Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ УЧАСТИИ В РАБОТЕ ДИСКУССИОННОГО КЛУБА'

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ УЧАСТИИ В РАБОТЕ ДИСКУССИОННОГО КЛУБА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

145
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
универсальные компетенции / дискуссионный клуб / дистанционное обучение / онлайн дискуссия / universal competencies / discussion club / distance learning / online discussion

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.А. Исайкина

В статье автор рассматривает положения, связанные с формированием универсальных компетенций студентов при организации обучения в вузе. Автором затронуты вопросы, связанные с организацией дискуссионного клуба на занятиях по иностранному языку в вузе при обучении студентов неязыковых специальностей и направлений подготовки. Статья также описывает особенности при организации дискуссионного клуба при дистанционном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ UNIVERSAL COMPETICIES FORMATION IN THE DISCUSSION CLUB PARTICIPATION

The author reviews the issues connected with the formation of student universal competencies during educational process in the institution of higher education. The author touches upon the issues related to discussion club organization during foreign language classes for students of non-linguistic specialties and directions. The article also describes the features of discussion club organization during distance learning.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ УЧАСТИИ В РАБОТЕ ДИСКУССИОННОГО КЛУБА»

6. Фгцула М.М. Педагопка вищо'1 школи: навч. посiбник. 2-ге вид. К.: Академви-дав, 2010. 456 с.

7. Маслов В.М. Наглядность и визуализация в парадигмальном и гуманистическом планах // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12460

8. Oestermeier U., Eitel A. Lernen mit Text und Bild. URL: https://www.e-teaching.org/etresources/media/pdf/langtext_2014_oestermeier-uwe_eitel-alexander_lernen-mit-text-und-bild.pdf

9. Vekiri I. (2002). What Is the Value of Graphical Displays in Learning? //Educational Psychology Review. 14 (3). Pp. 261-312.

10. Kosara R., Mackinlay J. (2013). Storytelling: The Next Step for Visualization // IEEE Computer (Special Issue on Cutting-Edge Research in Visualization). 46 (5). Pp. 4450.

11. Cohn N. (2012). Visual Narrative Structure // Cognitive science. 37 (3). Pp. 413-452.

12. Брокмейер И., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 29-42.

М.А. Исайкина

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 37.02

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ УЧАСТИИ В РАБОТЕ ДИСКУССИОННОГО КЛУБА

Аннотация. В статье автор рассматривает положения, связанные с формированием универсальных компетенций студентов при организации обучения в вузе. Автором затронуты вопросы, связанные с организацией дискуссионного клуба на занятиях по иностранному языку в вузе при обучении студентов неязыковых специальностей и направлений подготовки. Статья также описывает особенности при организации дискуссионного клуба при дистанционном обучении.

Ключевые слова: универсальные компетенции, дискуссионный клуб, дистанционное обучение, онлайн дискуссия.

STUDENTS' UNIVERSAL COMPETICIES FORMATION IN THE DISCUSSION CLUB PARTICIPATION

Abstract. The author reviews the issues connected with the formation of student universal competencies during educational process in the institution of higher education. The author touches upon the issues related to discussion club organization during foreign language classes for students of non-linguistic specialties and directions. The article also describes the features of discussion club organization during distance learning.

Keywords: universal competencies, discussion club, distance learning, online discussion.

На современном этапе развития общества все больше делается акцент на подготовке выпускника с развитыми умениями и навыками в профессио-

нальной сфере, способного критически мыслить, быстро и качественно проводить информационный анализ, готовому к разрешению сложных или даже конфликтных ситуаций. Общество ожидает специалистов с теоретическими и методологическими знаниями, умеющего рационально подходить к отбору и использованию информации для решения возникающих задач в профессиональной деятельности [1, с. 216]. Однако, наряду с необходимостью формировать и развивать профессиональные компетенции у обучающихся в высшем учебном заведении, немаловажно уделать внимание не профессиональным, а так называемым надпрофессиональным навыкам, универсальным для применения в любой профессиональной сфере. Федеральный стандарт последнего поколения в основу подготовки грамотного конкурентоспособного выпускника закладывает необходимость формирования и развития универсальных компетенций. Навыки креативности, сотрудничества, общения и критического мышления называют четырьмя китами, на которых основывается успех студентов и возможности прогрессивного развития всего общества [2, с. 375; 3, с. 206].

