Научная статья на тему 'Развитие профессиональной компетентности специалистов в области инклюзивного образования'

Развитие профессиональной компетентности специалистов в области инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2244
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL COMPETENCE / INCLUSIVE EDUCATION / PSYCHOLOGICAL / MEDICAL AND EDUCATIONAL SPECIAL COMMISSION / CORPORATE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубарева Татьяна Григорьевна

В статье рассматриваются проблемы инклюзивного образования и раскрываются вопросы развития профессиональной компетентности специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений в процессе корпоративного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубарева Татьяна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of professional competence of specialists in the field of inclusive education

This article examines the problems in the field of inclusive education and reveals the questions of the development of specialists' professional competence of psychological, medical and educational special commissions in educational institutions during the process of corporate education.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной компетентности специалистов в области инклюзивного образования»

РАЗДЕЛ X КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378.02

Татьяна Григорьевна Зубарева

Директор Курского областного центра психолого-медико-социального сопровождения. [email protected], Курск

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Tatyana Grigor ’evna Zubareva

The chief of Kursk regional center of psychological, medical and social support, [email protected], Kursk

THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF INCLUSIVE EDUCATION

Кризисные явления в обществе не могли не сказаться на состоянии здоровья населения. Падение уровня жизни и отсутствие адекватной компенсации негативных факторов природной и социальной среды привели к увеличению хронически больных детей.

Растет заболеваемость детскими инфекциями, увеличивается распространенность врожденных аномалий и пороков развития. Специалисты считают, что детская заболеваемость будет расти. Как показывают исследования, возможности детей с умственными и физическими ограничениями в сфере образования, трудоустройства, обеспечения жильем, участия в социальной, культурной, экономической и политической жизни страны значительно сужены. Демократические преобразования, происходящие в России, процесс вхождения в мировое экономическое сообщество также обусловили изменение отношения общества к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья и привели к осознанию необходимости их более широкой интеграции в социум. Для решения этих проблем необходим комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья, к обеспечению качества образования, воспитания и социальной защиты детей.

В осуществление этой задачи должны включиться службы психолого-медико-социального сопровождения, действующие в общеобразовательных школах, медицинских учреждениях, учреждениях социального обеспечения, а также психолого-педагогические и медико-социальные Центры.

Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании» предусмотрено создание условий получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов к гражданам с отклонениями в развитии (п. 6 ст. 5).

В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья, по оценкам Минобрнауки России, составляют 450 тыс. человек (более 4,5% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях). Получают образование 250 тыс. детей-инвалидов (140 тыс. детей обучаются в общеобразовательных школах, 40 тыс. детей - на дому и только около 70 тыс. детей в системе специального образования). Таким образом, примерно 45% (200 тыс.) детей-инвалидов школьного возраста не обучаются вовсе [7, с. 14].

Согласно данным Минобрнауки России, в стране около 29 тыс. детей-инвалидов с нарушением умственного развития. 1/3 из них изолированы от общества в детских домах-интернатах системы социальной защиты, где они лишены права на получение образования и обречены на личностную и социальную депривацию.

Детям с ограниченными возможностями практически невозможно получить образование в специальных (коррекционных) учреждениях по месту жительства, поскольку последние не только составляют менее 4% от общего числа общеобразовательных учреждений, но и существуют далеко не повсеместно. Вследствие этого 70% (166,4 тыс.) их контингента вынуждено обучаться в условиях проживания в интернатах [7, с. 14].

В круг особо обсуждаемых в последнее время вопросов входит оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным Министерства здравоохранения и социального развития, доля здоровых новорожденных за последние 10 лет снизилась приблизительно на 10% и составляет 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% - имеют перинатальную патологию. Кроме того, необходимо отметить постоянный рост числа детей из социально неблагополучных семей и детей с нарушениями в психическом и физическом развитии

Современные научные исследования доказывают, что определяющими для развития ребенка являются первые два-три года жизни.

