Научная статья на тему 'АКАДЕМИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ'

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / НАВЫК ГОВОРЕНИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панферова Елена Юрьевна, Сетраков Александр Николаевич

Статья посвящена анализу возможностей применения метода академической дискуссии при обучении говорению. Выделяются и описываются характерные черты данной методики, и раскрывается важность её использования в процессе обучения навыку говорения как способа формирования коммуникативных компетенций студентов. Отмечаются некоторые преимущества использования дискуссии как метода формирования иноязычной коммуникативной компетенции по сравнению с дискуссией на родном языке в плане развития коммуникативной компетенции. Анализируются особенности формирования навыков, необходимых для проблемного обсуждения, а также пути их развития. В статье обобщаются типичные сложности, возникающие при взаимодействии участников дискуссии, и возможности для их эффективного преодоления. Значительное внимание уделяется использованию разнообразных аспектов обучения. В данной работе рассматриваются особенности организации учебной дискуссии на практическом занятии в профессионально-ориентированном обучении, что он позволяет применить знания и навыки студентов различных специальностей на практике. Проведенное исследование раскрывает возможности стимулировать познавательную активность студентов различных направлений в изучении иностранного языка. В данном исследовании показаны процессы формирования компетенций обучающихся, на основе которых формируется устойчивая платформа знаний, повышается качество образования. На основании анализа данной статьи делается вывод об использовании академической дискуссии как перспективном средстве обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панферова Елена Юрьевна, Сетраков Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC DISCUSSION IN THE METHODS OF TRAINING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE

The article is devoted to the analysis of the possibilities of using the method of academic discussion in teaching speaking. The characteristic features of this technique are highlighted and described and the possibility of its application in the process of teaching speaking skills as a way of forming students' communicative competencies is revealed. There have been some benefits of using the debate as a method of formation of foreign language communicative competence in comparison with the discussion in their native language in terms of communicative competence development. The features of the formation of skills necessary for problem discussion, as well as the ways of their development are analyzed. The article summarizes the typical difficulties that arise in the interaction of the participants in the discussion and the possibilities for their effective overcoming. Considerable attention is paid to the use of various aspects of teaching. This work examines the features of organizing an educational discussion in a practical lesson in professionally oriented learning, which allows you to apply the knowledge and skills of students of various specialties in practice. The conducted research reveals the possibilities to stimulate the cognitive activity of students of various directions in the study of a foreign language. This study shows the processes of formation of students' competencies, on the basis of which a stable knowledge platform is formed, and the quality of education increases. Based on the analysis of this article, a conclusion is drawn about the use of academic discussion as a promising teaching tool.

Текст научной работы на тему «АКАДЕМИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ПАНФЕРОВА Елена Юрьевна и другие АКАДЕМИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ В МЕТОДИКЕ...

V7TK" ^7? 881 1 I ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

•УД1^ J /Z.eei.l |(сс) кУ<$) I TEis is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0043 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 4166-0438 AuthorID: 802185 ORCID: 0000-0001-5500-7259

ПАНФЕРОВА Елена Юрьевна, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» Донской государственный технический университет (344002, Россия, Ростов-на-Дону, улица Гагарина,], e-mail: [email protected]) SPIN: 4545-7338 AuthorID: 922529 ORCID: 0000-0001-5599-440X СЕТРАКОВ Александр Николаевич, полковник полиции, начальник кафедры специальных дисциплин Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации (347360, Россия, Волгодонск, ул. Степная, 40, E-mail: [email protected]) Аннотация. Статья посвящена анализу возможностей применения метода академической дискуссии при обучении говорению. Выделяются и описываются характерные черты данной методики, и раскрывается важность её использования в процессе обучения навыку говорения как способа формирования коммуникативных компетенций студентов. Отмечаются некоторые преимущества использования дискуссии как метода формирования иноязычной коммуникативной компетенции по сравнению с дискуссией на родном языке в плане развития коммуникативной компетенции. Анализируются особенности формирования навыков, необходимых для проблемного обсуждения, а также пути их развития. В статье обобщаются типичные сложности, возникающие при взаимодействии участников дискуссии, и возможности для их эффективного преодоления. Значительное внимание уделяется использованию разнообразных аспектов обучения. В данной работе рассматриваются особенности организации учебной дискуссии на практическом занятии в профессионально-ориентированном обучении, что он позволяет применить знания и навыки студентов различных специальностей на практике. Проведенное исследование раскрывает возможности стимулировать познавательную активность студентов различных направлений в изучении иностранного языка. В данном исследовании показаны процессы формирования компетенций обучающихся, на основе которых формируется устойчивая платформа знаний, повышается качество образования. На основании анализа данной статьи делается вывод об использовании академической дискуссии как перспективном средстве обучения.

