Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЦЕНТРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ)'

РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЦЕНТРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЦЕНТРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ)»

3 формирование активной жизненной и гражданской позиции, правовой культуры поведения учащихся;

3 создание и осуществление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для обеспечения деятельности системы непрерывного гражданского образования;

3 формирование системы изучения, обобщения и распространения передового опыта в сфере гражданского образования детей и молодежи.

Предполагается, что конечным результатом реализации данного проекта станет формирование целостной системы универсальных учебных действий. Ее компонентами будут являться самостоятельная деятельность и личная ответственность обучающихся, то есть те ключевые компетентности, которые определяют современное качество образования и при этом не могут быть реализованы без решения другой не менее важной задачи — формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способ-

ности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Согласно приказу ректора ГОУ ДПО НИРО от 21.08.2009 № 94, в состав участников экспериментального сетевого образовательного проекта «Проектирование условий и механизмов гражданского становления личности и духовно-нравственного воспитания в системе общего среднего образования» входят 27 образовательных учреждений области.

Задачи лаборатории реализует коллектив научных сотрудников, среди которых доктора педагогических наук Е. Д. Глебо-ва, Ф. В. Повшедная, доктор исторических наук В. К. Романовский, кандидат философских наук, протоиерей Алексий (Горин), кандидат педагогических наук М. Н. Крайникова, старшие научные сотрудники И. А. Котина, Г. Б. Гречухин. Возглавляет работу лаборатории кандидат философских наук, проректор по научно-исследовательской и проектной деятельности ГОУ ДПО НИРО В. К. Крючков.

Коллективу научных сотрудников лаборатории по силам решать проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (по материалам Центра дистанционного обучения)

ентр дистанционного обучения Ни-I I жегородского института развития образования был создан в январе 2009 года на базе лаборатории дистанционного обучения. Таким образом, история развития Центра тесно связана с деятельностью коллектива лаборатории дистанционного обучения, созданной в ГОУ ДПО НИРО в мае 2006 года с целью развития дистанционной формы повышения квалификации специалистов системы образования. Лабораторию возглавила Н. И. Городецкая, в прошлом замести-

тель директора Центра компьютерных технологий НИРО. В состав лаборатории входили канд. пед. наук, старший научный сотрудник Е. Г. Калинкина, канд. пед. наук, старший научный сотрудник Е. Е. Конюхов, старший научный сотрудник М. И. Го-лунова, старший научный сотрудник А. Г. Баханский, методист Н. С. Гаранова. В тесном единении с сотрудниками лаборатории над проблемой дистанционного обучения работал педагог-новатор, канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры естественнонаучного образования А. Ф. Беленов.

Становление лаборатории дистанционного обучения как творческого и научного коллектива происходило в период развития инновационных процессов, связанных с информатизацией сферы образования Нижегородской области.

Основные направления деятельности Центра

3 развитие систем и средств дистанционного обучения, обеспечивающих повышение доступности и качества образования в сельских районах Нижегородской области;

3 развитие современных методов обучения посредством эффективного использования информационных компьютерных технологий в учебном процессе;

3 разработка, апробация и внедрение в учебный процесс программ дистанционного обучения.

Актуальность внедрения дистанционных форм обучения в систему повышения квалификации работников образования диктовалась самой системой развития российского образования, все более приобретающего черты открытости, индиви-дуализированности и вариативности, позволяющие современному специалисту получать непрерывное образование на протяжении всей жизни. Возможность повышать квалификацию, не отвлекаясь от профессиональной деятельности, удобство организации учебного процесса во времени, экономия денежных средств, овладение новыми технологиями сетевых коммуникаций — все это составляет неполный перечень привлекательных характеристик дистанционного обучения.

