Научная статья на тему 'ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ'

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романовский В. К.

В статье рассматриваются новые требования к профессиональным компетенциям учителя истории в условиях ФГОС, а также формы и модели повышения их квалификации на примере Нижегородского института развития образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романовский В. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD AND PROFESSIONAL SKILL OF A TEACHER OF HISTORY

The article considers the new requirements to the professional competence of the teacher of history in the context of the Federal State Educational Standard, and analyzes forms and models of further training implemented in Nizhniy Novgorod Institute of the Development of Education.

Текст научной работы на тему «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ»

2. Николина, В. В. Модульное обучение / В. В. Николина [и др.] // Компетентностно-ориентированное обучение в педагогическом вузе: теория и практика : монография / под ред. В. В. Николиной, О. А. Сафоновой. — Н. Новгород : НГПУ им. К. Минина, 2014. — С. 72—81.

3. Современное качество общего образования: модели образовательных систем и эффективные педагогические механизмы достижения : монография / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов и др. ; науч. ред. : В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова. — Челябинск : ЧИППКРО, 2012.

4. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. — М., 2010.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

В. К. РОМАНОВСКИЙ, доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и обществоведческих дисциплин НИРО vkroman @ mail. ru

В статье рассматриваются новые требования к профессиональным компетенциям учителя истории в условиях ФГОС, а также формы и модели повышения их квалификации на примере Нижегородского института развития образования.

The article considers the new requirements to the professional competence of the teacher of history in the context of the Federal State Educational Standard, and analyzes forms and models of further training implemented in Nizhniy Novgorod Institute of the Development of Education.

Ключевые слова: ФГОС, деятельностный подход, учитель истории, профессиональное мастерство, повыпмение квалификации

Key words: Federal State Educational Standard, activity-based approach, the teacher of history, professional competence, further training

В российской общеобразовательной школе происходит смена моделей образования. Знаниевая модель, ориентированная на сохранение и передачу учащимся знаний, умений и навыков, накопленных прошлыми поколениями, уступает место системно-деятельност-ной модели образования, в большей степени направленной на формирование личности, на приобретение ею уже в стенах школы определенного социального опыта,

необходимого для адаптации во взрослой жизни и адекватного реагирования на вызовы времени. Деятельностная модель образования не отрицает значения знания, но акцентирует внимание на способности использовать полученные знания в социальной практике.

Федеральный государственный образовательный стандарт, ориентированный на деятельностную модель образования, определяет новые цели школьного обра-

зования (обеспечение общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся) и новые требования к результатам образования (формирующаяся личность, освоение ею «универсальных учебных действий», накопление ключевых компетенций) [2].

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход в обучении, который призван:

3 обеспечить новые требования к организации обучения (переход к активным методикам и образовательным технологиям);

3 способствовать широкому внедрению в образовательную практику проектной и исследовательской деятельности;

3 изменить роль ученика в учебном процессе (он не объект, а субъект, активный участник обучения);

3 создать условия для формирования и развития ключевых компетенций учащихся — социальных, познавательных, коммуникативных, личностных.

Таким образом, приоритетная цель современного российского образования — научить ученика учиться, что означает:

3 полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему;

3 умение формулировать алгоритм ее решения;

3 владение навыками контроля за процессом и оценивания полученного результата; 3 способность трансформировать приобретенный в стенах школы учебный опыт в социальный.

Системно-деятельностный подход в обучении базируется на теоретическом наследии Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и других отечественных психологов, которые считали, что:

3 целью обучения является не вооружение ученика знаниями, не накопление знаний, а формирование умения применять знания на практике;

В новых социокультурных условиях требования к учителю истории, его профессиональному мастерству и профессиональной деятельности возрастают.

3 процесс учения есть прежде всего процесс деятельности;

3 знания не должны противопоставляться умениям и действиям, они — составная часть умений и действий [1; 3].

Таким образом, деятельностный подход базируется на простой формуле: человек учится для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого надо узнать, как это надо делать. То есть конечной целью обучения является формирование способа действий. Применительно к школе системно-деятельностный подход нацелен на развитие у школьников в процессе обучения различных способов деятельности, формирование ключевых компетенций учащихся, навыков эффективного использования полученных знаний в социальной практике.

В новых социокультурных условиях требования к учителю истории, его профессиональному мастерству и профессиональной деятельности возрастают. Это обусловлено:

3 введением ФГОС;

3 переходом школы на деятельност-ную модель образования;

3 изменением роли педагога и ученика в образовательном процессе;

3 обновлением содержательных и методологических подходов в историческом образовании;

3 внедрением современных методов и технологий обучения в школьную практику и др.