Представления о возможностях коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии на этапе раннего возраста значительно расширились под воздействием нейрофизиологических и психологических открытий последней четверти ХХ в. Одно из таких открытий - выявление в мозгу новорожденного нейронов, ожидающих стимуляции. Это означает, что такие нейроны будут работать только при наличии побуждения извне. На основе их работы у ребенка будут формироваться определенные навыки и умения. Если же стимул для работы отсутствует, нейроны работать не будут и со временем совсем утратят эту способность. Ожидающие стимуляции ней-

роны также принимают участие в развитии слуха, в развитии движений и даже в развитии эмоций.

Другое, не менее важное, открытие сделано в области нейропсихологии. Это открытие так называемых «окон возможностей», подтвердившее психологические представления о наличии сенситивных периодов в развитии. В первые три года жизни чувствительность ребенка к восприятию некоторых факторов воздействия просто поразительна. В частности, это относится к человеческой речи. Этот феномен связан с особенностями функционирования активно развивающихся в младенчестве мозговых структур.

Ослабленное зрение или слух, недостаточная двигательная активность могут серьезно мешать развитию ребенка. Задача специалистов по оказанию ранней помощи состоит в выявлении патологии на раннем этапе, диагностике, проведении коррекционной работы и сопровождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. По материалам, представленным Министерством образования и науки Российской Федерации, в специальных (коррекционных) классах при общеобразовательных учреждениях обучаются свыше 187,9 тыс. детей, в том числе 26,7 тыс. детей - умственно отсталых, 148,7 тыс. - с задержкой психического развития, 7,5 тыс. - с физическими недостатками. При этом число детей, обучающихся в специальных (коррекционных) классах для умственно отсталых детей, за последние 15 лет увеличилось почти в 4 раза, в классах для детей с задержкой психического развития - более чем в 3 раза.

Деятельность областного государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Курский областной центр психолого-медико-социаль-ного сопровождения», направлена на выявление в раннем возрасте детей с ограниченными возможностями здоровья, а также оказание помощи таким детям, их родителям, образовательным учреждениям, осуществляющим обучение, воспитание, коррекционно-педагогическую деятельность по сопровождению детей, имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Курским центром психолого-медико-социального сопровождения собраны сведения об обучении детей в различных образовательных учреждениях Курской области. Приведенные в статье данные представлены районными отделами образования на начало 2008-2009 учебного года.

По этим сведениям, общее количество детей в возрасте до 18 лет, проживающих на территории Курской области, составляет 191101 человек, из них - 3141 детей-инвалидов. В общеобразовательных учреждениях области обучается 105126 детей, из них - 1173 детей-инвалидов. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-VIII вида обучаются 998 детей, из них - 436 детей-инвалидов. В специальных (коррекционных)

классах 1-УШ вида обучаются 1958 детей, из них - 63 с ограниченными возможностями здоровья. В общеобразовательных классах массовых школ по специальным (коррекционным) программам обучаются 233 ребенка, из них - 15 детей-инвалидов. На дому обучаются 679 детей, из них - 436 детей-инвалидов. В Курской области 458 детей школьного возраста не охвачены обучением, из них - 232 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (рис. 1).

2500

2000

1500

1000

500

0

1958

998

И-=4 67£ )

114С 458

^6- 233 3 —I—--15 — 6- тИ . — 232

1

□ Всего детей школьного возраста

11 Из них детей-инвалидов

Рис. 1. Сведения по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями в Курской области

1 - обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях

2 - обучаются в специальных (коррекционных) классах 1-УШ вида общеобразовательных учреждений

3 - обучаются по программам VII и УШ вида в общеобразовательных классах

4 - обучаются на дому

5 - не обучается детей школьного возраста

Приведенные данные говорят о давно назревшей необходимости внедрения инклюзивного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.

С учетом успешной практики образовательных систем развитых стран решающим направлением образования детей с ограниченными возможностями здоровья является развитие инклюзивного образования.

