Научная статья на тему 'Дидактические условия формирования дискуссионной компетенции студентов техническго вуза'

Дидактические условия формирования дискуссионной компетенции студентов техническго вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ДИСКУССИЯ / ДИСКУССИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИСКУССИОННЫЙ ЯЗЫК / КОМПОНЕНТЫ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / МОНИТОРИНГ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС / COMPLEX APPROACH / DISCUSSION / DISCUSSION COMPETENCE / DISCUSSION LANGUAGE / COMPONENTS / DIDACTIC CONDITIONS / INTERACTIVE METHODS / MONITORING / INTEGRATED COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скибицкий Эдуард Г., Перфилова Анна В.

В статье обоснована необходимость формирования у студентов технического вуза дискуссионной компетенции. Для этой цели предложено использовать комплексный подход. Методология разработки комплексного подхода основана на общенаучных принципах, учитывающих специфику формирования дискуссионной компетенции студентов. Уточнено содержание понятий: «дискуссионная компетенция» и «дискуссионная речь». Представлена структура дискуссионной компетенции. На основе семантического анализа дано определение словосочетанию «дидактические условия». Выявлены дидактические условия формирования дискуссионной компетенции, которые обеспечивают совокупность факторов целенаправленного педагогического воздействия на студента с целью формирования дискуссионной компетенции. Раскрыто содержание каждого дидактического условия. Представлена структура педагогического сопровождения формирования дискуссионной компетенции студентов. Подробно рассмотрены вопросы непрерывного педагогического мониторинга, использования интерактивных методов и дидактического обеспечения при формировании у студентов технического вуза дискуссионной компетенции. Подтверждена результативность выявленных дидактических условий формирования у студентов дискуссионной компетенции, что послужило теоретической основой для разработки педагогического инструментария по данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скибицкий Эдуард Г., Перфилова Анна В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC CONDITIONS OF DISCUSSION COMPETENCE FORMING IN TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

In the article, the necessity of discussion competence forming in technical university students is approved. It is proposed to use a complex approach for this aim. Methodology of complex approach elaboration is based on general scientific principles, taking into consideration peculiarities of discussion competence forming in students. Terms “discussion competence” and “discussion speech” are clarified. Discussion competence structure is given. Definition of collocation “didactic conditions” is given on the basis of semantic analysis. The article features didactic conditions of discussion competence forming, which provide factors of purposeful pedagogical influence on a student to form discussion competence. It defines the content of each didactic condition and the structure of pedagogical support for discussion competence forming of students. Problems of continuous pedagogical monitoring, interactive methods use and didactic support during discussion competence forming in technical university students are considered. Effectiveness of given didactic conditions for discussion competence forming of students is proved, which provided a theoretical base for the development of pedagogical tools on the matter.

Текст научной работы на тему «Дидактические условия формирования дискуссионной компетенции студентов техническго вуза»

УДК 378+37.0

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСКУССИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКГО ВУЗА

Эдуард Г. Скибицкий1' Анна В. Перфилова2' @

1 Сибирская академия финансов и банковского дела, Россия, 630051, г. Новосибирск, ул. Ползунова, 7

2 Сибирский государственный университет путей сообщения, Россия, 630049, г. Новосибирск-49, ул. Д. Ковалъчук, 191 @ [email protected]

@'[email protected]

Поступила в редакцию 28.02.2017. Принята к печати 17.04.2017.

Ключевые слова: комплексный подход, дискуссия, дискуссионная компетенция, дискуссионный язык, компоненты, дидактические условия, интерактивные методы, мониторинг, интегрированный курс.

Аннотация: В статье обоснована необходимость формирования у студентов технического вуза дискуссионной компетенции. Для этой цели предложено использовать комплексный подход. Методология разработки комплексного подхода основана на общенаучных принципах, учитывающих специфику формирования дискуссионной компетенции студентов. Уточнено содержание понятий: «дискуссионная компетенция» и «дискуссионная речь». Представлена структура дискуссионной компетенции. На основе семантического анализа дано определение словосочетанию «дидактические условия». Выявлены дидактические условия формирования дискуссионной компетенции, которые обеспечивают совокупность факторов целенаправленного педагогического воздействия на студента с целью формирования дискуссионной компетенции. Раскрыто содержание каждого дидактического условия. Представлена структура педагогического сопровождения формирования дискуссионной компетенции студентов. Подробно рассмотрены вопросы непрерывного педагогического мониторинга, использования интерактивных методов и дидактического обеспечения при формировании у студентов технического вуза дискуссионной компетенции. Подтверждена результативность выявленных дидактических условий формирования у студентов дискуссионной компетенции, что послужило теоретической основой для разработки педагогического инструментария по данному вопросу.

