УДК 376.2
Н. П. Артюшенко
РОЛЬ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена развитию инклюзивного образования как современного направления в педагогике. Анализируется роль психолого-медико-педагогической комиссии в организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Описан опыт обучения детей дошкольного и школьного возраста с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, психолого-медико-педагогическая комиссия, особые образовательные потребности, реабилитация, комплексная диагностика.
Данная статья посвящена развитию в городе Томске современного направления в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья -инклюзивного образования и роли психолого-ме-дико-педагогической комиссии в организации реабилитационных услуг средствами данного образования. Статья написана по результатам исследования обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных и специальных учреждениях с целью определения оптимальных условий обучения для этой категории учащихся. Данные результаты легли в основу создания муниципальной нормативно-правовой базы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, расширения сети услуг в их образовании и развития в Томске нового направления -инклюзивного образования.
Инклюзивное, или включенное образование, -термин, используемый для описания процесса обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных (массовых) учреждениях. В его основе лежит идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но при этом создает специальные условия для детей с особыми образовательными потребностями [1]. Основным правовым документом, регламентирующим обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, является Закон Российской Федерации «Об образовании». Статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья устанавливает психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - ПМПК).
Л. С. Выготский назвал состояние ребенка с ограниченными возможностями здоровья «социальным вывихом» и обозначил его как основную причину отставания ребенка в развитии, т. к. нарушения в развитии приводят к искажению связи с социумом и культурой как источником развития [2]. По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы
решения образовательных задач на каждом возрастном этапе. «Принципиально важно сегодня признание всеми специалистами доказанного отечественной и признанного мировой наукой положения о том, что ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность ребенка с ограниченными возможностями здоровья непосредственно связаны не с первичным нарушением, а именно с “социальным вывихом”» [3].
Помимо проведения комплексной диагностики в понятие «помощи» включается, на наш взгляд, и организация реабилитационных услуг для этой категории детей, которые помогли бы преодолеть «социальный вывих» и осуществить восстановление ребенка с ограниченными возможностями здоровья в праве на наследование социального и культурно-исторического опыта, которое у любого ребенка всегда реализуется только в сфере образования.
Для определения целей и задач реабилитации через образование детей с различными нарушениями ключевым является понятие «особые образовательные потребности». Исходя из того, что первичное нарушение в развитии ребенка (слуха, зрения, центральной нервной системы) приводит к ситуации «социального вывиха», смысл термина «ребенок с особыми образовательными потребностями» заключается в ответе на вопрос, в чем же именно нуждается ребенок в процессе специального образования. Реабилитация средствами образования с точки зрения Е. Л. Гончаровой и
О. И. Кукушкиной [3] предполагает решение следующих задач:
- раннее, с момента рождения, выявление отставания в развитии;
- коррекционно-развивающее обучение сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка;
- устранение уже возникших и предупреждение новых «социальных вывихов»;
- введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач раз-
вития ребенка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника;
- построение «обходных путей» для достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
- осуществление регулярного контроля выбранной программы обучения реальному уровню развития ребенка;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
- пролонгированный процесс специального образования на протяжении всей жизни, хотя с возрастом его задачи будут принципиально меняться;
- обучение специалистов разного профиля работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, компетентными в решении задач коррекции развития ребенка в ходе его обучения;
- обязательное участие родителей в процессе реабилитации ребенка.
Совершенно очевидно, что чем лучше решаются эти задачи средствами образования, тем выше потенциальные возможности интеграции ребенка с нарушениями в развитии в общество, тем более он подготовлен к самостоятельной взрослой жизни, т.е. социально компетентен. При выборе вида образовательного учреждения (массового или специального) необходимо по отношению к каждому конкретному ребенку с ограниченными возможностями здоровья ответить на вопрос, могут ли быть обеспечены там его особые образовательные потребности. Право выбора принадлежит родителям, обязанность же специалистов ПМПК - обнаружить и сделать ясными для родителей все особые образовательные потребности их ребенка, которые должны быть обеспечены в процессе его обучения. Сужение деятельности ПМПК к диагностике и рекомендациям, когда реальное образовательное пространство ребенка с ограниченными возможностями здоровья не интересует специалистов комиссии, - это вчерашний день, который ничего общего не имеет с современной философией инклюзивного образования, направленной на включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в нормальную жизнь. В Томске эти функции выполняет городская психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - ГПМПК), которая является структурным подразделением психо-лого-педагогической службы в системе образования города. Участие ГПМПК в развитии инклюзивного образования реализуется по нескольким направлениям:
1. Развитие нормативно-правовой базы. Методистами городского научно-методического центра и членами ГПМПК разработан, а департаментом образования администрации г. Томска утвержден пакет документов, определяющий порядок выявле-
ния, отбора, устройства в образовательные учреждения и курирование образовательного процесса детей с особенностями развития:
- положения «О городской психолого-медико-педагогической комиссии», «О логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения», «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»;
- приказы «О создании городской психолого-медико-педагогической комиссии», «Об утверждении примерного договора о совместной деятельности по обучению детей с отклонениями в развитии в общеобразовательном учреждении», «О курировании образовательного процесса детей с отклонениями в развитии в ОУ г. Томска»;
- инструктивно-методическое письмо «О едином подходе к обучению детей с нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку».
