Научная статья на тему 'НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ'

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / STATE PROGRAM / INCLUSIVE EDUCATION / PSHYCO-MEDI CAL-PEDAGOGICAL CONSULTATION / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / SPECIAL CONDITIONS FOR EDUCATION / МЕМЛЕКЕТТіК БАГДАРЛАМА / ИНКЛЮЗИВНА БіЛіМ БЕРУ / ПСИХОЛОГИЯЛЫқ-МЕДИЦИНАЛЫқ-ПЕДАГОГИКАЛЫқ КЕңЕСі / ЕРЕКШЕ қАЖЕТТіЛіКТЕРі БАР БАЛАЛАР / БіЛіМ АЛУ үШіН ЕРЕКШЕ ЖАГДАЙЛАР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ержолова Ж.А., Сакаева А.Н.

Представлены результаты социологического исследования на предмет выявления затруднений педагогических работников в вопросах взаимодействия с психолого-медико-педагогической консультацией и организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Освещены новые направления развития инклюзивного образования в свете задач Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ержолова Ж.А., Сакаева А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW DIRECTIONS OF INCLUSIVE EDUCATION DEVELOPMENT: QUESTIONS AND ANSWERS

The results of sociological research to determine difficulties of pedagogical employees in issues of interaction with physco-medical-pedagogical consultations and organization of work of children with special educational needs are presented. New directions of inclusive education development in accordance with State program of education and science development in Republic of Kazakhstan for 2020-2025 are shown.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ»

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 376

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Ацдатпа

Педагог и калы к кызметкерлердщ пси-хологияльщ-медициналык-педагогикалык кенеамен езара байланысы мэселеа бой-ынша жэне ерекше бшм беру кажепиик-Tepi бар балалармен ж^мысты ^йымдасты-рудыц киындыктарын аньщтау бойынша элеуметпк зерттеу нэтижелер! ^сынылган. Казахстан Республикасынын, 6ijii\i жэне гылымды дамытудьщ 2020-2025 жылдарга арналган мемлекетпк багдарламасыныц мшдеттерше байланысты инклюзивп 61Л1М беруд1 дамытудьщ жаца багыттары айкын-далды.

Аннотация

Представлены результаты социологического исследования на предмет выявления затруднений педагогических работников в вопросах взаимодействия с психолого-медико-педагогической консультацией и организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Освещены новые направления развития инклюзивного образования в свете задач Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы.

Annotation

The results of sociological research to determine difficulties of pedagogical employees in issues of interaction with physco-medical-pedagogical consultations and organization of work of children with special educational needs are presented. New directions of inclusive education development in accordance with State program of education and science development in Republic of Kazakhstan for 2020-2025 are shown.

Ержолова Ж. A.,

руководитель, Карагандинская областная психолого-медико-педагогическая консультация, г. Караганда

Сакавеа А.Н.,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры дошкольного воспитания и социализации личности,

филиал АО «НЦПК «Орлеу» 5

ИПКПР по Карагандинской области»,

г. Караганда §

о

Иег 'пг '1 свздер: мемлекеттж багдарлама, Z инклюзивпп бшм беру, психологиялыц-меди- S циналыц-педагогикальщ кецес/, ерекше ца- § жеттШктерi бар балалар, бшм алу j гит ^ ерекше жагдайлар. w

Ключевые слова: государственная про- и

грамма, инклюзивное образование, психо- g

лого-медико-педагогическая консультация, q

дети с особыми образовательными потреб- о

ностями, специальные условия для получе- с

Е 1

ния образования.

Keywords: state program, inclusive edu- ^ cation, pshyco-medica I-pedagogical con- §

r)

sulfation, children with special educational e needs, special conditions for education.

о

(о)

о)

В рамках реализации организациями образования Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы (далее - Программа) особую актуальность приобретает задача по обеспечению безопасной и комфортной среды обучения. Для решения данной задачи Программой предусмотрен ряд мер, в том числе переход деятельности психолого-медико-педагогических консультаций (далее - ПМПК) от «медицинской» к «педагогической» модели. Деятельность ПМПК будет направлена на определение образовательных потребностей детей [ 1 ].

Для организации конструктивного взаимодействия и эффективной посткурсовой поддержки педагогических работников в новых условиях специалистами Карагандинской областной ПМПК и филиала АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Карагандинской области было проведено социологическое исследование на предмет выявления затруднений в вопросах организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями и взаимодействия с § ПМПК.