Для цитирования: Скибицкий Э. Г., Перфилова А. В. Дидактические условия формирования дискуссионной компетенции студентов технического вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С. 48 - 54. Б01: 10.21603/2542-1840-2017-2-48-54.

Подготовка студентов в образовательной организации высшего образования представляет собой целенаправленный, сложный и многоэтапный процесс, обеспечивающий формирование у выпускников совокупности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компе-тенций. Высокий уровень их сформированное™ способствует успешной профессиональной деятельности, формированию умений аргументированно доказывать правомерность своих предложений и выводов, развитию умений разрешать различные производственные задачи и научные проблемы на основе дискуссии, востребованности на резко изменяющемся рынке труда. В настоящее время в современном мире значительная часть деловых собраний (политических, научных, производственных и др.) проводится в виде дискуссии.

Среди обязательных общекультурных компетенций для выпускников образовательных организаций прописано знание языков (русского, иностранного и профессионального), а также умение эффективно их использовать в процессе производственной деятельности, работать в коллективе для решения возникающих в процессе профессионального общения (дискуссии) задач [1]. Принимая во внимание тот факт, что большинство деловых собраний в настоящее время проводятся в виде дис-

куссий, владение иностранным языком подразумевает его использование в процессе дискуссионного разрешения производственных и научных проблем.

Участие в дискуссии (обсуждение, прения, дебаты, спор, полемика, рассмотрение, слушание, диспут и дискутирована) предполагает наличие у ее участников дискуссионной компетенции. В связи с этим актуальность приобретает формирование ее у студентов образовательной организации. Дискуссия представляет собой сложный феномен и является одной из составляющих коммуникативной компетентности, тяготеет к формированию общего мнения, к компромиссу, использует только корректные приемы убеждения. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов, является ее аргументированность.

Под дискуссионной компетенцией мы понимаем готовность личности конструктивно вести целенаправленную речевую деятельность в процессе обсуждения производственной и научной проблем с целью принятия оптимального управленческого решения [2].

Дискуссионная компетенция как инструмент разрешения сложных проблем и согласования взаимодействия позволяет прояснить собственную позицию, выявить многообразие подходов, точек зрения по какому-либо вопросу,

преодолевать приверженность некоторым управленческим стереотипам, затрудняющим процесс результативного сотрудничества. Дискуссионная компетенция предполагает владение дискуссионной речью. Она является одним из видов речевой деятельности в процессе дискуссии при разрешении проблемной ситуации и представляет собой разновидность публичной речи, используемой для высказывания разных и противоположных точек зрения во время разрешения проблемного вопроса в процессе дискуссии, в которой диалог тесно сливается с монологом. В структуру дискуссионной речи входят высказывания участников дискуссии и ведущего. Дискуссионная речь характеризуется лексической, фразеологической, морфологической и синтаксической нормами. К дискуссионной речи предъявляются требования: правильность, точность, ясность, логичность, простота, богатство, чистота, благозвучие, коммуникативная целесообразность и уместность.

На основе проведенных исследований выявлено, что дискуссионная компетенция включает когнитивный, мотивационный, коммуникативный и рефлексивный компоненты, которые проектируют междисциплинарную готовность личности к активной мыследеятельно-сти в процессе дискуссии с оппонентом на профессиональном и личностном уровнях [3]. Структурные компоненты, входящие в дискуссионную компетенцию, представлены на рис. 1. Владение данными компонентами характеризуется умением понять причины дискуссии и с наименьшими потерями разрешить ее. На основе дискуссионной компетенции формируется стиль поведения, который способствует выработке тактики и стратегии взаимодействия в процессе дискуссии на основе использования различных видов речевого общения. Сформированность компонентов дискуссионной компетенции позволяет формировать навыки студентов при работе с техническими проектами и умение их отстаивать в процессе разработки и защиты.

