Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ПОТЕНЦИАЛ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / ЛОКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / МНОГОУРОВНЕВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИСТОРИИ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ИСТОРИЯ ВЯТСКОГО КРАЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / РЕСУРСЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огородникова Светлана Витальевна

Статья отражает проблематику регионализации школьного исторического образования. В статье обоснована актуальность данной проблемы в современном российском обществе, приводятся примеры успешных практик в образовательном пространстве отдельных субъектов Российской Федерации. Обращается внимание на то, что в реализации региональной истории существуют проблемные зоны. Названы и охарактеризованы методологические основы обновленной Концепции преподавания учебного курса «История России» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы: многоуровневое представление истории, многофакторный характер истории, историко-антропологический и историко-культурологический подходы. Понятие «регион» представлено в различных масштабах исторического пространства. Дана характеристика концепции глокализации. Указано, что подразумевает новое содержание локальной истории. В основной части статьи охарактеризованы имеющиеся в регионе ресурсы, с помощью которых возможно решение заявленной проблемы, определены перспективы в контексте данной тематики. Особое внимание уделяется обзору региональных учебных и научных изданий по истории Кировской области, начиная с 2005 года. Автор делает вывод о том, что в педагогической теории и практике накоплен опыт преподавания региональной истории. При этом проблемой, требующей особого внимания, является ее учебно-методическое обеспечение. Для Кировской области, несмотря на значительное количество учебных пособий и научных изданий, соответствующих требованиям обновленной Концепции преподавания истории России, наиболее актуальной проблемой является отсутствие регионального учебника. При этом существуют достаточные ресурсы, с помощью которых возможно решение указанной проблемы, в том числе деятельность Научно-исследовательского Центра регионоведения при областной научной библиотеке им. А. И. Герцена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF STUDYING REGIONAL HISTORY IN THE SOCIALIZATION OF YOUTH (ON THE EXAMPLE OF THE KIROV REGION)

The article reflects the problems of regionalization of school history education. At the beginning of the article, the relevance of this topic in modern Russian society is indicated, examples of successful practices in the educational space of individual subjects of the Russian Federation are given. Attention is drawn to the fact that there are problem areas in the implementation of regional history. The methodological foundations of the updated Concept of teaching the training course “History of Russia” in educational institutions of the Russian Federation that implement the main general educational programs: a multilevel presentation of history, a multifactorial nature of history, historical-anthropological and historical-cultural approaches are identified and characterized. The concept of “region” is presented in different scales of the historical space. The characteristics of the concept of glocalization are given. It is indicated what the new content of the local history implies. In the main part of the article the resources available in the region are characterized, with the help of which it is possible to solve this problem, the perspectives in the context of this topic are determined. Particular attention is paid to the review of regional educational and scientific publications on the history of the Kirov region, since 2005. In conclusion, it is concluded that the experience of teaching regional history has been accumulated in pedagogical theory and practice. At the same time, the problem requiring special attention is its educational and methodological support. For the Kirov region, despite a significant number of textbooks and scientific publications that meet the requirements of the updated Concept of teaching russian history, the most pressing problem is the lack of a regional textbook. At the same time, there are sufficient resources with the help of which it is possible to solve this problem, including the activities of the Research Center for regional studies at the regional scientific Library. A. I. Herzen.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

УДК 372.893

С. В. Огородникова Шрв://огаа.ог^0000-0002-6161-137Х

Потенциал изучения региональной истории в социализации молодежи (на примере Кировской области)

Для цитирования: Огородникова С. В. Потенциал изучения региональной истории в социализации молодежи (на примере Кировской области) // Социально-политические исследования. 2021. № 3 (12). С. 116-129. Б01 10.20323/2658-428Х-2021-3-12-116-129

Статья отражает проблематику регионализации школьного исторического образования. В статье обоснована актуальность данной проблемы в современном российском обществе, приводятся примеры успешных практик в образовательном пространстве отдельных субъектов Российской Федерации. Обращается внимание на то, что в реализации региональной истории существуют проблемные зоны. Названы и охарактеризованы методологические основы обновленной Концепции преподавания учебного курса «История России» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы: многоуровневое представление истории, многофакторный характер истории, историко-антропологический и историко-культурологический подходы. Понятие «регион» представлено в различных масштабах исторического пространства. Дана характеристика концепции глокализации. Указано, что подразумевает новое содержание локальной истории. В основной части статьи охарактеризованы имеющиеся в регионе ресурсы, с помощью которых возможно решение заявленной проблемы, определены перспективы в контексте данной тематики. Особое внимание уделяется обзору региональных учебных и научных изданий по истории Кировской области, начиная с 2005 года. Автор делает вывод о том, что в педагогической теории и практике накоплен опыт преподавания региональной истории. При этом проблемой, требующей особого внимания, является ее учебно-методическое обеспечение. Для Кировской области, несмотря на значительное количество учебных пособий и научных изданий, соответствующих требованиям обновленной Концепции преподавания истории России, наиболее актуальной проблемой является отсутствие регионального учебника. При этом существуют достаточные ресурсы, с помощью которых возможно решение указанной проблемы, в том числе деятельность Научно-исследовательского Центра регионоведения при областной научной библиотеке им. А. И. Герцена.

