Научная статья на тему 'История кафедры педагогики Вятского государственного университета'

История кафедры педагогики Вятского государственного университета Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
654
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЯТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ / Н. Ю. ВОЙТОНИС / В. А. ТРЕЙТЕР / А. И. КОНДАКОВ / В. А. ПЕТРОВ / М. И. СМИРНОВ / Б. В. ЛЕГОТИН / В. И. КОСОЛАПОВ / В. Ф. САХАРОВ / М. Г. ЯНОВСКАЯ / VYATKA PEDAGOGICAL INSTITUTE / VYATKA STATE UNIVERSITY / DEPARTMENT OF PEDAGOGY / N. YU. VOITONIS / V. A. TRAITER / A. I. KONDAKOV / V. A. PETROV / M. I. SMIRNOV / B. V. LEGOTIN / V. I. KOSOLAPOV / V. F. SAKHAROV / M. G. YANOVSKAYA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Помелов В. Б.

В статье раскрывается почти столетняя история кафедры педагогики Вятского государственного университета. Указаны предшествующие названия учебного заведения, в состав которого входила кафедра (Вятский учительский институт, Вятский педагогический институт, Вятский институт народного образования, Вятский педагогический институт имени В. И. Ленина, Кировский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина, Вятский государственный педагогический университет, Вятский государственный гуманитарный университет]. В 1917-1922 гг. преподаватели психолого-педагогических дисциплин входили в состав гуманитарно-педагогической секции, с 1923 г. -в состав социально-педагогической комиссии. Уже в первые годы здесь работали известные ученые, такие как Н. Ю. Войтонис, впоследствии крупнейший отечественный зоопсихолог, видные педологи П. П. Распопов, прославившийся своей творческой работой с несовершеннолетними правонарушителями и В. А. Трейтер, по некоторым данным потомок Й. В. Гете. Приводятся воспоминания о Трейтере тогдашних студентов, в дальнейшем профессоров Н. П. Борисова и Э. И. Моносзона. В 1922-1924 гг. зав-кабинетом педагогики был А. К. Волнин, ранее работавший директором Новониколаевского и Полтавского учительских институтов. В период работы в Полтаве (1914-1917] он был наставником студента А. С. Макаренко. Первым зав. кафедрой педагогики был В. Д. Иванов (1930]. Преподавателями кафедры были первые выпускники Вятского учительского института (1917], в дальнейшем кандидаты педагогических наук, создатели школ-коммун в Вятской губернии В. А. Петров и А. И. Кондаков. Подробно рассказывается о таких известных преподавателях кафедры второй половины XX в., как профессора М. И. Смирнов, Б. В. Леготин, В. И. Косолапов, В. Ф. Сахаров, М. Г. Яновская. Приводятся подробные сведения о кадровом составе кафедры вплоть до начала 1990-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of the Department of pedagogy in Vyatka State University

The article reveals almost a century-old History of the Department of pedagogy in Vyatka State University. The previous names of the educational institution, which included the Department (Vyatka teacher's Institute, Vyatka Pedagogical Institute, Vyatka Institute of Public Education, Vyatka Pedagogical Institute named after V. I. Lenin, Kirov State Pedagogical Institute named after V. I. Lenin, Vyatka State Pedagogical University, Vyatka State Humanitarian University) are indicated. In 1917-1922 teachers of psychological and pedagogical disciplines were a part of humanitarian and pedagogical section, since 1923 a part of the social and pedagogical commission. Already in the first years here worked well known scholars such as N. Yu Voitonis, subsequently, the largest animal psychologist in Russia, prominent pedologists P. P. Raspopov, famous for his creative work with juvenile offenders, and V. A. Traiter, who is, according to some data, is descendant of Goethe. Memories about Traiter written by some of the his students, later professors N. P. Borisov and E. I. Monoszon, are given. In 1922-1924 head of the Office of pedagogy was A. K. Vanin, formerly Director of Novonikolayevsk and Poltava teachers' Institutes. During his work in Poltava (1914-1917) he was a mentor of the student A. S. Makarenko. The first head of the Department of pedagogy was V. D. Ivanov (1930). Teachers at the Department were the first graduates of the Vyatka teachers' Institute (1917), later PhDs of Pedagogical Sciences, the creators of the commune schools in the Vyatka province V. A. Petrov and A. I. Kondakov. There are details about such well-known teachers at the Department of the second half of the XX century, as professor M. I. Smirnov, B. V. Legotin, V. I. Kosolapov, V. F. Sakharov, M. G. Yanovskaya. Detailed information about the staff at the Department up to the beginning of the 1990s is given.

Текст научной работы на тему «История кафедры педагогики Вятского государственного университета»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 378.4(091] DOI: 10.25730/VSU.7606.19.027

История кафедры педагогики Вятского государственного университета

В. Б. Помелов

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Вятский государственный университет.

Россия, г. Киров. ORCID: 0000-0002-3813-7745. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье раскрывается почти столетняя история кафедры педагогики Вятского государственного университета. Указаны предшествующие названия учебного заведения, в состав которого входила кафедра (Вятский учительский институт, Вятский педагогический институт, Вятский институт народного образования, Вятский педагогический институт имени В. И. Ленина, Кировский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина, Вятский государственный педагогический университет, Вятский государственный гуманитарный университет]. В 1917-1922 гг. преподаватели психолого-педагогических дисциплин входили в состав гуманитарно-педагогической секции, c 1923 г. -в состав социально-педагогической комиссии. Уже в первые годы здесь работали известные ученые, такие как Н. Ю. Войтонис, впоследствии крупнейший отечественный зоопсихолог, видные педологи П. П. Распопов, прославившийся своей творческой работой с несовершеннолетними правонарушителями и В. А. Трейтер, по некоторым данным потомок Й. В. Гете. Приводятся воспоминания о Трейтере тогдашних студентов, в дальнейшем профессоров Н. П. Борисова и Э. И. Моносзона. В 1922-1924 гг. зав-кабинетом педагогики был А. К. Волнин, ранее работавший директором Новониколаевского и Полтавского учительских институтов. В период работы в Полтаве (1914-1917] он был наставником студента А. С. Макаренко. Первым зав. кафедрой педагогики был В. Д. Иванов (1930]. Преподавателями кафедры были первые выпускники Вятского учительского института (1917], в дальнейшем кандидаты педагогических наук, создатели школ-коммун в Вятской губернии В. А. Петров и А. И. Кондаков. Подробно рассказывается о таких известных преподавателях кафедры второй половины XX в., как профессора М. И. Смирнов, Б. В. Леготин, В. И. Косолапов, В. Ф. Сахаров, М. Г. Яновская. Приводятся подробные сведения о кадровом составе кафедры вплоть до начала 1990-х гг.

Ключевые слова: Вятский педагогический институт, Вятский государственный университет, кафедра педагогики, Н. Ю. Войтонис, В. А. Трейтер, А. И. Кондаков, В. А. Петров, М. И. Смирнов, Б. В. Леготин, В. И. Косолапов, В. Ф. Сахаров, М. Г. Яновская.

Кафедра педагогики Вятского государственного университета имеет длинную историю. Но прежде чем мы начнем рассказ о ней, следует напомнить читателю о том, что название учебного заведения, в составе которого она находилась на протяжении своей почти столетней истории, неоднократно изменялось.

Напомним эти изменения: 1914-1918 гг. - Вятский учительский институт; 19181919 гг. - Вятский педагогический институт; 1919-1921 гг. - Вятский институт народного образования; 1921-1922 гг. - Вятский педагогический институт; 1922-1934 гг. - Вятский педагогический институт имени В. И. Ленина; 1934-1995 гг. - Кировский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина; 1995-2002 гг. - Вятский государственный педагогический университет; 2002-2016 гг. - Вятский государственный гуманитарный университет, который в 2016 г. вошел в состав Вятского государственного университета.

Поначалу, в 1917-1922 гг., все преподаватели института входили в одну из двух так называемых секций: физико-математическую и гуманитарно-педагогическую. Преподаватели педагогики и психологии работали, естественно, в составе второй из названных секций. Руководителей, как таковых, у этих секций не было, ведь преподавателей в институте было немного, и все они подчинялись заместителю директора по учебной работе. Им был Николай

© Помелов В. Б., 2019

Александрович Желваков (1893-1972], в дальнейшем профессор ряда московских вузов, составитель многотомных хрестоматий по истории педагогики [31, с. 291-294].

Первыми преподавателями педагогики, психологии и педологии были Василий Эмиль-евич Сеземан (1918-1919], Анна Ивановна Логинова (1919-1920], Михаил Павлович Бекле-шов (1920-1922], Василий Михайлович Никифоров (1921-1922], Александр Виссарионович Крассов (1921-1922], Александр Николаевич Луппов (1922-1923].

