Научная статья на тему 'ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ'

ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1223
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
дискуссия / учебно-воспитательный процесс / старшеклассники / современный урок / учебная деятельность / формирование коммуникативных навыков / discussion / educational process / high school students / modern lesson / educational activity / formation of communication skills.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамитова Д.М., Нурушева Т.И.

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов формирования речевых навыков и умений и пути преодоления трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при обучении навыку говорения на занятиях английского языка. В статье выявлена и обоснована необходимость использования метода дискуссии на уроках иностранного языка в особенности как способ формирования коммуникативных навыков учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCUSSION AS A METHOD OF FORMATION OF COMMUNICATION SKILLS IN HIGH SCHOOL

This article is devoted to the consideration of the formation of speech skills and ways to overcome the difficulties faced by students when teaching the skill of speaking in English classes. The article identifies and substantiates the need to use the method of discussion in foreign language lessons, especially as a way of forming students' communication skills.

Текст научной работы на тему «ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ»

References

1. Biryukova, O. A. Teaching speaking in high school: interview method at the English language lesson / O. A. Biryukova, D. V. Semenova // Scientific Review. International Scientific and Practical Journal. - 2017. - No. 2. - p. 1.

2. Starodubtseva, O. G. Types of exercises for the formation of lexical skills of oral speech in a non-linguistic university [Text] / O. G. Starodubtseva // Scientific and Pedagogical Review. - 2013. - Issue 2 (2). - pp. 45-48.].

3. Konysheva A.V. Modern methods of teaching English. - Minsk: TetraSystems, 2011. - 304 p.

4. Suvorova N. A. Interactive learning: new approaches. M.: Verbum, 2005. 42 p.

5. Baumer T. Handbuch Interkulturelle Kompetenz. Zürich: Orell Füssli Verlag AG, 2002. 223p.

6. Lamy M. N., Hampel, R. Online communication in language learning and teaching. London: Palgrave Macmillan, 2006. 258 p.

7. Stepanova S.N. Application of information and educational technologies in teaching a foreign language to students of a non-linguistic university / S. N. Stepanova // Philological sciences. Questions of theory and practice. Tambov: Diploma, 2014. - No. 9. - Part 2. - pp. 156 - 159.

ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Хамитова Д.М.

Студент Западно-Казахстанского университета им. М. Утемисова

Нурушева Т.И.

Старший преподаватель Западно-Казахстанского университета им. М. Утемисова

г. Уральск

DISCUSSION AS A METHOD OF FORMATION OF COMMUNICATION SKILLS IN HIGH

SCHOOL

Khamitova D.,

Student of West Kazakhstan Makhambet University

Nurusheva T.

West Kazakhstan Makhambet University, Senior Lecturer

Uralsk

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов формирования речевых навыков и умений и пути преодоления трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при обучении навыку говорения на занятиях английского языка. В статье выявлена и обоснована необходимость использования метода дискуссии на уроках иностранного языка в особенности как способ формирования коммуникативных навыков учащихся.

ABSTRACT

This article is devoted to the consideration of the formation of speech skills and ways to overcome the difficulties faced by students when teaching the skill of speaking in English classes. The article identifies and substantiates the need to use the method of discussion in foreign language lessons, especially as a way of forming students' communication skills.

Ключевые слова: дискуссия, учебно-воспитательный процесс, старшеклассники, современный урок, учебная деятельность, формирование коммуникативных навыков.

Keywords: discussion, educational process, high school students, modern lesson, educational activity, formation of communication skills.

Современные общеобразовательные школы ставят перед собой одну из сложнейших задач -научить ученика говорить на английском языке свободно, грамотно и бегло, т.е. так же, как и на родном языке. Средняя школа преследует цель при формировании навыков коммуникации научить ребенка выражать свое мнение и свои мысли, высказывать свою позицию, отстаивать собственную точку зрения. Важно особо подчеркнуть, что роль преподавателя в процессе дискуссии колоссально важна и чрезвычайно сложна, поскольку он должен не только следить за грамотностью речи своего ученика, но и помогать ему прислушиваться к мнению

своего оппонента в процессе дискуссии, а также научить отстаивать свою точку зрения.

Наиболее распространенный метод учебно -воспитательного процесса при использовании групповых, интерактивных (т.е., основанных на взаимодействии) методов обучения - это дискуссия. Ее основная задача - выявление существующего многообразия точек зрения участников на какую -либо проблему и при необходимости всесторонний анализ каждой из них. Групповая дискуссия в игровой форме позволяет членам группы увидеть обсуждаемую проблему с разных сторон, преодолеть смысловые барьеры и эмоциональную предвзятость. Этот метод даёт уверенность в себе и своих

поступках. При применении дискуссионных методов возможно частичное или полное решение множества педагогических задач.