Ключевые слова: историческое образование, региональная история, локальная история, многоуровневое представление истории, краеведение, история Вятского края, региональные издания, социализация молодежи, ресурсы региональной истории.

© Огородникова С. В., 2021

116

С. В. Огородникова

S. V. Ogorodnikova

The potential of studying regional history in the socialization of youth (on the example of the Kirov region)

The article reflects the problems of regionalization of school history education. At the beginning of the article, the relevance of this topic in modern Russian society is indicated, examples of successful practices in the educational space of individual subjects of the Russian Federation are given. Attention is drawn to the fact that there are problem areas in the implementation of regional history. The methodological foundations of the updated Concept of teaching the training course "History of Russia" in educational institutions of the Russian Federation that implement the main general educational programs: a multilevel presentation of history, a multifactorial nature of history, historical-anthropological and historical-cultural approaches are identified and characterized. The concept of "region" is presented in different scales of the historical space. The characteristics of the concept of glocalization are given. It is indicated what the new content of the local history implies. In the main part of the article the resources available in the region are characterized, with the help of which it is possible to solve this problem, the perspectives in the context of this topic are determined. Particular attention is paid to the review of regional educational and scientific publications on the history of the Kirov region, since 2005. In conclusion, it is concluded that the experience of teaching regional history has been accumulated in pedagogical theory and practice. At the same time, the problem requiring special attention is its educational and methodological support. For the Kirov region, despite a significant number of textbooks and scientific publications that meet the requirements of the updated Concept of teaching russian history, the most pressing problem is the lack of a regional textbook. At the same time, there are sufficient resources with the help of which it is possible to solve this problem, including the activities of the Research Center for regional studies at the regional scientific Library. A. I. Herzen.

Key words: historical education, regional history, local history, multilevel representation of history, local history, history of the Vyatka Region, regional publications, socialization of young people, resources of regional history.

Введение

В современном российском обществе наблюдается повышение интереса к региональной истории. Историческое краеведение признается сегодня в научной и педагогической средах не только как значительный ресурс образования, но как ресурс социализации молодых людей в целом [Баринова, Архипов, 2017; Ерёмина, 2018; Кузнецов,

2017; Кутайсова, 2019; Першина, Ерёмина, 2019; Петряева, 2005; Романовский, 2017].

Многоуровневое представление истории означает следующее: курс отечественной истории сочетает историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (история родного села, города, региона). Такой подход призван спо-

Потенциал изучения региональной истории в социализации молодежи 117

(на примере Кировской области)

собствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности в широком спектре: прежде всего, как граждан России, а в связи с этим как жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи [Концепция преподавания ... , 2020].

Данный подход позволяет по-новому взглянуть на проблему конструирования и преподавания курсов российской, региональной и локальной истории в условиях Федеральных государственных образовательных стандартов.

Постановка проблемы

Опыт регионов и образовательное пространство отдельных субъектов Российской Федерации характеризуется наличием успешных практик. Так, в Челябинской области школьное историко-краеведческое образование осуществляется в рамках сочетания трех моделей - дисперсно-урочной, модульно-тематической, программно-курсовой с использованием соответствующего учебно-методического комплекса [Кузнецов, 2016]. В рамках федерального научно-образовательного проекта «История России через историю регионов» издано учебное пособие для средней общеобразовательной школы «История Саратовского Поволжья» [Петрович, 2016]. На базе исторических кафедр образовательных организаций высшего об-

разования Югры совместно с издательством «Просвещение» подготовлено пособие, предназначенное для изучения истории Ханты-Мансийского автономного округа в общеобразовательных организациях на базовом уровне [Гололобов, 2021].

В Санкт-Петербурге разработана Концепция краеведческого образования [Ермолаева, 2021], в Хабаровском крае - Концепция развития региональной информационно-образовательной среды [Стрелова, 2018].

При этом в реализации региональной истории существуют проблемные зоны: в сфере определения концептуально-методологических, научно-теоретических подходов, нормативно-правового обеспечения, места в базисном учебном плане, подбора соответствующего содержания, технологий преподавания, в области выявления компетенций педагогов, необходимых для организации учебно-

воспитательной деятельности, и ряд других [Мишина, 2016].

Многоуровневое представление истории, наряду с ее многофакторным, многоаспектным характером, а также историко-

антропологический и историко-культурологический подходы представляют собой методологические основы обновленной Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные обще-

118

С. В. Огородникова

образовательные программы, Историко-культурного стандарта, реализуемого в общеобразовательных организациях с 2013 г.