Учитель истории в условиях смены модели образования продолжает занимать ключевое место в образовательном процессе, но его роль и основные направления деятельности принципиально изменяются, поскольку сегодня он уже не единственный источник знаний. Его главная задача состоит не в том, чтобы выслушать ответы учеников, рассказать новый параграф и обеспечить дисциплину в классе. Он организатор учебного занятия, координатор образовательного процесса, наставник, помощник, консультант, который организует работу класса вокруг учеб-

ной задачи и помогает ученикам ее решить. Его профессиональные компетенции выходят далеко за рамки обязательного владения содержанием учебного предмета.

Современный учитель-гуманитарий должен владеть:

3 качественной академической подготовкой, чтобы профессионально разбираться в содержательных, методологических, дискуссионных аспектах школьной истории;

3 эффективными методиками и технологиями, в том числе ИКТ, направленными на реализацию задач по обеспечению предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся;

3 умениями организовать диалоговое пространство, диалоговое общение, которое стимулирует творческое начало в личности, рождает совместный процесс мыслительной деятельности детей;

3 способностью управлять информационными потоками, содержащими порой противоречивую историческую и общественно-политическую информацию;

3 умениями корректировать историческое и общественное сознание подрастающего поколения в условиях доминирующего влияния СМИ, нередко искажающих исторические факты и события;

3 способностью формировать толерантную среду в классе, где учатся дети разных национальностей и при необходимости умело разрешать конфликтные ситуации между учениками на межнациональной почве.

Безусловно, в повседневной жизни существует немало сдерживающих факторов, которые мешают учителю осознать необходимость своего профессионального развития, приобретения новых компетенций, обновления способов педагогической деятельности:

3 повседневная текучка, загруженность, не позволяющая глубоко и серьезно проанализировать свою педагогическую деятельность и наметить новую траекторию профессионального развития;

3 инертность мышления, выраженная в боязни изменить устоявшиеся стереотипы, в неспособности найти новые пути решения профессиональных проблем;

3 нежелание менять традиционные походы в учебной деятельности, привычную модель профессионального поведения только потому, что «так удобно»;

3 растерянность, тревога, беспокойство, вызванные в том числе неблагоприятными перспективами (закрытие школы, сокращение ставок и т. п.);

3 отсутствие интереса к труду учителя;

3 неудовлетворенность работой, обусловленная различными обстоятельствами.

Факторы, сдерживающие профессиональное развитие учителя, могут быть разные, но учителю важно правильно определить причины своего «профессионального застоя», что может стать первым шагом к исправлению ситуации.

Как известно, эффективность обучения и воспитания во многом обусловлена личным примером, поведением, профессиональными достижениями учителя истории. Можно назвать немало правил обучения, основанных на принципе личного примера:

3 успешно учить можно тогда, когда усердно учишься сам;

3 эффективно учить проектированию учебной деятельности можно при условии, если сам успешно определяешь и выстраиваешь траекторию своего профессионального развития;

3 формировать умение делать выбор, воспитывать ответственность за этот выбор можешь в том случае, если сам делаешь этот выбор и несешь за него ответственность;

3 формировать ответственную личность школьника можешь при условии, если сам являешься таковым.

Факторы, сдерживающие профессиональное развитие учителя, могут быть разные, но учителю важно правильно определить причины своего «профессионального застоя», что может стать первым шагом к исправлению ситуации.

Повышение требований к профессии учителя истории требует выработки новых подходов к обучению студентов в педагогических вузах. К сожалению, условия, в которых обучаются будущие учителя истории, оставляют желать лучшего. Педагогическому сообществу известны недостатки в обучении студентов, среди которых слабая материально-техническая база учебного процесса, катастрофически малое количество часов педагогической практики, отсутствие тьюторского сопровождения практикующих студентов и пр. [4].

Не менее важная задача — создание условий для повышения квалификации тех учителей истории, которые трудятся в школе и которым предстоит в ближайшие годы переходить на федеральные государственные образовательные стандарты. Кафедра истории и обществоведческих дисциплин Нижегородского института развития образования учитывает изменения в обществе и общеобразовательной школе, новые требования к профессиональным компетенциям педагогов в современных условиях и осуществляет планомерную работу по обновлению форм и моделей повышения квалификации учителей. Сегодня в НИРО для учителя истории предлагается широкий спектр форм и моделей курсовой подготовки. Среди них имеются образовательные программы, апробированные временем:

3 квалификационные модульные курсы;

3 проблемно-тематические семинары;

3 педагогические мастерские;

3 мастер-классы; 3 учебные модули и спецкурсы по актуальной проблематике;

Наряду с традиционными формами курсовой подготовки кафедра предлагает новые модели повышения квалификации, такие как:

3 каскадная модель повышения квалификации (обусловлена современными

Повышение требований к профессии учителя истории требуют выработки новых подходов к обучению студентов в педагогических вузах.