Универсальные компетенции способствуют развитию личности обучающегося во всех областях профессиональной деятельности, как и его личностных и межличностных качеств. Способности молодых специалистов работать в команде, развитые лидерские качества, способности к разрешению конфликтных ситуаций чрезвычайно важны на сегодняшний день для успешности и карьерных перспектив. Универсальные компетенции необходимы для самореализации, успехе на рынке труда, включенности в жизнь общества и развиваются на протяжении всей жизни человека. Годы обучения в вузе являются основной ступенью в приобретении и развитии данных качеств, поскольку представления о будущей профессиональной деятельности, а также универсальные навыки сотрудничества, уважения своей и партнерской позиции, выбора способа решения поставленных задач, распознания эмоций и управления ими обучающиеся приобретают именно на этом жизненном этапе и учатся применять необходимые профессиональные навыки на практике. Надпредметный характер универсальных компетенций позволяет говорить об их формировании, независимо от конкретной учебной дисциплины, а на протяжении всего процесса обучения. Деятельностная природа универсальных компетенций предполагает умения разрешать проблемы в ситуациях познания и объяснения явлений действительности, освоение современных технологий, погружение в ситуации профессионального и надпрофессионального взаимодействия [4, с. 208].

Федеральный государственный образовательный стандарт 3++ подразумевает необходимость формировать ряд универсальных компетенций, часть которых схожа с Кембриджской шкалой жизненных компетенций, которая касается различных сторон развития личности обучающегося, таких как критическое и творческое мышление, общение, сотрудничество, умение учиться, социальная ответственность. В этой системе важным отмечается связь изучения иностранного языка и развития личности на всех этапах [5, с. 79].

Дисциплина «Иностранный язык» предполагает прежде всего развитие коммуникативных навыков, навыков иноязычного общения, также, как и специальных навыков во всех областях речи. Изучение иностранного языка в вузе подразумевает речевое развитие обучающихся, осознанность и произвольность монологической и диалогической речи, развитие навыков письменной речи, взаимодействие с речевым партнером, обоснование своей позиции в речевом высказывании. Формирование и развитие коммуникативной компетенции и практическое овладение иностранным языком возможно в ситуации, когда студенты начинают использовать язык как средство общения [6, с. 361].

Зачастую мы сталкиваемся с ситуацией, что немалое количество студентов неязыковых специальностей и направлений подготовки имеют низкую мотивацию к учению по причине недостаточного уровня подготовки по отдельным школьным предметам, в частности по иностранному языку. Высокая мотивация к изучению иностранного языка может наблюдаться в начале обучения в вузе, однако, потом ослабевает по причине снижения интереса и необходимости познавать учебный материал. Для высокой мотивации к обучению, студентов необходимо заинтересовать, для чего преподаватель может использовать различные способы стимулирования студентов к освоению дисциплины «Иностранный язык» [7, с. 26].

Работа в дискуссионном клубе направлена на формирование коммуникативных умений. В данной работе мы придерживаемся мнения, что понятия «дискуссионный клуб» и «дискуссия» синонимичны, поскольку подразумеваем особым образом организованное занятие, как очное, так и дистанционное. Дискуссионный клуб предполагает обсуждение, высказывание и доказательство своих точек зрения. Смысл дискуссии не в споре, а в поиске единого решения, организованного в форме обсуждения, в ходе которого один аргумент дополняет другой. Любая дискуссия создается для вовлечения студентов в учебный процесс, также как и для собственно процесса обучения. Дискуссия должна быть нацелена на более глубокое погружение в учебный материал, приобретение новых навыков и закрепление имеющихся в ходе их использования. При обучении дискуссии студенты учатся логически выстраивать собственное высказывание, выбирать средства общения, поддерживать контакт с речевым партнером и воздействовать на аудиторию. Участие в дискуссии открывает возможности для формирования коммуникативной компетенции, однако перенос речевых навыков и умений из учебных ситуаций в ситуации реального общения требует специальной подготовки [8, С. 169].

