грация), создание сети учреждений дополни- витии, ориентир на культуру, духовность в
тельного образования; социально-профессиональной деятельности.
- отрыв образовательной системы от по- Этот вывод определяет исходные пози-
требностей рынка труда;
г ции и дальнейшее направление исследова-
- потребность личности в интеллекту- г
альном и социально-профессиональном раз-
ния.
Литература
1. Аксенова Г. И. Субъект-субъектные отношения в учебном процессе высшей школы / Г. И. Аксенова, В. П. Сверидова // Общепедагогические проблемы образовательного процесса в высшей школе. Тезисы докладов межвузовской конференции. - Рязань: Изд-во РГПУ, 1996. - С. 91-101.
2. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. / гл. ред. А. В. Запорожец. - Т. 4.: Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика 1984. - 433 с.
3. Касаткина Н. Э. Особенности профильного обучения старших школьников в регионе / Н. Э. Касаткина, О. Б. Лысых, Е. Л. Руднева // Профильное и профессиональное самоопределение старшеклассников: теория и практика: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., 17-18 декабря 2008 г.: в 2 ч. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2008. - Ч. I. - С. 15-18.
4. Концепция профильного обучения старшей ступени общего образования // Народное образование. - 2002. - № 9. - С. 29-40.
5. Мордовская А. В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (С использованием материалов этнопедагогики народа саха). - М.: Academia, 2000. -176 с.
6. Поляков В. А. Социально-педагогические программы перехода от учебы к работе // Выпускник, рынок, профессиональная карьера: мат-лы обл. науч.-практ. конф. - Кемерово, 1994. - С. 11-15.
7. Чистякова С. Н. Актуальные проблемы педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников в современных условиях // Система профессиональной ориентации молодежи в Кузбассе. Тезисы Всерос. науч.-практ. конф. - Кемерово, 2001. - С. 8-14.
УДК 37.013
Е. Е. Адакин
ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье предлагается прогностическая модель развития творческого потенциала студентов-заочников, включающая творческую учебно-познавательную деятельность и условия развития творческого потенциала личности. Исследованы основные этапы прогностической модели: социальный, психологический и воспитательный.
Рассмотрены три основные группы педагогических условий, обеспечивающих результативность процесса: научно-методическая, организационная и дидактическая.
Адекватность и эффективность предложенной модели подтверждена в ходе реального педагогического процесса.
Ключевые слова: прогностическая модель; творческий потенциал личности; педагогические условия; учебно-познавательная деятельность; педагогический процесс.
E. E. Adakin
THE PROGNOSTIC MODELING OF STUDENTS’ CREATIVE POTENTIAL IN THE EXTERNAL EDUCATIONAL SYSTEM UNDER MODERN CONDITIONS
The prognostic model of the external students’ creative potential development, including creative educational cognitive activity and the conditions for the development of personality’s creative potential is presented in this article. The basic stages of the prognostic model are under research here: social, psychological and educational upbringing ones.
Three general groups of pedagogical conditions are examined, which provide the results of the process. These groups can be divided into scientific, methodic, organizational and didactic ones.
The fact that this model is adequate and effective was proved in the real pedagogical process motion.
Keywords: the prognostic model, personality’s creative potential, pedagogical conditions, creative educational cognitive activity, pedagogical process.
На современном этапе развития производства, науки, образования специалисты различных областей знания стремятся прогнозировать, предвидеть, проектировать будущее их развитие.
Наш анализ работ по педагогическому прогнозированию показал, что в прогнозировании развития системы высшей школы мало уделено внимания прогностическому моделированию заочного образования. Прогностические проекты затрагивали, в основном, какую-либо одну из сторон системы заочного обучения.
Разрабатываемая нами прогностическая модель развития творческого потенциала студентов в высшей школе может быть отнесена по типологии прогнозов к педагогическим, поскольку содержит определение путей достижения желательных результатов на основе заранее заданных целей. Такая прогностическая модель представляет в обобщенном виде ориентиры того, что именно желательно и почему.
Прогнозирование может быть осуществлено в двух его формах:
• в постановочной предсказательной форме желательных перспектив;
• в форме решений проблем достижения этих перспектив.
В данной работе мы рассматриваем первую из указанных форм - постановочную.
