ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Тютюева И. А., Тетерина М. В. Проблема агрессии у дошкольников с разным уровнем развития творческого воображения // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 12. - ART 75191. - 0,6 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75191.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75191
УДК 159.9
Тютюева Ирина Анатольевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск [email protected]
Тетерина Мария Владимировна,
аспирант кафедры психологии развития и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Сургут
Проблема агрессии у дошкольников с разным уровнем развития
творческого воображения
Аннотация. В статье раскрывается проблема агрессии у дошкольников. Делается сравнительный анализ таких понятий, как агрессия и агрессивность, рассматриваются различные точки зрения ученых на классификацию, виды и формы агрессии. Раскрывается генезис агрессии в дошкольном возрасте.
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, дошкольник, старший дошкольный возраст, творческое воображение, уровень развития творческого воображения Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Проблема агрессии во все времена волновала и по сей день волнует ученых всего мира. В нашей стране и за рубежом этой проблемой занимались многие ученые.
На проблематичность и недостаточную изученность проблемы агрессивного человеческого поведения указывает тот факт, что все ученые (З. Фрейд, К. Лоренц, Л. И. Божович) предлагают свои, иногда даже принципиально различные определения агрессивности. По сей день, в психологии нет единого четкого определения ее.
Приступая к исследовательской работе необходимо прежде всего уточнить смысл и значение самого этого понятия. Необходимость и одновременно сложность этой работы обуславливается тем, что термин «агрессия» чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном очищении от целого ряда наслоений и обыденных смыслов. Сравним такие понятия как агрессия и агрессивность.
Таблица 1
Сходства и отличия таких понятий, как агрессивность и агрессия
Агрессия Агрессивность
1. К. Лоренц писал, что «для обывателя» понятие агрессии связано с самыми разнообразными явлениями обыденной жизни, начиная от драки петухов и собак, мальчишеских потасовок и т. п., и, заканчивая, в конце концов, войной и атомной бомбой». Ее определяют и как своеобразную реакцию человека на, те или иные внешние раздражения; и как нападение или борьбу в пределах одного вида; и как неоправданное, губительное стремление истязать себе подобных 1. Английский теоретик Г. Вильсон: врожденная агрессивность проявляется благодаря внешним воздействиям и, что агрессивность человека проявляется в виде протеста на давление на него общества, протеста против ограничений, социальных рамок
1
Тютюева И. А., Тетерина М. В. Проблема агрессии у дошкольников с разным уровнем развития творческого воображения // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 12. - ART 75191. - 0,6 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75191.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал
2. В представлениях об агрессии, выступили инстинкты, фрустрация; позднее - инструментальное обучение, гнев, генетические аберрации (взаимосвязь между набором хромосом и агрессивностью) 2. Другое течение в зарубежной психологии связывает агрессивность с сексуальностью. Самым ярким представителем этого течения является 3. Фрейд. Он полагал, что силы влечения в поведении человека в принципе не отличаются от таковых у животных. «Склонность к агрессивному поведению является неистребимым инстинктом человеческой природы. Этот инстинкт представляет серьезную помеху развитию цивилизации»,- писал 3. Фрейд. - «Эволюция цивилизации есть по сути дела непрерывный процесс внутренней борьбы между инстинктами сохранения и воспроизводства жизни и инстинктом агрессии и истребления»
3. Согласно утверждению ряда ученых. А. В. Захарова, Г. Б. Тагиевой, Т. Г. Румянцева, поведение называется агрессивным при наличии двух обязательных условий: (когда имеют место губительное для жертвы последствия), когда нарушены нормы поведения. 4. Австрийский биолог К. Лоренц, считал, что на основании изучения поведения некоторых видов животных в природных условиях одним из первых пришел к выводу, что при определенных обстоятельствах у большинства животных якобы автоматически срабатывает инстинктивный механизм агрессии, и они нападают на других представителей своего вида. Эта «внутривидовая» агрессия, по утверждению К. Лоренца, имеет столь же непреодолимый характер, как например, голод или половой инстинкт, и в свою очередь также служит целям сохранения вида 3. Л.С. Выготский рассматривал агрессивность как свойство, регулируемое условными рефлексами и, практически обусловленное научением, социальной средой, окружающей ребенка с рождения. Какими бы врожденными предпосылками ни был наделен ребенок, если он воспитывается в благополучной семье, без жестоких и агрессивных мер воздействия на него, то его врожденная агрессивность не проявится. 4. А. М. Фонарев, считал, что агрессивность как прививается, так и снимается социально
О ISSN 2304 -12С
ниепт
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что нужно разделять агрессию и агрессивность. Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.
