Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКОЕ И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН)'

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКОЕ И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН)»

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

(по материалам кафедры истории и обществоведческих дисциплин)

Кафедра истории и обществоведческих дисциплин была создана 1 октября 1993 года на базе кафедры политологии, которая появилась годом ранее в результате реорганизации кабинета истории. Кафедру возглавил канд. ист. наук, доцент А. Д. Белявский. В ее состав входили канд. ист. наук, доцент Г. А. Житняков, канд. филос. наук, доцент С. А. Максимова, ст. преподаватели кафедры Л. А. Остапенко и Г. Б. Гречу-хин, методист Л. Г. Гололобова. В конце августа 1994 года заведующей кафедрой стала С. А. Максимова, тогда же кадровый состав кафедры пополнился канд. ист. наук, доцентом В. К. Романовским, а в 1997 году на должность старшего преподавателя кафедры был приглашен А. В. Никольский.

Вторая половина 1990-х годов — период становления кафедры как творческого коллектива. В это время в области школьного исторического и обществоведческого образования утверждался плюрализм теоретических и оценочных подходов, происходило обновление содержания учебного материала, широко распространялись альтернативные программы и учебники, вводились новые предметы. С одной стороны, процесс демократизации школы характеризовался большой творческой свободой учителя, вариативностью образовательных программ, форм обучения, но, с другой стороны, педагогам и учащимся не хватало новых программ, учебников, новейшей исторической информации, методических разработок.

В этих условиях кафедра истории и обществоведческих дисциплин НИРО оказывала всестороннюю поддержку нижегородским учителям истории. На базе НИРО организовывались и проводились квалификационные и целевые курсы,

Верхний ряд (слева направо): Н. А. Чепурнова, Г. Б. Гречухин, Л. М. Ефимова; нижний ряд: В. К. Романовский (зав. кафедрой), Е. Г. Калинкина (ныне проректор по учебно-методической работе)

посвященные обновлению содержания и методики преподавания истории и общест-вознания. На базе районов проходили проблемно-тематические семинары, читались спецкурсы по актуальным проблемам отечественной и всеобщей истории. Кафедра принимала активное участие в международном проекте по разработке нижегородской модели гражданского образования. Важнейшей частью проекта стало введение учебного курса «Гражда-новедение» в 5—7-х классах, а также разработка УМК по этой дисциплине. Кафедральный коллектив оказывал большую помощь общеобразовательным школам Нижегородской области по переходу с линейной на концентрическую структуру исторического и обществоведческого образования: были разработаны учебные программы и пособия по отечественной и всеобщей истории для 9, 10 и 11-х

В. К. РОМАНОВСКИМ, заведующий кафедрой истории и обществоведческих дисциплин, доктор исторических наук, доцент

классов, составлены методические материалы и рекомендации.

Вокруг кафедры постепенно формировалась творческая и инициативная команда учителей-историков, принимавших активное участие во многих кафедральных мероприятиях, участвовавших в экспериментальной работе и являвшихся соавторами учебно-методических материалов и разработок.

В сентябре 1999 года на должность заведующего кафедрой был утвержден В. К. Романовский. В последовавшие за его назначением годы коллектив кафедры вступает в период активного творческого развития. В образовательном пространстве региона кафедра приобретает статус учебного, методического, научного, экспериментально-прогностического центра. Посредством различных форм образовательных услуг она обеспечивает повышение квалификации и педагогического мастерства педагогов-обществоведов; осуществляет методическую поддержку и помощь образовательным учреждениям в преподавании истории и обществознания; ведет научно исследовательскую работу по отечественной истории и методике преподавания обществоведческих дисциплин, организует экспериментальную работу. Развитие кафедры сопровождается ростом профессионального потенциала ее сотрудников: в период с 2002 по 2007 годы были защищены кандидатские диссертации Л. А. Остапенко и Е. Г. Калинкиной, а также докторская диссертация В. К. Романовского.

