Научная статья на тему 'УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ "ИСТОРИЯ НИЖЕГОРОДСКОГО КРАЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ": РАЗРАБОТКА, АПРОБАЦИЯ, ВНЕДРЕНИЕ'

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ "ИСТОРИЯ НИЖЕГОРОДСКОГО КРАЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ": РАЗРАБОТКА, АПРОБАЦИЯ, ВНЕДРЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ / ИСТОРИЯ НИЖЕГОРОДСКОГО КРАЯ / АПРОБАЦИЯ / ВНЕДРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романовский В. К.

Статья посвящена нижегородской модели преподавания региональной истории в школе. В ней обобщается опыт разработки в контексте современных теоретико-методологических подходов учебнометодического комплекта (УМК) по истории Нижегородского края, его апробации и внедрения в образовательную практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL AND METHODICAL SET "HISTORY OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION SINCE ANCIENT TIMES UP TO PRESENT DAYS": DEVELOPMENT, APPROBATION, IMPLEMENTATION

This article focuses on Nizhny Novgorod model of teaching regional history at school. It summarizes experience of development in the context of modern theoretical and methodological approaches of the set of teaching materials on history of Nizhny Novgorod province, its approbation and implementation in educational practice.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ "ИСТОРИЯ НИЖЕГОРОДСКОГО КРАЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ": РАЗРАБОТКА, АПРОБАЦИЯ, ВНЕДРЕНИЕ»

4. Коржова, Е. Ю. Введение в психологию жизненных ситуаций / Е. Ю. Коржова. — СПб. : Общество памяти игумении Таисии, 2015. — 204 с.

5. Коржова, Е. Ю. Психология адаптации педагогов к профессиональной деятельности / Е. Ю. Коржова. — СПб. : Балтийская педагогическая академия, 1996. — 159 с.

6. Кузьмина, Н. В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки / Н. В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования / под ред. Н. В. Кузьминой. — М. : Народное образование, 2002. — С. 7—52.

7. Марочкина, Е. В. Оценка и аттестация персонала организации / Е. В. Марочкина // Известия МГТУ (МАМИ). — 2008. — № 2 (6). — С. 186—188.

8. Остапенко, А. А. Теория педагогической системы Н. В. Кузьминой: генезис и следствия / А. А. Остапенко // Человек. Сообщество. Управление. — 2013. — № 4. — С. 37—52.

9. Пискунова, Е. В. Аттестация педагогических работников как способ оценки профессиональной деятельности / Е. В. Пискунова, Н. Б. Лисовская, Е. А. Трощинина // Universum: Вестник Герценовского университета. — 2011. — № 12. — С. 19—24.

10. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность / утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 //URL: http://spbappo.ru/remository/func-startdown/608/.

11. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» / утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н //

URL: http://psyjournals.ru/files/77328/prof_standart_ psychologist.pdf.

12. Хван, А. А. Проблемы методического обеспечения деятельности психологов образования / А. А. Хван // Нижегородское образование. — 2014. — № 1. — С. 22—26.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ «ИСТОРИЯ НИЖЕГОРОДСКОГО КРАЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ»: РАЗРАБОТКА, АПРОБАЦИЯ, ВНЕДРЕНИЕ

В. К. РОМАНОВСКИЙ, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории и обществоведческих дисциплин НИРО [email protected]

Статья посвящена нижегородской модели преподавания региональной истории в школе. В ней обобщается опыт разработки в контексте современных теоретико-методологических подходов учебно-методического комплекта (УМК) по истории Нижегородского края, его апробации и внедрения в образовательную практику.

This article focuses on Nizhny Novgorod model of teaching regional history at school. It summarizes experience of development in the context of modern theoretical and methodological approaches of the set of teaching materials on history of Nizhny Novgorod province, its approbation and implementation in educational practice.

Ключевые слова: региональная история, учебно-методический комплект, история Нижегородского края, апробация, внедрение

Key words: regional history, the set of teaching materials, history of Nizhny Novgorod province, approbation, implementation

При разработке УМК принципи ально важным было ориентиро ваться на методологические под ходы и идеи, заложенные в базо вых документах современной об щеобразовательной школы.

