Научная статья на тему 'Выдающийся вятский педагог-просветитель Н. Н. Блинов'

Выдающийся вятский педагог-просветитель Н. Н. Блинов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
614
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н. Н. БЛИНОВ / ВЯТСКАЯ ГУБЕРНИЯ / "ЛЫДЗОН" / СЕЛО КАРСОВАЙ / СЕЛО БАХТА / "ПОВЕСТЬ О СТРАНЕ ВЯТСКОЙ" / Н. Ф. БУНАКОВ / Ф. Ф. ПАВЛЕНКОВ / "УЧЕНЬЕ СВЕТ"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Помелов В. Б.

В статье дается изложение просветительской, научной и практической педагогической деятельности выдающегося уроженца Вятской губернии Николая Николаевича Блинова (1839-1917). Н. Н. Блинов охарактеризован всесторонне: как учитель-практик, автор большого числа книг и других публикаций по истории Вятского края и населяющих его народов (удмуртов, марийцев, татар), земский статистик, популяризатор научных знаний, борец за устройство школ и преодоление неграмотности среди сельского населения. Подробно раскрывается период работы Н. Н. Блинова в селе Бахта близ г. Вятки. Он был автором первой азбуки для удмуртов «Лыдзон», положившей начало созданию литературы для этого народа. Известность Н. Н. Блинову принесла книга для детского чтения «Ученье свет», вышедшая в Вятке и Москве. Его фундаментальные труды «Народное образование в Вятской губернии за последние 10 лет. 1864-1874 гг.» (Вятка, 1875. 459 с.) и «Движение народонаселения в Орловском уезде Вятской губернии» (Вятка, 1876. 214 с.) до настоящего времени служат важнейшими источниками для современных историков. Значительное внимание в статье уделяется описанию его связей с видными педагогами своего времени, такими как Ф. Ф. Павленков и Н. Ф. Бунаков, которые высоко ценили методические искания и гражданскую позицию Н. Н. Блинова, поддерживали его в научных поисках. На высокий уровень трудов Н. Н. Блинова указывает то, что он был избран действительным членом (академиком) Русского Императорского географического общества, минуя ступень члена-корреспондента. Его труды печатались в изданиях этого авторитетного научного общества. В то же время, Н. Н. Блинов неоднократно подвергался репрессиям со стороны царских властей. В настоящее время имя Н. Н. Блинова становится все более известным благодаря ряду публикаций о нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выдающийся вятский педагог-просветитель Н. Н. Блинов»

УДК 37(09)(470.342)

DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-3-72-80

Выдающийся вятский педагог-просветитель Н. Н. Блинов

В. Б. Помелов

Вятский государственный университет, г. Киров

В статье дается изложение просветительской, научной и практической педагогической деятельности выдающегося уроженца Вятской губернии Николая Николаевича Блинова (1839-1917). Н. Н. Блинов охарактеризован всесторонне: как учитель-практик, автор большого числа книг и других публикаций по истории Вятского края и населяющих его народов (удмуртов, марийцев, татар), земский статистик, популяризатор научных знаний, борец за устройство школ и преодоление неграмотности среди сельского населения. Подробно раскрывается период работы Н. Н. Блинова в селе Бахта близ г. Вятки. Он был автором первой азбуки для удмуртов «Лыдзон», положившей начало созданию литературы для этого народа. Известность Н. Н. Блинову принесла книга для детского чтения «Ученье - свет», вышедшая в Вятке и Москве. Его фундаментальные труды «Народное образование в Вятской губернии за последние 10 лет. 1864-1874 гг.» (Вятка, 1875. 459 с.) и «Движение народонаселения в Орловском уезде Вятской губернии» (Вятка, 1876. 214 с.) до настоящего времени служат важнейшими источниками для современных историков. Значительное внимание в статье уделяется описанию его связей с видными педагогами своего времени, такими как Ф. Ф. Павленков и Н. Ф. Бунаков, которые высоко ценили методические искания и гражданскую позицию Н. Н. Блинова, поддерживали его в научных поисках. На высокий уровень трудов Н. Н. Блинова указывает то, что он был избран действительным членом (академиком) Русского Императорского географического общества, минуя ступень члена-корреспондента. Его труды печатались в изданиях этого авторитетного научного общества. В то же время, Н. Н. Блинов неоднократно подвергался репрессиям со стороны царских властей. В настоящее время имя Н. Н. Блинова становится все более известным благодаря ряду публикаций о нем.

Ключевые слова: Н. Н. Блинов, Вятская губерния, «Лыдзон», село Карсовай, село Бахта, «Повесть о стране Вятской», Н. Ф. Бунаков, Ф. Ф. Павленков, «Ученье - свет».

