Научная статья на тему 'УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебно-профессиональная деятельность / профессиональное воспитание / будущие педагоги / высшая школа / профессиональная подготовка / educational and professional activities / professional education / future teachers / higher school / professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воскрекасенко Ольга Александровна, Лыгина Марина Аркадьевна, Пашин Александр Алексеевич

В статье актуализируется необходимость решение задачи профессионального воспитания студенческой молодёжи применительно к студентам будущим педагогам. Обосновывается необходимость поиска оптимальных средств формирования личностно-профессиональных качеств будущих педагогов в ходе их профессиональной подготовки в высшей школе. Предлагается рассматривать учебно-профессиональную деятельность как фактор профессионального воспитания обучающихся педагогического направления подготовки. Осуществлён анализ состояния проблемы профессионального воспитания студентов будущих педагогов посредством учебно-профессиональной деятельности. Определены возможности учебно-профессиональной деятельности для решения задач профессионального воспитания будущих педагогов. Показана роль учебно-профессиональной деятельности в формировании у будущих педагогов ценностного отношения к предстоящей педагогической деятельности, понимания её социальной значимости, осознания себя как представителя педагогической профессии. Охарактеризована совокупность организационных форм, методов и средств актуализации воспитательного потенциала учебно-профессиональной деятельности обучающихся педагогического направления подготовки. Сформулированы условия эффективной актуализации воспитательного потенциала учебно-профессиональной деятельности студентов в высшей школе. Утверждается значимость готовности профессорско-преподавательского состава к решению задач профессионального воспитания будущих педагогов посредством учебно-профессиональной деятельности. Указывается на необходимость формирования у обучающихся педагогического направления подготовки позиции субъекта учебно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воскрекасенко Ольга Александровна, Лыгина Марина Аркадьевна, Пашин Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article updates the need to solve the problem of professional education of students in relation to students future teachers. The necessity of searching for optimal means of developing the personal and professional qualities of future teachers during their professional training in higher education is substantiated. It is proposed to consider educational and professional activities as a factor in the professional education of students in the pedagogical direction of training. An analysis of the state of the problem of professional education of students future teachers through educational and professional activities was carried out. The possibilities of educational and professional activities for solving the problems of professional education of future teachers are determined. The role of educational and professional activities in the formation of future teachers' value attitude towards the upcoming pedagogical activity, understanding of its social significance, and awareness of oneself as a representative of the teaching profession is shown. The set of organizational forms, methods and means of updating the educational potential of the educational and professional activities of students in the pedagogical direction of training is characterized. The conditions for effective actualization of the educational potential of educational and professional activities of students in higher education are formulated. The importance of the readiness of the teaching staff to solve the problems of professional education of future teachers through educational and professional activities is affirmed. The necessity of forming a pedagogical direction for students to prepare the position of a subject of educational and professional activity is pointed out.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

Педагогика

УДК 378.14

доктор педагогических наук, доцент Воскрекасенко Ольга Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет» (г. Пенза); доктор философских наук, доцент Лыгина Марина Аркадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет» (г. Пенза); доктор педагогических наук, доцент Пашни Александр Алексеевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет» (г. Пенза)

УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье актуализируется необходимость решение задачи профессионального воспитания студенческой молодёжи применительно к студентам - будущим педагогам. Обосновывается необходимость поиска оптимальных средств формирования личностно-профессиональных качеств будущих педагогов в ходе их профессиональной подготовки в высшей школе. Предлагается рассматривать учебно-профессиональную деятельность как фактор профессионального воспитания обучающихся педагогического направления подготовки. Осуществлён анализ состояния проблемы профессионального воспитания студентов - будущих педагогов посредством учебно-профессиональной деятельности. Определены возможности учебно-профессиональной деятельности для решения задач профессионального воспитания будущих педагогов. Показана роль учебно-профессиональной деятельности в формировании у будущих педагогов ценностного отношения к предстоящей педагогической деятельности, понимания её социальной значимости, осознания себя как представителя педагогической профессии. Охарактеризована совокупность организационных форм, методов и средств актуализации воспитательного потенциала учебно-профессиональной деятельности обучающихся педагогического направления подготовки. Сформулированы условия эффективной актуализации воспитательного потенциала учебно-профессиональной деятельности студентов в высшей школе. Утверждается значимость готовности профессорско-преподавательского состава к решению задач профессионального воспитания будущих педагогов посредством учебно-профессиональной деятельности. Указывается на необходимость формирования у обучающихся педагогического направления подготовки позиции субъекта учебно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: учебно-профессиональная деятельность, профессиональное воспитание, будущие педагоги, высшая школа, профессиональная подготовка.