Необходимость решения задач внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс института требовала высококвалифицированных специалистов, владеющих специальными знаниями в области ИКТ и знакомых с технологией организации педагогической деятельности в условиях функционирования специальной информационной образовательной среды. Перед сотрудниками ла-

Слева направо: Т. В. Туманова, Е. Г. Калннкнна (ныне проректор по учебно-методнческой работе), Н. И. Городецкая (руководитель Центра), Ю. В. Грузннова

боратории была поставлена сложнейшая задача: в кратчайшие сроки освоить информационно-коммуникационную среду дистанционного взаимодействия, разработать первые экспериментальные курсы для дистанционного обучения работников системы образования и начать их опытную апробацию.

В этих условиях крайне важна была поддержка, оказанная сотрудникам лаборатории являвшейся в то время проректором по учебно-методической работе института Л. Н. Шиловой, выступившей научным руководителем инновационной деятельности лаборатории дистанционного обучения НИРО и районного управления образованием Павловского района. На базе информационно-диагностического кабинета, возглавляемого Л. А. Сачковой, была создана экспериментальная площадка дистанционного обучения педагогов Павловского района. Первые экспериментальные курсы дистанционного обучения были реализованы для специалистов системы образования Павловского района уже в 2006 году. При этом сотрудники лаборатории выступили не только в роли авторов-разработчиков дистанционных кур-

сов, но и в роли педагогов системы дистанционного обучения. Тематика первых пяти дистанционных курсов была направлена на поддержку наиболее востребованных педагогами Нижегородской области спецкурсов, ранее реализуемых соответствующими подразделениями института в очном режиме: «Актуальные проблемы преподавания всеобщей истории» (автор — Е. Г. Калинкина); «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (автор — Е. Е. Конюхов); «Основы работы в сети Интернет» (автор — М. И. Голунова); «Компьютерное черчение в системе автоматизированного проектирования КОМПАС 3D иг» (автор — Н. И. Городецкая); «Естествознание и окружающая среда» (автор — А. Ф. Беленов).

Нововведение в системе повышения квалификации специалистов образования, связанное с внедрением дистанционных образовательных технологий в образовательную деятельность Нижегородского института развития образования, было одобрено всеми участниками эксперимента в г. Павлово, что было неоднократно отмечено в рамках проведения выездной итоговой конференции в декабре 2006 года. Удобство, комфортность, повышение профессионального мастерства, приобретение коммуникационных навыков работы в сети — все это, несомненно, достоинства дистанционной формы обучения.

Однако реализация первых экспериментальных дистанционных курсов обозначила и ряд проблем организационного и методического характера, решение которых в последующие годы функционирования лаборатории дистанционного обучения позволило повысить комфортность обучения педагогов, сделать популярной и востребованной данную форму повышения квалификации.

Среди выявленных проблем особую значимость имел недостаточный уровень компетентности педагогов, приступающих

Сотрудниками лаборатории была разработана система тьюторско-го сопровождения процесса дистанционного повышения квалификации педагогов, находящихся в удаленных районах Нижегородской области.

к дистанционному обучению, в области использования новейших средств информационно-коммуникационных технологий. Безусловно, это напрямую связано с отсутствием домашних компьютеров и компьютерной техники на рабочих местах и, следовательно, с низкой активностью педагогов в использовании стандартного программного обеспечения и электронных образовательных ресурсов как в классно-урочной, так и в профессиональной деятельности. Все это повлекло за собой возникновение проблем при использовании компьютерных средств и средств телекоммуникаций в дистанционном учебном процессе.

С целью предоставления обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства или временного пребывания сотрудниками лаборатории была разработана система тьюторского сопровождения процесса дистанционного повышения квалификации педагогов, находящихся в удаленных районах Нижегородской области.

Сегодня эта система успешно реализуется на базе хорошо оснащенных компьютерных классов районных образовательных учреждений — опорных площадок дистанционного обучения в 20 районах Нижегородской области. Сопровождение курсов дистанционного обучения осуществляют 28 тьюторов дистанционного обучения, прошедших специальную подготовку в НИРО по программе «Дистанционные технологии в системе повышения квалификации работников образования». Тьюторы работают на своих районных опорных площадках, осуществляют пропедевтическую подготовку будущих участников дистанционных курсов к сетевому учебному взаимодействию, оказывают организационную и методическую помощь обучаемым в рамках реализации каждого конкретного курса дистанционного обучения.