В процессе предварительных исследований была уточнена структура и содержание прогностической модели развития творческого потенциала студентов-заочников, включающая: творческую учебно-познавательную деятельность, условия развития творческого потенциала личности.
В модели нами разработаны цели, содержание и особенности осуществления мотивационного, содержательного и операционного компонентов творческой учебно-познавательной деятельности; раскрываются механизмы творческой учебно-познавательной деятельности, самопознания, самореализации и становления творческой индивидуальности, согласованное действие которых организует процессуальность развития личности студента более высокого уровня; сформированность творческого потенциала; личностные новообразования.
При построении модели развития творческого потенциала студентов-заочников в воспитательно-образовательной деятельности мы исходили из следующих методологических требований к исследованию:
• учет непрерывного изменения исследуемых элементов и педагогической системы в целом;
• выделение факторов, определяющих результаты процесса, и установление взаимосвязи основных и произвольных факторов.
Представленная прогностическая модель развития творческого потенциала студентов базируется на целостном подходе, который определяет несводимость целого к простой сумме частей, целое обусловливается объединением частей в сложные комплексы с взаимовлиянием частей.
При построении модели развития творческого потенциала студентов мы ориентировались на взаимодействие внутренних психологических механизмов развития личности и внешних способов педагогического влияния. Содержательный компонент модели развития творческого потенциала студентов в воспитательно-образовательной деятельности нами представлен следующим образом (рис. 1).
бинштейном факта, что отношения личности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней [1], а поэтому важнейшей предпосылкой для развития творческого потенциала студента следует считать включение его в творческую деятельность. Рассматривая творческую деятельность как один из компонентов развития творческого потенциала, в которой развитие личности безгранично, мы предполагали, что именно творческий потенциал предоставляет студенту возможность для активизации себя.
Творческая учебно-познавательная деятельность является высшим уровнем учебнопознавательной деятельности студента, результатом и одновременно важным условием дальнейшего развития личности. Исследова-
Рисунок 1. Содержательный компонент творческого потенциала у студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза
Первый блок модели включает творческую учебно-познавательную деятельность. Мы исходили из установленного С. Л. Ру-
ния А. П. Тряпицыной позволяют утверждать, что данный вид деятельности, обеспечивает проявление сущностной характеристики
творческого потенциала как способа самореализации личности преподавателя и студента, как «механизма» саморазвития личности [2]. Нас, в первую очередь, интересует процесс развития творческого потенциала в результате создания психолого-педагоги-ческих условий для развития студента.
При создании условий для творческой учебно-познавательной деятельности мы предварительно проанализировали, как работают определенные студенческие группы и индивидуумы. Мы учитывали, что взаимодействие зоны «актуального развития» и «зоны ближайшего развития» (по Л. С. Выготскому) способствует развивающей творческой деятельности. «Зона актуального развития» включает действия, которые студент уже усвоил и может использовать без посторонней помощи. Она содержит и возможность для следующих достижений, входящих в «зону ближайшего развития». С управления деятельностью эти возможности могут стать предпосылками для дальнейшего развития, которые представляют теперь «зону актуального развития» на новом уровне [3], а потому для систематического воспитания у студентов способности к творчеству, творческой деятельности надо ставить перед ними высокие и постоянно повышающиеся требования.
По нашему мнению, прогностическая модель развития творческого потенциала сту-дентов-заочников включает следующие этапы: социальный, психологический и воспитательный.
Дидактической целью на социальном этапе является развитие мотивационного компонента творчества; на психологическом этапе - развитие коммуникативных способностей личности, а также способностей к самоорганизации своей деятельности; на воспитательном - развитие содержательно-операционного компонента творческого потенциала студентов в воспитательнообразовательной деятельности. Представлен-
ные этапы не взаимоисключают друг друга, а напротив, дополняют и детализируют.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить единство трех компонентов творческой учебнопознавательной деятельности: мотиваци-
онного, содержательного и операционного. Данная структура воспитательно-образовательной деятельности носит достаточно обобщенный характер и, в определенной степени, включает в себя другие, более конкретные структурные элементы, такие как, например: побудительный, действенно-операционный, личностно-результативный и т. д., на которые указывается в других исследованиях.