An outstanding Vyatka teacher-educator N. N. Blinov

V. B. Pomelov

Vyatka State University, Kirov

The article provides a summary of the educational, scientific and practical pedagogical activity of an outstanding native of Vyatka province Nicholay Nikolaevich Blinov (1839-1917). N. N. Blinov is described comprehensively: as a teacher-practitioner, author of a great number of books and other publications on the history of the Vyatka region and its peoples (Mari, Udmurts, Tatars), provincial statistics, popularizer of scientific knowledge, a fighter for the opening of schools and overcoming illiteracy among the rural population. The period of work of N. N. Blinov in the village Bakhta near the city of Vyatka is shown in details. He was the author of the first alphabet-book for Udmurts "Lydzon", which led to the creation of literature for this people. The fame to N. N. Blinov was brought by a book for children's reading "Learning is Light", published in Vyatka and Moscow. His fundamental works: "Public education in the Vyatka province in the past 10 years, 1864-1874" (Vyatka, 1875, 459 p.) and "Population movement in Orlov district of the Vyatka province" (Vyatka, 1876, 214 p.) serve up to nowadays as a major source for modern historians. In the article considerable attention is paid to the description of his relationships with prominent teachers of his time, such as F. F. Pavlenkov and N. F. Bunakov, who highly valued N. N. Blinov's methodical quest and civic position and supported him in his scientific search. Thanks to the high level of N. N. Blinov's works he was elected a full member (academician) of the Russian Imperial Geographic Society, bypassing the stage of a corresponding member. His works were published in the editions of this authoritative scientific society. At the same time, N. N. Blinov was repeatedly subjected to repression by the imperial authorities. In recent times the name of N. N. Blinov is becoming more famous thanks to a number of publications about him.

Keywords: N. N. Blinov, Vyatka province, "Lydzon", Karsovai village, Bakhtа village, "А tale of Vyatka country", N. F. Bunakov, F. F. Pavlenkov, "Learning is Light".

© Помелов В. Б., 2018

Введение. Несомненно, самым выдающимся педагогом в истории Вятской губернии был Н. Н. Блинов. Его разносторонняя деятельность как учителя, священника, просветителя средне-волжских народов, писателя, статистика и земского деятеля заслуживает самого пристального внимания исследователей.

Цель исследования. В статье ставится цель ознакомить научно-педагогическую общественность и читателей журнала с личностью выдающегося педагога-просветителя Н. Н. Блинова. В работе характеризуются его заслуги в области просвещения народов Среднего Поволжья; показана практическая учительская деятельность, носившая инновационный для того времени характер; дано краткое описание его научных заслуг в области истории и краеведения. Важность предлагаемого материала определяется тем, что личность Н. Н. Блинова и его труды содержат, на взгляд автора статьи, немалый ценностный потенциал, и ознакомление с ними подрастающего поколения может способствовать его воспитанию и образованию.

Методологические подходы и методы исследования. В ходе поиска, отбора и переработки фактического материала автором применялись аксиологический, региональный и историко-биографический методологические подходы, описательный и сравнительно-исторический методы, а также метод ретроспективного анализа.

Результаты. В предлагаемой статье автор стремился охарактеризовать личность этого замечательного человека по возможности разносторонне. Выдающийся церковный и светский писатель, исследователь истории и культуры Вятского края, учитель и священник Николай Николаевич Блинов родился 7 (19) октября 1839 г. в с. Заши-жемье Орловского уезда Вятской губернии в семье священнослужителя [10, с. 77]. В 1861 году, по окончании Вятской духовной семинарии, он приступил к работе в качестве священнослужителя и учителя в школе в удмуртском селе Карсовай Глазовского уезда Вятской губернии [14, с. 105]. В дальнейшем, на протяжении всего своего многолетнего плодотворного жизненного пути Блинов успешно совмещал церковную, педагогическую, этнографическую и издательскую деятельность.

Первые сведения о Н. Н. Блинове как исследователе местного края датируются 1861 годом, когда в «Вятских губернских ведомостях» (далее -

«ВГВ») вышли его статьи, носившие этнографический характер. В материале «Новое поветрие» (1861, № 29) он рассказывал о суеверном предубеждении крестьян-удмуртов против одежды из фабричных материалов. В «Заметках о пермяках Вятской губернии» («ВГВ», 1861, №№ 44, 45) едва ли не впервые в местной историографии он дал подробное описание быта этой народности, а в статье «О приемных покоях для больных» («ВГВ», 1862, № 3) рассказал об отношении удмуртских крестьян к «казенной» медицине и способах народного целительства. В последующие годы он увлеченно занимался изучением жизни местного населения, чему свидетельством являются его статьи в «ВГВ»: «Описание Карсовайского прихода Глазовского уезда» (1864, №№ 46, 48, 49), «Сельскохозяйственный быт пермяков и вотяков Карсовайского прихода» (1865, №№ 31, 33-37), «Инородцы северо-восточной части Глазовского уезда» (1865, №№ 59-67), «Влияние времени года на рождение и смертность» (1866, №№ 84-87), «Движение народонаселения в приходе села Карсовайского» (1869, №№ 14-22, 28-37). Эти статьи вовсе не были заметками этнографа-любителя, а именно большими глубокими статьями, причем каждая печаталась в нескольких выпусках газеты. Свою историко-этнографическую ценность эти и другие работы Блинова не только не утратили, но с течением времени приобретали все большую ценность, поскольку они являются одним из немногих источников, а в ряде случаев и единственным источником, в области исследования истории и культуры «малых народов» Среднего Поволжья. Интерес Н. Н. Блинова к исследованию родного края во многом был обусловлен активной деятельностью «на Вятке» замечательного просветителя П. В. Алабина [8].