2. Разные пути выявления детей с ограниченными возможностями здоровья:
- 79 % от всех выявленных детей, прошедших
обследование в ГПМПК, направлены в комиссию психолого-медико-педагогическим консилиумом
образовательного учреждения (далее - ПМПк ОУ). Целью ПМПк ОУ является определение и организация адекватных условий обучения и воспитания детей в соответствии с их специальными образовательными потребностями. Создание ПМПк ОУ позволило сократить количество выявленных детей с особыми образовательными потребностями школьного возраста в 2.4 раза, так как многие проблемы в обучении детей стали решаться образовательным учреждением самостоятельно;
- 11 % детей проходят обследование в ГПМПК по инициативе родителей;
- 9 % направлены службами социальной защиты населения. Необходимость привлечения социальных служб города к работе комиссии возникла вследствие исследования социального статуса, материального положения семей, образовательного ценза родителей детей, проходящих обследование в ГПМПК. Выявленные дети дошкольного возраста в 81 % случаев были из полных, в 97 % случаев из благополучных семей, в 95 % случаев - из семей с 1-2 детьми. При этом 40 % родителей имели высшее образование, 38 % - среднее специальное. Выявленные дети школьного возраста, не справляющиеся с программой общеобразовательной школы, в 50 % случаев были из неполных семей, 31 % - из неблагополучных семей, 20 % - из многодетных семей. Высшее образование имели только 9 % родителей, среднее специальное - 23 %. Из выявленных детей школьного возраста только 27 % посещали дошкольные образовательные учреждения. Для исправления ситуации нами было подпи-
сано соглашение о сотрудничестве с учреждениями социальной защиты населения с целью выявления детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих ДОУ, из семей, находящихся в социально опасном положении;
- 0.3 % детей приходят в ГПМПК самостоятельно.
3. Скрининговое обследование детей от 1.5 до 3.5 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения, проводится ГПМПК с целью раннего выявления нарушений развития и предоставления реабилитационных образовательных услуг. Ранняя диагностика и коррекция помогают преодолеть или значительно ослабить проявления нарушений, тем самым в дальнейшем дадут возможность ребенку обучаться успешно в общеобразовательном учреждении.
4. Создание условий для целенаправленного коррекционного обучения с момента выявления проблем в развитии. Устройство детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в образовательные учреждения города осуществляется с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ГПМПК в общеобразовательные и специальные дошкольные образовательные учреждения, группы, логопедические пункты для детей с тяжелыми нарушениями речи. В образовательных учреждениях организовано психолого-педагогическое сопровождение этой категории детей.
В 2008/2009 учебном году в системе дошкольного образования г. Томска функционировали дошкольные образовательные учреждения компенсирующего, комбинированного, общеразвивающего видов (инклюзивное образование). В этих учреждениях получали реабилитационные услуги дети с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, нарушениями интеллекта, нарушением зрения, со сложными дефектами. 102 ребен-ка-инвалида воспитывались в детских садах общеразвивающего вида в системе инклюзивного образования.
Дети, которым противопоказано посещение дошкольного учреждения по состоянию здоровья, могут посещать коррекционно-развивающие занятия в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства по индивидуальному графику (локальная инклюзия).
Дети «группы риска» раннего возраста, выявленные ГПМПК, получают реабилитационные услуги в детских садах по месту пребывания.
Дети дошкольного возраста из семей, находящихся в социально опасном положении, не посещающие детские сады, проходят подготовку к обу-
чению в школе в подготовительных и диагностических классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В первой половине дня с ними занимается учитель по специальной программе, во второй - учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, проводятся воспитательные мероприятия. Пребывание в школе, все занятия, лечение, питание - бесплатные. 91 % детей из подготовительных и диагностических классов обучаются в дальнейшем в общеобразовательных школах в системе инклюзивного образования. Процесс обучения этих детей курируется специалистами ГПМПК.
5. Использование специфических средств обучения, индивидуализированная помощь в обучении.
Дети с тяжелыми нарушениями поведения, общения в сочетании с нарушениями речи, интеллекта, познавательной деятельности обучаются в классах для детей со сложными дефектами наполняемостью пять человек. Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель начальных классов, воспитатель работают с каждым ребенком по очереди индивидуально в первую половину дня, во вторую половину дня дети находятся с воспитателем и помощником воспитателя. Главная задача первого года обучения таких детей - научить их слушать учителя, выполнять его инструкции, работать по образцу. Индивидуальная работа позволяет детям учиться в школе, а не на дому, а родителям, наконец, выйти на работу. После формирования произвольной сферы и уточнения диагноза, который при обычной процедуре обследования невозможно определить из-за поведения ребенка, комиссия определяет дальнейшую программу обучения и рекомендует образовательное учреждение.