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является одним из основных прав человека и что оно создает основу для справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование независимо от их индивидуальных качеств или проблем.

Инициативы в области инклюзивного образования касаются детей, которые в прошлом были лишены или ограничены в выборе возможностей получения образования.

Движение за образование для всех возникло с момента принятия Всемирной декларации об образовании, где определены основные элементы «расширенного подхода» к базовому образованию (Джомтьен, Таиланд, 1990 г.).

Десятилетия спустя после принятия Джомтьенской декларации такой подход был вновь подтвержден во время проведения Всемирного форума по образованию в Дакаре, на котором рассматривался прогресс в достижении целей Образования для всех (Всемирный форум по образованию, 2000 г.). Участники Форума подчеркнули, что по-прежнему существуют препятствия в области образования для групп, находящихся в неблагоприятном положении, и призвали предпринять конкретные меры для устранения этих препятствий.

Летом 1994 г. более 300 представителей 92 государственных и 25 международных организаций встретились в Саламанке (Испания), чтобы обсудить вопросы инклюзивного образования. Участники этой встречи, организованной правительством Испании при поддержке ЮНЕСКО, приняли Декларацию Саламанки о принципах, политике и действиях в сфере специального образования, а также руководство к действию. Ключевой тезис Саламанки -дети с особыми учебными потребностями имеют доступ к обычным школам, которые приспособлены к их особенностям и ориентированы на нужды ребенка в выборе педагогических методов.

В декларации Саламанки 1994 г. утверждается: «Инклюзивные школы открыты для всех - для каждого ребенка и подростка. Инклюзивные школы приспосабливаются подо всех детей, вне зависимости от психологических, умственных, социальных, эмоциональных, языковых или любых других особенностей. В них могут обучаться дети с инвалидностью и особыми дарованиями; дети, работающие и живущие на улицах; дети кочевых народов и народов, живущих в изолированных условиях; на крайнем севере или в горах; дети, принадлежащие к языковому, этническому или культурному меньшинству; дети из необеспеченных регионов и ущемленных в правах социальных групп».

Исследования, проведенные в европейских странах, показали, что в школах, практикующих инклюзивное образование, повысилась успеваемость всех учеников, а не только детей с особыми образовательными потребностями. Школа - это микромодель общества, и, исключая определенных детей из школы, общество предопределяет их последующее исключение из жизни общества. Приоритет инклюзивного образования закреплен в Конвенции ООН о правах инвалидов, в том числе и для детей-инвалидов, и открывает дорогу к их социальной интеграции.

Важно, что доступ детей с ограниченными возможностями к более качественным образовательным услугам увеличит их долю среди претендентов на получение среднего и высшего профессионального образования и приведет к улучшению их шансов на рынке труда. Кроме того, совместное обучение здоровых детей и детей-инвалидов способствует формированию

у школьников практического гуманизма, толерантности, навыков помощи ближнему. Это само по себе является важнейшим образовательным результатом [8, с. 23].

Российская педагогика предпринимает шаги, направленные на эволюционные изменения в образовании, связанные с включением детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения (Л. И. Аксёнова, И. М. Бгажнокова, Н. С. Грозная, Л. Н. Давыдова, И. В. Искрук, В. В. Коркунов, Н. Н. Малофеев, Н. М. Назарова, Л. М. Шипицина и др.).

В исследованиях ученых «инклюзия» рассматривается как процесс изменения образовательного учреждения, направленный на устранение барьеров для равноправного и открытого участия всех детей в учебном процессе и жизни школы. Новое понимание прав детей с особыми потребностями обязанностей общества по отношению к ним вполне закономерно привело и к изменению правового статуса их родителей [6, с. 29].