Annotation. The article updates the need to solve the problem of professional education of students in relation to students -future teachers. The necessity of searching for optimal means of developing the personal and professional qualities of future teachers during their professional training in higher education is substantiated. It is proposed to consider educational and professional activities as a factor in the professional education of students in the pedagogical direction of training. An analysis of the state of the problem of professional education of students - future teachers through educational and professional activities was carried out. The possibilities of educational and professional activities for solving the problems of professional education of future teachers are determined. The role of educational and professional activities in the formation of future teachers' value attitude towards the upcoming pedagogical activity, understanding of its social significance, and awareness of oneself as a representative of the teaching profession is shown. The set of organizational forms, methods and means ofupdating the educational potential of the educational and professional activities of students in the pedagogical direction of training is characterized. The conditions for effective actualization of the educational potential of educational and professional activities of students in higher education are formulated. The importance of the readiness of the teaching staff to solve the problems of professional education of future teachers through educational and professional activities is affirmed. The necessity of forming a pedagogical direction for students to prepare the position of a subject of educational and professional activity is pointed out.

Key words: educational and professional activities, professional education, future teachers, higher school, professional training.

Введение. В последние годы проблеме профессионального воспитания студенческой молодёжи отводится значимое место как в педагогической науке, так и в практике профессионального образования в высшей школе [3; 9]. Подобное внимание со стороны учёных и практиков определяется социальным заказом, получившим нормативное закрепление в ФЗ № 304 от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». В этих условиях особую актуальность приобретает решение задачи профессионального воспитания студенческой молодёжи применительно к будущим педагогам, от сформированности профессионально-педагогической позиции и мировоззрения которых, во многом будет зависеть эффективность воспитания подрастающего поколения школьников [4; 6]. Это обусловливает необходимость поиска оптимальных средств формирования личностно-профессиональных качеств будущих педагогов в ходе их профессиональной подготовки в высшей школе [7; 10].

Учебно-профессиональная деятельность, являясь ведущим видом деятельности студентов - будущих педагогов в высшей школе, обладает высоким воспитательным потенциалом, целенаправленная актуализация которого способствует эффективному решению задачи профессионального воспитания выпускников направления подготовки «Педагогическое образование». В этой связи цель статьи - раскрыть роль учебно-профессиональной деятельности как фактора профессионального воспитания будущих педагогов в высшей школе.

Изложение основного материала статьи. Анализ состояния проблемы профессионального воспитания студентов -будущих педагогов посредством учебно-профессиональной деятельности показал, что в современной научной психолого-педагогической литературе нашли своё отражение такие вопросы, как:

- сущность воспитания студентов в высшей школе (Е.А. Башаркина, A.B. Борчук, В.А. Замараев, A.A. Королев,

A.A. Поздникин, П.Н. Шильников и др.), его основные проблемы (В.А. Беляева, Н.В. Жидкова, Е.Ю. Кузнецова, H.A. Моргунова, А.Г. Трофимчук, М.В. Щербакова и др.), особенности (Е.А. Авдеева, И.А. Дроздова и др.), ключевые направления (Н.Г. Баринова, Н.В. Вепринцев, О.Н. Иванова, H.A. Коваленко, А.Р. Кожаринова, Е.С. Кошкалов,

B.Н. Назаров, С.К. Савицкий, И.Л. Трофименко, ИМ. Хабибулин, С.Л. Хаустов, A.A. Шакиров и др.), а также формы, методы, средства и технологии (К.И. Вайсеро, И.П. Гладилина, М.С. Оноприенко, С.М. Осадчая, К.В. Стецюк, А.Р. Самигуллина, Д.С. Тихомирова и др.);