Дальнейшее развитие системы тью-торского сопровождения процесса дистанционного повышения квалификации педа-

гогов предполагает не только расширение географии опорных площадок дистанционного обучения путем их организации в районах, включающихся в инновационную деятельность по внедрению дистанционных форм обучения в образовательный процесс, но и развитие тьюторского корпуса за счет подготовки новых тьюторов дистанционного обучения из числа опытных преподавателей информатики и квалифицированных методистов информационно-диагностических служб.

2007—2008 годы ознаменовались развитием дистанционных образовательных услуг ГОУ ДПО НИРО. Преподавателями института, прошедшими специальную подготовку в лаборатории дистанционного обучения по проблеме использования в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, были разработаны и включены в экспериментальную апробацию новые дистанционные курсы:

3 4 дистанционных курса, разработанных кафедрой истории и обществоведческих дисциплин: «Актуальные проблемы преподавания всеобщей истории», «Технология "Дебаты"», «Содержательные и методические аспекты подготовки к ЕГЭ по обществознанию» (автор — канд. пед. наук, доцент Е. Г. Калинкина);

3 4 дистанционных курса, разработанных кафедрой естественнонаучного образования: «Естествознание и окружающая среда», «Астрономические вопросы естествознания» (автор — А. Ф. Беленов), «Теоретические и практические вопросы подготовки к ЕГЭ по химии» (автор — Л. И. Асанова), «Биогенные элементы» (автор — Н. В. Горбенко);

3 2 дистанционных курса, разработанных кафедрой теории и методики обучения информатике: «Эффективная работа в сети Интернет» (автор — М. И. Голуно-ва), «Основы графики и анимации в среде Macromedia Flash» (автор — А. Г. Ба-ханский);

3 2 дистанционных курса, разработанных кафедрой теории и методики обучения математике: «Основы теории веро-

ятностей. Решение задач с параметрами» (автор — Б. Н. Иванов), «Теоретические и практические вопросы подготовки к ЕГЭ по математике» (авторы — Б. Н. Иванов, М. А. Мичасова, И. Г. Малышев);

3 дистанционный курс, разработанный кафедрой теории и практики управления: «Управление карьерой: технология профессионального и личностного самоопределения старшеклассников» (автор — А. П. Махов);

3 дистанционный курс, разработанный кафедрой начального образования: «Основы эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в начальной школе» (авторы — Т. А. Рунова, И. И. Бондарева).

Разработаны и успешно реализуются межкафедральные курсы: «Компьютерное черчение в автоматизированной системе Компас 3D LT» (автор — Н. И. Городецкая), «Трудные вопросы орфографии при подготовке к ЕГЭ» (авторы—Л. В. Ага-фонцева, М. Н. Крайникова), а также упомянутый выше курс «Технология "Дебаты"» (автор — Е. Г. Калинкина).

Одним из ключевых направлений деятельности лаборатории являлась научно-методическая работа по сопровождению курсов дистанционного обучения, как реализуемых в опытно-экспериментальном режиме, так и получивших право на «самостоятельную реализацию» в рамках выполнения плана-графика курсовой подготовки кафедр НИРО. В 2007—2008 годах в ГОУ ДПО НИРО при научно-методическом сопровождении лаборатории дистанционного обучения было проведено 34 дистанционных курса (15 курсов в 2007 году и 19 курсов в 2008 году) для работников системы образования Нижегородской области, на которых обучилось более 600 человек. Четыре дистан-

Преподавателямн института, прошедшими специальную подготовку в лабораторнн днстанцнонно-го обучення по проблеме нсполь-зования в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, были разработаны и включены в экспериментальную апробацию новые дистанционные курсы.

