Научная статья на тему 'МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ'

МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонова О.А., Регалова Т.В.

В статье рассмотрена система обучения учителей профессиональной деятельности в контексте федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в условиях школы, построенная по модульно-компетентностному принципу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафонова О.А., Регалова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODULAR AND COMPETENCE-BASED TRAINING OF THE TEACHER AS THE CONDITION OF SUCCESSFUL INTRODUCTION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

The article considers the system of teachers training of professional activity in the context of the federal state educational standards of secondary education which was built on a module-competence principl.

Текст научной работы на тему «МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ»

МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Ч

О. А. САФОНОВА, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории социально-педагогических измерений в образовании НИРО оа.ва!опоуа ©mail.ru

Т. В. РЕГАЛОВА, директор МБОУ СОШ № 97 Нижнего Новгорода School97@list.ru

В статье рассмотрена система обучения учителей профессиональной деятельности в контексте федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в условиях школы, построенная по модульно-компетентностному принципу.

The article considers the system of teachers training of professional activity in the context of the federal state educational standards of secondary education which was built on a module-competence principl.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, модульная программа, компетентность, модульно-компетентностное обучение, универсальные учебные действия, образовательные достижения обучающихся, критерии результативности обучения

Key words: the federal state educational standards, modular program, competence, corporate module-competence education, universal learning activities, educational achievements of students, performance criteria for training

В условиях инновационного общества остро встает проблема обеспечения качества образования. Согласно статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», «качество образования — комплексная ха-

рактеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, степень достижения планируемых результатов».

С сентября 2011 года в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации внедряются федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС), задающие совокупность требований к результатам, структуре и условиям освоения основных образовательных программ.

Существенной особенностью данных стандартов является то, что впервые в отдельную категорию выделены требования к кадровым условиям реализации основных образовательных программ среднего (полного) общего образования, а именно — к уровню квалификации педагогических и иных работников организации и непрерывности их профессионального развития. Именно квалификация педагога рассматривается как главный фактор достижения планируемых результатов среднего (полного) общего образования, а следовательно, и как фактор успешности реализации новых стандартов.

Профессиональное развитие учителя может осуществляться в системе повышения квалификации в процессе курсового обучения. Однако, как подчеркива-

ют И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, Е. М. Шия-нов, знания, полученные на курсах повышения квалификации, зачастую нуждаются в практической доводке, осмыслении педагогических инноваций и апробации педагогических технологий.

Этот факт свидетельствует о целесообразности организации обучения, позволяющего в условиях школы реализовать принцип непрерывности профессионального развития учителя, обеспечение его готовности к деятельности в условиях введения ФГОС. В процессе такого обучения педагоги работают над реальными задачами, возникающими в ходе внедрения ФГОС, учатся друг у друга; приоритет отдается методам обучения, активизирующим мышление, инновационную активность, самостоятельность учителей.

Наибольший эффект в формировании компетентности учителя в области реализации ФГОС, на наш взгляд, будет иметь внутришкольное обучение, построенное как образовательная система, состоящая из совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: целевого, содержательного, процессуального и результативного (см. таблицу).

Система внутришкольного обучения учителей деятельности

в контексте ФГОС

Структурные компоненты Содержательная характеристика структурных компонентов

Целевой Формирование компетентности учителя в области реализации ФГОС

Содержательный Модульно-компетентностная программа «Организация образовательной деятельности в контексте ФГОС»

Процессуальный 1-й этап — мотивационно-ценностный; 2-й этап — теоретический; 3-й этап — технологический. Формы обучения — семинары, открытые просмотры, мастер-классы. Методы обучения — проектные, групповые, диалоговые, портфолио и др.

Результативный Результат — сформированность компетентности учителя в плане реализации ФГОС. Критерии: осознание необходимости профессиональной деятельности в контексте ФГОС, система соответствующих ФГОС профессиональных знаний и умений, профессионально значимые качества личности (аналитичность и прогностичность мышления, новаторство, профессионально-личностная рефлексия)

Как видно из таблицы, цель корпоративного обучения заключается в формировании компетентности учителя в области реализации ФГОС.

