Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МНОГОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ОНЛАЙН-ВИКТОРИН'

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МНОГОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ОНЛАЙН-ВИКТОРИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация / интерактивность / контроль знаний / мотивация / педагогическая инновация / популяризация науки / digital transformation / interactivity / knowledge control / motivation / pedagogical innovation / popularization of science

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилов Сергей Владимирович, Гаврилова Ирина Александровна

Целью настоящей статьи является характеристика диагностического мониторинга знаний обучающихся посредством многопользовательских онлайн-викторин в контексте цифровизации высших учебных заведений. Авторами предпринятого изыскания задействован комплексный методологический инструментарий, включающий анализ литературы по теме исследования, резюмирование индивидуального педагогического опыта, анкетирование, статистические процедуры. Представлена сравнительная характеристика практических возможностей конструкторов онлайн-викторин для организации профессиональной подготовки в высшем учебном заведении. Продемонстрированы способы проведения мониторинга учебных достижений обучающихся средствами онлайн-викторин на разных этапах занятия в вузе. В качестве достоинств использования данного типа викторин авторы выделяют стремление разнообразить образовательный процесс интерактивными элементами и поощрение познавательной активности. Подчеркивается общая ориентация на позитивный результат обучения. Отмечены трудности, встречающиеся на пути внедрения многопользовательских викторин. Предпринята попытка анализа специфических особенностей проведения диагностического мониторинга с помощью онлайн-викторин на научных мероприятиях разного типа. Установлено, что организация НИРС с привлечением цифрового инструментария стимулирует более креативную работу студентов-активистов и вовлечение в нее потенциальных участников. Делается вывод о том, что обобщение результатов диагностического мониторинга является одним из важных факторов при выработке организационных и управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилов Сергей Владимирович, Гаврилова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of this article is to characterize the diagnostic monitoring of students’ knowledge through multi-user online quizzes in the context of the digitalization of higher education institutions. The authors of the undertaken research involved a comprehensive methodological toolkit, including an analysis of the literature on the research topic, summarizing individual pedagogical experience, questionnaires, and statistical procedures. The paper presents a comparative characteristic of the practical capabilities of online quiz constructors for vocational training at university. The authors demonstrate some methods of monitoring educational achievements of students by means of online quizzes at different stages of classes at the university. The advantages of using this type of quiz are the desire to diversify the educational process with interactive elements and encouragement of cognitive activity. The general orientation towards a positive learning outcome is emphasized. The paper notes some difficulties encountered in implementing multi-user quizzes. The authors analyze the specific features of diagnostic monitoring with the help of online quizzes at scientific events of various types. The use of digital tools in arranging student scientific research stimulates more creative work of student activists and the involvement of potential participants in it. The article concludes that the generalization of the results of monitoring is one of the important factors in the development of organizational and managerial decisions.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МНОГОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ОНЛАЙН-ВИКТОРИН»

- учёт уровня профессионального самоопределения студента - будущего педагога и его потребности в самореализации в учебно-профессиональной и будущей профессионально-педагогической деятельности;

- педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся педагогического направления подготовки, оказание студентами, испытывающим затруднения в учебно-профессиональной деятельности, психолого-педагогической помощи и поддержки.

Выводы. Учебно-профессиональная деятельность характеризуется высоким потенциалом для решения задач профессионального воспитания студентов - будущих педагогов в условиях высшей школы. Актуализация заложенного в учебно-профессиональной деятельности воспитательного потенциала возможна в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности посредством совокупности организационных форм, методов и средств, а также соблюдения педагогических условий, определяющих эффективность их использования.

