УДК 373.1:37.013.41
Коробкова Венера Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета правового и социально-педагогического образования
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: vkorobkova@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ГОТОВНОСТИ К РАЗВИТИЮ СВОЕГО ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Venera V. Korobkova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean of the faculty of Legal and Socio-pedagogical Education
Perm State Humanitarian-Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: vkorobkova@mail.ru
FORMATION OF TEENAGERS' WILLINGNESS TO DEVELOP CREATIVE POTENTIAL IN LEARNING AND COGNITIVE ACTIVITY
Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала. Дано авторское определение понятия данной «готовности», определена его содержательная структура. Представлена модель педагогического обеспечения формирования готовности подростков к саморазвитию в процессе учебно-познавательной деятельности, определены критериальные характеристики компонентов готовности личности к развитию своего творческого потенциала.
Ключевые слова: творческий потенциал; готовность личности к саморазвитию; педагогическое обеспечение формирования готовности личности к саморазвитию; учебно-познавательная деятельность.
Abstract. The problem of forming teenagers' willingness to develop their creative potential is urgent. The author defines the concept «willingness», specifies its substantial structure, presents a model of pedagogical support in forming teenagers' readiness to self-evolution in the process of learning and cognition and decides on assessment criteria for certain components of a person's willingness to develop creativity.
© Коробкова В.В., 2014
Key words: creative potential; person's willingness to develop oneself; pedagogical support in forming readiness to self-evolution; learning and cognitive activity.
В условиях преобразований, идущих в обществе, проблема воспитания творческой личности, способной действовать в изменчивой ситуации общественного развития, создающей инновационные компоненты в процессе своей деятельности, никогда не теряет своей актуальности. В связи с этим педагогически целесообразно определение концептуальных оснований одного из направлений решения проблемы воспитания творческой личности, а именно - перевод личности в субъектную позицию и формирование у неё готовности к развитию своего творческого потенциала. Исходя из данного утверждения важным моментом в деятельности педагога становится создание необходимых условий для реализации процесса формирования готовности школьников к творческому саморазвитию.
Наукой установлено, что развитие творческого потенциала возможно в рамках различных видов деятельности (учебной, общественной, трудовой, художественной и т.д.), но многими исследователями (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.) признается, что основной и ведущей для школьного периода является учебно-познавательная деятельность, которая в большей степени, чем другие выступает не только средством развития, но и предоставляет возможности реализации творческого потенциала учащихся.
По утверждению многих современных психологов (Б.М. Мастеров, Т.А. Мерцалова Р.С. Немов, Г.А. Цукерман и др.), потребность в реализации своих сущностных сил актуальна для подросткового возраста, который знаменуется ростом самосознания, переходом от внешней детерминации деятельности к самодетерминации. В этой связи весьма важной для подростков становится помощь взрослых в определении направления и способов развития своего творческого потенциала.
Современные инновационные школы, отражая запросы школьников, выходят на создание образовательных систем, ориентированных на самоопределение и самореализацию личности (В.И. Андреев, В.С. Библер, В.А. Караковский, Г.Л. Каспаржак, С.Ю. Курганов, А.Н. Тубельский и др.) Между тем массовая практика испытывает острую потребность в конкретных технологиях творческого саморазвития школьников, средствах и программах, стимулирующих процессы жизненного самоопределения подростков, поскольку специальные исследования (Л.В. Даниленко, Л.Н. Дроздикова, Н.П. Толстолуцких и др.) и наши собственные наблюдения свидетельствуют о том, что реальный уровень готовности учеников к творческому саморазвитию не соответствует потребностям современного общества.
Таким образом, противоречие между потребностью общества в творческой личности, наличием множества разработанных программ по развитию творческого потенциала школьника и в то же время отсутствие
121
субъектного подхода в решении этой проблемы обусловили необходимость разработки модели педагогического обеспечения формирования готовности подростков к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности.
До сих пор необходимость формирования готовности личности к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности не выделялась как самостоятельная задача обучения и воспитания. Предполагалось, что развитие в данном направлении осуществляется «само собой», по мере усвоения учащимися предусмотренной программой суммы знаний, что на практике, как свидетельствует проведённый автором анализ, зачастую не имеет места.