Цель конкретизируется совокупностью задач:

3 определение образовательных потребностей и возможностей учителей в реализации ФГОС;

3 разработка стратегии обучения.

Для определения образовательных потребностей и возможностей учителей в реализации ФГОС авторами статьи была разработана анкета «Реализация ФГОС в практике профессиональной деятельности учителя», прошедшая апробацию в 2013 году в МБОУ СОШ № 97. Анкета содержит следующие вопросы:

1. Какие учебные программы, технологии, методики, ориентированные на формирование универсальных учебных действий школьников, Вы используете?

2. Владеете ли Вы технологиями развития личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий?

3. Умеете ли Вы проектировать и реализовывать индивидуальные образовательные программы учащихся?

4. Владеете ли Вы процедурами измерения и оценки результатов обучения: личностных, метапредметных и предметных?

5. Умеете ли Вы проектировать урок в контексте системно-дея-тельностного подхода?

6. Какие затруднения испытываете лично Вы, работая по ФГОС?

7. Какие образовательные результаты (личностные, метапредмет-

ные, предметные) были достигнуты учащимися по преподаваемому Вами предмету? (Указать долю учащихся, получивших оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») 8. Что Вам не удается сделать для эффективного внедрения ФГОС?

Исходя из особенностей компетентности, разрабатывается программа обучения, представляющая собой совокупность взаимосвязанных модулей, каждый из которых направлен на формирование определенных компонентов компетентности.

9. Что остается не освоенным Вами для полной реализации ФГОС?

10. Какие ресурсы (материально-технические, информационные, программно-методические) используются Вами недостаточно эффективно?

11. Какие успехи достигнуты Вами в плане внедрения ФГОС?

12. Каким опытом реализации ФГОС Вы готовы поделиться с коллегами?

Вопросы анкеты составлены в контексте методологии ФГОС: системно-дея-тельностного подхода к организации образовательного процесса, его ориентированности на развитие личности ребенка средствами универсальных учебных действий, организации индивидуального образовательного маршрута ученика.

В качестве основной стратегии формирования компетентности учителя в плане реализации ФГОС нами была определена стратегия модульно-компетентност-ного обучения.

Особенности названной стратегии состоят в следующем. Ведущая цель и результат обучения заключаются в формировании соответствующей компетентности учителя. Исходя из особенностей компетентности, разрабатывается программа обучения, представляющая собой совокупность взаимосвязанных модулей, каждый из которых направлен на формирование определенных компонентов компетентности. При этом модуль — единица содержания, обладающая относительной самостоятельностью и целостностью на уровне учебной программы, определяющая логику организации процесса освоения этого содержания.

Модульная программа «Организация образовательной деятельности в контексте ФГОС, выступающая содержательной основой обучения, конструировалась по следующей технологии.

Первоначально было определено содержание профессиональной компетенции учителя в плане реализации ФГОС. Было установлено, что компетентность учителя в плане реализации ФГОС включает совокупность следующих взаимосвязан-

ных компонентов: мотивационно-цен-ностного, когнитивного, деятельностного, профессионально-личностного.

Мотивационно -ценностный компонент предполагает наличие мотивационно-цен-ностных ориентаций на реализацию ФГОС и осознание того факта, что компетентность в этой сфере есть профессионально значимое качество.

Когнитивный компонент включает систему научных, профессионально важных знаний в области педагогической и психологической наук, положенных в основу ФГОС, а также особенностей их учета в преподавании конкретной предметной области.

Деятельностный компонент представляет собой развернутые умения на практике осуществлять педагогическую деятельность в контексте требований ФГОС с «учетом актуальности ситуативных задач, освоенного содержания и приобретенного опыта профессиональной деятельности» [3, с. 108]. К наиболее значимым умениям, позволяющим педагогу успешно внедрять ФГОС, можно отнести: проектировочные , организационно -коммуни -ка тивные, измерительно -оцено чные.

Профессионально -ли чностный компо -нент включает профессионально значимые качества личности учителя, которые определяют успешность его деятельности в контексте ФГОС.

