Научная статья на тему 'Ценностные ориентации в сфере регионального образования (на примере Вятской губернии)'

Ценностные ориентации в сфере регионального образования (на примере Вятской губернии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В СФЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЕ) И КОЛЛЕКТИВНЫЕ (ГРУППОВЫЕ) ПРИОРИТЕТЫ / ВЯТСКАЯ ГУБЕРНИЯ / AXIOLOGICAL VALUE PRIORITIES IN REGIONAL EDUCATION / PERSONALITY (PERSONALIZED) AND COLLECTIVE (GROUP) PRIORITIES / VYATKA GUBERNIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Помелов Владимир Борисович

Статья посвящена проблеме раскрытия сущности региональных ценностных приоритетов в сфере образования. Показана их значимость, дается авторское определение ценностных приоритетов в сфере регионального образования. Это такие наиболее существенные педагогические ценности, которые характерны для данной территории. Ведущими методологическими подходами в работе избраны аксиологический и региональный подходы. В качестве базы исследования (географического ареала) взята Вятская губерния, один из крупнейших по территории и численности населения регионов Российской империи в XIX в. На примере Вятской губернии показано содержание и значимость местных (локальных) особенностей в развитии системы регионального образования. Анализ ценностных приоритетов в сфере регионального образования дал возможность определить в них две группы. В одну входят личностные (персонифицированные) приоритеты. Это конкретный человек, принимающий участие образовательной работе, а именно учитель, педагог-ученый, национальный просветитель, деятель культуры, представитель земства, русской православной церкви и др.). В другую группу нами отнесены коллективные (групповые) приоритеты. Эти приоритеты раскрываются в статье на конкретных примерах деятельности видных представителей просвещения (Л. Горка, Н.И. Мышкин, А.М. фон-Вилькен, А.К. Волнин, В.М. и А.М. Васнецовы и др.) и педагогических коллективов (Вятская мужская гимназия, Вятская губернская земская мастерская учебно-наглядных пособий и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS IN REGIONAL EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF VYATKA PROVINCE)

The article is devoted to the issue of disclosure of regional priority values in education. The importance of priority values is determined in the article. The author's definition of priority values in regional education is given. These are the most essential pedagogical values that are characteristic for a given territory. Axiological and regional approaches as leading methodological approaches of the study are elected. As a research base the Vyatka gubernia is taken, which was one of the largest regions of the Russian Empire by its territory and the quantity of population. At its example the content and significance of local features in the development of regional education systems are shown. Analysis of priority values in the field of regional education allows us to highlight them in two main groups. The first group of priorities is defined as personal, or personalized. They are based on the selfless efforts and outstanding activities of a particular person (teacher, scientist, educator, cultural figure, representative of the zemstvo or the Russian Orthodox Church, etc.).The second group includes the priorities of regional education that can be described as collective (group) ones because of their scientific and practical positive pedagogical content, joint pedagogical efforts. These priorities are revealed in the article on examples of activities of prominent representatives of education (L. Gorka, N.I. Myshkin, I.N. Rednikov, F.M. von-Vilken, A.K. Volnin, V.M. and A.M. Vasnetsov, etc.) and pedagogical collectives (Vyatka gymnasium, Vyatka provincial zemstvo workshop of teaching and visual aids, etc.).

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации в сфере регионального образования (на примере Вятской губернии)»

7. Nepovinnyh L.A. Sovershenstvovanie napadajushhego udara v volejbole [Improving the strike in volleyball]. Mezhdu-narodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences]. Petrozavodsk, 2018, pp. 49-51.

8. Orlan I.V. Volejbol: metodika obuchenija tehnike i taktike igry: ucheb.-metod. posobie [Volleyball: a technique for teaching game technique and tactics]. Volgograd: FGOUVPO «VGAFK», 2009. 56 p.

9. Rusakov A.A., Kuzekevich V.R. Metodika razvitija special'nyh dvigatel'nyh sposobnostej volejbolistov grupp nachal'noj podgotovki [Methodology for the development of special motor abilities of volleyball players of initial training groups]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta], 2016, no. 3, pp. 207-209.

10. Fomin E.V. Special'naja fizicheskaja podgotovka junyh volejbolistov: metod. rekomendacii [Special physical training for young volleyball players]. Moscow, 2009. 35 p.

11. Fomin E.V., Topyshev O.P., Smirnov Ju.I., Hantov H.B. Vzaimosvjaz' fizicheskih kachestv v strukture fizicheskoj podgotovlennosti volejbolistov [The relationship of physical qualities in the structure of physical fitness of volleyball players]. Teorija i praktika fiz. kul'tury [Theory and practice ofphysical education], 2004, no. 7, pp. 10-12.

12. Fomin E.V., Silaeva L.V., Bulykina L.V., Belova N.Ju. Vozrastnye osobennosti fizicheskogo razvitija i fizicheskoj podgotovki junyh volejbolistov: metod. posobie [Age features of the physical development and physical preparation of young volleyball players]. Moscow, 2014. 132 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Р.Ю. Осмехин, студент, факультет физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7329-7007.

А.Л. Вавилов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин и адаптивной физической культуры, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-8174-8269.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

R.Yu. Osmekhin, Student, School of Physical Culture and Sports, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7329-7007.

A.L. Vavilov, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Sports Disciplines and Adaptive Physical Culture, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-8174-8269.

