Научная статья на тему 'Учебно-методическое обеспечение творческой самореализации студентов в процессе педагогической подготовки'

Учебно-методическое обеспечение творческой самореализации студентов в процессе педагогической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ПЕДАГОГИКЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT / CREATIVE SELF-REALIZATION / EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX FOR PEDAGOGY / PERSONAL EMOTIONAL-VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суходолова Елена Павловна, Балабан Ольга Викторовна, Моисеев Евгений Олегович

В статье рассматриваются учебно-методические основы формирования творческой личности студента в процессе педагогической подготовки. Автором подчеркивается, что действующие образовательные стандарты по педагогике не предполагают оценки творческого компонента обучения, что определяет необходимость разработки содержания образовательной программы, при которой возможно сочетание творческой самореализации будущего педагога с одновременным усвоением им системы знаний, умений и навыков в процессе предметной подготовки. Представлен учебно-методический комплекс по педагогике, ориентированный на развитие творческой личности студента, способного свободно ориентироваться в современных социокультурных обстоятельствах в условиях решения актуальных профессионально-образовательных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суходолова Елена Павловна, Балабан Ольга Викторовна, Моисеев Евгений Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL-METHODICAL SUPPORT FOR CREATIVE SELF-REALIZATION OF STUDENTS IN THE PROCESS OF PEDAGOGICAL TRAINING

The article deals with the educational and methodological foundations of the formation of the student's creative personality in the process of pedagogical preparation. The author emphasizes that the current educational standards on pedagogy do not presuppose an evaluation of the creative component of teaching, which determines the need to develop the content of the educational program, in which it is possible to combine the creative self-realization of the future teacher with simultaneous mastering of the system of knowledge, skills and skills in the process of substantive preparation. The educational-methodical complex on pedagogy is presented, focused on the development of the creative personality of the student, able to freely navigate in modern socio-cultural circumstances in the context of solving actual professional and educational problems.

Текст научной работы на тему «Учебно-методическое обеспечение творческой самореализации студентов в процессе педагогической подготовки»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Е.П. Суходолова, О.В. Балабан, Е.О. Моисеев

Аннотация. В статье рассматриваются учебно-методические основы формирования творческой личности студента в процессе педагогической подготовки. Автором подчеркивается, что действующие образовательные стандарты по педагогике не предполагают оценки творческого компонента обучения, что определяет необходимость разработки содержания образовательной программы, при которой возможно сочетание творческой самореализации будущего педагога с одновременным усвоением им системы знаний, умений и навыков в процессе предметной подготовки. Представлен учебно-методический комплекс по педагогике, ориентированный на развитие творческой личности студента, способного свободно ориентироваться в современных социокультурных обстоятельствах в условиях решения актуальных профессионально -образовательных задач.

Ключевые слова: учебно-методическое обеспечение, творческая самореализация, учебно-методический комплекс по педагогике, личностные эмоционально-ценностные ориентации.

EDUCATIONAL-METHODICAL SUPPORT

FOR CREATIVE SELF-REALIZATION OF STUDENTS

IN THE PROCESS OF PEDAGOGICAL TRAINING

E. Sukhodolova, O. Salaban, E. Moiseev

Abstract. The article deals with the educational and methodological foundations of the formation of the student's creative personality in the process of pedagogical preparation. The author emphasizes that the current educational standards on pedagogy do not presuppose an evaluation of the creative component of teaching, which determines the need to develop the content of the educational program, in which it is possible to combine the creative self-realization of the future teacher with simultaneous mastering of the system of knowledge, skills and skills in the process of substantive preparation. The educational-methodical complex on pedagogy is presented, focused on the development of the creative personality of the student, able to freely navigate in modern socio-cultural circumstances in the context of solving actual professional and educational problems.

Keywords: educational and methodological support, creative self-realization, educational-methodical complex for pedagogy, personal emotional-value orientations.

Определяющим инструментарием процесса подготовки современного педагога выступает учебно-методическое обеспечение, которое раскрывает механизмы подготовки педагога, обеспечивающие его творческую

самореализацию. «Основная цель учебно-методического обеспечения — создание условий для реализации требований ФГОС посредством предоставления обучающимся полного комплекта учебно-методических материалов для аудиторного и самостоятельного освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей обязательной и вариативной частей образовательной программы» [4, с.3].

На современном этапе учебная дисциплина «Педагогика» занимает ведущее место в общей системе профессионального образования будущих учителей, так как реализует

государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки будущего педагога как творческой личности. Ее основная цель - обеспечить обновление содержания педагогического образования и содействовать повышению качества подготовки специалиста, способного к творческому построению педагогической деятельности [5].

Образовательный стандарт по педагогике мы подразделили на внутренний и внешний компоненты: творческий и нормативный. Под творческим компонентом мы понимаем такое обучение, которое ставит главной задачей конструирование будущим педагогом созидание собственного смысла, целей в содержании образования, а также процесс его организации.