Ключевые слова: иностранный язык, коммуникативный подход, навык говорения, методика преподавания, академическая дискуссия, личностно-ориентированный подход, академическая мобильность, коммуникативная компетенция.

ACADEMIC DISCUSSION IN THE METHODS OF TRAINING FOREIGN LANGUAGE

COMMUNICATIVE COMPETENCE

© The Author(s) 2021

PANFEROVA Elena Yurevna, senior lecturer, the department of foreign languages

Don State Technical University (344002, Russia, Rostov-on-Don, street Gagarina, 1, e-mail: [email protected]) SETRAKOV Aleksandr Nikolaevitch, police colonel, Head of the Department of special disciplines Rostov law Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation (347360, Russia, Volgodonsk, s. Stepnaya, 40, E-mail: [email protected]) Abstract. The article is devoted to the analysis of the possibilities of using the method of academic discussion in teaching speaking. The characteristic features of this technique are highlighted and described and the possibility of its application in the process of teaching speaking skills as a way of forming students' communicative competencies is revealed. There have been some benefits of using the debate as a method of formation of foreign language communicative competence in comparison with the discussion in their native language in terms of communicative competence development. The features of the formation of skills necessary for problem discussion, as well as the ways of their development are analyzed. The article summarizes the typical difficulties that arise in the interaction of the participants in the discussion and the possibilities for their effective overcoming. Considerable attention is paid to the use of various aspects of teaching. This work examines the features of organizing an educational discussion in a practical lesson in professionally oriented learning, which allows you to apply the knowledge and skills of students of various specialties in practice. The conducted research reveals the possibilities to stimulate the cognitive activity of students of various directions in the study of a foreign language. This study shows the processes of formation of students' competencies, on the basis of which a stable knowledge platform is formed, and the quality of education increases. Based on the analysis of this article, a conclusion is drawn about the use of academic discussion as a promising teaching tool.

Keywords: foreign language, communicative approach, speaking skill, teaching methodology, academic discussion, personality-oriented approach, academic mobility, communicative competence

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Развитие сотрудничества в современном мировом сообществе в разных сферах деятельности, стремительное укрепление межкультурных контактов и развитие современных технологий, образования и науки требует уделять особое внимание изучению иностранных языков. Благодаря проходящим масштабным преобразованиям на разных ступенях обучения появились новые образовательные стандарты, созданы учебные пособия, методические

разработки и учебные программы, которые соответствуют требованиям современности. Целью данной работы является исследование характеристик коммуникативного подхода при обучении устной коммуникативной компетенции. Процесс становления коммуникативных компетенций на иностранном языке составляет цель обучения. Обмен мнениями, идеями и информацией в процессе интерактивного взаимодействия считается одним из эффективных способов развития и улучшения коммуникативных навыков студентов при решении различного рода задач.

PANFEROVA Elena Yurevna and others ACADEMIC DISCUSSION IN THE METHODS OF...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Этот вид активности считается одним из самых результативных способов развития речемыслительной деятельности студентов, которая реализуется в процессе дискуссии, спора, диспута в условиях учебной работы.