В 1866 году «ВГВ» опубликовали знаменитый письменный памятник ХУН-ХУШ вв. «Повесть о стране Вятской» (другое название - «Повесть о городе Вятке»), вызвавший оживленную, и до настоящего времени далекую от завершения, дискуссию историков по вопросу о времени заселения русскими Вятской Земли. Это был так называемый «баженовский список». Н. Н. Блинов, ознакомившись с ним, сделал вывод о его неполноте и выдвинул свой, «блиновский» список. Речь в этих «списках» идет о времени первоначального заселения вятской земли людьми, и, следовательно, о времени основания первых населенных

пунктов на этой территории. Вопрос этот исключительно важен для каждого региона; местные историки всегда стремятся найти факты, указывающие на возможно более раннюю дату основания своих городов. Дополнение, приведенное Н. Н. Блиновым, было опубликовано в «ВГВ» (1866, № 34, 45, 66).

В эти годы Н. Н. Блинов направляет свои работы в Вятский губернский статистический комитет, где они получают положительный отзыв и рекомендации к опубликованию. Исследование о Карсовайском приходе высоко оценивается Русским Императорским географическим обществом, и, в итоге, в 1866 г. автор этой работы -сельский священник и учитель (!) принимается, минуя степень члена-корреспондента, сразу в действительные члены общества (то есть в академики) и награждается бронзовой медалью. Постепенно просветитель-священник обратился к проблемам методики начального обучения «инородцев». Столкнувшись с трудностями в обучении удмуртских детей, не знавших русского языка, он составил для них в 1863-1864 гг. книгу-азбуку, под названием «Лыдзон», что в переводе с удмуртского языка означает «Чтение». В ее основу была положена графика русского языка с добавлением надстрочных знаков для выражения специфических звуков удмуртской речи, а самое главное - новаторский для того времени звуковой метод обучения грамоте, предложенный К. Д. Ушинским. Следует заметить, что первая удмуртская азбука была написана иереем из удмуртского села Укан И. Анисимовым и издана в г. Казани еще в 1847 г. Но это было сугубо богословское издание, построенное на переложении краткого катехизиса. Поэтому первой полноценной с дидактической точки зрения азбукой-букварем следует считать труд Н. Н. Блинова. В этой азбуке приведены в определенной системе слоги, слова и выражения, даны переводы молитв и впервые на удмуртском языке напечатаны прозаические отрывки светского нравоучительного содержания. Здесь же помещен первый перевод поэзии А. С. Пушкина на удмуртский язык, осуществленный именно Блиновым [12, с. 66].

Свою рукопись Блинов направил в губернский статистический комитет, который в те годы был в Вятской губернии по существу центром культурной жизни. В своем обращении в комитет он писал: «За составление ее (азбуки - В. П.) назад тому более года я взялся вследствие насто-

ятельной необходимости, так как поступавшие ко мне для обучения вотские мальчики, не понимая русского языка, с большим трудом знакомились с русской грамотой» [16, с. 3]. И помощь была оказана: Вятский губернский статистический комитет направил ее на рецензию известному вятскому издателю и журналисту Николаю Ивановичу Золотницкому, жившему в то время в слободе Кукарка Вятской губернии фактически в ссылке. Получив от него положительный отзыв, комитет стал хлопотать об издании работы. Комитет возбудил ходатайство перед губернатором, затем перед Московским цензурным комитетом и, в итоге, азбука была издана быстро, -в Вятке в 1867 г., а затем и в Москве. В дальнейшем она неоднократно переиздавалась и совершенствовалась другими авторами. Издание этой азбуки поставило Блинова в один ряд с видными российскими просветителями «малых народов». Успех издания вдохновил автора на издание других работ. Отметим, что важное значение для развития методической работы Блинова имели его творческие отношения с вятским ссыльным, выдающимся издателем и педагогом Ф. Ф. Павленковым [13].

Велики были заслуги Н. Н. Блинова и в области педагогической деятельности среди русских детей. Ему приходилось в печати и в практической учительской деятельности преодолевать косность старого духовенства. Так, ретрограды не мыслили обучение грамоте без обязательного повторения «глаголь - добро - есть...», считая эти слова чуть ли не за некие религиозные символы, без которых обучение грамоте никак не может обойтись. Свои дидактические взгляды Н. Н. Блинов стремился воплотить в «бахтинский» период своей педагогической деятельности. Важным этапом в жизни священника и учителя Н. Н. Блинова стал период его работы в крупном селе Бахта, расположенном в десяти верстах от г. Вятки. Вятский учитель-просветитель Дмитрий Илларионович Сенников в статье «Две школы» (имелись в виду организованные Н. Н. Блиновым школа для мальчиков и школа для девочек), опубликованной в «ВГВ» (1870, № 41) поражался небывалой для того времени постановкой школьного дела.

В школе (Блинов предпочитал говорить -«в школах», имея в виду классы для мальчиков и девочек) обучались в среднем 30 мальчиков и 20 девочек. Было введено наглядное обучение.