Литература:

1. Алтухова, Т.А. Планирование и рационализация учебно-профессиональной деятельности студентов / Т.А. Алтухова // Вестник ИрГСХА. -2010. - № 38. - С. 130-137

2. Ахметшина, И.А. Стимулирование учебно-профессиональной деятельности студентов / И.А. Ахметшина, Е.А. Петрова, Х.Г. Юсупова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. - С. 374-377

3. Аширов, Д.В. Воспитание в высшей школе: поиск современной модели / Д.В. Аширов, Л.С. Пастухова, O.E. Турлакова//Ценности и смыслы. -2021. -№2(72). - С. 78-94

4. Гатаев, А.С.А. Профессиональное воспитание будущего педагога / А.С.А. Гатаев, Р.В. Идирзаева // Школа будущего. -2021. - № 3. - С. 8-19

5. Костылева, A.C. Студент - будущий педагог как субъект учебно-профессиональной деятельности / A.C. Костылева, В.О. Макарова // На пути в педагогическую науку: материалы студенческой научно-практической конференции / Под общей редакцией И.В. Плаксиной. Том Выпуск 7. - Владимир, 2019. - С. 92-96

6. Михайлова, Д.И. Профессиональное воспитание и формирование универсальных компетенций будущего педагога: интеграция деятельности / Д.И. Михайлова, С.И. Остапенко, C.B. Анохина // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2022. - Т. 8, № 1.-С. 24-37

7. Сибаева, Г.М. Взаимосвязь учебно-профессиональной деятельности и развития личности будущих педагогов / Г.М. Сибаева, Ю.М. Махмутов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-4. - С. 247-250

8. Сорокина, Т.М. Структура и уровни развития учебно-профессиональной деятельности студентов / Т.М. Сорокина, H.A. Хомова // Инициативы XXI века. - 2012. - № 3. - С. 103-105

9. Тома, Ж.В. Проблемное поле профессионального воспитания студентов / Ж.В. Тома, A.A. Пашин, С.С. Пашковская // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 4; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32000 (дата обращения: 28.10.2023)

10. Шагаева, Е.С. Влияние учебно-профессиональной деятельности на формирование и трансформацию личностных качеств будущего педагога / Е.С. Шагаева // Подготовка кадров гуманитарных специальностей в педагогических колледжах: наследие и современность: материалы Международной науч.-практ. конф., посвящ. 150-летию со дня образования Полоцкого колледжа ВГУ им. П.М. Машерова / Редколлегия: C.B. Николаенко (гл. ред.) [и др.]. - Витебск, 2023. - С. 44-48

Педагогика

УДК 378.1

кандидат исторических наук Гаврилов Сергей Владимирович

Южно-Уральский государственный медицинский университет (г. Челябинск); кандидат филологических наук, доцент Гаврилова Ирина Александровна

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МНОГОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ОНЛАЙН-ВИКТОРИН

Аннотация. Целью настоящей статьи является характеристика диагностического мониторинга знаний обучающихся посредством многопользовательских онлайн-викторин в контексте цифровизации высших учебных заведений. Авторами предпринятого изыскания задействован комплексный методологический инструментарий, включающий анализ литературы по теме исследования, резюмирование индивидуального педагогического опыта, анкетирование, статистические процедуры. Представлена сравнительная характеристика практических возможностей конструкторов онлайн-викторин для организации профессиональной подготовки в высшем учебном заведении. Продемонстрированы способы проведения мониторинга учебных достижений обучающихся средствами онлайн-викторин на разных этапах занятия в вузе. В качестве достоинств использования данного типа викторин авторы выделяют стремление разнообразить образовательный процесс интерактивными элементами и поощрение познавательной активности. Подчеркивается общая ориентация на позитивный результат обучения. Отмечены трудности, встречающиеся на пути внедрения многопользовательских викторин. Предпринята попытка анализа специфических особенностей проведения диагностического мониторинга с помощью онлайн-викторин на научных мероприятиях разного типа. Установлено, что организация НИРС с привлечением цифрового инструментария стимулирует более креативную работу студентов-активистов и вовлечение в нее потенциальных участников. Делается вывод о том, что обобщение результатов диагностического мониторинга является одним из важных факторов при выработке организационных и управленческих решений.

Ключевые слова: цифровая трансформация, интерактивность, контроль знаний, мотивация, педагогическая инновация, популяризация науки.