В нашем исследовании теоретической основой выявления дидактических условий и разработки педагогического сопровождения формирования дискуссионной компетенции студентов является комплексный подход. Учитывая многогранность и сложность проблемы формирования дискуссионной компетенции и выявления условий, комплексный подход является основой анализа, выбора и оценки условий, так как он позволил нам всесторонне оценить, как влияют дидактические условия на формирование дискуссионной компетенции. Его можно рассматривать как совокупность совместной реализации нескольких парадигм, предполагающих доминирующую роль ведущей парадигмы, которой другие парадигмы не противопоставляются, а дополняют ее по принципу синергетики. Комплексный подход нацелен на интеграцию знания о различных качествах, свойствах и состояниях разных систем, в которых осуществляется мыследея-тельность участников этого процесса.

Методологическую базу комплексного подхода составляют следующие ведущие принципы: системности, комплексности, единства теории и практики, всесторонности, конкретности, практической полезности, развития и целостности.

При разработке методологических, теоретических, нормативных и методических положений комплексного подхода, а также многоаспектности процесса формирования дискуссионной компетенции студентов использовались общенаучные принципы субъектно-компетент-ностного, интегративно-развивающего, индивидуально-дифференцированного и контекстно-модульного подходов, которые взаимообогащают и дополняют друг друга и учитывают специфику (социальный заказ, условия, педагогическое сопровождение, дидактическое обеспечение и мониторинг) формирования дискуссионной компетенции студентов.

Рис. 1. Структурные компоненты дискуссионной компетенции Fig. 1. Structural components of discussion competence

По мнению исследователей, на формирование дискуссионной компетенции влияет определенная совокупность дидактических условий. Для лучшего понимания словосочетания «дидактические условия» проведем его семантический анализ.

Слово «условие» в различных источниках трактуется как внешние и внутренние обстоятельства, благоприятствующие или препятствующие действию факторов развития [4]; уговор, соглашение (на словах или письменно) о чем-нибудь между двумя или несколькими лицами; «официальный договор» и т. д. [5]; обстоятельст-

ва, обусловливающие появление/развитие того или иного процесса [6] и др. Мы будем придерживаться определения дискуссия, приведенного в работе [4]. На наш взгляд, оно наиболее полно отражает семантическое значение этого понятия.

Понятие «дидактика» в литературных источниках рассматривается как составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения [6]; теория образования и обучения, отрасль педагогики [7]; общая теория и методика обучения, рассматривающая закономерности, принципы, содержание и методы учебного процесса; часть общей педагогики [8] и др. Используя в дальнейшем прилагательное «дидактический» в словосочетании «дидактические условия», мы будем придерживаться его значения, связанного с процессом специально организованного преднамеренного формирования дискуссионной компетенции при определенной совокупности условий.

Таким образом, рассмотрев лексическое значение отдельных дефиниций (условия и дидактика), установим, как понятие «дидактические условия» трактуется в различных источниках. Изучение литературы показало, что большинство исследователей используют словосочетания «дидактические условия» и «педагогические условия» как синонимы. Чаще всего понятие «дидактические условия» связано с педагогическим воздействием и возможностями информационно-образовательной среды, используемой в процессе обучения. Некоторые ученые отдельно выделяют понятия «организационно-педагогические условия» и «психолого-педагогические условия» [4; 9]. Общим для всех этих понятий является воздействие неких обстоятельств на процесс обучения с целью его интенсификации. В рамках нашего исследования, под дидактическими условиями мы понимаем совокупность факторов, положительно воздействующих на организацию целостного непрерывного педагогического процесса, направленного на формирование дискуссионной компетенции у студентов образовательной организации.

На основе анализа педагогической, психологической и научно-методической литературы, посвященной вопросам формирования дискуссионных умений, мы выделили следующие дидактические условия:

- готовность преподавателей использовать комплекс интерактивных методов формирования дискуссионной компетенции в педагогическом процессе путем создания специально смоделированных имитирующих реальные ситуации в процессе дискуссии;

- непрерывное педагогическое сопровождение формирования дискуссионной компетенции студентов образовательной организации;

- применение полезного (целесообразность, результативность и экономичность) дидактического обеспече-

ния формирования дискуссионной компетенции студентов образовательной организации;

- осуществление непрерывного мониторинга формирования дискуссионной компетенции студентов.

Рассмотрим кратко их содержание.

1. Под интерактивными методами мы понимаем современную технологию обучения, базирующуюся на целенаправленном интерактивном взаимодействии участников процесса обучения [2]. Признаками интерактивных методов обучения являются: диалоговое взаимодействие участников; работа в малых группах; активно-ролевая и тренинговая организация обучения [10].