В профессиональном сообществе активно обсуждается проблема преподавания региональной истории в условиях ФГОС. На эту тему размышляют ученые-методисты, педагоги-практики [3; 4; 13]. Она является предметом внимания участников съездов учителей истории [14], научно-практических конференций, посвященных обновлению школьного исторического и обществоведческого образования [2].

Для формирования концептуальных подходов преподавания региональной истории в современной школе несомненную ценность представляет опыт субъектов Российской Федерации, в которых уже реализуется это направление [1; 6; 12]. Данная статья посвящена нижегородской модели преподавания региональной истории. В ней представлен опыт разработки учебно-методического комплекта (УМК) по истории Нижегородского края и его внедрения в школьную образовательную практику.

Разработка УМК по региональной истории началась в январе 2013 года. Для решения этой задачи в ГБОУ ДПО НИРО была создана рабочая группа в составе доктора исторических наук В. К. Романовского, доктора исторических наук Ф. А. Селезнева, кандидата исторических наук Б. Л. Гинзбурга и Э. С. Иткина. Созданию рабочей группы предшествовали решение Координационного совета по патриотическому воспитанию граждан в Нижегородской области о подготовке УМК по истории Нижегородского края и приказ министерства образования Нижегородской области «О межведомственной рабочей группе по разра-

ботке учебно-методического комплекса по истории Нижегородского края».

При разработке УМК принципиально важным было ориентироваться на методологические подходы и идеи, заложенные в базовых документах современной общеобразовательной школы и призванные обеспечить качественный уровень учебно-методических изданий. Речь идет о федеральном государственном образовательном стандарте (системно-деятель-ностный подход, достижение образовательных результатов, формирование ключевых умений) [15], Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности, формирование гражданской идентичности, способность к межнациональному и межконфессиональному диалогу) [5] и Концепции нового УМК по отечественной истории, включающей историко-культурный стандарт и определяющей научные подходы изучения истории [11].

Существенное значение для работы над УМК имели теоретические подходы, сформулированные профессором Е. Е. Вяземским: проектирование содержания курса региональной истории должно осуществляться «на основе синтеза культурно-исторического, историко-географиче-ского, социально-экономического материала с акцентом на этические нормы, обычаи, традиции, особенности повседневной жизни людей»; необходимо актуализировать опыт «становления и развития этносов, опыт их совместного проживания, взаимодействия с другими этнокультурными общностями»; важно, «чтобы федеральные и региональные компоненты содержания исторического образования, построенные на их основе учебники ис-

тории не противопоставлялись друг другу, а дополняли друг друга на основе принципов интеграции, конкретизации, сопоставления фактов и теоретических положений» [3, с. 36—37].

Участникам рабочей группы предстоял большой объем работы, не имевшей аналогов в образовательной практике региона. Учебные пособия по историческому краеведению, изданные в советские и постсоветские времена, в методологическом, научном и методическом плане не могли быть ориентиром в новом деле. Кроме того, по многим аспектам и периодам нижегородской истории отсутствовали конкретно-исторические публикации и обобщающие научные исследования, что требовало привлечения первоисточников. Авторам приходилось искать ответы на множество содержательных и методических вопросов, связанных с созданием современного учебно-методического комплекта по нижегородской истории.

Работа над образовательным проектом продолжалась два с половиной года. По ее завершении УМК был направлен на рецензирование ученым-краеведам, педагогам, представителям религиозных организаций — Нижегородской епархии, Духовного управления мусульман Нижегородской области и Нижегородской еврейской общины. Полученные положительные рецензии (с некоторыми замечаниями, которые были устранены) дали возможность авторам направить учебно-методический комплект в Научно-методический экспертный совет НИРО, который дал положительное заключение по УМК и разрешил проведение его апробации в школах.

Апробация учебно-методического комплекта по истории Нижегородского края проходила в 6—9-х классах в течение 2015/2016 учебного года в 16 образовательных организациях (городских и сельских) с участием 460 учащихся.