Затем были спланированы предполагаемые результаты обучения.

В результате внутришкольного модуль-но-компетентностного обучения у учителя должна быть сформирована компетентность организовывать и реализовы-вать профессиональную деятельность в соответствии с ФГОС.

Критерии результативности обучения:

3 Мотивированность профессиональной деятельности на реализацию ФГОС.

3 Систематизированные знания:

— об основах государственной образовательной политики в области качества образования;

— о ведущих положениях, составляющих методологию ФГОС;

— о принципах, стратегиях, механизмах и условиях организации образовательной деятельности в контексте ФГОС.

3 Сформированные умения:

— анализировать собственную деятельность, деятельность других учителей в аспекте развития обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий;

— планировать образовательный процесс в соответствии с ФГОС;

— отбирать и применять компетент-ностно-ориентированные образовательные технологии в зависимости от учебных задач и индивидуальных особенностей обучающихся;

— строить коммуникативную ситуацию с учетом особенностей ее субъектов;

— проводить оценку личностных, мета-предметных и предметных достижений обучающихся;

— разрабатывать программу действий по устранению выявленных по результатам оценки проблем.

3 Освоенные процедуры:

— разработка плана-конспекта урока, направленного на формирование универсальных учебных действий учащихся;

— разработка типовых заданий по формированию универсальных учебных действий;

— анализ, оценка личностных, мета-предметных и предметных достижений обучающихся;

— реализация стратегий индивидуализации образовательного процесса;

— применение технологий электронного (дистанционного) обучения при реализации индивидуальных образовательных программ:

3 Развитые профессионально-личностные качества: аналитичность и про-гностичность мышления, новаторство, профессионально-личностная рефлексия.

Далее осуществлялось конструирование дидактического материала в виде

В результате внутришкольного модульно-компетентностного обучения у учителя должна быть сформирована компетентность организовывать и реализовывать профессиональную деятельность в соответствии с ФГОС.

модулей программы. В программе выделены следующие три модуля:

3 первый модуль — «ФГОС как нормативно-правовая основа обеспечения качества среднего (полного) общего образования»;

3 второй модуль— «Теоретико-методологические основы организации и реализации образовательного процесса в контексте ФГОС»;

3 третий модуль—«Технология профессиональной деятельности учителя в русле ФГОС».

По каждому модулю разработан комплекс учебных материалов, в который входит учебно-методическое пособие, представляющее собой минимальную структурную единицу объема информации, включающее теоретическую и методическую части.

Теоретическая часть — это текст ре-феративно-обзорного характера, раскрывающий основные темы и понятия модуля, обобщающий представленные в научной и методической литературе материалы.

Методическая часть содержит вопросы и задания для усвоения темы, а также задания учителям для подготовки к оцениванию (разработаны тестовые задания, позволяющие оценить эффективность усвоения обучающимися содержание модуля), на отработку умений темы, рекомендации для работы, вид и формы представления отчетно-Далее осуществлялось конструи- го материала, список рование дидактического материа- литературЫ. ла в виде модулей программы. КаЖДый из перечис-

ленных модулей включает определенные темы, последовательно раскрывающие его содержание.

В рамках изучения первого модуля рассматривались следующие темы:

3 Государственная политика России в области качества образования.

3 ФГОС как нормативный инструмент регулирования качества среднего (полного) общего образования.

Темами второго модуля стали:

3 Сущность системно-деятельностной организации образовательного процесса.

3 Психолого-педагогические условия достижения учащимися образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных).

3 Методические, дидактические и информационные условия реализации ФГОС.

3 Принципы организации образовательного процесса, обеспечивающего развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий.

3 Стратегия отбора содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития обучающихся.

3 Развивающие технологии и методики обучения.

3 Механизмы организации индивидуального образовательного маршрута обучающихся.

3 Учебные достижения школьников в терминах компетентностного подхода.

3 Методология и технология оценки образовательных достижений обучающихся.

Освоение третьего модуля осуществлялось в процессе изучения следующих тем:

3 Технология планирования образовательной деятельности в контексте ФГОС.