В настоящее время происходит переосмысление понятия «регион» - выделение в нем различных уровней. Понятие представлено в различных масштабах исторического пространства:

— микрорегион (социокультурное локальное пространство, например, волость, город, село -локальный уровень);

— мезорегион или регион (историко-культурное, политико-административное, хозяйственно-географическое и социокультурное пространство субъекта Российской Федерации в прошлом и настоящем, например, Владимиро-Суздальское княжество, Республика Крым - региональный уровень);

— макрорегион (историческое, социокультурное и геополитическое пространство историко-культурного региона, например, Великая Степь, Сибирь, Русский Север - субнациональный уровень);

— мегарегион (историческое, государственно-политическое, геополитическое и социокультурное пространство, объединяющее всю страну или страну и несколько граничащих с ней стран, например, Русь, Российская империя, Российская Федерация и страны ближнего зарубежья - общенациональный и наднациональный уровень) [Мишина, 2016].

Для осмысления путей оптимального сочетания всемирной, российской, региональной, локальной истории определенным социализирующим потенциалом обладает научно-теоретическая конструкция глокализации. В науке под гло-кализацией понимается процесс и результат действия разнонаправленных тенденций в современном мире: глобализации с ее унификацией и универсализацией жизни и локализации в широком географическом плане с ее интересом к локальным отличиям, своеобразию, уникальности и неповторимости, к традициям, историческим корням и современному состоянию локальных культур. Важнейшая мировоззренческая идея концепции глока-лизации состоит в том, что все локальные социокультурные пространства равны, потому что они разные.

Выделяют такие критерии гло-кализации, как способности социума к выживанию, достижение экологического равновесия, выработка собственных мировоззренческих идеалов и культурных символов, жизненных смыслов и систем ценностей, способность сохранения социальных устоев и регулятивов, возможность усложнения форм социальной жизни, самоорганизации, структуры идентичности [Мишина, 2016].

Новое содержание локальной истории подразумевает личностное, ценностное наполнение и измерение истории: интересы и устремле-

Потенциал изучения региональной истории в социализации молодежи 119

(на примере Кировской области)

ния, ценностные ориентиры и мотивы поведения людей.

В педагогической теории и практике накоплен большой опыт преподавания. При этом проблемой, требующей особого внимания, является учебно-методическое обеспечение преподавания региональной истории.

Опыт Кировской области

Для Кировской области проблемным аспектом является отсутствие регионального учебника, поэтому педагогам важно иметь представление о краеведческой литературе, которую можно использовать в образовательном и воспитательном процессах.

Региональную литературу

условно делят на два типа. Первый характеризует историю Вятского края всесторонне (политическая, социально-экономическая, духовная стороны исторического процесса) и на протяжении длительного времени (чаще всего с древнейших времен до наших дней). Второй тип представляет собой исследования отдельных аспектов истории и культуры региона [Ерёмина, 2018].

В книге «Вятский край с древности до наших дней» под редакцией В. А. Бердинских комплексно характеризуются основные этапы истории нашего края, жизнь и быт вятчан прежних эпох с древности до наших дней [Вятский край ... , 2006]. Популярной является книга В. А. Бердин-ских «История Вятского края: мир русской провинции», в основе кото-

рой лежит проблемно-тематический (а не хронологический) подход. Она посвящена жизни и быту вятских крестьян Х1Х-ХХ вв., вятским историкам, забытым страницам Великой Отечественной войны [Бердинских, 2005].

На базе института развития образования Кировской области издано учебное пособие для обучающихся специальных (коррекционных) школ «Наш Вятский край» [Наш Вятский ... , 2014]. Учителя истории могут взять из него большой пласт исторической информации.

Учебное пособие и рабочая тетрадь по истории с иллюстрациями, поделками и играми для младшего и среднего школьного возраста Г. А. Клестовой «На земле Вятской» и «Вятская земля с древнейших времен до конца ХХ века» предназначены для самостоятельной работы обучающихся 9-х классов [Кле-стова, 2006; Клестова, 2007].

В коллективной монографии «История и культура Вятского края» под редакцией

И. Ю. Трушковой историко-

культурное развитие Вятского края, относящегося в этнографическом плане к культуре так называемого этнического пограничья, рассмотрено в этнологическом аспекте [Трушкова, 2005].

Губернский период истории Вятки освещен в научном труде М. С. Судовикова «Губерния Вятская. Исторические очерки: к 210-летию со времени образования Вятской губернии». Уделяется вни-

120

С. В. Огородникова

мание истории повседневности. Дается характеристика губернаторов, чиновников, земских деятелей, купцов, преподавателей [Судови-ков, 2006].

Представленный выше подход авторов учебных и научных изданий демонстрирует многоаспектный характер изучения истории, что соответствует требованиям обновленной Концепции.

Среди научных изданий, отражающих отдельные аспекты истории и культуры Кировской области, отметим книгу М. С. Судовикова «Купечество Вятского края: от истоков до 1917 года». В ней рассматриваются вопросы становления и развития делового сообщества Вятки, воссозданы портреты его представителей, определены факторы, повлиявшие на процесс складывания профессионального и социального облика купечества [Судовиков, 2018].

В монографии В. Б. Помелова «Просвещение в Вятском крае (XIV - нач. XX в.)» [Помелов, 2019] обоснован вклад вятских педагогов в разработку научно -

педагогической и учебно-методической литературы.