Целью апробации было выявление степени соответствия УМК основным тре-

бованиям ФГОС и возможности использования его в образовательной деятельности. Определялись также задачи апробации:

3 проанализировать возможности УМК для формирования предметных и метапредмет-ных результатов обучающихся на основе разработанного диагностического инструментария (анкеты, тестовые задания, контрольные работы);

3 дать оценку соответствия УМК ФГОС и его педагогическому потенциалу на основе разработанного диагностического инструментария для педагогов-апробаторов (оценочные матрицы, дневники апробации, аналитические отчеты);

3 осуществить всестороннюю оценку УМК различными субъектами образовательных отношений (анкетные опросы, аналитические справки);

3 разработать рекомендации по возможностям использования УМК в образовательной практике.

Реализация цели и основных задач апробации осуществлялась согласно плану, включавшему три этапа:

3 теоретико-проектировочный (май — июнь 2015 г.), в рамках которого определялись цель, основные задачи апробации, базовые площадки, состав педагогов, разрабатывался пакет диагностических и оценочных материалов;

3 практический (сентябрь 2015 г.— апрель 2016 г.), включавший реализацию основных задач апробации, проведение мониторинга хода апробации;

3 аналитико-обобщающий (май — июнь 2016 г.): анализ диагностических материалов, составление отчетов и справок по результатам апробации, подведение итогов апробации.

Выделим наиболее важные результаты апробации:

3 разработан диагностический инструментарий для педагогов-апробаторов (оце-

Работа над образовательным проектом продолжалась два с половиной года. По ее завершении УМК был направлен на рецензирование ученым-краеведам, педагогам, представителям религиозных организаций.

ночные матрицы, дневники апробации, алгоритмы представления аналитических отчетов);

3 проанализированы возможности УМК для формирования предметных и мета-предметных результатов обучающихся на основе разработанного диагностического инструментария (анкеты, тестовые задания, контрольные работы);

3 осуществлена всесторонняя оценка УМК различными субъектами образовательных отношений на основе разработанного диагностического инструментария (анкетные опросы, аналитические справки);

3 разработаны рекомендации по возможностям использования УМК в образовательной практике.

Из многочисленных диагностических материалов, полученных по результатам апробации, важное значение имели оценочные матрицы с пятью показателями, по которым педагогам предлагалось оценить учебно-методический комплект по 5-балльной системе:

3 содержание УМК;

3 структуру учебных изданий и их соответствие заявленному жанру;

3 соответствие основным требованиям ФГОС;

3 воспитательный потенциал УМК;

3 методический и дидактический аппараты УМК.

Каждый из заявленных показателей включал целый ряд конкретных критериев. Так, «содержание УМК» оценивалось по критериям: актуальность содержания, востребованность учебного материала; обоснованность отбора предметного содержания, его научность и доступность, соответствие учебным целям; логика, последовательность в изложении материала; объем предложенного материала для изучения темы (достаточность/ недостаточность/ перегруженность малозначительными фактами, понятиями, терминами); понятийный аппарат (соот-

Апробация продемонстрировала возможность реализации через УМК региональных и этнокультурных потребностей и интересов обучающихся и других участников образовательного процесса.

ветствуют ли вводимые понятия запасу знаний, опыту познавательной и практической деятельности учащихся, их потребностям и интересам); язык (соответствуют ли лексика и стиль изложения возрастным особенностям и возможностям детей); ошибки, опечатки, некорректно сформулированные фразы. Участники апробации по всем показателям достаточно высоко оценили содержательный и методический уровень разработанного УМК.

В целом апробация позволила выявить:

3 своевременность разработки учебно-методического комплекта по истории родного края и его востребованность в системе регионального школьного образования;

3 соответствие УМК требованиям ФГОС, новой концепции УМК по отечественной истории и историко-культурному стандарту (позволяет реализовать сис-темно-деятельностный подход в обучении, способствует формированию учебных компетенций, служит важным фактором воспитания базовых национальных ценностей и формирования гражданской идентичности).