Для организации проведения дискуссионного клуба необходимо определить ряд значимых моментов. Тема заседания дискуссионного клуба может быть выбрана в рамках изучаемой темы по программе или представлять собой некий итог по пройденному материалу. Тему можно выбрать не из предложенных к изучению программой, а в рамках отчета по самостоятельной работе или домашнему чтению. Необходимо убедиться в том, что инте-

рес к обсуждению имеется у всех участников, чтобы избежать ситуаций нежелания активно принимать участие.

Заседание дискуссионного клуба лучше проводить с группой студентов с одинаковой языковой подготовкой, однако обратим внимание, что ошибки, как грамматические, так и фонетические не стоит исправлять в ходе работы, это отвлекает выступающего. Подобные моменты целесообразно обсудить в конце заседания.

В ходе работы можно использовать раздаточный материал, карточки, кубики, рекомендуется просмотр видео и его обсуждение. Участие в заседаниях дискуссионных клубов ставит основной целью разговорную практику, что способствуют формированию и совершенствованию коммуникативной иноязычной компетенции.

Организация дискуссионных клубов способствует развитию навыков межкультурного общения, расширению кругозора, а также общей и речевой культуры, речевому этикету и пониманию иноязычной речи на слух. Уровень сформированности иноязычных речевых навыков реализуется на практике иноязычного общения, при чтении литературы на изучаемом иностранном языке, при обмене письменными сообщениями. Речевая культура предполагает овладение определенного словарного запаса на иностранном языке, а также языковым материалом для полноценного общения с речевыми партнерами.

Участие в дискуссионных клубах повышает интерес к изучаемой дисциплине, стимулирует творческие способности обучающихся, необходимые для дальнейшей самореализации и формирования гармонично и всесторонне развитой личности будущего специалиста. Молодой человек испытывает потребность в самовыражении и реализации собственного потенциала. Навыки самостоятельного поиска и переработки материала, творческий подход и самоопределение в работе студентов становятся актуальными при организации процесса обучения в вузе. Дискуссия, как одна из личностно-ориентированных технологий и интерактивных форм обучения, отвечает обеспечению комфортных и бесконфликтных условий развития личности студента и реализации его природного потенциала [9, с. 235].

Занятия, организованные в форме дискуссионного клуба, не воспринимаются как учебные, носят неформальных характер. Одним из важных условий успешности данной формы работы является отбор языкового учебного материала в соответствии с уровнем развития иноязычных навыков и интересами обучающихся.

Во взаимодействии участников образовательного процесса раскрывается потенциал и реализуются личностные качества будущих специалистов в зависимости от их собственных целей. В процессе групповой работы студенты взаимообогащаются и расширяют свои представления и тех или иных подходах и решениях конкретных задач [10, с. 164]. Совместное участие в работе дискуссионного клуба активизирует желание коллективной деятельности, сплоченность группы и выработки единого стиля взаимодействия.

Развитие новых педагогических технологий, связанных с организацией дистанционного или частично дистанционного обучения, требует от педагогов поиска путей реализации различных форм учебной деятельности. Несомненными преимуществами дискуссии являются импульс к развитию творческих способностей и критического мышления, к формированию навыков формулирования мыслей и способов аргументирования, что позволяет выявить разные точки зрения по заявленной теме. Сегодняшние ограничения, внезапно наложившие на педагога необходимость проведение занятий онлайн, толкает на поиск средств повышения мотивации к изучению учебных дисциплин в любых условиях. Эти изменения ставят актуальным вопрос об организации работы дискуссионного клуба в онлайн формате.

Студенты коммуникабельны и расположены к диалогу, причем зачастую, виртуальному, что немаловажно в современных условиях [11, с. 203]. Дискуссия может рассматриваться как один из наиболее эффективных онлайн методов групповой работы и ее оптимизацией служит использование ИКТ и возможности сети Интернет [12, с. 113]. Онлайн дискуссии имеют определенные преимущества по сравнению с оффлайн дискуссией и представляет интерес при формировании навыков виртуальной коммуникации, чему активно оказывает содействие общение в социальных сетях [13, с. 118]. Среди прочих преимуществ онлайн дискуссии отметим:

- наличие истории действий участников дискуссионного клуба, что дает возможность отследить, например, количество подготовленных текстов или прочтенного материала;

- возможности организации работы с документом и комментариями при помощи выделения обсуждаемой области, что фокусирует внимание участников на содержании учебных материалов;

- возможность присоединиться к дискуссии вне зависимости от местонахождения, что особенно актуально при организации кросс-культурных дискуссий, когда задействованы участники из разных стран;

- снижение психологических барьеров перед выступлениями, поскольку нет необходимости выступать перед аудиторией.

