Научная статья на тему 'Формирование дискуссионной компетенции у студентов технического вуза'

Формирование дискуссионной компетенции у студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУССИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СТРУКТУРА ДИСКУССИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / КРИТЕРИИ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСКУССИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / DISCUSSION COMPETENCE / DISCUSSION COMPETENCE STRUCTURE / CRITERIA AND FACTORS OF DISCUSSION COMPETENCE FORMING / INTERACTIVE METHODS OF INSTRUCTION / TECHNICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скибицкий Эдуард Григорьевич, Перфилова Анна Викторовна

В статье обоснована необходимость формирования дискуссионной компетенции у студентов технических вузов. На основе семантического анализа приведено определение дискуссионной компетенции. Проведен анализ научной литературы по теме дискуссии и дискуссионной компетенции. Описана структура дискуссионной компетенции и установлены ее структурные компоненты. Обозначены факторы, влияющие на успешность формирования дискуссионной компетенции у студентов технических вузов. На основе структуры дискуссионной компетенции определены критерии ее сформированнности. Обозначены цель и задачи формирования дискуссионной компетенции. Обосновано использование интерактивных методов обучения при ее формировании. Предложена их классификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скибицкий Эдуард Григорьевич, Перфилова Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discussion Competence Forming of Technical University Students

The necessity of discussion competence forming of technical university students is proved. Discussion competence definition is given on the semantic analysis basis. Scientific literature, concerning discussion and discussion competence is analyzed. Discussion competence structure and its structural components are described. Factors, influencing successful discussion competence forming for technical university students, are named. Criteria of discussion competence forming are determined on the basis of its structure. Purpose and tasks of discussion competence forming are defined. Use of interactive methods of instruction during discussion competence forming is proved. Classification of these methods is given.

Текст научной работы на тему «Формирование дискуссионной компетенции у студентов технического вуза»

УДК 378+37.0+80

Скибицкий Эдуард Григорьевич

Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой философии, педагогики и психологии, Сибирская академия финансов и банковского дела, [email protected], Новосибирск

Перфилова Анна Викторовна

Преподаватель кафедры иностранных языков, Сибирский государственный университет путей сообщения, [email protected], Новосибирск

формирование дискуссионной компетенции у студентов технического вуза

Аннотация. В статье обоснована необходимость формирования дискуссионной компетенции у студентов технических вузов. На основе семантического анализа приведено определение дискуссионной компетенции. Проведен анализ научной литературы по теме дискуссии и дискуссионной компетенции. Описана структура дискуссионной компетенции и установлены ее структурные компоненты. Обозначены факторы, влияющие на успешность формирования дискуссионной компетенции у студентов технических вузов. На основе структуры дискуссионной компетенции определены критерии ее сформированнности. Обозначены цель и задачи формирования дискуссионной компетенции. Обосновано использование интерактивных методов обучения при ее формировании. Предложена их классификация.

Ключевые слова: дискуссионная компетенция, структура дискуссионной компетенции, критерии и факторы формирования дискуссионной компетенции, интерактивные методы обучения, технический вуз.

Изменения, происходящие в российском обществе и экономике, интеграция России в мировое сообщество не могли не отразиться на требованиях, предъявляемых к специалистам во всех сферах деятельности и, в частности, в технической области. Способность к эффективному сотрудничеству при решении нестандартных рабочих ситуаций или проблем, умение разрешать возникающие в процессе совместной работы противоречия становятся обязательной частью компетентности выпускника технического вуза. ФГОС В0-05 для бакалавриата, где общекультурные компетенции заданы для всего образовательного уровня в 80 % случаев [5], определяет, среди прочих, следующие общекультурные компетенции, которыми должен обладать выпускник высшего учебного заведения:

- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

- способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) [6].

Дискуссионная компетенция, формированию которой посвящена наша работа, по мнению многих авторов, позволяет эффективно развивать вышеперечисленные компетенции. Например, А. А. Леонтьев считает, что дискутивные и аргументативные умения нужны для развития как коммуникативной, так и интеллектуальной самодостаточности личности [3]. Л. В. Мурзенко говорит о развитии коммуникативных навыков с помощью дискуссии, используемой в межкультурных проектах, а также о том, что дискуссии позволяют лучше узнать изучаемый язык и взглянуть со стороны на свою культуру [4]. По свидетельству автора, в США, где в обучении давно используются онлайн-дискуссии, она считается прекрасной возможностью улучшить мотивацию учащихся и углубить их знания в области изучаемой культуры. P. Cooper среди преимуществ дискуссии называет следующие: у учащихся появляется возможность получить практический опыт речевого самовыражения; студенты учатся защищать и отстаивать свои точки зрения; благодаря дискуссии, учащиеся узнают о многообразии идей, мнений, убеждений, верований и т. п., о которых им ранее не было известно [11].