УДК 37.014.253

Владимир Борисович Помелов

г. Киров

Ценностные ориентации в сфере регионального образования (на примере Вятской губернии)

Статья посвящена проблеме раскрытия сущности региональных ценностных приоритетов в сфере образования. Показана их значимость, дается авторское определение ценностных приоритетов в сфере регионального образования. Это такие наиболее существенные педагогические ценности, которые характерны для данной территории. Ведущими методологическими подходами в работе избраны аксиологический и региональный подходы. В качестве базы исследования (географического ареала) взята Вятская губерния, - один из крупнейших по территории и численности населения регионов Российской империи в XIX в. На примере Вятской губернии показано содержание и значимость местных (локальных) особенностей в развитии системы регионального образования. Анализ ценностных приоритетов в сфере регионального образования дал возможность определить в них две группы. В одну входят личностные (персонифицированные) приоритеты. Это конкретный человек, принимающий участие образовательной работе, а именно учитель, педагог-ученый, национальный просветитель, деятель культуры, представитель земства, русской православной церкви и др.). В другую группу нами отнесены коллективные (групповые) приоритеты. Эти приоритеты раскрываются в статье на конкретных примерах деятельности видных представителей просвещения (Л. Горка, Н.И. Мышкин, А.М. фон-Вилькен, А.К. Волнин, В.М. и А.М. Васнецовы и др.) и педагогических коллективов (Вятская мужская гимназия, Вятская губернская земская мастерская учебно--наглядных пособий и др.).

Ключевые слова: аксиологические ценностные приоритеты в сфере регионального образования, личностные (персонифицированные) и коллективные (групповые) приоритеты, Вятская губерния.

Vladimir Borisovich Pomelov

Kirov

Value orientations in regional education (on the example of Vyatka province)

The article is devoted to the issue of disclosure of regional priority values in education. The importance of priority values is determined in the article. The author's definition of priority values in regional education is given. These are the most essential pedagogical values that are characteristic for a given territory. Axiological and regional approaches as leading methodological approaches of the study are elected. As a research base the Vyatka gubernia is taken, which was one of the largest regions of the Russian Empire by its territory and the quantity of population. At its example the content and significance of local features in the

development of regional education systems are shown. Analysis of priority values in the field of regional education allows us to highlight them in two main groups. The first group of priorities is defined as personal, or personalized. They are based on the selfless efforts and outstanding activities of a particular person (teacher, scientist, educator, cultural figure, representative of the zemstvo or the Russian Orthodox Church, etc.).The second group includes the priorities of regional education that can be described as collective (group) ones because of their scientific and practical positive pedagogical content, joint pedagogical efforts. These priorities are revealed in the article on examples of activities of prominent representatives of education (L. Gorka, N.I. Myshkin, I.N. Rednikov, F.M. von-Vilken, A.K. Volnin, V.M. and A.M. Vasnetsov, etc.) and pedagogical collectives (Vyatka gymnasium, Vyatka provincial zemstvo workshop of teaching and visual aids, etc.).

Keywords: axiological value priorities in regional education, personality (personalized) and collective (group) priorities, Vyatka Gubernia.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы ознакомить научное педагогическое сообщество с результатами научного поиска по выявлению ведущих региональных ценностных (аксиологических) педагогических приоритетов на примере Вятской губернии.

Проблема. По утверждению ряда современных ученых (З.И. Равкин, Г.Б. Корнетов, М.В. Богуславский, В.В. Веселова и др.), ценности это тот мост, который соединяет прошлое, настоящее и будущее отечественной и мировой школы и педагогики [2, С. 3]. В современной отечественной социологии выделяют такие терминальные ценности, как Человек, Труд, Мир, Свобода, Справедливость, Равенство, Добро, Истина и Красота [3, С. 7]. Эти ценности выступают в качестве жизненных ориентиров [1, С. 146].

Наиболее существенной особенностью исследований в области истории педагогики и образования является то, что оно непременно базируется на каком-то определенном историко-географическом материале; иными словами, анализируемые события происходят в конкретных исторических и географических рамках. Поэтому определить ценностные приоритеты представляется возможным лишь с учетом специфики того региона, на базе которого проводится исследование.

В данном материале в качестве базы исследования (географического ареала) нами взята Вятская губерния. Это был один из крупнейших по территории регионов Европейской части Российской империи. В начале XX в. она занимала 1-е место в стране по численности населения, опережая по этому показателю, как это ни покажется удивительным, Киевскую, Московскую и Санкт-Петербургскую губернии. Вятская губерния занимала лидирующее положение в России по развитию промыслов и ремесел. Она дала стране значительное количество всемирно известных деятелей науки и культуры. Среди них, например, К.Э. Циолковский, П.И. Чайковский, В.М. и А.М. Васнецовы, И.И. Шишкин, Ф.И. Шаляпин, В.М. Бехтерев, А.Н. Бакулев, А.С. Грин, Н.А Заболоцкий и др.

Вышеизложенное доказывает, что данный регион представляет собой достаточно репрезентативную базу для проведения исследования. Проблема, которую решает автор статьи, состоит в том, чтобы на примере конкретного региона, в данном случае -Вятской губернии, выделить ценностные приорите-

ты в сфере регионального образования и воспитания, а также раскрыть их содержание. Решению этих задач и посвящена предлагаемая статья.

Методы и методологические подходы. В предлагаемой статье автор характеризует выявленные им ценностные приоритеты регионального образования; те из них, что были присущи образованию в конкретном российском регионе в дооктябрьский период. Их изучение, как представляется автору данной статьи, позволит в дальнейшем перейти к выявлению ценностных приоритетов, присущих современному региональному образованию.

В качестве ведущих методологических подходов автором избраны аксиологический и региональный подходы [14, С. 62]. Последний подразумевает исследование тех или иных явлений, - в данном случае ценностных приоритетов регионального образования, - сквозь призму особенностей и запросов региона.

Конструктивное использование указанных подходов представляется возможным в случае их совместного использования с комплексом методов, активно используемых в истории педагогики, а именно со следующими методами: аналитической группировки исследуемого материала, историко-типологический, ретроспективный, актуализации, математической статистики.