Формирование целей статьи. Коммуникативность рассматривается как основа методологии, в которой соотносятся такие стороны обучения, как знания, умения и навыки, подбор способов и методики преподавания, состав заданий, взаимодействие с другими академическими предметами. Важнейшими составляющими при обучении иностранному языку являются коммуникативный и личностно-ориентированные подходы. При этом все применяемые методы и способы принимают во внимание личность обучающегося, мотивацию и способности, тогда студент является субъектом речевой деятельности, активным участником учебного процесса [1, с. 200]. Методы академической дискуссии рассматриваются как способы развития концепции, публичного диспута и логически обоснованных доводов, что позволяет влиять на мнения, точку зрения и взаимопонимания партнёров в дискуссии [2; 3; 4]. Такие методы используются при рассмотрении различных теоретических и практических вопросов, конкретизации и взаимодействии участников дискуссии, согласовании мнения для возможности верного решения определенной проблемы [5, с. 3; 6; 7, с. 24]. Метод академической дискуссии как один из методов проблемного обучения находит широкое применение и в профессионально-ориентированном обучении, что делает возможным органично объединять знания студентов в той или иной сфере при разрешении проблемы, и создаёт возможности практического использования навыков и знаний языка, формировать новые концепции [8, с. 44; 9, с. 115].

Термин «дискуссия» переводится с латинского языка «исследую». Дискуссия как вариант устной речи появляется в результате соприкосновения различных взглядов и мнений на одну проблему. Мы понимаем дискуссию как обсуждение, при котором возникает поиск единого решения в ходе процесса сравнения различных точек зрения [10, с. 44]. Средствами аргументации являются логически обоснованные позиции участников дискуссии, и данный тип аргументации всегда ставит своей целью многогранное рассмотрение объекта обсуждения [11, с. 239; 12, с. 4]. Образовательный процесс возможно актуализировать при помощи метода раскрытия проблем [13]. Для самостоятельного поиска информации и готовности к исследованиям и оценке, а также для продуктивности процесса обучения, рекомендуется использовать проблемное введение материала [14, с. 201; 15, с. 4]. С помощью метода групповой дискуссии у обучающихся появляется возможность закрепить и углубить свои знания, получить определённое количество новой информации [16; 17, с. 6]. У студентов развивается навык ведения споров, доказательств, защиты своего мнения и способность учитывать аргументы других. [18; 19, с. 5].

Дискуссионная речь способствует развитию специфических навыков и умений, а также развитию устной речи при изучении иностранных языков. Существует несколько базовых определений понятия дискуссии. Она может рассматриваться как средство создания коллективной работы для эффективности принимаемых решений. А может являться методом обучения, в котором при активном участии студентов в процессе поиска решений увеличивается результативность и интенсивность процесса обучения. Возникновение навыка ведения дискуссии имеет важное значение для полноценного формирования коммуникативной и общеинтеллектуальной цельности личности [20, с. 4]. Изучение иностранного языка состоит из различных форм умственной и речевой деятельности, что позволяет формировать мышление,

критическое восприятие информации, определять основную идею, обнаруживать способы и аргументы для её доказательства, обоснования. Это способствует лучшему пониманию учебного материала. Осознанное восприятие теоретического учебного материала предусматривает умение воспринимать аргументационную речь. Кроме того, овладение правилами и принципами рационального устного общения, нормами ведения дискуссии способствуют ответственному отношению к речевому общению, что отвечает требованиям к специалистам любой специальности.

В настоящее время в высших учебных заведениях проводится серьёзная работа по повышению качества методики преподавания иностранных языков. Существующие проблемы по обучению говорению препятствуют качественной коммуникации на иностранном языке. Исследование способов и методик преодоления этих трудностей при обучении говорению являются наиболее актуальными. Многие исследователи отмечают, что наиболее эффективному развитию речевой мотивации у студентов способствует появление дискуссии во время занятия. При дискуссионном общении у обучающихся появляется стимул для речевого высказывания, творческого подхода, что способствует обучению по различным разговорным тематикам и формированию неподготовленного высказывания [21].