Уроки сопровождались показом репродукций, иллюстраций, работой с картами. Вместе с Н. Н. Блиновым дети обрабатывали школьный садовый участок, сажали деревья, цветы, овощи, попутно знакомясь с основами ботаники и агрономии. В школе был введен ручной труд: мальчики обучались сапожному делу, девочки - шитью и вязанию. Все это было делом новаторским для того времени, не говоря уж об уроках физкультуры, которые были обязательны в школе Блинова как для мальчиков, так и для девочек. Необходимость этих нововведений просветитель объяснял тем, что крестьянским женщинам нередко приходится выполнять тяжелую мужскую работу, и поэтому девочки с ранних лет должны быть физически подготовленными. Все указанные новшества проводились за свет личных средств учителя (кстати, отца одиннадцати детей). Жалованье уходило на приобретение физкультурных снарядов, книг и наглядных пособий, материалов для обучения детей ремеслу. Земство отпускало на школу крайне скудные средства. Бахтинский период просветительской деятельности Н. Н. Блинова раскрывал протоиерей Игнатий Федорович Фармаковский в своих воспоминаниях. Он рассказывал, как Блинов убеждал в Бахте крестьян, чтобы они отдавали в школу девочек. Крестьяне возражали: «Ну на что девкам нашим грамота? Ведь не писарями же им быть?!» [16, с. 4]. Но Н. Н. Блинов все-таки добивался своего. В женской школе с девочками занималась и жена Блинова. Она обучала детей чтению, письму и арифметике, а заодно шитью, вязанию, вышиванию.

Практическую педагогическую работу отец Николай сочетал с научно-педагогической. Стремясь к наибольшей эффективности обучения, он обобщил свой, к тому времени уже богатый педагогический опыт, и опубликовал методические пособия для учителей: «Грамота: Учебник для народных школ» (Вятка, 1868, 1870, 1872), «О способах обучения предметам учебного курса начальных народных училищ» (Вятка, 1870; СПб, 1875, 3-е изд.). В «ВГВ» публиковались его статьи, носившие по тем временам новаторский, остро полемический характер. Так, в статье «О мерах по улучшению преподавания в народных школах» (1869, №№ 11, 13) он выступил с широким просветительским планом усовершенствования педагогической работы. В частности, им предлагалось создание специальных педагогических

библиотечек, проведение съездов и совещаний учителей. Его собственная библиотека впоследствии стала предметом специального изучения. Последнее из названных предложений Блинова осуществилось очень скоро. В 1872 году он поехал представителем от Вятского земства на Всероссийский съезд народных учителей в г. Москву. Это был первый и единственный при самодержавии съезд такого рода, к которому, кстати, Министерство «народного затемнения» не имело отношения; он был организован при Всероссийской политехнической выставке.

Новаторская, просветительская деятельность Н. Н. Блинова вызывала подозрительность, а впоследствии и негодование губернской администрации и епархиального начальства. Стремясь затруднить связь видного просветителя со своими друзьями в губернском городе, его сначала перевели по службе в уездный город Нолинск, а затем в глухое село Лекма Слободского уезда, а потом он и вовсе был отстранен от педагогической работы. Но он нашел применение своим способностям в земском статистическом бюро, и за время своей работы в нем написал фундаментальные труды «Народное образование в Вятской губернии за последние 10 лет. 1864-1874 гг.» (Вятка, 1875. 459 с.) и «Движение народонаселения в Орловском уезде Вятской губернии» (Вятка, 1876. 214 с.). По широте охвата материала, точности и глубине анализа, значимости собранных фактов первый из указанных трудов остается, по нашему мнению, непревзойденным до настоящего времени среди работ вятских, а возможно и не только вятских, краеведов в данной области.

В январе 1875 года в квартире Н. Н. Блинова был произведен обыск. Его причиной послужил выход в свет трех томов знаменитой «Вятской незабудки» - сатирического издания, выпущенного находившимся в вятской ссылке Ф. Ф. Павлен-ковым. В итоге, ему пришлось покинуть Вятскую губернию и некоторое время он жил в столице, где поступил вольнослушателем на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Однако заботы о многодетной семье не оставляли возможности для учебы. В 1879-1994 годы Блинов - священник Вознесенского собора в г. Сарапуле. В эти годы он усиленно занимался литературной и краеведческой работой, участвовал в культурной жизни города, являлся попечителем местной библиотеки, помогал в организации

народных школ, организовал пункт для выработки противооспенной вакцины, то есть продолжал оставаться просветителем в самом высоком и многообразном значении этого слова. Литературно-краеведческая работа Блинова в этот период посвящена, в основном, истории г. Сарапула и в целом Вятского края и его замечательным уроженцам. Он написал и издал такие книги, как «Сарапул. Исторический очерк» (Сарапул, 1887. 83 с.), «Историко-статистическое описание Сарапульского уезда» (Сарапул, 1887. 130 с.), «К 100-летнему юбилею города Сарапула» (Сарапул, 1880. 32 с.) и др.