Результаты исследования. Человека в течение всей его жизни окружают одновременно несколько сред: природно-климатическая, географическая, социальная, культурно-историческая, образовательная, среда, семья.

Этот комплекс локальных средств определяющим образом способствует полноценному становлению личности, или, наоборот, деформации, в случае их отрицательного воздействия. Недаром же, человек в уже взрослом возрасте с признательностью вспоминает любимый город, родной дом и школу... Но ведь нередко бывает и наоборот: люди стремятся как можно скорее покинуть «родной» город, в котором невозможно жить из-за плохой экологии; уезжают из «любимого» поселка, в котором трудно найти работу; с ненавистью вспоминают школу, в которой им приходилось не столько учиться, сколько выживать... Увы, и это тоже своего рода локальные особенности, но уже со знаком «минус».

Дадим определение сущности понятия «ценностные приоритеты в сфере регионального образования».

Ценностные (аксиологические) приоритеты в сфере регионального образования это существенные особенности сам факт их проявления вызывается конкретной спецификой той или иной территории.

Анализ ценностных приоритетов в сфере регионального образования дает возможность распределить их на две группы.

Первая группа - личностные, персонифицированные. Их ценность заключается в самом примере подвижнической работы учителя, ученого, просветителя, земского или церковного деятеля и др.

Вторая группа это коллективные (групповые) приоритеты, то есть позитивно оцениваемая деятельность образовательных заведений или каких-либо других объединений (коллективов), осуществляющих педагогическую деятельность.

Далее автором последовательно раскрывается содержание вышеозначенных приоритетов на конкретных примерах.

1. Личностные (персонифицированные) приоритеты.

1.1. Пример жизни и деятельности выдающихся просветителей.

В качестве примера регионального ценностного приоритета в сфере образования, относящегося к первой группе, можно привести, например, первых вятских просветителей. Особое место среди них занимает Вятский епископ Лаврентий Горка (1671-1737), который до приезда на Вятскую землю служил обериеромонахом российского флота, был составителем жизнеописания Петра Великого, под фактическим началом которого он служил в Санкт-Петербурге. Близкий друг предстоятеля русской православной церкви Феофана Про-коповича, верный сторонник петровских преобразований, он и в Хлынове - главном городе Вятской земли, стремился к осуществлению заветов к тому времени уже покойного Петра I. Служение в Хлы-нове Лаврентия Горки было очень непродолжительным по времени (1733-1737), но исключительно полезным для дальнейшего развития просвещения вятских жителей. Можно утверждать, что первая на Вятской земле школа. - славяно-латинское училище, которое открыл Л. Горка, положило начало развитию образования в этом, в те времена считавшимся отдаленным регионе Российской империи [24, С. 111]. Л. Горка проявил себя как опытный, знающий организатор образования. Большое внимание он уделял применению в своей школе опыта других учебных заведений той поры. Он открыл в школе значительную для первой трети XVIII в. библиотеку, часть книг которой до сих пор сохраняется в отделе редких книг Кировской областной научной универсальной библиотеки имени А.И. Герцена. Для приобретения книг он снаряжал санные и тележные «поезда» в Москву, Санкт-Петербург, Киев, Астрахань, Рязань и Великий Устюг. Там его посланцы закупали учебную литературу, поскольку в Хлынове своей «печатни» не

было. Приглашенные им для работы в школе киевские учителя Михаил Евстафьевич Финицкий и Василий Лещинский, а также беглый ученый-монах Иоаким Богомедлевский стали первыми официальными вятскими учителями [12, С. 70].

1.2. Педагогическая деятельность лучших учителей.

Вятский учитель Николай Николаевич Блинов (1839-1917) оставил о себе благодарную память земляков. Хотя со времени его смерти прошло более ста лет, до сих пор выходят публикации и даже книги о его жизни. Потомки Н.Н. Блинова собираются даже открыть музей в память о нем в г. Сарапуле бывшей Вятской губернии, теперь это территория Республики Удмуртия. В 1861 г., по окончании Вятской духовной семинарии, он приступил к работе в качестве священнослужителя и учителя в школе в удмуртском селе Карсовай Глазовского уезда Вятской губернии. В дальнейшем, на протяжении всего своего многолетнего плодотворного жизненного пути Н. Н. Блинов успешно совмещал церковную, педагогическую, этнографическую и издательскую деятельность. Он был создателем первой удмуртской азбуки «Лыдзон». Написал и издал несколько адаптированных книг: «Приключения Робинзона», «Путешествия Гулливера» и др. Он был автором одной из лучших русских азбук и других учебных пособий для начальной школы. Его богато иллюстрированная книга для учащихся «Ученье - свет» была опубликована Москве, Санкт-Петербурге, Вятке и выдержала около десяти изданий. Занимался он и вопросами истории образования, написав ряд книг по истории этой важнейшей духовной сферы общества. Его перу принадлежат книги по истории города Сарапула, жизнеописание «кавалерист-девицы», вятской уроженки Надежды Андреевны Дуровой. В полемике с Л.Н. Толстым он написал пьесу «Свет и во тьме горит!».

Н.Н. Блинов был тесно связан как с видными российскими педагогами и издателями, такими как Н.Ф. Бунаков. С.В. Венгеров, так и с лучшими местными учителями, опыт которых он пропагандировал в своих работах, а также стремился использовать на практике. В частности, он общался Николаем Ивановичем Мышкиным, известным вятским учителем второй половины XIX в., работавшим в Лопьяльской школе Уржумского уезда. Мышкин первым в Вятской губернии начал освоение наглядно-звукового метода обучения грамоте [15, С. 23]. И хотя такие учителя, как Блинов и Мышкин, конечно, не преобладали в общей массе российского учительства, они, служили педагогическим ценностным ориентиром как для своих коллег, так и для потомков.