Академические дискуссии можно классифицировать как свободные, организованные или стихийные. Навык говорения отмечается экспертами как продуктивный тип речевой деятельности, и один из основополагающих при изучении иностранного языка, с помощью которого ведётся вербальное взаимодействие [22].

Как отмечает в своём исследовании Р. С. Аппатова, «групповая дискуссия является одним из наиболее продуктивных способов организации общения на уроке иностранного языка». Именно поэтому дискуссия рассматривается как высокоэффективный способ обучения, который позволяет влиять на участников диспута посредством группы, оценивать их знания, умения и навыки. Посредством метода дискуссии у обучающихся формируются такие коммуникативные умения, как восприятие высказывания на иностранном языке в соответствии с определённой ситуацией, речевым заданием или целью, принимая во внимание национально-культурную специфику иностранного языка.

Дискуссия в общепризнанном понимании (от латинского discussio — рассмотрение, исследование) интерпретируется как форма обсуждения какой-либо проблемы. Данный метод широко используется как один из приёмов обучения, направленных на обсуждение поставленного перед группой обучающихся спорного вопроса, и организацию студенческой учебной деятельности. Согласно оценке М. Н. Пряхина, академическая дискуссия является способом создания единого мнения, устранение разногласий в коллективе. Термин «дискуссия» может трактоваться как способ научного взаимодействия и получения новых знаний, а также обсуждение полемической проблемы, которое базируется на искусстве рассуждения и высказывания своих мыслей.

Согласно Голубковой О.А., существуют определённые группы академической дискуссии: тематическая дискуссия - диспут по вопросам темы занятия; интерак-ционная- в которой анализируются строение и содержание ситуации, имеющей место в настоящий момент, в условиях коллективного взаимодействия; биографическая дискуссия - в которой показан личный опыт студента. Обучение иностранному языку должны быть ориентировано как на овладение основами грамматики, фонетики, стилистики, лексики и прочих языковых аспектов, так и на развитие речевых навыков и умений.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. На занятиях по иностранному языку, как отмечает Е.В.Пассов, все задания следует предлагать в той или иной степени в речевой форме. Занятия следует вы-

180

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; в-КВЫ: 2712-8474

ПАНФЕРОВА Елена Юрьевна и другие АКАДЕМИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ В МЕТОДИКЕ...

страивать в условиях речевой ситуации таким образом, чтобы стимулировать развитие навыков устной речи. Основываясь на практических данных, преподаватели высшей школы встречаются с трудностями при обучении навыку говорения и дискуссии. В дискуссионном общении формируется коммуникативный навык доказывать в диспуте свою точку зрения. Исследователи П. Б. Гурвич и Е. В. Шантарин определяют следующие полемичные умения обосновывать свою позицию в споре: охарактеризовать событие, действие, предложить оппоненту высказать свои объяснения, оспорить их. Далее необходимо выдвинуть свои аргументы с примерами и провести дискуссию.

Важно проводить сравнительный анализ доказательств по аналогии сопоставлений, и оспорить приведённые оппонентом утверждения. Возможно обсудить проблематичный случай для доказательства своей правоты и обосновать неправдоподобность аргументов противника. Следует рассматривать события и факты, игнорируя их отдельные аспекты и условия, а также обращаться к истинам и постулатам, неуместно используемым оппонентом. Важным фактором при ведении дискуссии является умение классифицировать факты и явления, принимать во внимание специфику условий. Необходимо обсуждать проблему всесторонне, предвидеть перспективу формирования явления и указать оппоненту на его пренебрежение этой перспективой. Основной составляющей диспута являются личные высказывания ссылкой на его ресурс, доказательства его достоверности и предупреждать невысказанные аргументы оппонента.