Необходимо вспомнить и преподавателей, которые вели смежные предметы и также входили в состав гуманитарно-педагогической секции. Это Ф. Я. Рогов (1918-1919] и Иван Игнатьевич Матвеев (1922-1923]; онипреподавалидисциплину «Пение и музыка в школе». Петр Павлович Никонов (1922, 1932-1933] и Михаил Николаевич Шатров (1919-1933] осуществляли реализацию предмета «Ручной труд в школе». Примечательной личностью была Клавдия Андреевна Луппова (1920-1921], которая проводила занятия по дисциплине «Ручной труд в дошкольных учреждениях». Она была создателем первого детского сада в г. Вятка и Вятской губернии [34, с. 123; 35, с. 105].

В январе 1923 года была организована социально-педагогическая комиссия, объединившая в своем составе преподавателей педагогических, психологических и других, близких к ним дисциплин, прежде всего таких, как ручной труд и музыка. Первыми преподавателями педагогики и психологии в составе социально-педагогической комиссии были Пантелеймон Николаевич Пипуныров (1924-1925], Василий Павлович Нарышкин (1924-1928], Петр Петрович Распопов (1926-1966], Николай Павлович Руновский (1928-1930], Николай Юрьевич Войтонис (1929-1934)1.

Всеобщую любовь среди коллег и студентов снискал П. П. Распопов (1903-1966], уроженец г. Слободского. Он окончил физмат ВГПИ (1926] и аспирантуру НИИ психологии АПН РСФСР (1957]. Участник Великой Отечественной войны. Помимо работы в институте он работал учителем. Примечательной страницей его биографии стала деятельность в качестве воспитателя в «Трудовом доме для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей» в Вятке. В работе с подростками он использовал метод приучения их к поэзии. Его воспитанники писали замечательные стихи. Автору данного материалаудалось разыскать и опубликовать часть поэтического творчества этих детей, сопроводив их соответствующими комментариями [28].

Преподавателями педологии были Константин Георгиевич Кобельков217(1922-1928], Валентина Васильевна Захарова-Моисеева (1922-1926], Лидия Сергеевна Крылова (1927-1928], Анастасия Петровна Петрова (1922-1924], Серафима Васильевна Бабайлова (1930-1938] и Василий Алексеевич Трейтер (1922-1929]. Конечно, некоторые из вышеуказанных преподавателей вели не только педологию, но, по необходимости, также педагогику и психологию.

В. А. Трейтер [33, с. 173] был бесспорным лидером вятских педологов. Кроме того, в историю Вятского края он вошел как известный врач и политик, а в 1917 г. ему даже довелось быть руководителем Вятской губернии; его должность именовалась «губернский комиссар Временного правительства». О нем, по некоторым данным, потомке великого немецкого поэта, естествоиспытателя и общественного деятеля Й. В. Гете, имеются наши многочисленные публикации [11; 14; 27; 30].

Преподаватели социально-педагогической комиссии проводили занятия на всех четырех курсах: на 1-м курсе - «Введение в психологию»; на 2-м курсе - «Педология», «Экспериментальная психология»; на 3-м курсе - «Экспериментальная педагогика», «Педология» (продолжение]; на 4-м курсе - «История народного образования», «Организация делопроизводства и управления учреждениями социального воспитания», «Законодательство по народному образованию», «Трудовая школа» (практика]. С 1925 г. на 4-м курсе стал изучаться предмет «Научная организация труда в школьном деле».

1 Н. Ю. Войтонис (1887-1946] после работы в Вятке поступил в аспирантуру Московского психологического института. В 1929 г. под руководством В. А. Вагнера защитил диссертацию на тему «Роль побуждающих факторов в поведении» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (по психологии]. В 1934-1942 гг. руководил лабораторией сравнительной психологии в знаменитом питомнике обезьян в Сухуми и считался, наряду с Надеждой Николаевной Ладыгиной-Котс, наиболее известным отечественным представителем эволюционной психологии, иными словами, зоопсихологии. В 1940 г. он защитил докторскую диссертацию по биологии на тему «Поведение обезьян и проблема антропогенеза». В годы Великой Отечественной войны профессор Войтонис работал в Тбилиси под руководством академика Д. Н. Узнадзе.

2 Его сын Олег почти полвека возглавлял в г. Кирове детскую музыкальную школу № 1.

В 1918-1922 г. В. А. Трейтер работал руководителем педологического кабинета детского коллектора губернского отдела народного образования (далее - губоно]. 1 февраля 1922 г. при пединституте был создан педологический кабинет и врачебно-педологическая амбулатория. Фактически же пединституту из ведомства губоно было передано ск удное оборудование вместе со штатом сотрудников составе В. А. Трейтера иего помощников: О. Н. Лашкевич и З. А. Лупповой.

Но вот что любопытно! В книге «Полвека в пути», посвященной «золотому», 50-летнему юбилею института, указаны не «педологический», а «педагогический кабинет», и не «врачеб-но-педологическая амбулатория», а «врачебно-педагогическая амбулатория», да еще якобы «располагавшие хорошими помещениями и солидным по тому времени оборудованием» [6, с. 301]. Такая «подмена понятий» объясняется тем, что в год выхода книги (1970] было, конечно, нежелательно вообще упоминать о педологии, объявленной специальным постановлением ЦК ВКП(б] от 4 июля 1936 г. лженаукой [21, с. 96].

Страстный правдоискатель, защитник слабых и угнетенных, замечательный ученый и врач - таким остался в памяти своих вятских современников В. А. Трейтер. Будущий академик-педагог Эле Исаевич Моносзон (1908-1987], в 1920-е гг. студент общественно-экономического отделения Вятского пединститута, с большой теплотой и признательностью в разговоре с автором данной статьи вспоминал Трейтера, который безотказно и бескорыстно оказывал медицинскую помощь любому, кто к нему обращался, в том числе и матери юного тогда Э. И. Моносзона.

Интересны воспоминания Э. И. Моносзона о В. А Трейтере в связи с приездом в Вятку В. В. Маяковского и его выступлением в педагогиеском институте 3 февраля 1928 г.3 «На следующий день (после выступления поэта в пединституте - В. П.] на своей лекции доцент Трейтер стал критиковать поэзию Маяковского и его внешность. «У него подбородок вытянутый, что говорит о его упрямстве и некоторой шизофреничности», - заявил, в частности, Трейтер. Несмотря на то что все мы любили Василия Алексеевича, а некоторые, например я, были просто обязаны ему как прекрасному врачу, в аудитории поднялся шум, возмущение. Я попросил слово и подробно рассказал о революционном пафосе поэзии Маяковского. Сказал, что он подлинный пролетарский поэт, а его подбородок характеризует его сильную волю и титаническую энергию. Большинство однокурсников поддержало меня. Наш преподаватель только и сказал: «Ну, смотрите, смотрите... » Эта встреча с любимым поэтом привлекла еще больше внимание студентов к его боевому творчеству» [23, с. 34].

Студент Вятского пединститута 1920-х гг., в дальнейшем профессор, специалист в области авиационной техники Николай Петрович Борисов (1908-1992] в письмах к автору этой статьи характеризовал В. А. Трейтера как человека очень высокой культуры, что накладывало яркий отпечаток на состояние дел в его лаборатории. Его ассистент Петр Петрович Распопов во всем стремился подражать ему. Такого исключительного, по-немецки педантичного порядка и дисциплины не было ни в одном учебном подразделении института. Сам Василий Алексеевич, вспоминал Н. П. Борисов, был замечательным лектором. На его лекции собирались все свободные от занятий студенты и преподаватели. Его прекрасные ораторские качества неизменно отмечают в своих воспоминаниях студенты тех лет. Воспоминания Моносзона и Борисова о Трейтере были включены в книгу автора этой статьи «Педагоги и психологи Вятского края», вышедшую в Кирове в 1993 г. 10-тысячным тиражом [23].

Одним из сотрудников педологического кабинета, руководимого В. А. Трейтером, была Е. В. Антипова (1892-1974], дочь царского генерала, жена довольно известного в свое время писателя Виктора Ирецкого (1882-1936], покинувшего в 1922 г. большевистскую Россию на так называемом «философском пароходе». Еще до революции она получила высшее образование в Швейцарии. Пять лет Елена Владимировна работала в крупнейшем в мире психолого-педагогическом центре исследования проблем детства - в Институте Жан-Жака Руссо в Женеве. Ее учителями и коллегами были известные психологи: будущий Нобелевский лауреат Анри Бергсон, Пьер Жане, Эдуард Клапаред, а также Теодор Симон и Альфред Бине, авторы известной шкалы измерения уровня интеллекта («шкала Бине-Симона»]. Воодушевленная идеями большевиков, зимой 1917 г. она вернулась в Россию.

В годы гражданской войны в Вятку перебралось немало преподавателей высокого уровня, среди них, например, профессора А. А. Фортунатов, Н. М. Каринский, П. К. Мейер и др.

3 В связи с этим выступлением В. В. Маяковского в 1968 г. на стене учебного корпуса КГПИ по адресу ул. Ленина, 111, была открыта мемориальная доска, на которой указана ошибочная дата его выступления.

[16, с. 702]. Считалось, и не без оснований, что в провинции легче пережить материальные трудности и голод. Кроме того, надо было где-то и работать. Достаточно сказать, что в 19171918 гг. во всей России работали только четыре вуза, в том числе Вятский институт народного образования, кстати, тогда еще не имевший статуса вуза.