По просьбе Вятского губернского земства Н. Н. Блинов осуществил выпуск восьми брошюр под общим названием «Сельская общественная служба». Названия этих брошюр указывают на их содержание: «Сельский сход», «Учет мирских денег», «Сельский банк», «О крестьянском поземельном банке» и др. Эта серия книг переиздавалась семь раз! Министерство государственных имуществ наградило автора золотой медалью за эту серию. Большой популярностью среди земских служащих пользовалась его неоднократно переиздававшаяся книга «Земская служба. Общественные беседы гласного-крестьянина о земских делах. Пособие для земских гласных, народных учителей и учеников народных училищ». Просветитель был убежден в преобразующей силе земских организаций. Занимаясь популяризацией земских идей, он берет псевдоним «Аким Простота». Впоследствии к 50-летию открытия земств в России двумя изданиями в Сарапуле выходит его книга «Земство за полвека. 1864-1914».

Весной 1878 года иерей-«вольнодумец» издал книгу «Страдания Великого Учителя, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа», предназначавшуюся автором для семейного чтения. Однако обер-прокурор Синода запретил книгу, не без оснований полагая, что она проникнута духом рационализма, и, вместе с тем, направлена к пропаганде социалистического учения, а Христос талантливо показан в книге страдающим, живым Богочеловеком. В итоге, почти весь тираж «Страданий...» был уничтожен столичной цензурой, а остатки - самим автором в Сарапуле. Эта работа была вновь опубликована в сокращении журналом «Уральский следопыт» [2].

В 1887 году в журнале «Северный вестник» была опубликована (а в 1888 г. вышла отдель-

ным изданием в г. Сарапуле) пьеса Н. Н. Блинова «Свет и во тьме блестит», вышедшая с посвящением Л. Н. Толстому и написанная в явной полемике с пьесой великого писателя «Власть тьмы». Н. Н. Блинов верил, что даже «власть тьмы» не может убить свет, добро и правду, которые сохранились в глубинах народной жизни. Содержание пьесы отражает типичные эпизоды из народной жизни, в основе которых разложение крестьянской общины, горькая судьба детей-сирот, коварство и алчность, нарождающегося класса кулаков. Н. Н. Блинов успешно выступал и как популяризатор, адаптировавший известные книги для детского чтения. В 1879-1910 годы книга «Жизнь Робинзона» выдержала в Санкт-Петербурге в издательстве Ф. Ф. Павленкова шесть изданий. В 1880-1903 годы его книга «Трудовой крестьянский год» (по Д. В. Григоровичу) выходила четыре раза. Эти его работы отмечала центральная печать. Так, «Вестник Европы» (1888, кн. 2, с. 90) указывал на «свежесть взгляда, знание народного быта, умение владеть простым, общедоступным языком».

В 1895 году возобновляются гонения на Блинова. Сначала его переводят в отдаленный уголок Вятской губернии - село Бемышево Елабуж-ского уезда, затем в уездный город Орлов. Наконец, в 1906 г. ему разрешили вернуться в Сарапул, где и прошли последние годы жизни видного вятского просветителя. В эти годы он занимается популяризацией родного края: издает две «Памятные книжки города Сарапула» на 1911 и 1912 гг., книгу «Сарапул и Среднее Прикамье» (Сарапул, 1908, 1914).

Большой заслугой Н. Н. Блинова явилось то, что он вывел из плена забвения имя замечательной уроженки Сарапула, героини Отечественной войны 1812 г. Надежды Андреевны Дуровой в своей книге «Кавалерист-девица Дурова - Чернов - Александров» (Сарапул, 1912). Н. Н. Блинов собирал и издавал вятскую юмористику Х1Х-ХХ вв., в частности стихи Семена Авдееви-ча Веснина «Вани-вятчане».

Обсуждение. Известный русский педагог Николай Федорович Бунаков в своих воспоминаниях «Как я стал и как перестал быть «учителем учителей» вспоминал об этом съезде и высоко оценивал просветительскую деятельность Н. Н. Блинова. Н. Ф. Бунаков, в частности, писал: «В вятской группе находился энтузиаст земской школы, педагог-священник Н. Н. Блинов, симпатичнейший

человек, страстно преданный делу народного образования, широко понимавший задачу народной школы. Он тогда уже был известен своею умною книжкой «О способах преподавания предметов элементарного курса», написанной горячо и с хорошим пониманием дела, а теперь привез в Москву в рукописи свой новый труд «Ученье-свет», с которым познакомил меня и с которым я познакомил аудиторию, как с превосходным курсом «родиноведения» для народной школы. Книжка эта была издана в Москве (издателем -В. П. Мамонтовым) и до сих пор пользуется вполне заслуженным успехом» [4, с. 337].

Высоко оценивал методические поиски вятского священника-просветителя Н. Ф. Бунаков и в книге воспоминаний «Моя жизнь, в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной. 1837-1905», где он продолжил свои воспоминания о встречах с Блиновым на вышеупомянутом съезде: «Блинов Н. Н. познакомился со мной, показал и объяснил мне привезенные рукописи, которые привели меня в восторг. Работы были действительно оригинальные и достойные внимания, особенно «Ученье-свет», книга для чтения в совершенно новом роде, не шаблонный сборник бессвязных статей, а ряд оригинальных описаний и рассказов, начиная с крестьянской избы, выводящих читателя постепенно за околицу, в поле, в лес и на широкий простор Божьего мира» [5, с. 97].