Отечественные ученые имеют различные точки зрения не только на природу агрессии, но и форму ее проявления /20/.
Так, Л. И. Божович выделяет 2 основные формы проявления агрессии: прямое физическое воздействие и словесная агрессия через оскорбления, запугивание.
Эту классификацию доработала и дополнила С. Славина /62/. Она выделила: Физическое нападение (например: ударить, укусить и т. п.); вербальное нападение (например: крикнуть, обозвать, оскорбить и т. п.); нарушение прав другого человека (например: отодрать что - нибудь силой).
Разные точки зрения отечественных ученых на классификацию, виды и формы представим в табл. 2.
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Тютюева И. А., Тетерина М. В. Проблема агрессии у дошкольников с разным уровнем развития творческого воображения // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 12. - ART 75191. - 0,6 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75191.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Классификации агрессии
Таблица 2
Отечественные ученые Классификация агрессии
1. Л. И. Божович Выделяет: прямое физическое воздействие и словесная агрессия через оскорбления и запугивания.
2. Л.. С. Славина Выделяет: 1. Физическое нападение. Например, ударить, укусить и т. п. 2. Вербальное нападение. Например, крикнуть, обозвать, оскорбить и т. п. 3. Нарушение прав другого человека. Например, отодрать что-нибудь силой
4. Ю. Н. Борисов Он подразделяет агрессию на инструментальную и враждебную. Инструментальной агрессией он называет действие, совершаемое для достижения некоторой цели. А враждебная агрессия - это действия, совершаемые для того, чтобы причинить кому - либо боль. Если рассматривать мотивационную сторону, то заслуживает внимания различение агрессии инструментальной и преднамеренной. Под инструментальной агрессией здесь понимается такое поведение человека, когда он не ставит своей целью действовать агрессивно, но действует по принципу « так пришлось» или « так было необходимо действовать». А преднамеренная агрессия - та, которая сознательно осуществляется против кого- либо
5. Э. Фишбах Предложил подобную классификацию, случайную агрессию, которую большинство ученых рассматривают как одно из проявлений инструментальной агрессии
Виды и формы агрессии
Таблица 3
Т. Г. Румянцева Рассматривает агрессию как социально-психологическое явление и включает в себя следующие формы ее проявления: 1. Болезненные проявления, куда входят неуправляемые вспышки ярости, гнева, разрушительного возбуждения. 2. Физические, словесные и другие проявления, связанные с условием норм и правил общества. Различные формы, связанные с недостаточной усвоенностью норм и правил поведения или недостаточной сформированностью самоуправления в действиях. 3. Все формы, которые одними интерпретируются как агрессивные, а другими, как проявление чрезмерной активности
В. И. Журбин Указывает на то, что следует различать агрессию инициативную и оборонную. Первая имеет место, когда агрессором является зачинщик конфликта. Вторая - когда агрессия представляет собой реакцию на агрессию. Выделяется также особый вид агрессии - агрессия, направленная против себя. Кроме того, есть и такая форма агрессии как враждебная, т. е. не существующая в реальном мире, но она чаще присуща людям с расстроенной психикой
Из перечисленного анализа в таблицах можно сделать следующий вывод, что единой классификации агрессии и агрессивности нет и создать ее трудно. Каждая классификация несет свой смысл, чаще всего виды агрессии не имеют строгих границ и агрессивное поведение может складываться из совокупности различных факторов. Поэтому в нашем исследовании под агрессией мы будем понимать, что -
3
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Тютюева И. А., Тетерина М. В. Проблема агрессии у дошкольников с разным уровнем развития творческого воображения // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 12. - ART 75191. - 0,6 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75191.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
это отклоняющееся от нормы поведение, результатом которого является физический или психологический ущерб другому человеку или обществу.