В монографиях А. А. Машков-цева «Неправославные христианские конфессии Вятско-Камского региона (вторая половина XIX в. -1917 г.)», «Конфессиональная политика государства в отношении католиков и протестантов Среднего Поволжья и Приуралья во второй половине XIX - начале ХХ века» рассматриваются вопросы межконфес-

сиональных отношений, приведены сведения о жизни католиков и протестантов на территории нашего края [Машковцев, 2010; Машков-цев, 2015].

В монографии Ю. В. Першиной «Образовательная и культурно-просветительская деятельность вятских властей и органов самоуправления в 1900-1914 гг.» проанализированы государственная политика в области народного образования и ее реализация в Вятской губернии, деятельность местных властей и органов самоуправления по внешкольному просвещению населения Вятского края, мероприятия в области литературы и искусства в начале ХХ в. [Першина, 2019]. Монография Ю. В. Перши-ной «Развитие культуры земледелия в Вятской губернии в 1900-1914 гг.» [Першина, 2021] раскрывает вопросы распространения сельскохозяйственных знаний среди крестьян, дает характеристику практических мероприятий по повышению культуры земледелия, скотоводства, пчеловодства, представляет «мир вятской деревни», особенности проведения столыпинской аграрной реформы в регионе.

Как видим, одно из направлений региональных исследований - повседневная жизнь и социокультурные ценности отдельных слоев вятского общества - также соответствует требованиям обновленной Концепции преподавания истории России. В данных изданиях отра-

Потенциал изучения региональной истории в социализации молодежи 121

(на примере Кировской области)

жается историко-

антропологический подход.

В региональных изданиях уделяется внимание и вопросам развития культуры народов России, Вятского края. Историко-культурологический подход предполагает наличие диалога культур в одном историческом пространстве («по горизонтали») и во времени («по вертикали»), характеристику многообразия и взаимодействия культур народов, вошедших на разных этапах истории в состав многонационального Российского государства.

В учебном пособии

И. Ю. Трушковой «Этнография Вятского края. Диаспоры в современной этнокультурной ситуации в Кировской области» констатируется, что в любом полиэтничном государстве проблема межнациональных отношений остается актуальной. Исследуются проблемы культурной адаптации «немцев», их место и роль в жизни народов Вятского края [Трушкова, 2015].

Учебное пособие Н. Д. Смета-ниной «История вятского искусства XVII-XX веков в рассказах и лекциях для учащихся» [Сметанина, 2008] содержит аналитическую информацию о вятской архитектуре, скульптуре, живописи, графике, народном и декоративно-прикладном искусстве. В другом учебном пособии Н. Д. Сметаниной «История вятского художественного образования» излагаются сведения о развитии профессионального

художественного образования в Вятке [Сметанина, 2014].

В обобщающем издании «Материальная и духовная культура русских Вятского края» в форме этно-диалектного словаря (2018 г.) представлены этнографические реалии, календарные и семейные обряды, диалекты, отражающие традиционную культуру [Материальная и духовная ... , 2018].

«Словарь бабы Нюры», составленный на основе говора жителей деревни Мокруша Советского района Кировской области, содержит более 8 000 статей, в состав которых входит 9 200 диалектных слов и 800 фразеологических единиц [Смирнов, 2018].

Вызывают интерес региональные издания, посвященные истории областного центра: «Загадки вятских улиц» А. Г. Балыбердина, «Прогулки по старой Вятке» В. А. Бердинских, «Старая Вятка» В. А. Любимова [Балыбердин, 2013; Бердинских, 2012; Любимов, 2017].

Сотрудниками краеведческого отдела областной научной библиотеки им. А. И. Герцена отмечена книга «Хлынов. Вятка. Киров. Путеводитель по улицам города» как одна из востребованных обучающимися, выполняющими творческие работы по краеведению [Хлы-нов. Вятка ... , 2013].

Заслуживает внимания книга авторов проекта «Пешком по Вятке» А. Касанова и С. Суворова «Исчезнувшая Вятка. Путеводитель по городу, которого нет», посвященная

122

С. В. Огородникова

дореволюционной Вятке и утраченным объектам, являвшимися важными и знаковыми для жизни наших предков долгие годы. Путеводитель позволяет оценить масштабы и характер изменений, которые произошли в Вятке за последние 100 лет [Касанов, 2016].

Среди методической литературы выделим программы внеурочной деятельности «История Вятского края» для 5-9 классов (2019 г.), подготовленные учителями истории гимназии им. Александра Грина г. Кирова [Программы внеурочной ... , 2019].

Программы составлены в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт. Данные программы могут быть использованы педагогами в качестве основы при составлении рабочей программы.

В образовательном процессе при разработке содержания программ внеурочной деятельности могут быть использованы теоретические положения и результаты исследования «Формирование гражданской идентичности сельских школьников в музейно-педагогической деятельности», проводившегося на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа

с. Среднеивкино (Верхошижемский район) [Огородникова, 2015].

Заключение

Обзор региональных учебных пособий и научных изданий свидетельствует об их соответствии требованиям обновленной Концепции преподавания истории России. Пособия способствуют формированию общероссийской гражданской идентичности обучающихся, их социализации. Внеурочная деятельность с использованием данной литературы может быть организована по духовно-нравственному, общекультурному направлениям развития личности.