В настоящее время коллектив кафедры состоит из пяти сотрудников: зав. кафедрой, докт. ист. наук, доцент В. К. Рома-

новский; канд. пед. наук, доцент Е. Г. Ка-линкина; канд. филос. наук, ст. преподаватель Н. А. Чепурнова; ст. преподаватель Г. Б. Гречухин; методист Л. М. Ефимова. Кафедральный коллектив работает по целому ряду актуальных направлений, востребованных нижегородским учительским сообществом. Осуществляется творческое взаимодействие со структурными подразделениями, поддерживается сотрудничество с профильными кафедрами ННГУ им Н. И. Лобачевского, НГПУ, институтами усовершенствования учителей ПФО, АПКиППРО (Москва), а также Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства. Кафедра тесно сотрудничает с издательствами: «Просвещение», «Русское слово», «Вентана-Граф», «Мне-мозина»; организуются встречи нижегородских учителей-обществоведов с ведущими авторами учебников, известными учеными, методистами (М. Ю. Брандтом, Е. В. Саплиной, И. А. Мишиной, Е. Н. Захаровой, А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой, Л. Н. Алексашкиной и др.). Знаменательным событием для кафедры и нижегородского учительского сообщества в целом стала встреча с директором Института российской истории, членом-корреспондентом АН РАН, доктором исторических наук А. Н. Сахаровым, состоявшаяся в ГОУ ДПО НИРО 6 декабря 2007 года.

Основные направления

деятельности кафедры

Образовательная деятельность является магистральным направлением в работе кафедры и осуществляется в различных формах: квалификационные курсы, проблемно-тематические семинары, педагогические мастерские, мастер-классы и др. С 2007 года кафедра организует модульные курсы «Теория и методика преподавания истории и обществознания: современные подходы» с широким набором спецкурсов: «История русской эмиграции», «Актуальные проблемы новей-

шей истории России, 1985—2009 годы» (В. К. Романовский); «Компьютерные технологии в преподавании истории и об-ществознания», «Проектная деятельность учителя истории и обществоведческих дисциплин с использованием информационных технологий» (Е. Г. Калинкина); «Современное развитие философской мысли: тенденции и противоречия» (Н. А. Че-пурнова); «Проблемные вопросы исторического краеведения» (Г. Б. Гречухин). Кафедрой апробируется модель накопительной системы, позволяющая максимально учесть индивидуальные и профессиональные потребности учителей, а также дистанционная форма обучения. Курсовая подготовка осуществляется для различных целевых групп: молодых специалистов; учителей среднего уровня квалификации; аттестующихся на высшую категорию; учителей без базового образования; руководителей РМО; экспертов аттестационных комиссий и др.

Одним из ключевых направлений деятельности кафедры является учебно-методическая работа. Большое внимание уделяется проектированию учебной деятельности педагогов-обществоведов, разработке учебных программ и методических материалов по предметной области «Обществознание». Разработана учебная программа по историческому краеведению (Г. Б. Гречухин)1. В региональных и центральных издательствах подготовлены и изданы учебно-методические пособия по истории России, российской государственной символике (В. К. Романовский)2, по организации дебатов на уроках истории и обществознания и проведению аттестации на высшую категорию (Е. Г. Калинкина)3. В 2007—2008 годах по инициативе и с участием кафедры осуществлены переработка и переиздание УМК по граждановедению4. В целом за последние три года кафедра подготовила и опубликовала более 10 учебно-методических изданий.

Научно-исследовательская работа кафедры осуществляется по проблеме «Об-

новление содержания, методики и технологии преподавания истории и общество-знания». Преподаватели работают по конкретным научно-исследовательским темам: «Общественно-политическая жизнь России и русского зарубежья в первой половине XX века» (В. К. Романовский); «Формирование ключевых компетенций посредством современных образовательных технологий» (Е. Г. Калинки-на); «Нравственный потенциал русской культуры» (Н. А. Чепурнова); «Методика преподавания исторического краеведения в школе» (Г. Б. Гречухин). С результатами своих изысканий сотрудники кафедры выступают на региональных, всероссийских и международных конференциях. Основные направления научных исследований нашли отражение в сборниках «История и обществознание в школе», посвященных 10-летию и 15-летию кафедры5. Преподаватели кафедры активно используют материалы своих исследований в лекционных курсах, спецкурсах, на практических занятиях со слушателями.