Важное значение имеет эмоциональный фактор при организации онлайн дискуссии, общение с одногруппниками и преподавателем в виртуальной среде снимает стресс и избавляет от стеснений или зажатости в свободном высказывании [14, с. 147]. Онлайн дискуссия создает сплоченность и повышает чувство сотрудничества, мотивируя желание присоединяться к работе дискуссионного клуба в будущем.

Онлайн дискуссия может проходить синхронно или асинхронно. Синхронное участие подразумевает одновременный и немедленный отклик всех участников. Примерами служат чаты, вебинары, видеоконференции. При асинхронной дискуссии участники вовлечены в обсуждение путем последовательных сообщений или постов, например, участие в форуме. Возможность асинхронного ответа дает время на размышление, просмотр предыдущих реплик, формулировку более грамотного и подробного ответа. Многие

236

уходят от участия в дискуссии в очном формате, избегая высказывать свои мысли в присутствии студентов с более высоким уровнем языковой подготовки, предпочитают отмалчиваться, когда как в онлайн режиме повышается количество альтернативных мнений [15, с. 403].

Проблемами, возникающими в ходе онлайн дискуссий, служат следующие. Высказывания участников, которые не несут большой смысловой нагрузки и информативности по теме, фразы «Спасибо..., было интересно...» и прочие, делают незначительный вклад в ход работы, демонстрируют нежелание вступать в процесс коммуникации и низкий уровень развития навыков общения и критического мышления. Кроме того, низкий уровень грамматической и лексической стороны речевого высказывания снижают понимание со стороны других участников.

Задача педагога воздействовать на ход дискуссии и способствовать продуктивному участию всех студентов в той или иной степени в работе. При организации коммуникативной деятельности необходимо учитывать роль педагога и его благоприятное участие во время занятия, внимательное отношение к обучающимся влечет за собой создание оптимальных условия для активизации способностей каждого студента и адекватному оцениванию себя и своего речевого партнера [16, с. 164].

Для эффективной работы дискуссионного клуба в онлайн формате стоит обратить внимание на такие моменты, как:

- студенты должны знать, когда их сообщения и высказывания обязательны, и что их высказывания должны быть ограничены по времени;

- студенты должны знать заранее четкий план мероприятия и правила участия в дискуссионном клубе;

- студенты должны быть ознакомлены с критериями оценки их участия в работе;

- роль педагога не должна быть навязчивой, оказывающей сильное влияние на вклад каждого участника;

- тема дискуссии должна быть уникальной для конкретной группы.

На практике преподавания иностранного языка в вузе, организация дискуссионного клуба в онлайн формате проходит чаще всего в форме учебных дебатов или мозгового штурма, когда преподаватель формулирует тему, выносимую на обсуждение.

Примером онлайн дискуссионного клуба может быть мозговой штурм онлайн или интернет мозговой штурм, который происходит в сетевом пространстве, позволяя студентам не покидать дом или кафе, где они могут находиться во время организации работы дискуссионного клуба. В данной форме организации занятия отсутствует визуальный контакт. Характеристиками такой формы организации могут быть следующие: участники электронных заседаний взаимодействуют через Интернет, одновременно высказывают свои идеи, которые видны сразу всем и остаются доступны в чате

как во время, так и после заседания. Преподаватель выполняет роль модератора онлайн заседания. Такая онлайн работа дискуссионного клуба может длиться ограниченное время, за которое участники высказываются синхронно, как если бы они находились в аудитории, а может растянуться на несколько дней или даже недель, в случае чего участники подходят к решению поставленной задачи более конструктивно, а идеи могут быть более масштабными и универсальными.