В то же время необходимо отметить, что в настоящее время в Кировской области нет единых подходов к изучению региональной истории. Для обучающихся и учителей истории Кировской области желательно создание регионального учебника по истории родного края. В образовательном пространстве региона для этого есть содержательная база, наличие ученых-историков, учителей, способных объединить свои усилия для реализации масштабного проекта, свой вклад может внести и Научно-исследовательский Центр регионо-ведения при областной научной библиотеке им. А. И. Герцена (руководитель - доктор исторических наук, профессор М. С. Судовиков).

Возможная перспектива - это разработка концептуально-

теоретических материалов, которые

Потенциал изучения региональной истории в социализации молодежи 123

(на примере Кировской области)

будут определять систему реализации региональной истории в Кировской области, способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности как граждан России, как жителей свое-

го края, города; содействовать успешной социализации и развитию социальности обучающихся; способствовать формированию положительного имиджа региона.

Библиографический список

1. Балыбердин А. Г. Загадки вятских улиц. Киров : О-Краткое, 2013. 176 с.

2. Баринова И. И. Курс дополнительного образования «Основы краеведения Москвы» / И. И. Баринова, Е. В. Архипов // Преподавание истории в школе. 2017. № 7. С. 63-69.

3. Бердинских В. А. История Вятского края: мир русской провинции. Киров : Кировская областная типография, 2005. 320 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Бердинских В. А. Прогулки по старой Вятке. Киров : Альфа-Ком, 2012. 172 с.

5. Вятский край с древности до наших дней / отв. ред. В. А. Бердинских. Киров : ОАО «Дом печати - Вятка». 2006. 399 с.

6. Гололобов Е. И. Изучение и преподавание региональной истории в ХМАО-Югре // Преподавание истории в школе. 2021. № 1. С. 67-70.

7. Ерёмина Т. Ю. Преподавание истории и культуры народов Вятского края в общеобразовательной школе // Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья. 2018. № 4 (4). С. 112-116.

8. Ермолаева Л. К. О концепции краеведческого образования петербургских школьников / Л. К. Ермолаева, О. Б. Островский, А. Р. Демидова // Преподавание истории в школе. 2021. № 3. С. 85-90.

9. История и культура Вятского края : Т. 1 -2 / под ред. И. Ю. Трушковой. Киров : Константа, 2005. 509 с.

10. Касанов А. Исчезнувшая Вятка. Путеводитель по городу, которого нет / А. Касанов, С. Суворов. Киров : ООО «Кировская областная типография», 2016. 96 с.

11. Клестова Г. А. Вятская земля с древнейших времен до конца XX века. Рабочая тетрадь по истории для самостоятельной работы учащихся 9-х классов. Киров : ООО «Лобань», 2007. 128 с.

12. Клестова Г. А. На земле Вятской: учебное пособие по истории с иллюстрациями, поделками и играми для младшего и среднего школьного возраста. Киров, 2006. 36 с.

13. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. URL: //historymssia.org/sobytiya/podgotovlen-proekt-usovershenstvovannoj-kontseptsii-prepodavaniya-uchebnogo-kursa-istoriya-rossii. (Дата обращения: 03.06.2021).

14. Кузнецов В. М. Вопросы преподавания событий Великой Российской революции и региональной истории // Преподавание истории в школе. 2017. №6. С. 8-11.

124

С. В. Огородникова

15. Кузнецов В. М. Модели историко-краеведческого образования в школе (на материале Челябинской области) // Преподавание истории в школе. 2016. № 7. С. 13-19.

16. Кутайсова Н. В. Духовно-нравственное воспитание личности средствами современного краеведения в кадетских классах средней общеобразовательной школы // Преподавание истории в школе. 2019. № 2. С. 77-79.

17. Любимов В. А. Старая Вятка. Имена, даты, судьбы... Киров : ООО «Кировская областная типография», 2017. 480 с.

18. Материальная и духовная культура русских Вятского края: этнодиалектный словарь / сост. В. А. Поздеев. Киров : ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2018. 312 с.

19. Машковцев А. А. Неправославные христианские конфессии Вятско-Камского региона (вторая половина XIX в. - 1917 г.). Киров : Изд-во ВятГГУ, 2010. 170 с.

20. Машковцев А. А. Конфессиональная политика государства в отношении католиков и протестантов Среднего Поволжья и Приуралья во второй половине XIX - начале ХХ века. Киров : Изд-во «Радуга-ПРЕСС», 2015. 380 с.

21. Мишина И. А. Методологические подходы к преподаванию курсов федеральной, региональной и локальной истории в условиях реализации концепции нового УМК по отечественной и всемирной истории / И. А. Мишина, М. Г. Цыренова // Преподавание истории в школе. 2016. № 7. С. 3-9.

22. Наш Вятский край : учеб. пособие для учащихся специальных (коррекционных) школ / авт.-сост. Н. Ю. Киселёва. Киров : ИРО Кировской обл. 2014. 93 с.