1.3. Просвещенческая работа видных педагогических деятелей регионального масштаба.

Полноценная продуктивная педагогическая работа талантливых учителей-практиков только

тогда бывает успешной, когда во главе учебных заведений стоят люди, поддерживающие подвижнические устремления своих коллег-энтузиастов.

Такими видными деятелями образования в Вятском крае были, например, Александр Модестович фон-Вилькен (1872-1934), - первый директор Вятского учительского института (в 1914-1917) и Александр Константинович Волнин (1872-1942), - первый директор Полтавского учительского института, наставник А.С. Макаренко в этом институте в 1914-1917 гг. Волнин работал также в 19211925 гг. в Вятском институте народного образования (ныне Вятский государственный университет), и стал здесь фактическим основателем кафедры педагогики [9, С. 21; 25, С. 295].

Деятельность этих обоих выдающихся российских подвижников просвещения в Вятке пришлась на исключительно тяжелое время: на годы первой мировой войны (А.М. фон-Вилькен) и на период гражданской войны и послевоенной разрухи (А.К. Волнин). Однако несмотря на все трудности, они так много сделали для первого вуза Вятки, что до сих пор их имена упоминаются наряду с наиболее значительными персоналиями, причем не только в Вятке (Кирове), но и в Казани, Новосибирске, Полтаве и других городах, где они оставили свой добрый след.

1.4. Деятельность педагогов-просветителей нерусских народов.

В XIX - первой половине XX вв. на территории Вятской губернии работало значительное количество видных русских, марийских, удмуртских, мордовских и татарских педагогов Вятской губернии. Среди них назовем такие значительные личности, как А.И. Анастасиев [8], Габдулла и Губай-дулла Нигматуллины-Бубинские [18], П.П. Глезде-нёв [19], К.А. Андреев [21], Н.И. Золотницкий [22], И.С. Михеев, М.Е. Евсевьев, И.Я. Яковлев, И.В. Яковлев и др.

Их просветительская работа среди средневолж-ских «инородцев» нашла свое проявление в самоотверженной борьбе с язычеством и религиозным фанатизмом, открытии национальных школ и библиотек, создании учебников для национальных школ.

Так, Кузьма Андреевич Андреев открыл в селе Старый Карлыган первую повышенную школу для удмуртов, выпускники которой стали первыми представителями поначалу немногочисленной удмуртской интеллигенции. Учрежденная братьями Нигматуллиными-Бобинскими и их сестрой Мух-лисой школа в их родовом селе Иж-Бобья стала в короткий срок центром притяжения для передовой татарской молодежи.

Многие из указанных педагогов включены автором данной статьи в книгу «100 великих педагогов», вышедшую в московском издательстве «Вече» в 2018 г.

1.5. Положительный пример выдающихся земляков.

Использование в учебно-воспитательном процессе этого регионального ценностного приоритета применим, на наш взгляд, в отношении гениального композитора. Уроженца Вятской земли Петра Ильича Чайковского, а также военной и литературной деятельности Надежды Андреевны Дуровой. Имя Н.А. Дуровой и ее сочинения пользовались большой известностью среди педагогов и учащихся школ Вятской губернии [13, С. 86].

В качестве современного примера можно назвать активную просветительскую деятельность «космонавта-100», уроженца Вятской земли Виктора Петровича Савиных, по инициативе и усилиями которого в г. Кирове открыт единственный в России детский космический центр, а также музей К.Э. Циолковского. Эти учреждения осуществляют значительную воспитательную и образовательную работу, главным образом, среди детей и юношества.

1.6. Позитивный пример просветительской деятельности лучших представителей российской интеллигенции.

Как известно, Вятская губерния на протяжении длительного времени была местом ссылки передовых деятелей культуры и просвещения. Среди них были, например, автор проекта храма Христа Спасителя, архитектор А.Л. Витберг, писатели А.И. Герцен, М.Е. Салтыков-Щедрин и В.Г. Короленко, издатель Ф.Ф. Павленков и др. [11, С. 124]. И хотя они находились в Вятке в XIX веке, воздействие их пребывания на вятской земле ощущается даже по настоящее время [23, С. 210]. Так, например, А.И. Герцен в период пребывания в Вятке (1835-1837) стал инициатором открытия в губернском центре первой публичной библиотеки, ныне носящей его имя. Его усилиями были открыты и поныне существующие первые в губернии музей, газета, театр. Просветитель Ф.Ф. Павленков в память о своем, пусть и вынужденном, пребывании в Вятке в завещании отписал значительную сумму на открытие нескольких десятков сельских библиотек в этом крае. Некоторые из них существуют и сейчас. Ныне в Кировской области существует целое сообщество павленковских библиотек.

2. Коллективные (групповые) приоритеты.

2.1. Деятельность и позитивный педагогический опыт лучших учебных заведений региона.

Важнейшим приоритетом здесь является деятельность и позитивный педагогический опыт лучших учебных заведений региона.

В числе тех, кто внес существенный вклад в развитие гимназии, следует назвать ее директора в 1877-1879 гг. Федора Михайловича Керенского, отца будущего премьер-министра Временного правительства. Среди учащихся Вятской гимназии есть известные ученые, такие как президент Академии медицинских наук СССР А.Н. Бакулев, основатель института мозга В.М. Бехтерев, знаменитый ботаник Н.А. Буш, основоположник космонавтики К.Э. Циолковский, астроном М.М. Гусев,

профессор Казанского университета, математик А.Ф. Попов и др. [16, С. 104].