Для решения проблемы обучения детей с нарушениями письменной речи в общеобразовательных учреждениях приказом департамента образования утверждено инструктивно-методическое письмо «О едином подходе к обучению детей с нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку». Индивидуальный подход предусматривает снижение темпа и объема выполнения письменных заданий детьми с нарушением письменной речи, определены критерии оценивания письменных работ этой категории детей. Дети освобождаются от контрольных срезов по выполнению норм техники чтения. Справки на индивидуальный подход выдает ГПМПК.
С целью оптимизации процесса обучения детей с задержкой психического развития нами совместно с Сибирским государственным медицинским университетом проведены исследования по эффективности их обучения. Исследования показали, что наиболее эффективно процесс обучения этой кате-
гории детей проходит в условиях специального образования в начальной школе и общего инклюзивного образования в средних и старших классах. Эти дети в 5-м классе чувствуют себя в системе инклюзивного общего образования достаточно комфортно и справляются с программой вполне удовлетворительно.
6. Пролонгированность процесса обучения и выход за рамки школьного возраста. С 2007 г. городская психолого-медико-педагогическая комиссия по приказу департамента образования администрации г. Томска обследует всех выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида. 56 % выпускникам рекомендовано обучение в 7-м классе учебно-консультативного пункта общеобразовательной школы при профессионально-техническом училище.
7. Обеспечение подготовки педагогических кадров по выявлению и коррекции развития ребенка в ходе обучения. Это условие реабилитации осуществляется ГПМПК в форме курирования образовательного процесса на основании приказа департамента образования администрации г. Томска, в котором общеобразовательные учреждения распределены между членами комиссии. Согласно приказу кураторы организуют работу в образовательных учреждениях по следующим направлениям:
- просвещение педагогических работников образовательных учреждений по вопросам обучения, воспитания, коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья;
- консультирование педагогов с целью определения путей реабилитации конкретных детей с проблемами в обучении и поведении.
Кроме этого, члены ГПМПК проводят учебные занятия на факультете повышения квалификации Томского государственного педагогического университета для учителей и воспитателей по проблемам инклюзивного образования.
8. Обязательное включение родителей в процесс реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов. С этой целью члены ГПМПК проводят консультации для родителей, решают проблемные вопросы обучения детей в общеобразовательных и специальных шко-
лах. Читают лекции для родителей в образовательных учреждениях и на курсах для родителей в филиале открытого государственного педагогического университета им. М. Шолохова.
В основе всей деятельности городской психоло-го-медико-педагогической комиссии лежит работа с родителями. И основные задачи еще на стадии выявления: завоевать доверие родителей, привлечь на свою сторону, убедить в целесообразности рекомендаций комиссии и, главное, доходчиво объяснить сущность поставленного диагноза и права родителей на обучение ребенка с особыми образовательными потребностями.
9. Отработка моделей инклюзивного образования на региональных экспериментальных площадках в муниципальной общеобразовательной школе и детском саду комбинированного вида г. Томска. Научное и методическое руководство площадками осуществляется членами ГПМПК. В рамках эксперимента составлена программа курсов повышения квалификации по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе» (72 ч.), по которой обучены учителя средней общеобразовательной школы № 54. Лекции читали специалисты ГПМПК. Составлены учебные программы обучения детей с задержкой психического развития в соответствии с рекомендациями научноисследовательского института коррекционной педагогики с учетом принципов инклюзивного образования. Проведена психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья, участвующих в эксперименте. На основе полученных данных разработаны индивидуальные коррекционно-развивающие программы.
Для реализации данных моделей необходимо формирование в обществе инклюзивной философии, которая провозглашает ценность каждого члена общества, обеспечивает равное отношение ко всем людям. С этой целью специалисты ГПМПК участвуют в городских, региональных, российских и международных мероприятиях, посвященных проблемам образования, освещают вопросы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в средствах массовой информации.
Список литературы
1. Что такое инклюзивное (включающее) образование? По материалам Альянса правозащитных организаций «Спасите детей». Сайт «Save the children» Copyright © 2008 ГОУ СОШ № 1299 г. Москва
2. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.
3. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями. По материалам сайта http://www.ise.iip.net
Артюшенко Н. П., доцент.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 15.06.2009.
N. P Artyushenko
THE ROLE OF PSYCHOLOGICAL-MEDICAL-PEDAGOGICAL COMMISSION IN REHABILITATION OF THE DISABLED CHILDREN WITH THE RESOURCES OF INCLUSIVE EDUCATION
Given article is devoted to development inclusive education as modem direction in pedagogy. The role of the psychological-medical-pedagogical commission in the organization of training of children with the limited opportunities of health is analyzed. Experience of training children of preschool and school age with special educational needs is described.
Key words: inclusive education, limited opportunities of health, psychological-medical-pedagogical commission, special educational needs, rehabilitation, complex diagnostics.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomsk Region, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]