Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение формирования готовности подростков к саморазвитию'

Педагогическое сопровождение формирования готовности подростков к саморазвитию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование / модель / готовность / саморазвитие / педагогическое сопровождение / школа-интернат / личностно-деятельностный / синергетический / экзистенциальный подход. / formation / model / readiness / self-development / pedagogical support / school / student-activity / synergistic / existential.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аракчеева Светлана Алексеевна

В статье представлен опыт педагогического сопровождения формирования готовности подростков к саморазвитию в условиях санаторной школы-интерната. В ней говорится о значении комплексного взаимодействия всех участников образовательных отношений для решения обозначенной проблемы, так как подростки, находящиеся в сложной жизненной ситуации и нуждающиеся в длительном лечении, требуют особого внимания и педагогического сопровождения. Автором обозначены теоретико-методологические основы педагогического сопровождения готовности подростков к саморазвитию: личностно-деятельностный, синергетический и экзистенциальный подходы. Выделены потребности подростков в условиях санаторной школы-интерната: в интеллектуальном развитии, в развитии эмоциональной сферы, в регулировании своих интересов и желаний, в преодолении, изменении своего поведения, самореализации, понимании перспектив своего существования. Педагогическое сопровождение готовности подростков к саморазвитию представлено на трех уровнях: ценностно-мотивационном, структурно-операционном, структурно-функциональном. В статье представлены следующие принципы педагогического сопровождения формирования готовности подростков к саморазвитию: прогнозирование, мотивация, личностное центрирование, оптимистическая стратегия, социальное закаливание, дилеммность, антиципация, эмпатийное взаимодействие, свобода выбора, сферность. В тексте работы представлены средства педагогического сопровождения и результаты диагностики уровня готовности подростков к саморазвитию. Отмечается необходимость комплексной работы всех участников образовательных отношений для мотивации принятия субъектом собственного жизненного выбора и готовности к саморазвитию. Автором приводятся данные, говорящие об успешности осуществления педагогического сопровождения готовности подростков к саморазвитию в условиях санаторной школы-интерната.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Support in Formation of Adolescents’ Readiness to Self-Development

The article presents the experience of pedagogical support in formation of adolescents’ readiness to self-development in conditions of sanatorium boarding schools. It refers to the importance of integrated interaction of all participants of educational relations to solve designated problems as teenagers, in those difficult life situations and in need of long-term care, require special attention and pedagogical support. The author outlines the theoretical and methodological bases of pedagogical support of teenagers’ readiness to self-development: student-activity, synergistic and existential approaches. Are highlighted the needs of adolescents in conditions of sanatorium boarding schools: in intellectual development, in developing their emotional sphere, regulating their interests and desires, to overcome, change their behavior, self-realization, understanding the prospects of its existence. Pedagogical support of teenagers’ readiness to selfdevelopment is presented at three levels: value-motivational, structural-operational, structural and functional. The article presents the following principles of pedagogical support in formation of adolescents’ readiness to self-development: forecasting, motivation, personal centering, optimistic strategy, social hardening, dilemma, anticipation, empathy interaction, freedom of choice, sphereness. In the body of work there is represented a means of pedagogical support and diagnostic results level of preparedness for selfdevelopment. The article notes the need for integrated work of all participants in the educational relationship to motivate adoption by the subject of their own life choices and willingness to self-development. The author provides evidence of the success of pedagogical support of teenagers’ readiness to self-development in conditions of the sanatorium boarding school.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение формирования готовности подростков к саморазвитию»

DOI 10.24411/1813-145X-2018-20008

УДК 373

С. А. Аракчеева

https://orcid.org/0000-0002-9862-8706

Педагогическое сопровождение формирования готовности подростков к саморазвитию

В статье представлен опыт педагогического сопровождения формирования готовности подростков к саморазвитию в условиях санаторной школы-интерната. В ней говорится о значении комплексного взаимодействия всех участников образовательных отношений для решения обозначенной проблемы, так как подростки, находящиеся в сложной жизненной ситуации и нуждающиеся в длительном лечении, требуют особого внимания и педагогического сопровождения.

Автором обозначены теоретико-методологические основы педагогического сопровождения готовности подростков к саморазвитию: личностно-деятельностный, синергетический и экзистенциальный подходы. Выделены потребности подростков в условиях санаторной школы-интерната: в интеллектуальном развитии, в развитии эмоциональной сферы, в регулировании своих интересов и желаний, в преодолении, изменении своего поведения, самореализации, понимании перспектив своего существования. Педагогическое сопровождение готовности подростков к саморазвитию представлено на трех уровнях: ценностно-мотивационном, структурно-операционном, структурно-функциональном. В статье представлены следующие принципы педагогического сопровождения формирования готовности подростков к саморазвитию: прогнозирование, мотивация, личностное центрирование, оптимистическая стратегия, социальное закаливание, дилеммность, антиципация, эмпатийное взаимодействие, свобода выбора, сферность.

