Научная статья на тему 'Учебно-воспитательные аспекты понимания родителями агрессивности детей'

Учебно-воспитательные аспекты понимания родителями агрессивности детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
320
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / AGGRESSION / РЕБЕНОК / CHILD / РОДИТЕЛИ / PARENTS / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / AGGRESSIVE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михеева Ю. В., Петрова Л. А.

В статье представлены учебно-воспитательные аспекты понимания родителями агрессивности детей, включающие научные позиции об агрессии, что включается в данное понятие. Статья содержит рекомендации родителям позволяющим выявить причины агрессивности, а также кратко объясняется, что является основной причиной агрессии ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING AND EDUCATIONAL ASPECTS OF UNDERSTANDING PARENTS OF AGGRESSION OF CHILDREN

In article teaching and educational aspects of understanding by parents of aggression of children including scientific positions about aggression that joins in the given concept are presented. Article contains recommendations to parents allowing to establish the aggression reasons, and also is short speaks that is a principal cause of aggression of the child.

Текст научной работы на тему «Учебно-воспитательные аспекты понимания родителями агрессивности детей»

Ю.В. Михеева

заведующая социально-педагогическим отделом, МОУ ДОД Центр Детского творчества «Сулпан» Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Л.А. Петрова

заведующая структурным подразделением, МУ ОДПМК «Йэшлек» Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ РОДИТЕЛЯМИ

АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье представлены учебно-воспитательные аспекты понимания родителями агрессивности детей, включающие научные позиции об агрессии, что включается в данное понятие. Статья содержит рекомендации родителям позволяющим выявить причины агрессивности, а также кратко объясняется, что является основной причиной агрессии ребенка.

Ключевые слова: агрессия, ребенок, родители, агрессивное поведение.

J.V. Miheeva, Center of Children's creativity of "Sulpan" of the Kirov area of Ufa

L.A. Petrova, Association of children, teenagers, youth clubs "Yeshlek» of the Kirov area of Ufa

TEACHING AND EDUCATIONAL ASPECTS OF UNDERSTANDING PARENTS OF

AGGRESSION OF CHILDREN

Annotation. In article teaching and educational aspects of understanding by parents of aggression of children including scientific positions about aggression that joins in the given concept are presented. Article contains recommendations to parents allowing to establish the aggression reasons, and also is short speaks that is a principal cause of aggression of the child.

Keywords: aggression, the child, parents, aggressive behavior.

На сегодняшний день родители по наблюдениям зачастую в воспитание ребенка включают наказания, степень тяжести которых нарастает по мере того, как ребенок начинает бороться за свои права и показывать характер. Пока ребенок мал, общество ждет от него послушания, а от родителей - умения этого добиться [3, с. 14]. Данная форма поведения родителей часто связана из-за чрезмерной концентрации материального благополучия семьи. Однако с точки зрения науки по результатам диагностики основной причиной является не соответствие занимаемого места в семье в широком смысле, то есть отсутствие системного порядка по Хеллингеру с нарушением законов.

Известно, что в психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Проанализировав зарубежную литературу, отметим, что существует три наиболее значимых позиций. Исходя из первой позиции, агрессивность трактуется как врожденное свойство индивида. Вторая - описывает агрессию как поведенческую реакцию на фрустрацию (испуг). Третья рассматривает агрессивность как характеристику поведения, формирующаяся в результате научения [1, с. 3-5].

За последние десятилетия особенно в странах СНГ в связи с ростом преступности нельзя не признать следующие факты: первый - сейчас агрессия является неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека; второй

- в социальном плане у современной личности, особенно у подростков, должна неизбежно быть определенная степень агрессивности в виде вспышек злости.

В психологии принято различать словесную и физическую агрессию. Словесная агрессия выражается в угрозах сверстнику, в оскорблениях, которые раздаются в его адрес. Высказывания могут быть самыми различными: «Я тебя догоню, покусаю; посажу на самолет и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один». Традиционные «детские» формы словесной агрессии - дразнилки: («Ябеда-корябеда»), прямые («Дурак»).

Физическая агрессия наносит прямой ущерб: мальчик ломает дом, который сложил из кубиков другой малыш; девочка замазывает красками рисунок подруги; ребенок с силой бросает на пол чужую машинку, с удовлетворением наблюдая слезы ее владельца; а кто-то просто затевает драку.

Чего же хотят агрессоры, пускаясь на свои подвиги:

- Привлечь к себе внимание: мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки, начинает громко лаять, изображая злую собаку.

- Унизить другого, чтобы подчеркнуть свое превосходство: заметив, что у партнера по игре не хватает деталей конструктора, чтобы получилось задуманное, и тот расстроился, мальчик злорадствует: «Так тебе и надо! У тебя ничего не получится. И вообще ты плакса!».

- Отомстить: ребенок отвечает яркими вспышками агрессии и на то, что у него взяли поиграть игрушку.

- Оказаться главным: после неудачной попытки оказаться первым в очереди начать игру мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену.

- Получить желанную игрушку: тут некоторые дети прибегают к прямому насилию.

Как можно видеть, из рассказанных ситуаций агрессивные действия служат

средством достижения цели. Достигнута цель - агрессивные действия прекращаются. В то же время у некоторых детей агрессивные действия никакой цели не преследуют и направлены исключительно на то, чтобы причинить вред [2, с. 14]. Такое поведение говорит о склонности ребенка к враждебности и жестокости, особой формой агрессивного поведения, которая у родителей вызывает особую тревогу.