Е. В. Антипова была в числе тех, кто приехал в Вятку из столицы в 1922 г. В 1924 г. ей удалось эмигрировать. Она навсегда покинула Родину. Сначала вернулась в Женеву, а в 1928 г. получила привлекательное предложение из Бразилии и всю оставшуюся жизнь работала в этой стране. До 1935 г. она переписывалась с З. А. Лупповой. Е. В. Антипова приобрела там огромный авторитет, стала, по существу, основоположницей психологической науки в Латинской Америке [3, с. 237]. Но до конца жизни она вспоминала добрым словом В. А. Трей-тера, хранила оттиск его публикации «Опыт педологической работы» (Харьков, 1925].

В 1923-1924 учебном году был открыт кабинет педагогики («кабинет трудовой школы»], руководителем которого стал Александр Константинович Волнин (1872-1942], работавший в Вятке в 1922-1924 гг. [8; 9]. В эти годы он, несомненно, был ведущим преподавателем психолого-педагогических дисциплин.

Понятие «кафедра» в то время отсутствовало. В известном смысле «кабинет» и был «кафедрой». Преподаватели были «приписаны» к «кабинету педагогики»: здесь проходили заседания, хранились документы. Поэтому с некоторой натяжкой А. К. Волнина можно считать основателем кафедры педагогики. Ранее А. К. Волнин был директором Новониколаевского (ныне Новосибирск] учительского института (1917-1922] и Полтавского (1914-1917], причем именно в эти годы в Полтавском учительском институте учился А. С. Макаренко [8, с. 59].

В 1925 году в институте были введены новые учебные планы, в соответствии с которыми учебная нагрузка по вышеуказанным дисциплинам стала постепенно сокращаться. В 1930 г. в институте появились кафедры. Первым заведующим кафедрой педагогики стал доцент Василий Дмитриевич Иванов, работавший в институте в 1929-1934 гг. Помимо него на кафедре некоторое время был всего один преподаватель педагогики - Иван Емельянович Чемоданов (1925-1930]. Его сменила доцент Мария Алексеевна Завацкая (1930-1931], ее - Артемий Афанасьевич Черепанов (1931-1932], а его, в свою очередь, - Владимир Александрович Петров (1932-1941, 1945-1967], впоследствии доцент, кандидат педагогических наук. Историю педагогики преподавал Петр Григорьевич Тахтеев (1936-1937]. Руководила педагогической практикой Мария Андреевна Долгорукова (1935-1937).

Руководители заочного отделения Яков Васильевич Дудырев и Алексей Васильевич Но-сырев также вели учебную нагрузку по кафедре, соответственно - в 1936-1938, 1948 гг. и в 1935-1936 гг. (Помимо этого Дудырев, а после него Носырев, руководили заочным отделением]. Педологию и психологию вели ассистенты Зинаида Григорьевна Корчемкина (19301932] и Евгений Васильевич Ананьин (1930-1932], и. о. профессора Петр Николаевич Ильинский (1934-1935], кандидат педагогических наук, доцент Павел Петрович Морозов (19381941]. Доцент Максим АнтоновичЧерешнев работал на кафедре в 1934-1937 гг., пока не стал жертвой клеветнического доноса со стороны секретаря парткома института Александра Ивановича Чечкова [41]. Так что репрессии 1930-х г. не обошли стороной и кафедру педагогики.

В. А. Петров (1892-1986] был личностью неординарной и на протяжении более чем полувека очень заметной в педагогическом сообществе г. Кирова. Он был учащимся самого первого набора Вятского учительского института (1914] и, соответственно, одним из пятнадцати выпускников, окончивших этот институт в первом и единственном выпуске в 1917 г. [23, с. 7-8].

В. А. Петров был организатором Митинского школьного городка и снискал в этой связи в 1920-е гг. широкую и заслуженную известность среди педагогической общественности [29; 39; 40]. Более того, в этом качестве он прославился на всю страну. О работе этого инновационного учреждения были хорошо осведомлены Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий и другие деятели просвещения РСФСР тех лет [23, с. 12].

Много лет он был директором Кировского областного института усовершенствования учителей (далее - ИУУ]. В 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию по истории земской школы в Вятской губернии. В 1946-1958 гг. он возглавлял кафедру педагогики КГПИ. С его уходом из жизни 1 февраля 1986 г. прервалась последняя живая связь с тем далеким временем, когда начал свою работу Вятский учительский институт...

Деятельность кафедры педагогики получила заметное ускорение в 1936 г., когда новым директором института и одновременно заведующим кафедрой педагогики был назначен Павел Николаевич Шимбирёв (1883-1960], едва ли не самый известный в стране в ту пору уче-

ный-педагог, автор первых советских учебников по педагогике, которые он писал в соавторстве с уроженцем Котельничского уезда Вятской губернии Иваном Трофимовичем Огородни-ковым (1900-1976] [10; 18; 19].

За два года работы в Кирове П. Н. Шимбирёву удалось построить общежитие по адресу ул. Свободы, 122 (ныне учебный корпус № 16]. Именно в период работы в Кирове ему была присвоена ученая степень доктора педагогических наук (тогда ученые степени присваивались без защиты, по ходатайству ученых советов вузов]. Вместе с Павлом Николаевичем на кафедре работала его жена Екатерина Ивановна (1937-1938], автор брошюр по семейному воспитанию, выпускаемых издательством «Учпедгиз».

П. Н. Шимбирёв был научным консультантом З. И. Равкина, который, в свою очередь, спустя полвека стал научным консультантом автора данной статьи. Это позволяет нам, в соответствии с шутливой «генеалогией», принятой в научной среде, считать себя «внуком» П. Н. Шимбирёва. Впоследствии, работая в Министерстве просвещения РСФСР, П. Н. Шимбирёв неоднократно помогал Кировскому пединституту, в том числе тем, что выступил в качестве научного руководителя кировчанки Татьяны Борисовны Брюховой (Храбриковой]. О П. Н. Шим-бирёве нами написан целый ряд публикаций [22; 23, с. 44-47; 25; 26]. Его имя внесено нами в «Российскую педагогическую энциклопедию» [36], «Педагогический энциклопедический словарь» [37], шестой том «Знатные люди» «Энциклопедии Земли Вятской» [38]. Всего три известных педагога похоронены на Новодевичьем кладбище столицы: А. С. Макаренко, историк педагогики Е. Н. Медынский и П. Н. Шимбирёв.

После отъезда из Кирова П. Н. Шимбирёва заведующим был назначен кандидат (впоследствии - доктор] педагогических наук, доцент (позднее - профессор] Сергей Максимович Шабалов (1938-1943]. Впоследствии он также, как и П. Н. Шимбирёв, стал одним из ведущих ученых-педагогов страны, крупнейшим специалистом в Академии педагогических наук (далее - АПН] РСФСР в области профессионального образования.

Известный профессор-психолог Серафим Михайлович Василейский приехал на работу в Киров из Горького в 1939 г., в 1945 г. вернулся обратно. Помимо работы на кафедре педагогики и психологии 26 июня 1941 г. он был также назначен деканом факультета иностранных языков, причем первым в истории этого факультета. Правда, деканом он работал недолго, всего несколько месяцев.

Примечательной личностью был кандидат педагогических наук, доцент Филипп Сели-верстович (по другим источникам - Сильверстович] Орешков (1938-1944]. Помимо работы на кафедре почти весь этот срок, а именно с 20 марта 1938 г. по 13 декабря 1943 г., он работал еще и директором института [4].

Кандидат педагогических наук, доцент Андрей Епифанович Воронов (1907-?] работал на кафедре в 1940-1942 гг. и в 1952-1975 гг.

В 1942-1944 г. на кафедре работал Анатолий Иванович Кондаков (1894-1979], ученый, имя которого было известно всей педагогической общественности страны. Он был, наряду с В. А. Петровым, одним из первых пятнадцати выпускников Вятского учительского института [24]. В 1918 г. А. И. Кондаков организовал в селе Знаменка Яранского уезда Вятской губернии самую известную в стране школу-коммуну [17; 24; 39; 40], опыт работы которой он раскрыл в книге «Школа-коммуна», изданной в издательстве «Учпедгиз» в 1960 г. В 1943 г. он был одним из учредителей АПН РСФСР. Прямо из Кирова он был приглашен руководить ее информационным центром и библиотекой. Написал две книги об И. Н. Ульянове и семье Ульяновых [1; 2]. Имя А. И. Кондакова внесено в список наиболее выдающихся земляков в 6-м томе «Энциклопедии Земли Вятской» [20].

Педагогику во второй половине 1930-1940-х гг. вели ассистенты Нина Ильинична Банникова (1944-1945, 1950-1954] и Лидия Максимовна Кузнецова (1948-1952], преподаватели Иван Григорьевич Автухов (1935-1937], Петр Иванович Ердяков (1936-1938] и Иван Георгиевич Серебренников (1937-1939], старшие преподаватели Мария Игнатьевна Княжева (19391941] и Кесарь Александрович Скворцов (1940-1945], кандидаты педагогических наук, доценты Павел Петрович Морозов (1938-1941] и Дмитрий Дмитриевич Назаров (1941-1946].