Таким образом, результатами участия в работе дискуссионного клуба являются расширение представлений об обществе страны изучаемого языка, а также представлений о собственной стране, ее культуре и условиях межкультурного взаимодействия. Что касается результатов в освоении дисциплины «Иностранный язык», то от обучающихся ожидают совершенствования иноязычных коммуникативных навыков во всех видах речевой деятельности, умение работать в коллективе, формирование навыков самостоятельного использования умений в новых контекстах, что способствует дальнейшей самореализации и самосовершенствованию. Дискуссионный клуб -коллективная работа студентов в форме обсуждения заявленной темы, которая способствует развитию навыкам коммуникации; навыки командной работы формируются за счет умения взаимодействовать в группе, понимать и слушать других, а также оценивать свои возможности. При выработке коллективных решений реализуется формирование навыков проектной деятельности, в то время как развитие творческих способностей и раскрытие потенциала обучающихся происходит путем развития навыков критического мышления.

Список использованной литературы

1. Железовская Г.И., Исайкина М.А., Недогреева Н.Г. Понятийное диалектическое мышление студентов: методологический анализ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология, педагогика. 2019. Т. 19. № 2. С.216-220.

2. Шилова С.А. Формирование гибких навыков средствами микрогрупповых форм работы при обучении иностранному языку в вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6. № 4. С. 374-380.

3. Никитина, Г. А., Назарова Р. З. Бсгиш-технологии как инструмент реализации современных требований к образовательным результатам // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации : материалы докладов Х1-ой Всероссийской конференции, посвященной 110-летию СГУ имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, 21-22 февраля 2019 года. Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2019. С. 204-214.

4. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специали-тета: коллективная монография / под науч. ред. д.п.н. И.Ю.Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 383 с.

5. Городецкая Л.А. Новый взгляд на преподавание иностранных языков посредством кембриджской шкалы жизненных компетенций // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения. Сборник материалов IX Международной научной конференции. В 2-х частях. Москва, 2020. С. 77-70.

6. Шишканова К.А., Ермолаева Е.А. Использование игр на уроках английского языка с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся // Иностранные языки: проблемы преподавания и риски коммуникации. Научные исследования преподавателей и студентов факультета иностранных языков и лингводидактики СГУ имени Н.Г. Чернышевского. 2020. С. 360-364.

7. Галькиева З.Х.Способы повышения мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе [Электронный ресурс] // Пути повышения мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе: Материалы межвузовского круглого стола, 3 февраля 2017 года. Оренбург: Оренбургский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА), 2017. 102 с. С.26-31. URL: http://www.oimsla.edu.ru/sites/default/files/1f56C2.pdf (дата обращения 28.02.2021).

8. Сосновцева Т.И. Обучение дискуссии на иностранном языке как важный аспект формирования коммуникативной компетенции // Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты. Материалы III Международной научно-практической конференции. 2018. С. 169-174.

9. Сидакова Н.В. Групповая дискуссия - универсальный метод повышения степени креативности в обучении иностранному языку // АНИ: педагогика и психология. 2017. № 2 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gruppovaya-diskussiya-universalnyy-metod-povysheniya-stepeni-kreativnosti-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 21.02.2021).

10. Максимова Е.А. Организация групповой учебной деятельности в условиях профессиональной подготовки: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08. Саратов, 2005. 200 с.

11. Алексеева Д.А., Косарева С.А. Обучение студентов иностранному языку в ходе реализации проекта по созданию компьютерной игры // В сборнике: Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. Материалы докладов X Международной конференции. 2018. С. 203-207.

12. Буденкова Е.А. Онлайн-дискуссии: преимущества и методика проведения // Образовательные технологии (г.Москва). 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlain-diskussii-preimuschestva-i-metodika-provedeniya (дата обращения 24.02.2021).

13. Павлова О.В., Капичникова О.Б. Формирование коммуникативной компетенции студентов в сети Интернет // Almamater (Вестник высшей школы). 2013. № 11. С. 117120.

14. Карпец Е.В. Опыт использования беседы в социальной сети для сопровождения учебного процесса // В сборнике: Информационные технологии в образовании. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 147-150.

15. Краснова Т.И. Анализ восприятия онлайн дискуссий в смешанном курсе обучения иностранному языку // ОТО. 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vospriyatiya-onlayn-diskussiy-v-smeshannom-kurse-obucheniya-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 28.02.2021).

16. Исайкина М.А. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции при профессионализации бакалавров // В сборнике: Научно-методические проблемы инновационного педагогического образования. Сборник научных трудов. В 2-х частях. 2018. С.162-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.