® Исследование было проведено в янва-§ ре-феврале 2020 года, в нем приняли уча-<; стие 173 педагогических работника г. Ка-§ раганды, Сарани, Шахтинска, Абайского и 3 Каркаралинского районов Карагандинской м области. Респондентам была предложена § анкета, включающая следующие вопросы: С 1. Какие категории детей с особыми § образовательными потребностями могут и обучаться в условиях инклюзивного обра-^ зования?

О 2. Что такое специальные условия для О получения образования детьми с особыми О образовательными потребностями? Какие ^ специальные условия созданы в вашей ор-3 ганизации образования?

3. Какими нормативно-правовыми

о документами следует руководствоваться

О

О при создании и реализации специальных

О условий для получения образования деть-

§ ми с особыми образовательными потреб-

ностями?

4. В чем суть социально-педагогического подхода в оценке и удовлетворении особых образовательных потребностей детей?

5. В чем особенность организации обучения детей с нарушением интеллекта в общеобразовательной школе?

6. Все ли дети с инвалидностью относятся к детям с особыми образовательными потребностями?

7. В каких случаях детям с особыми образовательными потребностями необходимо повторное обследование в ПМПК?

8. В каком возрасте дети с особыми образовательными потребностями могут пойти в школу?

9. Могут ли дети с особыми образовательными потребностями, обучающиеся на дому, посещать отдельные уроки в школе?

10. Кто принимает решение о том, в какой организации образования будет обучаться ребенок с особыми образовательными потребностями?

Представим результаты анализа данных анкетирования. Наибольшие трудности педагоги испытывали в вопросах нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования (вопросы №3, №8, №10), понимании социально-педагогического подхода в оценке и удовлетворении особых образовательных потребностей детей (вопрос №4), указании особенностей организации обучения детей с нарушением интеллекта (вопрос №5), разграничении понятий «дети-инвалиды» и «дети с особыми образовательными потребностями» (вопрос №6). Результаты анализа данных анкетирования выглядят следующим образом: 24% респондентов не смогли ответить на предложенные вопросы, 64% опрошенных ответили частично верно, 12% анкетируемых представили верные ответы.

По приведенным выше результатам исследования, полученным в ходе анкетирования и обработки его данных, в целом был сделан вывод о недостаточной осве-

домлённости педагогических работников в вопросах организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями и взаимодействия с ПМПК в меняющихся условиях. Вышеизложенное обусловило необходимость проведения разъяснительной работы с организациями образования, внесения дополнений в содержание курсов повышения квалификации по инклюзивному образованию, тщательному отбору тематики и содержания посткурсовых мероприятий. Настоящая статья является частью данной работы. Представим квалифицированные ответы специалистов на обозначенные выше вопросы, ряд из которых будут освещены в контексте деятельности ПМПК по Карагандинской области.

Какие категории детей с особыми образовательными потребностями могут обучаться в условиях инклюзивного образования? Все дети с особыми образовательными потребностями могут обучаться в условиях инклюзивного образования в детском саду общеразвивающего типа или средней общеобразовательной школе по месту жительства. Никаких ограничений нет.

В настоящее время детей с особыми образовательными потребностями можно объединить в три группы. Первая группа - дети с ограниченными возможностями (с тяжелыми нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройствами аутис-тического спектра). Вторая группа - дети, чьи особые образовательные потребности обусловлены эмоциональными и поведенческими проблемами, а также специфическими трудностями в развитии и обучении при сохранном интеллекте. Это самая многочисленная группа. Третья группа - дети, проблемы в обучении которых обусловлены микросоциальной и педагогической запущенностью (дети из неблагополучных семей, отдаленных сельских районов), мигранты, оралманы и т.д. Важно отметить,

что особые образовательные потребности детей второй и третьей групп удовлетворяются организациями образования самостоятельно без заключения ПМПК по решению педагогического совета школы. Только первая группа детей с ограниченными возможностями обследуется в ПМПК и получает заключение с рекомендациями по обучению и коррекционно-пе-дагогической поддержке.