Инклюзия увеличивает степень участия каждого ученика в академической и социальной жизни школы, а также уменьшает возможность изоляции учеников. Инклюзия напрямую касается всех детей, не только особо уязвимых групп, таких, как дети с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Многообразие и непохожесть детей рассматриваются не как проблема, требующая решения, а как важнейший ресурс, который необходимо использовать в образовательном процессе. Ученик, находящийся в режиме инклюзивного образования, является центральной фигурой в учебном плане. Инклюзия направлена на улучшение образовательного учреждения не только для детей, но и для работников. В инклюзивном образовании реализуется гибкая методика преподавания предметов, оптимальная образовательная среда, открытость образовательного процесса и стратегий образования.

Инклюзия в образовании включает в себя:

- признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов;

- повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;

- реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;

- избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;

- анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников; проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;

- различия между учениками - это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;

- признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;

- улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов;

- признание того, что инклюзия в образовании - это один из аспектов инклюзии в обществе.

Одним из основных барьеров, которые тормозят введение инклюзии, является негативное отношение к ней. Зачастую, негативное отношение меняется тогда, когда люди видят положительную роль инклюзии на практике.

Основные ценности инклюзивного образования - это взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека, взаимопомощь, возможность учиться друг у друга, возможность помочь себе и людям в своем сообществе.

Международный опыт показывает, что развитие системы инклюзивного образования - долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности и комплексного подхода для ее реализации.

Инновационная инклюзивная деятельность в образовании сегодня - это необходимое условие для повышения качества образования, подготовки конкурентоспособного и мобильного специалиста, это принципиальные изменения в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров. Учителя часто оказываются в замешательстве от того, что им нужно будет учить ребенка даже с незначительными нарушениями развития и поведения; они признаются, что не знают, как организовать его обучение и вообще «что с ним делать»; нет методических учебных пособий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Соответственно, задачей системы повышения квалификации специалистов, осуществляющих инклюзивное образование, становится подготовка педагогов к работе в инновационных условиях, то есть обеспечение их готовности действовать в ситуациях, не предполагающих опоры на прошлый опыт. Без создания безбарьерной среды и подготовки соответствующих педагогических кадров обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях превратится в формальность.

Система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров призвана ориентироваться на реализацию приоритетных направлений в области инклюзивного образования, среди которых: приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества инклюзивного образования в соответствие с требованиями современного общества; выявление всех заинтересованных сторон в инклюзивном образовании с учетом их интересов и потребностей; адаптация к новым условиям профессиональной деятельности в сфере инклюзивного образования; обес-

печение современной профессионально значимой информацией; создание условий для обеспечения уровня компетентности педагога, способного самостоятельно действовать в широкой сфере профессиональной деятельности, принимать адекватные решения в нестандартных ситуациях, осуществлять осознанный выбор из имеющихся в его распоряжении разнообразных способов деятельности.

На наш взгляд, одним из ведущих условий включения инклюзии в образовательный процесс является корпоративное обучение педагогического коллектива, в частности, специалистов психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). ПМПк создаются на базе образовательного учреждения любого типа и вида в соответствии с письмом Министерства образования РФ №27/901-6 от 27.03.2000 г. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединенных для психолого-медико-педагогичес-кого сопровождения обучающихся с недостатками в физическом и (или) психическом развитии, проблемами в обучении и воспитании.

В состав ПМПк образовательного учреждения входят: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, учитель с большим опытом работы, социальный педагог, врач.

Практика подтверждает, что наиболее эффективно метод психолого-пе-дагогического и медико-социального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения может быть осуществлен в результате качественной деятельности ПМПк.

Основные направления деятельности консилиума - комплексное изучение личности ребенка с использованием диагностических методик, психологического, педагогического, клинического обследования; выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости; оказание помощи в решении проблем в обучении, воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременная интеграция их в классы, работающие по основным образовательным программам, при положительной динамике и компенсации недостатков в развитии; выявление потенциальных (резервных) возможностей ребенка, а также выбор первоочередных коррекционных задач и оптимальных путей их решения [1, с. 36].

В настоящее время в образовательных учреждениях Курской области активно осваивается опыт организации ПМПк как одной их эффективных форм сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Анализ статистических данных показывает, что за последние годы количество ПМПк в образовательных учреждениях Курской области значительно увеличилось (рис. 2).