Интеграция психолого-педагогических знаний зарубежных и отечественных школ позволила нам выработать свой взгляд на исследуемую проблему и дать следующее определение исследуемому понятию:
Готовность к развитию своего творческого потенциала мы рассматриваем как интегративное динамическое новообразование в структуре личности, обеспечивающее эффективное раскрытие её творческих возможностей и реализацию её сущностных сил и включающее в свою структуру мотивационный, ориентационный (когнитивный), операционально-действенный, эмоционально-волевой и оценочный компоненты [2].
Особо отметим, что теоретический анализ, а также практическая педагогическая деятельность показали функциональную взаимосвязь всех вышеперечисленных компонентов, что предполагает комплексный подход к изучению и формированию данных компонентов готовности личности к развитию своего творческого потенциала, а структурное выделение их произведено условно, в исследовательских и научно-методических целях.
Говоря о структуре готовности личности к развитию своего творческого потенциала, заметим, что одним из важных моментов при рассмотрении этой проблемы является вопрос о роли бессознательных процессов в структуре данного понятия.
Феномен установки как кардинальной формы проявления бессознательного обстоятельно изучен грузинской школой психологов (Д.Н. Узнадзе, А.Т. Бочаришвили, А. Шерозия). Принципиально важным для рассмотрения данной проблемы являются выводы, сделанные И. Е. Шварцем. Анализируя механизм взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики, автор ставит вопрос о важности учета данного феномена в воспитании и развитии личности, а также о необходимости разработки для этого специальных педагогических средств.
По мнению А. И. Санниковой, современным этапом развития концепции, основанной на синергии осознаваемых и неосознаваемых сфер психики человека, является теория развития творческого потенциала личности в учебно-воспитательном процессе, центральным положением которой выступает утверждение о необходимости комплексного влияния на всю сферу психики и поведение человека с целью стимулирования его собственной активности для
решения задачи саморазвития и реализации собственного творческого потенциала.
Модель педагогического обеспечения формирования у подростков готовности к творческому саморазвитию в процессе учебно-познавательной деятельности мы определяем как систему не подавляющих личность приемов и методик, направленных на создание условий для оптимального и максимально естественного осуществления личностью творческого саморазвития, не приводящих к негативным последствиям (неуверенность, депрессия, негативное отношение к себе и т.п.). В соответствии с этим модель педагогического обеспечения разрабатывалась нами как совокупность определенных компонентов, которая представлена в таблице.
Формулируя цель педагогического обеспечения формирования готовности подростков к развитию своего творческого потенциала, мы исходили из того, что педагогическое влияние взрослых на процесс формирования готовности подростков к творческому саморазвитию - это процесс фасилитации. В основе деятельности педагога, направленной на обеспечение процесса формирования у школьников готовности к творческому саморазвитию, лежит прежде всего признание уникальности, ценности и свободы ребенка. Задачу взрослых, взаимодействующих с подростком на этом этапе его существования, можно определить как двойственную систему. С одной стороны, взрослые не должны мешать естественному процессу развития человека, а с другой - предоставить ему как можно больше возможностей для саморазвития, оказывая поддержку и помогая преодолевать трудности. Таким образом, цель педагогического обеспечения процесса формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала можно определить как помощь ребенку в осознании и реализации его потребности в творческом саморазвитии через создание условий для естественного, оптимального и безопасного (т.е. без негативных, необратимых последствий) протекания этого процесса.
Для получения объективной информации об эффективности экспериментальной работы на основе анализа современной психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого потенциала и готовности к деятельности нами разработаны критериальные характеристики компонентов готовности личности к развитию своего творческого потенциала. Так, мотивационный компонент характеризуется через интерес к проблеме и внутреннюю потребность личности в развитии своего творческого потенциала. Ориентационный компонент готовности личности к развитию своего творческого потенциала определяется через знания о феномене творчества и осознание себя субъектом творческой деятельности, знания об индивидуальных особенностях своей личности, знания о способах творческого саморазвития. Операциональный компонент включает в себя умение общаться с окружающими людьми, а также активное участие в деятельности на творческом уровне.