ционных курса были организованы по заказу министерства образования и молодежной политики республики Чувашия, на которых прошли обучение 60 преподавателей системы начального профессионального и специального образования. В рамках учебной деятельности сотрудников лаборатории на базе НИРО осуществлялась целевая подготовка тьюторов дистанционного обучения, что позволило организовать систему квалифицированного сопровождения дистанционных курсов. Положительный эффект тьюторского сопровождения курсов, удобство организации дистанционных занятий на районных опорных площадках, а также актуальность введения дистанционных форм обучения в систему повышения квалификации работников образования были отмечены участниками интернет-конференции «Дистанционное обучение: достижения, проблемы, перспективы», организованной в декабре 2007 года в среде дистанционного обучения. В конференции приняли участие 66 работников образования — организаторов и участников курсов дистанционного повышения квалификации.

Становление процесса дистанционного повышения квалификации педагогов Нижегородской области сопровождалось научными исследованиями сотрудников лаборатории в области выявления эффективных условий организации дистанционного обучения, разработки оптимальной схемы взаимодействия организаторов и участников дистанционных курсов, выявления эффективной модели сетевого взаимодействия, использования здоровьесберегающих технологий в дистанционной учебной деятельности. Наряду с этим проводились исследования функциональных и коммуникационных возможностей среды дистанционного обучения, выявлялись потребности районов Нижегородской области в дистанционных об-

В рамках учебной деятельности сотрудников лаборатории на базе НИРО осуществлялась целевая подготовка тьюторов дистанционного обучения, что позволило организовать систему квалифицированного сопровождения дистанционных курсов.

разовательных услугах, разрабатывались экспериментальные учебные программы и электронные учебники на CD.

Результатом проведенных исследований явилось создание смешанной модели дистанционного обучения, основанной на интеграции сетевой технологии, кейс-технологии и технологий очного обучения. Данная модель предусматривает предварительную подготовку участников дистанционных курсов в области использования информационно-коммуникационных средств в режиме очного обучения на опорной площадке района и последующую реализацию учебного процесса средствами интернет-технологий при обеспечении участников дистанционных курсов электронными учебными материалами на CD. В ходе реализации модели был создан депозитарий электронных учебных пособий к дистанционным курсам из 17 компакт-дисков.

Сотрудниками лаборатории была освоена технология подготовки материалов для реализации процедуры государственной регистрации электронных пособий в Отраслевом фонде алгоритмов и программ (ОФАП) и в ФГНУ «Всероссийский научно-технический информационный центр». В настоящее время 8 электронных пособий к дистанционным курсам имеют свидетельства о государственной регистрации.

Материалы исследований, выполненных сотрудниками лаборатории дистанционного обучения, были представлены на региональных, всероссийских и международных конференциях. За период функционирования лаборатории дистанционного обучения сотрудники подготовили более 20 публикаций по различным проблемам внедрения дистанционных форм обучения в систему повышения квалификации работников образования. Результаты проведенных исследований были аккумулированы в сборнике «Технологии организации дистанционного обучения в процессе повышения квалификации» (авторы-составители: Н. И. Городецкая, Е. Г. Ка-

линкина [Электронный ресурс]: [интерактив. учеб.] // Зарегистрировано ОФАП, Москва, 01.09.2008 г. № ОФАП —11465, № гос. регистрации 5020«Ю1843, 18.09.2008).

В 2007/2008 учебном году в лаборатории дистанционного обучения значительное внимание уделялось опытно-экспериментальной работе, тематика которой определялась проблемой внедрения дистанционных образовательных технологий в учебную деятельность общеобразовательных учреждений. Экспериментальная работа МОУ СОШ № 7 г. Павлово по теме «Апробация дистанционных технологий обучения в общеобразовательном учреждении», проведенная в этот период под руководством сотрудников лаборатории, позволила апробировать модель организации межшкольных факультативов с привлечением сотрудников ИДК Павловского района; отработать методику дистанционного взаимодействия педагога и школьника, повысить квалификацию учителей-экспериментаторов в области использования в учебной деятельности сетевых коммуникационных сервисов.