Рис. 2. Количество психолого-медико-педагогических консилиумов, действующих в образовательных учреждениях Курской области

По нашему мнению, эффективность включения инклюзии в образовательный процесс школы обусловлена качеством повышения квалификации всего педагогического коллектива, результативностью корпоративного обучения специалистов ПМПк.

Целью корпоративного повышения квалификации членов ПМПк является создание условий для подготовки конкурентоспособного, социально и профессионально мобильного педагога, готового эффективно действовать в изменяющихся инновационных условиях, в частности, в реализации инклюзивного образования. Корпоративное обучение имеет широкий спектр возможностей и преимуществ: согласование позиций ценностных, целевых, содержательных, технологических между членами педагогического коллектива; обучение данных специалистов без отрыва от основного вида деятельности; возможность проведения обучения педагогов в форме «погружения» в осваиваемые технологи. Специалисты ПМПк имеют возможность опробовать новые способы решения проблем, методы и технологии обучения в конкретной профессиональной деятельности.

Правильно организованная подготовка и переподготовка специалистов ПМПк при переходе к инклюзивному образованию должна удовлетворить потребности в формировании социально активного и адаптирующегося к изменяющимся условиям жизни и деятельности как педагога, так и ученика.

Осуществление инклюзивного образования предъявляет к специалистам ПМПк высокие требования. Широкий круг профессиональных обязанностей и диапазон их действий (консультация, диагностика, коррекция и т. д.), к творческому выполнению которых они должны быть подготовлены, обусловливает особое значение развития профессиональной компетентности каждого учителя и специалистов ПМПк, осуществляющих педагогическую деятельность в образовательном учреждении.

Понятие «профессиональная компетентность педагога» широко рассматривалось в отечественной психолого-педагогической литературе 90-х гг. XX в. Одни исследователи связывают профессиональную компетентность с понятием культуры (Е. В. Бондаревская, Е. В. Попова, А. И. Пискунов); другие - с уровнем профессионального образования (Б. С. Гершунский); определяют её как одно из субъектных свойств личности, обуславливающее эффективность профессиональной деятельности (Д. М. Гришин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. И. Пискунов и др.); рассматривают компетентность как систему, включающую знания, умения и навыки, профессионально-значимые качества личности, обеспечивающие выполнение профессиональных обязанностей (Т. Г. Браже,

Н. И. Запрудский). Несмотря на различия в подходах к определению сущности данного понятия, большинство исследователей рассматривают профессиональную компетентность педагога как системное явление и под этим термином понимают сложное интегративное личностное образование, обуславливающее возможность успешно осуществлять профессиональную деятельность.

В настоящее время в отечественной педагогике сложился компе-тентностный подход в сфере общего и профессионального образования (Е. Я. Коган, А. А. Пинский, Е. И. Сахарчук, В. В. Сериков, И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин и др.). Компетентностный подход в качестве цели и результата обучения определяет формирование ключевых компетенций различного уровня, выражающихся в дальнейшем в профессиональной деятельности как компетентность.

В большинстве публикаций последних лет, касающихся профессиональной компетентности (И. А. Зимняя, О. М. Бобиенко, Г. В. Никитина,

А. П. Тряпицына и др.), содержится та или иная трактовка ее структуры и состава ключевых компетентностей или компетенций, необходимых современному человеку (ученику, студенту, специалисту). Несмотря на то, что формированию профессиональной компетентности и ключевых компетенций специалистов в педагогических исследованиях уделяется достаточно много внимания, процесс формирования инклюзивной компетентности специалистов ПМПк пока не изучался.

Профессиональная компетентность специалистов ПМПк - один из факторов, оказывающих существенное влияние на сохранение и развитие потенциала образовательного пространства детей с ограниченными возможностями здоровья, на адаптацию современных образовательных учреждений к динамически изменяющимся условиям, на инклюзивную деятельность, на обеспечение нормального функционирования процесса образования и воспитания. От нее принципиально зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс психолого-педагогической коррекции и психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как будут раскрыты возможности и способности ученика, каковы

перспективы взаимодействия и конкретные формы сотрудничества ребенка и педагога.