Annotation. The purpose of this article is to characterize the diagnostic monitoring of students' knowledge through multi-user online quizzes in the context of the digitalization of higher education institutions. The authors of the undertaken research involved a comprehensive methodological toolkit, including an analysis of the literature on the research topic, summarizing individual pedagogical experience, questionnaires, and statistical procedures. The paper presents a comparative characteristic of the practical capabilities of online quiz constructors for vocational training at university. The authors demonstrate some methods of monitoring educational achievements of students by means of online quizzes at different stages of classes at the university. The advantages of using this type of quiz are the desire to diversify the educational process with interactive elements and encouragement of cognitive activity. The general orientation towards a positive learning outcome is emphasized. The paper notes some difficulties encountered in implementing multi-user quizzes. The authors analyze the specific features of diagnostic monitoring with the help of online quizzes at scientific events of various types. The use of digital tools in arranging student scientific research stimulates more creative work of

student activiste and the involvement of potential participants in it. The article concludes that the generalization of the results of monitoring is one of the important factors in the development of organizational and managerial décisions.

Key words: digital transformation, interactivity, knowledge control, motivation, pedagogical innovation, popularization of science.

Введение. Одной из ведущих тенденций в организации современного образовательного пространства высшего учебного заведения является переход к смешанному обучению, интегрирующему традиционную контактную работу и новейшие информационно-цифровые технологии. Вариативность форматов и форм представления образовательного контента и оценочных процедур при смешанном обучении расширяет возможности развития профессионального и личностного потенциала обучающихся, что обусловливает постоянный интерес исследователей и педагогов-практиков к сопряженным проблемам, а также определяет актуальность предпринятой нами работы.

На начальном этапе исследования нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 23 преподавателя из Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета и Южно-Уральского государственного медицинского университета. 43.48% интервьюируемых ответили, что владеют технологией создания интерактивных викторин и периодически используют их в учебном процессе преимущественно в целях активизации внимания. При этом более половины педагогов признали, что не имеют такого опыта в силу разных причин. 26.09% опрошенных констатировали относительно низкий уровень сформированности цифровой компетенции и недостаточное владение соответствующими навыками. 17.39% педагогов заявили об отсутствии времени на разработку подобного мультимедийного сопровождения для аудиторных занятий. 13.04% респондентов отметили, что не включают электронные викторины и опросы в структуру занятия из-за отсутствия необходимого оснащения.

Результаты анкетирования свидетельствуют о необходимости дальнейшей апробации интерактивных викторин в образовательном процессе вуза.

Настоящее исследование нацелено на изучение диагностического потенциала и перспектив использования многопользовательских онлайн-викторин при мониторинге учебных и научных достижений обучающихся в условиях цифровой трансформации высшего образования.

Для получения объективных результатов научного исследования использовалась комплексная методология: анализ научно-теоретической литературы по проблемам диагностического мониторинга и смешанного обучения, рефлексия собственного педагогического опыта авторов, анкетирование, квантитативные процедуры.

Изложение основного материала статьи. В современном гуманитарном знании педагогический мониторинг определяется как «система предоставления своевременной и полной информации, позволяющей давать адекватную оценку результатам образовательной деятельности, своевременно устанавливать отклонения от нормы, вносить необходимые коррективы, принимать педагогические и управленческие решения» [4, С. 121].

Проведенный анализ научно-методической литературы по вопросам педагогического мониторинга выявил многообразие оценочных методик разной степени сложности: портфолио, тестирование, балльно-рейтинговая система [7], компетентностно-ориентированные задания [4], взаимное оценивание (peer-assessment) [8, 9], экспертная оценка продуктов проектной деятельности и решения кейсов [1,6] и пр.

При этом учеными акцентируются востребованность автоматизированных инструментов диагностики компетенций [1, 6] и их установка на актуализацию мотивов социального позиционирования у обучающихся [3]. Большинство исследователей сходятся во мнении, что каждое отдельное занятие в высшей школе в условиях перехода к цифровой экономике должно содействовать не только накоплению знаний у обучающихся и своевременному контролю за степенью овладения ими компетенциями, но и развивать у них способность учиться, вызывать желание совершенствоваться в выбранной сфере, формировать любознательность и готовность к переменам [5, С. 34]. Формируя культуру применения новых общепользовательских цифровых инструментов, педагоги тем самым повышают продуктивность организации учебного процесса и обеспечивающих его процедур.

1. Вариации проведения диагностического мониторинга посредством многопользовательских онлайн-викторин на лекционных, практических и лабораторных занятиях в высшем учебном заведении.