В тексте работы представлены средства педагогического сопровождения и результаты диагностики уровня готовности подростков к саморазвитию. Отмечается необходимость комплексной работы всех участников образовательных отношений для мотивации принятия субъектом собственного жизненного выбора и готовности к саморазвитию. Автором приводятся данные, говорящие об успешности осуществления педагогического сопровождения готовности подростков к саморазвитию в условиях санаторной школы-интерната.

Ключевые слова: формирование, модель, готовность, саморазвитие, педагогическое сопровождение, школа-интернат, личностно-деятельностный, синергетический, экзистенциальный подход.

S. A. Arakcheeva

Pedagogical Support in Formation of Adolescents' Readiness to Self-Development

The article presents the experience of pedagogical support in formation of adolescents' readiness to self-development in conditions of sanatorium boarding schools. It refers to the importance of integrated interaction of all participants of educational relations to solve designated problems as teenagers, in those difficult life situations and in need of long-term care, require special attention and pedagogical support.

The author outlines the theoretical and methodological bases of pedagogical support of teenagers' readiness to self-development: student-activity, synergistic and existential approaches. Are highlighted the needs of adolescents in conditions of sanatorium boarding schools: in intellectual development, in developing their emotional sphere, regulating their interests and desires, to overcome, change their behavior, self-realization, understanding the prospects of its existence. Pedagogical support of teenagers' readiness to self-development is presented at three levels: value-motivational, structural-operational, structural and functional. The article presents the following principles of pedagogical support in formation of adolescents' readiness to self-development: forecasting, motivation, personal centering, optimistic strategy, social hardening, dilemma, anticipation, empathy interaction, freedom of choice, sphereness.

In the body of work there is represented a means of pedagogical support and diagnostic results level of preparedness for self-development. The article notes the need for integrated work of all participants in the educational relationship to motivate adoption by the subject of their own life choices and willingness to self-development. The author provides evidence of the success of pedagogical support of teenagers' readiness to self-development in conditions of the sanatorium boarding school.

Keywords: formation, model, readiness, self-development, pedagogical support, school, student-activity, synergistic, existential.

Саморазвитие как явление представляет собой объективный факт, активно культивирующийся в современной действительности. Педагоги столкнулись с необходимостью формирования готовности подростков к саморазвитию в связи с введением государственных образовательных стандартов

общего образования, где саморазвитие обозначено целевой функцией.

Одной из задач общеобразовательного учреждения является создание такой развивающей среды, которая поможет подростку раскрыть свои

© Аракчеева С. А., 2018

потенциальные возможности, сформирует готовность к саморазвитию.

В современной психолого-педагогической науке вызывает особый интерес проблема формирования готовности к саморазвитию выпускников санаторных школ-интернатов. Этому вопросу посвятили свои исследования Г. П. Плетнева (реабилитация и социализация) [5], В. О. Чилингарова (диалоговые отношения) [8], Л. Я. Жилина (медицинская и психолого-педагогическая поддержка) [3], Е. Н. Синявина (сопровождение личностного развития) [7], О. В. Марголис (оздоровительный процесс) [4] и др.

Подростки, имеющие хронические заболевания, живущие в семьях, где родители (законные представители) ведут асоциальный образ жизни или оказались в сложной жизненной ситуации, требуют особого внимания и педагогического сопровождения.

Какова цель подростков, стремящиеся к саморазвитию? Прекратить бояться знакомства с новыми людьми, противостоять давлению сверстников, отказаться от вредных привычек, развить в себе полезные умения и навыки, записаться в спортивную секцию, попробовать играть в спектакле перед зрителями, меньше обращаться за помощью, включиться в какую-либо деятельность, стать самостоятельным [16] и др.

Санаторные школы-интернаты - это особый тип образовательных учреждений для детей, нуждающихся в длительном лечении. По мнению О. В. Марголис, Л. Я. Жилиной, у большинства подростков санаторной школы-интерната низкий уровень развития познавательных процессов, незрелость эмоционально-волевой сферы, повышенная впечатлительность и утомляемость, недостаточная устойчивость внимания, сниженная вербальная память, неустойчивость всех сфер жизнедеятельности. Исследователи Г. П. Плетнева, Е. Н. Синявина считают, что все это носит временный характер и может успешно преодолеваться в условиях санаторной школы-интерната при эффективном педагогическом сопровождении.