Кроме того, апробация продемонстрировала возможность реализации через УМК региональных и этнокультурных потребностей и интересов обучающихся и других участников образовательного процесса.

По завершении апробации авторы проделали работу по устранению замечаний, поступивших в ходе апробацион-ной работы, а также была скорректирована структура программы, пособий и всего УМК в соответствии с новой структурой школьного исторического образования, представленной в Концепции нового УМК по отечественной истории. Областной Экспертный совет дал положительное заключение на УМК и рекомендовал его для использования в общеобразовательных школах Нижегородской области.

Обратимся к характеристике учебно-

методического комплекта «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней». В УМК входят:

3 рабочая программа учебного курса для 6—10-х классов общеобразовательных организаций (на 170 часов, 34 часа в год);

3 учебные пособия для учащихся:

— 6-х классов (история Нижегородского края с древнейших времен до конца XV века);

— 7-х классов (XVI—XVII вв.);

— 8-х классов (XVIII в.);

— 9-х классов (XIX — начало XX в.);

— 10-х классов (XX — начало XXI в.);

3 хрестоматия для учителя и учащихся;

3 методическое пособие для учителя;

3 контрольно-измерительные материалы по учебному курсу.

Ведущая идея УМК — изучение нижегородской истории в полном соответствии с новой структурой школьного исторического образования и синхронно-параллельно с общероссийской историей. В таком подходе нет желания «подогнать» региональную историю под федеральную отечественную, но есть стремление рассказать учащимся о том, что представлял собой Нижегородский край и как жили нижегородцы в тот или иной исторический период, выявить в истории родного края как общие тенденции, характерные для развития страны, так и региональные особенности.

Программа учебного курса «История Нижегородского края» хронологически и содержательно синхронизирована с программой федерального курса «История России». В учебно-тематическом планировании выделены часы в том числе на изучение локальной (местной) истории — родного села, района, города. Все это соответствует разноуровневому подходу к изучению истории — одному из важных методологических положений, которые сформулированы в Концепции нового УМК по отечественной истории.

Авторы определяют цель УМК и учеб-

ного курса «История Нижегородского края» как формирование систематических знаний по региональной истории и базовых национальных ценностей у подрастающего поколения, воспитание уважения к истории, культуре, традициям родного края и малой родины, формирование региональной и российской гражданской идентичности учащихся. Эта цель реализуется через задачи познавательного и воспитательного характера [1, с. 5—6; 9].

В программном материале учебного курса нашли отражение социальные, экономические, политические, культурные, духовные аспекты нижегородской истории. В учебных пособиях через все представленные эпохи проходят сквозные темы:

3 «Административно-территориальное устройство»;

3 «Этнонациональный и конфессиональный состав населения»;

3 «Xозяйственное освоение края, его экономическое развитие»;

3 «Общественно-политические процессы в крае»;

3 «Основные социальные группы населения»;

3 «Занятия, быт, повседневная деятельность жителей края»;

3 «Культурные и духовные достижения нижегородцев»;

3 «Вклад знаменитых земляков в нижегородскую и общероссийскую историю, культуру, науку».

Отбор содержания учебных пособий осуществлялся с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, традиционные российские религии и др.), уважения к своему Отечеству, родному краю, малой родине, к поколениям нижегородцев, их достижениям, самобытным обычаям и традициям.

Ведущая идея УМК — изучение нижегородской истории в полном соответствии с новой структурой школьного исторического образования и синхронно-параллельно с общероссийской историей.

Учащиеся, изучая историю своего края, узнают, в частности, о том, что на Нижегородской земле издавна жили в мире и согласии русские, татары, мордва, марийцы и другие народности. Ребята знакомятся с повседневной жизнью, трудовыми и ратными подвигами нижегородцев, удивительными судьбами земляков, прославивших край и Отечество. Основатель Нижнего Новгорода Юрий Всеволодович, выдающийся церковный деятель Дионисий, инициатор и руководитель Нижегородского ополчения Кузьма Минин, талантливый изобретатель Иван Кулибин, ученый и просветитель епископ Дамас-кин, прославленный летчик Петр Нестеров, великий писатель Максим Горький, зачинатель стахановского движения в машиностроении Александр Бусыгин, блистательный кардиохирург Борис Королев, гениальный конструктор, создатель судов на подводных крыльях Ростислав Алексеев— деятельность этих и многих других исторических личностей земли Нижегородской, представленная на страницах учебных пособий, призвана служить гражданским и нравственным примером для юных нижегородцев.