- сущность и содержание профессионального воспитания студенческой молодёжи (А.Ж. Ажибаева, Е.Ю. Варламова, И.Н. Ганиева, И.А. Гаранина, Л.К. Гребенкина, Е.И. Ерошенкова, H.A. Жокина, И.Ф. Исаев, Н.Г. Иванова, В.Д. Исламова,

P.M. Каримова, E.H. Кролевецкая, Ю.А. Кубрина, Ж.В. Тома, В.Н. Трегубов, A.A. Пашин, В.И. Попова, О.Н. Прокофьева, Е.С. Щебляков и др.);

- профессиональное воспитание будущих педагогов (Т.Ю. Алексеева, C.B. Анохина, Ф.Я. Байрамгулова, А.П. Бредихин, A.C. Гатаев, Е.А. Дубицкая, О.П. Журавлева, A.C. Зёлко, Р.В. Идирзаева, Ш.Х. Кенжаев, Д.А. Кусюкбаева, Л.В. Мардахаев, Д.И. Михайлова, С.И. Остапенко, О.Н. Прокофьева, С.М. Салов, H.H. Тимошина, Г.Б. Холодова, E.H. Чернышева, О.В. Яковлева и др.);

- сущность понятия «учебно-профессиональная деятельность», его структура, уровни сформированности у обучающихся высшей школы (Т.А. Алтухова, И.А. Ахметшина, В.А. Бардынина, Г.К. Бисерова, В.Р. Вафина, Ф.Г. Мухаметзянова, Е.А. Петрова, Т.М. Сорокина, В.Н. Ткачев, H.A. Хомова, Л.В. Цурикова, Х.Г. Юсупова, А.Ш. Яруллина и др.);

- особенности учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов в высшей школе и её роль в профессиональном становлении педагогов (Д.С. Киселев, A.C. Костылева, В.О. Макарова, Ю.М. Махмутов, О.В. Морозова, Р.П. Николаевский, О.В. Огороднова, Г.М. Сибаева, Е.Ф. Торикова, А.Л. Фроленкова и др.).

Как показал анализ научной литературы, учебно-профессиональная деятельность студентов - будущих педагогов представляет собой специально организованную, систематическую, планомерную деятельность по овладению ими системой профессиональных знаний, формированию умений практической педагогической деятельности и личностно-профессиональных качеств [1; 2; 5; 8].

Учебно-профессиональная деятельность будущих педагогов осуществляется в соответствие с требованиями ФГОС ВО, организуется под руководством преподавателей и включает в себя освоение студентами учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом, практической подготовка, а также самостоятельной и научно-исследовательской работы.

В ходе организации и осуществления учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов происходит:

- освоение системы психолого-педагогических, методических и предметных знаний;

- приобретение умений и навыков профессионально-педагогической деятельности;

- формирование значимых для будущей профессионально-педагогической деятельности личностных качеств;

- становление профессионального мировоззрения, профессиональной культуры и профессиональной идентичности;

- развитие студента - будущего педагога как субъекта профессионально-педагогической деятельности [5; 7; 10].

Высокий воспитательный потенциал учебно-профессиональной деятельности, как ведущего вида деятельности

студентов - будущих педагогов в высшей школе, определяется её возможностями для формирования у обучающихся направления подготовки «Педагогическое образование» ценностного отношения к предстоящей педагогической деятельности, понимания её социальной значимости, осознания себя как представителя педагогической профессии, формирования чувства ответственности за результаты своего труда.

Актуализация воспитательного потенциала учебно-профессиональной деятельности студентов - будущих педагогов осуществляется в процессе аудиторной и внеаудиторной работы посредством использования совокупности следующих организационных форм, методов и средств:

- решение на практических занятиях психолого-педагогических задач, способствующих освоению когнитивного компонента содержания будущей профессиональной деятельности, а также формированию практических умений и навыков;

- участие в научно-практических конференциях, педагогических форумах, мастер-классах, проводимых известными в регионе учителями-предметниками и классными руководителями, встречах с успешными выпускниками, осуществляющими педагогическую деятельность в образовательных организациях города/региона/страны, расширяющих круг профессионального общения студентов - будущих педагогов и способствующих их вхождению в профессионально-педагогическое сообщество;

