УДК 373.1.02: 372.8
Ш
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ
С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Ацдатпа
Авторлар инклюзивт окытуды камтамасыз ету Ymrn ерекше бтм беру кажеттiлiктерi бар бала-лармен жумысты уйымдастыру бойынша усыны-стар беред^ бастауыш сынып м¥Fалiмшщ осындай жумысты уйымдастыруда кездесетш киындыкта-рын аныктайды, ездершш, сабак беру жэне окыту тэжiрибесiмен белюедг
Аннотация
Авторы дают рекомендации по организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями для обеспечения инклюзивного обучения, обозначают трудности, с которыми сталкивается учитель начальной школы при организации такой работы, делятся опытом своего преподавания и обучения.
Annotation
The authors make recommendations on the performance of children with special educational needs to ensure inclusive education, indicate the difficulties faced to a primary school teacher in organizing such work, and share their experience in teaching and а learning.
Инклюзивное образование интенсивно входит в практику образовательных учреждений, порождая при этом большое число проблем и новых задач.
Практически в любой школе обучаются ребята, которые испытывают проблемы в обучении, связанные с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими заболеваниями.
Они нуждаются в особенной помощи государства, семьи, преподавателей, что гарантирует им абсолютную и полную интеграцию в обществе, дает возможность особым образом изучать общеобразовательные дисциплины и приобрести необходимые для социализации навыки и умения.
Григорьева И.В.,
учитель начальных классов, СОШ № 32 г. Караганды,
Клишина Л.А.,
учитель начальных классов, СОШ № 83 им. Г. Мустафина г. Караганды,
Колова А.В.,
учитель начальных классов ОШ № 16 г. Сарани
Неггзгг свздер: ерекше б1л1м беру цажеттглгктерг, бастауыш мектеп, усыныстар, мэсе-лелер, инклюзивт1 оцыту.
Ключевые слова: особые образовательные потребности, начальная школа, рекомендации, проблемы, инклюзивное обучение.
Keywords: special educational needs, primary school, recommendations, problems, education.
inclusive §
£ <
m О
го £
« О
w «
О
О!
С
w
U
W
¡г1 S
[-4
о
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
Педагогу следует помнить о значимости преподавательского сопровождения детей с ООП. Необходимо своевременно выявлять трудности у детей, оказывать различные виды поддержки обучающимся с учетом отставания в формировании общественных либо познавательных возможностей [1, с.20].
Многочисленность категорий учащихся с ООП говорит о необходимости разнообразить условия для детей. Это очень важно для грамотной организации работы с учениками с ООП в школе.
Выделяют следующие рекомендации по обеспечению успешной работы с учащими с ООП:
• базирование на нормативно-правовой базе. Соблюдение всех прав детей;
• договор с родителями, где учтены права и обязанности всех субъектов образовательного маршрута в соответствии с особенностями обучающегося;
• организация взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны территориальной ПМПК, методического центра, органов социальной
^ защиты, организаций здравоохранения, < общественных организаций. С данными организациями взаимоотношения строем ятся с помощью договоров;
• непрерывная работа школьного
3
^ психолого-педагогического консилиума, | ПМПК[2];
§ • обеспечение организации образова-„ ния необходимыми специалистами, со-§ провождающими обучение и воспитание м ребенка с ООП;
• обеспечение важной информационен но-образовательной среды (компьюте-о
« ры, коммуникационные каналы, прог-^ раммные продукты, разработанные с ^ учетом особенных образовательных пом требностей ребят с ООП), присутствие ^ служб поддержки;
• соблюдение санитарных норм в ор-^ ганизации образования;
§ • создание педагогом эмоционально -
©
комфортной атмосферы, обучение в духе сотрудничества и принятия индивидуальности каждого ребенка;
• организация физкультурных минуток;
• создание ситуаций эмоционального комфорта;
• акцентирование внимания на успехах и победах;
• непрерывная работа классного руководителя с родителями (консультации, беседы)[3];
• работа с классным коллективом с целью толерантного отношения к учащемуся с ООП;
• организация коллективной творческой деятельности;
• осуществление индивидуализированного подхода к каждому ученику на уроках и во время специальных занятий;
• предотвращение усталости (чередование умственной и практической деятельности);
• применение в процессе обучения методов, которые могут максимально активизировать познавательную деятельность обучающихся, развитие речи, формирование необходимых способностей учебной деятельности;
• проведение предварительных занятий в системе коррекционных мероприятий (пропедевтический период) и гарантирование обогащения ребят знаниями об окружающем мире;
• проявление особого педагогического такта - постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности.
В нашей школе второй год открыт инклюзивный класс. Нас, учителей начальных классов, несмотря на большой педагогический опыт, работа с детьми с ООП немного пугала. Мы понимали, что при организации работы столкнемся со следующими проблемами:
• необходимость повышения квали-
фикации педагогических работников по вопросам реализации инклюзивного образования;
• необходимость адаптации учебных планов, учебных программ, поурочных планов к особым образовательным потребностям обучающихся;
• разработка системы мониторинга и оценивания результатов обучения детей с особыми образовательными потребностями, адаптация критериальной системы оценивания учебных достижений учащегося к условиям инклюзивного образования;
• организация «безбарьерной» среды;
• организация взаимодействия между всеми педагогами;
• изучение и применение передового международного опыта по вопросам инклюзивного образования.
Данные проблемы постепенно решались. Во-первых, благодаря курсу «Содержание и развитие инклюзивного образования в контексте реализации стандартов школьного обучения» АО «НЦПК «0РЛЕУ», преподаваемому Са-каевой А. Н., который помог понять, как грамотно организовать работу с детьми с ООП в начальной школе, как процесс обучения этих детей сделать радостным, желанным, позитивным.
Во-вторых, всевозможные семинары, организованные ГОРОО на базе школ, в которых функционируют инклюзивные классы, где учителя делятся своим ценным опытом.
На первом заседании МО были приняты ряд правил, связанных с контролем
успеваемости, облегчающих школьную адаптацию:
• при опросе обучающимся с ООП давать возможность отвечать в удобной для него форме (письменной или устной), возможно, на компьютере;
• при написании контрольной работы давать дополнительное время;
• принимать работу позже установленного срока;
• оценивать собственный прогресс ребенка, не сравнивая его с другими, на протяжении длительного времени.
В заключении нужно отметить, что отбор более подходящих путей, средств, методов с целью эффективного приспособления и интеграции ребят с ООП в общество - это задача каждого. А мы, учителя, должны показать ребёнку его возможности, помочь ему добиться результатов в деятельности, которая его интересует, помочь ему жить в этом большом увлечённом мире, уверенно идти по жизни, применяя все навыки, которые были привиты в школе.
ЛИТЕРАТУРА: s
1.Банч Г. Поддержка учеников с нару- < шением интеллекта в условиях обычно- ^ го класса. Пособие для учителей — М., ем РООИ «Перспектива», 2008. о
2. https://science forum. г u/20 13/ §
[т]
article/2013006660 (дата обращения: g 10.10.2020г.) g
3.https://nsportal.ru/shkola/materialy- ^ dlya-roditelei/library/2015/12/06/ § rekomendatsii-po-sozdaniyu-spetsialnyh w
(дата обращения: 08.08.2020г.) g
CD