3 Алгоритм разработки плана-конспекта урока, направленного на реализацию целей ФГОС.

3 Методика организации самостоятельной индивидуальной учебной деятельности учащихся.

3 Методика организации групповой и коллективной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Развертывание спектра программ внеурочной деятельности.

3 Организация работы с «портфолио достижений».

3 Методика анализа урока в свете требований ФГОС.

3 Процедуры оценки образовательных достижений обучающихся.

3 Использование технологий электронного обучения для реализации индивидуальных образовательных программ.

Процессуальный компонент обучения осуществлялся в три взаимосвязанных этапа, последовательно сменяющих друг друга.

На первом (мотивационно -ценностном) этапе проводилась работа по первому модулю учебной программы.

Основная цель этого этапа заключалась в формировании мотивационно-цен-ностного отношения учителя к необходимости обновления собственной профессиональной деятельности, приведения ее в полное соответствие с требованиями ФГОС, для чего была проведена работа, связанная с формированием общественного педагогического мнения вокруг проблемы введения ФГОС. В связи с этим важно было информировать коллектив о том, как работает школа в плане реализации ФГОС. Для этого на педагогических советах обсуждались следующие вопросы: «Ведущие направления деятельности школы по реализации государственной образовательной политики в области качества образования»; «Состояние и результаты образовательного процесса в школе в контексте ФГОС»; «Основные стратегии повышения потенциала школы в направлении реализации ФГОС».

Особое место на данном этапе заняла процедура опроса учителей на основе анкеты «Реализация ФГОС в практике профессиональной деятельности учителя». Проведенное анкетирование позволило определить достижения, проблемы и потребности учителей, связанные с внедрением ФГОС, и тем самым мотивировать их на необходимость повышения квалификации в этом вопросе. Результаты анкетирования были положены в основу разработки программы корпоративного обучения, которая предварительно обсуждалась с учителями на педагогическом совете.

На втором (теоретическом) этапе корпоративного обучения формировалась

система психолого-педагогических знаний, отражающих методологию организации образовательного процесса в русле ФГОС. Первоначально на этом этапе основательно прорабатывалось понятийное пространство ФГОС. Была дана сущностная характеристика таким основным понятиям ФГОС, как: «сис-темно-деятельностный подход», «универсальные учебные действия», «личностные», «мета-предметные», «предметные достижения обучающихся», «индивидуальный образовательный маршрут» и др. Затем осуществлялось теоретико-методологическое наполнение этих понятий: с учителями обсуждались принципы системно-деятельностной организации образовательной деятельности, психолого-педагогические механизмы формирования универсальных учебных действий, компетентностно-ориентированные технологии и методики обучения (проектные, диалоговые, коммуникативные, блоч-но-модульные, кейс-технология, технология портфолио и др.), стратегии отбора развивающего содержания и технологий обучения, стратегии и механизмы индивидуализации обучения, методология измерения и оценки образовательных достижений обучающихся.

На этом этапе использовались проблемные лекции, семинары, проводимые в форме эвристической беседы с постановкой вопросов, требующих рефлексии, выполнение учебных заданий. Примеры таких заданий:

3 Предлагается несоотнесенный перечень основных понятий ФГОС и их определений. Задание: «Установите соответствие между понятиями и их определениями».

3 Обсуждается характеристика трех групп результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с ФГОС. Задание: «Раскройте содержание каждой из групп результатов

Проведенное анкетирование позволило определить достижения, проблемы и потребности учителей, связанные с внедрением ФГОС, и тем самым мотивировать их на необходимость повышения квалификации в этом вопросе.

Итоговое тестирование учителей после завершения программы корпоративного обучения показало, что у подавляющего большинства (85 %) сформирована компетентность в области реализации ФГОС общего (полного) среднего образования.

образовательных достижений учащихся применительно к преподаваемому Вами учебному предмету».

3 Рассматриваются компетентностно-ориентированные технологии образования школьников. Задание: «Составьте карту используемых Вами компетентностно-ори-ентированных технологий применительно к конкретным темам уроков. Дополните эту карту не используемыми Вами технологиями и определите возможности их использования при изучении предмета».