Анализ педагогических концепций позволил прийти к выводу, что наиболее точно процесс педагогического сопровождения готовности подростков к саморазвитию описал М. И. Рожков. На основе его теоретических исследований можно сделать акцент на том, что в условиях санаторной школы-интерната педагогическое сопровождение готовности подростков к саморазвитию представляет собой систему корректирующих воздействий,

направленных на стимулирование инициативы в выборе ими оптимальных решений по выходу из проблемных ситуаций и создание условий для осмысления своего потенциала для реализации проекта самосовершенствования.

Теоретико-методологическими основами педагогического сопровождения готовности подростков к саморазвитию являются личностно-деятельностный (событие жизни), синергетиче-ский (самоорганизация) и экзистенциальный (достижение «акме» в личностном развитии и профессиональном самоопределении) подходы.

С позиции системного подхода в структуре педагогического сопровождения готовности подростков к саморазвитию выделяются ценностно-мотивационный, структурно-операционный,

структурно-функциональный компоненты.

Представленные компоненты позволили определить ключевые аспекты проектирования образовательной среды формирования готовности подростков санаторной школы-интерната к саморазвитию.

Закономерности педагогического сопровождения готовности подростков к саморазвитию в условиях санаторной школы-интерната находят отражение в следующих общепедагогических принципах:

— прогнозирование как предугадывание итога (близкое, среднее и дальнее будущее), положительного самоизменения;

— мотивация (стимулирование) жизненного планирования (направленность личности на самоизменение с целью преодоления существующих трудностей);

— личностное центрирование как ориентация на уникальность личности в ее социальном становлении;

— оптимистическая стратегия как выявление необходимых для подростка личностных качеств, вера в педагогическое сопровождение и в ребенка;

— социальное закаливание как волевое напряжение для формирования готовности подростков к саморазвитию через преодоление отрицательного влияния социума, возникающих затруднений; стрессоустойчивость и позитивные рефлексивные взгляды;

— дилеммность как морально-смысловое затруднение, самостоятельное нахождение способа решения дилеммы и признание ответственности за принятое решение;

— антиципация для обучения предвидению результатов деятельности (включая неблагополуч-

ный прогноз), стимулирования решения прогностических задач экзистенциального содержания;

— эмпатийное взаимодействие через создание социально одобряемых ценностных ориентиров, актуальных смысложизненных переживаний;

— свобода выбора в моделировании ситуативного момента через уменьшение регламентации организации жизнедеятельности подростка;

— сферность, где ключевыми компонентами являются мотивационная, эмоциональная, когнитивная, проективная, волевая, экзистенциальная, саморегуляционная сферы.

Основанием для классификации потребностей подростка в саморазвитии является идея О. С. Гребенюк о сущностных сферах человека [2]. В соответствии с этой теорией определяются семь групп потребностей: в интеллектуальном развитии, в развитии своей эмоциональной сферы, в регулировании своих интересов и желаний, в преодолении, изменении своего поведения, понимании перспектив своего существования, самореализации. Все это легло в основу диагностики результативности педагогического сопровождения формирования готовности подростков к саморазвитию.

На базе муниципального общеобразовательного учреждения «Санаторная школа-интернат № 6» г. Ярославля мы провели констатирующий эксперимент. Начальный этап (НЭ) диагностики уровня готовности подростков к саморазвитию показал, что большинству подростков свойственен низкий уровень развития экзистенциального показателя (готовность к жизненному самоопределению), то есть ценностно-смысловой сферы личности, которая позволит им сделать успешный выбор своей роли и позиции в системе социальных отношений на основе самоосмысления целей и жизненных ценностей. Ключевые критерии готовности к саморазвитию у большинства подростков недостаточно выражены и требуют дальнейшего развития. Например, ресурсами становления положительного эмоционального поведения являются три ключевые группы источников: адекватное восприятие своего внутреннего состояния, наблюдение своих внешних проявлений и обстоятельств, в которых происходят эти проявления [14]. Процесс саморазвития тесно связан со способностью предвидеть, осуществлять самоанализ и саморегуляцию [12, р. 188], формировать данные личностные качества особенно необходимо в условиях санаторной школы-интерната.

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами была организо-

вана работа по педагогическому сопровождению формирования готовности подростков к саморазвитию на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Санаторная школа-интернат № 6» г. Ярославля.