Д. Д. Назаров в 1945-1946 гг. в течение шести месяцев возглавлял кафедру. Ведущим психологом был доцент, кандидат педагогических наук Тимофей Иванович Агафонов (19471949]. Его сменила ассистент Александра Александровна Тарасова (1949-1953]. Предмет «Школьная гигиена» вел профессор Михаил Степанович Тарасенко (1939-1940].

Во второй половине 1940-х - в 1950-е гг. кадровый состав кафедры был достаточно стабильным. В эти годы преподавателями кафедры были следующие преподаватели: кандидаты педагогических наук Мария Николаевна Лебедева (1953-1959] и Геннадий Петрович Семанов (1953-1957), старшие преподаватели Екатерина Сергеевна Климова (1940-1950], Нонна Михайловна Яковлева (1949-1952] и Иван Николаевич Николаев (1952-1960], ассистенты Степан Константинович Петропавловский (1946-1947], Елена Ивановна Панова (1946-1949), Ольга Михайловна Коновалова (1946-1950], Николай Павлович Лебедев (1947-1951], Елена Александровна Потанина (1947-1966], Митрофан Семенович Базарный (1948-1953], Лидия Максимовна Кузнецова (1948-1952], Борис Иванович Ишин (1951-1952], Изольда Ивановна Ежова (1952-1954], Эмилия Дмитриевна Попова (1953-1955], С. В. Калинин.

Ассистент Галина Александровна Возженикова (1949, 1964-1967] большую часть своей педагогической карьеры работала в школе, в том числе директором средней школы № 29, ставшей в 1964 г. «английской». В 1981 г. она издала в Кирове в соавторстве с Т. Б. Храбрико-вой книгу «Беседы со школьниками о культуре умственного труда».

Заметный след в истории КГПИ оставил Сергей Алексеевич Напольский (1946-1971): кандидат химических наук, доцент, завкафедрой химии. А начинал он руководителем практики на кафедре педагогики. (В 1990-е гг. на кафедре непродолжительное время работала ассистентом его внучка Анна Кимовна.]

Колоритной личностью был ассистент Павел Константинович Малюгин (1948-1965). Он глубоко интересовался историей Вятского края, исследовал историю возникновения первых вятских школ, в частности школы первого вятского просветителя Лаврентия Горки. Известный вятский краевед Е. Д. Петряев в своих книгах писал о П. К. Малюгине как о выдающемся книголюбе, собирателе редких книг, активном участнике деятельности литературных клубов [5, с. 168]. П. К. Малюгин был известным учителем русского языка и литературы; большая часть его педагогического пути прошла в школе.

Начиная с 1946-1947 учебного года, были расширены курсы психологии. Вскоре кафедра пополнилась сразу несколькими участниками Великой Отечественной войны. Это А. И. Огнев, Д. М. Сонин, Т. Б. Храбрикова, А. Е. Ситникова, В.И. Косолапов и В.Ф. Сахаров. Все они стали кандидатами педагогических наук, а В. Ф. Сахаров - доктором педагогических наук.

В те годы даже защищавшие диссертации по психологии получали научную степень по педагогике. Психология была «реабилитирована» ВАКом лишь в 1968 г., и первым доктором психологических наук в СССР стал уроженец г. Вятские Поляны Кировской области Евгений Александрович Климов.

Александр Иванович Огнев (1902-1972) работал в институте в 1948-1965 гг., заведовал кафедрой в 1958-1961 гг. Ранее он трудился директором школы № 18 г. Кирова (1939-1941), директором Кировского ИУУ (1946-1952).

Примечательной личностью был Давид Моисеевич Сонин (1911-1988]. Как вспоминала его дочь, он гордился тем, что родился в г. Новгород-Северском Черниговской губернии, где К. Д. Ушинский провел детские годы. Сотрудник Кировского облоно (1936-1938], завуч Шаба-линского педучилища (1938-1941], сотрудник Кировского ИУУ (1946-1949], наконец, работа в КГПИ (1949-1981], таковы вехи трудового пути Д. М. Сонина.

Татьяна Борисовна Храбрикова (1921-1999] пришла работать на кафедру сразу по окончании исторического факультета в 1948 г., а завершила свой педагогический путь здесь же, в 1995 г. Она заведовала кафедрой педагогики в 1962-1965 гг. Тема ее научных изысканий - школы Кировской области в годы Великой Отечественной войны.

Антонина Ефимовна Ситникова (1952-1993] была ученицей известного ленинградского психолога А. Л. Шнирмана. Ее постоянно привлекали в качестве эксперта в особенно сложных случаях представители органов внутренних дел, когда дело касалось преступлений против детей.

Борис Васильевич Леготин (1919-2003] руководил комсомолом Кировской области (1947-1952], учился в аспирантуре НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР (19521955]; в тот же год стал кандидатом наук. Работал в КГПИ в 1955-1994 г. Он был автором-составителем книги «Пионерская летопись», рассказывающей об истории развития пионерской организации Кировской области и вышедшей двумя изданиями (1962, 1982]. Был в его трудовой биографии и такой интересный период. В 1959 г. в КГПИ был открыт факультет начальных классов, который просуществовал 7 лет. Все эти годы Борис Васильевич был деканом этого факультета. В 1965-1971 гг. он заведовал кафедрой педагогики.

Одной из самых ярких личностей в КГПИ и вятском просвещении в 1950-1970-е гг. был Василий Иванович Косолапов (1911-1977] [12]. Он работал в КГПИ в 1949-1977 гг., в том числе в 1971-1976 гг. заведующим кафедрой [23, с. 77]. В. И. Косолапова избирали председателем профкома института, ректором народного университета научно-педагогических знаний. При этом одновременно он работал директором средней школы (далее - СШ] № 16 г. Кирова. Объясняется такое совмещение тем, что местными властями было принято решение одну из школ сделать базовой школой пединститута. А ближе всех к учебному корпусу пединститута расположена именно эта школа. В 1958 г.в СССР был принят закон о связи школы с жизнью и производством ипровозглашен курс школы на политехнизацию. «Первая ласточка» реализации этого курса в Кирове СШ № 16 стала учебным цехом кировского завода «Физприбор» № 2 имени А. В. Луначарского. В школьном цехе дети изготавливали детали; получали первые трудовые навыки и определенную квалификацию. Дело В. И. Косолапова в дальнейшем продолжили замечательные директора СШ № 16 Надежда Георгиевна Луценко и Владимир Николаевич Патрушев4.

Заметный след в истории кафедры оставили супруги Смирновы - Фаина Ефимовна (1949-1958] и Михаил Израилевич (1949-2001]. Кандидат педагогических наук, профессор М. И. Смирнов (1920-2001] был учеником великого психолога С. Л. Рубинштейна, автором одной из первых диссертаций по творчеству А. С. Макаренко (1949]. В те годы еще не были изданы очень многие произведения замечательного педагога, не было собраний его сочинений. Так что аспиранту Смирнову приходилось работать не только в библиотеке, но и на его квартире в Лаврушинском переулке, в знаменитом «писательском» доме, впоследствии сплошь увешанном мемориальными досками. Вдова Макаренко Галина Стахиевна бережно хранила рукописи своего мужа и, прекрасно понимая необходимость изучения и популяризации его работ, разрешала аспирантам пользоваться ими, но только под своим присмотром. В те годы роль М. И. Смирнова в осмыслении творческого наследия А. С. Макаренко была очень значительна.

М. И. Смирнов обладал даром выдающегося рассказчика, исключительно интересно преподносил материал, сопровождая его многочисленными примерами, выразительными жестами и мимикой. Еще совсем недавно трудно было найти в нашем крае педагога, не слышавшего его вдохновенных, захватывающих по форме и глубоких по содержанию лекций. Именно как рассказчик он был особенно силен. О чем бы он ни говорил, в том числе и в бытовой обстановке, речь у него всегда лилась как-то по-особенному сочно, «вкусно»; хотелось его слушать и слушать... В моем представлении он стоит где-то в одном ряду с И. Л. Андрониковым, В. Б. Шкловским, Ю. М. Лотманом. Конечно, я не ставлю М. И. Смирнова в один ряд с этими всемирно известными людьми; просто я имею в виду тип профессионала.

М. И. Смирнов отличался неповторимым чувством юмора; недаром он был родом из Одессы. Не могу не привести хотя бы один пример. В начале 1970-х гг. я, будучи студентом, сдавал ему экзамен по психологии. В билете был вопрос «Типы коллективов». Я рассчитывал только на «отлично». А надо сказать, что Михаил Израилевич был довольно-таки скуп на отличную отметку. Для того чтобы ее получить, надо было его чем-то поразить, удивить. Я припомнил юмористический рассказ, который слышал по радио. Речь в нем шла о группе людей, которые ехали на автобусе. Вдруг автобус сломался, водитель не может его завести, все возмущены. Находятся активные люди, которые «берут инициативу в свои руки»: организуют собрание, формируют «актив», составляют петицию. Тем временем водитель справляется с поломкой и благополучно привозит пассажиров по месту назначения. Все, естественно, выходят из автобуса. Однако председателю не хочется лишаться своих полномочий, он призывает всех остаться; ведь «собрание еще не окончено».