- прохождение практики в школах города и области, обеспечивающей первичное знакомство и последующую интериоризацию корпоративной культуры общеобразовательной организации с присущей ей системой профессионально-педагогических ценностей, нормами поведения и педагогической этикой;

- участие в профессионально ориентированной волонтёрской деятельности, открывающей возможности для личностно-профессиональной самореализации, освоения как универсальных, так и целого ряда профессиональных компетенций, а также достижения баланса между социальным и индивидуальным в процессе социализации;

- привлечение студентов - будущих педагогов к работе в педклассах в общеобразовательных организациях, в приёмных и рекламных компаниях, проводимых вузом, ориентирующих обучающихся педагогического направления подготовки на формирование положительного имиджа педагогической профессии и её социальной значимости;

- участие студентов в профессиональных конкурсах, научно-исследовательских проектах и конференциях, деловых играх и стажировочных площадках как эффективного средства профессиональной самопрезентации и формирования профессионально-педагогической идентичности;

- включение студентов - будущих педагогов в педагогические сообщества, клубы, учебные группы с доброжелательным микроклиматом и творческой атмосферой, создающие условия для профессионального роста обучающихся педагогического направления подготовки;

- организация на занятиях в ходе освоения учебных дисциплин, а также прохождения педагогической практики и участия студентов - будущих педагогов в разнообразных конкурсах профессионально-педагогической направленности, рефлексии их успехов и затруднений в учебно-профессиональной деятельности и др.

Для эффективной актуализация воспитательного потенциала учебно-профессиональной деятельности студентов -будущих педагогов необходимо соблюдение ряда условий, среди которых такие, как:

- мотивационная, теоретическая и практическая готовность профессорско-преподавательского состава к решению задач профессионального воспитания будущих педагогов посредством учебно-профессиональной деятельности;

- выраженная профессионально-педагогическая позиция преподавателей психолого-педагогических дисциплин и кураторов студенческих групп, их высокая педагогическая культура и профессиональная идентичность;

- стимулирование преподавателями в учебном процессе, в ходе организации и руководства научно-исследовательской и самостоятельной работой студентов - будущих педагогов позиции субъекта учебно-профессиональной деятельности;

- использование в ходе организации учебно-профессиональной деятельности обучающихся педагогического направления подготовки психолого-педагогических технологий индивидуализации образовательного процесса;

- расширение ролевого репертуара студентов - будущих педагогов посредством включения в разнообразные ситуации профессионально-педагогического взаимодействия;

- учёт уровня профессионального самоопределения студента - будущего педагога и его потребности в самореализации в учебно-профессиональной и будущей профессионально-педагогической деятельности;

- педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся педагогического направления подготовки, оказание студентами, испытывающим затруднения в учебно-профессиональной деятельности, психолого-педагогической помощи и поддержки.

Выводы. Учебно-профессиональная деятельность характеризуется высоким потенциалом для решения задач профессионального воспитания студентов - будущих педагогов в условиях высшей школы. Актуализация заложенного в учебно-профессиональной деятельности воспитательного потенциала возможна в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности посредством совокупности организационных форм, методов и средств, а также соблюдения педагогических условий, определяющих эффективность их использования.

Литература:

1. Алтухова, Т.А. Планирование и рационализация учебно-профессиональной деятельности студентов / Т.А. Алтухова // Вестник ИрГСХА. -2010. - № 38. - С. 130-137

2. Ахметшина, И.А. Стимулирование учебно-профессиональной деятельности студентов / И.А. Ахметшина, Е.А. Петрова, Х.Г. Юсупова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. - С. 374-377

3. Аширов, Д.В. Воспитание в высшей школе: поиск современной модели / Д.В. Аширов, Л.С. Пастухова, O.E. Турлакова//Ценности и смыслы. -2021. -№2(72). - С. 78-94

4. Гатаев, А.С.А. Профессиональное воспитание будущего педагога / А.С.А. Гатаев, Р.В. Идирзаева // Школа будущего. -2021. - № 3. - С. 8-19

5. Костылева, A.C. Студент - будущий педагог как субъект учебно-профессиональной деятельности / A.C. Костылева, В.О. Макарова // На пути в педагогическую науку: материалы студенческой научно-практической конференции / Под общей редакцией И.В. Плаксиной. Том Выпуск 7. - Владимир, 2019. - С. 92-96

