образовательные стандарты нового поколения» и «Методические основы проектирования УПД общетехнических дисциплин ОУ НПО, СПО в контексте перехода на ФГОС нового поколения».
Экспериментальные семинары направлены на создание проектного пространства для творческих групп образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Нижегородской области.
Основным направлением деятельности лаборатории на 2009—2011 годы определено научно-методическое сопровождение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: разработка и апробация формирования вариативного (дополнительного) профессионального модуля основных профессиональных образовательных программ на основе результатов исследования требований работодателя к выпускнику.
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
(по материалам лаборатории гражданского становления личности)
Начало XXI столетия по праву можно считать переломным моментом в развитии гражданского образования. Сложившаяся в мире нестабильная социокультурная и политическая ситуация породила духовно-нравственный вакуум, заполнить который можно было, лишь в корне переосмыслив основы воспитания подрастающего поколения. Совершенно очевидно, что опора на незыблемые национальные традиции и гуманистические ценностные ориентации личности крайне необходима в условиях подготовки молодежи к активному участию в жизни демократического общества и правового государства — молодежи, уважающей права и свободы личности, являющейся носителем высокой нравственности. Вопросы гражданского образования обладают принципиальной важностью и поэтому, с одной стороны, находятся в центре внимания международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы), а с другой — вызывают не менее широкий общественный резонанс в России в целом и в Нижегородской области в частности.
Эффективность гражданского обучения и воспитания на региональном уров-
не во многом определяет состояние правовой культуры и демократии в государстве, что, несомненно, актуально в условиях интеграции России в международное пространство. В этой связи важнейшим этапом формирования гражданского образования в регионе явилось создание в 2007 году лаборатории граждан-
Слева направо: И. А. Котина, протоиерей Алексий (Горин), В. К. Крючков (зав. лабораторией), Г. Б. Гречухин, Ф. В. Повшедная, Э. С. Иткин, М. Н. Крайникова
ского становления личности. Уникальность ее положения в образовательном пространстве области определяется тем, что с первых дней деятельности структурного подразделения по настоящее время лаборатория, осуществляя разработку научно-исследовательских и поисковых проблем в сфере формирования условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи, тесно сотрудничает с представителями Нижегородской епархии РПЦ и Духовного управления мусульман Нижегородской области.
Целью деятельности лаборатории является формирование на основе полученных в результате научных исследований знаний комплекса теоретического, нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы гражданского образования в области и обновление содержания и форм исторического и обществоведческого образования на региональном уровне.
В. К. КРЮЧКОВ, заведующий лабораторией гражданского становления личности,
кандидат философских наук
Основные направления деятельности лаборатории
К основным направлениям деятельности лаборатории относятся:
3 разработка региональной целевой программы гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи;
3 разработка и апробация УМК, отражающих культурологические аспекты отечественной истории и культуры;
3 разработка и внедрение модели ресурсного центра духовно-нравственного воспитания и гражданского становления личности;
3 разработка системы подготовки кадров к педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде;
3 межконфессиональное взаимодействие в целях обеспечения толерантных взаимоотношений в образовательной среде.
Исследовательская тематика лаборатории довольно широка и включает в себя целый спектр тем, среди которых следует выделить разработку концепции УМК «Нижегородский край» для образовательных учреждений Нижегородской области.
Необходимость преодолеть узкую направленность существующих курсов краеведения, не позволяющих школьнику составить целостное представление о его родном крае, определила актуальность введения в учебный план курса «Нижегородский край», принципиально отличающегося от всех подобных дисциплин краеведческой направленности в силу его интегративного и культурологического характера. Общая цель курса заключается в развитии гуманитарной культуры учащихся, их приобщении к ценностям национальной культуры, воспитании уважения к истории и традициям родного края.
Для этого в программу учебной дисциплины «Нижегородский край» включено понятие целостного подхода к решению задач курса, включающего ряд аспектов культурной идентичности: физический, интеллектуальный, эмоциональный, социальный, личностный и духовный.
Физический аспект культурной идентичности подростка — это то, как он представляет свою малую родину, как ощущает все ее составляющие (природу, экономику, население, культуру). Для педагога важно научить школьников понимать, что они — неотъемлемая часть большого целого.
Интеллектуальный аспект культурной идентичности включает в себя понимание способов получения информации из различных источников и использование ее для принятия решений, касающихся гармоничного пребывания в пространстве национальной культуры.
Эмоциональный аспект культурной идентичности означает понимание своих чувств и умение выразить их. Знание того, как мы относимся к себе и другим людям, помогает высказать наши чувства в понятной другим форме. Необходимо научиться владеть эмоциями и правильно выражать их.
Под социальным аспектом культурной идентичности подразумевается отношение каждого к самому себе как к личности и способность взаимодействовать с окружающими. Нам необходимо осмыслить, что действительно важно для нас самих в отношениях с друзьями, родными и всеми, с кем мы общаемся. Нужно развивать в себе навыки, которые действительно помогли бы нам в общении.