Л. И. Божович отмечает отрицательное влияние агрессивных аффектов на развитие личности ребенка. При переходе от одного возрастного этапа к другому возникают определенные новообразования, являющиеся как бы итогом психического развития ребенка за истекшим период. Они порождают и новые потребности, характеризующие и соответствующие этапы - этапы формирования личности ребенка. Кризис возникает в тех случаях, когда новые потребности не находят удовлетворения. Депривация важнейших для личности потребностей вызывает аффективные конфликты, характеризующие кризис.
В период 3 лет, в младшем дошкольном возрасте, внутренние конфликты осознаются и начинают приобретать нравственную окраску. Трудности, нарушения поведения проявляются у ребенка в форме капризов, упрямства. Это своеобразная реакция протеста на какие-либо ограничения. А. Фромм отмечает: «Если малышу что -то не позволяют или в чем-то отказывают, это раздражает его. Взрослые в силу ряда причин вынуждены уделять меньше внимания детям, чем следует, и называют им то, что их сердит и злит. Неспособность управлять своими побуждениями и желаниями и неумение контролировать их осложняет жизнь ребенка и служит причиной гнева и раздражения. Кроме того, и при подавлении ребенок постепенно переходит от призыва о помощи к отчаянно - гневному протесту». Так рождается агрессивность, по своей сути это реакция борьбы, возникающая при попытке ребенка изменить положение вещей. Все это совершенно нормально. Но если родители вступают в аффективное, эмоциональное «сражение» с ребенком, никогда ему не уступают, стараясь «переупрямить», то это приводит лишь к усилению конфликта и закреплению упрямства как формы поведения ребенка. Иногда он может «добиться победы» в этой изнурительной борьбе и тогда постепенно превращаются в семейного тирана с выраженными эгоистическими чертами.
Нередко наблюдается агрессивность, жестокое поведение по отношению к сверстникам, как выраженное стремление во что бы то ни стало главенствовать в группе детей. Упрямство как первая попытка самоутверждения, может способствовать по определенным условиям проявлениям жестоких форм агрессивного поведения. Е. Гаспарова выделяет наиболее частые причины появления упрямства и как следствие - реакций активного протеста: нарушение режима, резкая смена обстановки, раннее высаживание ребенка на горшок, повышенная требовательность родителей в приучении ребенка к порядку без учета его реальных умений и т. д. Стремление родителей «искоренить» упрямство может привести к невротическим реакциям, а это может повлечь за собой расстройства речи, сна, аппетита, появление страхов и повышение тревожности.