На основе анализа литературы, касающейся дискуссии в педагогическом процес-

се и компетенций, мы пришли к выводу, что в исследованиях последнего времени почти не рассматривается дискуссионная компетенция. Для того чтобы дать определение термину «дискуссионная компетенция», рассмотрим значение понятий «дискуссия» и «компетенция».

Дискуссия определяется как «обсуждение какого-либо спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения» [10, с. 117]; «публичное обсуждение каких-либо спорных вопросов, научных проблем, направленное на поиск оптимального взаимоприемлемого их решения» [8, с. 101]; «публичное обсуждение, в ходе которого путем сопоставления различных точек зрения происходит поиск единого мнения для возможно правильного решения спорного вопроса» [4, с. 197] и др.

Таким образом, определения дискуссии как коммуникативной деятельности можно разделить на две группы: 1) спор, обсуждение какого-либо вопроса, т. е. дискуссия рассматривается как процесс; 2) способ решения вопроса или щюблемы путем обсуждения, соответственно, дискуссия рассматривается как форма деятельности для достижения цели -решения проблемы. Мы в своей работе будем пользоваться вторым определением. В самом общем виде дискуссию можно представить в виде схемы (рейс. 1).

Дискуссия

Рис. 1. Структура дискуссии

В научной педагогической литературе уже наработаны определения понятия «компетенция». Мы возьмем за основу определение, приведенноо в Российской педагогической! энциклопедии: компетенция

- это «совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы» [7, с. 67]. Добавим лишь, что все эти знания, умения и навыки должны относиться к определенному кругу вопросов.

В результате рассмотрения понятий «дискуссия» и «компетенция» мы сформулировали следующее определение понятия «дискуссионная компетенция» - это совокупность знаний, умений и навыков совместно разрешать проблемы с целью принятия управленческого решения в той или иной отрасли человеческой деятельности.

Мы проанализировали работы, посвященные дискуссии и дискуссионной компетенции, и можем сделать вывод, что многие авторы сходятся во мнении, что дискуссионная компетенция является частью более общей коммуникативной компетенции. Например, В. К. Иванов утверждает, что дискуссия «способствует развитию и укреплению речевых коммуникативных навыков и явлений (ко ммуникативная компетенция)» [2, с. 27 ], а также что «дискутивная речь - один из значимых компонентов коммуникативной и профессиональной компетенции студентов» [2, с.7].

При формировании дискуссионной компетенции студентов необходимо учитывать факторы, с пособные повлиять на результаты учебной работы. На основе анализа научной литературы и собственных наблюдений мы смогли выделить следующие факторы, влияющие на формирование дискуссионной компетенции студентов технического вуза:

- уровень подготовки студентов в изучаемой области знания. Цели обучения и его образовательную траекторию необходимо выстраивать, исходя из анализа уровня группы. Задачи обучения должны, с одной стороны, способствовать развитию знаний, с другой стороны, не быть чрезмерно сложными, чтобы не снизить мотивацию студентов;

- готовность преподавателя к организации учебной работы. Преподаватель должен владеть всеми необходимыми педагогическими инструментами для организации эффективной работы в группе, хорошо понимать цель и задачи обучении, а также особенности его организации для формирования дискуссионной компетенции студентов технического оуза;

- дидактическое обеспечение, включающее в себя различные обучающие материалы: учебно-методическое обеспечение курса, электронные ресурсы по изучаемой теме, которые студенты могут использовать для самообразовательной деятельности в учебное и внеучебное время.

Для создания программы обучения и разработки дидактического обеспечения, направленных на формирование дискуссионной компетенции у студентов технического вуза, необходимо определить критерии ее сформированности. С этой целью рассмотрим структуру дискуссионной компетенции. При анализе научной литературы нам не встречалась работа, в которой бы в полном объеме обсуждалась проблема формирования дискуссионной компетенции, поэтому мы основывали свой анализ на изучении предлагаемых разными авторами вариантах знаний, умений и навыков, необходимых при ведении дискуссии, и таким образом определили структурные компоненты дискуссионной компетенции (рис. 2).