Когда я пересказал эту историю «в лицах» на экзамене, он был откровенно доволен, от души посмеялся и сказал, что непременно будет использовать этот рассказ в своих лекциях. Впоследствии мне не раз студенты уже других поколений рассказывали, что слышали эту историю от М. И. Смирнова, и именно так - «в лицах»!

Василий Федорович Сахаров (1920-2010], работавший в институте в 1965-2010 гг., сменил В. И. Косолапова в должности завкафедрой и руководил ею в 1977-1988 гг. Время его заведования кафедрой вобрало в себя сложные и многообразные периоды в истории страны и системы образования: «застой», «реформу школы», движение педагогов-новаторов, «пере-

4 В те годы в г. Кирове был еще один школьный учебный цех - в СШ № 32, установившей тесные связи с заводом «Сельмаш» усилиями замечательного директора школы Г. Н. Разумовского.

стройку». Все эти непростые и неоднозначные процессы требовали научно-педагогического осмысления, выработки соответствующих рекомендаций в адрес педагогов-практиков и студентов, и кафедра педагогики неизменно оставалась ведущей кафедрой вуза, главным генератором идей в деле совершенствования образования в Кировской области. Как заведующий кафедрой, В. Ф. Сахаров много внимания уделял подбору преподавательских кадров. От возглавлявшейся им кафедры «отпочковывались» кафедры психологии (1984], основ научного управления школой, педагогики начального обучения и даже целый факультет начальных классов. С кафедры постоянно на повышение уходили люди, причем в наиболее работоспособном возрасте, - в деканы (Н. Г. Колотилова, Л. И. Новикова, Г. И. Русинова] и проректоры (В. Б. Помелов]. При этом кафедра, благодаря усилиям В. Ф. Сахарова, быстро восстанавливала свой научный и преподавательский потенциал. Помимо заведования кафедрой он руководил Народным университетом научно-педагогических знаний, являлся членом научно-методического совета при областном управлении профессионально-технического образования, был руководителем секции по профориентации учащихся при областном отделении Педагогического общества РСФСР. Как народный депутат Кировского городского совета депутатов трудящихся, он возглавлял комиссию по народному образованию.

На кафедре педагогики была создана единственная в стране лаборатория профессиональной ориентации и профессионального отбора, в рамках которой был создан называемый факультет будущего учителя, а зав. лабораторией был его деканом (В. С. Якимова, В. Б. Поме-лов, О. В. Лебедева, Г. И. Симонова, Ф. Р. Зевахина]. Лаборатория ставила своей целью привлечение на учебу в пединститут абитуриентов, стремящихся к получению педагогического образования. Поэтому на каждом факультете для абитуриентов выпускались специальные методические пособия с контрольными заданиями. В работу со школьниками области были вовлечены десятки преподавателей, количество самих учащихся, проходивших подготовку на «факультете будущего учителя», измерялось тысячами. Каждое воскресенье проходили встречи с потенциальными абитуриентами: для них читались лекции, проводились консультации. Опыт работы лаборатории изучался и пропагандировался по всей стране.

Защита В. Ф. Сахаровым докторской диссертации (1985] по проблемам профориентации (кстати, это была первая защита докторской диссертации по общей педагогике за всю историю института] и присвоение ему ученого звания профессора (1986] стали значительными событиями в жизни института: ведь в начале 1980-х гг. на весь Кировский пединститут было всего два доктора наук (филолог В. И. Троицкий и физик-методист В. В. Мултановский]. Сам факт наличия на кафедре педагогики двух докторов наук по общей педагогике (В. Ф. Сахаров и М. Г. Яновская] и двух докторов наук по методике преподавания физики (Ю. А. Сауров и В. В. Мултановский] дал основание открыть в 1995 г. кандидатский совет по защите диссертаций по этим двум специальностям, в котором В. Ф. Сахаров был заместителем председателя. Это был первый диссертационный совет в истории нашего вуза. Со временем он стал докторским советом. Всего состоялось 208 защит диссертаций [32]. В качестве научного руководителя Сахаров подготовил 10 кандидатов наук [13].

Осенью 1991 г. радостная весть пришла из Санкт-Петербурга: Мая Григорьевна Яновская (1929-2016] успешно защитила докторскую диссертацию. В 1961 г. М. Г. Яновская пришла на работу в КГПИ. В 1964-1971 гг. вела преподавательскую работу в пединституте Южно-Сахалинска, а в 1971-2016 гг. снова работала в Кирове.

Для М. Г. Яновской как преподавателя характерной чертой была влюбленность в науку - качество, которое она стремилась привить своим ученикам: студентам и аспирантам. Среди ее студентов были автор данной публикации и его дочь Елена, кстати, также работавшая несколько лет на кафедре педагогики.

Многие годы она возглавляла в КГПИ проблемную лабораторию «Эмоциональное стимулирование в процессе нравственного воспитания». Заметным событием в педагогической литературе стал выход в свет издательстве «Просвещение» ее книг «Творческая игра в воспитании младшего школьника» (1974] и «Эмоциональные аспекты нравственного воспитания» (1986]. На эту же тему была ее кандидатская диссертация «Творческая игра как средство нравственного воспитания младшего школьника» (1968].

Считается, что успех любого дела процентов на 70 зависит от разумного эмоционального настроя его исполнителей. Основным направлением научной деятельности М. Г. Яновской как раз и является на протяжении многих лет проблема эмоционального стимулирования. А завершающим этапом значительного по содержанию и охвату эксперимента стала защита докторской диссертации.

Событие это тем более значительно, если принять во внимание тот факт, что М. Г. Яновская - первая женщина-доктор наук в истории КГПИ (ВГПУ, ВятГГУ]. Это, впрочем, неудивительно: по данным высшей аттестационной комиссии, женщин среди докторов наук примерно 10%. Тем значительней достижение нашей коллеги [10].

Во второй половине 1960-х-1990-х гг. ведущими преподавателями кафедры педагогики были кандидаты педагогических наук, доценты Наталья Михайловна Капустина (1962-2003, в том числе завкафедрой в 1988-1992], Исай Исаевич Моносзон (1964-1970], Людмила Ивановна Белозерова (1968-1984], Зинаида Ивановна Крошихина (1964-1989], Галина Алексеевна Созинова (1964-2007], Лидия Ивановна Новикова (1976-1981], Нина Александровна Кови-на (1968-1970, 1987-1997], Александр Анисимович Лебедев (1977-1992], Галина Ивановна Русинова (Кириллова] (1983-1991], Елена Михайловна Рендакова (1986-2003], Ольга Викторовна Селецкая (1987-1996], Ирина Владимировна Подавалова (1988-1998], Мария Федоровна Соловьева (1991-2004], Станислав Михайлович Трапезников (1982-2015], Елена Алексеевна Кувалдина (с 1991], Ирина Григорьевна Завойчинская (1998-2003].

В составе кафедры были старшие преподаватели Нина Георгиевна Колотилова (1954-1960, 1963-1984], Людмила Васильевна Скобелева (1970-2003], Ольга Юрьевна Алцыбеева (19871997], ассистенты Иван Степанович Ершов (1966-1974], Вера Сергеевна Якимова (1977-1984], Валентина Михайловна Забабурова (1962-1998], Евгений Николаевич Сметанин (1991-1992], Анатолий Николаевич Баталов (1987-1988], первый кандидат психологических наук в Кирове Владимир Николаевич Гоголев (1976-1984]. На кафедре педагогики начинали преподавательскую работу в вузе кандидаты наук Марина Николаевна Бородатая (с 1984], Фарида Рамзиевна Зевахина (с 1988], Нина Николаевна Ершова (с 1992], Василий Александрович Сахаров (с 2003].

Укажем также докторов педагогических наук, профессоров - сотрудников кафедры педагогики. Это Ольга Владимировна Лебедева (1983-2016], Татьяна Викторовна Машарова (1987-2009, зав. кафедрой в 2003-2008], Владимир Борисович Помелов (с 1981], Любовь Георгиевна Садакова (1987-2003], Николай Васильевич Котряхов (в КГПИ с 1980, на кафедре с 1987, в том числе зав. кафедрой в 1991-1995, 1998-2003], Галина Ивановна Симонова (с 1989, зав. кафедрой в 2008-2017], Виталий Зуфарович Юсупов (1991-2008, в том числе зав. кафедрой в 1995-1998].

Следующие два десятилетия деятельности кафедры педагогики мы оставляем без рассмотрения по следующим причинам. Во-первых, в предлагаемом материале нами сознательно сделан упор на раскрытии событий, имевших место в более ранние периоды истории кафедры. Во-вторых, в одной статье невозможно полно раскрыть столь богатую фактами тему. В-третьих, период 2000-х гг., по существу, еще не стал историей. Наконец, о тех или иных аспектах работы кафедры педагогики неоднократно выходили наши статьи, в том числе в «Вестнике ВятГГУ» («Вестнике ВятГУ»] [32].