Тревожность проникает в душу ребенка, препятствует реализации его важнейших потребностей: в независимости, самостоятельности, в признании права на собственное «я», в самореализации. Высокая тревожность способствует появлению агрессивных тенденций в поведении: драки, агрессивные действия ребенка по отношению к младшим, попытки мучить животных. Родители не всегда последовательно реагируют на непослушание и агрессивность своих действий, тем самым поощряя подобные формы поведения. В неблагополучных, полных конфликтов семьях, дети переживают нередко очень сильные, беспредметные, а точнее говоря, неопределенные для них самих страхи. Но любой подходящий случай может стать поводом к тому, чтобы беспредметный страх стал предметным. Очень часто, чтобы усмирить ребенка, родители начинают сознательно пугать:
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Тютюева И. А., Тетерина М. В. Проблема агрессии у дошкольников с разным уровнем развития творческого воображения // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 12. - ART 75191. - 0,6 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75191.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
«заберет дядя с мешком» и т. д., в конце концов ребенок, которого постоянно чем-то пугают, будет постоянно испытывать страх. Если при этом ребенок находится в конфликтном отношении с окружающими, символические страхи многократно усиливаются. П. Поппер отмечает, что нередко тревожный ребенок отвечает на свои страхи вспышками агрессивности. Он нападает на свое окружение, чувствуя в нем опасность, а агрессивное поведение утверждает ощущение собственной силы и безопасности. Он бьет сверстников, агрессивен по отношению к родителям, бабушке. Такие вспышки агрессивности порождают новые неосознаваемые страхи, поступки с одной стороны, настраивают против ребенка окружающих, и, с другой -вызывают у ребенка представления, что если он, маленький, такой агрессивный, что же говорить об остальных людях, которые сильнее его. Ребенок убеждается в том, что если ему угрожает опасность, целесообразно перейди в нападение. Такой опыт может стать моделью поведения. В дальнейшем, более позднем возрасте, особенности сложившегося поведения начинают формироваться в программу поведения. Программируется запугивание по своеобразному принципу, сохраняющемуся до взрослого состояния: «бей своих, чтобы чужие боялись». Это намеренное, отчетливое предпочтение жестокого поведения иногда носит характер садизма. Искажение такого рода, по мнению Е. Гаспаровой, наиболее сильно проявляется в подростковом возрасте, когда развивающаяся личность вступает в «решительный бой» с принятыми в семье формами воспитания и начинает отстаивать свои права с такой силой, что даже очень строгие родители обычно не в состоянии справиться с упрямством своего детища. Стремительное «высвобождение» подавленных возможностей личности вступает в противоречие с привычным семейным укладом, подросток компенсирует недостаток «свободы» самыми разными способами, и часто отчуждение детей и родителей на этом этапе достигает наибольшей степени. Очень тяжелый подростковый период - нередко расплата за ущемление самостоятельности, активности, чувства собственного достоинства в детстве.
По мнению отечественных и зарубежных исследователей В. И. Гарбузова,
A. И. Захарова, М. И. Буянова отклонения в поведении, в том числе и агрессивное поведение, обусловлены как биологическими, так и социальными причинами. Несомненным является и тот факт, что доминирование отдельных свойств нервной системы, таких как подвижность, сила, неуравновешенность, лежащих в основе ВНД, создает возможность для ярких эмоциональных вспышек, бурных аффектов. Темперамент играет ведущую роль в натуре человека. П. Ф. Лесгафт отмечал, что новорожденный является на свет уже с определенным темпераментом», об этом свидетельствуют реакции ребенка на кормление, укладывание спать и т. д. Очень часто родителей по той или иной причине «не устраивает» темперамент ребенка и они пробуют изменить, улучшить. Подавление темперамента, по мнению
B. И. Гарбузова, очень частая причина детской агрессивности, перенапряжения психофизиологических возможностей и возникновения неврозов. При холеристи-ческом темпераменте наибольшим патогенным действием обладают чрезмерные ограничения со стороны родителей и других взрослых в семье. Происходит заострение возбудимости, активности и непоседливости этих детей, усиливается гиперреактивность и агрессивность по отношению к взрослым в семье. Постоянная стимуляция детей с флегматическим темпераментом оказывает тормозящий эффект. Они становятся инертными, вялыми. Холерический и флегматический темпераменты, по мнению А. И. Захарова, оказываются более чувствительными к издержкам отношения родителей. Но и сангвинический темперамент уязвим, в этом
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Тютюева И. А., Тетерина М. В. Проблема агрессии у дошкольников с разным уровнем развития творческого воображения // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 12. - ART 75191. - 0,6 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75191.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
случае патогенно значимыми будут как чрезмерные ограничения, так и избыточная стимуляция активности детей со стороны родителей /56/. Биологические процессы, находящиеся в основе проявления агрессии, безусловно зависит от социальных и средовых процессов и тесно взаимодействуют с ними. К биологическим процессам, способствующим возникновению человеческой агрессии, относят следующее: наследуемость агрессивных качеств; аномалии половых хромосом; половые гормоны; нервные структуры и механизмы нервной деятельности.