1. Коммуникативный. Включает в себя знание основ риторики и правил делового общения при разрешении конкретных задач, опыт межличностного взаимодействия, психологическую готовность к общению.

2. Мотивационный. Потребность в общении, в расширении своего кругозора, в самообразовании посредством участия в дискуссии. Потребность в активной мыслительной деятельности во время дискуссии при общении с другими студентами на личностном

и профессиональном уровнях.

3. Социальный. Подразумевает умение вести себя в группе, быть вежливым, доброжелательным, спокойно воспринимать мнения и поведение, отличное от собственного; самоконтроль, способность не провоцировать и сглаживать конфликты, а также осуществлять выбор общего решения, приемлемого для всех с соблюдением этических и культурных норм.

4. Лингвистический. Знание языка, на котором ведется дискуссия, в объеме, достаточном для достижения ее целей.

5. Интеллектуальный. Умение осуществлять поиск, обработку информации на основе современных средств информатизации при решении конкретных задач в процессе дискуссии, гибко реагировать на изменения информации. Во время участия в дискуссии важно уметь строить свои высказывания, опираясь на логику, приводить убедительные аргументы.

6. Рефлексивный. Включает навыки самоанализа, самооценки и саморегулирования, умение корректировать свое поведение в зависимости от ситуации, понимание уровня собственного развития.

Все структурные компоненты дискуссионной компетенции взаимосвязаны и взаимозависимы, и их формирование должно происходить в комплексе. Эффективность формирования дискуссионной компетенции у студента будет зависеть от сформирован-ности каждого компонента в ее структуре. Опираясь на структуру дискуссионной ком-

Рис. 2. Структура дискуссионной компетенции

петенции, мы выделили критерии сформи-рованности дискуссионной компетенции:

- коммуникативный: опыт общения в группах и участия в полилогах; знание основных правил делового общения и участия в дискуссии;

- лингвистический: знание базовой и профессиональной лексики, речевых формул для участия в дискуссии, стилистики, грамматики, связок внутри предложения и между фразами;

- интеллектуальный: знания по проблеме дискуссии; умение находить необходимую информацию.

При анализе литературных источников установлено, что в настоящее время для оценки сформированности компетенций предлагаются различные формы: тестирование, проведение групповых дискуссий с видео или аудиозаписью занятия для дальнейшего анализа, анкетирование.

С учетом структуры дискуссионной компетенции основной целью является научить студентов вести дискуссию, эффективно добиваясь решения поставленной проблемы. Эта цель может быть разбита на множество более мелких задач:

- привить студентам знания правил и этикета делового общения, участия в дискуссии; основных этических и культурных норм; языка, на котором происходит дискуссия; специальные знания по теме дискуссии;

- научить студентов: принимать групповые решения; проявлять терпимость; находить, отбирать и анализировать необходимую информацию; анализировать проблемы; производить рефлексию своих идей;

- сформировать опыт применения полученных знаний на практике во время участия в дискуссиях.

С целью формирования дискуссионной компетенции осуществлен подбор методов обучения, обеспечивающих решение данной задачи. В. И. Загвязинский определяет метод обучения как способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения, или как систему целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих решение задач обучения [1].

На наш взгляд, наиболее оптимальными

для решения задачи формирования дискуссионной компетенции являются интерактивные методы обучения, под которыми мы понимаем современную технологию обучения, основывающуюся на интерактивном взаимодействии участников процесса обучения. Их применение подразумевает не только взаимодействие студентов с преподавателем и более активную познавательную деятельность. Отличительной особенностью их использования является взаимодействие студентов между собой, а также взаимодействие между студентами и информационной средой. Интерактивное обучение строится на диалоге. Его можно отнести к групповым методам обучения. Интерактивное обучение, по свидетельству многих авторов, положительно влияет на разные аспекты процесса обучения.

На данный момент не существует единой классификации интерактивных методов. Например, В. В. Чолак делит интерактивные методы обучения на имитационные и неимитационные [12]. Также существует разделение на организационные (учебные), игровые, комплексные и информационно-коммуникативные интерактивные методы обучения [9]. Для решения задачи формирования дискуссионной компетенции мы будем пользоваться разработанной нами классификацией интерактивных методов (рис. 3). Данная классификация не претендует на полноту и универсальность, поскольку в данном случае интерактивные методы рассматриваются нами в контексте формирования дискуссионной компетенции студентов технических вузов.

