Научная статья на тему 'Учебно-методический комплекс в педагогической деятельности кафедры педиатрического профиля'

Учебно-методический комплекс в педагогической деятельности кафедры педиатрического профиля Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
240
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебно-методический комплекс / качество образования / educational and methodological complex / quality of education

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Свистунов А. А., Горемыкин В. И., Протопопов А. А., Королева И. В., Егорова И. А.

2008 учебный год ознаменовался внедрением в учебный процесс Саратовского медицинского университета учебно-методического комплекса. Представлен первый опыт его использования на педиатрическом факультете, что способствовало совершенствованию образовательного процесса, улучшению учебно-методического и информационного обеспечения, координации преподавания, содействию творческой деятельности сотрудников и контролю качества подготовки студентов.2008 academic year is marked by the introduction of educational and methodological complex into the academic process at

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Свистунов А. А., Горемыкин В. И., Протопопов А. А., Королева И. В., Егорова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Saratov State Medical University. The first experience of its functionality at pediatric faculty is characterized in the article. It contributes to improving of educational process, methodological and informational systems, coordination of the process of teaching. It promotes the further development of extra curriculum work of staff and control of the quality of students training.

Текст научной работы на тему «Учебно-методический комплекс в педагогической деятельности кафедры педиатрического профиля»

ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

удК 616-053.2:[61:378.4.07.147:37.014.6] (045) Краткое сообщение

учебно-методический комплекс в педагогической деятельности кафедры педиатрического профиля

А.А. Свистунов — ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Росздрава, первый проректор, заведующий кафедрой фармакологии и клинической фармакологии профессор, доктор медицинских наук; В.И. Горемыкин — ГОУ вПо Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Росздрава, заведующий кафедрой факультетской педиатрии, профессор, доктор медицинских наук; А.А. Протопопов — ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Росздрава, профессор кафедры факультетской педиатрии, профессор, доктор медицинских наук; И.В. Королева — ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Росздрава, доцент кафедры факультетской педиатрии, кандидат медицинских наук; И.А. Егорова — ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Росздрава, доцент кафедры факультетской педиатрии, кандидат медицинских наук; А.В. Хижняк — ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Росздрава, ассистент кафедры факультетской педиатрии, кандидат медицинских наук; С.Ю. Елизарова — ГОУ ВПО Саратовский им. ГМУ Росздрава, ассистент кафедры факультетской педиатрии, кандидат медицинских наук; Л.Н. Волкова — ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Росздрава, ассистент кафедры факультетской педиатрии, кандидат медицинских наук.

INTRODUCTION OF EDUCATIONAL AND METHODIC COMPLEX

into pedagogical process at pediatric department

A.A. Svistunov — Saratov State Medical University, First Pro-rector, Head of Department of Pharmacology and Clinical Pharmacology, Professor, Doctor of Medical Science; V.I. Goremykin — Saratov State Medical University, Head of Department of Faculty Pediatrics, Professor, Doctor of Medical Science; A.A. Protopopov — Saratov State Medical University, Department of Faculty Pediatrics, Professor, Doctor of Medical Science; I.V. Koro^va — Saratov State Medical University, Department of Faculty Pediatrics, Assistant Professor, Candidate of Medical Science; I.A. Egorova — Saratov State Medical University, Department of Faculty Pediatrics, Assistant Professor, Candidate of Medical Science; A.V. Khizhnyak — Saratov State Medical University, Department of Faculty Pediatrics, Candidate of Medical Science, Assistant; S.Yu. Elizarova — Saratov State Medical University, Department of Faculty Pediatrics, Candidate of Medical Science, Assistant; L.N. Volkova — Saratov State Medical University, Department of Faculty Pediatrics, Candidate of Medical Science, Assistant.

Дата поступления — 4.05.09 г дата принятия в печать — 26.06.09 г.

А.А. Свистунов, В.И. Горемыкин, А.А. Протопопов и соавт. Учебно-методический комплекс в педагогической деятельности кафедры педиатрического профиля. Саратовский научно-медицинский журнал, 2009, том 5, № 3, с. 447-449.