Среди основных особенностей интерактивных методов обучения можно выделить следующие:

- взаимодействие участников обучения в режиме диалога при организации учебной работы в системе «студент-студент», «студент-группа студентов», «студент-преподаватель»;

- организация обучения в малых группах;

- использование нетрадиционных форм организации занятия (проблемная лекция, эвристическая беседа и др.);

- организация занятий с использованием информационных технологий в условиях коммуникации «студент-информационная среда» (виртуальная экскурсия, компьютерная симуляция и др.).

Исходя из вышесказанного, готовность преподавателя к проведению занятий с использованием интерактивных методов обучения возможна при овладении совокупностью умений:

- создавать доброжелательную атмосферу на занятии при организации общения между студентами;

- организовывать работу студентов в парах и малых группах;

- использовать на занятиях нетрадиционные формы обучения;

- широко реализовывать на занятиях информационные технологии и средства коммуникации;

- принять изменение своей позиции как преподавателя: модератор, информатор, консультант, эксперт, фа-силитатор [11].

2. Под педагогическим сопровождением мы понимаем систему деятельности преподавателей, направленную на целенаправленную организацию образовательного процесса, обеспечивающего результативность формирования дискуссионной компетенции студентов [12]. Педагогическое сопровождение включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: социальный заказ, модель, дидактическое обеспечение и непрерывный педагогический мониторинг (рис. 2). Рассмотрим кратко содержание компонентов, входящих в структуру педагогического сопровождения.

Рис. 2. Структура педагогического сопровождения формирования дискуссионной компетенции студентов Fig. 2. Structure ofpedagogical support of discussion competence forming in students

Социальный заказ представляет собой совокупность требований и условий, способствующих подготовке компетентных студентов к будущей результативной профессиональной деятельности в резко изменяющихся социально-экономических условиях. В структуру социального блока входят требования закона «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и работодателя к уровню подготовки студента.

Разработанная структурно-функциональная модель, включает в себя два взаимосвязанных блока:

- структурный (содержание, методы, средства и организационные формы);

- функциональный (мотивационно-целевой, предметно-содержательный, когнитивно-операциональный, контрольно-коррекционный и рефлексивно-прогностический компоненты).

Модель построена с учетом требований комплексного подхода и системы классических дидактических принципов обучения: целостности, профессиональной направленности, комплексности и интегративности. Каждый компонент модели имеет свою цель, которая направлена на решение задач формирования дискуссионной компетенции студентов, и соответственно содержание, включающее главные идеи ее формирования и критерии оценки.

3. Дидактическое обеспечение представляет собой адаптированный учебно-методический комплекс, включающий в себя совокупность взаимосвязанных по целям и задачам формирования дискуссионной компетенции студентов педагогически полезных дидактических материалов, разработанных с учетом ФГОС ВО и резко изменяющихся потребностей рынка труда [13]. Дидактический материал создан на разных типах носителей информации.

Цель дидактического обеспечения - создание целенаправленной всесторонне насыщенной различными дидактическими материалами информационно-образовательной среды для результативного протекания процесса формирования дискуссионной компетенции студентов.

Функциональное назначение компонентов дидактического обеспечения базируется на содержании их связей и в зависимости от специфики формирования дискуссионной компетенции студентов эти блоки наполняются соответствующим содержанием образования. В структуру дидактического обеспечения входят: интегрированный курс, комплекс сценариев проведения учебных дискуссий, система контрольных заданий и компьютерная поддержка.

Разработанный на основе интегративно-разви-вающего и контекстно-модульного подхода интегрированный курс, позволяет учитывать специфику формирования дискуссионной компетенции студентов, их уровень подготовленности к осмысленному пониманию стоящей перед ними задачи. Интегрированный курс состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных модулей. Такое построение содержания курса позволило создать информационно-образовательную среду, включающую знания по следующим дисциплинам: «Русский и иностранные языки», «Основы делового общения», «Риторика», «Психология делового общения и управленческих воздействий» и др.