жизненными реалиями в системе образования, когда за сравнительно небольшой срок и в массовом порядке необходимо организовать повышение квалификации или осуществить переподготовку педагогических кадров по новым образовательным программам — ИКТ, ФГОС, ОРКСЭ и др.);

3 накопительная система повышения квалификации (позволяет учителю конструировать собственный индивидуальный образовательный маршрут с учетом своих профессиональных потребностей и уровня квалификации);

3 дистанционные курсы (учитель повышает квалификацию в дистанционной форме без отрыва от работы);

3 вебинары (формат вебинара позволяет организовать семинар в режиме реального времени, предоставляет ведущему (докладчику) возможность передавать информацию, отвечать на вопросы слушателей) и др.

Образовательная деятельность кафедры осуществляется на основе принципов:

3 вариативности и разноуровневости (различные формы курсовой подготовки, ориентированные на разные категорий слушателей, многообразие учебных программ и модулей и т. п.);

3 преемственности (сочетание новых и традиционных подходов в процессе повышения квалификации учителей);

3 актуальности (в центре внимания — новое содержание, современные образовательные технологии и методики);

3 практикоориентированности (предпочтение отдается практическим, диалоговым формам обучения);

3 индивидуализации (разработка индивидуальных маршрутов повышения квалификации с учетом профессиональных запросов слушателей).

В рамках курсовой подготовки на учебные занятия часто привлекаются опытные учителя, победители конкурсов ПНПО — Л. А. Гончар, МБОУ СОШ № 58; Е. Л. Краснова, МБОУ № 63; Ю. В. Никольская, МБОУ СОШ № 59; А. Ю. Полу-

шина, МБОУ № 49; Н. Ю. Попова, МАОУ Гимназия № 2; М. В. Фурсов, МБОУ гимназия № 50 и др., работающие в инновационном режиме. Знания, умения, опыт таких учителей-новаторов всегда востребованы слушателями, заинтересованными в повышении своего профессионального мастерства.

Повышение квалификации учителей истории не ограничивается только рамками курсовой подготовки. На наш взгляд, любая творческая деятельность учителя способствует повышению его профессионального мастерства. Кафедра инициирует и проводит научно-практические конференции, семинары, мастер-классы, а также различные проекты гражданско-патриотического характера — фестивали, конкурсы, викторины.

Так, в 2012 году наиболее масшабны-ми стали кафедральные проекты, посвященные Году российской истории и осуществленные с использованием информационно-коммуникационных технологий: региональный конкурс «Корни истории уходят в будущее» (в котором приняли участие 1017 учащихся), региональная дистанционная краеведческая интернет-викторина «Герои нашего Отечества», кон-

курс творческих работ «Я — гражданин электронного общества». Участие в тех или иных проектах учителей либо в качестве участников, либо в роли наставников имеет немаловажное значение для повышения их профессионального мастерства. Подготовка публикации с обобщением своего педагогического опыта, выступление с сообщением на конференции, проведение мастер-класса по актуальной учебной проблеме, составление методической разработки, подготовка электронной презентации к уроку, разработка программы элективного курса — все это способствует совершенствованию профессиональных компетенций учителя истории и потому является эффективными формами повышения их квалификации.

Таким образом, в условиях введения ФГОС, перехода от знаниевой к деятель-ностной школе учитель истории призван совершенствовать свое профессиональное мастерство, используя при этом различные формы, модели и способы повышения квалификации.

Повышение квалификации учителей истории не ограничивается только рамками курсовой подготовки. На наш взгляд, любая творческая деятельность учителя способствует повышению его профессионального мастерства.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М. : Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М., 2010. — 39 с.

3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М. : Политиздат, 1975. — 304 с.

4. Студеникин, М. Т. По-прежнему кадры учителей решают все / М. Т. Студеникин // Преподавание истории и обществознания. — 2013. — № 2. — С. 45—47.

В 2014 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышло в свет издание:

Граждановедение: Учебная программа для 5—7 классов общеобразовательных учреждений / Авт.-сост.: В. К. Романовский, М. А. Субботина. 2-е изд., испр. и доп. 35 с.

Программа содержит пояснительную записку, раскрывающую содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности ученика по каждой учебной теме и литературу по курсу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.