На сегодняшний день не посещают детский сад и общеобразовательную школу дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью. Они обучаются по специальным учебным программам в реабилитационном центре (РЦ), кабинетах психолого-педагогической коррекции (КППК), получая при этом глубоко индивидуализированную комплексную психолого-педагогическую помощь.

Что такое специальные условия для получения образования детьми с особыми образовательными потребностями? Инклюзивное образование предполагает обучение детей в детском саду общеразвивающего типа либо средней общеобразовательной школе по месту жительства в шаговой доступности от дома. Как только в детский сад или школу принят ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив начинает работу по созданию специальных условий для получения образования, то есть начинает внедрять инклюзивную практику. А именно:

• индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, которая выражается в обучении по сокращенной (адаптированной) общеобразовательной либо по индивидуальной (специальной) программе;

• организацию психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса: занятия с учите-лем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом и другими специалистами в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей ребенка;

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• вариативность в оценке учебных достижений, которая предполагает иные критерии оценивания учебных достижений детей с особыми образовательными потребностями, нежели нормативно развивающихся.

Какими нормативно-правовыми документами следует руководствоваться при создании и реализации специальных условий для получения образования детьми с особыми образовательными потребностями? Нормативно-правовая основа инклюзивного образования в Республике Казахстан полностью сформирована, начиная от Закона «Об образовании» до Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов. На сегодняшний день исключение составляет один документ - Типовые штаты работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц. Подготовлен проект данного документа, который предполагает включение в штатные расписания общеобразовательных школ, детских садов единиц тьютора либо педагога-ассистента (для некоторых групп детей с особыми образовательными потребностями). Также будет определена норма включения (на какое количество детей, для каких категорий детей) тьюторов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов и других специалистов службы психолого-педагогического сопровождения.

В чем суть социально-педагогического подхода в оценке и удовлетворении особых образовательных потребностей детей? Долгие годы в Республике Казахстан преобладал медицинский подход, который заключался в том, что проблема и трудности обучения заложены в самом ребенке, и поэтому он «ненормальный, дефективный, недееспособный». Оценка была фокусирована на медицинский диагноз, а обучение ориентировано на коррекцию недостатков развития. Новый педагогический подход заключается в том, что оценка фокусируется на потребностях ребенка, а обучение -

на образовательной поддержке и адаптации факторов окружающей среды, т.е. в создании специальных условий для получения образования. В рамках перехода к педагогической модели сопровождения детей с особыми образовательными потребностями будут меняться заключения ПМПК. В рекомендациях на получение образования ребенком будут фигурировать только три типа учебных программ: общеобразовательная, сокращенная (либо адаптированная в зависимости от принятых изменений в законодательстве), индивидуальная [2, 3]. Ранее выдавалась рекомендация «обучение по индивидуальной специальной учебной программе и индивидуальному учебному плану для детей с легкой или умеренной умственной отсталостью». Таким образом, рекомендация обучения по индивидуальной программе ставит учителя в позицию независимости от медицинского диагноза, учитель отталкивается в обучении ребенка от его индивидуальных особенностей, возможностей, что хорошо и давно ему знакомо. Это реализация принципов личност-но ориентированного, индивидуального и дифференцированного подходов, а это компетенция учителя. Именно педагог школы будет первым оценивать образовательные потребности ребенка, необходимость реализации индивидуального подхода, специального психолого-педагогического сопровождения, сокращения общеобразовательной программы. И только при констатации безуспешности всех проведенных мероприятий по поддержке ученика в течение двух-трех четвертей учебного года школа направит ребенка в ПМПК. Таким образом, полномочия школы и педагогов в вопросах психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями существенно расширены.

В чем особенность организации обучения детей с нарушением интеллекта в общеобразовательной школе? Дети с нарушением интеллекта (легкой и умеренной умственной отсталостью) обучаются

Ш

по специальным учебным программам, не ориентированным на государственный общеобязательный стандарт образования. Освоение программ не является обязательным, дети не остаются на повторный год обучения. Дети с умственной отсталостью получают заключение ПМПК на обучение в условиях инклюзивного образования в школе по месту жительства по индивидуальной учебной программе с сопровождением дефектолога (олигофренопедагога), логопеда, психолога (в зависимости от потребностей ребенка), по завершению обучения в средней общеобразовательной школе получают аттестат государственного образца серии БТ.