Важным направлением деятельности кафедры является экспериментально-апробационная работа. В первой половине уходящего десятилетия кафедра осуществляла апробацию УМК по граждано-ведению (научный руководитель — Л. А. Остапенко), УМК по обществознанию издательства «Русское слово» (научные руководители — В. К. Романовский и А. В. Никольский); проводился эксперимент по внедрению Всероссийской образовательной программы «Мой выбор» в школах Нижегородской области (научный руководитель — Е. Г. Калинкина)6. Кафедра участвовала в эксперименте по созданию модели учебно-методического центра ис-торико-патриотического и гражданского воспитания «Истоки» (научный руководитель — Г. Б. Гречухин), в областном эксперименте по профильному обучению,

Большое внимание на кафедре уделяется проектированию учебной деятельности педагогов-обществоведов, разработке программ и методических материалов по предметной области «Общество-знание».

в ходе которого были разработаны УМК по социально-экономическому профилю и элективные курсы7. В 2005—2007 годах с участием кафедры успешно прошел областной эксперимент по разработке и апробации учебного курса «Религии России» для учащихся 8—9-х классов. В ходе эксперимента был разработан УМК «Религии России»: учебная программа, учебное пособие для учителя, хрестоматия для учителя и учащихся, поурочные разработки, контрольно-измерительные ма-териалы8. Целью данного учебного курса является комплексное освещение исторических, мировоззренческих, культурологических, нравственных аспектов религий, распространенных в России, их культовых и религиозных особенностей. УМК получил положительное заключение областного научно-методического экспертного совета и был рекомендован к использованию в образовательных учреждениях в качестве общеобразовательной дисциплины по выбору. Более 600 учителей уже прошли соответствующую квалификационную подготовку и преподают этот предмет в школах.

В настоящее время экспериментальная работа кафедры ведется по теме «Современные образовательные технологии и развитие профессиональной компетенции учителя истории и об-ществознания» (научный руководитель — Е. Г. Ка-линкина). Кафедра осуществляет научное руководство целым рядом экспериментальных площадок, инициированных образовательными учреждениями (научные руководители — В. К. Романовский, Е. Г. Калинкина, Н. А. Чепур-нова, Г. Б. Гречухин). Проводится апробация УМК издательства «Вентана-Граф»: «Всеобщая история» и «История России» (научный руководитель — Е. Г. Калинкина), а также «Обществознание» для

Кафедрой организуется планомерная работа по обобщению и распространению инновационного опыта учителей-историков. Постоянно растет число педагогов-обществоведов, которые участвуют и побеждают в конкурсах и получают гранты.

10—11-х классов (научный руководитель — Н. А. Чепурнова). Кафедрой планируется апробация учебного пособия и рабочей тетради для учащихся по курсу «Религии России».

Важным направлением деятельности кафедры является аттестационная работа по внедрению новой системы квалификационных испытаний для учителей, претендующих на высшую категорию — экзамена в форме компьютерного тестирования, который займет ведущее место в системе аттестации.

Экспертно-аналитическое направление деятельности кафедры включает такие виды работ, как рецензирование и экспертиза авторских программ, пособий, элективных курсов и других учебно-методических материалов. Экспертная работа осуществляется в тесном взаимодействии с НМЭС Нижегородского института развития образования и областным экспертным советом. За последние три года кафедральный коллектив провел экспертизу более 30 учебно-методических материалов (учебных программ, пособий, элективных курсов и др.).