Продолжением начатой педагогами Павловского района исследовательской работы явился эксперимент, реализуемый сегодня творческими коллективами учителей нескольких районов Нижегородской области с целью формирования и развития системы дистанционной педагогической деятельности с одаренными детьми.

В январе 2009 года лаборатория была реорганизована в Центр дистанционного обучения ГОУ ДПО НИРО под руководством Н. И. Городецкой. В состав Центра вошли специалисты-новаторы системы повышения квалификации: специалист по учебно-методической работе, старший преподаватель Т. В. Туманова, канд. пед. наук, старший преподаватель Е. Г. Ка-линкина, канд. психол. наук, старший преподаватель Т. А. Рунова, старший преподаватель Ю. В. Грузинова.

Дистанционные формы обучения все более уверенно завоевывают позиции

в системе повышения квалификации работников образования Нижегородской области. Актуальные задачи дальнейшего развития сферы дистанционных образовательных услуг института определяют основные направления функционирования нового подразделения:

3 формирование и развитие инновационной ин-формационно-образова-тельной среды дистанционного обучения на основе введения в эксплуатацию современной оболочки дистанционного обучения Moodle;

3 разработка и реализация программ дистанционного обучения, направленных на удовлетворение профессиональных потребностей педагогов, работающих в условиях модернизации российской системы образования;

3 развитие сети опорных площадок дистанционного обучения в районах Нижегородской области;

3 формирование и обучение тьютор-ского корпуса с целью реализации эффективного сопровождения курсов дистанционного повышения квалификации педагогов.

Спектр дистанционных образовательных услуг Нижегородского института развития образования развивается сегодня в непосредственной связи с приоритетными направлениями модернизации региональной системы образования:

3 подготовка работников образования к переходу на единый государственный экзамен;

3 подготовка работников образования к работе в системе профильного обучения на старшей ступени школьного образования;

3 углубление предметных знаний педагогов;

Н. И. ГОРОДЕЦКАЯ, руководитель Центра дистанционного обучения

3 формирование информационно-коммуникационной компетентности специалистов системы образования в условиях совершенствования учебно-информационной среды.

Инновационной задачей Центра является подготовка преподавателей общеобразовательных и специальных (коррекци-онных) учреждений к дистанционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Развитие в Нижегородском регионе дистанционной формы обучения детей-инвалидов позволит обеспечить детям с ограниченными возможностями здоровья равенство в получении современного и качественного образования.

Освоение, совершенствование и развитие технологий и методик дистанционного обучения, подготовка педагогиче-

ских кадров для работы в системе дистанционного образования, координация участия подразделений НИРО в этой системе, организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений в области использования дистанционного обучения в учебной деятельности, обеспечение ти-ражируемости и доступности методического обеспечения средствами мультимедиа и Интернета, реализация посредством коммуникационных сервисов сети Интернет непрерывного консультационного взаимодействия с работниками образования по вопросам использования дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе — все это является неполным перечнем спектра развития Центра дистанционного обучения Нижегородского института развития образования.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ БИБЛИОТЕКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА

М. В. Веселова (зав. библиотекой) (сидит); стоят (слева направо): Т. В. Лысенко, И. Е. Варпаева, Е. В. Шадрина, Н. М. Сметова, И. Е. Плющ

Библиотека ГОУ ДПО НИРО —одна из крупных педагогических библиотек Нижегородской области. Ее задача как структурного подразделения института — обеспечить информационную поддержку его научной и практической деятельности. Однако в действительности функциональные рамки работы библиотеки гораздо шире: свою главную миссию мы видим в предоставлении пользователям — как сотрудникам института, так и педагогам области — свободного доступа к информации.

Каковы же реальные возможности и ресурсы библиотеки? Библиотечный фонд составляет сегодня 121 145 экземпляров, количество книговыдач в год — 90 000, общее количество посещений библиотеки в год— более 13 000.

Библиотека активно использует информационные технологии: она компьютеризирована, имеет выход в Интернет. По-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.