Мотивационный компонент творческой учебно-познавательной деятельности, выступая побудительной силой познавательной деятельности, характеризуется прежде всего эмоционально-положительным отношением к содержанию и процессу деятельности, что проявляется в повышении интеллектуального уровня и характеризуется любопытством, чувствительностью к проблемам, удивлением в обнаружении противоречий, повышенной работоспособностью и самоотдачей, уверенностью, радостью познания, творческим интересом, чувством увлеченности, стремлением к творческим достижениям. Это нашло свое выражение в выборе работ творческого характера, в желании выполнять дополнительные задания, в постановке вопросов, направленных на углубление знаний, в поглощенности деятельностью при выполнении заданий, в умении мобилизовать себя на преодоление трудностей, возникающих в процессе творческой учебнопознавательной деятельности. Взаимосвязь мотивов и целей деятельности имеет важное значение для развития творческого потенциала студентов-заочников. Превращение целей в мотив деятельности является значительной ценностью воспитательно-образовательного процесса, поскольку объективно значимая
цель становится личностно значимой, субъективно принятой студентом [4].
Поставленная цель развития творческого потенциала студентов-заочников в педагогическом процессе может быть реализована только через конкретное содержание образования с применением соответствующих средств, методов, форм обучения и воспитания. Выготский Л. С., Элько-нин Д. Б., Давыдов В. В. связывали «решающие сдвиги в развитии» прежде всего с совершенствованием содержания образования. Кроме того, исследователи отмечают, что овладение содержательным компонентом воспитательно-образовательной деятельности играет важную роль в развитии качеств личности, делает деятельность студента целенаправленной, до конца осознанной, творческой. Овладение содержательной стороной воспитательно-образовательной деятельности оказывается необычайно значимым, так как содержательный компонент предполагает, прежде всего, вооружение студентов определенным багажом знаний, а знания являются основой ориентировки в действительности, условием осуществления вектора действия [5, с. 20]. Знания, которые лежат в основе умственного и творческого развития студентов, обеспечивают его базу, способствуют осознанию целей, определяют степень продуктивности процесса и результата совершаемой деятельности, помогают развитию произвольности поведения.
Содержательный компонент воспитательно-образовательной деятельности способствует усвоению студентами опыта творческой деятельности. Единственно возможным способом передачи опыта творческой деятельности, как считает И. Я. Лернер, являются педагогические конструкции в виде построенных преподавателем творческих задач, в процессе самостоятельного решения которых студенты накапливают опыт поиска способа решения. При этом часть
знаний усваивается не в ходе воспроизведения готовых истин, а как продукт поиска [6]. Если воспитательно-образовательный процесс нацелен на творчество, то репродуктивные компоненты в нем должны осуществляться «как составляющие собственно творческого процесса, где “творческие компоненты” играют направляющую (определяющую) роль» [2, с. 29]. Таким образом, содержательный компонент характеризуется наличием осмысленности, глубины и прочности знаний, критичности, самостоятельности и доказательности в процессе их восприятия, способностью к установлению связей и взаимосвязей между фактами и явлениями, процессами, постоянным взаимодействием старых и новых знаний, созданием системы знаний, использованием их в новых условиях.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволил выявить и отразить в представленной модели педагогические возможности, способствующие успешной реализации процесса развития творческого потенциала студентов. К ним мы отнесли:
• учет и использование индивидуальных особенностей и возможностей студентов;
• использование творческого потенциала преподавателя;
• сотворчество как ведущий вид воспитательных взаимодействий и отношений;
• диалогическое взаимодействие субъектов учебного процесса;
• творческую атмосферу и др.
Разработанная нами прогностическая
модель развития творческого потенциала студентов представлена в табл. 1, где по вертикали выделены цели, функции, содержание деятельности по этапам, формы, методы, программно-методические средства, критерии эффективности развития творческого потенциала, дополняющие по характеру направления деятельности вуза.