2.2. Работа внеучебных (внешкольных) учреждений, организаций, которые содействуют решению образовательных задач, стоящих перед просвещением региона.

К таковым учреждениям относилась открытая в 1898 г. Вятская земская губернская мастерская учебно-наглядных пособий, которая являлась в своей время крупнейшим промышленным предприятием губернского центра. Количество ее сотрудников достигало 900 человек. Продукция мастерской позволила в кратчайшие сроки ликвидировать существовавший прежде в школах Вятской губернии дефицит учебного оборудования. Мастерская считалась лучшей в стране. Не случайно ее продукция получила золотую медаль на всемирной выставке (Париж, 1900). Одним из видов продукции, которую особенно охотно закупали зарубежные учебные заведения, были «малые» и «большие» комплекты минералов. Для того, чтобы обеспечивать себя соответствующим сырьем, мастерская «держала» специальные бригады поисковиков на Урале, Кавказе и в Хибинах.

После Октября 1917 г. мастерская стала заводом «Физприбор» имени А.В. Луначарского, и была в ведомстве Народного комиссариата просвещения РСФСР. Ее продукция поставлялась в советские годы в 42 страны мира [8, С. 126].

2.3. «Культурные гнезда», - просвещенные семьи, объединявшие местную интеллигенцию.

К таковым в Вятке во второй половине XIX -первых двух десятилетиях XX вв. относилась, например, семья Фармаковских [7, С. 238]. «Культурные гнезда» обогащали местную духовную жизнь, помогали борьбе с невежеством и бескультурьем, способствовали распространению передовых общественно-педагогических взглядов, давали толчок к получению профессионального, в том числе педагогического, образования, к развитию их творчества [10, С. 112; 17, с. 77].

2.4. Педагогические династии.

В качестве примера приведем семью Васнецовых. Это просветительская династия, известная с XVI в. [4]. Каждый из шести братьев Васнецовых внес вклад в развитие просвещения в Вятском крае. Все они работали учителями и преподавателями. Первые вятские художники, получившие всемирную известность, Аполлинарий и Виктор Васнецовы помогали становлению местных художников (Н.Н. Румянцев, Н.Н. Хохряков, Е.И. Чарушин и др.), поддерживали вятский дым-

ковский промысел, приобретший впоследствии широкую известность.

2.5. Использование в региональной педагогической деятельности духовного наследия русской православной церкви.

К региональным ценностным приоритетам развития образования, несомненно, относится и указанный приоритет [5, С. 3; 6, С 4]. Видное место в духовном воспитании юных граждан занимало почитание местных святых, в частности в Вятке - первых духовных наставников жителей Земли Вятской Святителя Стефана Пермского и Преподобного Трифона Вятского [20, С. 92]. Трифон Вятский выступил фактически основателем православного просветительства «на Вятке». Преподобный Трифон Вятский (1546-1612). До прибытия на Вятку занимался миссионерско-просветительской деятельностью среди остяков и вогулов. Его деятельность на Вятской земле ведет отсчет с 1580 г. В 1588 г. во время пребывания преподобного Трифона в Москве царь Федор Иоаннович и Иов, патриарх Московский пожаловали ему иконы и книги. Всего даров набралось на 12 подвод. Наиболее ценным даром преподобный Трифон считал книги. Некоторые состоятельные хлыновцы даже имели небольшие домашние библиотеки, причем кое-кто из них, «делал вклады»; например Петр Толмачев подарил Успенскому монастырю 12 книг. Постепенно книжная грамота, просвещение выходили за стены монастырей, постепенно проникала в среду населения. Таким образом, просветительская деятельность первых христианских проповедников Вятского края, подвижников Трифона Вятского имела важное значение для просвещения местных жителей. Благодарные потомки хранят память о преподобном Трифоне Вятском. В центральной части г. Кирова ему поставлен впечатляющий памятник.

Заключение. Таким образом, региональные ценностные приоритеты выступают в качестве своеобразного ядра, объединяющего нравственные и материальные ценности, накапливаемые в течение длительного периода времени. Изучение ценностных приоритетов развития образования на примере конкретного региона обогащает историко-педагогическую науку и, прежде всего, такую ее составную часть, становящуюся в последние годы все более значимой, как историко-педагогическая регионолистика. Содержательный материал статьи может быть использован учеными-теоретиками в области истории педагогики и учителями-практиками, прежде всего, учителями истории и литературы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды : в 2 т. - М. : Педагогика, 1980. - Т.1. - С. 13-223.

2. Богуславский, М.В. «И дольше века длится день» [Текст] / М.В. Богуславский // Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации (конец XIX - 90-е гг. XX вв.). -М. : НИИ ОП РАО, 1998. - С. 3-8.

3. Веселова, В.В. Традиционные и «новые» ценности современной культуры и образования как объект изучения будущим учителем в системе вузовских педагогических дисциплин [Текст] / В.В. Веселова // Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность : тез. докл. и выступлений на XVI сессии науч. совета по проблемам истории образования и пед. науки. - М. : НИИ ОП РАО, 1995. - С. 7-10.

4. Виноградов, О.Н. Древо рода Васнецовых [Текст] : монография / О.Н. Виноградов. - Киров : Вятка, 1998. - 160 с.

5. Никандров, Н.Д. Ценности как основа целей воспитания [Текст] / Н.Д. Никандров // Педагогика. - 1998. - № 3. С. 3-10.

6. Никандров, Н.Д. Нравственные уроки православия [Текст] / Н.Д. Никандров // Педагогика. - 1997. - № 3. - С. 3-8.

7. Петряев, Е.Д. Записки книголюба [Текст] : монография / Е.Д. Петряев. - Киров : Кировское книжное издательство, 1978. - 280 с.