Кафедрой организуется планомерная работа по обобщению и распространению инновационного опыта учителей-историков. Постоянно растет число педагогов-обществоведов, которые участвуют и побеждают в конкурсах и получают гранты. В 2006 году в числе победителей приоритетного национального проекта «Образование» было 13 учителей истории, в 2007-м — 14, а в 2008-м — уже 23. Учителя истории входят в число лучших участников областного конкурса «Учитель года», становятся финалистами; 51 учитель истории получил Губернаторский грант. Инновационный учительский опыт обобщается на кафедральных квалификационных курсах, проблемно-тематических семинарах, педагогических мастерских, в рамках мастер-классов. Достижения учителей-новаторов оказываются в центре внимания учительского сообщества на

ежегодных конференциях и семинарах, материалы которых публикуются кафед-рой9.

Кафедральный коллектив считает актуальной также работу по формированию сообщества учителей истории и общество-знания как важного фактора развития современного образования. Сегодня такое сообщество немыслимо без современных информационных и коммуникационных технологий. Вовлечение школы в «технологическую революцию» требует соответствующей подготовки учителей, их тесного сотрудничества в области ИКТ. С сентября 2003 года при кафедре создан и успешно функционирует интернет-клуб «Историки в Интернете» (КИВИ) (инициатор и руководитель — Е. Г. Калинкина), являющийся своеобразной формой регионального сетевого объединения учителей истории и обществознания, использующих информационно-телекоммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности. До 2006 года данный проект не имел аналогов в образовательном пространстве Российской Федерации. У клуба широкий спектр деятельности: участие в организации и проведении интернет-фестивалей и интернет-викторин для педагогов и школьников, привлечение учителей к проектной деятельности, распространение актуальной для профессиональной деятельности учителя информации и др. С момента основания клуб «Историки в Интернете» инициировал 15 интернет-проектов, в числе которых интернет-викторины, интернет-олимпиады, фестиваль интернет-проектов для учащихся, а также ряд обучающих семинаров для учителей истории. Благодаря интернет-клубу формируется сетевое сообщество педагогов и их воспитанников, объединенных общими образовательными интересами.

Большое внимание преподаватели кафедры уделяют патриотическому воспитанию учащихся: принимают участие в реализации областной программы по патриотическому воспитанию граждан; разрабатывают для школы методические

пособия и материалы патриотической тематики10; помогают учителям эффективно использовать материалы местных краеведческих, школьных музеев в учебной и внеклассной работе; оказывают методическую и организационную поддержку в проведении районных, городских олимпиад, конкурсов исто-рико-патриотической тематики.

Кафедра истории и обществоведческих дисциплин вносит вклад в интеграционные процессы системы постдипломного образования Приволжского федерального округа. Она стала инициатором проведения семинара-совещания руководителей кафедр исторического и обществоведческого профиля ИУУ и ИРО ПФО по теме «Проблемы и пути совершенствования школьного исторического и обществоведческого образования в Приволжском федеральном округе». В принятой резолюции участники семинара сформулировали актуальные проблемы школьного исторического и обществоведческого образования, обратили внимание на важность разработки концепции гражданского образования, ее содержательного и методического обеспечения в субъектах ПФО, рекомендовали объединить усилия обществоведческих кафедр по реализации совместных проектов. В итоговом документе кафедре истории и обществоведческих дисциплин института делегировались полномочия координирующего центра деятельности кафедр, курирующих образовательную область «Обществоз-нание» в учреждениях ДПО ПФО.

Таким образом, кафедра института обладает необходимым кадровым и творческим потенциалом для выполнения новых задач в предметных областях «История» и «Обществознание», возникающих на современном этапе развития системы регионального образования.

Кадровый состав кафедры обладает необходимым творческим потенциалом для выполнения новых задач, которые стоят в предметных областях «История» и «Об-ществознание» на современном этапе развития системы регионального образования.