В настоящее время в распоряжении цифрового педагога имеется множество отечественных и зарубежных инструментов для проведения учебных викторин. Назовем лишь некоторые, отличающиеся простотой навигации, имеющие бесплатный тариф и доступные для российского пользователя: AhaSlides (ahaslides.com), DiaClass (diaclass.ru), MyQuiz (myquiz.ru), Quizizz (quizizz.com), Wooclap (wooclap.com) и др. Каждый из этих сервисов обладает рядом достоинств и уникальных черт (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика функционала конструкторов онлайн-викторин в бесплатной версии

Платформа

Критерий 1 О с< 1 1

< Q 2 СУ а

Ограни-

чено;

Поддержка рус с кии интерфейс; ввод с клавиа- Русский.

разных + англии- + +

туры кириллицей и латинице й

Добавление

аудио / видео / изоб раже- + / + / + /- -/ + / + /- -/-/ + / +

математи-

ческих

формул

Количество

одновре- До 7 До 10 До 35 До 100 До 1 ООО

у частников

Синхронный Только

ас ин хронны и режимы работы + + + + совместная работа

вопросов +

Вариагив- опросы + облако стандартных типов вопросов + опросы + облако слов

слов + 4 типа 5 типов 19 типов

заданий вращающееся колесо + мозговой штурм вопросов вопросов задании

Установка

таймера

Рейтинг

участников /

статистика + / + + / + + / + + / +

отдельным

вопросам

Наличие

готового

банка

вопросов

Значки Обширный Добавле- Мемы с за- Реакция

Отличительные особенности emoji для выражения эмоций; автомати- каталог фонов; возмож- ние поясне- вопросу; бавными посла- бонус ы за аудитории в виде лайков; неограни-

ческая встраива- возмож- правиль- ченное

блокировка ния на ность ный ответ; коли-

ненорма- сторонние разыг- неограни- чество

тивной сайты рывать ченное викторин

лексики; призы количество на аккаунт

отсутст- викторин на аккаунт

ограни-

чения по

числу

вопросов

Не очень

Недостатки Лимит на одновременное участие До 25 слайдов; до 20 викторин Двуязычный интерфейс качесгвен- неревод на русский язык Максимум 2 вопроса

Для диагностики учебных достижений обучающихся нами были разработаны и последовательно внедрены в структуру лекционных, практических и лабораторных занятий мультимедийные квизы на русском и английском языках по таким дисциплинам, как «Языкознание», «Практикум по культуре речевого общения первого иностранного языка», «Иностранный язык», «Правоведение» и «История медицины».

Опишем технологию создания и проведения многопользовательской викторины с помощью практичного сервиса quizizz.com. Изначально оговорим, что другие платформы функционируют схожим образом. Для работы с инструментом требуется предварительная регистрация либо с указанием действующего адреса электронной почты, либо через §оо§1е-аккаунт. Преподавателем создается банк вопросов с выбором одного или нескольких ответов из предложенного меню, по мере необходимости добавляются иллюстрации, с помощью опции «таймер» выставляется время, отведенное на размышление. Викторина запускается в двух режимах: синхронном и асинхронном. Синхронный вариант отличается динамичностью, состязательностью, интерактивностью, интересным звуковым оформлением, набором очков и демонстрацией турнирной таблицы лидеров, что в целом коррелирует с повышенным «стремлением молодежи к новым формам деятельностного самовыражения» [2, С. 136]. Обучающиеся заходят со своих мобильных устройств или стационарных компьютеров в приложение joinmyquiz.com, вводят код присоединения, указывают игровой никнейм или ФИО и получают от программы аватар или юзерпик. В классическом варианте игроки продвигаются от вопроса к вопросу в своем темпе по рандомно составленному блоку заданий; в сессии же «С инструктором» ведущий контролирует темп и при желании делает паузы для разъяснений. При одинаковом количестве верных ответов наивысший балл получает быстрейший. Можно воспользоваться дополнительной функцией «Мемы» для сопровождения ответов забавными картинками с подбадривающим текстом. По окончанию викторины становятся доступны статистика правильных и неправильных ответов каждого участника и общие показатели группы в процентном выражении по решению каждого вопроса в виде красочно оформленной таблицы и ярких диаграмм.