Следует добавить неколько слов касательно перспектив использования в профессиональной деятельности специалистов термина «умственная отсталость». Официальный журнал Всемирной психиатрической организации «Вопросы психиатрии» сообщает, что после одобрения МКБ-11 Всемирной ассамблеей здравоохранения в мае 2019 года государства-члены Всемирной организации здравоохранения перейдут от МКБ-10 к МКБ-11 с предоставлением отчетности по статистике здравоохранения на основе новой системы, которая начнется с 1 января 2022 года. Основные изменения в МКБ-11 включают переименование умственной отсталости в МКБ-10, которая была устаревшим и стигматизирующим термином, неадекватно охватывающим диапазон форм и этиоло-гий, связанных с этим состоянием, в расстройства интеллектуального развития [4]. Таким образом, термин «умственная отсталость» будет официально существовать до 1 января 2022 года.

Все ли дети с инвалидностью относятся к детям с особыми образовательными потребностями? Организации образования при подаче сведений о детях с особыми образовательными потребностями нередко относят к этой группе детей, имеющих инвалидность. Вместе с тем, далеко не все дети с инвалидностью относятся к груп-

пе детей с особыми образовательными потребностями. Инвалидность напрямую не влечет за собой появление у ребенка особых образовательных потребностей и трудностей в освоении общеобразовательных программ. Инвалидность - показатель состояния здоровья. Так, в Карагандинской области проживает более 5 200 детей с инвалидностью, и лишь чуть более 2000 детей от общего числа относятся к детям с особыми образовательными потребностями, то есть они испытывают трудности в получении образования, для них требуется создание специальных условий.

К сожалению, в некоторых организациях образования имеют место факты, когда при наличии справки об инвалидности ребенка направляют в ПМПК для получения заключения, что является неправомерным. В ПМПК следует направлять детей, имеющих ограниченные возможности (психофизические нарушения), которые препятствуют их успешному обучению. В случае, если наличие инвалидности и состояние здоровья ребенка никак не влияют на успешность обучения, если ребенок не испытывает затруднений при освоении ^ общеобразовательной программы, ему не ® требуются специальные условия обучения, § значит у ребенка нет особых образователь- <: ных потребностей. §

В каких случаях детям с особыми об- ¡3 разовательными потребностями необхо- м димо повторное обследование в ПМПК? § Заключение ПМПК действительно до тех д пор, пока те рекомендации, которые в нем § указаны, актуальны для ребенка. То есть: и повторное обследование в ПМПК прово- ¡5 дится только в том случае, когда имеется о необходимость в изменении типа образо- о вательной программы, условий обучения и о воспитания. В настоящее время для детей ^ школьного возраста рекомендуется еле-дующая периодичность обследования в §

ПМПК: в 1, 4 и 9-ом классе. Аналогично о

©

в ситуации с дошкольным воспитанием и О обучением. Срок пребывания детей с осо- О быми образовательными потребностями в §

а:

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

1т1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

условиях специальных либо инклюзивных групп детского сада определяется решением службы психолого-педагогического сопровождения и/или педагогическим советом дошкольной организации образования. Таким образом, детям с особыми образовательными потребностями, зачисленными в детские сады и общеобразовательные школы, не нужно проходить обследование в ПМПК ежегодно. Ребенок направляется повторно педагогами детского сада или школы в ПМПК исключительно в случае необходимости изменения и уточнения особых образовательных потребностей ребенка и, соответственно, для изменения выданных ранее рекомендаций.

В каком возрасте дети с особыми образовательными потребностями могут пойти в школу? В статье 11 Закона РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» сказано, что «в соответствии с заключением психолого-медико-педагогических консультаций и индивидуальным планом обучения дети с ограниченными возможностями могут получать начальное и основное среднее образование с семи-десятилетнего возраста» [5]. Таким образом, дети с особыми образовательными потребностями в зависимости от готовности ребенка и решения родителей могут пойти в 1-ый класс в 7-10 лет. Соответственно, в классе предшкольной подготовки дети с проблемами в развитии могут обучаться в 6-9 лет.

Могут ли дети с особыми образовательными потребностями, обучающиеся на дому, посещать отдельные уроки в школе? Все дети, обучающиеся на дому, имеют право посещать отдельные уроки в школе по своему желанию, исходя из своих интересов, в зависимости от самочувствия и, в некоторых случаях, по согласованию с лечащим врачом. Дети, обучающиеся на дому, являются полноправными членами детского коллектива и могут принимать активное участие в жизни класса, проведении внеклассных и воспитательных меро-

приятий. Данное положение регламентировано учебным планом для обучающихся на дому.