8. Помелов, В.Б. А.И. Анастасиев и вятская школа [Текст] / В.Б. Помелов // Вятскому земству - 130 лет : материалы регион. науч.-практ. конф. - Киров : Вятка, 1997. - С. 120-127.

9. Помелов, В.Б. А.М. фон-Вилькен - первый директор Вятского учительского института [Текст] / В.Б. Помелов // Вятская земля в прошлом и настоящем : материалы межрегион. конф. / под ред. В.Т. Юнгблюда. - Киров : ВятГГУ, 2014. - С. 11-21.

10. Помелов, В.Б. Видный деятель педагогической науки В.И. Фармаковский [Текст] / В.Б. Помелов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. - 2012. - № 2 (3). - С. 112-115.

11. Помелов, В.Б. Вклад Ф.Ф. Павленкова в развитие просвещения в Вятской губернии [Текст] / В.Б. Помелов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2015. - № 6. - С. 124-132.

12. Помелов, В.Б. Выдающийся просветитель Вятской Земли епископ Лаврентий Горка [Текст] / В.Б. Помелов // Педагогика. Общество. Право. - 2014. - № 4. - С. 67-81.

13. Помелов, В.Б. Вятские женщины - народные героини: Н.А. Дурова и А.Т. Пальшина [Текст] / В.Б. Помелов // Педагогика. Общество. Право. - 2015. - № 3. - С. 77-86.

14. Помелов, В.Б. Методологические подходы в историко-педагогических исследованиях [Текст] / В.Б. Помелов // Методология педагогической науки / под ред. О.В. Лебедевой. - Киров : ВятГГУ, 2009. - С. 52-68.

15. Помелов, В.Б. Передовой вятский учитель Н.И. Мышкин [Текст] / В.Б. Помелов // Проблемы вузовской и школьной педагогики : материалы регион. конф. / под ред. Л.А. Штыковой. - Глазов : ГГПИ, 1998. - С. 22-23.

16. Помелов, В.Б. Первая Вятская мужская гимназия: к 200-летию со времени открытия [Текст] / В.Б. Помелов // Герценка. Вятские записки : науч.-попул. альм. - Киров : Герценка, 2011. - № 20. - С. 82-104.

17. Помелов, В.Б. Подвижники российского просвещения как нравственный образец [Текст] / В.Б. Помелов // Педагогика. - 1998. - № 2. - С. 77-81.

18. Помелов, В.Б. Просветители татарского народа - братья Нигматуллины-Бобинские и Вятский край [Текст] / В.Б. Помелов // Самобытная Вятка: история и культура : сб. науч. тр. - Киров : Вятка, 2007. - С. 154-161.

19. Помелов, В.Б. Просветительская деятельность вятского епархиального миссионера П.П. Глезденёва [Текст] / В.Б. Помелов // Вятский исторический сборник. - Киров : Герценка, 2015. - С. 169-182.

20. Помелов, В.Б. Просветительская деятельность преподобного Стефана Пермского [Текст] / В.Б. Помелов // Педагогика. Общество. Право. - 2014. - № 3. - С. 80-92.

21. Помелов, В.Б. Просветитель удмуртского народа К. А. Андреев [Текст] / В.Б. Помелов // Этнокультурное развитие народов Приволжья и исторические традиции межнационального согласия Волго-Вятского региона : материалы межрегион. конф. / под ред. И.Ю. Трушковой. - Киров : ВятГГУ, 2014. - С. 33-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Помелов, В.Б. Просветитель чувашского народа Н.И. Золотницкий и его деятельность в Вятской губернии [Текст] / В.Б. Помелов // Вторые Спасские чтения : материалы всерос. науч.-практ. конф. / под ред. М.С. Судовикова.

- Киров : Герценка, 2015. - С. 25-31.

23. Помелов, В.Б. Региональные особенности развития народного образования в российской провинции во второй половине XIX -1917 г. [Текст] / В.Б. Помелов. - Киров : ВГПУ, 1998. - 282 с.

24. Сахарова, Л.Г. Деятельность православных епископов по развитию просвещения в городе Хлынове (1737-1752 гг.) [Текст] / Л.Г. Сахарова, В.А. Сахаров, В.Б. Помелов // ELPIS. Czasopislo teologiczne katedry teologii prawoslawnej uniwersitetu w Bialymstoku. - 2018. - № 20 (45). - С. 111-117.

25. Шевчук, М. Оляксандр Костянтинович Волшн - перший директор Полтавського вчительского шституту [Текст] / М. Шевчук // Науковий вюник Мелггопольского державного педагопчного университета. - 2016. - № 2 (17).

- С. 292-296.

REFERENCES

1. Anan'ev B.G. Chelovek kak predmet poznanija [Man as an object of knowledge]. Izbrannye psihologicheskie trudy. T. 1: v 2 t. [Selectedpsychological works. Vol. 1] Moscow: Pedagogika, 1980, pp. 13-223.

2. Boguslavskij M.V. «I dol'she veka dlitsja den'» ["And the day lasts longer than a century"]. Gumanisticheskaja paradigma obrazovanija i vospitanija: teoreticheskie osnovy i istoricheskij opyt realizacii (konec XIX - 90-e gg. XX vv.) [The humanistic paradigm of education and upbringing: theoretical foundations and historical experience of implementation (late XIX- 90s. XXcc.).]. Moscow: NII OP RAO, 1998, pp. 3-8.