1G8
Таблица 1
Прогностическая модель формирования творческого потенциала студентов-заочников
Компоненты модели Содержание
Цели: • социальные • психологические • дидактические • воспитательные Осуществление формирования образа «мира» Изучение образа «Я» Обеспечение творческой учебно-познавательной деятельности Создание творческой атмосферы в воспитательно-образовательном процессе вуза
Функции: • обучающие • развивающие • воспитывающие Обучение специальным знаниям, умениям творческой деятельности Помощь в развитии творческой индивидуальности Стимулирование положительного отношения к формированию творческого потенциала
Содержание деятельности по этапам • поисково-экспериментальный • констатирующий • формирующий Координация работы всех участников воспитательно-образовательного процесса по формированию философского сознания Изучение динамики развития творческого потенциала в процессе воспитательно-образовательного процесса вуза Разработка программ самопознания, самореализации и творческой индивидуальности студентов-заочников
Формы • организация воспитательнообразовательного процесса • организация научноисследовательской деятельности • организация деятельности во внеучебное время Проблемные лекции, лабораторно-практические и семинарские занятия, учебные практики, благодаря которым студент осознает воспринятое, запоминает близко к оригиналу учебный материал (1 уровень - воспроизводящий) Научные конференции, олимпиады, защита реферата, учебноисследовательская работа студентов, экспедиции, благодаря которым студент применяет знания и способы деятельности по образцу или в сходной ситуации (II уровень - интерпретирующий) Совместная работа с организациями социума: совместные практики, экспедиции, конкурсы, научные конференции, в процессе которых студент творчески применяет знания и способы деятельности (III уровень - творческий)
Методы: • диагностики • формирования качеств личности • организации деятельности • контроля и самоконтроля Методы изучения личности Подготовка сквозных программ по развитию творческого потенциала, проведение имитационных игр, научные конференции, олимпиады, практики Методы проблемного обучения: эвристическая беседа, учебная дискуссия, эмпатии, частично-поисковый, проблемно-диалогический, «дедуктивного исследования», коллективного генерирования идеи (прямая «мозговая атака», обратная «мозговая атака», синектический штурм) и др. Решение творческих задач, квалификационное тестирование
Окончание таблицы 1
Средства Модуль-блочные схемы формирования творческого потенциала, карты познавательной активности
Критерии • познавательный компонент (ценностное отношение к формированию творческого потенциала) • эмоциональный компонент (мотивы творческой деятельности, влияние среды) • деятельностный компонент (направленность на творческий характер деятельности) • волевой компонент (способы творческой деятельности) Устойчивая потребность в знаниях по изучаемым предметам; знание требований, которые творческая деятельность предъявляет к личности студента; знание возможностей воспитательно-образовательного процесса для личностного развития студента; владение информацией о творческом потенциале, способностях творческой деятельности Состояние, характеризующее положительное, устойчивое отношение к творческой деятельности Изучаемая область знаний связана с творческой деятельностью, потребность в творческой деятельности, активная позиция в овладении знаниями о творчестве; о «Я» - реальном, и «Я» - идеальном; о своей творческой индивидуальности, о самореализации, самопознании Уверенность в преодолении трудностей в овладении творческой деятельностью; умение формулировать цели и задачи развития творческого потенциала
Характеристика компонентов творческой учебно-познавательной деятельности предполагала определение средств, приемов, форм организации творческой деятельности. Приоритетными являлись те из них, которые обеспечивали оптимизацию со-творческого взаимодействия, активизировали самореализацию студентов, помогали становлению творческой индивидуальности в воспитательно-образовательном процессе вуза.
В основу творческой учебно-познавательной деятельности мы положили субъект-субъектные отношения, что являлось обязательным фактором, поскольку происходила взаимодополняемость и взаимообогащение деятельности преподавателя и студентов. В условиях, когда студент занимает позицию субъекта деятельности, от ее начала до завершения осуществлялось самонастраивание, саморегуляция, самоорганизация. В подобной позиции субъекта активная целенаправ-
ленная, сознательная деятельность студента, выполняющая учебно-познавательную творческую задачу, создавала особую, внутреннюю предрасположенность к учению. На основе субъект-субъектных отношений возможности педагогического процесса определялись единством эрудиции преподавателя, его мастерства в организации своей деятельности и самостоятельной деятельностью студентов, стремящихся реализовать свои способности. В этом случае происходила единая по своим целям и мотивам деятельность, которая характеризовалась высокими результатами. Преподаватель, опираясь на активность и самостоятельность студентов, всецело полагался на творческие возможности совместной деятельности, прогнозируя высокие результаты. Перед студентами открывались перспективы нестандартной деятельности, возникали желание вносить новое в свой учебный опыт, предлагалось несколько решений. Свободный выбор заданий,
Ш
использование своих возможностей, обогащение деятельности друг друга благодаря познаниям, полученным из различных источников за пределами учебного процесса, -все это способствовало развитию творческого потенциала студентов.