Опишем способы проведения мониторинга учебно-познавательной деятельности обучающихся с использованием синхронной разновидности онлайн-викторин. Среди релевантных контрольно-диагностических процедур можно выделить следующие: короткие тесты для установления пробелов в знаниях по материалам предыдущего занятия в начале следующего с разъяснением проблемных моментов и допущенных ошибок; непродолжительные квизы для автоматизированной проверки усвоения текущего учебного материала в конце занятия по итогам изучения темы; интерактивный контроль в состязательном формате за уяснением материала отдельных этапов занятия (подтем, законченных по смыслу блоков); более объемные по охвату учебного материала итоговые викторины.

Для систематического измерения достижений обучающихся, информирования их о ходе работы и привлечения внимания к выявленным пробелам в знаниях рекомендуем комбинировать интерактивные формы контроля, регулируя их периодичность и длительность.

Продемонстрированные нами образцы педагогической практики, основанной на планомерном использовании тестовых цифровых технологий в виде анимированных викторин, в конечном итоге ориентированы на повышение мотивации и снижение неуспешности и, как следствие, позитивный результат учения, тем самым удовлетворяя образовательные запросы обучающихся.

Среди несомненных преимуществ онлайн-квизов выделим получение обучающимися и преподавателем быстрой обратной связи относительно качества приобретенных знаний. Для первых - это возможность в комфортной игровой атмосфере идентифицировать свои сильные и слабые стороны в освоении дисциплины, задуматься о причинах неудачи, выработать и реализовать собственную образовательную траекторию. Это стимулирует развитие системного и критического видов мышления, формирование учебной самостоятельности и самоорганизации, вырабатывание навыков групповой работы, что соответствует требованиям ФГОС 3++.

Отдельно отметим практическую значимость и действенность предлагаемых инструментов для преподавателя. С одной стороны, это разнообразие, которые вносят онлайн-викторины в рутинную учебную деятельность интерактивными действиями. С другой - сведения, собранные с помощью диагностических тестов с элементами геймификации, могут быть впоследствии задействованы педагогом для учебной аналитики с целью регулирования объема учебного материала, оптимизации методики и временных параметров его презентации, корректирования видов автономной работы обучающихся и т.д.

К потенциальным трудностям на пути интеграции многопользовательских викторин в повседневную профессиональную практику можно отнести потребность в определенном техническом оснащении аудитории (компьютер с выходом в Интернет, экран, мультимедийный проектор, акустическая система) и наличие персональных мобильных устройств у обучающихся. В случае затруднений такого рода можно задействовать асинхронный вариант викторин для регулярного диагностического мониторинга в аудитории или дома.

По итогам анализа анкет 64 обучающихся, вошедших в выборку исследования, констатировано одобрительное отношение к предложенному формату обучения с рекуррентным диагностическим мониторингом в виде онлайн-викторин у 95.31% опрошенных. В числе благоприятных факторов, повлиявших на их мнение, были озвучены: активное взаимодействие (так считают 78.13% респондентов), вовлечение в учебный процесс (отмечают 92.19%), воспитание личной ответственности за результаты (73.44%), поощрение познавательной активности (82.81%), удовлетворение от занятия (93.75%) и др. (7.81%).

Данные, полученные с помощью анкетирования и педагогического наблюдения, дают возможность рекомендовать преподавателям высшей школы эксплуатировать многопользовательские онлайн-викторины в качестве диагностического средства на более или менее регулярной основе.

2. Специфика проведения диагностического мониторинга с помощью многопользовательских онлайн-викторин на научных мероприятиях разного типа.

Необходимость вовлечения студенческой молодежи в научное сообщество и активизации научно-исследовательской деятельности обучающихся заставляет по-новому взглянуть на проблему популяризации научных достижений и создание привлекательного имиджа современного ученого.

Практический опыт продемонстрировал целесообразность методичного использования цифровых нововведений и элементов игропрактики для решения прикладных задач на научных мероприятиях: при организации очных олимпиад, фестивалей науки, мастер-классов, лекториев, тренингов, конкурсов, секционных заседаний научно-практических конференций с участием молодых специалистов, студентов и школьников и др.