Средствами педагогического сопровождения формирования готовности подростков к саморазвитию мы считаем персонифицированную программу «Маршрут здоровьесохранения» [10, с. 15], проект «Могу и готов учиться», дискуссионную площадку «Самопознание». В рамках санаторной школы-интерната было создано образовательное пространство, в котором реализуются представленные ранее принципы педагогического сопровождения готовности подростка к саморазвитию. Ключевым ресурсом данного пространства стала собственная активность подростка и признание уникальности его личности.

Задачей всех участников образовательных отношений санаторной школы-интерната является создание периодически повторяющейся ситуации успеха для стимулирования у подростков «внутреннего удовлетворения, стремления к новому опыту», жажды поиска для совершенствования самого себя [11, р. 190]. Педагогическое сопровождение готовности подростка к саморазвитию должно повлиять на то, что он сам начнет «свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности ... изменяя себя» [15, р. 99].

Главной задачей педагогического сопровождения формирования стремления подростков к саморазвитию в условиях санаторной школы-интерната является развитие у них стремления к успеху, поощрение позитивных изменений личности, стимулирование самооценочной деятельности.

В ходе опытно-экспериментальной работы из оценочных суждений подростков мы выделили следующие показатели их готовности к саморазвитию (Таблица 1):

Таблица 1

Оценочные суждения подростков

Не готов к Готов к

саморазвитию саморазвитию

Попробую. Сделаю ...

Ничего не могу поделать с Рассмотрю все возможно-

этим ... сти ...

Придется пока так ... Я так решил ...

Не могу ... Найду способ ...

Мне все испортили ... Плохое настроение и влияние извне мне не помеха ...

Наиболее эффективными педагогическими приемами мотивации самооценочной деятельности в условиях санаторной школы-интерната, направленной на саморазвитие, являются «эмоциональное поглаживание», оптимистическое оценивание, позитивное суждение (вера в возможность достичь большего успеха), поощрение стремления к самостоятельности, показ общественной значимости успехов подростка, проявление радости открытий, проведение общешкольных линеек (поздравление с успехом, знак уважения) и т. п.

Опытно-экспериментальная работа была направлена на организацию видов деятельности, вызываемых внутренними стремлениями и предпочтениями (inner directed) [20, р. 148] подростков, для самореализации в различных сферах жизнедеятельности в условиях санаторной школы-интерната.

Целенаправленная деятельность всех участников образовательных отношений в этом направлении [9] позволила достичь позитивной динамики показателей готовности к саморазвитию (Таблица 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ уровня развития

Результатом педагогического сопровождения формирования готовности подростков к саморазвитию является улучшение показателей всех представленных сущностных сфер (высокий уро-

вень): мотивационной и самокоррекции (на 17 %), эмоциональной (на 20 %), когнитивной (на 13 %), предметно-практической и волевой (на 16 %), экзистенциальной (на 15 %).

Об успешности осуществления педагогического сопровождения готовности подростков к саморазвитию и эффективности всех служб учреждения по реализации модели сопровождения свеиде-тельствуют следующие данные: 50 % подростков не имели изначально идей по саморазвитию; 28 % - были готовы к саморазвитию, но не осознавали этого; 22 % имели представления о саморазвитии. На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы 38 % подростков санаторной школы-интерната показали повышенный уровень готовности к саморазвитию, заинтересованность и сознательное отношение к построению проекта собственного саморазвития, 43 % подростков показали базовый уровень готовности и только у 18 % идей саморазвития так и не возникло.

Саморазвивающаяся личность постоянно проходит личностные кризисы устойчивых целей, ценностей и убеждений, которые определяют ее дальнейший жизненный путь [19]. Результаты опытно-экспериментальной работы на базе санаторной школы-интерната № 6 показывают, что достичь положительной динамики развития сущностных сфер подростка позволяет высокий уровень самодисциплины, настойчивости, самоконтроля [17]; приобщение к социально-культурным и нравственным ценностям; создание условий для осмысления своего потенциала и проекта саморазвития [1, с. 39].

Можно создать условия для саморазвития, но управлять им сможет только сама развивающаяся личность [18, р. 26]. Педагогическое сопровождение должно способствовать проявлению собственной самостоятельности подростка и появлению готовности к саморазвитию как заинтересованности собственным развитием и желания формировать свой собственный жизненный путь [13, р. 523].

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование готовности к саморазвитию - это многоаспектный и сложный процесс.