2008 учебный год ознаменовался внедрением в учебный процесс Саратовского медицинского университета учебно-методического комплекса. Представлен первый опыт его использования на педиатрическом факультете, что способствовало совершенствованию образовательного процесса, улучшению учебно-методического и информационного обеспечения, координации преподавания, содействию творческой деятельности сотрудников и контролю качества подготовки студентов.

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, качество образования.

A.A. Svistunov, V.I. Goremykin, A.A. Protopopov et al. Introduction Of Educational And Methodic Complex Into Pedagogical Process At Pediatric Department. Saratov Journal of Medical Scientific Research, 2009, vol. 5, № 3, p. 447-449.

2008 academic year is marked by the introduction of educational and methodological complex into the academic process at Saratov State Medical University. The first experience of its functionality at pediatric faculty is characterized in the article. It contributes to improving of educational process, methodological and informational systems, coordination of the process of teaching. it promotes the further development of extra curriculum work of staff and control of the quality of students' training.

Key words: educational and methodological complex, quality of education.

Образовательная деятельность медицинского вуза

Образование принадлежит к наиболее консервативным социальным институтам в любой стране мира. Последствия изменений, вносимых в налаженный процесс обучения и воспитания подрастающего поколения, могут проявиться через десятилетия после их внедрения. Поэтому, приступая к реформированию и модернизации, следует всегда думать не только о ближайших, но и об отдаленных последствиях.

В наибольшей мере это касается высшего медицинского образования, за любые промахи в организации которого социум расплачивается человеческими жизнями. На сегодняшний день мы подошли к такому пределу, когда модернизация является не желаемой, а императивной, жизнесохраняющей.

Ответственный автор — Хижняк Анна Валентиновна 410049, г. Саратов, ул. 1 Кавказский тупик, д. 12, кв.55, тел.: 8-9603462056; E-mail: Hannv@nm.ru

В России плодотворно развивалась педагогика высшей школы. Накоплен большой опыт преподавания медицины. За последнее время появились новые возможности, связанные с информационными технологиями. Глобализационные процессы в обществе приводят к трансформации многих, традиционно сложившихся технологий преподавания в высшей школе различных стран, и переориентации на инновационные способы обучения, ведущую роль в которых занимают информационно коммуникационные технологии.

Чем вызваны требования к безотлагательной и серьезной модернизации учебной работы? Это:

1) вступление России в Болонский процесс и вхождение России в единое общеевропейское образовательное пространство, что приведет к эквивалентности дипломов, и студенты смогут устраиваться на работу в любом месте Европы;

448

ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

2) обострение в связи с «демографическим провалом» конкурентной борьбы за абитуриентов между вузами;

3) появление реальной и острой конкуренции на рынке медицинских услуг, что требует пересмотра характера и уровня практической подготовки выпускников.

Планируя программу модернизации, определяя ее цели и задачи, необходимо из огромного арсенала форм, методов преподавания, накопленных в мире, отобрать те, которые подходят нам с учетом национальной специфики и реальных возможностей.

Отличия нашей образовательной системы и зарубежных носят технический и социальный характер, что определяется развитием компьютерной техники и изменениями в обществе — формированием новых принципов организации и финансирования медицины.

Логично сосредоточить усилия на следующих ключевых направлениях: 1) самостоятельная работа студентов; 2) их практическая подготовка.

На кафедре факультетской педиатрии в течение последних 5 лет реализовывались следующие направления образования.

1. Координация преподавания в тесной связи с целями, обозначенными в Национальной программе в области здравоохранения.

2. Совершенствование образовательного процесса с нацеленностью на конечный результат — удовлетворение требований практического здравоохранения путем формирования у студентов клинических компетенций, обозначенных в образовательном стандарте.

3. Совершенствование образовательного процесса путем внедрения элементов проблемного обучения. С этой целью оборудованы четыре учебных комнаты наборами наглядных пособий для проблемного обучения.