Главы учебных пособий начинаются с лаконичных характеристик изучаемого периода, которые погружают ученика в историческую эпоху, знакомят с ее особенностями. Учебный текст сопровождается вопросами (в начале параграфа, внутри текста), актуализирующими мыслительную деятельность ученика. Наглядно-иллюстративные материалы тематически связаны с учебным текстом и содержат дополнительную познавательную информацию. Каждый параграф завершается рубриками «Исторический словарь» (с новыми терминами и понятиями) и «Это нужно запомнить» (с важными датами и событиями). Предлагаемые учащимся вопросы и задания носят разноуровневый характер. Многие из них ориентируют де-

В рамках изучаемого учебного курса большое внимание уделяется формированию умений учащихся работать со всеми видами информации и источников.

тей на поисково-аналитическую деятельность, привлечение дополнительной литературы, информационных материалов, исторических источников.

Небольшое количество параграфов в учебных пособиях позволяет учителю проявить творческий подход, разнообразить процесс обучения различными видами учебной деятельности — поисково-исследовательской, проектной и пр.

В рамках изучаемого учебного курса большое внимание уделяется формированию умений учащихся работать со всеми видами информации и источников. Такая возможность предоставляется благодаря хрестоматии для учителя и учащихся [10]. Она структурно и тематически связана с учебными пособиями, дополняет содержательный компонент курса, укрепляет познавательную мотивацию обучающихся, повышает их интерес к тем или иным аспектам родной истории. В ней представлены разные типы и виды источников (фрагменты летописей, писцовых книг, царских указов, челобитных, материалы различных ведомств, периодической печати, статистика, воспоминания современников, письма участников событий и пр.), что позволяет на основе планомерной работы с ними решать задачи достижения образовательных результатов.

В методическом пособии для учителя [8] предлагается немало практико-ориен-тированных материалов по организации урочной и внеурочной деятельности в контексте требований ФГОС: перечень учебных историко-краеведческих проектов по всему учебному курсу, модели и технологии проектной деятельности учащихся, методические приемы использования образовательного и воспитательного потенциала школьных музеев и музейных коллекций, методические рекомендации по организации и проведению краеведческих экскурсий, игр и конкурсов, конкретные тематические сценарии и методические разработки учебных занятий и внеурочных мероприятий.

Контрольно-измерительные материалы по учебному курсу [7], состоящие из различных типов тестовых заданий, дают возможность осуществлять текущий и итоговый контроль за усвоением учащимися программного материала.

С 1 сентября 2016 года учебно-методический комплект «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» внедряется в систему регионального школьного образования. Со стороны школ и педагогов наблюдается заметный интерес к нему и новому учебному курсу.

Согласно методическим рекомендациям, разработанным кафедрой истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО, изучение региональной истории (истории Нижегородского края) предлагается в двух вариантах: как самостоятельный курс с 6-го по 10-й класс и как учебный модуль в рамках федерального курса истории России. В первом случае учебный курс включается в вариативную часть школьной образовательной программы и преподается за счет часов образовательной организации. Второй вариант предусматривает изучение нескольких актуальных тем по истории Нижегородского края (предложенных в рекомендациях) в каждом классе в рамках истории России, и это находит отражение в рабочей программе и тематическом планировании федерального курса. Но независи-

мо от вариантов изучения истории родного края УМК «История Нижегородского края» используется в школах как обязательный.

Для учителей, желающих повысить профессиональные компетенции в области преподавания региональной истории, кафедрой разработана учебная программа повышения квалификации «Содержательные и методические аспекты преподавания истории Нижегородского края».