Рассматривая педагогическое сопровождение готовности подростков к саморазвитию в условиях санаторной школы-интерната, отмечаем необходимость предоставления подросткам свободы выбора видов деятельности в различных сущностных сферах в ходе образовательных отношений и создания условий среды для мотивации

63

сущностных сфер подростков

№ Сфера (потребности) Уровень НЭ ИЭ

1 Мотивационная (регулирование своих интересов и желаний) Высокий 33 % 50 %

Средний 50 % 48 %

Низкий 17 % 2 %

2 Эмоциональная (развитие адекватного эмоционального поведения) Высокий 33 % 53 %

Средний 50 % 42 %

Низкий 12 % 5 %

3 Когнитивная (интеллектуальное развитие) Высокий 17 % 30 %

Средний 33 % 35 %

Низкий 50 % 35 %

4 Предметно-практическая (проектирование для самореализации) Высокий 22 % 38 %

Средний 28 % 43 %

Низкий 50 % 18 %

5 Экзистенциальная (понимание перспектив своего существования) Высокий 17 % 32 %

Средний 40 % 50 %

Низкий 43 % 18 %

6 Волевая (желание преодоления) Высокий 12 % 28 %

Средний 58 % 60 %

Низкий 30 % 12 %

7 Самокоррекции (изменение своего поведения) Высокий 27 % 44 %

Средний 37 % 39 %

Низкий 36 % 17 %

принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Результатом опытно-экспериментальной работы стало увеличение числа подростков, мотивированных на саморазвитие, имеющих позитивные цели, испытывающих положительные эмоции и умеющих находить ресурсы для саморазвития.

Библиографический список

1. Аракчеева, С. А., Рожков, М. И. Социально-педагогическое сопровождение саморазвития подростков в условиях санаторной школы-интерната [Текст] / С. А. Аракчеева, М. И. Рожков // Социальная педагогика в России. - 2015. - № 5. - С. 39-43.

2. Гребенюк, О. С., Гребенюк, Т. Б. Основы педагогики индивидуальности [Текст] : учебное пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. - Калининград, 2000. - 572 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Жилина, Л. Я. Особенности работы педагога школы-интерната санаторного типа с дезадаптированными подростками [Текст] / Л. Я. Жилина // Проблемное детство: диагностика и коррекция : сб. науч. тр. / под ред. К. М. Хоруженко, Т. Д. Молодцовой. - Таганрог : Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2003. - 168 с., С. 102-107.

4. Марголис, О. В. Особенности оздоровительного процесса в учебно-воспитательной системе школы-интерната санаторного типа для детей с ослабленным здоровьем [Текст] / О. В. Марголис // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. - Часть I. -Новосибирск : СибАК, 2011.

5. Плетнева, Г. П. Динамика оздоровления воспитанников школы интерната № 82 санаторного типа [Текст] / Г. П. Плетнева. - Новокузнецк, 2001. - 19 с.

6. Рожков, М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью» [Текст] / М. И. Рожков. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 264 с.

7. Синявина, Е. Н. «Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития подростков, обучающихся в школе-интернате санаторного типа» [Текст] / Е. Н. Синявина // Межэтническая толерантность и профессиональная культура педагога как условия социализации личности учащихся : сборник статей региональной научно-практической конференции. - Лукоянов, 2011. - С. 68-71.

8. Чилингарова, В. О. Развитие диалогической культуры у учащихся санаторной школы [Текст] / В. О. Чилингарова // Совершенствование системы качества образования как гарант стабилизации развития общества : Международный сборник статей. -Тирасполь, 2009.

9. Чупин, Н. В., Аракчеева, С. А. Социально-педагогическое сопровождение саморазвития детей в условиях оздоровительного образовательного учреждения (на примере школы-интерната) [Текст] /

Н. В. Чупин, С. А. Аракчеева, С. Л. Леонидова // Си-стемогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть 2. Психология учебной деятельности и готовности к обучению. Системогенетический подход к целеобразованию : материалы 7 Международной конференции (20-22 октября 2015 г., г. Ярославль) / под ред. проф. Ю. П. Поваренкова. - Ярославль : Издательство ООО «Агентство Литера», 2015. - 330 с.

10. Чупин, Н. В., Аракчеева, С. А. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся санаторной школы-интерната в соответствии с требованиями ФГОС: учебно-методическое пособие / под научн. ред. О. М. Фалетровой. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. -186 с.

11. Blasi, Joseph R. Kremlin Capitalism: Privatizing the Russian Economy [Text] / Joseph R. Blasi, Maya Kroumova, Douglas Kruse. - Ithaca : Cornell University Press, 1997. - 249 p.