Эффективное использование в процессе формирования дискуссинной компетенции интерактивных методов позволяет студентам научиться самостоятельно искать необходимую информацию, предлагать нестандартные решения поставленных проблем, мотивирует к общению и обмену мнениями с другими участниками обучения, дает навыки групповой работы, учит сотрудничеству, терпимости. Помимо того, что интерактивное обучение отвечает целям и задачам формирования дискуссионной компетенции, его виды также совпадают с планирующимися учебными ситуациями и способами общения с группой, например, круглый стол, эвристическая беседа и многие другие. Однако,

Виды интерактивных методов обучения

i

Методы, построенные на дискуссии

Методы, потенциально включающие в себя дискуссию

Методы, использующиеся для подготовки к дискуссии

Дебаты, круглый ' Деловая/ Виртуальные

стол, панельная ситуационная/ экскурсии

дискуссия, ролевая/ситуацио

групповая нно- компьютерные

дискуссия, дерево деятельностная симуляции,

решений, игра, метод конструирование,

эвристическая инсценировки, проектирование

беседа

проектный

семинар, проект,

виртуальные

форум и

конференция,

вебинар, мозговой

штурм,

проблемная

лекция, семинар,

Дискуссионная компетенция студента

Рис. 3. Классификация интерактивных методов

несмотря на целесообразность применения интерактивных методов при формировании дискуссионной компетенции, обучение обязательно должно проходить с опорой на так называемые «традиционные» методы преподавания.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что дискуссионная компетенция является комплексным явлением,

и ее структура включает в себя знания, умения и навыки из разных научных отраслей знания: лингвистики, социологии, этики и др.

Формирование дискуссионной компетенции у студентов позволяет подготовить компетентного специалиста в технической сфере, который будет обладать опытом групповой работы и эффективного решения проблем в сотрудничестве.

Библиографический список

1. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 192 с.

2. Иванов В. К. Формирование дискутивных умений в процессе обучения иностранному языку в условиях гуманитарного вуза: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2004. - 162 с.

3. Леонтьев А. А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков (лекция-доклад) // Школа-се-

минар «Создание единого информационного пространства системы образования». - М.: Рото-Принт, 1998. - 24 с.

4. Мурзенко Л. В. Учебная дискуссия как средство формирования межкультурной компетенции у студентов языковых вузов в условиях дистанционного образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена . - 2010. - № 121. - С. 197-201.

5. О федеральных государственных образовательных стандартах [Электронный ресурс]. -

URL: М1р://минобрнауки.рф/документы/4548 (дата обращения: 24.02.2016).

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 27.03.01 Стандартизация и метрология (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки России от 6 марта 2015 г № 168 [Электронный ресурс]. - URL: М1р://минобрнауки.рф/документы/6704 (дата обращения: 24.02.2016).

7. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. - Том 1 (А-М) / глав. ред. В. В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608 с.

8. Скибицкий Э. Г., Китова Е. Т. Формирование дискуссионной компетентности магистрантов как инструмент поиска оптимального решения проблемных задач // Сибирская финансовая школа. - 2015. - № 3 (110). - С. 101-104.

9. Скибицкий Э. Г., Холина Л. И. Развитие творческого потенциала магистрантов в образовательном процессе вуза // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов / под общ. ред. д-ра пед. наук, профессора Э. Г. Скибицкого. - Новосибирск: САФБД, 2016. - 387 с.

10. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. - М.: Аделант, 2013. - 800 с.

11. Чолак В. В. Интерактивное обучение // Проблемы современной науки и образования. -2014. - № 3 (21). - С. 102-105.

12. Cooper P. J. Communication for the Classroom Teacher. - 5th ed. Scottsdale. - Arizona: Gorsuch Scarisbrick Publishers, 1995. - 360 p.

Поступила в редакцию 29.02.2016

Skibitskiy Eduard Grigorievitch

Dr. Sci. (Pedag.), Prof., Head of the Philosophy, Pedagogics and Psychology Department, Siberian Academy of Finances and Banking, [email protected], Novosibirsk

Perfilova Anna Viktorovna

Lecturer of the Foreign Languages Department, Siberian Transport University, [email protected], Novosibirsk

discussion competence forming of technical university students

Abstract. The necessity of discussion competence forming of technical university students is proved. Discussion competence definition is given on the semantic analysis basis. Scientific literature, concerning discussion and discussion competence is analyzed. Discussion competence structure and its structural components are described. Factors, influencing successful discussion competence forming for technical university students, are named. Criteria of discussion competence forming are determined on the basis of its structure. Purpose and tasks of discussion competence forming are defined. Use of interactive methods of instruction during discussion competence forming is proved. Classification of these methods is given.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: discussion competence, discussion competence structure, criteria and factors of discussion competence forming, interactive methods of instruction, technical university.

