1.2. НАУЧНАЯ ШКОЛА «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
УДК 37.03
Санникова Анна Илларионовна
доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРИЯ И ОПЫТ НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Аппа I. Sannikova
PhD in Pedagogy, Professor, Vice-rector for Education Quality Management
Perm State Humanitarian-Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected]
PERSONAL CREATIVITY DEVELOPMENT THROUGH EDUCATIONAL RESOURCES: THEORY AND ACADEMIC EXPERIENCE
Аннотация. В работе раскрываются теоретические представления о феномене творчества и его проявлениях на индивидуально-личностном уровне, сформулирована концепция развития творческого потенциала личности средствами образования, описаны результаты исследования условий и механизмов развития творческого потенциала личности в образовательном процессе.
Ключевые слова: творчество; творческий потенциал личности; готовность личности к развитию своего творческого потенциала; синергия осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в формировании готовности личности к развитию своего творческого потенциала; условия и механизмы.
Abstract. The paper reveals the theoretical concept of the phenomenon of creativity and the ways creativity manifests on the individual personality level. The conception of personal creativity development through educational resources
© Санникова А.И., 2014
is presented, and the findings of the research on conditions and ways of personal creativity development are given.
Key words: creativity; personal creativity development; person's willingness to develop creativity; synergy of conscious and unconscious psyche components in the formation of person's willingness to develop creativity; conditions and mechanisms.
Научное исследование возможностей развития творческого потенциала личности средствами образования является гуманистическим по смыслу, личностно-ориентированным по технологии, творчески созидательным по отношению к личности. Сущностный анализ основных положений теории развития творческого потенциала личности показывает, что данное научное направление ориентировано на поиск путей решения актуальных задач, стоящих перед педагогической наукой и практикой современного образования. Это возрастающие требования к развивающим эффектам образования, к более активной реализации функций социальной адаптации личности в обществе, вопросы развития социальной и культурной идентификации человека, сохранения и укрепления его психического здоровья.
В рамках научной школы на протяжении более чем 10 лет были проведены научные исследования, посвященные теоретическим и практическим аспектам развития творческого потенциала личности средствами образования.
Среди них изучение механизмов развития творческого потенциала личности в образовательном процессе, выявление путей формирования готовности подростков к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности [4], исследование методов подготовки будущих педагогов к развитию творческого потенциала обучающихся [6], разработка средств педагогического стимулирования процесса творческого саморазвития ребенка в условиях дополнительного образования [7], создание технологии семейного воспитания, направленной на развитие у детей с ОВЗ готовности к самореализации [8], определение механизмов формирования позитивной «Я-концепции» у младших школьников в учебно-познавательной деятельности [1], разработка приемов организации самообразовательной деятельности, способствующих формированию у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала [2], выявление педагогических условий развития проектной культуры старшеклассников в образовательном процессе [3]; моделирование содержания учебных курсов дистанционного обучения в системе повышения квалификации работников образования как средство личностной и профессиональной самореализации педагогов [5].
В ходе многолетнего исследования была создана теория развития творческого потенциала личности средствами образования.
В основании теории лежат концептуальные подходы к трактовке феномена творчества и его проявлений на индивидуально-личностном уровне, представленные ниже.
1. Творчество человека есть процесс созидания нового, как объективно, так и субъективно нового; как в окружающем мире, так и в себе самом.
2. Способность человека к творчеству является его сущностной характеристикой, т.е. чертой, отражающей глубинное, основное существо, обеспечивающее человеку его существование. Данная черта выступает в качестве родового свойства, выражающегося в отношении человека к окружающему миру как могущему быть иным. Следовательно, эта способность человека к созданию (творению) нового изначально присуща каждому индивиду в силу принадлежности к человеческому роду. Однако названная способность дана индивиду в потенции (в «свернутом виде»), и может быть определена как его творческий потенциал, из чего вытекает вывод о возможности проявления данного свойства, перевода его из потенциального состояния в актуальное.