П. Н. Шимбирёв В. И. Косолапов М. И. Смирнов

В. Ф. Сахаров М. Г. Яновская

Список литературы

1. Кондаков А. И. Директор народных училищ И. Н. Ульянов. М.-Л. : Изд-во АПН РСФСР, 1948. 220 с.

2. Кондаков А. И. Школьные годы Володи Ульянова. М. : Учпедгиз, 1946. 160 с.

3. Масоликова Н. Ю. «Бразильянка из Санкт-Петербурга»: психолог Елена Антипова (1892-1974] и ее вятские годы // Вятская земля в прошлом и настоящем (к 100-летию Вятского государственного гуманитарного университета] : сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием : в 2 т. Т. 1. / редкол. : В. Т. Юнгблюд [и др.]. Киров, 20-21 ноября 2013 г. Киров : Изд-во ВятГГУ, 2014. С. 236-244.

4. Машковцева В. В. Орешков Филипп Селиверстович // Ректоры ВятГГУ. 1914-2004 / ред. В. А. Бер-динских. Киров : Изд-во ВятГГУ. С. 82-86.

5. Петряев Е. Д. Вятские книголюбы. Киров : Кировское отделение Волго-Вятского книжного издательства, 1986. 224 с.

6. Полвека в пути / под ред. Ю. М. Рябова. Киров : Изд-во КГПИ, 1970. 440 с.

7. Помелов В. Б. А. К. Волнин: в тени великого ученика // Историко-педагогический журнал. 2018. № 2. С. 114-124.

8. Помелов В. Б. А. К. Волнин - основатель кафедры педагогики Вятского института народного образования / / Вестник Вятского государственного университета. 2018. № 2. С. 58-64.

9. Помелов В. Б. Александр Константинович Волнин - основатель кафедры педагогики Вятского института народного образования // ОБЩЕСТВО. НАУКА. ИННОВАЦИИ (НПК-2018] : сб. статей XVIII Всерос. ежегод. научно-практ. конф. 2-28 апреля 2018 г. : в 3 т. Т. 3. Киров : Науч. изд-во ВятГУ, 2018. С. 689-701.

10. Помелов В. Б. Без вятских нет педагогики! // Герценка: Вятские записки : науч.-попул. альманах / редкол.: Н. П. Гурьянова (сост.] [и др.]. Киров, 2016. Вып. 30. С. 87-101.

11. Помелов В. Б. В. А. Трейтер - врач, педагог, педолог, общественный деятель Вятки // Памятная книжка Кировской области и Календарь на 2015 год : информ.-стат. сб. / Террит. орган Федер. службы гос. статистики по Киров. обл. ; Н. И. Зорин (пред.] и [др.]. Киров, 2014. С. 292-297.

12. Помелов В. Б. В. И. Косолапов: личность яркая и светлая // Город на Вятке: история, культура, люди (К 640-летию города Хлынова - Вятки - Кирова] : материалы Всерос. науч. конф. Киров, 45 июня 2014 г.] / отв. ред. М. С. Судовиков. Киров : Герценка, 2014. С. 172-176.

13. Помелов В. Б. В. Ф. Сахаров - ученый, педагог и гражданин // Твое призвание : материалы первого межрегионального конкурса науч.-практ. работ, посвященного памяти доктора педагогических наук, профессора В. Ф. Сахарова. 24 мая 2013 г. / отв. ред. : В. А. Сахаров и Л. Г. Сахарова. Киров, 2013. С. 9-12.

14. Помелов В. Б. Вятский врач В. А. Трейтер // Медицинское образование сегодня. 2018. № 1. С. 64-83.

15. Помелов В. Б. Вятский Макаренко // Спутник агитатора. Киров, 1989. № 12. С. 29-32.

16. Помелов В. Б. Вятский профессор П. К. Мейер // ОБЩЕСТВО. НАУКА. ИННОВАЦИИ (НПК-2018) : сб. статей XVIII Всерос. ежегод. науч.-практ. конф. 2-28 апреля 2018 г. Киров : Науч. изд-во ВятГУ, 2018. С. 702-709.

17. Помелов В. Б. Знаменский школьный городок // Вятская земля в прошлом и настоящем : материалы 3-й регион. науч. конф. : в 5 т. Т. 1 / гл. ред. Е. И. Кирюхина. Киров, 1995. С. 199-200.

18. Помелов В. Б. И. Т. Огородников - уроженец Вятского края // Вестник Вятского государственного педагогического университета. Киров, 2000. № 3-4. С. 196-198.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Помелов В. Б. И. Т. Огородников - уроженец Вятского края // Проблемы подготовки учителя: история и современность : материалы всерос. науч. конф. : в 3 т. Т. 1 / ред. В. А. Сластенин, А. Е. Дмитриев, Н. Н. Рощина, Б. М. Бим-Бад. М. : Изд-во МПГУ, 2000. С. 29-33.

20. Помелов В. Б. Кондаков Анатолий Иванович // Энциклопедия земли Вятской / гл. ред.

B. А. Ситников. В 10 т. Т. 6. Знатные люди. Киров : Вятка, 1996. С. 206.

21. Помелов В. Б. Недолгий век отечественной педологии // Вестник Вятского государственного университета. 2018. № 1. С. 89-96.

22. Помелов В. Б. Павел Николаевич Шимбирев // Ректоры ВятГГУ / сост. В. А. Бердинских. Киров : Изд-во ВГПУ, 2004. С. 75-82.

23. Помелов В. Б. Педагоги и психология Вятского края. Киров : Информцентр, 1993. 84 с.

24. Помелов В. Б. Первый выпускник Вятского учительского института // Вятская земля в прошлом и настоящем : материалы 3-й регион. науч. конф. : в 5 т. Т. 1 / гл. ред. Е. И. Кирюхина. Киров, 1995.

C. 215-216.

25. Помелов В. Б. П. Н. Шимбирев - ученый и директор Кировского государственного педагогического института имени В. И. Ленина // Тринадцатые Петряевские чтения : материалы всерос. науч. конф. / сост., науч. ред. М. С. Судовиков. Киров : Герценка, 2018. С. 133-145.

26. Помелов В. Б. П. Н. Шимбирев: человек со стороны // Государственная служба в России: региональный аспект : сборник материалов / отв. ред. С. В. Мудролюбова. Киров, 2008. Вып. 1. С. 10-15.

27. Помелов В. Б. Потомки Гете на Русском Севере // Немцы и Русский Север : материалы всерос. науч. конф. / сост. М. А. Ефимова. М., 2000. Вып. 5. С. 99-107.

28. Помелов В. Б. Поэты улицы: творчество вятских беспризорников // Памятная книжка Кировской области и Календарь на 2015 год : информ.-стат. сб. / Террит. орган Федер. службы гос. статистики по Киров. обл. ; Н. И. Зорин (пред.] и [др.]. Киров, 2015. С. 308-318.

29. Помелов В. Б. Революционные преобразования в области просвещения в Вятской губернии в первые годы Советской власти // Историко-педагогический журнал. 2017. № 4. С. 84-107.

30. Помелов В. Б. Семья Трейтеров в Вятке // Немцы в России: сб. материалов II всерос. науч. конф. с междунар. участием. Киров. 28 апреля 2012 г. / редкол. : В. Т. Юнгблюд [и др]. Киров, 2012. С. 92-102.

31. Помелов В. Б. «Теоретическая сила правления» // Десятые Петряевские чтения: материалы всерос. науч. конф. (Киров, 25-26 февраля 2010 г.] / редкол. : С. Н. Будашкина (сост.] [и др]. Киров, 2010. С. 291-294.

32. Помелов В. Б. «Теперь ковать свои мы будем кадры» (О работе диссертационного совета по педагогике в ВятГГУ] // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 12. С. 223-240.

33. Помелов В. Б. Трейтер Василий Алексеевич // Преподаватели ВятГГУ / сост. В. Б. Помелов. Киров : Изд-во ВятГГУ, 2004. С. 173.

34. Помелов В. Б. Фридрих Фребель и его вклад в педагогику: к 230-летию со дня рождения педагога и к 175-летию открытия им первого в истории детского сада // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. 2011. № 4 (3]. С. 114-123.

35. Помелов В. Б. Ф. Фребель - основоположник дошкольного воспитания // Педагогика. 2012. № 9. С. 99-105.

36. Помелов В. Б. Шимбирев Павел Николаевич // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2 / гл. ред. В. В. Давыдов. М. : Большая российская энциклопедия, 1999. С. 582-583.

37. Помелов В. Б. Шимбирев Павел Николаевич // Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бада. М. : Большая российская энциклопедия, 2002. С. 424.

38. Помелов В. Б. Шимбирев Павел Николаевич // Энциклопедии земли Вятской : в 10 т. Т. 6 / под ред. В. А. Ситникова. Киров : Вятка, 1996. С. 505.