По вопросу наследственности существуют противоречивые данные: склонность к агрессии наследуется и проявляется; наследуется не склонность, а какая-то характерная черта (например: импульсивность или стремление к лидерству), увеличивающая возможность проявления агрессии.
Также есть некоторые факты, довольно убедительно подтверждающие связи между склонностью к агрессии и набором половых хромосом (например: различия в проявлениях агрессивности у мужчин и женщин; высокий процент содержания в исправительных учреждениях лиц с аномалиями половых хромосом), но существует сравнительно мало данных, свидетельствующих о том, что половые хромосомы играют решающую роль в формировании агрессивного поведения.
Характер взаимосвязи между уровнем гормонов и агрессивностью до сих пор остается довольно неясным. Хотя уровень тестостерона может играть определенную роль в формировании агрессивного поведения. Существует достаточное количество фактов, свидетельствующих о том, что усиление агрессивности способствует повышению уровня тестостерона, точно так же, как повышение уровня тестостерона ведет к усилению агрессивности. Большей частью это исследования американских ученых в 80-90-х гг. Исследования нейрохирургов связаны с двумя основными образованьями головного мозга, играющими важную роль в формировании агрессивного поведения- с лимбической системой, состоящей из разнообразных структур, функция которых заключается в контролировании основных влечений и эмоций, и корой головного мозга. Их повреждения или дисфункция приводят к усилению агрессивной реакции человека на мгновенные воздействия окружающей среды. Аллен, Калсон и Койн (1988) обнаружили, что у лиц, имеющих, согласно результатам нейропсихологических исследований, органические повреждения мозга, существуют проблемы, связанные с контролированием агрессивности.
Всегда нужно иметь в виду, что биологические процессы протекают в социальном контексте. То есть внешняя среда влияет на нейрогенные связи, внутренние биологические процессы в значительной степени предопределяют характер наших реакций на средовые воздействия, следовательно на агрессию действуют оба типа факторов и что биология и окружающая среда оказывают взаимное влияние друг на друга. Среда является непосредственным источником, откуда индивид черпает свои знания, опыт, мотивы тех или иных поступков. Экономические, социально-политические, культурные и бытовые условия, психологическая атмосфера и условия обучения и воспитания составляют среду личности. Посредством социальных факторов формируются ценностные ориентации, привычки и установки, представления о нормах поведения. П. Дубинин отмечает связь культурных традиций общества с проявлениями агрессивности. Об этом свидетельствуют антропологические исследования. Они показывают, что переживания, эмоции, порождаемые как внешними, так и внутренними причинами, выражаются у человека обычно в форме, принятой культуре, к которой он принадлежит. Примером влияния воспитания и социальной является также и
6
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Тютюева И. А., Тетерина М. В. Проблема агрессии у дошкольников с разным уровнем развития творческого воображения // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 12. - ART 75191. - 0,6 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75191.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
эксперимент, проведенный в юридических учебных заведениях США. Он заключается в том, что чтобы определить, как будут вести себя люди, не совершавшие никогда преступлений, но принявшие на себя роль преступников или роль сотрудников тюрьмы. «Заключенные» быстро вошли в свою роль как обычные участники тюремной микросреды, некоторые уже на 6-й день пребывания в «тюрьме» стали проявлять странности в поведении: в виде продолжительного плача, припадков, ярости, подавленности и тому подобное. Группа студентов, игравших роль надзирателей, столь же быстро усвоила «правила жизни» -пренебрежительное отношение, рукоприкладство, издевательства. В спокойных ранее людях развились агрессивные черты. Подавление, сопротивления и унижение людей стали им нравиться. Таким образом, данные исследования показали, что агрессивность прививается социально. Контроль над агрессивными импульсами и непрямое их выражение так же результат научения.