23. Огородникова С. В. Музейно-педагогическая деятельность в сельском социуме: учебно-методическое пособие / под ред. В. С. Данюшенкова. Киров : Изд-во ООО «Веси», 2015. 88 с.

24. Першина Ю. В. К вопросу об учебно-методическом обеспечении преподавания региональной истории Вятского края / Ю. В. Першина, Т. Ю. Ерёмина // Преподавание истории и обществознания в школе. 2019. № 6. С. 42-48.

25. Першина Ю. В. Образовательная и культурно-просветительская деятельность вятских властей и органов самоуправления в 1900-1914 гг.: монография. Москва : Русайнс, 2019. 144 с.

26. Першина Ю. В. Развитие культуры земледелия в Вятской губернии в 1900-1914 гг. (Бакалавриат, Магистратура). Монография. Москва : Русайнс, 2021. 126 с.

27. Петрович В. Г. Региональная история: быть или не быть? // Преподавание истории в школе. 2016. № 7. С. 26-29.

28. Петряева Е. Ю. Курс национально-региональной истории в основной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. № 2. С. 30-31.

29. Помелов В. Б. Просвещение в Вятском крае (XIV - нач. XX в.) : [монография]. Киров : Вятский государственный университет, 2019. 254 с.

30. Программы внеурочной деятельности «История Вятского края»: 5-9 классы. Киров : ООО «Полиграфовна», 2019. 51 с.

Потенциал изучения региональной истории в социализации молодежи 125

(на примере Кировской области)

31. Романовский В. К. Нижегородская модель УМК по региональной истории для общеобразовательной школы // Преподавание истории в школе. 2017. № 6. С. 37-42.

32. Сметанина Н. Д. История вятского искусства XVII - XX веков в рассказах и лекциях для учащихся. Киров : Изд-во «О-Краткое», 2008. 432 с.

33. Сметанина Н. Д. История вятского художественного образования. Киров : О-Краткое, 2014. 192 с.

34. Смирнов Г. С. Словарь бабы Нюры / Издание полное, исправленное (включает первую книгу под ред. З. В. Сметаниной, вторую и третью книги под ред. Иры Римм). Киров : АО «Дом печати - Вятка», 2018. 576 с.

35. Стрелова О. Ю. Разработка регионального компонента общего образования в условиях ФГОС: Концепция развития региональной информационно-образовательной среды // Преподавание истории и обществознания в школе. 2018. № 8. С. 28-35.

36. Судовиков М. С. Губерния Вятская: исторические очерки: к 210-летию со времени образования Вятской губернии. Киров: Экспресс, 2006. 128 с.

37. Судовиков М. С. Купечество Вятского края: от истоков до 1917 г. Киров : ИД «Герценка», 2018. 468 с.

38. Хлынов. Вятка. Киров. Путеводитель по улицам города / КОГБУК «Кировская областная библиотека для детей и юношества им. А. С. Грина» ; сост. Г. Емельянова. Киров : Лобань, 2013. 330 с.

39. Этнография Вятского края. Диаспоры в современной этнокультурной ситуации в Кировской области. Учеб. пособие. Киров: Аверс, 2015. 200 с.

Reference list

1. Balyberdin A. G. Zagadki vjatskih ulic = Mysteries of Vyatka streets. Kirov : O-Kratkoe, 2013. 176 s.

2. Barinova I. I. Kurs dopolnitel'nogo obrazovanija «Osnovy kraevedenija Moskvy» = Additional education course "Fundamentals of Moscow regional studies" / I. I. Barinova, E. V. Arhipov // Prepodavanie istorii v shkole. 2017. № 7. S. 63-69.

3. Berdinskih V. A. Istorija Vjatskogo kraja: Mir russkoj provincii = History of the Vyatka territory: the world of the russian province. Kirov : Kirovskaja oblastnaja tipografija, 2005. 320 s.

4. Berdinskih V. A. Progulki po staroj Vjatke = Walks in old Vyatka. Kirov : Al'fa-Kom, 2012. 172 s.

5. Vjatskij kraj s drevnosti do nashih dnej = Vyatka region from antiquity to the present day / otv. red. V. A. Berdinskih. Kirov : OAO «Dom pechati - Vjatka». 2006. 399 s.

6. Gololobov E. I. Izuchenie i prepodavanie regional'noj istorii v HMAO-Jugre = Study and teaching of regional history in the Khanty-Mansi autonomous okrug-Yugra // Prepodavanie istorii v shkole. 2021. № 1. S. 67-70.

7. Eijomina T. Ju. Prepodavanie istorii i kul'tury narodov Vjatskogo kraja v obshheobrazovatel'noj shkole = Teaching the history and culture of the peoples of the Vyatka region in a comprehensive school // Istoriko-kul'turnoe nasledie narodov Uralo-Povolzh'ja. 2018. № 4 (4). S. 112-116.

126

С. В. Огородникова

8. Ermolaeva L. K. O koncepcii kraevedcheskogo obrazovanija peterburgskih shkol'nikov = About the concept of local history education of St. Petersburg schoolchildren / L. K. Ermolaeva, O. B. Ostrovskij, A. R. Demidova // Prepodavanie istorii v shkole. 2021. № 3. S. 85-90.