Семинары, групповые дискуссии проводятся с использованием интерактивных методов обучения и видеозаписью для последующего анализа действий студентов. Они разработаны таким образом, чтобы быть полезными студентам всех направлений их подготовки в будущей профессиональной деятельности. Кроме того, при построении интегрированного курса учитывались следующие требования:

- целенаправленное применение интерактивных методов обучения на основе дискуссии (дебаты, круглый стол, мозговой штурм, семинар, кейс-метод и др.);

- при формировании дискуссионной компетенции изначально основное внимание уделяется языковой форме и постепенно смещается на умение выражать свои мысли. Отбор интерактивных методов в течение курса происходит, начиная от более спланированных форм организации занятий к более свободным. Например, в начале курса может быть использована ролевая игра, где участники заранее

готовят и учат свои реплики, в середине курса - семинар, в конце курса - «круглый стол»;

- применение вводных лекций осуществляется с учетом начального уровня владения студентами языками. На лекциях обсуждаются цель и задачи формирования дискуссионной компетенции, а также особенности занятий с использованием интерактивных методов обучения;

- интерактивные методы обучения вводятся постепенно и сочетаются с традиционными методами обучения.

Для оценки уровня сформированности дискуссионных компетенций студентов создана система контрольных заданий, которая обеспечивает организацию входного, промежуточного и итогового контроля. Она включают в себя анкетирование, тесты, различные упражнения. Анкетирование позволяет выявить уровень сформированное™ мотивации студентов при формировании дискуссионной компетенции на иностранном языке. С помощью тестов оценивается лингвистический аспект дискуссионной компетенции, что является особенно важным, учитывая, что формирование дискуссионной компетенции происходит на занятиях по иностранному и русскому языках. Оценивается уровень знания базовой и профессиональной лексики, речевых формул и клише, связанных с участием в дискуссии. Видеозапись учебных дискуссий позволяет оценить уровень владения студентами дискуссионной компетенцией по всем трем критериям. Помимо лингвистических знаний, при работе с видеозаписями анализируется соответствие дискуссии нормам делового общения, умение слушать оппонента и аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы, умение искать и использовать в дискуссии необходимую информацию.

Наши исследования показали, что для большей практики при формировании дискуссионной компетенции, организацию части дискуссий следует перевести в электронный вид, например онлайн-дискуссии. Она организуется на платформе системы управления курсами МооШе. Виртуальная обучающая среда дает возможность преподавателю создать форум, где студенты могут писать сообщения в ответ на основной вопрос форума или другим участникам форума. При необходимости любой участник может прикрепить к своему сообщению файл. К основным недостаткам можно отнести отсутствие устного общения. Среди достоинств интернет-дискуссий - возможность продумать свой ответ и проверить его языковую правильность. Это позволяет развить умения и закрепить навыки, необходимые студентам при участии в дискуссиях. Кроме того, выявлены факторы, которые влияют на мотивацию и активность студентов на форумах:

- актуальность проблемы обсуждения;

- правильная постановка цели и задач участия в дискуссии: не рекомендуется превращать дискуссию в сочинения со сложной аргументацией;

- роль преподавателя в дискуссии: он является организатором и консультантом, в остальном же его присутствие на форуме должно быть сведено к минимуму;

- отношение студентов к участию в онлайн-дискуссиях [14].

Технологический процесс разработки дидактического обеспечения состоит из трех взаимосвязанных этапов: поисковый, основной и заключительный. На каждом из них решаются задачи по созданию информационно-образовательной среды, наполненной полезным дидактическим материалом, обеспечивающим формирование дискуссионной компетенции студентов.

4. Осуществление непрерывного мониторинга позволяет оценивать результативность формирования дискуссионной компетенции у студентов образовательной организации. Он обеспечивает решение следующих педагогических задач:

- определять начальный уровень сформированное™ дискуссионной компетенции у студентов образовательной организации;

- отслеживать динамику развития дискуссионной компетенции и, при необходимости, вносить коррективы для решения возникающих проблем;

- оценивать конечный результат формирования дискуссионной компетенции студентов.

Комплекс мероприятий по обеспечению непрерывного мониторинга формирования дискуссионной компетенции включает:

а) описание целей и задач мониторинга;

б) использование методик, позволяющих осуществлять мониторинг;

в) критерии оценки уровня сформированное™ дискуссионной компетенции;

г) описание уровней сформированное™ дискуссионной компетенции (высокий, средний и низкий);

д) контрольные материалы для организации входного, промежуточного и итогового контроля сформированное™ дискуссионной компетенции студентов технического вуза.

Критерии оценки сформированное™ дискуссионной компетенции основаны на разработанной авторами структуре дискуссионной компетенции (рис. 1) [2]. Оценка сформированное™ дискуссионной компетенции происходит на основе коммуникативного, лингвистического и интеллектуального критериев. Мы определили уровни сформированное™ дискуссионной компетенции как высокий, средний и низкий. Оценивается совокупность знаний, умений и навыков студентов по вышеперечисленным критериям.