Третий (практический) этап корпоративного обучения направлен на формирование у учителей проектировочных, организационно-коммуникативных и оценочных умений.

Обучение на этом этапе осуществлялось в условиях, моделирующих деятельность учителя, реализующего ФГОС, предусматривало анализ и оценку собственной практики и практики других учителей.

Основными организационными формами обучения на этом этапе являлись обучающие семинары, открытые просмотры, мастер-классы, а основными методами— проектные, групповые, диалоговые, портфолио, то есть методы, активизирующие аналитичность и прогностичность мышления, инновационную активность, самостоятельность, инициативу учителей.

На этом этапе широко использовались практико-ориентиро ванные задания. Например:

3 Предъявляется образец индивидуальной карты обучающегося. Задание: «Заполните по предложенному образцу индивидуальную карту образовательных

достижений учеников определенного класса по преподаваемому Вами предмету и на основании ее данных проанализируйте динамику развития обучающихся. Определите проблемы и выявите причины их возникновения. Разработайте программу действий по ликвидации выявленных проблемных зон».

3 Предлагается видеозапись урока, направленного на формирование универсальных учебных действий учащихся, и алгоритм его анализа. Задание: «Проанализируйте урок по предложенному алгоритму, выявите позитивные моменты деятельности учителя и его профессиональные ошибки. На основе результатов анализа внесите коррективы в деятельность учителя».

Широко использовались групповые задания как аналитического, так и проектировочного характера. Варианты таких заданий:

3 Разработка типовых задач по формированию определенной группы универсальных учебных действий.

3 Конструирование типовых задач для самостоятельной работы, учитывающих уровень усвоения учащимися универсальных учебных действий.

3 Разработка плана внеурочной деятельности, учитывающей индивидуальные потребности и возможности учащихся.

3 Составление образца содержательного наполнения портфолио личностных достижений обучающегося.

Итоговое тестирование учителей после завершения программы корпоративного обучения показало, что у подавляющего большинства (85 %) сформирована компетентность в области реализации ФГОС общего (полного) среднего образования.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2012 г. № 413 «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования».

2. Николина, В. В. Модульное обучение / В. В. Николина [и др.] // Компетентностно-ориентированное обучение в педагогическом вузе: теория и практика : монография / под ред. В. В. Николиной, О. А. Сафоновой. — Н. Новгород : НГПУ им. К. Минина, 2014. — С. 72—81.

3. Современное качество общего образования: модели образовательных систем и эффективные педагогические механизмы достижения : монография / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов и др. ; науч. ред. : В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова. — Челябинск : ЧИППКРО, 2012.

4. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. — М., 2010.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

В. К. РОМАНОВСКИЙ, доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и обществоведческих дисциплин НИРО vkroman @ mail. ru

В статье рассматриваются новые требования к профессиональным компетенциям учителя истории в условиях ФГОС, а также формы и модели повышения их квалификации на примере Нижегородского института развития образования.

The article considers the new requirements to the professional competence of the teacher of history in the context of the Federal State Educational Standard, and analyzes forms and models of further training implemented in Nizhniy Novgorod Institute of the Development of Education.

Ключевые слова: ФГОС, деятельностный подход, учитель истории, профессиональное мастерство, повыпмение квалификации

Key words: Federal State Educational Standard, activity-based approach, the teacher of history, professional competence, further training

В российской общеобразовательной школе происходит смена моделей образования. Знаниевая модель, ориентированная на сохранение и передачу учащимся знаний, умений и навыков, накопленных прошлыми поколениями, уступает место системно-деятельност-ной модели образования, в большей степени направленной на формирование личности, на приобретение ею уже в стенах школы определенного социального опыта,

необходимого для адаптации во взрослой жизни и адекватного реагирования на вызовы времени. Деятельностная модель образования не отрицает значения знания, но акцентирует внимание на способности использовать полученные знания в социальной практике.

Федеральный государственный образовательный стандарт, ориентированный на деятельностную модель образования, определяет новые цели школьного обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.