятиях, вовлекающих для обучения английскому языку детей с ООП?

Исследование проводилось в нескольких общеобразовательных школах г. Нижнего Тагила в седьмых классах в период с 1.11 по 26.11 2022 года. Анкета была применена для понимания восприятия учителями, родителями и учащимися детей с ООП. Ответы учителей показывают, что большинство из них считают, что инклюзивное образование никому не приносит пользы, поскольку обычные дети страдают от недисциплинированности детей с ООП, теряется время из-за трудностей с пониманием определенных правил, общая успеваемость в классе снижается из-за оценок, полученных детьми с особыми потребностями в обучении, а учебная программа не охвачена полностью, потому что урок нужно повторять несколько раз. С другой стороны, дети с ООП теряют уверенность в себе в общеобразовательном классе; они демотивированы, чувствуют себя недооцененными и подвергаются издевательствам со стороны обычных детей. Другими словами, большинство учителей считают, что детям с ООП место в специальных школах, где их должны обучать специалисты.

Что касается второго вопроса, то учителя считают, что трудность работы с детьми с ООП заключается в отсутствии у учителей опыта обращения ними в различных учебных ситуациях. Поэтому большинство из них согласны на дополнительное обучение для работы с детьми с ООП; в противном случае - это пустая трата времени. На семинарах либо практических занятиях должны быть представлены методы и приемы, используемые для работы с этими детьми.

Большинство учителей считают, что дети с ООП замедляют темп обучения на уроке, потому что им нужно больше времени, больше объяснений, а также более разнообразные упражнения, чем обычным детям. Они также признают, что иногда игнорируют потребности детей с ООП, потому что они работают под давлением учебной программы, которая должна быть пройдена к концу учебного года.

Ответы, предоставленные родителями обычных учеников, не показывают иного отношения к детям с ООП. Родители придерживаются того же мнения, связанного с внедрением инклюзивного образования, что и учителя; они считают, что это не очень хорошая идея. Они также полагают, что их дети тратят время впустую во время уроков, потому что учителям приходится давать дополнительные объяснения детям, которые ничего не понимают, а когда дело доходит до общения, они не хотели бы, чтобы их ребенок дружил с ребенком с ООП, поскольку он может плохо влиять на школьную успеваемость их ребенка.

Учащихся с ООП из 7-го класса также попросили высказать свое мнение. Их мнение не столь категорично, как мнение родителей и учителей. Было опрошено только 10 детей, потому что именно столько детей с ООП учатся в 7-х классах четырех школ, охваченных нашим исследованием. Их не беспокоит тот факт, что другие дети учатся лучше, чем они. Им нравится ходить в школу, и они в основном ценят такие предметы, как физическая культура, изобразительное искусство и музыка. Это доказывает, что они являются кинестетиками и визуалами, что негативно сказывается на математическом образовании. Говоря об английском языке, большинство из них заявляют, что не могут говорить по-английски, потому что это очень сложно, слишком много слов для изучения, много правил, и что учителя сердятся, когда они допускают ошибки. Школьники с ООП также замечают, что учителя работают только с теми детьми, которые хорошо говорят по-английски. Хотя они хотели бы понимать английский, потому что любят смотреть короткометражные фильмы на YouTube, которые не переводятся. Дети с ООП хотели бы петь и играть во время уроков английского языка. Они также слушают английские песни и хотели бы понимать их тексты. Хотя такие учащиеся признаются, что их обижают одноклассники, но они не хотели бы учиться в небольших группах или в другой школе. Занятия же со специалистами воспринимаются детьми с ООП как неприятные.

Последняя анкета была предложена обычным школьникам. Их ответы показали, что они не считают, что их одноклассники с ООП их как-то беспокоят, хотя иногда они раздражаются, потому что учителю приходится повторять объяснение несколько раз. Они даже считают забавным, когда дети с ООП начинают ходить во время урока или задают вопросы, не имеющие отношения к теме. Они не думают, что узнали бы больше, если бы в классе не было детей с ООП Обычные школьники даже говорят, что учителя не обращают на таких учащихся особого внимания, и когда у них возникают трудности, школьные специалисты предлагают им дополнительные занятия. Обычные дети хотели бы принять участие в мероприятиях по обучению английскому языку детей с ООП, потому что они считают, что это просто и весело.

Как видно из ответов, представленных в нашей выборке, учителя должны уделять больше внимания детям с ООП, а родителям следует быть более терпимыми, потому что дети способны понимать друг друга. Обе категории детей принимают других, находят удовольствие в совместной работе и готовы искать точки взаимодействия.

Для эксперимента были отобраны 26 испытуемых. 20 человек - обычные школьники и 6 человек - дети с ООП. Предварительный тест был проведен 8 ноября 2022 года и состоял из четырех заданий: одно по грамматике, одно по лексике, по одному заданию на чтение и написание сочинения. После оценки результатов предварительного теста экспериментальная группа (13 человек: 10 и 3 человека соответственно) посещала занятия по английскому языку с учителем, который прошел обучение по преподаванию английского языка в инклюзивных классах. Остальные ученики (13 человек) продолжали работать со своими учителями.