Полученные в процессе экспериментальных работ результаты показали полезность выявленных дидактических условий формирования дискуссионной компетенции студентов и послужили теоретической основой для разработки педагогического инструментария, который обеспечит решение сложной и многогранной проблемы, рассматриваемой в статье.

Литература

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 27.03.01 Стандартизация и метрология (уровень бакалавриата): Приказ Минобрнауки России от 6 марта 2015 г. № 168. Режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/документы/6704 (дата обращения: 28.09.2016).

2. Скибицкий Э. Г., Перфилова А. В. Формирование дискуссионной компетенции у студентов технического вуза // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 3. С. 38 - 44.

3. КитоваЕ. Т., Скибицкий Э. Г. Дискуссия как инструмент поиска оптимального решения научной проблемы // Инновации в образовании. 2016. № 7. С. 45 - 53.

4. Епифанов А. В. Психолого-педагогические условия организации интерактивного обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 76-2. С. 97 - 99.

5. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2013. 800 с.

6. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: ИЭТ, 2013. 268 с.

7. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2005. 448 с.

8. Алексеев И. А., Белякова Е. Г., Булатова О. С., Голиков Н. А., Дегтярев С. Н., Емельянова И. Н., Загвязин-ский В. И., Закирова А. Ф., Захарова И. Г., Зеер Э. Ф., Малярчук Н. Н., Манжелей И. В., Овчинникова Т. С., Селиванова О. А., Строкова Т. А., Теплякова О. А., ХридинаН. Н., Шмачилина С. В. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. 352 с.

9. Володин А. А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 143 - 152.

10. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Т. С. Паниной. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 176 с.

11. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. Т. 1. 816 с.

12. Кононов А. Н., Скибицкий Э. Г. Педагогические условия совершенствования правового воспитания будущих офицеров в образовательной среде военного вуза МВД России. Новосибирск: САФБД, 2016. 144 с.

13. Скибицкий Э. Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения // Дистанционное образование. 2000. № 1. С. 21 - 25.

14. Перфилова А. В. Зарубежный опыт организации учебных онлайн-дискуссий в вузе // Национальная гвардия на страже Независимости страны: теория и практика служебно-боевой деятельности (к 25-летию Независимости Республики Казахстан): сб. материалов междунар. науч.-практич. конф. Петропавловск: ВИ НГ Республики Казахстан, 2016. Ч. 2. С. 283 - 286.

DIDACTIC CONDITIONS OF DISCUSSION COMPETENCE FORMING IN TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

Eduard G. Skibitsky1' Anna V. Perfdova2' @2

1 Siberian Academy of Finance and Banking, 7, Polzunov street, Novosibirsk, Russia, 630051 2Siberian Transport University, 191, Kovalchuk St., Novosibirsk, Russia, 630049 @ [email protected] @[email protected]

Abstract: In the article, the necessity of discussion competence forming in technical university students is approved. It is proposed to use a complex approach for this aim. Methodology of complex approach elaboration is based on general scientific principles, taking into consideration peculiarities of discussion competence forming in students. Terms "discussion competence" and "discussion speech" are clarified. Discussion competence structure is given. Definition of collocation "didactic conditions" is given on the basis of semantic analysis. The article features didactic conditions of discussion competence forming, which provide factors of purposeful pedagogical influence on a student to form discussion competence. It defines the content of each didactic condition and the structure of pedagogical support for discussion competence forming of students. Problems of continuous pedagogical monitoring, interactive methods use and didactic support during discussion competence forming in technical university students are considered. Effectiveness of given didactic conditions for discussion competence forming of students is proved, which provided a theoretical base for the development of pedagogical tools on the matter.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For citation: Skibitsky E. G., Perfilova A. V. Didakticheskie usloviia formirovaniia diskussionnoi kompetentsii studentov tekhnicheskogo vuza [Didactic Conditions of Discussion Competence Forming in Technical University Students]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 2 (2017): 48 - 54. (In Russ.) DOI: 10.21603/25421840-2017-2-48-54.

Received 28.02.2017. Accepted 17.04.2017.

Keywords: complex approach, discussion, discussion competence, discussion language, components, didactic conditions, interactive methods, monitoring, integrated course.