Интеграция в онлайн-викторины актуальной научной информации, подобранной в соответствии с целью и задачами проекта, особенностями аудитории и тайминга, позволяет в доступной и увлекательной форме презентовать новейшие научные разработки и фундаментальные знания, привлекая каждого присутствующего к обсуждаемой проблеме и совершая определенные контролирующие действия благодаря интерактивному многопользовательскому режиму описываемой технологии.

Сбор анкетных данных подтвердил, что молодежному менталитету импонирует дополнение традиционных сценариев научных событий интерактивными деталями. Значительная доля респондентов (90.63%) приветствует подобные «срезы знаний», называя такой подход более адресным и результативным. Приведем некоторые выдержки из их комментариев: «мотивирует расширять свой научный кругозор», «высокий эмоциональный тонус всего мероприятия», «оказалось нескучно», «положительно влияет на учебу». Переводя эти цитаты на язык науки, к плюсам в первую очередь были отнесены формирование деятельного отношения к новым знаниям и актуальный формат.

Периодическое обобщение сведений, полученных средствами диагностического мониторинга научной активности обучающихся, соотнесение фактов реальности с эталоном или прогнозом, служит основой для принятия соответствующих организационных и управленческих решений.

Выводы. Реализация диагностического мониторинга учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством многопользовательских онлайн-викторин позволяет сделать вывод о его общей направленности на конструктивный результат обучения и повышение мотивации обучающихся, а значит на удовлетворение их расширяющихся образовательных потребностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование инновационных коммуникативных технологий и цифрового инструментария при организации НИРС способствует большей отдаче студентов-активистов и вовлечению в научную орбиту некоторого количества потенциальных и случайных участников.

Литература:

1. Гаврилов,С.В. Оптимизация преподавания гуманитарных дисциплин в высшей школе при помощи бережливых технологий / C.B. Гаврилов, И.А. Гаврилова // Управление устойчивым развитием регионов России в условиях новой реальности: материалы всерос. науч.-практ. конф. - Челябинск: ЧФ РАНХиГС, 2021. - С. 67-72

2. Игнатенко, И.И. Современные подходы к созданию образовательной среды / И.И. Игнатенко // Наука и школа. -2018.-№2.-С. 135-139

3. Михеев, С.А. Педагогический мониторинг как фактор результативности дискуссионной подготовки будущих инженеров на основе средств информатизации / С.А. Михеев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2022. - Т. 27. -№ 3. - С. 608-621,-DOI: 10.20310/1810-0201-2022-27-3-608-621

4. Носкова, О.Е. Компетентностно-ориентированный мониторинг сформированности информационно-технической компетентности / О.Е. Носкова, М.В. Носков // Преподаватель XXI век. - 2021. - № 2. - Ч. 1. - С. 119-132. - DOI: 10.31862/2073-9613-2021-2-119-132.

5. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др.; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики,2019. - 343, [1] c.-DOI: 10.17323/978-5-7598-1990-5.

6. Хаперская, А.В. Электронная обучающая платформа и педагогический мониторинг в условиях цифровой трансформации / А.В.Хаперская, М.Г.Минин // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30. - № 4. - С. 131-138. -DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-131-138

7. Черкашина, О.В. Основные методы педагогического мониторинга: особенности применения / О.В. Черкашина // ВестникРоссийского университета кооперации.-2021. -№ 3 (45). - С. 64-68. -DOI: 10.52623/2227-4383-3-45-11

8. De Brun, A. Evaluation of a formative peer assessment in research methods teaching using an online platform: A mixed methods pre-post study / A. De Brun , L. Rogers , A. Drury, B. Gilmore 11 Nurse Education Today. - 2022. - Vol. 108. - Pp. 105-166,-DOI: 10.1016/j.nedt.2021.105166

9. O'Neill, G. Developing a national understanding of assessment and feedback in Irish higher education / G. O'Neill , E.McEvoy, T. Maguire // Irish Educational Studies. - 2020. - Vol.39. - Issue 4. - Pp. 495-510. - DOI: 10.1080/03323315.2020.1730220

Педагогика

УДК 37.01

кандидат психологических наук, доцент Гаврилова Татьяна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ЯРОСЛАВЛЬ В ЖИЗНИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К.Д. УШИНСКОГО