12. Woodruff, D. Money unmade: barter and the fate of Russian capitalism [Text] / D. Woodruff. - Ithaca : Cornell University Press, 1999. - P. 228.

13. Duckworth, A. L. Self-discipline gives girls the edge: Gender in self-discipline, grades, and achievement test scores [Text] / A. L. Duckworth, M. E. P. Seligman // Journal of Educational Psychology. - 2006. - Vol. 98. -№ 1. - P. 198-208.

14. Marcia, J. E. Development and validation of ego-identity status [Text] / J. E. Marcia // Journal of Personality and Social Psychology. - 1966. - Vol. 3. - № 5. -P. 551-558.

15. Apter, M. J. The experience of motivation: The theory of psychological reversals [Text] / M. J. Apter. -Нью-Йорк : Academic Press, 1982. - 378 p.

16. Bem, D. J. Self-perception theory [Text] / D. J. Bem // Advances in Experimental Social psychology / ed.by L. Berkowitz. - New York : Academic Press, 1972. - Vol. 6. - P. 1-62.

17. Bandura, A. Social cognitive theory of personality [Text] / A. Bandura // The coherence of personality: Social-cognitive bases of consistency, variability, and organization / D. Cervone, Y. Shoda, (eds.). - New York : Guilford Press, 1999. - P. 185-241.

18. Bauer, J. J. Intentional Self-Development [Text] / J. J. Bauer // The Encyclopedia of Positive Psychology / S. J. Lopez (ed.). - Oxford : Blackwell Publishing Ltd, 2009. - P. 523-527.

19. Covey, Sean. The 7 habbits of Highly Effective Teens [Text] / Sean Covey. - New York : Touchstone Books, 1988. - 288 p.

20. Lee, M. Who Am I? Self-development in Organisations [Text] / M. Lee // Individual Differences and Development in Organisations / Michael Pearn M. (ed.). -New York : John Wiley & Sons Ltd, 2002. - P. 17-34.

Bibliograficheskij spisok

1. Arakcheeva, S. A., Rozhkov, M. I. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie samorazvitija po-drostkov v uslovijah sanatornoj shkoly-internata [Tekst] /

S. A. Arakcheeva, M. I. Rozhkov // Social'naja pedagogi-ka v Rossii. - 2015. - № 5. - S. 39-43.

2. Grebenjuk, O. S., Grebenjuk, T. B. Osnovy peda-gogiki individual'nosti [Tekst] : uchebnoe posobie / O. S. Grebenjuk, T. B. Grebenjuk. - Kaliningrad, 2000. -572 s.

3. Zhilina, L. Ja. Osobennosti raboty pedagoga shko-ly-internata sanatornogo tipa s dezadaptirovannymi po-drostkami [Tekst] / L. Ja. Zhilina // Problemnoe detstvo: diagnostika i korrekcija : sb. nauch. tr. / pod red. K. M. Horuzhenko, T. D. Molodcovoj. - Taganrog : Izd-vo Taganrog, gos. ped. in-ta, 2003. - 168 s., S. 102-107.

4. Margolis, O. V. Osobennosti ozdorovitel'nogo processa v uchebno-vospitatel'noj sisteme shkoly-internata sanatornogo tipa dlja detej s oslablennym zdorov'em [Tekst] / O. V. Margolis // Lichnost', sem'ja i obshhestvo: voprosy pedagogiki i psihologii : sb. st. po mater. V mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Chast' I. - Novosibirsk : SibAK, 2011.

5. Pletneva, G. P. Dinamika ozdorovlenija vospitanni-kov shkoly internata № 82 sanatornogo tipa [Tekst] / G. P. Pletneva. - Novokuzneck, 2001. - 19 s.

6. Rozhkov, M. I. Pedagogicheskoe obespechenie raboty s molodezh'ju. Junogogika : ucheb. posobie dlja studentov vuzov, obuchajushhihsja po special'nosti «Or-ganizacija raboty s molodezh'ju» [Tekst] / M. I. Rozhkov. - M. : VLADOS, 2008. - 264 s.

7. Sinjavina, E. N. «Psihologo-pedagogicheskoe so-provozhdenie lichnostnogo razvitija podrostkov, obuchajushhihsja v shkole-internate sanatornogo tipa» [Tekst] / E. N. Sinjavina // Mezhjetnicheskaja tolerantnost' i pro-fessional'naja kul'tura pedagoga kak uslovija socializacii lichnosti uchashhihsja : sbornik statej regional'noj nauch-no-prakticheskoj konferencii. - Lukojanov, 2011. -S. 68-71.