Действующие образовательные стандарты не предполагают оценки творческого компонента

образования. В связи с этим проблема исследования заключается в разработке содержания образовательной программы, при которой возможно сочетание творческой самореализации будущего педагога с одновременным усвоением им системы знаний, умений и навыков в процессе предметной подготовки [2].

В логике изучения динамики, технологий педагогической подготовки мы проводили комплексное изучение деятельности

преподавателей в профессиональной

педагогической школе. Оно показало, что если в качестве затруднений ранее педагогами отмечались методические трудности, то на настоящем этапе ведущее место занимают профессионально-коммуникативные трудности (проблемы педагогического общения), а также мотивационные сложности (развитие практико-ориентированных профессионально-

педагогических интересов студентов).

Исследование показало, что 72% опрошенных педагогов практически отождествляют собственный тип восприятия и мышления с преобладающими типами мышления студентов, что приводит к тому, что сущность профессионально-личностного развития

фактически сводится к адаптации студентов к особенностям педагогической системы учителя, что в целом препятствует самостоятельному профессионально-личностному самоопределению будущих педагогов.

В процессе исследования выявлялись представления студентов о содержании педагогического знания, о методиках усвоения этого знания и связей его с будущей профессиональной деятельностью.

Студентам были предложены две группы вопросов.

Первая была направлена на выявление представлений студентов о сущности современной научно-теоретической педагогики и ее определений. Наиболее характерными ответами явились:

- «педагогика - это наука о воспитании и образовании, методах обучения»;

- «это общие научно обоснованные положения»;

- «это наука о человеке и его поведении в обществе»;

- «это абстракция, не связанная с жизнью».

В этой же группе вопросов студентам было предложено назвать известные им педагогические концепции. В результате анализа ответов мы констатировали, что студенты поверхностно и фрагментарно знают педагогическую теорию.

Какие проблемы педагогики студенты считают наиболее актуальными?:

- проблемы воспитания — 33%;

- увлекательность педагогического знания -27%;

- проблемы содержания образования - 5%.

Вторая группа вопросов имела задачей

определить роль теоретических педагогических знаний в практической образовательной деятельности студентов в сопоставлении с интуицией и личным смыслом. Был поставлен такой вопрос: «Чего больше в работе педагога: теоретических знаний или интуиции, личного смысла?». Получены такие данные:

- больше теоретических, профессионально-педагогических знаний — 16%;

- больше здравого смысла, интуиции и одаренности - 32%;

- и того и другого поровну (знания без личностной интуиции не помогут) - 52%.

Мы видим, что значительная часть студентов не имеет прочной мотивации на использование теоретических педагогических знаний в практической деятельности, они скорее рассчитывают опираться на здравый смысл и собственный опыт.

В процессе исследования установлено, что студенты не в состоянии осуществить смысловое структурирование лекционного текста с большим количеством теоретических понятий. В этих условиях лекция превращается в своего рода диктант, сопровождаемый разъяснением элементарных понятий. А еще несколько лет назад такой проблемы не было. Оценки студентов становятся черно-белыми. Описание

профессионально педагогических мотивов и действий сводится к простейшим глагольным конструкциям.

В целом, можно констатировать, что студенты серьезно относятся к получению теоретических знаний по педагогике, но отмечают, что теория не всегда совпадает с практикой. Они не назвали исследовательскую функцию педагогической науки, не смогли соотнести практическую работу учителя с теоретической педагогической рефлексией. Значительная часть студентов не имеет прочной мотивации на использование теоретических педагогических знаний; они скорее рассчитывают опираться на здравый смысл и собственный опыт, что указывает на недостаточный уровень их методологических ориентаций.

Основное выявленное противоречие в процессе изучения содержания и технологий педагогической подготовки студентов - это то, что несмотря на наличие в учебных программах и

пособиях по педагогике общих положений относительно связи педагогики с творчеством, они, как и Госстандарт, ориентированы на понимание педагогики как науки и не способствуют тому, чтобы студент мог выявить основы педагогической науки в контексте креативного профессионально-личностного

самоопределения. Основным требованием и установкой на разработку механизмов учебно-методического обеспечения модернизации содержания и технологий педагогической подготовки студентов выступает стратегия развития творческой личности педагога, способного свободно ориентироваться в современных мировых социокультурных обстоятельствах в условиях решения актуальных профессионально-образовательных задач [1;3].

Одной из главных задач учебно-методического обеспечения педагогической подготовки студентов в связи с доминированием в традиционном образовании лекционных занятий и недостаточно реализуемой практической креативной составляющей становится отбор такой проблематики лекций, которая позволила бы вызвать у будущих педагогов яркую эмоционально-ценностную реакцию и обеспечить их профессионально-личностное самоопределение по отношению к рассматриваемым педагогическим позициям а именно:

— рассмотреть педагогику как совокупность разнородных педагогических теорий, систем и технологий, самоопределиться в многомерном педагогическом пространстве, выразив собственную педагогическую позицию и личностно-актуальную для себя проблематику;

- приобрести опыт выражения своей педагогической позиции в форме самостоятельно выполненных разработок: фрагментов уроков, открытых заданий, послесловия к лекциям;

— в режиме проводимых оргдеятельностных семинаров научиться моделировать педагогическую реальность, используя для этого собственные разработки.