Кто принимает решение о том, в какой организации образования будет обучаться ребенок с особыми образовательными потребностями? На основании статьи 49 Закона Республики Казахстан «Об образовании» исключительно родители принимают решение о том, в каком детском саду или школе будет обучаться их ребенок [6]. В течение многих лет по результатам обследования в ПМПК выдавалось два документа: заключение и направление в организацию образования (здравоохранения либо социальной защиты). В настоящее время услуга по выдаче направления аннулирована. Это сделано, прежде всего, для того, чтобы статья 49 Закона «Об образовании» была реализована в полной мере.

Далее обратимся к вопросу актуализации содержания образовательных программ курсов повышения квалификации педагогических работников по инклюзивному образованию. На сегодняшний день одним из ключевых документов, служащих основой для разработки образовательных программ, является Профессиональный стандарт «Педагог», утвержденный приказом Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Мьгрзахметовьгм А.И. №133 от 8 июня 2017 года (далее - Стандарт). Профессиональный стандарт «Педагог» — это рамочный документ, в котором определены основные требования к квалификации, компетенциям, содержанию, качеству и условиям труда педагога. Данный документ также является ориентиром для разработки оценочного материала при сертификации педагогов и выработки критериев их квалификаций по уровням соответствия.

В Стандарте выделены пять трудовых функций педагога:

1) обучающая;

2) воспитывающая;

3) методическая;

боты с детьми с особыми образовательными потребностями.

4) исследовательская;

5) социально-коммуникативная.

В соответствии с принципами инклюзии при выполнении указанных выше функций педагог должен проявлять способность противостояния любым видам дискриминации, применять методы первичной диагностики потенциала обучающихся, определять и применять методы и приемы обучения с учетом потребностей и возрастных особенностей обучающихся, осуществлять индивидуальный подход в обучении, применять стратегии дифференциации в обучении с учетом способностей обучающихся, применять методы и приемы рефлексии, выявления затруднений и коррекции деятельности обучающихся [7]. В Стандарте неоднократно повторяются требования к любому педагогу: проявлять приверженность к высшим социальным ценностям, к идеям гуманистической педагогики, оказывать педагогическую поддержку лицам с особыми образовательными потребностями. Таким образом, Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких, как готовность учить всех без исключения детей вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Из сказанного выше следует, что актуализация содержания образовательных программ курсов повышения квалификации педагогических работников тесно связана с переходом на педагогическую модель сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Образовательные программы должны быть направлены на развитие психолого-педагогических, социальных и других компетенций педагогов для определения и обеспечения особых образовательных потребностей детей. В свою очередь, посткурсовое сопровождение необходимо направить на удовлетворение индивидуальных профессиональных потребностей педагогов для успешной ра-

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 988.

- http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000988 (дата обращения: 21.12.2019)

2. Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595. -http:// adilet.zan.kz/rus/docs/V 1800017657 (дата обращения: 21.12.2019)

3. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе: Метод, рекомендации / Елисеева ИГ., Ерсарина А.К. - Алматы: ННПЦ КП, 2019. -96 с.

4. Geoffrey М. Reed, Michael В. First, Сагу S. Kogan и соавт. Нововведения и изменения в классификации психических, g поведенческих расстройств и расстройств Е развития нервной системы. Всемирная § психиатрия // Вопросы психиатрии. - 2019. < -№1.-С. 3-19. §

5. О социальной и медико-педагоги- 3 ческой коррекционнои поддержке детей м с ограниченными возможностями. Закон q Республики Казахстан от 11 июля 2002 д года N 343. - http://adilet.zan.kz/rus/docs/ § Z020000343 (дата обращения: 21.12.2019) и

6. Об образовании. Закон Республики g Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III. q

- adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319 (дата о обращения: 10.01.2020) о

7. Профессиональный стандарт «Пе- g дагог». Приложение к приказу Предсе- s дателя Правления Национальной палаты § предпринимателей Республики Казахстан о

«Атамекен» № 133 от 8 июня 2017 года. О

и

- https://atameken.kz (дата обращения: о 10.01.2020)

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.