8. Chilingarova, V. O. Razvitie dialogicheskoj kul'tury u uchashhihsja sanatornoj shkoly [Tekst] / V. O. Chilingarova // Sovershenstvovanie sistemy kachestva obrazovanija kak garant stabilizacii razvitija obshhestva : Mezhdunarodnyj sbornik statej. - Tiraspol', 2009.

9. Chupin, N. V., Arakcheeva, S. A. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie samorazvitija detej v uslovijah ozdorovitel'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeni-ja (na primere shkoly-internata) [Tekst] / N. V. Chupin, S. A. Arakcheeva, S. L. Leonidova // Sistemogenez uchebnoj i professional'noj dejatel'nosti. Chast' 2. Psi-hologija uchebnoj dejatel'nosti i gotovnosti k obucheniju. Sistemogeneticheskij podhod k celeobrazovaniju : materi-aly 7 Mezhdunarodnoj konferencii (20-22 oktjabrja 2015 g., g. Jaroslavl') / pod red. prof. Ju. P. Povarenkova. - Ja-roslavl' : Izdatel'stvo OOO «Agentstvo Litera», 2015. -330 s.

10. Chupin, N. V, Arakcheeva, S. A. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie uchashhihsja sanatornoj shkoly-internata v sootvetstvii s trebovanijami FGOS: uchebno-metodicheskoe posobie / pod nauchn. red. O. M. Faletrovoj. - Jaroslavl': RIO JaGPU, 2017. - 186 s.

11. Blasi, Joseph R. Kremlin Capitalism: Privatizing the Russian Economy [Text] / Joseph R. Blasi, Maya Kroumova, Douglas Kruse. - Ithaca : Cornell University Press, 1997. - 249 p.

12. Woodruff, D. Money unmade: barter and the fate of Russian capitalism [Text] / D. Woodruff. - Ithaca : Cornell University Press, 1999. - P. 228.

13. Duckworth, A. L. Self-discipline gives girls the edge: Gender in self-discipline, grades, and achievement test scores [Text] / A. L. Duckworth, M. E. P. Seligman // Journal of Educational Psychology. - 2006. - Vol. 98. -№ 1. - P. 198-208.

14. Marcia, J. E. Development and validation of ego-identity status [Text] / J. E. Marcia // Journal of Personality and Social Psychology. - 1966. - Vol. 3. - № 5. -P. 551-558.

15. 15. Apter, M. J. The experience of motivation: The theory of psychological reversals [Text] / M. J. Apter. - N'ju-Jork : Academic Press, 1982. - 378 p.

16. Bem, D. J. Self-perception theory [Text] / D. J. Bem // Advances in Experimental Social psychology / ed.by L. Berkowitz. - New York : Academic Press, 1972. - Vol. 6. - P. 1-62.

17. Bandura, A. Social cognitive theory of personality [Text] / A. Bandura // The coherence of personality: Social-cognitive bases of consistency, variability, and organization / D. Cervone, Y. Shoda, (eds.). - New York : Guilford Press, 1999. - P. 185-241.

18. Bauer, J. J. Intentional Self-Development [Text] / J. J. Bauer // The Encyclopedia of Positive Psychology / S. J. Lopez (ed.). - Oxford : Blackwell Publishing Ltd, 2009. - P. 523-527.

19. Covey, Sean. The 7 habbits of Highly Effective Teens [Text] / Sean Covey. - New York : Touchstone Books, 1988. - 288 p.

20. Lee, M. Who Am I? Self-development in Organisations [Text] / M. Lee // Individual Differences and Development in Organisations / Michael Pearn M. (ed.). -New York : John Wiley & Sons Ltd, 2002. - P. 17-34.

Reference List

1. Arakcheeva S. A., Rozhkov M. I. Social and pedagogical support of teenagers' self-development in the conditions of sanatorium boarding school / S. A. Arakcheeva, M. I. Rozhkov // Social pedagogics in Russia. - 2015. - № 5. - Page 39-43.

2. Grebenyuk O. S., Grebenyuk T. B. Fundamentals of pedagogics of identity: book / O. S. Grebenyuk, T. B. Grebenyuk. - Kaliningrad, 2000. - 572 pages.

3. Zhylina L. Ya. Features of the teacher's work of the boarding school of sanatorium type with the deadapted teenagers / L. Ya. Zhilina // Problem childhood: diagnostics and correction: collection of scientific works / under the editorship of K. M. Khoruzhenko, T. D. Molodtsova. -Taganrog: Publishing House of Taganrog State Pedagogical University, 2003. - 168 pages, Page 102-107.