Рукопись «Ученье - свет. Книга для чтения в народных училищах с 33 картинами в тексте» получила исключительно высокую оценку Н. Ф. Бу-накова и при его содействии вышла двумя изданиями (М., 1873, Вятка, 1884). В дополнение к этому пособию Н. Н. Блинов издал методическое пособие под названием «Замечания для учителей о классных занятиях по книге «Ученье -свет» Н. Блинова (М., 1873. 67 с.). Главное внимание в пособии «Ученье-свет» автором уделяется богато иллюстрированному связному повествованию, которое ведется от лица маленького мальчика, еще только открывающего для себя окружающий мир. Пособие делится на отдельные эпизоды («случаи»), каждый из которых представляет собой какую-то важную веху в реальной жизни ребенка (посещение птичьего двора, прогулка в лес, празднование Рождества, поездка в село и т. д.).

Все эти события реальны и максимально приближены к жизни деревенского ребенка. Это об-

стоятельство облегчает обучение чтению, поскольку школьникам не приходится задумываться над содержательными реалиями, описанными в книге, - они им хорошо знакомы, - а потому их внимание полностью сосредоточено на распознавании букв и слогов, то есть на самом процессе чтения. Следует отметить сочность языка пособий Блинова. Принцип наглядности реализуется здесь как через содержательные, многофигурные и многопредметные картинки, расположенные на каждой странице, так и посредством точного и грамотного использования выразительных средств языка.

Высокая оценка научно-методической деятельности Н. Н. Блинова давалась не только Н. Ф. Бунаковым, но и другими представителями демократического крыла российской педагогики второй половины XIX - начала XX вв., в частности его близким единомышленником Ф. Ф. Пав-ленковым. Николай Владимирович Чехов указывал, что до Николая Александровича Корфа «педагогические вопросы, связанные с постановкой школьного дела и методы преподавания разрабатывались у нас по преимуществу теоретически, без применения к действительным условиям русской национальной школы. Среди всех педагогов и методистов того времени исключение в этом отношении составлял земец Вятской губернии священник Блинов, видный педагог и самоотверженный деятель в области народного образования» [15, с. 57]. Методические пособия Блинова Чехов считал одними из лучших, что были созданы в тот период. Н. Ф. Бунаков писал о Блинове: «Он был народный учитель не по профессии, а по призванию, но, в то же время, истинно народный пастырь, какие у нас редко попадались и попадаются между нашими священниками». Бунаков отмечал его «непобедимую веру в громадную силу грамоты и неукротимое стремление дать русскому народу эту силу», и в заключении восклицал: «Вот это человек, гораздо больше похожий на святого, нежели грубый и деревянный Иоанн Сергиев Кронштадтский!» [5, с. 97].

Подвижническая, просветительская, педагогическая и священническая деятельность Н. Н. Блинова продолжает интересовать исследователей на протяжении многих лет [1; 6; 9]. Видные историки педагогики Н. А. Константинов и В. Я. Стру-минский, высоко оценивая вклад вятского просветителя в дело народного просвещения, писали:

«То обстоятельство, что он был священником, характерно разве в том только отношении, что за свою деятельность по народному образованию он всю жизнь подвергался со стороны духовного ведомства репрессиям и наказаниям всякого рода» [7, с. 179].

В своем дневнике в 1896 г. Н. Ф. Бунаков с горечью писал: «Получил длинное и очень скорбное письмо от старого знакомого Н. Н. Блинова, вятского педагога-священника. Этот честный идеалист, один из самых чистых представителей 60-х годов, много потерявший за свои прекрасные идеалы, слова и дела, опять попал в трудное и бедственное положение. Просит содействия. Письмо бедного страдальца вызвало у меня горькие думы. Я написал ему сердечный и горячий ответ, - пусть хоть слово участия и искренней любви, соединенной с глубоким уважением, сколько-нибудь облегчит его уныние. Впрочем, я уверен, что он не поддастся унынию, так же как не пойдет на уступки и сделки, не отступит от своих идеалов. Это один из тех праведников, ради коих Бог помилует целый развращенный город. Симпатичный образ этого русского народного учителя-энтузиаста, с одушевлением и какой-то нервной торопливостью излагающего свои чистые и честные идеи о народном просвещении, о народной школе, народном благе, никогда не изгладится в моем воображении» [5, с. 241].

Хотя Н. Н. Блинов был русским по происхождению, он был самым известным в масштабах России просветителем удмуртского народа.

Литература

Дореволюционные энциклопедии и словари (в общей сложности, по нашим данным, не менее восьми раз) помещали о нем биографические статьи, отмечая, в частности, что им были написаны и изданы 60 книг, брошюр и учебников. В «Критико-биографическом словаре русских писателей и ученых» статья о нем составлена Н. Ф. Бунаковым с особой теплотой, без привычных для энциклопедических изданий сухости и фактологичности. «Таким людям, - отмечалось в ней, - редко живется спокойно. Толпа, состоящая из себялюбивых, думающих только о своем личном благополучии, не выносит их, всячески старается затереть, припрятать, дискредитировать. Но они все-таки не падают духом, не отступают, не молчат, кипятятся, волнуются и работают без отдыха, движимые какой-то фанатичной верой в торжество добра и правды» [3, с. 389].