Процесс научения контролировать свои агрессивные устремления или выражать их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации, называется социализацией агрессии. В результате социализации многие люди учатся контролировать свои агрессивные импульсы, сто необходимо для жизни в обществе. Другие индивиды остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию тонко, через словесные оскорбления, скрытые принуждения и другие тактические приемы. Наконец, остаются люди, не подвергшиеся социализации, чьи агрессивные импульсы находят выход часто в физическом насилии. Вопросу о том, как происходит социализация агрессии, посвящены многие исследования. Одной из ранних работ была работа Р. С. Сирса, Е. Е. Маккоби и К. Левина.
Влияние условий жизни в очень сильной степени сказывается на раннем проявлении агрессии. Ребенок очень тонко чувствует свою мать, чувствует, когда им довольны, а когда нет. В сложной системе взаимоотношений ребенка с родителями часто нарушаются границы взаимопонимания и воспитание начинает отклоняться от нормального пути.
Проведенный теоретический анализ агрессии литературных источников об агрессии показал, что:
В старшем дошкольном возрасте агрессия проявляется в импульсивных приступах упрямства, капризах, вспышках злости, драчливости, в конфликтах со сверстниками, негативизме, задиристости и в стремлении подчинить себе других и др.
Источниками детской агрессии является фрустрация, сходства агрессора и жертвы, неблагоприятные отношение окружающих к ребенку, необоснованные запреты взрослого, положительное подкрепление агрессивных проявлений, педагогическая запущенность, неблагоприятная семейная среда, неудовлетворенность социальным статусом и т. д.
Степень и частота агрессивных проявлении обуславливаются реактивностью нервной системы, положительными различиями, стилями воспитания, деривации, мужским (женским) стереотипом поведения.
Исследование агрессивности старших дошкольников проводилось в форме классической триады. На этапе констатирующего эксперимента решались следующие задачи:
Подобрать методики исследования по проблеме исследования.
Выявить уровни агрессии и уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения данных задач использовались следующие методики: «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотова, «Рисунок несуществующего живот-
7
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Тютюева И. А., Тетерина М. В. Проблема агрессии у дошкольников с разным уровнем развития творческого воображения // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 12. - ART 75191. - 0,6 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75191.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ного» М. З. Друкаревич, «Цветовой тест» М. Люшера, «Дом - Дерево - Человек», предложенная Дж. Буком, «HAND - TECT». В опытной работе участвовало 102 ребенка старшего дошкольного возраста из МБДОУ № 40 «Снегурочка» г. Сургута.
При анализе методики «ДДЧ» нас в большей степени интересовали результаты по двум симптомокомплексам: враждебность и конфликтность. Проведя
количественный анализ этих двух симптомокомплексов, мы условно распределили испытуемых на три уровня. Как мы видим, что у 76% испытуемых средний уровень враждебности, а у 21,3% - низкий, высокий уровень враждебности у 2,7% испытуемых. Для низкого уровня враждебности характерно наличие в рисунках детей от 0 до 3 соответствующих элементов. Для среднего уровня - от 3 до 7, а для высокого от 7 до 11. Соответствующими элементами в рисунках для определения уровня агрессии являются: отсутствие окон, дверь (замочная скважина), очень большое дерево, длинные острые пальцы, агрессивная позиция человека и др. При количественном анализе этого симптомокомплекса мы выявили, что у 56% испытуемых низкий уровень конфликтности, у 38,7% - средний, высокий уровень -5,3%. Низкому уровню конфликтности соответствовало наличие в рисунке от 0 до 5 соответствующих элементов, для среднего уровня от 6 до 12, а для высокого 1317 элементов. Соответствующими элементами в рисунках детей являются: ограничение в пространстве, перспектива снизу, дерево как два дерева и др.