Дискуссией (от лат. discussio — исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. В профессиональном обучении дискуссия используется в том случае, когда взаимообмен мнениями и знаниями приводит к совершенно новому взгляду на профессиональную деятельность, окружающих людей, изменению моделей поведения, развитию мыслительной, цен-ностно-ориентирующей деятельности и навыков межличностного взаимодействия обучающихся. Цели дискуссии могут быть разнообразными: обучение, диагностика, тренинг, стимулирование творчества. Принципом организации дискуссии выступает содействие возникновению альтернативных мнений, с помощью решения проблем и конструктивной критики.

Существует ряд преимуществ дискуссии, таких как обеспечение активное и глубокое усвоение знаний (оказывает долгосрочный эффект), осуществляется взаимодействие учащихся (развитие коммуникативных навыков и уверенности учеников), учащиеся могут проверить и сравнить свои точки зрения между собой (метод оценки). Дискуссия усовершенствует развивающие и воспитательные навыки обучающихся.

Однако, помимо преимуществ, могут возникать и некоторые трудности, с которыми педагог может столкнуться при проведении и организации дискуссии в учебном процессе. Эти трудности наблюдаются при обучении говорению на английском языке:

- Психологический дискомфорт. Ученики, как правило, по причине боязни сделать ошибки и критики со стороны преподавателя, стесняются говорить на английском языке, так как говорение в отличие от других речевых навыков требует раскрепощённости и смелости перед аудиторией.

- «Нечего сказать». Иногда у учащихся возникает проблема - отсутствие мыслей, они не могут сконцентрироваться и выразить мысли на английском языке.

- Использование родного языка. Ученики иногда прибегают к использованию родного языка, по причине отсутствия достаточного запаса слов на иностранном языке и естественной среды общения.

- Неравный уровень участия учеников. Некоторые ученики говорят достаточно хорошо и превалируют в группе; для некоторых, чтобы быть услышанным, требуется много времени, и они говорят очень мало или совсем ничего не говорят. Поэтому работа в больших группах затрудняет процесс обучения навыку говорения. Учитель, как координатор деятельности и ведущий дискуссию, должен:

1) Сформулировать тему дискуссии, создать необходимую мотивацию, показать актуальность проблемы.

2) Создать благоприятную атмосферу.

3) Ознакомить учащихся с правилами ведения дискуссии.

4) Поддерживать активность учащихся.

5) Направлять обучающихся, подводить промежуточные итоги.

Для успешного проведения дискуссии нужна ее правильная организация, так как методически грамотная организация дискуссии имеет значимое влияние на ее дальнейший ход и успешное завершение. Организация дискуссии состоит из следующих этапов:

1. Предварительное пояснение темы дискуссии, ознакомление участников с предметом обсуждения, их ролями и правилами проведения мероприятия.

2. Краткое предварительное обсуждение вопроса в малых группах.

3. Введение темы через заранее поставленное перед участниками задание.

4. Краткий предварительный опрос по теме.

5. Распределение ролей.

6. Представление позиций, коллективное обсуждение.

7. Подведение итогов.

Наиболее распространенными видами учебной дискуссии являются «круглый стол», «мозговой штурм» и дебаты. Рассмотрим особенности проведения перечисленных видов дискуссии на занятии.

Круглый стол - один из видов дискуссии, целью которого является сплочение группы, развитие эмпатии, создание теплой дружеской атмосферы в коллективе, обмен информацией и создание работоспособного коллектива или группы. Главной отличительной чертой этого вида деятельности является то, что, согласно самому названию, участники рассаживаются вокруг круглого стола. Оптимальным количеством участников является 6-12 человек, так как меньшее количество делает атмосферу напряженней, а большее может привести к невовлеченности всех участников. Рассмотрим особенности проведения круглого стола на примере темы «Travelling». Рассадив учеников вокруг стола, ведущий может задать следующие вопросы группе: «What country would you like to visit and why?», «Have you ever been to foreign countries?», «What surprised you?», «What do you think: what country is perfect for rest?», «What new amazing things did you discover while travelling?» и т.д. В ходе круглого стола, учащиеся смогут поделиться своим опытом, воспоминаниями и мнениями. У данного вида дискуссии не существует строгих правил проведения и регламента.

Мозговой штурм (brainstorming) - процедура группового креативного мышления, средство получения большого количества идей от участников за короткий промежуток времени. При мозговом штурме выдвигаются и записываются все сумасшедшие, нелепые идеи, все, что приходит участникам в голову, не существует регламента, спора и критики. При проведении «мозгового штурма» по теме «Food and diet» можно предложить вопрос для обсуждения «What we can do to lose weight?»: eat less, run more, go in for sport, drink much water, keep a diet, do not eat sweets, dance и тому подобное. Далее учащиеся высказывают все свои идеи в рамках данных вопросов, в свою очередь, ведущий все это записывает на доске. Как считает социолог П.А. Стариков, преимуществом данного метода является создание синергетического эффекта - «качествен-

ного умножения знания», при котором осуществляется совместная деятельность специалистов, которые отличаются друг от друга опытом, знаниями, видением ближайшего будущего.