9. Istorija i kul'tura Vjatskogo kraja = History and culture of the Vyatka region: T. 1-2 / pod red. I. Ju. Trushkovoj. Kirov : Konstanta, 2005. 509 s.

10. Kasanov A. Ischeznuvshaja Vjatka. Putevoditel' po gorodu, kotorogo net = The disappeared Vyatka. City guide that doesn't exist / A. Kasanov, S. Suvorov. Kirov : OOO «Kirovskaja oblastnaja tipografija», 2016. 96 s.

11. Klestova G. A. Vjatskaja zemlja s drevnejshih vremjon do konca XX veka. Rabochaja tetrad' po istorii dlja samostojatel'noj raboty uchashhihsja 9-h klassov = Vyatka land from ancient times to the end of the 20th century. History workbook for independent work of 9th grade students. Kirov : OOO «Loban'», 2007. 128 s.

12. Klestova G. A. Na zemle Vjatskoj: uchebnoe posobie po istorii s illjustracijami, podelkami i igrami dlja mladshego i srednego shkol'nogo vozrasta = On the land of Vyatka: a history textbook with illustrations, crafts and games for primary and secondary school age. Kirov, 2006. 36 s.

13. Koncepcija prepodavanija uchebnogo kursa «Istorija Rossii» v obrazovatel'nyh organizacijah Rossijskoj Federacii, realizujushhih osnovnye obshheobrazovatel'nye programmy = The concept of teaching the training course "History of Russia" in educational institutions of the Russian Federation, implementing the main general educational programs. URL: //historyrussia.org/sobytiya/podgotovlen-proekt-usovershenstvovannoj-kontseptsii-prepodavaniya-uchebnogo-kursa-istoriya-rossii. (Data obrashhenija: 03.06.2021).

14. Kuznecov V. M. Voprosy prepodavanija sobytij Velikoj Rossijskoj revoljucii i regional'noj istorii = Teaching the events of the Great Russian revolution and regional history // Prepodavanie istorii v shkole. 2017. №6. S. 8-11.

15. Kuznecov V. M. Modeli istoriko-kraevedcheskogo obrazovanija v shkole (na materiale Cheljabinskoj oblasti) = Models of local history education at school (based on the material of the Chelyabinsk region) // Prepodavanie istorii v shkole. 2016. № 7. S. 13-19.

16. Kutajsova N. V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie lichnosti sredstvami sovremennogo kraevedenija v kadetskih klassah srednej obshheobrazovatel'noj shkoly = Spiritual and moral education of the individual by means of modern local history in cadet classes of secondary schools // Prepodavanie istorii v shkole. 2019. № 2. S. 77-79.

17. Ljubimov V. A. Staraja Vjatka. Imena, daty, sud'by... = Old Vyatka. Names, dates, destinies ... Kirov : OOO «Kirovskaja oblastnaja tipografija», 2017. 480 s.

18. Material'naja i duhovnaja kul'tura russkih Vjatskogo kraja = Material and spiritual culture of the russians of the Vyatka region : jetnodialektnyj slovar' / sost. V. A. Pozdeev. Kirov : OOO «Izdatel'stvo «Raduga-PRESS», 2018. 312 s.

19. Mashkovcev A. A. Nepravoslavnye hristianskie konfessii Vjatsko-Kamskogo regiona (vtoraja polovina XIX v. - 1917 g.) = Non-Orthodox Christian denominations of the Vyatka-Kama region (second half of the 19th century - 1917). Kirov : Izd-vo VjatGGU, 2010. 170 s.

Потенциал изучения региональной истории в социализации молодежи 127

(на примере Кировской области)

20. Mashkovcev A. A. Konfessional'naja politika gosudarstva v otnoshenii katolikov i protestantov Srednego Povolzh'ja i Priural'ja vo vtoroj polovine XIX -nachale HH veka = Confessional policy of the state in relation to Catholics and Protestants of the Middle Volga region and the Urals in the second half of the XIX -early XX century. Kirov : Izd-vo «Raduga-PRESS», 2015. 380 s.

21. Mishina I. A. Metodologicheskie podhody k prepodavaniju kursov federal'noj, regional'noj i lokal'noj istorii v uslovijah realizacii koncepcii novogo UMK po otechestvennoj i vsemirnoj istorii = Methodological approaches to teaching courses in federal, regional and local history in the context of the implementation of the concept of a new teaching and learning method in national and world history / I. A. Mishina, M. G. Cyrenova // Prepodavanie istorii v shkole. 2016. № 7. S. 3-9.

22. Nash Vjatskij kraj = Our Vyatka territory : ucheb. posobie dlja uchashhihsja special'nyh (korrekcionnyh) shkol / avt.-sost. N. Ju. Kiseljova. Kirov : IRO Kirovskoj obl. 2014. 93 s.