3. Потенциальная способность к творчеству актуализируется в процессе жизнедеятельности человека, актуализация протекает на разных уровнях осознанности.
4. Содержательное проявление и качественное своеобразие способности к творчеству на уровне отдельного индивида зависят от природных и социальных факторов.
5. Актуализированная способность к творчеству может быть различной по видам (интеллектуальная, моторная, социальная, практическая и др.), по качеству (генератор идей, реализатор, критик, аналитик и др.), а также по степени выраженности. Следовательно, при организации образовательного процесса необходимо уделять особое внимание созданию условий для развития (проявления, неподавления) способности обучаемых к творчеству, оказывать этому всемерную педагогическую поддержку.
6. Способность человека к творчеству проявляется в процессе его жизнедеятельности, при этом любой из видов деятельности может осуществляться индивидом как на репродуктивном, так и на творческом уровне. Степень проявления творчества обусловлена, с одной стороны, творческим потенциалом самого человека, а с другой - уровнем его активности в развитии и реализации собственного творческого потенциала. Следовательно, стимулирование активности в развитии своего творческого потенциала может выступать в качестве самостоятельной педагогической задачи в процессе воспитания творческой личности в образовательном процессе.
Концептуальная позиция, определенная выше, позволила исследователям не считать творчество специфическим феноменом отдельных видов человеческой деятельности или избранных индивидов (гениев).
Она предполагала выделение в качестве самостоятельной задачи формирования готовности личности к развитию и реализации собственного
творческого потенциала. А с педагогических позиций была нацелена на поиск практических путей воспитания и самовоспитания обучающихся как творческой личности, опираясь на идею взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в формировании готовности личности к развитию своего творческого потенциала.
Анализ феномена творчества и его проявлений на индивидуально-личностном уровне позволил уточнить понятия «творческий потенциал личности» и «готовность личности к развитию своего творческого потенциала».
В результате исследований мы пришли к выводу, что творческий потенциал является интегративным образованием, имеющим системную организацию и сложную структуру, с позиций целостного понимания личности.
Кроме того, рассматривая творческий потенциал с онтологических позиций как родовое сущностное свойство человека, мы тем самым признали его раздвоенность, выступающую как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение природных и социальных, иррациональных и рациональных, наддеятельностных и деятельностных, объективных и субъективных, предактуальных и постактуальных составляющих, имеющих как внешний, так и внутренний план осуществления.
Признавая динамический характер данного личностного свойства, наличие «предактуальной» и «постактуальной» стадий, «уровней проявления», мы выявили такие его характеристики, как изменчивость, возможность актуализации, развертывания и совершенствования, а также возможность восстановления и наращивания творческого потенциала.
Мы также пришли к выводу, что процесс развития творческого потенциала нравственно опосредован. Поэтому в ходе исследований проверяли ряд гипотетических предположений о целесообразности формирования у субъекта творчества гуманистических представлений о человеке (его высоком предназначении) и о собственной личности как о высочайших ценностях; о гармоничном принятии личностью окружающего мира и себя в нем (позитивной «Я-концепции»), о важности специального обучения творению ценностных смыслов собственного существования и нравственным способам самореализации для более эффективного развертывания творческого потенциала личности, о необходимости проведения специальной работы по воспитанию определенных характерологических особенностей личности.
Необходимо также отметить, что, характеризуя творческий потенциал как единство рационального и иррационального компонентов, мы тем самым признали, что его развитие протекает на разных уровнях осознанности. А это означало, что в арсенал способов развития творческого потенциала с необходимостью попадали как традиционные, адресованные к сознанию, так и специальные методы влияния, направленные на неосознаваемую сферу психики человека, с целью создания социально-психологических установок на саморазвитие. Специальным методам при этом отводился ряд функций: стимулировать собственную активность субъекта творчества, решать
психогигиенические задачи, обеспечивая раскрепощение, преодоление смысловых «барьеров», гармонизацию психических состояний, а также корректировать негативную «Я-концепцию».