При функциональном подходе к развитию коммуникации важно сконцентрироваться на таком аспекте профессионального общения, как устная диалогическая речь. Этот навык предполагает умение сразу, не имея плана, в хорошем темпе говорить на любые темы, при этом употреблять характерную терминологию и лексические единицы языка без ошибок в грамматике. В споре важно умение вовлечься в диалог, а также завершить его при помощи соответствующих языковых средств [23, с. 272].

В данной статье анализируются важнейшие компоненты академической дискуссии. Необходимо уделять внимание способам ведения коммуникации, соблюдать рекомендации, главные принципы для понимания студентами процесса общения на иностранном языке. Рекомендуется объяснение определённых способов дискуссии, их тренировка с помощью специальных упражнений - дискуссионная практика и техника ведения диспута.

Преподаватели отмечают некоторые сложности у студентов при ведении дискуссии [24, с. 55]. Иногда студенты испытывают психологический дискомфорт, боятся совершить ошибки в устной речи и получить критические замечания, в то время как для участия в дискуссионном обсуждении проблемы необходима решимость и раскованность перед собеседниками. Также существует проблема использования родного языка из-за недостаточного словарного запаса, невозможности сконцентрироваться на вопросе, непривычной среды общения. Некоторым студентам требуется больше времени для подготовки, что бывает в группах с неравным уровнем, и это затрудняет процесс ведения академической дискуссии. Помимо этих трудностей выявляются и мотиваци-онные проблемы, когда обучающиеся не понимают цели, не проявляют интерес к изучению иностранного языка, не вовлечены в совместное обсуждение тематики занятия, не удерживают своё внимание во время продолжительной беседы на иностранном языке. Рекомендуются некоторые техники нивелирования сложностей при проведении такого рода занятия, такие, как работа в группах, использование мотивирующих упражнений и тематических задач, формулирование понятных указаний к каждому заданию. При этом студенты имеют воз-

можность дискуссировать и делать задания в небольших группах, отрабатывать навык говорения, практиковать иностранный язык. Преподавателю важно создать комфортную атмосферу, грамотно составить структуру занятия и мотивировать обучающихся, заинтересовывать их различными заданиями.

Анализ педагогической и методической литературы, личный опыт преподавания языка показывает, что для активного ведения академической дискуссии важно вводить интерактивные методики, что позволит студентам овладеть навыками ведения диспутов, способствует их участию в разных конференциях, общественных мероприятиях. Развитие способностей ясно излагать свои мысли, применять языковые знания на практике, критически принимать сведения, определять основное содержание, находить правильные аргументы для доказательств и является главной целью применения метода академической дискуссии на занятии. Методика ведения дискуссии, как отмечают методисты, способна стимулировать речемыслительные способности обучающихся, что ведёт к развитию навыка говорения. При дискуссионном общении студенты взаимодействуют друг с другом, учатся мыслить на иностранном языке. Следовательно, применение метода академической дискуссии является необходимым, особенно при разном уровне способностей и подготовки студентов, степени их мотивации.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. На сегодняшний день практикуются разнообразные формы проведения дискуссионных занятий: парные, в команде и в группе обучающихся. Они должны быть тщательно подготовлены преподавателем, и проводиться по определённым правилам. Студентам предлагаются такие виды дискуссии, как Дебаты, Круглый стол, Форум, Техника аквариума, Заседания экспертной группы, Симпозиумы, Судебные заседания, Мозговой штурм. Дискуссию можно разделить на несколько частей, которые включают в себя подготовку (или введение в дискуссию), главную часть (анализ проблемы), обобщение (выводы, результаты) [25, с. 226].