Аннотация. Статья посвящена Ярославскому периоду в жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского. В ней рассматривается вклад педагога в реформирование деятельности Демидовского лицея, в котором он исполнял обязанности профессора по кафедре энциклопедии законоведения, государственных законов и учреждений. К ним относится изменение учебного плана, пополнение библиотеки лицея необходимой для учебного процесса литературой, разработку проекта правил для испытания студентов лицея и для присуждения им разных наград, и др. Дается характеристика его как лектора, основанная на воспоминаниях бывших студентов. В статье рассматривается выступление Ушинского на ежегодном торжественном собрании лицея, произнесшего «Речь о камеральном образовании», раскрывающую его как ученого, умеющего глубоко и всесторонне анализировать историю развития камералистики в Европе и делать выводы о путях развития хозяйства в современных условиях России. В статье освещается вклад К.Д. Ушинского в культурную и общественную жизнь города через его участие в редактировании неофициальной части газеты «Ярославские губернские ведомости». Показываются позитивные изменения, произошедшие в ней с его приходом. Рассматриваются статьи, написанные самим Ушинским для газеты, и развитие поднимаемых в них проблем, в его публикациях в последующие периоды жизни. Дается характеристика проблем, с которыми пришлось столкнуться педагогу. Показана его решимость в отстаивании своих убеждений. В заключении делается вывод о влиянии на влияние этого периода в жизни К.Д. Ушинского на его дальнейшее профессиональное и личностное становление.

Ключевые слова: Ярославский период, К.Д. Ушинский в Демидовском лицее, камеральное образование, редакторская деятельность, убеждения.

Annotation. The article is devoted to the Yaroslavl period in the life and pedagogical activity of K.D. Ushinsky. It examines the contribution of the teacher to the reform of the activities of the Demidov Lyceum, in which he served as a professor at the Department of Encyclopedia of Jurisprudence, state laws and institutions. These include changing the curriculum, replenishing the lyceum library with the necessary literature for the educational process, developing draft rules for testing lyceum students and awarding them various awards, etc. His characterization as a lecturer is given, based on the memories of former students. The article examines Ushinsky's speech at the annual solemn meeting of the lyceum, who delivered a "Speech on cameral education", revealing him as a scientist who is able to deeply and comprehensively analyze the history of the development of cameralistics in Europe and draw conclusions about the ways of economic development in modern conditions of Russia. The article highlights the contribution of K.D. Ushinsky to the cultural and social life of the city through his participation in the editing of the unofficial part of the newspaper "Yaroslavl Provincial Vedomosti". The positive changes that have occurred in it since his arrival are shown. The articles written by Ushinsky himself for the newspaper and the development of the problems raised in them in his publications in subsequent periods of his life are considered. The characteristic of the problems that the teacher had to face is given. His determination in defending his beliefs is shown. In conclusion, the conclusion is made about the influence of this period in the life of K.D. Ushinsky on his further professional and personal development.

Key words: Yaroslavl period, K.D. Ushinsky in Demidovsky lyceum, cameral education, beliefs.

Введение. Свою самостоятельную профессиональную жизнь К.Д. Ушинский начал в Ярославле, куда в 1846 году был направлен попечителем московского учебного округа графом С.Г. Строгановым «исправлять» должность профессора по кафедре энциклопедии законоведения, государственных законов и учреждений в Демидовском лицее [4].

Ярославль к моменту приезда К.Д. Ушинского представлял собой торговый и промышленный центр, в котором были белильные, кожевенные и кирпичные заводы, более тысячи судов в течение года грузились и разгружались на ярославской пристани [7]. Это был «город храмового благочестия и монастырских святынь» [3, С. 6]. Квартировал Константин Дмитриевич на улице Стрелецкой, ныне - улице, носящей его имя [1, 4]. Жителей в городе было около тридцати тысяч. С середины 18 века существовал свой театр и была литературная среда, которая аккумулировалась вокруг литературного салона поэтессы Юлии Жадовской. В ее доме собирались местные литераторы, большая часть из которых была учителями гимназии или молодыми профессорами и студентами Демидовского лицея. Свои стихи в столичных городах печатал сын

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.