Результаты входного тестирования оказались не очень высокими, особенно у детей с ООП (таблица 1).

Таблица 1

Результаты экспериментальной группы до специально организованного обучения

Задание Отметка 2 Отметка 3 Отметка 4 Отметка 5

1 3 6 3 1

2 4 4 4 1

3 4 5 3 1

4 4 6 2 1

Лексика и грамматика, выбранные для входного тестирования, - это «Внешность и характер» [Spotlight 7]. В конце урока учащиеся должны уметь использовать лексику по теме в своих собственных предложениях, вести короткие диалоги, описывать человека и рассказывать о разных людях. Подробная технологическая карта урока не является целью данного исследования, поэтому мы обсудим только важные методы, использованные на уроках. Учитель активно применял реалии и визуальные образы, потому что у учеников с ООП есть визуальный интеллект [5]. Их просили повторить слова за учителем, нарисовать их и определить особенности внешности, указанные учителем в презентации. Они также использовали пантомимические игры, в которых учащиеся изображали человека, указанного на карточке. Учащиеся слушали песни о людях и пытались запомнить их. Затем они получили листы со словами, удаленными из песни, которые они должны были

заполнить. Поскольку учащиеся могли столкнуться с трудностями, они подпевали, выполняя задание. Учитель также тренировал навыки чтения. Дети читали короткий диалог, а затем разыгрывали его. Группы были однородны и состояли из обычных детей и детей с ООП. Мебель переставлялась, и ученикам было разрешено передвигаться во время занятия, чтобы дети-кинестетики чувствовали себя более комфортно. Разговорная речь также поощрялась с помощью устных выступлений, таких как презентации или игры в угадайку. Учитель описывает человека, а ученики должны угадать или наоборот. Игры-соревнования не поощрялись, так как они могли быть слишком демотивирующими для детей с ООП. Общая атмосфера характеризовалась как приятная и спокойная.

Через две недели дети пересдали тест. Тестовые задания были разнообразны и разрабатывались в соответствии с современными методами оценки, такими как: множественный выбор, истина/ложь и заполнение пробелов.

Детям было дано четыре упражнения: в первом упражнении они перечислили определенные слова под правильным заголовком, во втором упражнении они заполняли пробелы одним подходящим словом, в третьем упражнении они читали текст и отвечали на вопросы с помощью true/false, а в последнем упражнении описывали своего одноклассника.

Таблица 2

Результаты экспериментальной группы после специально организованного обучения

Задание Отметка 2 Отметка 3 Отметка 4 Отметка 5

1 0 1 6 6

2 0 2 8 3

3 0 2 6 5

4 0 3 6 4

Результаты улучшились (таблица 2), и у детей появилось более позитивное отношение к английскому языку. Они говорят, что английский - это весело, что здорово слушать иностранные песни и понимать, что они означают, уметь выразить что-то по-английски и т.д. Всем детям нравилось работать в парах и группах, а обычные дети оценили интерактивные занятия, проводимые с учителем.

Для лучшей иллюстрации проведенного исследования были сопоставлены результаты вводного и итогового испытаний. Средняя оценка за каждое задание предварительного теста была рассчитана и сравнена со средней оценкой за каждое задание итогового теста.

Выводы. В результате специально организованных уроков был сделан вывод о том, что детей с ООП можно обучать английскому языку, не помещая их в специальные школы. Изучение нового языка помогает им создавать когнитивные связи и приносит удовлетворение. Учителя английского языка должны адаптировать свои уроки к детям с ООП, вовлекать их в занятия в классе и использовать интерактивные методы. Эти методы полезны и для обычных школьников, поскольку они благоприятствуют общению и взаимодействию.

Литература:

1. Английский язык. 7 класс = Spotlight. 7. Student's book: учебник для общеобразовательных учреждений / [Ваулина Ю. Е. и др.]. - 4-е изд. - Москва: Просвещение: Express Publishing, 2011. - [152] с.

2. Больше половины детей с инвалидностью в России учатся в общеобразовательных школах. - 5 июля 2021. - URL: https://tass.ш/obschestvo/П826223_(дата обращения: 30.12.2022)

3. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г. Приходько и др. - Москва: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - 102 с.

4. Кирюшина, А.Н. Организация развивающего коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности / А.Н. Кирюшина, Е.Р. Железнова, Ю.И. Мамедова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2018. - 190, [1] с.

5. Инклюзивное образование: Методическое пособие для непрерывного обучения дидактических кадров, работающих в области инклюзивного образования детей / А. Ефтоди, А. Балан; коорд.: Д. Гыну; Проект "Интеграция детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные школы", Fondul de Investijii Sociale din Moldova, LUMOS (Protecting Children. Providing Solutions). - Кишинев: Б. и., 2016 (Tipogr. "Bons Offices"). - 128 с.

6. Специальные условия для обучения детей с ОВЗ. - URL: http://aksarka-mdou.ru/index.php/roditelyam/19-planrabot/1013-spes-usloviya (дата обращения: 27.12.2022).

7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 29.12.2022) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/708566b2fd52d51c70e2f0c8e02abb2d81a6c22e/ (дата обращения: 01.01.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.