References

1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniia po napravleniiu podgotovki 27.03.01 Standartizatsiia i metrologiia (uroven' bakalavriata) [About approval of Federal State Educational Standard of Higher Education for Major 27.03.01 Standardization and Metrology (Baccalaureate level)]. Order of the Ministry of Education of Russia under date of 6 March, 2015, No. 168. Available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/6704 (accessed 28.09.2016).

2. Skibitsky E. G., Perfilova A. V. Formirovanie diskussionnoi kompetentsii u studentov tekhnicheskogo vuza [Discussion competence forming of technical university students]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal = Siberian pedagogical magazine, no. 3 (2016): 38 - 44.

3. Kitova E. T., Skibitsky E. G. Diskussiia kak instrument poiska optimal'nogo resheniia nauchnoi problemy [Discussion as an instrument of scientific problem search]. Innovatsii v obrazovanii = Innovations in education, no. 7 (2016): 45 - 53.

4. Epifanov A. V. Psikhologo-pedagogicheskie usloviia organizatsii interaktivnogo obucheniia inostrannomu iazyku v srednei obshcheobrazovatel'noi shkole [Psychological pedagogic conditions of foreign language interactive teaching organization at school]. Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena = Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, no. 76-2 (2008): 97 - 99.

5. Ushakov D. N. Tolkovyi slovar' sovremennogo russkogo iazyka [Explanatory Dictionary of Modern Russian Language]. Moscow: Adelant, 2013, 800.

6. Novikov A. M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnykh poniatii [Pedagogical dictionary of system of main notions]. Moscow: IET, 2013, 268.

7. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Iu. Slovar'po pedagogike [Pedagogical dictionary]. Moscow: MarT; Rostov-on-Don: MarT, 2005, 448.

8. Alekseev I. A., Beliakova E. G., Bulatova O. S., Golikov N. A., Degtiarev S. N., Emel'ianova I. N., Zagviazins-kii V. I., Zakirova A. F., Zakharova I. G., Zeer E. F., Maliarchuk N. N., Manzhelei I. V., Ovchinnikova T. S., Selivano-va O. A., Strokova T. A., Tepliakova O. A., Khridina N. N., Shmachilina S. V. Pedagogicheskii slovar' [Pedagogical dictionary]. Ed. Zagviazinskii V. I., Zakirova A. F. Moscow: Akademiia, 2008, 352.

9. Volodin A. A., Bondarenko N. G. Analiz soderzhaniia poniatiia «Organizatsionno-pedagogicheskie usloviia» [Analysis of notion "Organizational pedagogical conditions"]. Izvestiia Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumani-tarnye nauki = News of the Tula state university. Humanitarian sciences, no. 2 (2014): 143 - 152.

10. Panina T. S., Vavilova L. N. Sovremennye sposoby aktivizatsii obucheniia [Modern means of education intensification]. Ed. Panina T. S. 4th ed. Moscow: Akademiia, 2008, 176.

11. Selevko G. K. Entsiklopediia obrazovatel'nykh tekhnologii [Encyclopedia of educational technologies]. Moscow: NII shkol'nykh tekhnologii, vol. 1 (2006): 816.

12. Kononov A. N., Skibitsky E. G. Pedagogicheskie usloviia sovershenstvovaniia pravovogo vospitaniia budushchikh ofitserov v obrazovatel'noi srede voennogo vuza MVD Rossii [Pedagogical conditions of law education enhancement of future officers in educational environment of MIA military university of Russia]. Novosibirsk: SAFBD, 2016, 144.

13. Skibitsky E. G. Didakticheskoe obespechenie protsessa distantsionnogo obucheniia [Didactic support of education process]. Distantsionnoe obrazovanie = Remote education, no. 1 (2000): 21 - 25.

14. Perfilova A. V. Zarubezhnyi opyt organizatsii uchebnykh onlain-diskussii v vuze [Foreign experience of organization of training online-discussions in the university]. Natsional'naia gvardiia na strazhe Nezavisimosti strany: teoriia i praktika sluzhebno-boevoi deiatel'nosti (k 25-letiiu Nezavisimosti Respubliki Kazakhstan): sb. materialov mezhdunar. nauch.-praktich. konf. [National guards for independence of the country: theory and practice of corps and combat activity (by 25 anniversary of Republic Kazakhstan independence): Proc. Intern. Sc.-Prac. Conf.]. Petropavlovsk: VI NG Respubliki Kazakhstan, part 2 (2016): 283 - 286.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.