Личностный аспект культурной идентичности состоит в том, как мы осознаем самих себя. Каждый из нас считает себя личностью, наше «я» постоянно развивается по своему уникальному пути, в соответствии со способом осознания собственной ценности и того, чего мы хотим добиться для своего и общего блага. Некоторые люди, например, самореализуются в работе или карьере, другие — в семье, третьи — в труде на благо других. Мы можем сами для себя определить направление, которое принесет нам чувство наибольшего удовлетворения.
Духовный аспект культурной идентичности— своего рода стержень, который имеет жизненно важное значение для полноценного существования в социуме. Он отражает суть нашего бытия (то, что мы действительно ценим и что действительно для нас важно). Это центр нашего существования, обеспечивающий целостность нашей личности, позволяющий нам понять остальные пять аспектов культурной идентичности и сформировать свое отношение к ним.
В целом каждый из шести аспектов культурной идентичности чрезвычайно важен и влияет на все остальные. В результате такого взаимодействия формируется своеобразный коммуникационный
фон, который позволяет, опираясь на культурно-нравственную традицию социума, создавать систему ценностных ори-ентаций, своего рода культурные координаты, задающие позитивную направленность личностного развития учащегося.
Таким образом, реализация программы «Нижегородский край» предусматривает комплексную работу, способствующую формированию ценностных ориентации и убеждений учащихся.
Курс прошел апробацию в ходе регионального эксперимента, в котором приняли участие 15 учителей и 282 школьника. В настоящее время курс вошел в учебный план многих образовательных учреждений Нижегородской области.
В результате взаимодействия аспектов культурной идентичности друг с другом формируется своеобразный коммуникационный фон, который позволяет создавать систему ценностных ориентаций, своего рода культурные координаты, задающие позитивную направленность личностного разви-
тия учащегося.
Создание Концепции гражданского образования в Нижегородской области на 2009—2013 годы, целостно отражающей региональный образовательный комплекс как системообразующий фактор интеграции социальных и педагогических условий социализации и гражданского формирования личности, явилось одним из важнейших результатов деятельности лаборатории.
Цель данной концепции заключается в разработке единых подходов к созданию региональной системы гражданского становления личности, определении и научном обосновании путей и средств ее развития в условиях формирования правового государства и гражданского общества в России. При этом именно духовно-нравственный аспект развития личности приобретает в гражданском образовании первоочередную значимость: важным становится формирование позитивного самоотношения, способности сознательно и активно осваивать культурное наследие, а не принимать его «в готовом виде», механически. Исходя из этого, основные приоритеты региональной сис-
темы гражданского образования можно представить в следующих положениях:
3 интеграция элементов гражданского становления личности и духовно-нравственной культуры, содержащихся во всех образовательных областях, особенно в дисциплинах гуманитарного и естественнонаучного циклов;
3 формирование способности успешно ориентироваться в социальной реальности: освоение социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т. п.), проявление уважительного отношения к иному мнению, приобретение навыков ведения диалога, умений конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, осуществление жизненного выбора;
3 оказание педагогической помощи обучающимся в усвоении идеалов и ценностей демократического общества (патриотизм, осознание себя носителями гражданских прав и свобод в своей стране и мире).
Центральное место в концепции занимает понятие «гражданское образование». Оно представляет собой целостную систему, охватывающую все сферы деятельности образовательного учреждения: как учебную, так и внеучебную, — и предполагает формирование духовно-нравственной, правовой и политической культуры обучающихся, способствуя, таким образом, развитию социальной активности и гражданской компетентности личности. Иными словами, гражданская компетентность представляет собой один из важнейших учебных результатов гражданского образования и раскрывается посредством ключевых составляющих:
3 учебная компетентность — способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся условиях;
3 компетентность социального выбора — умение осуществить выбор и при-
Гражданское образование представляет собой систему, охватывающую все сферы деятельности образовательного учреждения, и способствует развитию социальной активности и гражданской компетентности личности.
нять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами;
3 компетентность социального действия— способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения;
3 коммуникативная компетентность — способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем;
3 исследовательская компетентность — умение анализировать и оценивать текущую социальную ситуацию.
Развитие региональной системы гражданского образования и воспитания детей и молодежи осуществляется в соответствии с целым рядом основополагающих принципов, детально описанных в концепции и отражающих системный подход к реализации в образовательном учреждении проблем духовно-нравственного становления личности. Среди них: принципы ценностной ориентации, взаимодействия различных общественных институтов, воспитания на традициях, лич-ностно ориентированного подхода, историзма, комплексности, информационной защищенности, межпредметности.
Таким образом, концепция определяет модель региональной системы гражданского образования и воспитания как государственно-общественную, социально ориентированную систему обучения и воспитания, предусматривающую создание условий для становления гражданской компетентности, политической, правовой, духовно-нравственной культуры и приобретения опыта общественно полезной деятельности в контексте непрерывного образования в интересах личности, гражданского общества и правового государства.
