ART 75022
научно-методический электронный журнал
УДК 159.9
ния детей с задержкой психического развития стар шего дошкольного возраста // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 01. - ART 75022. - 0,2 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2015/75022.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Борисова П. В. Исследование агрессивного поведе
Борисова Полина Владимировна,
магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный
педагогический университет», г. Челябинск
porlina.borisova@mail.ru
Исследование агрессивного поведения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
Аннотация. В статье раскрыта актуальность, названы методы и методики, обсуждены результаты исследования агрессивного поведения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, агрессивность, агрессивное поведение, задержка психического развития.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу среди психологов вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность, требующие адекватного и эффективного преобразующего психолого-педагогического взаимодействия (В. И. Долгова, Р. В. Овчарова, Р. Д. Дорофеева, В. Л. Юлдашев, А. Ф. Амиров, А. Н. Мартынов [3, 4, 5]).
Исследования, посвящённые коррекции агрессивного поведения у детей с задержкой психического развития (далее ЗПР), единичны и в основном касаются младшего школьного и подросткового возраста Установлено, что у детей с ЗПР (конституционального, соматогенного, психогенного и церебрального происхождения) эмоциональное и личностное развитие не соответствует своему возрасту. К старшему дошкольному возрасту у таких детей преобладает импульсивность, неадекватность в оценке результатов, повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, конфликтам и к тревожно-фобическим расстройствам (К. Бюттер, Л. С. Выготский, С. Н. Еникополов, А. И. Захаров, Г. Я. Кудрина, Г. Паренс, Д. Б. Эльконин [1, 2, 6, 7, 8, 9, 10]).
В настоящее время в практических исследованиях определяют тревожно-фобические и агрессивно-тревожные поведенческие типы у детей, но не раскрывают особенности психокоррекции этих эмоционально-поведенческих нарушений у старших дошкольников с ЗПР. В то время как решение проблем подготовки детей к школе, преодоления трудностей и овладения ими новой социальной ситуацией требует использования специальных психокоррекционных технологий.
Таким образом, возникают противоречия между потребностями практической работы и отсутствием необходимых исследований по коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников с задержкой психического развития. Эти противоречия и определили проблему нашего исследования, которая заключается в изучении агрессивности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Методы исследования:
1. Теоретические - теоретическую основу исследования составили труды ученых по теории и практике агрессивного поведения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Борисова П. В. Исследование агрессивного поведения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 01. - ART 75022. - 0,2 п. л. - URL:
научно-методический электронный журнал htcP7//e9k9O6n5Cei>t;rsUr/2304/7755022.htm. - Гос рег Эл № ART 75022 УДК 159.9 " . " .
2. Эмпирические методы: структурализированное наблюдение по методике Г. П. Лаврентьевой, тестирование (методики: рисунок «Несуществующее животное».
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад № 2» п. Асбест.
По результатам наблюдения проведенного нами можно отметить, что из двенадцати детей, в особом внимании нуждаются три ребенка, набравшие по одиннадцать положительных результатов из восемнадцати фрагментов. У них выявился высокий уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.
Средний уровень агрессивности у двоих детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.
Низкий уровень агрессивности у шести детей. Эти дети уравновешенны, спокойные, вспышки гнева возникают редко и носят защитный характер.
50% 45% 40% 35°% 30°% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
25%
высокий
50%
25%
I уровень агрессивного поведения
средний
низкий
x
У
Рис. 1. Распределение уровней агрессивного поведения у старших дошкольников (по методике Г. П. Лаврентьевой «Структурализированное наблюдение»)
Тест «Несуществующее животное» относится к проективным методикам, он может предлагаться детям с пятилетнего возраста. Ряд ученых (К. Маховер, Дж. Бак, С. Рейнольдс и др.) считают, что рисунок животного (а также человека, дома, дерева) - это своеобразный автопортрет рисующего, так как в своем рисунке ребенок представляет те черты, которые в той или иной мере значимы для него.
Результаты оценивания детских рисунков: 6 детей набрали - (0,7-0,8) балла, проявив высокий уровень агрессии; 2 детей набрали - (0,4-0,5) балла, проявив средний уровень агрессии; 4 детей набрали - (0-0,2 балла), проявив низкий уровень агрессии.
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 75022 УДК 159.9
Борисова П. В. Исследование агрессивного поведения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 01. - ART 75022. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75022.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
высокий средний низкий уровень
Рис. 2. Распределение уровней агрессивного поведения у старших дошкольников по методике «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ)
Рисункам детей с высоким уровнем агрессии присуще: крупное изображение, сильная, уверенная линия рисунка, наличие орудий нападения (зубы, когти, рога и т. д.), изображение двоих животных - один нападает, другой убегает . Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию детей.
На рисунках детей со средним и низким уровнем агрессии нет животных с угрожающим выражением лица, хищников или нападающих животных, отсутствуют символы прямой агрессии такие, как зубы, клюв, когти и т. д. Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии. Выводы:
Проведенное нами исследование показало, что все агрессивные дети с ЗПР проявляют низкий интерес к сверстнику, нежелание бескорыстно поделиться с ним или помочь, реакции на успехи партнера неадекватны (злорадство при неудаче, протест против достижений). Агрессивный ребёнок становится источником огорчений родителей и педагогов, он ощущает себя отверженным, неуверенным и ненужным. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется личностное развитие, проявляются отклонения в поведении детей.
Именно поэтому особенно важным является изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё можно предпринять своевременные превентивные и корригирующие меры.
Ссылки на источники
1. Бюттер К. Жить с агрессивными детьми.- М.: Просвещение, 1997.-122 с.
2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. -- СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
3. Долгова В.И. Инновационная культура: сущность и составляющие // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2001. № 2. С.23-34.
м Q м
КОНЦЕПТ
науш.о-методический электронный журнал ART 75022 УДК 159.9
Борисова П. В. Исследование агрессивного поведения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 01. - ART 75022. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75022.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
4. Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 4048.
5. Дорофеева Р.Д., Долгова В.И., Юлдашев В.Л., Амиров А.Ф., Мартынов А.Н. Факторы риска формирования аддиктивного поведения у учащейся молодежи по данным анонимного анкетирования // Вопросы наркологии. 2007. № 1. С. 26-31.
6. Еникополов С.Н. Дети и психология агрессии.// Школа здоровья. - №1/1995- 26 с.
7. Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении детей.-М.: Педагогика ,1994.- 76 с.
8. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольников.- СПб.: Питер, 2004.-224с.
9. Паренс Г. Агрессия наших детей. -М.Юнити, 1997.- 160с.
10. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопросы психологии. - №4/1971.- 84с.
Polina Borisova, ISSN 2304-120Х
graduate student in the Psychology Department, Chelyabinsk State-Hydrated Pedagogical University, Chelyabinsk porlina.borisova@mail.ru
The study of aggressive behavior in children with mental retardation preschool age 9 лгъи^ 120159 Abstract. The article considers the relevance of named methods and techniques,
discussed the results of the study of aggressive behavior of children with mental retardation preschool age. Key words: senior pre-school age, aggression, aggressive behavior, mental retardation.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
ГУ r\J
977230412015913