4. Улучшение учебно-методического и информационного обеспечения (два компьютерных класса оснащены созданными на кафедре и приобретенными обучающими, контролирующими и информационно-справочными программами, достаточными для расширенного обучения в рамках работы УИРС, студенческого кружка, элективных и факультативных курсов).

5. Координация преподавания по горизонтали и вертикали с учетом требований «заказчика» и «потребителя» образовательных программ.

6. Ориентация преподавания на достижения лидеров в области образования, отслеживание современных тенденций в области высшего медицинского образования через Интернет, центральные журналы, материалы конференций и съездов.

7. Координация работы с отделом менеджмента качества СГМУ.

8. Содействие творческой деятельности сотрудников кафедры за счет создания благоприятной атмосферы, творческого сотрудничества путем учета их индивидуальных предпочтений в научной, педагогической и лечебной работе.

9. Обеспечение контроля качества образования за счет внедрения ежедневного тестирования студентов с использованием утвержденных АПИ-Мов, проведение трехэтапного экзамена, приема зачетов и экзаменов профессорами и доцентами кафедры.

Составляющие учебно-методического

комплекса по дисциплине «Факультетская педиатрия с курсом медицинской и клинической генетики»

Общий объем электронной версии УМК — 30 000 файлов (8 Гб).

Основные разделы УМК:

1. Информация о разработчиках УМК и истории кафедры факультетской педиатрии.

2. Типовая программа в соответствии с ГОС ВПО по специальности педиатрия (по дисциплинам детские болезни и медицинская генетика).

3. Выписка из ГОС ВПО по специальности, в которой представлены содержание курсов «Факультетская педиатрия» и «Медицинская и клиническая генетика».

4. Образовательный стандарт по дисциплине (рабочие программы по факультетской педиатрии, медицинской и клинической генетике).

5. Учебные пособия (учебно-методические рекомендации для студентов по курсам «Факультетская педиатрия», «Медицинская и клиническая генетика»).

6. Перечень экзаменационных вопросов и экзаменационные билеты по факультетской педиатрии с курсом медицинской и клинической генетики.

7. Материалы для внеаудиторной работы студентов (рекомендуемая основная и дополнительная литература с целью подготовки студентов к занятиям по факультетской педиатрии, медицинской и клинической генетике).

8. Прикладные компьютерные программы и методические пособия для изучения дисциплины.

9. Автоматизированная система обучения и тестирования.

Обучающий раздел разделен на два блока. Первый — ранее полученные сведения, необходимые для продолжения обучения (230 вопросов с комментариями). Второй — основополагающий минимум знаний, получаемый в процессе обучения на кафедре факультетской педиатрии (1260 вопросов с комментариями).

Контролирующий раздел представлен четырьмя блоками. А. Проверка начального уровня знаний (300 вопросов). Б. Тестирование текущих знаний на каждом занятии (1800 вопросов). В. Проверка знаний на зачете (900 вопросов). Г. Этап тестирования на экзамене (500 вопросов).

Всего обучающий и контролирующий банк данных составляет 4990 тестов.

10. Проблемность как инновация обучения.

Раздел представлен 93 иллюстрациями. На его

основе возможно обсуждение причинности заболевания, проблемности социальной значимости факторов, приведших к патологии, проблемности отдаленных последствий, проблемности лечения, первичной и вторичной профилактики и т. д.

11. Стандарты объема медицинской помощи детям при различной патологии (согласно учебному плану курса факультетской педиатрии и генетики).

12. Материалы по проведению производственной практики студентов на 4 курсе педиатрического факультета.

13. Материалы курса лекций по факультетской педиатрии, по медицинской и клинической генетике.

14. Материалы по НИРС и УИРС.

15. Раздел системы качества образования. Включает цели в области качества образования, самооценку эффективности функционирования системы

Саратовский научно-медицинский журнал. 2009. Том 5. № 3.