23. Ogorodnikova S. V. Muzejno-pedagogicheskaja dejatel'nost' v sel'skom sociume = Museum and pedagogical activities in rural society : uchebno-metodicheskoe posobie / pod red. V. S. Danjushenkova. Kirov : Izd-vo OOO «Vesi», 2015. 88 s.

24. Pershina Ju. V. K voprosu ob uchebno-metodicheskom obespechenii prepodavanija regional'noj istorii Vjatskogo kraja = On the issue of educational and methodological support for teaching regional history of the Vyatka territory / Ju. V. Pershina, T. Ju. Eijomina // Prepodavanie istorii i obshhestvoznanija v shkole. 2019. № 6. S. 42-48.

25. Pershina Ju. V. Obrazovatel'naja i kul'turno-prosvetitel'skaja dejatel'nost' vjatskih vlastej i organov samoupravlenija v 1900-1914 gg. = Educational and cultural activities of the Vyatka authorities and self-government bodies in 1900-1914. : monografija. Moskva : Rusajns, 2019. 144 s.

26. Pershina Ju. V. Razvitie kul'tury zemledelija v Vjatskoj gubernii v 1900-1914 gg. (Bakalavriat, Magistratura) = The development of the culture of agriculture in the Vyatka province in 1900-1914. (Bachelor's, Master's) : monografija. Moskva : Rusajns, 2021. 126 s.

27. Petrovich V. G. Regional'naja istorija: byt' ili ne byt'? = Regional history: to be or not to be? // Prepodavanie istorii v shkole. 2016. № 7. S. 26-29.

28. Petijaeva E. Ju. Kurs nacional'no-regional'noj istorii v osnovnoj shkole = National-regional history course at basic school // Prepodavanie istorii i obshhestvoznanija v shkole. 2005. № 2. S. 30-31.

29. Pomelov V. B. Prosveshhenie v Vjatskom krae (XIV - nach. XX v.) = Education in the Vyatka territory (XIV - nach. XX v.) : [monografija]. Kirov : Vjatskij gosudarstvennyj universitet, 2019. 254 s.

30. Programmy vneurochnoj dejatel'nosti «Istorija Vjatskogo kraja»: 5-9 klassy = Programs of extracurricular activities "History of the Vyatka territory": 5-9 grades. Kirov : OOO «Poligrafovna», 2019. 51 s.

31. Romanovskij V. K. Nizhegorodskaja model' UMK po regional'noj istorii dlja obshheobrazovatel'noj shkoly = Nizhny Novgorod model of teaching materials on regional history for secondary schools // Prepodavanie istorii v shkole. 2017. № 6. S. 37-42.

128

C. B. Огородникоeа

32. Smetanina N. D. Istorija vjatskogo iskusstva XVII - XX vekov v rasskazah i lekcijah dlja uchashhihsja = The history of Vyatka art of the 17th - 20th centuries in stories and lectures for students. Kirov : Izd-vo «O-Kratkoe», 2008. 432 s.

33. Smetanina N. D. Istorija vjatskogo hudozhestvennogo obrazovanija = History of Vyatka art education. Kirov : O-Kratkoe, 2014. 192 s.

34. Smirnov G. S. Slovar' baby Njury = Baba Nyura's dictionary / Izdanie polnoe, ispravlennoe (vkljuchaet pervuju knigu pod red. Z. V. Smetaninoj, vtoruju i tret'ju knigi pod red. Iry Rimm). Kirov : AO «Dom pechati - Vjatka», 2018. 576 s.

35. Strelova O. Ju. Razrabotka regional'nogo komponenta obshhego obrazovanija v uslovijah FGOS: Koncepcija razvitija regional'noj informacionno-obrazovatel'noj sredy = Development of a regional component of general education in the context of the federal state educational standard: concept for the development of a regional information and educational environment // Prepodavanie istorii i obshhestvoznanija v shkole. 2018. № 8. S. 28-35.

36. Sudovikov M. S. Gubernija Vjatskaja: istoricheskie ocherki: k 210-letiju so vremeni obrazovanija Vjatskoj gubernii = Vyatka province: historical sketches: to the 210th anniversary of the formation of the Vyatka province. Kirov: Jekspress, 2006. 128 s.

37. Sudovikov M. S. Kupechestvo Vjatskogo kraja: ot istokov do 1917 g. = Merchants of the Vyatka territory: from the origins to 1917. kirov : id «gercenka», 2018. 468 s.

38. Hlynov. Vjatka. Kirov. Putevoditel' po ulicam goroda = Khlynov. Vyatka. Kirov. City street guide / KOGBUK «Kirovskaja oblastnaja biblioteka dlja detej i junoshestva im. A. S. Grina» ; sost. G. Emeljanova. Kirov : Loban', 2013. 330 s.

39. Jetnografija Vjatskogo kraja. Diaspory v sovremennoj jetnokul'turnoj situacii v Kirovskoj oblasti = Ethnography of the Vyatka region. Diasporas in the modern ethnocultural situation in the Kirov region : ucheb. posobie. Kirov : Avers, 2015. 200 s.

Потенциал изучения региональной истории в социализации молодежи 129

(на примере Кировской области)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.