References

1. Zagvjazinskij, V. I., 2001. Teorija obucheni-ja: Sovremennaja interpretacija [Training theory: A modern interpretation]. Moscow: Akademija, 192 p. (in Russ.).

2. Ivanov, V. K., 2004. Formirovanie diskutivnyh umenij v processe obuchenija inostrannomu jazyku v uslovijah gumanitarnogo vuza [Formation diskutivnyh skills in the process of learning a foreign language in the conditions of a liberal arts college]. Cand. Sci. (Pedag.). St. Petersburg, 162 p. (in Russ.).

3. Leont'ev, A. A., 1998. Psihologo-pedagogich-

eskie osnovy obnovlenija metodiki prepodavanija inostrannyh jazykov (lekcija-doklad) [Psycho-pedagogical bases of renovation of foreign language teaching methodology (lecture-report)]. Shkola-sem-inar "Sozdanie edinogo informacionnogo prostranst-va sistemy obrazovanija" [School-Seminar "Creation of a unified information space of the education system"]. Moscow: Roto-Print, 24 p. (in Russ.).

4. Murzenko, L. V., 2010. Uchebnaja diskussija kak sredstvo formirovanija mezhkul'turnoj kompe-tencii u studentov jazykovyh vuzov v uslovijah dis-

tancionnogo obrazovanija [Educational discussion as means of formation of intercultural competence of students of language high schools in terms of distance education]. Izvestija Rossijskogo gosudarstvenno-go pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena [IZVESTIA: Herzen University Journal of Humanities and Sciences], 121, pp. 197-201 (in Russ.).

5. O federal'nyh gosudarstvennyh obrazova-tel'nyh standartah [About Federal Educational Standards] [online]. Available at: http://minobrnauki. rf/dokumenty/4548 (Accessed 24 Februar 2016) (in Russ.).

6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvenno-go obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 27.03.01 Standar-tizacija i metrologija (uroven' bakalavriata). Prikaz Minobrnauki Rossii ot 6 marta 2015 g. № 168 [Order of the Ministry of Education of Russia under date of 6 March, 2015, No 168 "About approval of Federal State Educational Standard of Higher Education for Major 27.03.01 Standardization and Metrology] [online]. Available at: http://minobrnauki.rf/dokumen-ty/6704 (Accessed 24 Februar 2016) (in Russ.).

7. Davydov, V. V., ed., 1993. Rossijskaja ped-agogicheskaja jenciklopedija [Russian Pedagogical Encyclopedia]. Moscow: Bol'shaja rossijskaja jenciklopedija, 608 p. (in Russ.).

8. Skibickij, Je. G., Kitova, E. T., 2015. Formirovanie diskussionnoj kompetentnosti mag-istrantov kak instrument poiska optimal'nogo resh-enija problemnyh zadach [Formation of competence

discussion undergraduates as a tool to find the optimal solution of problem tasks]. Sibirskaja finansov-aja shkola [Siberian financial school], 3 (110), pp. 101-104 (in Russ., abstr. in Eng.).

9. Skibickij, Je. G., Holina, L. I., 2016. Razvi-tie tvorcheskogo potenciala magistrantov v obrazo-vatel'nom processe vuza [Development of creative potential masters in the educational process of high school]. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie: teorija i praktika: sbornik statej po materialam VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej, aspirantov, magistrantov i studentov [Continuous professional education: theory and practice: a collection of articles based on the VII International scientific-practical conference of lecturers, graduate students, undergraduates and students, general editorship]. Novosibirsk: Private educational institution of higher education Siberian Academy of Fi-nanse and Banking, 387 p. (in Russ., abstr. in Eng.).

10. Ushakov, D. N., 2013. Tolkovyj slovar' sovremennogo russkogo jazyka [Explanatory Dictionary of the modern Russian language]. Moscow: Adelant, 800 p. (in Russ.).

11. Cholak, V. V., 2014. Interaktivnoe obuchenie [Interactive training]. Problemy sovremennoj nauki i obrazovanija [Problems of modern science and education.], 3 (21), pp. 102-105 (in Russ., abstr. in Eng.).

12. Cooper, P. J., 1995. Communication for the Classroom Teacher. 5th ed. Scottsdale. Arizona: Gorsuch Scarisbrick Publishers, 360 p.

Submitted 29.02.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.