Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
587
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
особые образовательные потребности / начальная школа / рекомендации / проблемы / инклюзивное обучение. / special educational needs / primary school / recommendations / problems / inclusive education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева И.В., Клишина Л.А., Колова А.В.

Авторы дают рекомендации по организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями для обеспечения инклюзивного обучения, обозначают трудности, с которыми сталкивается учитель начальной школы при организации такой работы, делятся опытом своего преподавания и обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева И.В., Клишина Л.А., Колова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work with students with special educational needs in primary school

The authors make recommendations on the performance of children with special educational needs to ensure inclusive education, indicate the difficulties faced to a primary school teacher in organizing such work, and share their experience in teaching and а learning.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 373.1.02: 372.8

Ш

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ацдатпа

Авторлар инклюзивт окытуды камтамасыз ету Ymrn ерекше бтм беру кажеттiлiктерi бар бала-лармен жумысты уйымдастыру бойынша усыны-стар беред^ бастауыш сынып м¥Fалiмшщ осындай жумысты уйымдастыруда кездесетш киындыкта-рын аныктайды, ездершш, сабак беру жэне окыту тэжiрибесiмен белюедг

Аннотация

Авторы дают рекомендации по организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями для обеспечения инклюзивного обучения, обозначают трудности, с которыми сталкивается учитель начальной школы при организации такой работы, делятся опытом своего преподавания и обучения.

Annotation

The authors make recommendations on the performance of children with special educational needs to ensure inclusive education, indicate the difficulties faced to a primary school teacher in organizing such work, and share their experience in teaching and а learning.

Инклюзивное образование интенсивно входит в практику образовательных учреждений, порождая при этом большое число проблем и новых задач.

Практически в любой школе обучаются ребята, которые испытывают проблемы в обучении, связанные с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими заболеваниями.

Они нуждаются в особенной помощи государства, семьи, преподавателей, что гарантирует им абсолютную и полную интеграцию в обществе, дает возможность особым образом изучать общеобразовательные дисциплины и приобрести необходимые для социализации навыки и умения.

Григорьева И.В.,

учитель начальных классов, СОШ № 32 г. Караганды,

Клишина Л.А.,

учитель начальных классов, СОШ № 83 им. Г. Мустафина г. Караганды,

Колова А.В.,

учитель начальных классов ОШ № 16 г. Сарани

Неггзгг свздер: ерекше б1л1м беру цажеттглгктерг, бастауыш мектеп, усыныстар, мэсе-лелер, инклюзивт1 оцыту.

Ключевые слова: особые образовательные потребности, начальная школа, рекомендации, проблемы, инклюзивное обучение.

Keywords: special educational needs, primary school, recommendations, problems, education.

inclusive §

£ <

m О

го £

« О

w «

О

О!

С

w

U

W

¡г1 S

[-4

о

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

Педагогу следует помнить о значимости преподавательского сопровождения детей с ООП. Необходимо своевременно выявлять трудности у детей, оказывать различные виды поддержки обучающимся с учетом отставания в формировании общественных либо познавательных возможностей [1, с.20].

Многочисленность категорий учащихся с ООП говорит о необходимости разнообразить условия для детей. Это очень важно для грамотной организации работы с учениками с ООП в школе.

Выделяют следующие рекомендации по обеспечению успешной работы с учащими с ООП:

• базирование на нормативно-правовой базе. Соблюдение всех прав детей;

• договор с родителями, где учтены права и обязанности всех субъектов образовательного маршрута в соответствии с особенностями обучающегося;

• организация взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны территориальной ПМПК, методического центра, органов социальной

^ защиты, организаций здравоохранения, < общественных организаций. С данными организациями взаимоотношения строем ятся с помощью договоров;

• непрерывная работа школьного

3

^ психолого-педагогического консилиума, | ПМПК[2];

§ • обеспечение организации образова-„ ния необходимыми специалистами, со-§ провождающими обучение и воспитание м ребенка с ООП;