Организация творческой деятельности была возможна двумя путями:
1. Стратегия развития, идущая извне, понимаемая как вмешательство во внутренний мир студента, навязывание ему выработанных способов, норм деятельности и поведения.
2. Развитие, идущее изнутри, предполагающее стимулирование активности, самостоятельности, ответственности студента, проявление уважения к его личности, раскрытие заложенных в нем возможностей, раскрытие творческого потенциала.
В данной работе мы определили в качестве ведущих стратегий обе стратегии развития, так как они соответствовали гуманистической парадигме образования, где выступали в единстве проявление творческого потенциала человека и рост личности, развитие у нее способности и желания быть самой собой. В рамках такого подхода преподаватель должен был беречь индивидуальность, уникальность каждого студента и помогать проявиться личностным силам таланта, человечности, помочь студенту обнаружить то, что в нем уже заложено. В результате такого подхода открывался путь к самоактуализации личности.
Мы в результате теоретического анализа пришли к выводу, что управлять творческим процессом можно и необходимо. Управление состоит в том, чтобы, зная особенности каждого человека, создать ему такие условия, в которых ему было бы комфортно работать. Управлять творческой учебно-познавательной деятельностью можно не только внешне, создавая соответствую-
щие условия для раскрытия творческой индивидуальности студента, но и внутренне, развивая интеллект, эмоции, воображение, общение, отношения.
Динамика процесса развития творческого потенциала была отражена через новообразования личности - «Я - реальное» и «Я - идеальное» - посредством формирования философского сознания, самопознания, самореализации и становления творческой деятельности. В процессе развития творческого потенциала студентов мы придавали важное значение философскому сознанию. Связь мировоззрения студента с его творчеством выражалась в осуществлении творческой учебно-познавательной деятельности на основе соответствующих убеждений в необходимости, при решении каждой задачи, выполнении каждого задания искать новые, оригинальные, ранее неизвестные технологии, подходы, решения. Студент, ориентированный на необходимость постоянного поиска новых решений, должен был стремиться к этому сознательно. Целенаправленность творческой деятельности органически связана с творческой сущностью процесса формирования мировоззрения. Знания превращаются в убеждения только тогда, когда они из общезначимых становятся знаниями «для себя», «своими знаниями», то есть истинными, а добывание, открытие истины всегда процесс творческий, так как личность по-своему нестандартно оценивает приобретаемые знания, основываясь на уже имеющихся сформированных взглядах, жизненном опыте, принимая эти знания как «свои» или не принимая. Личность каждый раз как бы вновь открывает для себя давно открытые обществом истины, «творит» свой мир, свое мировоззрение, развивая вместе с тем творческое мышление [7].
В процессе формирования философского сознания важную роль играет самопознание
личности. Действие механизма самопознания основано на самовосприятии, самоанализе, самосравнении как соотнесении себя с другими. Существенным источником самопознания для личности выступает общение и творческая учебно-познавательная деятельность. В результате интегративной работы познания и собственного отношения человека к тому, что он узнает о себе, возникает оценка и самооценка себя. Осуществление механизма самопознания выступает предпосылкой осуществления механизма самореализации. Механизм самореализации направлен на овладение: способами саморегуляции; технологиями, обеспечивающими реализацию учебного процесса; способами решения изобретательных, проблемно-познавательных, практических и учебно-творческих задач; на выполнение творческих заданий, стимулирующих развитие знания, фантазии, воображения, рефлексии; ориентацию на субъект-субъектные связи [8, с. 77-79].
Общими способами самореализации для студента выступают активность, творчество. Важнейший элемент механизма - готовность студента к самореализации, способность самостоятельно ставить и достигать цели собственного развития. В процессе самореализации развивается творческая индивидуальность студента. Творческая суть человеческого созидания - вот главное в индивидуальности человека. А проявляется она в творческих, жизненных устремлениях, основное содержание и смысл которых состоит в активном поиске, новациях, обращенных во внешний мир, мир - как совокупность субъективных деяний, включающих творение человеком самого себя [9]. Уже в процессе самореализации проявляются особенности студента. В деятельности, в которой он открывает для себя возможность проявить себя, становится человеком, совершающим акт творчества. Речь идет о субъективности,
в процессе которой студент, во-первых, познает радость творчества; во-вторых, приобретает навык самовыражения, поиска собственных замыслов и их претворения на практике; в-третьих, раскрывает свою индивидуальность [10].