39. Помелов В. Б. Школьная коммуна как инновационная форма организации педагогической деятельности (1918-1925] / Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 72-76.

40. Помелов В. Б. Школьные коммуны и школьные городки в 1920-е гг.: к 100-летию создания // Вестник Вятского государственного университета. 2018. № 3. С. 66-80.

41. Чечков А. И. Тактика троцкистского двурушника Черешнева // Кировская правда. 27.06.1937.

History of the Department of pedagogy in Vyatka State University

V. B. Pomelov

Doctor of Pedagogical Sciences, professor at the Department of pedagogy, Vyatka State University. Russia, Kirov.

ORCID: 0000-0002-3813-7745. E-mail: [email protected]

Abstract. The article reveals almost a century-old History of the Department of pedagogy in Vyatka State University. The previous names of the educational institution, which included the Department (Vyatka teacher's Institute, Vyatka Pedagogical Institute, Vyatka Institute of Public Education, Vyatka Pedagogical Institute named after V. I. Lenin, Kirov State Pedagogical Institute named after V. I. Lenin, Vyatka State Pedagogical University, Vyatka State Humanitarian University) are indicated. In 1917-1922 teachers of psychological and pedagogical disciplines were a part of humanitarian and pedagogical section, since 1923 - a part of the social and pedagogical commission. Already in the first years here worked well known scholars such as N. Yu Voitonis, subsequently, the largest animal psychologist in Russia, prominent pedologists P. P. Raspopov, famous for his creative work with juvenile offenders, and V. A. Traiter, who is, according to some data, is descendant of Goethe. Memories about Traiter written by some of the his students, later professors N. P. Borisov and E. I. Monoszon, are given. In 1922-1924 head of the Office of pedagogy was A. K. Vanin, formerly Director of Novonikolayevsk and Poltava teachers' Institutes. During his work in Poltava (19141917) he was a mentor of the student A. S. Makarenko. The first head of the Department of pedagogy was V. D. Ivanov (1930). Teachers at the Department were the first graduates of the Vyatka teachers' Institute (1917), later PhDs of Pedagogical Sciences, the creators of the commune schools in the Vyatka province V. A. Petrov and A. I. Kondakov. There are details about such well-known teachers at the Department of the second half of the XX century, as professor M. I. Smirnov, B. V. Legotin, V. I. Kosolapov, V. F. Sakharov, M. G. Yanovskaya. Detailed information about the staff at the Department up to the beginning of the 1990s is given.

Keywords: Vyatka Pedagogical Institute, Vyatka State University, Department of pedagogy, N. Yu. Voi-tonis, V. A. Traiter, A. I. Kondakov, V. A. Petrov, M. I. Smirnov, B. V. Legotin, V. I. Kosolapov, V. F. Sakharov, M. G. Yanovskaya.

References

1. Kondakov A. I. Direktor narodnyh uchilishch I. N. Ul'yanov [Director of public schools I. N. Ulyanov]. M.-L. Publ. APS RSFSR. 1948. 220 p.

2. Kondakov A I. Shkol'nye gody Volodi Ul'yanova [School years of Volodya Ulyanov]. M. Uchpedgiz. 1946. 160 p.

3. Masolikova N. Yu. "Brazil'yanka iz Sankt-Peterburga": psiholog Elena Antipova (1892-1974) i ee vyatskie gody ["Brazilian woman from St. Petersburg": psychologist Elena Antipova (1892-1974) and her Vyatka years] // Vyatskaya zemlya v proshlom i nastoyashchem (k 100-letiyu Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universi-teta) : sbornik materialov VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem - Vyatka land in the past and present (to the 100th anniversary of the Vyatka State humanitarian University) : proceedings of the VII all-Russian scientific and practical conference with international participation. In 2 vol. Vol. 1. / ed. board: V. T. Yungblud [and others]. Kirov, 20-21 November 2013. M. VyatSHU. 2014. Pp. 236-244.

4. Mashkovceva V. V. Oreshkov Filipp Seliverstovich [Oreshkov Philip Seliverstovich] // Rektory VyatGGU. 1914-2004 - Rectors of VyatSHU. 1914-2004 / ed. V. A. Berdinskikh. Kirov. VyatSHU. Pp. 82-86.

5. Petryaev E. D. Vyatskie knigolyuby [Vyatka book lovers]. Kirov. Kirov branch of the Volga-Vyatka book publishing house. 1986. 224 p.

6. Polveka vputi - A half-century in the way / under the editorship of Yu. M. Ryabov. Kirov. KSPI. 1970. 440 p.

7. Pomelov V. B. A. K. Volnin: v teni velikogo uchenika [A. K. Volnin: in the shadow of the great student] // Istoriko-pedagogicheskij zhurnal - Historical and pedagogical journal. 2018. No. 2. Pp. 114-124.

8. Pomelov V. B. A. K. Volnin - osnovatel' kafedry pedagogiki Vyatskogo instituta narodnogo obrazovaniya [A. K. Volnin - founder of the Department of pedagogy of the Vyatka Institute of Public Education] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta - Herald of the Vyatka State University. 2018. No. 2. Pp. 58-64.

9. Pomelov V. B. Aleksandr Konstantinovich Volnin - osnovatel' kafedry pedagogiki Vyatskogo instituta narodnogo obrazovaniya [Alexander Konstantinovich Volnin - founder of the Department of pedagogy of Vyatka Institute of Public Education] // OBSHCHESTVO. NAUKA. INNOVACII (NPK-2018): sb. statejXVIII Vseros. ezhegod. nauchno-prakt. konf. 2-28 aprelya 2018g. - SOCIETY. SCIENCE. INNOVATION (SPC-2018) : collection of papers of XVIII all-Russia yearly scientific and pract conf. 2-28 April 2018. In 3 vol. Vol. 3. Kirov. Scient. VyatSU. 2018. Pp. 689-701.

10. Pomelov V. B. Bez vyatskih net pedagogiki! [Without Vyatka people there is no pedagogy!] // Gercenka: Vyatskie zapiski : nauch.-popul. al'manah - Herzenka: Vyatka notes : scient.-popul. almanac / ed. board: N. P. Guryanova (comp.) [et al.]. Kirov. 2016. Issue 30. Pp. 87-101.

11. Pomelov V. B. V. A. Trejter - vrach, pedagog, pedolog, obshchestvennyj deyatel' Vyatki [V. A. Traiter - doctor, teacher, pedologist, public figure of Vyatka] // Pamyatnaya knizhka Kirovskoj oblasti i Kalendar' na 2015god: inform.-stat. sb. - Memorial book of the Kirov region and Calendar for 2015 : inform.-stat coll. / Territ organ of Feder. State Statistics Service in the Kirov region; N. I. Zorin (pref.) and [others]. Kirov. 2014. Pp. 292-297.

12. Pomelov V. B. V. I. Kosolapov: lichnost' yarkaya i svetlaya [V. I. Kosolapov: personality vivid and bright] // Gorod na Vyatke: istoriya, kul'tura, lyudi (K 640-letiyu goroda Hlynova - Vyatki - Kirova) : materialy Vseros. nauch. konf. Kirov, 4-5 iyunya 2014g.) - The city on the Vyatka: history, culture, people (To the 640 anniversary of the city of Khlynov - Vyatka - Kirov) : materials of all-Russia scient. conf. Kirov, 4-5 June 2014) / resp. ed. M. S. Sudovikov. Kirov. Herzenka. 2014. Pp. 172-176.

13. Pomelov V. B. V. F. Saharov - uchenyj, pedagog igrazhdanin [B. F. Sakharov - scientist, teacher and citizen] // Tvoe prizvanie : materialy pervogo mezhregional'nogo konkursa nauch.-prakt. rabot, posvyashchennogo pamyati doktora pedagogicheskih nauk, professora V. F. Saharova. 24 maya 2013 g. - Your vocation : materials of the first interregional competition of scientific and pract. works dedicated to the memory of Doctor of Pedagogical Sciences Professor V. F. Sakharov. May 24, 2013 / ed. edited by: V. A. Sakharov and L. G. Sakharova. Kirov. 2013. Pp. 9-12.

14. Pomelov V. B. Vyatskij vrach V. A. Trejter [Vyatka doctor V. A. Traiter] // Medicinskoe obrazovanie segodnya - Medical education today. 2018. No. 1. Pp. 64-83.

15. Pomelov V. B. Vyatskij Makarenko [Vyatka Makarenko] // Sputnik agitatora - Partner of an agitator. Kirov. 1989. No. 12. Pp. 29-32.

16. Pomelov V. B. Vyatskij professor P. K. Mejer [Vyatka Professor P. K. Meyer] // OBSHCHESTVO. NAUKA. INNOVACII (NPK-2018) : sb. Statej XVIII Vseros. ezhegod. nauch.-prakt. konf. 2-28 aprelya 2018 g. - SOCIETY. SCIENCE. INNOVATION (SPC-2018) : collection of papers of XVIII all-Russia yearly scient-pract. conf. 2-28 April 2018. Kirov. VyatSU. 2018. Pp. 702-709.