Модель педагогического обеспечения формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-
познавательной деятельности
Компонент Содержание компонентов
Цель Помощь ребенку в осознании и реализации его потребности в развитии своего творческого потенциала
Функции Мотивационная, информационная, технологическая
Педагоги ческие задачи - помощь ребенку в осознании его потребности в развитии своего творческого потенциала; - ориентация мотивационной сферы ребенка на цели развития своего творческого потенциала; - трансляция ребенку знаний о феномене творчества, о творческом потенциале человека, о собственной индивидуальности; - обучение детей умениям и навыкам творческого саморазвития
Психолого-педагоги ческие условия - гуманистическая ориентация педагога, -создание в ходе образовательного процесса благоприятной атмосферы для свободной коммуникации, -постоянный учет в педагогическом процессе индивидуальных особенностей учащихся и дифференцированная работа с ними
Средства организации учебно-познавательной деятельности -ориентирование учебно-познавательной деятельности на комплекс личностных характеристик учащегося, - выявление содержания субъектного опыта ученика, - организация учебного материала, предоставляющая ученику возможность выбора содержания и способов проработки учебных заданий, - побуждение учащихся к рефлексивной деятельности, -включение в содержание образования материала, направленного на самопознание личности и знаний о феномене творчества, -включение учащихся в деятельность на творческом уровне, - организация групповой работы
Методы диагностики Наблюдение, анкетирование, тестирование, шкалирование, интервьюирование, анализ выполненных работ
Педагогический результат -потребность подростка в творческом саморазвитии, -восприятие себя как суверенного источника творчества, -получение подростком знаний о собственной индивидуальности, о феномене творчества, о способах саморазвития, - умение конструктивно общаться с другими, -активное участие в различных видах деятельности на творческом уровне, -адекватная самооценка, на основе осуществления рефлексивной деятельности
Эмоционально-волевой компонент выражен через отношение к себе, отношение к другим, уровень тревожности личности. Оценочный компонент включает в себя умение осуществлять самопознание и саморазвитие через рефлексивный анализ своей деятельности, а также локус контроля личности.
Формирующий эксперимент касался двух направлений в нашей деятельности: во-первых, преподавания истории; во-вторых, ведения факультативного курса «Мир и человек».
Важно отметить, что с точки зрения формирования готовности подростков к развитию своего творческого потенциала история представляет собой исключительно благоприятную почву, поскольку её содержание проецируется на внутренний мир личности, на осознание окружающего мира и самого себя в этом мире. Проявляется это в следующем: предметом изучения истории является буквально все, связанное с жизнью общества и человека; содержание истории есть не что иное, как передача социального опыта, созданного человечеством, что позволяет учащимся накапливать опыт самореализации в новых для них ситуациях, предварительно «проигрывая» их на занятиях; историческое образование, в отличие от любого другого, включает знания о человеке, обществе, экономике, природе, культуре в целом, т.е. соединяет в единое целое духовное и материальное начало; исторические предметы располагают возможностями для постановки задачи формирования эмоционально-нравственной сферы личности, ценностно-смыслового отношения к содержанию, но для ее реализации требуется наличие «личностного знания», «личностного смысла», «личностной рефлексии», а это в свою очередь является методическим обеспечением формирования готовности личности к развитию своего творческого потенциала.
Не менее важным направлением в опытно-экспериментальной работе являлось преподавание факультативного курса «Мир и человек», разработанного на кафедре педагогики ПГГПУ и успешно внедряемого в практику общеобразовательных школ города Перми и Пермского края.
В нашей работе курсу «Мир и человек» отводилась роль транслятора подростку базовых психолого-педагогических знаний, формирующих своеобразную «методологическую основу» для сознательного управления развитием собственного творческого потенциала. Цели данного курса определялись следующим образом: осмысление роли и места человека в окружающем мире; формирование оптимистической «Я-концепции» на основе самопознания и самооценки, подготовка к самовоспитанию; обучение эффективному взаимодействию в группе.
В процессе занятий значительная часть учебного времени отводилась практической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику учащихся; составление программ самосовершенствования учащихся по отдельным направлениям и этапам развития; осмысление, рефлексию жизнедеятельности; тренинги и упражнения по самовоспитанию, самоопределению и саморегуляции.