-Hpoc^aBCKHH negarorH^ecKHH BecTHHK - 2018 - № 2

4. Margolis O. V. Features of the improving process in the teaching and educational system of boarding school of the sanatorium type for children with the weakened health / O. V Margolis // the Personality, family and society: questions of pedagogics and psychology: articles on materials of the V international scientific conference. -Part I. - Novosibirsk: SibAK, 2011.

5. Pletneva G. P. Dynamics of pupils' improvement of Boarding school № 82 of the sanatorium type / G. P. Pletneva. - Novokuznetsk, 2001. - 19 pages.

6. Rozhkov M. I. Pedagogical ensuring work with youth. Yunogogika: a book for students of higher education institutions, students of the « organization of work with youth» speciality / M. I. Rozhkov. - M. : VLADOS,

2008. - 264 pages.

7. Sinyavina E. N. «Psychology and pedagogical support of personal development of the teenagers studying at the boarding school of the sanatorium type» / E. N. Sinyavina // Interethnic tolerance and the professional culture of the teacher as conditions of socialization of the pupils' identity: collection of articles of a regional scientific and practical conference. - Lukoyanov, 2011. -Page 68-71.

8. Chilingarova V. O. Development of dialogical culture in pupils of the sanatorium school] / V. O. Chilingarova // Improvement of the quality system of education as guarantor of stabilization of society development: International collection of articles. - Tiraspol,

2009.

9. Chupin N. V., Arakcheeva S. A. Social and pedagogical support of children's self-development in conditions of improving educational institution (on the example of boarding school) / N. V. Chupin, S. A. Arakcheeva, S. L. Leonidova // Systemogenesis of educational and professional activity. Part 2. Psychology of educational activity and readiness for training. Systemogenetic approach to targer formation: materials of the 7 International conferences (on October 20-22, 2015, Yaroslavl) / under the editorship of Prof. Yu.P. Povarionkov. - Yaroslavl : OOO «Agenstvo Littera» Publishing House, 2015. - 330 pages.

10. Chupin N. V., Arakcheeva, S. A. Psychology and pedagogical support of pupils of the sanatorium boarding

school according to FGOS requirements: an educational and methodical book / under scientific sditorship of O. M. Faletrova. - Yaroslavl : RIO YSPU, 2017. - 186 pages.

11. Blasi Joseph R. Kremlin Capitalism: Privatizing the Russian Economy / Joseph R. Blasi, Maya Kroumova, Douglas Kruse. - Ithaca : Cornell University Press, 1997. - 249 p.

12. Woodruff D. Money unmade: barter and the fate of Russian capitalism / D. Woodruff. - Ithaca : Cornell University Press, 1999. - P. 228.

13. Duckworth A. L. Self-discipline gives girls the edge: Gender in self-discipline, grades, and achievement test scores / A. L. Duckworth, M. E. P. Seligman // Journal of Educational Psychology. - 2006. - Vol. 98. -№ 1. - P. 198-208.

14. Marcia J. E. Development and validation of ego-identity status / J. E. Marcia // Journal of Personality and Social Psychology. - 1966. - Vol. 3. - № 5. - P. 551-558.

15. Apte M. J. The experience of motivation: The theory of psychological reversals / M. J. Apter. - New-York : Academic Press, 1982. - 378 p.

16. Bem D. J. Self-perception theory / D. J. Bem // Advances in Experimental Social psychology / ed.by L. Berkowitz. - New York : Academic Press, 1972. -Vol. 6. - P. 1-62.

17. Bandura A. Social cognitive theory of personality / A. Bandura // The coherence of personality: Social-cognitive bases of consistency, variability, and organization / D. Cervone, Y. Shoda, (eds.). - New York : Guilford Press, 1999. - P. 185-241.

18. Bauer J. J. Intentional Self-Development / J. J. Bauer // The Encyclopedia of Positive Psychology / S. J. Lopez (ed.). - Oxford : Blackwell Publishing Ltd, 2009. - P. 523-527.

19. Covey, Sean. The 7 habbits of Highly Effective Teens / Sean Covey. - New York : Touchstone Books, 1988. - 288 p.

20. Lee M. Who Am I? Self-development in Organisations / M. Lee // Individual Differences and Development in Organisations / Michael Pearn M. (ed.). - New York : John Wiley & Sons Ltd, 2002. - P. 17-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.