3. Veselova V.V. Tradicionnye i «novye» cennosti sovremennoj kul'tury i obrazovanija kak ob#ekt izuchenija budushhim uchitelem v sisteme vuzovskih pedagogicheskih disciplin [Traditional and "new" values of modern culture and education as an object of study by a future teacher in the university system]. Cennostnye orientacii v sfere pedagogicheskogo obrazovani-

ja: istorija i sovremennost': tez. dokl. i vystuplenij na XVI sessii nauch. soveta po problemam istorii obrazovanija i ped. nauki [Value orientations in the field of teacher education: history and modernity]. Moscow: NII OP RAO, 1995, pp. 7-10.

4. Vinogradov O.N. Drevo roda Vasnecovyh: monografija [Tree of the Vasnetsov family]. Kirov: Vjatka, 1998. 160 p.

5. Nikandrov N.D. Cennosti kak osnova celej vospitanija [Values as the basis of educational goals]. Pedagogika [Педагогика], 1998, no. 3, pp. 3-10.

6. Nikandrov N.D. Nravstvennye uroki pravoslavija [Moral lessons of Orthodoxy]. Pedagogika [Pedagogics], 1997, no. 3, pp. 3-8.

7. Petrjaev E.D. Zapiski knigoljuba: monografija [Notes of a book lover]. Kirov: Kirovskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1978. 280 p.

8. Pomelov V.B. A.I. Anastasiev i vjatskaja shkola [Anastasiev and Vyatka school]. Vjatskomu zemstvu - 130 let: materi-aly region. nauch.-prakt. konf. [Vyatka Zemstvo - 130years]. Kirov: Vjatka, 1997, pp. 120-127.

9. Pomelov V.B. A.M. fon-Vil'ken - pervyj direktor Vjatskogo uchitel'skogo instituta [A.M. von Wilken - the first director of the Vyatka Teachers' Institute]. In Jungbljuda V.T. (ed.) Vjatskaja zemlja v proshlom i nastojashhem: materialy mezhregion. konf. [Vyatka land in the past andpresent]. Kirov: VjatGGU, 2014, pp. 11-21.

10. Pomelov V.B. Vidnyj dejatel' pedagogicheskoj nauki V.I. Farmakovskij [Prominent figure in pedagogical science V.I. Farmakovsky]. Vestnik Vjatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Pedagogika i psihologija [Herald of Vyatka State University], 2012, no. 2 (3), pp. 112-115.

11. Pomelov V.B. Vklad F.F. Pavlenkova v razvitie prosveshhenija v Vjatskoj gubernii [Contribution of F.F. Pavlenkova in the development of enlightenment in the Vyatka province]. Vestnik Vjatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Herald of Vyatka State University], 2015, no. 6, pp. 124-132.

12. Pomelov V.B. Vydajushhijsja prosvetitel' Vjatskoj Zemli episkop Lavrentij Gorka [Outstanding enlightener of the Vyatka Land Bishop Lavrentiy Gorka]. Pedagogika. Obshhestvo. Pravo [Pedagogy. Society. Law.], 2014, no. 4, pp. 67-81.

13. Pomelov V.B. Vjatskie zhenshhiny - narodnye geroini: N.A. Durova i A.T. Pal'shina [Vyatka women - folk heroines: N.A. Durova and A.T. Palshina]. Pedagogika. Obshhestvo. Pravo [Pedagogy. Society. Law.], 2015, no. 3, pp. 77-86.

14. Pomelov V.B. Metodologicheskie podhody v istoriko-pedagogicheskih issledovanijah [Methodological approaches in historical and pedagogical research]. In Lebedevoj O.V. (ed.) Metodologija pedagogicheskoj nauki [Methodology of pedagogical science]. Kirov: VjatGGU, 2009, pp. 52-68.

15. Pomelov V.B. Peredovoj vjatskij uchitel' N.I. Myshkin [Progressive Vyatka teacher N.I. Myshkin]. In Shtykovoj L.A. Problemy vuzovskoj i shkol'noj pedagogiki: materialy region. konf. [Problems of university and school pedagogy]. Glazov: GGPI, 1998, pp. 22-23.

16. Pomelov V.B. Pervaja Vjatskaja muzhskaja gimnazija: k 200-letiju so vremeni otkrytija [First Vyatka men's gymnasium: on the 200th anniversary]. Gercenka. Vjatskie zapiski: nauch.-popul. al'm. [Герценка. Вятские записки. No. 20]. Kirov: Gercenka, 2011, pp. 82-104.

17. Pomelov V.B. Podvizhniki rossijskogo prosveshhenija kak nravstvennyj obrazec [Ascetics of Russian enlightenment as a moral model]. Pedagogika [Pedagogics], 1998, no. 2, pp. 77-81.

18. Pomelov V.B. Prosvetiteli tatarskogo naroda - brat'ja Nigmatulliny-Bobinskie i Vjatskij kraj [Enlighteners of the Tatar people - brothers Nigmatullins-Bobinsky and Vyatka region]. Samobytnaja Vjatka: istorija i kul'tura: sb. nauch. tr. [Domestic Vyatka: history and culture]. Kirov: Vjatka, 2007, pp. 154-161.

19. Pomelov V.B. Prosvetitel'skaja dejatel'nost' vjatskogo eparhial'nogo missionera P.P. Glezdenjova [Educational activities of the Vyatka diocesan missionary P.P. Glezdenyova]. Vjatskij istoricheskij sbornik [Vyatka historical collected articles]. Kirov, Gercenka, 2015, pp. 169-182.

20. Pomelov V.B. Prosvetitel'skaja dejatel'nost' prepodobnogo Stefana Permskogo [Educational activities of the like Stefan of Perm]. Pedagogika. Obshhestvo. Pravo [Pedagogy. Society. Law.], 2014, no. 3, pp. 80-92.