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. В процессе выполнения задания студенты, взаимодействуя между собой, прорабатывают различные фразы и выражения, закрепляют примеры их употребления, уделяя особое внимание грамматическим и лексическим единицам языка, произношению слов. Обучающиеся сконцентрированы на решении различных задач с помощью норм языкового взаимодействия в коллективе между участниками дискуссии, а после окончания обсуждения имеют возможность дать анализ всей дискуссии и отдельным участникам, и их выступлениям. Следовательно, умение вести дискуссию развивает навыки взаимодействия в профессиональной и учебной обстановке, и способствует формированию коммуникативной компетенции. Основная ценность дискуссионного общения - это освоение стратегии ведения переговоров в данной конкретной ситуации.

Выводы исследования. Метод дискуссии может применяться с целью формирования иноязычной компетенции у студентов высшей школы, что предоставит им возможности для общения со специалистами в любой сфере в обстановке академической мобильности [26, с. 97]. Необходимо отметить важность подготовки преподавателя к проведению академической дискуссии, правильный отбор тематики обсуждения, лексический материал, мотивацию студентов к обмену своими идеями и мнениями, обучению правильного проведения споров с учётом особенностей данной методики. Также важной частью подготовки является разработка чёткой структуры, позволяющей выстроить обсуждение проблемы, достигая цели и задачи дискуссии.

Перспективы дальнейших изысканий в данном на-

PANFEROVA Elena Yurevna and others ACADEMIC DISCUSSION IN THE METHODS OF...

правлении. Методистами рекомендуется проводить обучающие циклы, принимая во внимание степень языковой базы обучающихся, их основные умения и навыки ведения диспутов. Применение методики академической дискуссии как одной из составляющих учебного курса предоставляет возможности развивать речь и языковые навыки, компетентность в различных профессиональных вопросах, обучить создавать примеры научных исследований, подготовить специалиста, способного вести конструктивный диалог и принимать решения в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Метод учебной дискуссии развивает культуру речи и творческое мышление, заставляет самостоятельно решать обсуждаемые проблемы, позволяет приобрести определённые навыки, опыт и закрепить их в ходе проведения дискуссии. Студенты обучаются обсуждать и принимать решения в коллективном общении, проявлять внимание к оппонентам, разным мнениям, что способствует подготовке профессионала, способного разбираться в проблемных вопросах, понимающего быстро меняющуюся информацию и подготовленного для диалога в любой области знания и человеческой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мурзенко Л.В. Учебная дискуссия как средство формирования межкультурной компетенции у студентов языковых вузов в условиях дистанционного образования // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. СПб., 2010. Ж 121. С.197-201.

2. Гузеева r.H. Коммуникативный подход к обучению иностранному языку как средство развития коммуникативной компетентности у студентов неязыковых специальностей вузов [Электронный ресурс]. -режим доступа: http://www.emissia.org/offline/1428.htm10.

3. Салиева З. И. Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка. // Педагогика высшей школы. 2016. Ж 3 (6). С. 63-65. URL: https://moluch.ru/thf3/archive/43/1358/

4. Копжасарова У.И., Токтау М.К. Развитие иноязычных коммуникативных умений учащихся посредством использования метода дискуссии. // Hаучное обозрение. Педагогические науки. 2018. Ж 3. С. 19-23;

URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1755

5. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык. / И.В.Арнольд: Hауч.ред. П.Е.Бухаркин. -М.: Флинта Hаука -2016. С.384.

6. Щербакова И.В. Коммуникативный подход к развитию лексической стороны речи и формирование грамматических категорий (немецкий язык): учебное пособие: [12+]/И.В. Щербакова. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. — 125 с.: табл. — Режим доступа: по подписке. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=572132 (дата обращения: 23.01.2020). — ISBN 978-5-4499-0572-7. — Текст: электронный.

7. Виноградова О. С. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения на продвинутом этапе специализированного вуза / О.С. Виноградова. -Москва, 2016. С.24 .

8. Щербакова И.В., Волченков Е.А. К вопросу о роли диктантов в обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2019. Ж 3. С. 44.

9. Дьяченко H. П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка / H.П. Дьяченко // Педагогический вестник. 2016. No3. С.115 .