Заключение. Просветительская, духовная и писательская деятельность Блинова - яркая страница в истории российского просвещения. Имя Н. Н. Блинова помнят на его малой Родине, в Удмуртии. Есть даже намерение открыть музей. Автор данного материала тоже по мере своих сил стремится популяризировать педагогическое и краеведческое наследие Н. Н. Блинова [11]. Н. Н. Блинов скончался 31.12.1917 г. (13.01.1918 г. по новому стилю). В советские годы он был оклеветан, его наследие было предано забвению, а могила в г. Сарапуле в 1930-е гг. -уничтожена.

1. Бердинских В. А. Русская провинциальная историография второй половины XIX в. Киров: Изд-во КГПИ, 1995. 320 с.

2. Блинов Н. Н. Страдания Великого Учителя, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа // Уральский следопыт. 1991, № 8. С. 15-19.

3. Бунаков Н. Ф. Блинов Николай Николаевич // Критико-биографический словарь русских писателей и ученых / сост. С. А. Венгеров. Т. 3. СПб., 1892. С. 381-389.

4. Бунаков Н. Ф. Как я стал и как перестал быть «учителем учителей» // Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1953. С. 328-395.

5. Бунаков Н. Ф. Моя жизнь, в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной. 1837-1905. СПб., 1909. 364 с.

6. Изергина Н. П. Литературная жизнь Вятки. Киров: Кировское книжное издательство, 1990. 206 с.

7. Константинов Н. А. Струминский, В. Я. Очерки по истории начального образования в России. М.: Учпедгиз, 1953. 272 с.

8. Помелов В. Б. Вклад П. В. Алабина в развитие дела просвещения и культуры в Вятской губернии // Вестник Самарского государственного технического университета. 2016, № 2 (30). С. 89-101. URL: http://www.vestnik-pp.samgtu.ru/ uploads/series/1/48/609/2016-2-30-0011 .pdf (дата обращения: 2.07.2018).

9. Помелов В. Б. Вятский педагог-методист Н. Н. Блинов. К 175-летию со дня рождения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 10. С. 172-184. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyatskiy-pedagog-metodist-n-n-blinov-k-175-letiyu-so-dnya-rozhdeniya (дата обращения: 2.07.2018).

10. Помелов В. Б. Вятский священник-просветитель Н. Н. Блинов // Педагогика. 2001. № 5. С. 76-80.

11. Помелов В. Б. Вятский учитель Н. Н. Блинов (к 175-летию со дня рождения) // Вятская земля в пространстве исторической памяти (К 110-летию открытия Вятской ученой архивной комиссии): материалы Всероссийской научно-практич. конф., Киров, 11 ноября 2014 г. / науч. ред. М. С. Судовиков. Киров: ИД «Герценка», 2014. С. 173-178.

12. Помелов В. Б. Н. Н. Блинов - видный вятский ученый-методист // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2017. № 2. С. 65-68. URL: www.gramota.net/materials/4/2017/2/18.html (дата обращения: 2.07.2018).

13. Помелов В. Б. Н. Н. Блинов и его творческие отношения с Ф. Ф. Павленковым (К 175-летию со дня рождения российских просветителей) // Павленковские библиотеки - культурное наследие российской провинции: материалы Всероссийской научно-практич. конф., посвященной 175-летию со дня рождения Ф. Ф. Павленкова / отв. ред. С. Н. Будашкина. Киров: ИД «Герценка», 2014. С. 11-16.

14. Помелов В. Б. Просветители Вятского края: российские деятели культуры и местные ученые-педагоги. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. 152 с.

15. Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX в. М., 1912. 224 с.

16. Чудова Г. Ф. Краевед и общественник (Рукопись). Киров, 1973. 120 с.

References

1. Berdinskikh V. A. Russkaya provintsial'naya istoriografiya vtoroi poloviny XIX veka [Russian provincial historiography of the second half of the XIX century]. Kirov: Izd-vo KGPI, 1995, 320 p. (In Russ.).

2. Blinov N. N. Stradaniya Velikogo Uchitelya, Gospoda i Spasitelya nashego Iisusa Khrista [The sufferings of the Great Teacher, our Lord and Savior Jesus Christ]. Ural'skij sledopy't = Urals Searcher, 1991, № 8. S. 15-19. (In Russ.).

3. Bunakov N. F. Blinov Nikolai Nikolaevich [Blinov Nikolay Nikolaevich]. Kritiko-biograficheskii slovar' russkikh pisatelei i uchenykh = Critical-biographical dictionary of Russian writers and scientists, compiler S. A. Vengerov, vol. 3, Saint Petersburg, 1892, p. 381-389. (In Russ.).