Исходя из необходимости развития образовательного комплекса области, разработки единых подходов к формированию региональной системы гражданского становления личности, в лаборатории был создан экспериментальный сетевой образовательный проект «Проекти-
рование условий и механизмов гражданского становления личности и духовно-нравственного воспитания в системе общего среднего образования», реализация которого предусмотрена до 2012 года.
Нормативной основой данного проекта являются документы, содержащие положения об основных подходах к формированию гражданской ответственности и правового самосознания подрастающего поколения, его духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В числе важнейших из них могут быть названы: Конвенция ООН о правах ребенка, Всемирная программа образования в области прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.2004, Конституция Российской Федерации; Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп. на 21.07.2007); Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; Комплексная областная целевая программа развития образования в Нижегородской области на 2006—2010 годы, областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Нижегородской области» на 2006—2010 годы.
Актуальность разработки данного проекта определяется рядом объективных и субъективных факторов:
3 обусловленностью состояния общей культуры молодого человека именно эффективностью гражданского обучения и воспитания;
3 высокой потребностью формирования посредством системы образования благоприятных для развития человека социальных отношений;
3 необходимостью создания возможностей для реализации гибких индивиду-
альных образовательно-воспитательных программ, новых организационно-финансовых механизмов гражданского становления личности;
3 существованием в образовательной системе противоречий, например, между декларируемыми в нормативных правовых актах задачами повышения роли гражданского образования и духовно-нравственного воспитания в современных условиях и неразработанностью условий и механизмов их реализации на региональном уровне и др.;
3 низкой эффективностью процесса становления личности молодого гражданина, вызванной отсутствием на региональном уровне единой методологической базы диагностического инструментария и технологии проведения мониторинга процессов духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, а также критериальной базы единых требований к содержанию этих процессов на уровне отдельных образовательных учреждений.
Определив существующие «пробелы» в сфере гражданского образования в регионе, можно сформулировать задачи педагогического проектирования условий и механизмов их устранения:
3 развитие и совершенствование нормативной базы, регулирующей развитие гражданских отношений и рост гражданских инициатив на основе духовно-нравственной культуры;
3 обеспечение общественно-государственного участия в данных процессах;
3 совершенствование системы образования посредством повышения воспитательного потенциала образовательных учреждений, обеспечивающего формирование у обучающихся важнейших нравственных ценностей и патриотического сознания;
Исходя из необходимости развития образовательного комплекса Нижегородской области, разработки единых подходов к формированию региональной системы гражданского становления личности, в лаборатории был создан экспериментальный сетевой образовательный проект.
3 формирование активной жизненной и гражданской позиции, правовой культуры поведения учащихся;
3 создание и осуществление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для обеспечения деятельности системы непрерывного гражданского образования;
3 формирование системы изучения, обобщения и распространения передового опыта в сфере гражданского образования детей и молодежи.
Предполагается, что конечным результатом реализации данного проекта станет формирование целостной системы универсальных учебных действий. Ее компонентами будут являться самостоятельная деятельность и личная ответственность обучающихся, то есть те ключевые компетентности, которые определяют современное качество образования и при этом не могут быть реализованы без решения другой не менее важной задачи — формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способ-
ности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Согласно приказу ректора ГОУ ДПО НИРО от 21.08.2009 № 94, в состав участников экспериментального сетевого образовательного проекта «Проектирование условий и механизмов гражданского становления личности и духовно-нравственного воспитания в системе общего среднего образования» входят 27 образовательных учреждений области.
Задачи лаборатории реализует коллектив научных сотрудников, среди которых доктора педагогических наук Е. Д. Глебо-ва, Ф. В. Повшедная, доктор исторических наук В. К. Романовский, кандидат философских наук, протоиерей Алексий (Горин), кандидат педагогических наук М. Н. Крайникова, старшие научные сотрудники И. А. Котина, Г. Б. Гречухин. Возглавляет работу лаборатории кандидат философских наук, проректор по научно-исследовательской и проектной деятельности ГОУ ДПО НИРО В. К. Крючков.
Коллективу научных сотрудников лаборатории по силам решать проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (по материалам Центра дистанционного обучения)
ентр дистанционного обучения Ни-I I жегородского института развития образования был создан в январе 2009 года на базе лаборатории дистанционного обучения. Таким образом, история развития Центра тесно связана с деятельностью коллектива лаборатории дистанционного обучения, созданной в ГОУ ДПО НИРО в мае 2006 года с целью развития дистанционной формы повышения квалификации специалистов системы образования. Лабораторию возглавила Н. И. Городецкая, в прошлом замести-
тель директора Центра компьютерных технологий НИРО. В состав лаборатории входили канд. пед. наук, старший научный сотрудник Е. Г. Калинкина, канд. пед. наук, старший научный сотрудник Е. Е. Конюхов, старший научный сотрудник М. И. Го-лунова, старший научный сотрудник А. Г. Баханский, методист Н. С. Гаранова. В тесном единении с сотрудниками лаборатории над проблемой дистанционного обучения работал педагог-новатор, канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры естественнонаучного образования А. Ф. Беленов.