10. Щербакова И.В. Средства репрезентации страха в поведении персонажа в произведении Charlotte Habersack «Der Tote im See» // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2019. Ж 4. С. 40-46.

11. Щербакова И.В. Лексические средства реализации состояния страха в поведении персонажа в текстах современной прозы русского и немецкого языков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Ж 6. С. 238-241.

12. Щербакова И.В., Тимашова М.В. Лексическая и грамматическая сторона речи как средство репрезентации речевой деятельности (английский язык): учебное пособие / И.В. Щербакова, М.В. Тимашова.

- Министерство науки и высшего образования Российской Федерации,

- Донской государственный технический университет. - Ростов-на-Дону, - 2019, - 148 с.

13. Фроленкова А. Ю. Оптимизация академической дискуссии на занятиях по иностранному языку / А. Ю. Фроленкова.//Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. С.153-156. URL: https://moluch.ru/ conf/ped/archive/212/11955/

14. Щербакова И.В. Особенности перевода технических текстов // Современные проблемы науки и образования. 2015. Ж 2-2. С. 201.

15. Ковальчук H£., Щербакова И.В. Основные функции лексических единиц текстов профессионально-ориентированной направленности (немецкий язык): учебное пособие / H. В. Ковальчук, И. В. Щербакова — Москва - Берлин: Директ-Медиа, 2020. — 124 с.

16. Лашина Е. H. Дискуссия как метод обучения иностранному языку в неязыковом вузе / Е. H. Лашина. Москва: Буки-Веди, 2016. С. 61-63. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10554/

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

17. Щербакова И.В., Тимашова М.В. Язык и речь в процессе деловой коммуникации: учебное пособие для бакалавриата / И.В. Щербакова, М. В. Тимащова. — Москва; Берлин: - Директ-Медиа, - 2020. — 115 с.

18. Дискуссия как одна из форм организации учебного процесса [Электронный ресурс], Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/ pedagogics/00365794_0.html

19. Щербакова И.В., Тимашова М.В. Язык и речь, концепция профессионально-ориентированного обучения: учебное пособие для СПО / И. В. Щербакова, М. В. Тимащова. — Москва; Берлин: - Директ-Медиа, - 2020. — 115 с.

20. Ковальчук Н.В., Щербакова И.В. Семантическая структура лексических единиц предложения-высказывания: денотативное и коннотативное значение: учебное пособие для бакалавриата / Н. В. Ковальчук, И. В. Щербакова - Москва - Берлин: Директ-Медиа, 2020. —124 с.

21. Курбонова М. С. Дебаты как метод изучения английского языка /М. С. Курбонова. // Филологические науки в России и за рубежом: материалы IVМеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. С. 39-41. URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/233/11475/

22. Саргсян, А. Л. Современные подходы к обучению иноязычному говорению / А. Л. Саргсян. // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. С. 137-140. URL: https://moluch. ru/conf/ped/archive/189/10153/

23. Щербакова И.В. Особенности передачи чужой речи при переводе с английского на русский язык // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. Ж 6 (62). С. 272276.

24. Щербакова И.В. Гендерная специфика репрезентации эмоций в художественном тексте //Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - 2018. - Ж 4. - С. 54-63.

25. Щербакова И.В. Языковая репрезентация эмоционального состояния персонажа в невербальном речевом поведении (на материале русского и немецкого языков) //Известия Южного федерального университета. Филологические науки. — Ростов-на-Дону, - Ж 2, - 2016, - с. 225-232.

26. Щербакова И.В., Евсюкова Т.В. Вербальные и невербальные средства объективации эмоции возмущения в художественном дискурсе (на материале русского и немецкого языков) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2017. Ж 3 (202). С. 97-102.

Статья поступила в редакцию 26.05.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

182

OECD: 5.G3 Educational sciences; ASJC: 33G4; WoS Subject Categories: HA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.