Дебаты - это особый вид дискуссии, предполагающий столкновение полярных точек зрения на одну и ту же проблему. Для проведения дебатов в первую очередь выбирается тема, содержащая противоречие, которое может вызвать несколько спорных позиций. Также необходимо выбрать ведущего, эксперта и две команды участников. Команды располагаются друг напротив друга, а в центре зала устанавливается трибуна для выступления. Перед началом игры по методу жеребьевки выбираются команда правительства, команда, выступающая «за», и команда оппозиции, выступающая «против». Для подготовки и построения аргументов командам дается время. Эксперт оценивает ход игры, аргументы соперников и точки зрения участников; ведущий устанавливает временной регламент. Участники внимательно выслушивают друг друга, делают записи, заметки и выдвигают контраргументы. По окончании дебатов, ведущий подводит итоги и благодарит участников. Рассмотрим проведение дебатов по теме «Money rules the world». Тема предполагает две противоположные позиции, одна команда может противоречить теме, аргументируя это тем, что «Money doesn't rule the world», «There are a lot of things, that money can't buy и т.д.», тогда как вторая команда может высказать свою позицию как: «We live in the 21st century, in which money can solve all of our problems...». Преимуществом данного вида дискуссии является:

1. Совершенствование в искусстве убеждения и красноречия.

2. Совершенствование отстаивания собственной позиции.

3. Использование приемов влияния на партнера и противостояния влиянию.

В процессе рассмотрения специфики обучения иностранному языку в старших классах мы подчеркнули некоторые особенности развития познавательной и психологической сферы старшеклассников, играющие большую роль при организации учебного процесса:

• более активную и самостоятельную мыслительную деятельность старшеклассников;

• тягу к обобщениям, поиску общих принципов, стоящих за частными факторами;

• развитие теоретической мысли; процесс социального и личностного самоопределения старшеклассников;

• дифференциация интересов, их избирательность и устойчивость;

• формирование мировоззрения и жизненной позиции.

С учетом приведенных характерных особенностей развития старшеклассников при организации учебного процесса перед преподавателем встает ряд задач, а именно:

• принимать во внимание индивидуально-типологические особенности учащихся, их стремление к автономии;

• учитывать различия в интересах и мотивации старшеклассников;

• вдумчиво и осторожно подходить к вопросу оценивания учащихся на уроках иностранного языка; учитывать эмоциональную атмосферу в классе;

• использовать методы и приемы, направленные на активизацию речемыслительной деятельности старшеклассников;

• стимулировать самостоятельную творческую деятельность учащихся;

• способствовать развитию критического мышления и навыков аргументации у учащихся;

• предоставлять теоретические сведения, стоящие за конкретными языковыми явлениями;

• способствовать развитию навыков самостоятельной работы по изучению иностранного языка.

Рассмотрев различные методы на практике можно с уверенностью сказать, что все они будут эффективны только при выполнении следующих условий: мотивация ученика и грамотный преподаватель. Каждый преподаватель, выбирая тот или иной метод преподавания английского языка, должен идти в ногу со временем. Реалии современного мира таковы, что для качественного преподавания английского языка в школе учитель сам должен развивать себя в этом русле: изучать новые методики преподавания, читать много литературы на иностранном языке, посещать международные конференции и форумы, касающиеся преподавания иностранного языка. Исходя из вышеизложенного можем подчеркнуть, что применение дискуссии при изучении иностранного языка дает обучающимся широкие возможности для развития речевых навыков и активизации иноязычного общения, помогает стимулировать интерес к предмету, служит лучшему усвоению лексико-грамматического материала. Считаем целесообразным использование дискуссии на всех уровнях обучения иностранному языку, так как дискуссия на только вносит разнообразие, но и делает занятие ярким и динамичным.

Литература

1. Салиева З.И. Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка / З.И. Салиева // Педагогика высшей школы. - 2016. - № 3. - С. 63-65.

2. Аппатова Р.С. Проблема обучения полилогу на уроке иностранного языка / Р.С. Аппатова // Иностранный язык в школе. - 1989. - № 5. - С. 23-26.

3. Григорьева Е.Я. Особенности обучения говорению и дискуссии на уроках французского языка в \Ш—1Х классах // ИЯШ — 2007, — № 5, — с. 34—38.

4. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: Учебные пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 176 с.

5. Харламова М.В. Методические аспекты успешного проведения дискуссии на уроке иностранного языка // ИЯШ — 2007, - № 12, - с. 23-27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.