Психологи хорошо знают, что очень часто проблема детской агрессивности заключается в родителях, в их чувствах и реакциях на детей. Обычно в таких семьях трудности в общении преследуют всех ее членов. Тогда Вайолетт Оклендер, например, предлагает простое, но очень эффективное упражнение: попросить всех по кругу назвать одно позитивное и одно негативное качество во всех остальных членах семьи. Это учит прямому выражению своих чувств, объективности и всегда дарит неожиданные открытия: часто ребенок с удивлением говорит потом родителям: «Надо же, а я думал, вам во мне ничего не нравится».

Действительно, проблема часто в том, что дети и взрослые как бы не слышат друг дуга. В таком случае хорошо перейти на язык письменного общения. Можно завести в доме «жалобную книгу», где ребенок будет записывать то, что не решается сказать вслух: «Я пугаюсь, когда вы кричите»; «Окно на прошлой неделе разбил не я, но вы можете думать, что хотите». Чтобы избегать агрессивного поведения следует

соблюдать два правила: чистосердечное признание избавляет от наказания и доносы на третьих лиц недопустимы. Поначалу родителям необходимо записать ответы, но настанет день, по результатам анализа своих ответов родитель почувствует, что необходимо перейти к разговорам с ребенком из-за капризного и упрямого поведения. В данных случаях нужно написать письмо.

Известно, что асоциальное агрессивное поведение формируется исподволь долгие годы. Родители склонны замечать ненормальную детскую агрессивность лишь тогда, когда она принимает открытые формы, обычно после первого привода в милицию. Однако некоторые признаки могли бы насторожить. Если ребенок пяти шести лет подвержен немотивированным и необъяснимым вспышкам агрессии (впрочем, причина иной раз далеко отстоит от следствия); не играет со сверстниками и ищет уединения; любит странные забавы (кромсает все ножом или ножницами, с утра до вечера с наслаждением воспроизводит мучения святых или сколачивает погребальные принадлежности); очень тревожен (рисует все черным, раздирая бумагу карандашом, сочиняет страшные истории, боится лифтов, шкафов, углов и так далее); наконец, если он склонен к демонстративному поведению (оказывается, в квартире Чикатило центральное место занимала ванна) необходимо обратиться к врачу.

Мы рекомендуют заполнить следующую таблицу способствующие выявлению причин агрессивности ребенка.

Таблица - Понимание агрессивности ребенка родителем

Стратегия воспитания Конкретные примеры стратегии Стиль поведения ребёнка Почему ребёнок так поступает

Резкое подавление агрессивного поведения ребёнка

Игнорирование агрессивных вспышек ребёнка

Родители дают возможность ребёнку выплеснуть агрессию приемлемым

Если родители заметили признаки агрессивного поведения, следует начать с себя, может причиной агрессивности ребенка. Как правильно пишет Аллан Фромм: «Для лечения агрессивности годятся примерно те же средства, что и для ее предупреждения. Не надо забывать, что, когда мы имеем дело с ребенком такого типа, одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление. Нужно, чтобы он чувствовал себя желанным и любимым, даже ценой некоторых поблажек со стороны родителей» [3, с. 16].

На протяжении долгого времени ученые занимаются выявлением причин вызывающих агрессивное поведение детей. Одними, из которых являются не только материальная сторона, но и личностная, то есть нарушение в семейной системе по Хеллин-

геру. С точки зрения многих специалистов агрессивность и агрессия является неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека, а также неотъемлемой частью имиджа современной личности без объяснения причин. Для выявления агрессивности ребенка родителям, по мнению психологов необходимо заполнить таблицу помогающую понять причины возникновения данной формы поведения. Однако, если вы заметили или почувствовали агрессию заведите жалобную книгу или дайте газету, бумагу пусть рвет ее данное действие снимает агрессию и успокаивает психику ребенка.

Список литературы:

1. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.: Ильин В.П., 1996. - 192с.

2. Смирнова Е. Когда малыш агрессивен / Е. Смирнова // Семья и школа. - 2006. - №8. - С.12-13.

3. Ольшанская Е. Агрессия под контролем / Е.Ольшанская // Семья и школа. -1999. - №7-8. - С.14-16.

List of references:

1. Furmanov I.A. Nurser aggression: psychodiagnostics and correction. - Mn.: Ilyin V. P, 1996. -

192 p.

2. Smirnova E. Kogda the kid agressiven / E. Smirnova // the Family and school. - 2006. Vol. 8. -P.12-13.

3. Olshansky E. Aggression under control / E.Olshanskaja // the Family and school. - 1999. Vol. 78. - P.14-16.

С.А. Соловченков

канд. социол. наук, научный сотрудник, Учреждение Российской академии наук Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения РАН

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПОДДЕРЖАНИИ СОЦИАЛЬНО-ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ РОЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Рассмотрены вопросы сохранения среднего и средне-технического образования в обществе как социально-образующего фактора. Выявлена роль сельской школы в данном процессе на протяжении реформенного периода и в настоящее время.

Ключевые слова: образовательные предпочтения, социология села, изменение социальной роли образования.

S.A. Solovchenkov, Institute for Complex Analysis of Regional Problems, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Science

RURAL SCHOOL AND ITS ROLE IN MAINTAINING SOCIAL AND FORMED THE ROLE OF EDUCATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.