Таким образом, учебно-методический комплект по истории Нижегородского края, внедряемый в региональную систему школьного образования, объединен единым концептуальным замыслом и служит важным фактором достижения предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся. Он способствует формированию положительного образа родного края, целостных представлений об основных этапах его исторического развития, создает благоприятные условия для осознания учащимися неразрывной связи истории малой родины с историей России и огромной значимости вклада земляков-нижегородцев в развитие Отечества. Все это имеет важное значение для формирования патриотизма и гражданской идентичности учащихся.

С 1 сентября 2016 года учебно-методический комплект «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» внедряется в систему регионального школьного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бикмеев, М. А. О сущности и содержании регионального компонента в школьном образовательном процессе / М. А. Бикмеев // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2014. — № 8. — С. 59—60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Всероссийская научно-практическая конференция «Вопросы обновления содержания общественно-научного образования в российской школе». 23—25 марта 2017 г., г. Москва // URL: http://nauka-it.ru/ attachments/article/4204/prog_drofa_23_03_2017.pdf.

3. Вяземский, Е. Е. Национально-региональный компонент общего исторического образования в Российской Федерации: дискуссионные подходы / Е. Е. Вяземский // Проблемы современного образования. — 2012. — № 4. — C. 21—40.

4. Гугнина, О. В. Изучение региональной истории в средней школе (опыт Оренбургской области) / О. В. Гугнина // Преподавание истории в школе. — 2012. — № 4. — С. 8—9.

5. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М., 2011.

6. Еремина, Т. Ю. Особенности преподавания регионального компонента в образовательных учреждениях Кировской области /Т. Ю. Еремина //Преподавание истории в школе. — 2014. — № 6. — С. 47—50.

7. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней : контрольно-измерительные материалы к учебному курсу. 6—10 классы / авт.-сост. : В. К. Романовский, Э. С. Ит-кин, Б. Л. Гинзбург ; предисл. и ред. В. К. Романовского. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2016.

8. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней : методическое пособие для учителя / под общ. ред. В. К. Романовского. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2016.

9. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней : рабочая программа учебного курса для 6—10 классов общеобразовательных организаций / авт.-сост. : В. К. Романовский, Ф. А. Селезнев, Б. Л. Гинзбург, Э. С. Иткин ; под общ. ред. В. К. Романовского. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2016.

10. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней : хрестоматия для учителя и учащихся. 6—10 классы / сост. : Б. Л. Гинзбург, Э. С. Иткин, В. К. Романовский, Ф. А. Селезнев ; предисл. и общ. ред. В. К. Романовского. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2016.

11. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // URL: http://net-edu.ru>sites/default/files/file/sec4_st4.pdf.

12. Кузнецов, В. М. Модели историко-краеведческого образования в школе (на материале Челябинской области) / В. М. Кузнецов // Преподавание истории в школе. — 2016. — № 7. — С. 13—19.

13. Мишина, И. А. Методологические подходы к преподаванию курсов федеральной, региональной и локальной истории в условиях реализации концепции нового УМК по отечественной и всемирной истории / И. А. Мишина, М. Г. Цыренова // Преподавание истории в школе. — 2016. — № 7. — С. 3—12.

14. Резолюция Третьего Всероссийского Съезда учителей истории и обществознания (г. Москва, 6 апреля 2016 г.) //URL: http://school.historians.ru/?p=2611.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2014.

В 2017 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышло в свет издание:

Игнатьева Г. А. Содержательно-деятельностный контекст постдипломного образования педагогических и научно-педагогических кадров: от теории к практике: Практико-ориентированная монография. 367 с.

В монографии представлен опыт кафедры педагогики и андрагогики Нижегородского института развития образования в области теоретического исследования и практической реализации программ нового поколения постдипломного образования педагогических и научно-педагогических кадров.

В издании рассматриваются различные аспекты содержательно-деятельностного контекста постдипломного образования педагогов; предложены технологические конструкты построения содержания образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров по направлению 44.06.01 «Образование и педагогические науки», повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Монография будет интересна научно-педагогическим работникам системы высшего и дополнительного профессионального образования.

V_^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.