21. Pomelov V.B. Prosvetitel' udmurtskogo naroda K. A. Andreev [Enlightener of the Udmurt people K. A. Andreev]. In Trushkovoj I.Ju. (ed.) Jetnokul'turnoe razvitie narodov Privolzhja i istoricheskie tradicii mezhnacional'nogo soglasija Vol-go-Vjatskogo regiona: materialy mezhregion. konf. [Ethnocultural development of the peoples of the Volga region and historical traditions of interethnic harmony of the Volga-Vyatka region]. Kirov: VjatGGU, 2014, pp. 33-41.

22. Pomelov V.B. Prosvetitel' chuvashskogo naroda N.I. Zolotnickij i ego dejatel'nost' v Vjatskoj gubernii [Enlightener of the Chuvash people N.I. Zolotnitsky and his activities in the Vyatka province]. In Sudovikova M.S. Vtorye Spasskie chtenija: materialy vseros. nauch.-prakt. konf. [SecondSpasskyReadings]. Kirov: Gercenka, 2015, pp. 25-31.

23. Pomelov V.B. Regional'nye osobennosti razvitija narodnogo obrazovanija v rossijskoj provincii vo vtoroj polovine XIX -1917 g. [Regional features of the development of public education in the Russian province in the second half of XIX -1917]. Kirov: VGPU, 1998. 282 p.

24. Saharova L.G., Saharov V.A., Pomelov V.B. Dejatel'nost' pravoslavnyh episkopov po razvitiju prosveshhenija v gorode Hlynove (1737-1752 gg.) [Activities of Orthodox bishops on the development of education in the city of Hlynov (17371752)]. ELPIS. Czasopislo teologiczne katedry teologii prawoslawnej uniwersitetu w Bialymstoku [ELPIS. Theological periodical of the Chair of Orthodox Theology at the University of Bialystok], 2018, no. 20 (45), pp. 111-117.

25. Shevchuk M. Oljaksandr Kostjantinovich Volnin - pershij direktor Poltavs'kogo vchitel'skogo institutu [Alexander Konstantinovich Volnin - the first director of the Poltava Teachers' Training Institute]. Naukovij visnik Melitopol'skogo derzhavnogo pedagogichnogo universiteta [Scientific Bulletin Melitopol State Pedagogical University. Series: Pedagogy], 2016, no. 2 (17), pp. 292-296.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

В.Б. Помелов, доктор педагогических наук, профессор, Член-корреспондент РАЕН, действительный член Международной академии наук педагогического образования, отличник народного просвещения РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, кавалер медали К.Д. Ушинского, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3813-7745.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

V.B. Pomelov, Doctor of Pedagogy, Professor, Associate Member of the Academy of Natural Sciences of Russia, Member of International Academy of Pedagogical Sciences, the Outstanding Educator Award of Russia, Honorary Educator of Higher Education of Russia, Medal of K.D. Ushinsky, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3813-7745.

УДК 372.4

Алёна Сергеевна Прозорова

г. Киров

Людмила Николаевна Вахрушева

г. Киров

Формирование у второклассников знаний о безопасности в быту посредством проблемных ситуаций

В настоящее время взрослые испытывают тревогу за детей. Задача родителей и педагогов заключается не только в защите ребенка, но и в формировании у него знаний о безопасности. Дети не всегда могут находиться под присмотром взрослых, поэтому очень важно научить их самостоятельно определять опасные ситуации и находить выход из них. Познавая окружающий мир, ребенок в силу малого опыта и знаний может поставить под угрозу свое здоровье. Опасные ситуации подстерегают ребенка где угодно: дома, на улице, в общественном месте и т.д. Младший школьник, как правило, после школы находится дома один, поэтому важно в первую очередь формировать у него знания о безопасности в быту. Многие дети знают элементарные правила, которые необходимо соблюдать дома для собственной безопасности, но при этом могут растеряться, если сложится опасная ситуация. Для формирования знаний второклассников о безопасности в быту нами был выбран и охарактеризован метод проблемных ситуаций, так как данный метод дает возможность осуществить отработку не только теоретических знаний, но и практических умений младших школьников. Необходимо, чтобы каждый ребенок знал правила поведения и умел действовать в той или иной опасной ситуации.

Цель статьи заключается в рассмотрении вопроса использования проблемных ситуаций для формирования знаний у второклассников о безопасности в быту. Данная статья может быть полезна педагогам начального образования, родителям младших школьников, а также студентам педагогического направления.

Ключевые слова: метод проблемных ситуаций; условия использования проблемных ситуаций; безопасность в

быту.

Alyona Sergeevna Prozorova

Kirov

Lyudmila Nikolaevna Vakhrusheva

Kirov

The formation of everyday life safety knowledge in second-graders through

problem situations

Currently, adults are experiencing anxiety for children. The task of parents and teachers is not only to protect the child, but also to develop their knowledge about safety. Adults may not always supervise children, so it is very important to teach them to identify dangerous situations and find a way out of them. Learning about the world around us, a child due to little experience and knowledge can put their health at risk. Dangerous situations can be found anywhere: at home, on the street, in a public place, etc. The younger schoolchild is usually at home alone after school, so it is important first of all to form their knowledge about safety in everyday life. Many children know the basic rules that must be followed at home for their own safety, but they may be confused if a dangerous situation develops. To form the knowledge of second-graders about safety in everyday life, we selected and characterized the method of problem situations, since this method makes it possible to work out not only theoretical knowledge, but also practical skills of younger students. It is necessary that every child knows the rules of behavior and is able to act in a particular dangerous situation.

The purpose of the article is to consider the use of problem situations for the formation of everyday life safety knowledge in second-graders. This article can be useful for teachers of primary education, parents of primary school children, as well as students of pedagogical direction.

Keywords: method of problem situations; conditions for using problem situations; everyday life safety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.