PEDAGOGICS AND EDUCATION

449

управления в области менеджмента на основе совершенствования деятельности, а также материалы по балльно-рейтинговой оценке студентов.

Целенаправленность использования уМК

Инновационные методы в преподавании педиатрии, в том числе с использованием УМК, имеют ряд естественных сложностей. Резко ограничены возможности компьютерного обучения, т.к. виртуальные модели не могут заменить реального больного, особенно детей первого года жизни. Имеет место перегруженный учебный план, высокая стоимость создания оболочек для обучающих программ. Следует признать сохраняющийся недостаток опыта преподавателей и, в отдельных случаях, скромную мотивацию студентов к самостоятельной работе.

Наш опыт использования УМК в учебном процессе на протяжении года показал, что многие из вышеуказанных сложностей нивелируются. Повышается самостоятельная творческая работа студентов во внеаудиторное время, при этом оптимизируется самостоятельный творческий поиск необходимой информации с использованием всех доступных источников и рациональное ее структурирование для решения практических проблем, поставленных на занятии; приобретаются навыки научно-исследовательской работы.

Во время занятий стимулируется самостоятельное использование информационной базы данных УМК для получения информации, необходимой для решения конкретной клинической проблемы (рациональная терапия, алгоритм обследования, нормативы лабораторных показателей и пр.); индивидуализируется обучение с его личностно-ориентированной направленностью за счет конкретного набора электи-вов и факультативов.

Заметно активизируется самостоятельная работа студентов с обучающими программами, проявляется интерес к отработке практических навыков на фантомах.

При этом УМК формирует у студента:

• умение использовать современные информационные технологии для ведения документации, поиска различной информации;

• способность создавать собственную базу данных и постоянно расширять и обновлять ее;

• умение критически оценивать опубликованные научно-исследовательские работы с точки зрения приложения их к своей клинической практике;

• умение применять опыт, теоретические знания, методы и способы диагностики и лечения при ведении пациентов различных возрастных групп;

• умение оценить основные лабораторные показатели, понимать их относительную диагностическую ценность и надежность;

• возможность рационально строить лечебно-диагностический процесс с тем, чтобы соблюсти баланс между информативной значимостью методов обследования, их стоимостью, разумно сочетать требования стандарта и индивидуальные особенности конкретного больного.

Практическое применение УМК показало рациональность его применения и в качестве инструмента, облегчающего проведение отработок пропущенных студентами занятий. Практическую часть студенты отрабатывают при курации больных на дежурстве. Теоретическую часть изучают самостоятельно с использованием материалов УМК. Форма контроля — тестирование. Время, затрачиваемое преподавателем на тестирование, — 5 минут. Таким образом, преподаватель тратит минимум времени и усилий на отработку занятий у студентов, допустивших минимальное количество пропусков по уважительным причинам.

Рациональность создания и использования УМК по каждой дисциплине не вызывает сомнения. Дальнейшее ее совершенствование возможно лишь при создании компьютерной сети, связывающей кафедры, деканаты, библиотеку и учебную часть, а использование самой инновации в учебном процессе будет одним из рейтинговых показателей работы отдельных преподавателей и кафедры в целом.

Выводы:

Учебно-методический комплекс:

• унифицирует методические принципы обучения и контроля знаний и умений студентов;

• позволяет органам управления анализировать, координировать, совершенствовать учебный процесс;

• стимулирует познавательную деятельность студентов в учебное и внеучебное время;

• активизирует и объективизирует работу преподавателей;

• активизирует внимание преподавателей и студентов на освоение последними практических навыков;

• повышает требовательность к администрации вуза по обеспечению кафедр элементами, необходимыми для качественного ведения учебного процесса (ЭВМ, литература, наполняемость групп и т.д.);

• опосредованно повышает требовательность к качеству лекций и профессионализму преподавателей;

• дает возможность объективно выявлять по отдельным специальностям наиболее одаренных и склонных к научно-исследовательской деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.