Процесс формирования компетентного специалиста для инклюзивного образования является одной из главных проблем современной психологии и педагогики. Компетентность учителя приобретает в последние годы все большую актуальность в связи с тем, что постоянно трансформируется социальный опыт, реконструируется сфера образования, появляются всевозможные разновидности авторских педагогических систем, возрастает уровень запросов социума к специалисту.

Объектом профессиональной деятельности специалистов ПМПк является обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическая диагностика и сопровождение участников образовательного процесса. Виды и задачи профессиональной деятельности специалистов ПМПк отражены в табл. 1.

Таблица 1

Виды и задачи профессиональной деятельности специалистов ПМПк

Вид профессиональной деятельности Задачи профессиональной деятельности

1 2

Проектно- педагогическая Составление планов коррекционно-педагогической работы и графиков коррекционного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогическая Прогнозирование результатов коррекционного обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья; анализ их учебных и личностных достижений с использованием современных средств оценивания результатов обучения; сочетание процесса обучения с практикой формирования ценностных ориентации личности.

Научно- методическая Сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности; обоснованный выбор образовательной программы, учебно-методического обеспечения и их адаптация к условиям конкретного образовательного процесса; планирование коррекционноразвивающей работы с учетом специфики разделов программы, структуры нарушения у ребенка и в соответствии с учебным планом; анализ педагогической деятельности и ее совершенствование.

Коррекционно- развивающая Коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; компенсация утраченных или ограниченных возможностей в условиях личностно ориентированного подхода к обучению и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья; реализация программ совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей.

Окончание таблицы

1 2

Диагностико- консультативная Психолого-педагогическая диагностика детей, результатов коррекционно-педагогической работы; консультирование учащихся с ограниченными возможностями здоровья, родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения.

Образовательная Осуществление процесса коррекционно-развивающего обучения; использование современных технологий обучения; прогнозирование результатов обучения, воспитания и развития детей; анализ их учебных и личностных достижений с использованием современных средств оценивания результатов обучения; формирование ценностных ориентаций, гражданских и патриотических убеждений, толерантности; создание и поддержка благоприятной образовательной среды, способствующей достижению целей обучения, воспитания и развития.

Социально- педагогическая Осуществление педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения детей, подготовка их к сознательному выбору профессии; организация и развитие внутриколлективных и межличностных отношений; взаимодействие с родственниками детей, оказание им помощи в семейном воспитании; планирование и проведение мероприятий по профилактике отклонений в социальном поведении подростков в процессе обучения и воспитания.

Культурно- просветительская Формирование общей культуры учащихся; обеспечение охраны жизни и здоровья в образовательном процессе; распространение опыта работы.

На наш взгляд, корпоративная система повышения квалификации специалистов ПМПк перспективна в форме модульной структуры учебных курсов. К достоинствам модульной программы относится единая и удобная методология построения программы, возможность вариативности под потребности слушателей, открытость путем разработки дополнительных модулей, возможность изучения отдельных модулей по выбору в системе непрерывного повышения квалификации, а так же по мере наработки комплектов учебно-методических материалов по отдельным модулям.

Перечислим некоторые из них:

- теоретико-методологические и нормативно правовые основы инклюзивного образования (научно-методическая и нормативно-правовая международная, европейская и российская база);

- особенности развития детей с психофизическими нарушениями, их потребности, возможности и пути коммуникации;

- психолого-педагогическая диагностика и наблюдение в педагогическом процессе;

- обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (тематический модуль по работе с конкретной категорией детей: сла-

бовидящих, слабослышащих, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития).

