Отметим, что особо важными факторами успешной деятельности тьютора являются хорошее владение средствами ИКТ, высокая коммуникативная компетентность, умение оказать обучающимся своевременную психолого-педагогическую поддержку, что способствует повышению эмоционального настроя. Формируя механизмы обучения тьюторов, мы учитывали также тот факт, что при реализации дистанционного курса с поддержкой тьютора желательно (но, как мы считаем, не обязательно) достижение им определенного уровня знаний в соответствующей предметной области, что также обеспечивает качественную поддержку дистанционного учебного процесса. Заметим, что в становлении профессиональной позиции тьютора развитие коммуникативной активности и ИКТ-компетентности имеет существенное значение, так как именно эти компетенции будут играть ведущую роль в его педагогической деятельности по сопровождению дистанционного учебного процесса.
Таким образом, развитие системы тьюторской поддержки дистанционного обучения в информационно-коммуникационной среде предполагает комплексное решение задач эффективного сопровождения дистанционного обучения педагогов, включающее развитие профессионал ь-ной позиции тьютора как педагога, что и было заложено в основу наших учебных программ, предназначенных для совершенствования профессиональных компетенций тьюторов дистанционного обучения.
Дальнейшее становление системы тьюторской поддержки дистанционного обучения предусматривает организацию в каждом районе Нижегородской области опорной площадки подобного обучения во главе с квалифицированным педагогом — консультантом в области использования средств телекоммуникаций, что позволит создать комфортную образовательную среду дистанционного обучения педагогов и школьников.
ИНТЕГРИРОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ СИСТЕМ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
С. Н. ИСАКОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ГОУ ДПО НИРО
В статье рассматривается проблема использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам. Автор описывает основные методические принципы обучения английскому языку в рамках использования ИКТ. В статье также перечисляются основные функции ИКТ при обучении иностранному языку.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компьютерное обучение английскому языку, мультимедийные средства обучения, самостоятельная познавательная деятельность учащегося, интерактивный режим работы
Специфика предмета «Иностранный язык» заключается в том, что основным компонентом его содержания являются не основы наук, а обучение различным видам речевой деятельности.
Известно, что информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) обладают колоссальными информационными возможностями. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку предназначены для:
3 автоматизации различных навыков и умений (своеобразный тренажер);
3 диагностики знаний по предмету;
3 создания тестов на изучаемом языке;
3 обработки и хранения статистической информации об учебной деятельности;
3 общения с носителями языка посредством электронной почты или чатов;
3 повышения профессионального уровня преподавателя.
Однако следует помнить, что главное в обучении — дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определенными целями образования, а информационно-коммуникационные технологии — средство реализации этих задач.
Главная цель изучения иностранного языка — формирование коммуникативной компетенции учащихся, остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе достижения этой главной цели. Коммуникативная компетенция в современном ее понимании предусматривает развитие способностей к межкультурному взаимодействию. Специфика предмета «Иностранный язык» заключается в том, что основным компонентом его содержания являются не основы наук, а способы деятельности — обучение различным видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму). Следует отметить еще одну особенность этой дисциплины:
обучать речевой деятельности можно лишь в процессе живого общения, а для этого нужен партнер. Компьютерные телекоммуникации предоставляют такую возможность.
Таким образом, разрабатывая концепцию компьютерного обучения английскому языку, необходимо принимать во внимание, с одной стороны, дидактические особенности и функции такого обучения, его мультимедийных средств, выступающих в качестве технологической основы, с другой — концептуальные направления дидактической организации этого обучения как элемента общей системы образования на современном уровне. При использовании ИКТ в обучении иностранному языку мы должны следовать общим педагогическим принципам:
3 в основе компьютерного обучения английскому языку должна лежать самостоятельная практика каждого обучаемого в том виде речевой деятельности, которым он овладевает в настоящее время;
3 деятельностью каждого обучаемого должен руководить педагог, то есть учебный процесс организуется таким образом, чтобы преподаватель на протяжении всего курса имел возможность систематически отслеживать, корректировать, контролировать и оценивать деятельность обучаемых;
3 самостоятельная деятельность обучаемого должна поддерживаться эффективной обратной связью с преподавателями (как индивидуально, так и при работе в группе).
Основными методическими принципами, имеющими концептуальное значение для организации компьютерной системы обучения, являются:
3 коммуникативный принцип;
3 принцип сознательности, предполагающий следование определенной системе правил;
130
С. Н. ИСАКОВА. Интегрирование мультимедийных интерактивных систем.