• обеспечение важной информационен но-образовательной среды (компьюте-о

« ры, коммуникационные каналы, прог-^ раммные продукты, разработанные с ^ учетом особенных образовательных пом требностей ребят с ООП), присутствие ^ служб поддержки;

• соблюдение санитарных норм в ор-^ ганизации образования;

§ • создание педагогом эмоционально -

©

комфортной атмосферы, обучение в духе сотрудничества и принятия индивидуальности каждого ребенка;

• организация физкультурных минуток;

• создание ситуаций эмоционального комфорта;

• акцентирование внимания на успехах и победах;

• непрерывная работа классного руководителя с родителями (консультации, беседы)[3];

• работа с классным коллективом с целью толерантного отношения к учащемуся с ООП;

• организация коллективной творческой деятельности;

• осуществление индивидуализированного подхода к каждому ученику на уроках и во время специальных занятий;

• предотвращение усталости (чередование умственной и практической деятельности);

• применение в процессе обучения методов, которые могут максимально активизировать познавательную деятельность обучающихся, развитие речи, формирование необходимых способностей учебной деятельности;

• проведение предварительных занятий в системе коррекционных мероприятий (пропедевтический период) и гарантирование обогащения ребят знаниями об окружающем мире;

• проявление особого педагогического такта - постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности.

В нашей школе второй год открыт инклюзивный класс. Нас, учителей начальных классов, несмотря на большой педагогический опыт, работа с детьми с ООП немного пугала. Мы понимали, что при организации работы столкнемся со следующими проблемами:

• необходимость повышения квали-

фикации педагогических работников по вопросам реализации инклюзивного образования;

• необходимость адаптации учебных планов, учебных программ, поурочных планов к особым образовательным потребностям обучающихся;

• разработка системы мониторинга и оценивания результатов обучения детей с особыми образовательными потребностями, адаптация критериальной системы оценивания учебных достижений учащегося к условиям инклюзивного образования;

• организация «безбарьерной» среды;

• организация взаимодействия между всеми педагогами;

• изучение и применение передового международного опыта по вопросам инклюзивного образования.

Данные проблемы постепенно решались. Во-первых, благодаря курсу «Содержание и развитие инклюзивного образования в контексте реализации стандартов школьного обучения» АО «НЦПК «0РЛЕУ», преподаваемому Са-каевой А. Н., который помог понять, как грамотно организовать работу с детьми с ООП в начальной школе, как процесс обучения этих детей сделать радостным, желанным, позитивным.

Во-вторых, всевозможные семинары, организованные ГОРОО на базе школ, в которых функционируют инклюзивные классы, где учителя делятся своим ценным опытом.

На первом заседании МО были приняты ряд правил, связанных с контролем

успеваемости, облегчающих школьную адаптацию:

• при опросе обучающимся с ООП давать возможность отвечать в удобной для него форме (письменной или устной), возможно, на компьютере;

• при написании контрольной работы давать дополнительное время;

• принимать работу позже установленного срока;

• оценивать собственный прогресс ребенка, не сравнивая его с другими, на протяжении длительного времени.

В заключении нужно отметить, что отбор более подходящих путей, средств, методов с целью эффективного приспособления и интеграции ребят с ООП в общество - это задача каждого. А мы, учителя, должны показать ребёнку его возможности, помочь ему добиться результатов в деятельности, которая его интересует, помочь ему жить в этом большом увлечённом мире, уверенно идти по жизни, применяя все навыки, которые были привиты в школе.

ЛИТЕРАТУРА: s

1.Банч Г. Поддержка учеников с нару- < шением интеллекта в условиях обычно- ^ го класса. Пособие для учителей — М., ем РООИ «Перспектива», 2008. о

2. https://science forum. г u/20 13/ §

[т]

article/2013006660 (дата обращения: g 10.10.2020г.) g

3.https://nsportal.ru/shkola/materialy- ^ dlya-roditelei/library/2015/12/06/ § rekomendatsii-po-sozdaniyu-spetsialnyh w

(дата обращения: 08.08.2020г.) g

CD

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.