Развитие творческой индивидуальности непременно предполагает активное включение самого студента в этот процесс. Преподаватель помогает студенту приблизиться к пониманию своих особенностей, природных по происхождению, получивших в общественной жизни определенную форму и выражение, и учит использовать их продуктивно, творчески. В результате разработки личных способов и приемов творческой деятельности у каждого студента возникают свои способы деятельности. Соединение неповторимых черт конкретного человека с особенностями творческих поисков, присущих этому человеку и с творческими качествами личности образует в результате творческую индивидуальность студента. Среди механизмов развития творческой индивидуальности важнейшими для нас являются следующие: воображение, разнообразие понятий, концепций и др. Свобода выбора позволяет высвободить любопытство, поиск, исходя из собственных интересов. Методологическая рефлексия дает возможность осмысливать свои и приобретаемые знания на уровне современной науки [11].
На основании вышеизложенного, процесс развития творческого потенциала студентов мы определили как поиск способов развития самого себя, развитие качеств, присущих творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, позволяющая достигнуть прогрессивных и лич-ностно значимых результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Мы считаем возможным говорить о таких личностных новообразованиях студента, как «Я - реальное» и «Я - идеальное». Человеку для его творческой деятельности необходимо представление о сущности творческого потенциала и процесса его развития, что позволило бы оптимально его организовать. Следовательно, осознание студентом объективной значимости своих возможностей и способностей в настоящее время («Я - реальное») является необходимым для дальнейшего личностного развития. Отношение к самому себе включает помимо самооценки постоянную потребность в самопознании, так как познание самого себя начинается с познания своих способностей, возможностей. Доказательством этого тезиса являются результаты исследований Торренса и Брауна, которые выявили прямую зависимость между уровнем сформированности творческого потенциала личности и степенью внутреннего осознания своих творческих качеств, открытия их значимости для себя [12]. Знание о себе реальном активизирует развитие способности к прогнозированию, которая играет огромную роль в становлении и развитии личности.
При построении модели развития творческого потенциала у студентов-заочников в условиях вуза мы выделили три группы педагогических условий, обеспечивающих результативность этого процесса: научнометодическая, организационная, дидактическая.
К научно-методической группе относится:
• обеспечение анализа психофизиологических качеств и свойств личности студента с целью индивидуального и дифференцированного подхода к нему в процессе развития творческого потенциала;
• моделирование условий, ситуаций, в которых проверяются и развиваются личностные качества студента;
• разработка содержания, форм и методов развития творческого потенциала студентов и др.
К организационной группе относятся:
• интеграция деятельности всех субъектов воспитательно-образовательного процесса на методическом и дидактическом уровне;
• построение процесса развития творческого потенциала студентов на принципах гуманизации, демократии, личностноориентированной направленности и др.
К дидактической группе относится:
• наличие достаточно оснащенной научно-методической базы для проведения учебных занятий и самостоятельной работы студентов-заочников в процессе развития творческого потенциала;
• учебные программы всех курсов вуза, обеспечивающие развитие творческого потенциала студентов.
Обеспечение процесса развития творческого потенциала студентов невозможно без обоснованного, мобильного и практического использования критериально-оценочного аппарата, позволяющего для каждого студента определить уровень развития творческого потенциала в зависимости от его индивидуальности, стартовой готовности к определению и возможности в дальнейшем контролировать повышение этого рейтинга в ходе формирующего эксперимента, направленного на развитие творческого потенциала. С этой целью нами были разработаны критерии успешности развития творческого потенциала и проведена экспертиза эффективности ее формирования.
Разработанная прогностическая модель была положена в основу пробного эксперимента, проведенного на базе нескольких высших учебных заведений. В целях успешного внедрения данной модели нами была создана педагогическая технология развития творческого потенциала студентов-заочников. Результативность внедрения данной модели отражена в табл. 2.