3 принцип опоры на родной язык обучаемых;
3 принцип наглядности, предусматривающий работу со средствами различных видов и форм: языковыми (отбор аутентичных текстов, речевых образцов, демонстрирующих функциональные особенности языкового материала в культурной среде страны изучаемого иностранного языка), зрительными (использование разнообразных мультимедийных средств), слуховыми (применение определенных программных средств — саундбластеров, CD-ROM);
3 принцип доступности, который обеспечивается при компьютерном обучении благодаря не только соответствующей разработке учебного материала разных уровней сложности, но и интерактивному режиму деятельности;
3 принцип положительного эмоционального фона, формирующий устойчивую мотивацию обучения для каждого учащегося. Это очень важно при использовании компьютерных технологий в обучении иностранному языку и достигается, с одной стороны, специфической организацией такого обучения, а с другой, что особенно важно, — системой устанавливаемых отношений между преподавателем и обучаемыми, а также между самими обучаемыми.
При соблюдении всех этих принципов использование современных компьютерных технологий в обучении иностранному языку позволяет успешно решать следующие задачи:
3 осознавать языковые явления;
3 формировать лингвистические способности (развивать навыки письма и чтения, расширять лексический запас, отрабатывать грамматические навыки, умения конструировать текст и т. д.);
3 автоматизировать языковые и речевые действия;
3 создавать простейшие ситуации общения;
3 развивать межпредметные связи;
3 организовывать индивидуальный подход;
3 стимулировать коммуникативную деятельность учащихся;
3 интенсифицировать обучение, повышать мотивацию;
3 создавать условия для самостоятельной работы;
3 вырабатывать позитивную самооценку у обучаемых;
3 создавать комфортную среду обучения;
3 избегать рутины;
3 собирать и анализировать учебную информацию, разрабатывать упражнения и тесты в соответствии с возрастом и уровнем знаний ученика.
На уроках в школе и во внеурочное время можно использовать следующие виды ИКТ:
3 компьютерные программы: игровые, учебные, диагностические, включающие также индивидуальную работу с учащимися по предметным тренажерам, — если ребенок на уроке не справился с заданием, он может поработать с ним дома;
3 текстовые редакторы, применяемые учителями для создания банка учебно-методических материалов; учениками — для интенсивного развития письменной речи, работа над которой часто игнорируется из-за недостатка учебного времени;
3 Интернет может быть использован как с коммуникативной, так и с образовательной целью:
— включение материалов Сети в содержание урока;
— самостоятельный поиск учащимися информации в рамках работы над проектом;
— подбор аутентичных материалов для урока;
— запись звуковой информации.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются необходимым компонентом деятельности
При использовании компьютерных технологий в обучении иностранному языку очень важно следовать принципу положительного эмоционального фона, формирующего устойчивую мотивацию обучения для каждого учащегося.
педагога. ИКТ позволяют эффективно организовывать образовательный процесс на современном уровне и способствуют реализации основных направлений развития образования; они создают благо-
приятные условия для личностного и профессионального совершенствования педагога и обеспечивают возможности функционирования образовательных пространств различных уровней.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борк, А. Компьютеры в обучении: чему учит история / А. Борк // Информатика и образование. — 2007. — № 5.
2. Буняев, М. Подготовка учителя — решение проблемы информатизации / М. Буняев // Информатика и образование. — 2008. — № 4.
3. Воронина, Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т. П. Воронина, В. П. Ка-шицин. — М. : Информатик, 2007.
4. Гершунский, Б. С. Теоретико-методологические основания компьютеризации в сфере образования / Б. С. Гершунский. — М. : Педагогика, 2004.
5. Ершов, А. П. Концепция информатизации образования / А. П. Ершов // Информатика и образование. — 2000. — № 6.
6. Кручинина, Г. А. Моделирование учебного процесса как метод развития творческой активности студентов в условиях новых информационных технологий обучения / Г. А. Кручинина // Современный специалист: проблемы становления. — Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 1991.
7. Кручинина, Г. А. Система психолого-педагогической подготовки студентов университета к педагогической деятельности в условиях компьютеризации школы / Г. А. Кручинина // Компьютер и образование. — М. : Изд-во АПН СССР, 1991.
8. Машбиц, Е. И. Основные концепции применения компьютеров в образовании / Е. И. Машбиц. — М. : Педагогика, 2007.
9. Полат, Е. С. Дистанционное обучение / Е. С. Полат. — М. : Владос, 1998.
/
В 2009 году в издательском центре Нижегородского института развития образования вышла в свет книга:
Теоретические и практические аспекты подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию /
под ред. В. К. Романовского, Е. Г. Калинкиной
Сборник подготовлен по материалам областного научно-практического семинара «Инновационный опыт преподавания истории и обществознания в контексте подготовки к ЕГЭ», состоявшегося в Нижегородском институте развития образования 18 февраля 2009 года.
Издание адресовано учителям истории и обществоведческих дисциплин, методистам, а также всем интересующимся современными подходами к преподаванию истории и обществоведческих дисциплин в условиях подготовки к единому государственному экзамену.
V_
132 С. Н. ИСАКОВА. Интегрирование мультимедийных интерактивных систем...
Образовательная система: теория и практика