ПРИМЕЧАНИЯ_

1 См.: Гречухин Г. Б. Историческое краеведение: Учебные программы для общеобразовательных учреждений. Н. Новгород, 2008.

2 Романовский В. К. Новейшая история России, 1985—2005: материалы к изучению отечественной истории. М.: Русское слово, 2006; он же. Отечественная история : Учеб.-метод. пособие. М.: Гуманитарный институт, 2005; он же. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн: Пособие для учителя. М.: Русское слово, 2002.

3 Калинкина Е. Г. Дебаты на уроках истории. М.: БОНФИ, 2002; она же. Итоговая аттестация. Для учителей, претендующих на высшую категорию. Н. Новгород: НГЦ, 2005.

4 См.: Субботина М. А., Романовский В. К., Попова И. Н. Граждановедение: Учеб. программа для 5— 7 классов общеобразовательных учреждений. Н. Новгород: Поволжье, 2007; Субботина М. А. Граждановедение: Учеб. пособие для 5 класса. Н. Новгород, 2007; она же. Граждановедение: Учеб. пособие для 6 класса. Н. Новгород, 2007.

5 История и обществознание в школе: Сб. науч. и метод. трудов. Н. Новгород: НГЦ, 2003; История и обще-ствознание в школе: Сб. науч. и метод. трудов. Н. Новгород: НИРО, 2009.

6 Курс «Мой выбор»: опыт и перспективы: Материалы науч.-практ. конф. НИРО, 13 ноября 2002 г. Н. Новгород: НГЦ, 2003.

7 Программно-методические материалы по истории и обществознанию для профильных школ Нижегородской области / сост.: Л. А. Остапенко и др. Н. Новгород: НГЦ, 2004.

8 Сомов В. А., Романовский В. К., Гречухин Г. Б. Религии России: Экспериментальная учебная программа и тематическое планирование для 8—9 классов общеобразовательных учреждений. Н. Новгород: НГЦ, 2006; Сомов В. А. Романовский В. К., Гречухин Г. Б., Шилова Л. Н. Религии России: Пособие для учителя. Н. Новгород, 2006; Религии России : Хрестоматия по экспериментальному курсу для общеобразовательных учреждений / сост.: В. А. Сомов, В. К. Романовский, Г. Б. Гречухин. Н. Новгород: НГЦ, 2007; Религии России: Поурочные разработки к учебному курсу для 8—9 классов / под общ. ред. В. К. Романовского, Е. Г. Калинкиной, Г. Б. Гречухина. Н. Новгород: НИРО, 2008; Романовский В. К., Гречухин Г. Б. Религии России: Контрольно-измерительные материалы по экспериментальному курсу для 8—9 классов общеобразовательных учреждений. Н. Новгород: НГЦ, 2007.

9 Инновационный опыт учителей истории и обществоведческих дисциплин: Материалы VI областной научно-практической конференции. Н. Новгород: НРЛ, 2007; Инновационный опыт учителей истории и обществоведческих дисциплин: Материалы VII областной научно-практической конференции. Н. Новгород: НРЛ, 2008; Инновационный опыт преподавания истории и обществознания в контексте подготовки к ЕГЭ: Материалы областного научно-практического семинара 18 марта 2009 года. Н. Новгород, 2009.

10 Романовский В. К., Степанцева И. В. Государственные символы России: Методические рекомендации и творческие задания для классной и внеклассной работы. Н. Новгород: НИРО, 2008.

/\

В 2009 году в издательском центре ГОУ ДПО НИРО

вышла в свет книга:

Григорьева Г. Г. Подготовка детей к школе в изобразительной деятельности: Программно-методическое пособие «Филиппок»

В издании раскрываются разнообразные возможности подготовки ребенка к школе в изобразительной деятельности. Наибольшее внимание уделяется развитию ручной умелости как условия подготовки руки ребенка к письму, при освоении которого первоклассники испытывают, как правило, большие трудности. В пособии предлагаются вариативные методики, оригинальные методы работы с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.