Наши исследования показали, что с помощью специальных суггестивных методик коррекции возможно оказывать комплексное влияние не на одну черту личности, а в целом на взаимосвязанные отношения человека к самому себе и к окружающему миру как «могущими быть иными» (Г. Батищев).
Проведенные исследования убедительно продемонстрировали, что необходимо рассматривать процесс развертывания творческого потенциала личности через призму внешних и внутренних условий его развития. Такой подход закономерно обусловил следующий принципиальный вывод.
В стратегию педагогического управления развитием творческого потенциала обучаемых средствами образования должны быть включены два основных направления: создание развивающего образовательного пространства как внешнего условия для проявления (или неподавления) родовой сущностной способности человека к творению нового и формирование готовности личности к развитию своего творческого потенциала как создание внутреннего условия.
Наш опыт исследования, а также данные, полученные нашими аспирантами, убедительно доказывают: чем выше готовность личности к развитию собственного творческого потенциала, тем эффективнее протекает данный процесс и тем автономнее, независимее становится человек как субъект собственного развития.
Новизна нашего подхода заключается в исследовании возможностей развития творческого потенциала с точки зрения баланса двух составляющих: соотношения меры свободы, субъективного выбора личности и объема внешних управляющих воздействий.
Определив в качестве актуальной задачи разработку эффективной педагогической технологии формирования готовности личности к развитию своего творческого потенциала и учитывая специфичность и недостаточную разработанность данной проблемы, мы в ряде исследований обратились к специальному рассмотрению содержательной структуры, условий и механизмов ее формирования.
Выделим основные положения, касающиеся сущности и содержания готовности личности к развитию своего творческого потенциала, полученные в ходе исследований, наиболее существенные для конструирования процесса целенаправленного формирования данного феномена в структуре личности средствами образования.
Во-первых, готовность выступает сложным динамическим образованием, имеющим многоплановую и многоуровневую структуру качеств, свойств и состояний, которые позволяют субъекту более или менее успешно осуществлять преобразовательную деятельность или проявлять творческую активность.
Во-вторых, готовность личности к развитию своего творческого потенциала в функциональном аспекте обеспечивает определенную настройку, порождает целенаправленную активность личности, тем самым выступая одним из психологических механизмов обеспечения успешности предстоящей деятельности. Причем готовность не только обеспечивает эффективность включения в деятельность, но и выполняет функции самоконтроля, коррекции и саморегулирования.
В-третьих, в содержательном аспекте готовность является интегративным свойством, представляющим единство статической и динамической сторон. Каждая из названных подструктур готовности личности к развитию своего творческого потенциала, соответственно, обеспечивает, с одной стороны, стабилизирующий эффект, а с другой - динамический момент в культивировании способности и возможности личности в реализации ее творческих потенций.
В-четвертых, динамическая сторона характеризует готовность как состояние, которое формируется по механизму установки на разных уровнях осознанности, эмоционально переживается, закрепляется и, принимая форму смысловой или социальной установки, обеспечивает доминирование определенной системы ценностных ориентаций личности.
Исходя из этого, мы пришли к выводу, что эффективное формирование готовности личности к развитию своего творческого потенциала средствами образования требует учета синергической взаимосвязи осознаваемой и неосознаваемой сфер психики в поведении и деятельности человека.
Результаты исследований показали, что в динамическом аспекте логика этапов становления готовности как интегративного свойства личности через признак устойчивости представляет собой своеобразный переход от ситуативного состояния готовности к долговременному и устойчивому.
На первом этапе это спонтанно проявляющийся «комплекс возбуждений», который быстро появляется в соответствующих обстоятельствах, но также быстро угасает.
На втором этапе это сравнительно устойчивое состояние готовности, закономерно проявляющееся в соответствующих условиях образовательного процесса, требующее педагогической поддержки и систематического стимулирования.
На третьем этапе это длительное состояние готовности как устойчивая черта личности, не требующая постоянного подкрепления, закономерно проявляющаяся в образовательном процессе при благоприятных условиях социального окружения.