Программа повышения квалификации специалистов ПМПк в области инклюзивного образования требует применения активных форм и методов обучения: тренингов, практикумов, дискуссий, педагогических мастерских, междисциплинарных консилиумных разборов, обучения на рабочих местах, игрового моделирования проблемных ситуаций; просмотра и анализа видеофильмов о новейших достижениях в области нейрофизиологии, объясняющих трудности обучения различных групп детей; использования мультимедийных технологий, видеосюжетов, иллюстрирующих специфику и динамику коррекционно-психологических методов, видеопособий, специализированных компьютерных программ при обучении разных категорий детей.

По нашему мнению, модульная система корпоративного обучения специалистов ПМПк поможет привести в соответствие с потребностями и потенциалом виды и темпы образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечить качественное образование для всех учащихся путем разработки индивидуальных планов обучения, способствовать эффективному осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, принять организационные меры и разработать стратегию внедрения инклюзивного образования.

Понимание инклюзивного образования как будущего развития Российской образовательной системы в целом находит своих сторонников в Курской области. Управленческий персонал, учителя приходят к осознанию важности и необратимости процесса включения всех детей в единое образовательное пространство, с учетом потенциала обучения каждого учащегося.

Процессы интеграции идут в Курской области давно, но осуществляется эта деятельность пока стихийно, так как отсутствует нормативная база. В образовательных учреждениях, особенно в сельской местности, в штат многих учебных заведений не введены ставки педагогов-психологов, учителей логопедов, социальных педагогов, совсем нет учителей-дефектологов, педагогов сопровождения.

Наибольшее развитие в учебных заведениях Курской области получила частичная интеграция, при которой в школах открываются специальные коррекционные классы для детей с нарушением зрения, задержкой психического развития, умственной отсталостью. При этом дети обучаются по специальным коррекционным программам отдельно от остальных сверстников и привлекаются для совместной с ними деятельности только на общешкольные мероприятия. Важно и то, что большая часть педагогических работников, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, не прошла переподготовки, т. е. является недостаточно профессионально компетентной.

Мы считаем, что решения о реализации инклюзивного образования в Курской области должны разрабатываться при полном использовании всех местных ресурсов. Начинать эту работу следует с развития профессиональной компетентности специалистов психолого-медико-педагогичес-ких консилиумов как основных проводников инклюзии в образовательные учреждения.

Библиографический список

1. Бейсова, В. Е. Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе [Текст] / В. Е. Бейсова. - Ростов н/Д, 2008. -283 с.

2. Бондаревская, Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория [Текст] / Е. В. Бондаревская // Школа духовности. - 1999. - № 5. - С. 41-52.

3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -2003. - № 5. - С. 1-39.

4. Интегрированное обучение и сопровождение детей с особыми нуждами в общеобразовательной школе [Текст] / Под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб, 2004. -58 с.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002.

6. Малофеев, Н. Н. Особый ребенок - вчера, сегодня, завтра [Текст] / Н. Н. Малофеев. - М., 2007. - 97 с.

7. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?/ Доклад общественной палаты Российской Федерации // Вопросы образования. -

2007. - № 4. - С. 5-179.

8. Шипицына, Л. М. Навстречу друг другу: пути интеграции [Текст] / Л. М. Шипицына, К. В. Рейсвейк. - СПб, 1998. - 130 с.

9. Хайновская, Т. А. Коммуникативная компетентность учителя. Уровни и этажи ее формирования [Текст] / Т. А. Хановская // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 99-106.

10. Шевкун, А. В. Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса [Текст] / А. В. Шевкун // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 158-165.

11. Ильязова, М. Д. Компетентностный подход и задачи развития современной высшей школы [Текст] / М. Д. Ильязова // Сибирский педагогический журнал. -

2008. - № 3. - С. 61-78.

12. Щербакова, В. В. К вопросу о профессиональной компетентности [Текст] /

B. В. Щербакова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -

C. 139-146.

13. Соловова, Н. В. Методическая компетентность преподавателя вуза в условиях реформирования и модернизации системы высшего профессионального образования [Текст] / Н. В. Соловова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 3. - С. 122-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.