Научная статья на тему 'Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе'

Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6427
719
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сергеева В. П.

В статье характеризуются подходы к формированию гражданской идентичности в образовательном процессе. Данная деятельность рассматривается как целенаправленный процесс становления гражданской культуры у учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

www.pmedu.ru

2011, №4, 12-15

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

FORMATION OF CIVIL IDENTITY IN EDUCATIONAL PROCESS

Сергеева В.П.

Директор Центра развития систем и технологий социализации детей и молодежи Московского гуманитарного педагогического института, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ E-mail: uoer@mhpi.ru

Sergeeva V.P.

Director of the Center for development of systems and technologies

of child and youth socialization (Moscow Humanitarian Pedagogical University)

Doctor of science (Education), Professor,

Merit Scholar of Russian Federation

Аннотация. В статье характеризуются подходы к формированию гражданской идентичности в образовательном процессе. Данная деятельность рассматривается как целенаправленный процесс становления гражданской культуры у учащихся.

Annotation. Article characterize approaches to formation of civil identity in educational process. The actual activity is considered as purposeful process of formation of civil culture among pupils.

Ключевые слова: гражданская идентичность, самоопределение, социально-критическое мышление, толерантное сознание, коммуникативная компетентность.

Keywords: Civil identity, self-determination, socially-critical thinking, tolerant consciousness, communicative competence.

В современном российском обществе кризис социальной общественной системы ставит перед научным и педагогическим сообществом задачи нового понимания феномена идентичности, ее структуры, видов и условий становления в системе образования. Важно отметить, что данная проблема рассматривалась с позиции разных научных аспектов: философии, психологии, антропологии, социального знания, профессиональной, половой, индивидуальной и этнической идентичности.

Категория «идентичность» известна со времен Аристотеля, но и до наших дней ведутся споры по ее фундаментальности. Если первоначально «идентичность» рассматривалась как характеристика всеобщности бытия, исключающая различия, то позже появились противоположные философские взгляды (Делез и Деррида), которые поставили под сомнение исходную позицию трактовки идентичности. На защиту прав «неидентичности» встали Адорно и Хоркхаймер, которые доказали различия идентичности по направлениям и содержанию.

Идентичность изначально рассматривалась как социальное образование; индивид видит себя таким, каким его видят другие. Работы Мида и Кули легли в основу концепции символического интеракционизма, в которой «Я» - идентичность рассматривается и как результат социальной инте-

ракции, и как фактор, обусловливающий социальную интеракцию, что дало толчок к разработке теории ролей. Иными словами, у индивида не одна, а несколько идентичностей. Встает проблема, как привести идентичность к тождеству с самой собой? Благодаря работам Э. Гоффмана, создавшего так называемую драматическую модель социального взаимодействия, в научный оборот вошли такие метафоры как «сцены», «инсценирование», «самоопределение», «команды», «ролевая дистанция». Э. Гоффману принадлежит и описание способности индивида к рефлексии на собственные социальные роли, «самонаблюдению», дистанцированию от тех ролей, которые он играет.

Начиная с 50-х годов прошлого века (Э. Эриксон. Ж. Пиаже и др.) стали рассматривать социальную идентичность с позиции «что есть человек в социальном плане». Идентичность индивида установлена тогда, когда другие участники социальных отношений кодифицируют его как определенного социального агента путем приписывания ему тех же значений идентичности, которые он признает для себя или объявляет сам.

Первая идентичность человека характеризуется половыми признаками (осознание того, что он мальчик, девочка, мужчина, женщина, отец, мать, профессионал в своем деле), потом идет гражданская и этническая идентичность. С 1990 г. в России доминирующими в изучении были проблемы этнической и региональной идентичности. Например, в Москве до сих пор 60% населения ощущают, прежде всего, свою связь с городским пространством, что они москвичи. Лишь потом россияне и русские. В Томске, Екатеринбурге, Воронеже российская идентичность обогатила региональную идентичность. Очень высока региональная идентичность в Татарстане, там даже проживающее русское население считает себя, прежде всего, татарстанцами.

Рассматривая индивидуальную и групповую идентичность, по мнению В.С. Малахова, необходимо разделение «ведомственных» границ между понятиями, иначе, по мнению автора, нам грозит элементарное смешение понятий. Когда речь идет о социальной идентичности как об особом измерении, то это с незапамятных времен обозначается как «социальное Я». Этот концепт нельзя смешивать с так называемой коллективной идентичностью, т.к. субъективность - это атрибут индивида, а не коллектива, ибо ни «сознанием», ни «желанием» коллектив не обладает.

В современных условиях существенное расхождение происходит между идентичностью и национализмом. В интервью академика РАН В. Тишкова отмечается, что в головах людей сейчас полная путаница из старых и новых понятий. Одно понимание: нация - это россияне - гражданская идентичность; другое: нация - это этническая идентичность - русские, татары, якуты и т.д. Причем строительство общегражданской нации вовсе не означает формирование однородной культурной нации. Чтобы строить российскую нацию, не надо ничего ломать, просто необходим компромисс -гражданская нация, состоящая из представителей разных национальностей, которые у нас есть. У граждан России общие нравственные ценности, общепризнанные герои, общие праздники и исторические победы, язык общения, культурный багаж.

Структура гражданской идентичности, как и любого вида идентичности, характеризуется двумя аспектами (Т. Водопажская). Первый аспект характеризуется осознанием принадлежности к тому или иному государству, имеющему для данного индивида значимый смысл. Второй аспект характеризуется феноменом надиндивидуального сознания, признаком качества гражданской общности, характеризующего его как коллективного субъекта. Эти два аспекта не взаимоисключают друг друга, а акцентируют внимание на различных аспектах гражданской идентичности со стороны индивида и со стороны общества.