И, наконец, на четвертом этапе это долговременное состояние готовности как доминирующее свойство личности, проявляющееся независимо от характера организации образовательного процесса и от обстоятельств социального окружения, а порою и вопреки им.
Поэтому одним из важных средств формирования готовности личности к развитию своего творческого потенциала был признан педагогический аутотренинг.
Экспериментальные исследования показали, что комплексное использование убеждения и внушения, воздействие, основанное на синергической взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики, дает ощутимый педагогический эффект.
Существенное значение при этом имеет механизм доминантной установки, порождающей уверенность в своих силах, стимулирующей стремление стать лучше, активизирует рефлекс ориентации в личностном плане и создает возможность подключить самого человека к управлению своим поведением и развитием.
Исходя из вышеизложенного необходимым направлением педагогической деятельности по развитию творческого потенциала личности обучающихся средствами образования было признано, как уже отмечалось, моделирование развивающего образовательного пространства, в котором актуализируется потребность в творческой самореализации и становится востребованной готовность личности к саморазвитию.
Проведенное нами исследование показало, что образовательный процесс, предоставляющий обучающимся возможность для творческой самореализации, обеспечивает им тем самым субъектность позиции.
Субъектная позиция стимулирует обучающихся к определению собственных приоритетов, направлений и содержания самореализации. От активности обучающихся в освоении и использовании возможностей, предоставляемых образовательным процессом, зависит степень развития субъектности. Субъектная позиция в этом смысле выступает условием, стимулирующим формирование и актуализирующим проявление готовности учащихся к творческой самореализации. В этом случае образовательный процесс выступает эффективным фактором развития творческого потенциала обучающихся, формируя у них готовность к творческому саморазвитию, и создает условия для творческой самореализации в развивающем образовательном пространстве.
К значимым результатам проведенных исследований могут быть отнесены:
- сформулированные закономерности формирования готовности личности к развитию своего творческого потенциала по механизму установки на разных уровнях осознанности;
- разработанные теоретико-методологические основы подготовки педагогов к реализации социально-педагогических задач по развитию творческого потенциала обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности;
- разработанные технологии формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе организации
самообразовательной деятельности, развития проектной культуры старшеклассников в образовательном процессе, развития «Я-концепции», благоприятной для формирования готовности младшего школьника к развитию своего творческого потенциала, проектирования курсов дистанционного обучения в системе повышения квалификации, направленных на поддержку творческой самореализации педагогов;
- теоретически обоснованные условия семейного воспитания, способствующие развитию у ребенка с особыми образовательными потребностями готовности к творческой самореализации;
- выявленные механизмы стимулирования творческой самореализации подростков при организации образовательного процесса в условиях дополнительного образования детей.
Результаты исследований свидетельствуют, что формирование готовности личности к развитию своего творческого потенциала и обеспечение ее востребованности соответствующими образовательными технологиями способствуют своеобразному запуску процесса творческой самореализации человека, процесса активного становления субъектности и являются основой становления социальной компетентности личности.
Список литературы
1. Гангнус Н.А. Формирование у младших школьников позитивной «Я-концепции» в учебно-познавательной деятельности. - Пермь, 2007.
2. Калинина О.Л. Организация самообразовательной деятельности как эффективное условие формирования готовности подростков к развитию своего творческого потенциала. - Пермь, 2001.
3. Киркина Е.Э. Педагогические условия развития проектной культуры старшеклассников в образовательном процессе. - Ижевск, 2011.
4. Коробкова В.В. Формирование у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности. - Магнитогорск, 2000.
5. Парамзина В.В. Моделирование содержания учебных курсов дистанционного обучения в системе повышения квалификации работников образования. - Пермь, 2007.
6. Ратт Т.А. Формирование у студентов педагогического вуза готовности к развитию творческого потенциала учащихся. - Магнитогорск, 2000.
7. Сулейманова С. Педагогическое стимулирование творческой самореализации подростков в дополнительном образовании. - Пермь, 2004.
8. Тверская О.Н. Развитие готовности детей к самореализации в условиях семейного воспитания (на примере семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями). - Пермь, 2006.