Проанализировав данные полученные по методике Вагнера (Hand Test), также позволили нам распределить испытуемых на три уровня. Низкий уровень агрессии наблюдался у 69,3% испытуемых, средний уровень - 22,7%, высокий уровень - 8% детей. Анализ содержания детских ответов позволяет установить, что наиболее агрессивными дети считают руки, изображенные на четвертом, шестом и седьмом рисунке. Дети комментировали их как: бьющая, наказывающая, выгоняющая и т. д. Так, например многие испытуемые говорили что, «кого-то бьют», «выгоняют из комнаты», «грозят пальцем» и т. д.
Анализ детских сказочных импровизаций на предмет уровня развития у них творческого воображения показал, что большинство детей умеют создавать сказочные конструкции, но есть дети, которые не отличают сказку от рассказа. Создавая сказки, дети пользуются репродуктивно-творческим воображением. В своих импровизациях испытуемые чаще других используют сказочный зачин, сказочную концовку, необычную динамичность действия, типичных сказочных персонажей, реже пользуются такими приемами, как повторы, контрастность, тройственность. Из способов создания образов воображения чаще применяют акцентирование, агглютинацию, реже элементы реконструкции, типизации и гиперболизации. В сказочные импровизации дошкольники привносят элементы волшебной тематики. Много бытовых и сказок о животных.
Таким образом, как показало исследование более агрессивные дошкольники, создают сказочные импровизации больше всего на военную тематику, либо в их сказках присутствуют факторы насилия, жестокости и т. д., чаще всего это сказочные импровизации мальчиков. Дошкольники, продемонстрировавшие средний и низкий уровень агрессии создают сказочные конструкции на бытовую, праздничную, сказочную и придумывают сказки о животных.
Список литературы
1. Алфимова М. В., Трубников В. И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. - 2000. -№ 6. - С. 112-121.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: ОЛМА - Пресс, 2001. - 510 с.
8
Тютюева И. А., Тетерина М. В. Проблема агрессии у дошкольников с разным уровнем развития творческого воображения // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 12. - ART 75191. - 0,6 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75191.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический ^ электронный журнал
3. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2007. - 144 с.
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. - 92 с.
6. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. - 2007. - № 16. - С. 52-59.
7. Кернберг О. Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях: монография. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 368 с.
8. Медведева И. А. Продуцирование дошкольниками сказочных имровизаций как фактор развития творческого воображения : канд. дис. - Казань, 2001. - 207 с.
9. Фурманов И. А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. - Минск: Ильин В. П., 1996. - 192 с.
10. Фурманов И. А. Агрессивные дети. - Минск, 1996. - 190 с.
11. Хекхаузен Х. Агрессия // Мотивация и деятельность. - М., 1986. - Т. 1. - С. 365-405.
О ISSN 2304-Ш
ниегтг
Irina Tyutyueva,
Candidate of Psychological Sciences, Associate professor of developmental psychology and educational psychology, Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinsk [email protected] Maria Teterina,
Graduate student of developmental psychology and educational psychology, Shadrinsk State Pedagogical Institute, Surgut
The problem of aggression in preschool children with different levels of development of creative imagination
Abstract. The article deals with the problem of aggression in preschoolers. Made a comparative analysis of concepts such as aggression and aggression are considered different views of scientists on the classification, types and forms of aggression. Reveals the genesis of aggression in the preschool years.
Key words: aggression, aggressiveness, preschool, preschool age, creative imagination, the level of development of creative imagination.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 20.02.2015 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.02.2015
Принята к публикации Accepted for publication 22.02.2015 Опубликована Published 08.04.2015
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Тютюева И. А., Тетерина М. В., 2015
ISSN 2304-120Х
www.e-koncept.ru
9