Идея творческого освоения курса «Педагогика» будущими учителями заложена в разработанном учебно-методическом комплексе, который доминантно направлен на овладение ими базовых элементов педагогических знаний, умений и навыков в контексте личностных эмоционально-ценностных ориентаций в процессе практической работы по предмету.

Темы УМК собраны в модули. В основу модульной интерпретации учебного курса положен принцип системности, предполагающий:

- системность содержания, то есть

необходимое и достаточное знание (тезаурус);

— чередование учебно-познавательной и учебно-практической частей модуля, обеспечивающих алгоритм формирования творческих профессионально-педагогических умений и навыков;

- системность контроля, представленная в практических упражнениях, и приводящая к формированию способностей студентов трансформировать приобретенные навыки и умения в контексте своей будущей профессионально-педагогической деятельности на эмоционально-ценностном уровне.

Основными задачами УМК выступают:

— формирование опорных понятий педагогики;

- анализ исторических и современных педагогических концепций;

— умение объяснять различные педагогические ситуации;

- овладение алгоритмом решения педагогических задач;

— приобретение навыков работы с педагогической литературой;

- приобретение первоначальных навыков творческой профессиональной рефлексии.

Содержание УМК:

1. Пояснительная записка.

2. Тематический план учебной дисциплины «Педагогика».

3. Структура учебных модулей раздела «Введение в педагогическую профессию».

4. Структура учебных модулей раздела «Общие основы педагогики».

5. Структура учебных модулей раздела «Педагогика школы: Образование. Дидактика. Воспитание».

Цель изучения дисциплины «Педагогика» -развитие творческой направленности

педагогического мышления студентов. Овладевая базовыми элементами педагогического знания, студенты должны научиться:

1. Выявлять, описывать и объяснять педагогические факты, явления и процессы в реальной практике.

2. Самостоятельно пополнять педагогические знания.

3. Формировать первичные навыки исследовательской работы и творческой профессиональной рефлексии (самооценки).

Основными направлениями творческой деятельности студентов в соответствии с задачей УМК выступают:

1. Усвоение базовых понятий педагогики: воспитание, обучение, образование, творчество, личность, развитие, формирование и т.д.

2. Прописка базовых понятий педагогики исторических и современных педагогических источников.

3. Теоретическое обоснование и описание различных педагогических ситуаций с самостоятельным решением поставленных в них задач.

4. Приобретение навыков творческой самостоятельной работы.

5. Ознакомление с важнейшими нормативными документами о школе и образовании.

6. Обретение профессиональной творческой рефлексии (самооценки).

Таким образом, в статье представлено учебно-методическое обеспечение развития творческой личности будущего учителя в процессе изучения педагогики. Приведены результаты разработки учебно-методического комплекса по педагогике, который доминантно направлен на овладение студентами базовых элементов педагогических знаний, умений и навыков в контексте творческих эмоционально-ценностных ориентаций.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. - М.: 2009. - № 4. - С. 18-22.

2. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования / Ю.В. Громыко. - М.: Московская академия развития образования, 2006. - 546 с.

3. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н.Г. Кудрявцева // Справочник заместителя директора. - 2011. - № 4. - С. 13-27.

4. Методическое руководство по разработке учебно-методического обеспечения основных

профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования; сост. В.В. Майер и др. - Тюмень: Издательский центр БИК ТюмГНГУ, 2012. - 88 с.

5. Саадуев М.С. О некоторых аспектах проблемы обновления учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе / М.С. Саадуев // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). - Т. П. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 129-132.

Сведения об авторах:

Суходолова Елена Павловна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель Российской Федерации, проректор по воспитательной и социальной работе, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет», е-mail: metodgghpi@yandex.ru

Балабан Ольга Викторовна (г. Москва, Россия), профессор кафедры музыкального искусства Московского городского педагогического университета, e-mail: balaban_olga@mail.ru

Моисеев Евгений Олегович (г. Москва, Россия), аспирант Московского педагогического государственного университета, преподаватель вокала школы-студии современной эстрады, кино и телевидения в Останкино, е-mail: masterofstyle89@mail.ru

Data about the authors:

E. Sukhodolova (Moscow, Russia), candidate of pedagogic Sciences, Honoured teacher of the Russian Federation, Vice rector for educational and social work, Federal state budgetary educational institution of higher education "Gzhel state University", e-mail: metodgghpi@yandex.ru

O. Balaban (Moscow, Russia), Professor in the Department of music art at the Moscow city pedagogical University, e-mail: balaban_olga@mail.ru

E. Moiseev (Moscow, Russia), postgraduate of the Moscow State University of Education the teacher of singing school-Studio of the modern stage of film and television in Ostankino, e-mail: masterofstyle89@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.