6. Михайлова, Д.И. Профессиональное воспитание и формирование универсальных компетенций будущего педагога: интеграция деятельности / Д.И. Михайлова, С.И. Остапенко, C.B. Анохина // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2022. - Т. 8, № 1.-С. 24-37

7. Сибаева, Г.М. Взаимосвязь учебно-профессиональной деятельности и развития личности будущих педагогов / Г.М. Сибаева, Ю.М. Махмутов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-4. - С. 247-250

8. Сорокина, Т.М. Структура и уровни развития учебно-профессиональной деятельности студентов / Т.М. Сорокина, H.A. Хомова // Инициативы XXI века. - 2012. - № 3. - С. 103-105

9. Тома, Ж.В. Проблемное поле профессионального воспитания студентов / Ж.В. Тома, A.A. Пашин, С.С. Пашковская // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 4; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32000 (дата обращения: 28.10.2023)

10. Шагаева, Е.С. Влияние учебно-профессиональной деятельности на формирование и трансформацию личностных качеств будущего педагога / Е.С. Шагаева // Подготовка кадров гуманитарных специальностей в педагогических колледжах: наследие и современность: материалы Международной науч.-практ. конф., посвящ. 150-летию со дня образования Полоцкого колледжа ВГУ им. П.М. Машерова / Редколлегия: C.B. Николаенко (гл. ред.) [и др.]. - Витебск, 2023. - С. 44-48

Педагогика

УДК 378.1

кандидат исторических наук Гаврилов Сергей Владимирович

Южно-Уральский государственный медицинский университет (г. Челябинск); кандидат филологических наук, доцент Гаврилова Ирина Александровна

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МНОГОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ОНЛАЙН-ВИКТОРИН

Аннотация. Целью настоящей статьи является характеристика диагностического мониторинга знаний обучающихся посредством многопользовательских онлайн-викторин в контексте цифровизации высших учебных заведений. Авторами предпринятого изыскания задействован комплексный методологический инструментарий, включающий анализ литературы по теме исследования, резюмирование индивидуального педагогического опыта, анкетирование, статистические процедуры. Представлена сравнительная характеристика практических возможностей конструкторов онлайн-викторин для организации профессиональной подготовки в высшем учебном заведении. Продемонстрированы способы проведения мониторинга учебных достижений обучающихся средствами онлайн-викторин на разных этапах занятия в вузе. В качестве достоинств использования данного типа викторин авторы выделяют стремление разнообразить образовательный процесс интерактивными элементами и поощрение познавательной активности. Подчеркивается общая ориентация на позитивный результат обучения. Отмечены трудности, встречающиеся на пути внедрения многопользовательских викторин. Предпринята попытка анализа специфических особенностей проведения диагностического мониторинга с помощью онлайн-викторин на научных мероприятиях разного типа. Установлено, что организация НИРС с привлечением цифрового инструментария стимулирует более креативную работу студентов-активистов и вовлечение в нее потенциальных участников. Делается вывод о том, что обобщение результатов диагностического мониторинга является одним из важных факторов при выработке организационных и управленческих решений.

Ключевые слова: цифровая трансформация, интерактивность, контроль знаний, мотивация, педагогическая инновация, популяризация науки.

Annotation. The purpose of this article is to characterize the diagnostic monitoring of students' knowledge through multi-user online quizzes in the context of the digitalization of higher education institutions. The authors of the undertaken research involved a comprehensive methodological toolkit, including an analysis of the literature on the research topic, summarizing individual pedagogical experience, questionnaires, and statistical procedures. The paper presents a comparative characteristic of the practical capabilities of online quiz constructors for vocational training at university. The authors demonstrate some methods of monitoring educational achievements of students by means of online quizzes at different stages of classes at the university. The advantages of using this type of quiz are the desire to diversify the educational process with interactive elements and encouragement of cognitive activity. The general orientation towards a positive learning outcome is emphasized. The paper notes some difficulties encountered in implementing multi-user quizzes. The authors analyze the specific features of diagnostic monitoring with the help of online quizzes at scientific events of various types. The use of digital tools in arranging student scientific research stimulates more creative work of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.