Таблица 2
Результаты внедрения элементов педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс вуза
Название этапов внедрения Результаты
Учебная деятельность Методическая деятельность
1 этап - теоретический - Изучена теоретическая, научно-методическая литература по педагогическим технологиям
2 этап -организационно-подгото вительный Разработана учебно-методическая документация, направленная на использование в воспитательно-образовательном процессе элементов педагогических технологий Разработан и утвержден перечень составных элементов УМК по дисциплине с использованием педагогической технологии
3 этап - практический Внедрены в воспитательнообразовательный процесс элементы педагогических технологий, используются разнообразные дидактические материалы (аудиовизуальные, метод. указания, технологические карты и др.), внедрена система контроля, отражающая выполнение требований ФГОС Созданы УМК по дисциплине. Разработаны тестовые задания, опросники, технологические карты и др. Разработаны и апробированы дидактические материалы
4 этап -контрольный Проведены контрольные срезы, направленные на выявление эффективности использования в воспитательно-образовательном процессе элементов педагогических технологий Проведена региональная научно-практическая конференция, по которой проанализированы теоретические и прикладные аспекты проблемы внедрения элементов педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс вуза. Проведены методические семинары на кафедрах института. Проанализирован опыт работы кафедр на заседаниях научнометодического совета. Проведено обучение преподавателей спецдисциплин на потоке «Преподаватель высшей школы»
Полученные в ходе исследования результаты показали адекватность и эффективность модели.
Мы отдаем себе отчет в том, что некоторые из позиций, предложенных в работе, нуждаются в дальнейшем освещении, а многие сделанные нами выводы требуют дальнейшей проверки и дополнительного подтверждения. Однако говоря об общей проблеме, мы преследуем главную цель - представить педагогическую модель формирования твор-
ческого потенциала студентов-заочников. Поэтому мы надеемся, что наши подходы будут интересны преподавателям высшей школы, которые понимают, что молодые специалисты, интеллигенция XXI века, должны иметь не только отличные знания, обладать практическими навыками, но и уметь адаптироваться в новых социально-экономических условиях благодаря сформированному творческому потенциалу.
Литература
1. Рубинштейн С. Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. - 1960. - № 3.
2. Тряпицына А. П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников: дис. ... д-ра пед. наук. - Л.: ЛГПУ 1991. - 396 с.
3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М.: АПН РСФСР, 1956. - 423 с.
4. Шумилин А. Г. Проблемы теории творчества. - М.: Высшая школа, 1989. - 143 с.
5. Прогностическая концепция целей и содержания образования / под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. - М.: Педагогика, 1994. - 131 с.
6. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: пособие для учителей. - М.: Знание, 1982. - 191 с.
7. Красношлыкова О. Г. Методология и методика развития профессионализма педагогов в муниципальной системе образования. - Кемерово; М., 2005. - 281 с.
8. Рындак В. Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1996. - 330 с.
9. Пилюшина Н. Ю. Становление творческой индивидуальности учителя в условиях обучения в вузе: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1994. - 210 с.
10. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М.: Знание, 1988. -80 с.
11. Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика: мат-лы республ. конф. - Оренбург: Южный Урал, 1993. - 400 с.
12. Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. - М.: МПА, 1995. - 189 с.
УДК 37(094)
Т. В. Яковлева
ТРАДИЦИИ КАК МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ МОРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
В статье рассматривается преемственность как философская категория, отражающая объективную закономерность бытия. Анализируются формы традиционно-ориентированной деятельности: обычаи, социальные привычки и навыки. Определяется характер взаимодействия обычая и традиции. Ключевые слова: социокультурные традиции, обычаи, навыки, стереотип поведения.
T. V. Yakovleva
TRADITIONS AS A MODEL OF MORAL REGULATION SYSTEM
This article considers continuity as a philosophical category which reflects natural objective law of existence and analyses types of traditionally orientated activities: customs, social habits and skills. It also determine the character of customs and traditions interaction.
Keywords: socio-cultural traditions, customs, skills, behaviour stereotype.
Традиция - «ключ к пониманию главного в строении человеческих обществ...»
M. Wilson
Одним из актуальнейших вопросов тео- ровой культуры, является проблема куль-
рии культуры, имеющих первостепенное турного наследия [об этом см. 1, с. 385-438;
значение на протяжении всей истории ми- 16, с. 8-24; 12, с. 147-229].