Наиболее значимыми факторами становления коллективной субъективности гражданской общности являются:

- общее историческое прошлое, укореняющее и легитимизирующее существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах;

- самоназвание гражданской общности;

- общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;

Проблемы современного образования, №4, 2011

- общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри совместной общности и ее институционального устройства:

- переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными политическими действиями.

Из этого следует, что общегражданская идентичность интегрирует население страны и является залогом стабильности государства, понятие «государственная идентичность» синонимично понятию «национальная идентичность» в тех случаях, когда последнее рассматривается в рамках подхода к нации как к согражданству, общности, организованной по государственно-политическому признаку.

Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе представляет собой целенаправленный процесс становления гражданской культуры у учащихся. Анализ существующей практики формирования гражданской идентичности в образовательных учреждениях обнаруживает недостаточность целенаправленной планомерной работы в данном направлении (В.С. Собкин). Это находит выражение в низком уровне школьного самоуправления, отсутствии продуманной тактики воспитания гражданской идентичности, недостаточном использовании воспитывающего потенциала гуманитарных учебных предметов, низком уровне вовлеченности учащихся школ в социально активные виды деятельности, в преобладании «знаниевой» парадигмы организации процесса обучения по сравнению с компетентностной и деятельностной.

Согласно словарным определениям, «идентичность» в современных исследованиях рассматривается как «консолидация» - в виде действия, в результате которого части чего-то единого становятся едиными, связанными друг с другом. Идентичность предполагает интеграцию (консолидацию) интересов, взглядов, отношений, результатом которой является общность субъектов, объединяющихся для достижения общих целей. Последнее требует согласования базовых исходных позиций, т.е. едины в главном, в остальном расходятся. Консолидация предполагает работу каждого субъекта по уяснению собственной и чужой позиции, поиску общего, внесению корректив в собственную систему представлений и отношений. Непременным условием консолидации является эмоциональное принятие и неантагонистичность предполагаемых изменений в системе ценностных отношений к миру, другим и самому себе.

Ключевой задачей самоопределения подростков является формирование гражданской идентичности, представляющей осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл (А.Г. Асмолов).

Рассмотрим идентичность с позиции аспекта воспитания, который относится к числу малоизученных проблем. В теории воспитательных систем важным компонентом является характеристика базового набора идентичностей:

- когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности);

- ценностно-смысловой (позитивное, негативное или амбивалентное отношение к принадлежности);

- эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности);

- деятельностный (реализация гражданской позиции в общении и деятельности, гражданская активность, участие в социальной деятельности, имеющей общественную значимость).

Основными направлениями воспитания гражданской идентичности учащихся в образовательном процессе являются:

- духовно-нравственное и ценностно-смысловое воспитание - формирование приоритетных ценностей гуманизма, духовности и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, стремления следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимости к их нарушению;

- историческое воспитание - знание основных событий истории Отечества и его героического прошлого, представление о месте России в мировой истории; знание основных событий истории народов России, формирование исторической памяти, чувства гордости и сопричастности событиям

героического прошлого, знание основных событий истории края, республики, области, в которой проживает учащийся; представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, формирование чувства гордости за свой род, семью, город (село);

- политико-правовое воспитание - направлено на формирование представлений учащихся о государственно-политическом устройстве России; государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина; правах и обязанностях учащегося; информирование об основных общественно-политических событиях в стране и в мире; правовая компетентность;

- патриотическое воспитание - направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважения национальных символов и святынь, знания государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях;

- трудовое (профессионально-ориентированное) воспитание - формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека; ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; формирование добросовестного и ответственного отношения к созидательному труду, уважение труда людей и бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданных трудом человека;

экологическое воспитание, задачи которого могут быть определены как формирование высокой ценности жизни, потребности учащихся сохранять и улучшать окружающую природную среду, обучение экологически сообразному поведению.

Формами организации школьников по формированию российской идентичности, духовно-нравственных ценностей могут быть: система классных часов, викторин, круглых столов, конкурсы проектов, рисунков, творческие фестивали, олимпиады и др. (например: «Я - гражданин Земли Рос сийской»; «Россия - моя территория»; «Я - молодой россиянин»; «Традиции, обычаи Земли Российской»; «Мое моральное кредо», «Круглый стол с острыми углами» и др.).

Показателями сформированности гражданской идентичности у подростков выступают такие интегративные качества личности как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление, обеспечивающее когнитивную основу свободного жизненного выбора личности. Соответственно, необходимо обеспечить формирование у учащихся образа России в единстве ценностно-смыслового, исторического, патриотического и правового контекстов; формирование социально-критического мышления как основы свободного выбора и самоопределения личности; развитие толерантного сознания и коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве. Воспитание толерантности как моральной ценности и социальной нормы складывающегося в России гражданского общества, понимание и уважение иного образа мыслей и образа жизни является необходимым условием жизни в поликультурном и поликонфессиональном обществе, формирования гражданственности и патриотизма личности.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. 2007. - № 6.

2. Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. - М.: Изд. МПСИ; Воронеж; Изд. НПО «МОДЭК», 2008.

3. Национальный акцент: Работы победителей всероссийского конкурса «Миротворец-2008». М.: Изд. Министерство регионального развития РФ, 2009.

4. Собкин В.С., Ваганова М.В. Политические ориентации подростков и проблема толерантности // Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Том VIII. Выпуск XIII. - М.: Центр социологии образования РАО, 2003.

5. Шакурова М.В. Базовый набор идентичностей как интегративное качество воспитательной системы // Воспитательная система как социокультурный феномен: прошлое, настоящее, будущее. Материалы международной научно-практической конференции. Сборник статей. - М.: Институт теории и истории педагогики РАО, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.