17. Pomelov V. B. Znamenskij shkol'nyj gorodok [Znamensky school campus] // Vyatskaya zemlya v proshlom i nastoyashchem : materialy 3-j region. nauch. konf. V 5 t. T. 1 - Vyatka land in the past and present: materials of the 3rd region. scient. conf. In 5 vol. Vol. 1 / ed. by E. I. Kiryuhina. Kirov. 1995. Pp. 199-200.

18. Pomelov V. B. I. T. Ogorodnikov - urozhenec Vyatskogo kraya [I. T. Ogorodnikov is a native of Vyatka region] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Herald of Vyatka State Pedagogical University. Kirov. 2000. No. 3-4. Pp. 196-198.

19. Pomelov V. B. I. T. Ogorodnikov - urozhenec Vyatskogo kraya [I. T. Ogorodnikov is a native of Vyatka region] // Problemy podgotovki uchitelya: istoriya i sovremennost': materialy vseros. nauch. konf. V3 t. T. 1 - Issues of teacher training: history and modernity: materials of all-Russia scient. conf. In 3 vol. Vol. 1 / edited by V. A. Slastenin, A. E. Dmitriev, N. N. Roshchina, B. M. Bim-Bad. M. Moscow Pedagogical State University. 2000. Pp. 29-33.

20. Pomelov V. B. Kondakov Anatolij Ivanovich [Kondakov Anatoly Ivanovich] // Enciklopediya Zemli Vyatskoj - Encyclopedia of the Land of Vyatka / Chief ed. V. A. Sitnikov. In 10 vol. Vol. 6. Notable people. Kirov. Vyatka. 1996. P. 206.

21. Pomelov V. B. Nedolgij vek otechestvennoj pedologii [Short century of domestic pedology] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta - Herald of Vyatka State University. 2018. No. 1. Pp. 89-96.

22. Pomelov V. B. Pavel Nikolaevich Shimbirev [Pavel Nikolaevich Shimbirev] // Rektory VyatGGU - Rectors of VyatSHU / comp. V. A. Berdinskikh. Kirov. VSPU. 2004. Pp. 75-82.

23. Pomelov V. B. Pedagogi ipsihologiya Vyatskogo kraya [Teachers and psychology of Vyatka region]. Kirov. Information Center. 1993. 84 p.

24. Pomelov V. B. Pervyj vypusknik Vyatskogo uchitel'skogo instituta [The first graduate of Vyatka Teacher's Institute] // Vyatskaya zemlya v proshlom i nastoyashchem : materialy 3-j region. nauch. konf. V 5 t. T. 1 -Vyatka land in the past and present : materials of the 3rd regional scient. conf. In 5 vol. Vol. 1 / ed. by E. I. Kiryuhina. Kirov. 1995. Pp. 215-216.

25. Pomelov V. B. P. N. Shimbirev - uchenyj i direktor Kirovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta imeni V. I. Lenina [P. N. Shimbirev - scientist and director of the Kirov State Pedagogical Institute named after V. I. Lenin] // Trinadcatye Petryaevskie chteniya : materialy vseros. nauch. konf. - Thirteenth Petryaev readings : materials of all-Russia scient. conf. / comp., scient. ed. M. S. Sudovikov. Kirov. Herzenka. 2018. Pp. 133-145.

26. Pomelov V. B. P. N. Shimbirev: chelovek so storony [P. N. Shimbirev: outsiders] // Gosudarstvennaya sluzhba v Rossii: regional'nyj aspect: sbornik materialov - State service in Russia: regional aspect : collection of materials / ed. by S. V. Mudrolubova. Kirov. 2008. Iissue 1. Pp. 10-15.

27. Pomelov V. B. Potomki Gete na Russkom Severe [Descendants of Goethe in the Russian North] // Nem-cy i Russkij Sever: materialy vseros. nauch. konf. - The Germans and Russian North : materials of all-Russia scient. conf. / comp. M. A. Efimova. M. 2000. Issue 5. Pp. 99-107.

28. Pomelov V. B. Poety ulicy: tvorchestvo vyatskih besprizornikov [Poets of the street: Creativity of Vyatka street children] // Pamyatnaya knizhka Kirovskoj oblasti i Kalendar' na 2015 god : inform.-stat sb. - Memorial book of the Kirov region and the Calendar for 2015 : inform.-stat. coll. / Territ. organ of Feder. State Statistics Service in the Kirov region; N. I. Zorin (pref.) and [others]. Kirov. 2015. Pp. 308-318.

29. Pomelov V. B. Revolyucionnye preobrazovaniya v oblasti prosveshcheniya v Vyatskojgubernii v pervye gody Sovetskoj vlasti [Revolutionary transformations in the field of education in Vyatka province in the first years of Soviet power] // Istoriko-pedagogicheskij zhurnal - Historical and pedagogical journal. 2017. No. 4. Pp. 84-107.

30. Pomelov V. B. Sem'ya Trejterov v Vyatke [The family of Traiters in Vyatka] // Nemcy v Rossii: sb. materialov II vseros. nauch. konf. s mezhdunar. uchastiem. Kirov. 28 aprelya 2012 g. - The Germans in Russia : materials of the II all-Russia scient. conf. with international participation. Kirov. 28 April 2012 / ed. board: V. T. Yungblud [et al.]. Kirov. 2012. Pp. 92-102.

31. Pomelov V. B. "Teoreticheskaya sila pravleniya" ["Theoretical strength of the Goverment"] // Desyatye Petryaevskie chteniya : materialy vseros. nauch. konf. (Kirov, 25-26 fevralya 2010 g.) - The Tenth Petryaevsk readings : materials of all-Russia scient. conf. (Kirov, 25-26 February 2010) / ed. board: S. N. Budashkina (comp.) [et al.] Kirov. 2010. Pp. 291-294.

32. Pomelov V. B. "Teper' kovat' svoi my budem kadry" (O rabote dissertacionnogo soveta po pedagogike v VyatGGU) ["Now we will forge our staff" (On the work of the Dissertation Council on pedagogy in VyatSHU) // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta - Herald of the Vyatka State Humanitarian University. 2014. No. 12. Pp. 223-240.

33. Pomelov V. B. Trejter Vasilij Alekseevich [Treiter Vasily Alekseevich] // Prepodavateli VyatGGU -Teachers of VyatSHU / comp. V. B. Pomelov. Kirov: VyatSHU. 2004. P. 173.

34. Pomelov V. B. Fridrih Frebel' i ego vklad v pedagogiku: k 230-letiyu so dnya rozhdeniya pedagoga i k 175-letiyu otkrytiya im pervogo v istorii detskogo sada [Friedrich Frebel and his contribution to pedagogy: to the 230th anniversary of the birth of the teacher and to the 175th anniversary of the opening of the first kindergarten in the history] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Pedagogika i psihologiya - Herald of the Vyatka State Humanitarian University. Pedagogy and psychology. 2011. No. 4 (3). Pp. 114-123.

35. Pomelov V. B. F. Frebel' - osnovopolozhnik doshkol'nogo vospitaniya [F. Frebel is the founder of preschool education] // Pedagogika - Pedagogy. 2012. No. 9. Pp. 99-105.

36. Pomelov V. B. Shimbirev Pavel Nikolaevich [Shimbirev Pavel Nikolaevich] // Rossijskaya pedagog-icheskaya enciklopediya - Russian pedagogical encyclopedia. In 2 vol. Vol. 2 / chief ed. V. V. Davydov. M. Great Russian encyclopedia. 1999. Pp. 582-583.

37. Pomelov V. B. Shimbirev Pavel Nikolaevich [Shimbirev Pavel Nikolaevich] // Pedagogicheskij enci-klopedicheskij slovar' - Pedagogical encyclopedic dictionary / ed. by B. M. Bim-bad. M. Great Russian encyclopedia. 2002. P. 424.

38. Pomelov V. B. Shimbirev Pavel Nikolaevich [Simbirev Pavel Nikolaevich] // Enciklopedii Zemli Vyatskoj. V10 t. T. 6 - The Encyclopedia of Vyatka Land. 10 vol. Vol. 6 / under the editorship of V. A. Sitnikov. Kirov. Vyatka. 1996. P. 505.

39. Pomelov V. B. Shkol'naya kommuna kak innovacionnaya forma organizacii pedagogicheskoj deyatel'nosti (1918-1925) [School commune as an innovative form of organization of pedagogical activity (1918-1925)] / Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik - Yaroslavl Pedagogical Herald. 2017. No. 6. Pp. 72-76.

40. Pomelov V. B. Shkol'nye kommuny i shkol'nye gorodki v 1920-e gg.: k 100-letiyu sozdaniya [School communes and school towns in the 1920s: to the 100th anniversary of the creation] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta - Herald of Vyatka State University. 2018. No. 3. Pp. 66-80.

41. Chechkov A. I. Taktika trockistskogo dvurushnika Chereshneva [Tactics of the Trotskyist double-dealer Chereshnev] // Kirovskaya Pravda - Kirov truth. 27.06.1937.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.