Необходимо отметить, что одним из важных направлений в работе по формированию у подростков эмоционально-волевого компонента готовности к творческому саморазвитию являлся педагогический аутотренинг. Необходимость данной формы педагогической работы была обусловлена результатами диагностики и нашими наблюдениями на начальном этапе эксперимента, которые выявили существующие проблемы в эмоционально-
волевой сфере у некоторой части подростков. Как свидетельствует теория и практика многих исследований (А.Г. Ковалев, А.С. Новоселова, А.И. Санникова., Б.М. Чарный, И.Е. Шварц и др.), в ситуациях, когда у подростка существуют проблемы, связанные с эмоциональной сферой: повышенная тревожность при включении в деятельность, агрессивность по отношению к окружающим, волевая нестабильность, прямое обращение к сознанию затруднено «психологическими барьерами» и поэтому недостаточно эффективно. Возникающая проблема в пробуждении активности подростка может быть решена вспомогательным путем: через обращение к сфере неосознаваемого с помощью приемов педагогического внушения. Как показали экспериментальные исследования (А.С. Новоселова, А.И. Санникова, И.Е. Шварц), взаимодействие убеждения и внушения дает больший педагогический эффект в работе с детьми с различными нарушениями в эмоциональной сфере.
Для определения уровня готовности личности к развитию своего творческого потенциала нами в соответствии с критериями компонентов готовности личности к развитию своего творческого потенциала разработан комплекс диагностических методик (анкетирование, шкалирование, анализ работ учащихся, целенаправленное педагогическое наблюдение, стандартные тесты самооценки Домбо - Рубинштейна, Г. Айзенка, тест эмоций на основе опросника Басса-Дарки, тест Розенцвейга, тест «Исследования тревожности» Спилберга и Кондаша, тесты-опросники определения уровня субъективного контроля и др.), который позволил наиболее полно раскрыть сущность исследуемого понятия и провести количественный и качественный анализ его проявлений в процессе учебно-познавательной деятельности.
Нами использовались различные виды анализа накопленных эмпирических данных: комплексный, основанный на вычленении и отслеживании компонентов, входящих в структуру готовности личности к развитию своего творческого потенциала; уровневый, основанный на выявлении уровня сформированности каждого структурного компонента готовности личности к развитию своего творческого потенциала; сравнительный, основанный на сопоставлении уровней готовности личности к развитию своего творческого потенциала в условиях традиционного и экспериментального обучения, и сопоставления начальных и конечных результатов в экспериментальном классе.
Сопоставляя результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группах, можно отметить изменения уровней сформированности у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала, однако эти изменения более значительны в экспериментальной группе, чем в контрольной. Данный вывод подтверждается также методом индивидуальной беседы с классными наставниками и учителями, ведущими занятия в экспериментальном классе. Учителя отмечают, что под влиянием работы по формированию готовности учащихся к развитию своего творческого потенциала в классе наблюдалась тенденция к повышению общей активности на уроках, которая выражалась в стремлении давать самостоятельные суждения, без страха отвечать у доски и с места, повысилась активность
126
в диалоговых формах деятельности, возрос интерес к творческим заданиям. Учителя также свидетельствуют о том, что учащиеся экспериментального класса показывают более высокую общительность, конструктивность и доброжелательность при групповых взаимодействиях, даже если они носят соревновательный характер; у подростков данного класса также повысился общий уровень познавательной активности, что отразилось на качестве успеваемости.
Наше исследование процесса формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в настоящее время характеризуется разработкой педагогического обеспечения специальной подготовки студентов и переподготовки педагогических кадров, ориентированных
на целенаправленную деятельность по формированию у школьников готовности к творческому саморазвитию [1; 4; 5], а также разработкой решения проблемы развития воспитательного потенциала семьи [3] как социально-педагогической системы, включающей совокупность реальных и потенциальных возможностей самоорганизации семьи, позволяющих целенаправленно удовлетворять потребности членов семьи в личностном саморазвитии и самореализации.
Список литературы
1. Безукладников К.Э., Колесников А.К., Санникова А.И. Профессиональная компетенция как педагогическая проблема высшей школы. // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 6. - С. 53-62.
2. Коробкова В.В. Формирование у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности. - Магнитогорск, 2000 - 24 с.
3. Коробкова В.В., Санникова А.И. Комплексное сопровождение детей и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации: теоретико-методологический аспект // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2013. - № 9 (29). - С. 42-48.
4. Осколкова В.Р., Санникова А.И. Проблема подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной самореализации // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета: Педагогика и психология: научн. журнал. - 2009. - № 4 (3). - С. 35-40.
5. Осколкова В.Р., Санникова А.И. Развитие готовности к профессиональной педагогической деятельности как условие формирования компетентности будущего учителя // Вестник Московского университета МВД России. -2009. - № 12. - С. 10-14.