4. Bunakov N. F. Kak ya stal i kak perestal byt' «uchitelem uchitelei» [How I became and how I ceased to be a "teacher of teachers"]. Izbr. ped. soch. = Sel. ped. works, Moscow: Uchpedgiz, 1953, pp. 328-395. (In Russ.).

5. Bunakov N. F. Moya zhizn', v svyazi s obshcherusskoi zhizn'yu, preimushchestvenno provintsial'noi. 1837-1905 [My life, in connection with the all-Russian life, mainly provincial. 1837-1905]. Saint Petersburg, 1909, 364 p. (In Russ.).

6. Izergina N. P. Literaturnaya zhizn' Vyatki [The literary life of Vyatka]. Kirov, Kirov book publishing house, 1990, 206 p. (In Russ.).

7. Konstantinov N. A. Struminskiy, V. Ya. Ocherki po istorii nachal'nogo obrazovaniya v Rossii [Essays on the history of primary education in Russia]. Moscow: Uchpedgiz, 1953, 272 p. (In Russ.).

8. Pomelov V. B. Vklad P. V. Alabina v razvitie dela prosveshcheniya i kul'tury' v Vyatskoi gubernii [The contribution of P. V. Alabin to the development of education and culture in the Vyatka province]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo texnicheskogo universi-teta = Vestnik of Samara State Technical University, 2016, no. 2 (30), pp. 89-101. URL: http://www.vestnik-pp.samgtu.ru/ uploads/series/1/48/609/2016-2-30-0011 .pdf (accessed 2.07.2018). (In Russ.).

9. Pomelov V. B. Vyatskii pedagog-metodist N. N. Blinov. K 175-letiyu so dnya rozhdeniya [Vyatka teacher-methodist N. N. Blinov: to the 175-th anniversary]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta = Herald of Vyatka State University, 2014, no. 10, pp. 172-184. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vyatskiy-pedagog-metodist-n-n-blinov-k-175-letiyu-so-dnya-rozhdeniya (accessed 2.07.2018). (In Russ.).

10. Pomelov V. B. Vyatskii svyashchennik-prosvetitel' N. N. Blinov [Vyatka priest-educator N. N. Blinov]. Pedagogika = Pedagogics, 2001, no. 5, pp. 76-80. (In Russ.).

11. Pomelov V. B. Vyatskii uchitel' N. N. Blinov (k 175-letiyu so dnya rozhdeniya) [Vyatka teacher N. N. Blinov: to the 175-th anniversary]. Vyatskaya zemlya v prostranstve istoricheskoi pamyati (K 110-letiyu otkrytiya Vyatskoi uchenoi arkhivnoi komissii): materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 11 noyabrya 2014 g., nauch. red. M. S. Sudovikov = Vyatka land in the space of historical memory (On the 110th anniversary of the opening of the Vyatka Scientific Archival Commission): materials of the All-Russian Scientific Practical Conf., Kirov, November 11, 2014, scientific ed. M. S. Sudovikov, Kirov: ID «Gertsenka», 2014, pp. 173-178. (In Russ.).

12. Pomelov V. B. N. N. Blinov - vidnyi vyatskii uchenyi-metodist [N. N. Blinov - a prominent scientist-methodist from Vyatka]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki = Pedagogy. Theory and practice, 2017, no. 2, pp. 65-68. Available at: www.gramota.net/ materials/4/2017/2/18.html (accessed 2.07.2018). (In Russ.).

13. Pomelov V. B. N. N. Blinov i ego tvorcheskie otnosheniya s F. F. Pavlenkovym (K 175-letiyu so dnya rozhdeniya rossiiskikh prosvetitelei) [N. N. Blinov and his creative relationship with F. F. Pavlenkov (To the 175-th anniversary of Russian educators)]. Pavlenkovskie biblioteki - kulturnoe nasledie rossiiskoi provintsii: materialy' vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoi 175-letiyu so dnya rozhdeniya F. F. Pavlenkova = Pavlenkovsky libraries - the cultural heritage of the Russian province: materials of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 175th anniversary of the birth of F. F. Pavlenkov, resp. ed. S. N. Budashkina, Kirov: ID «Gertsenka», 2014, pp. 11-16. (In Russ.).

14. Pomelov V. B. Prosvetiteli Vyatskogo kraya: rossiiskie deyateli kul'tury i mestnye uchenye-pedagogi [Educators of the Vyatka region: Russian workers of culture and local scientists-teachers]. Kirov, Izd-vo VyatGGU, 2007, 152 p. (In Russ.).

15. Chekhov N. V. Narodnoe obrazovanie v Rossii s 60-h godov XIX v. [Public education in Russia since the 1860-ies of the XIX century]. Moscow, 1912, 224 p. (In Russ.).

16. Chudova G. F. Kraeved i obshchestvennik [Local historian and public figure] (Manuscript). Kirov, 1973, 120 p. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 19.06.2018 г.; принята к публикации 16.07.2018 г.

Submitted 19.06.2018; revised 16.07.2018.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. Autor have read and approved a final version of the manuscript.

Для цитирования:

Помелов В. Б. Выдающийся вятский педагог-просветитель Н. Н. Блинов // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2018. Т. 4. № 3. С. 72-80. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-43-72-80

Об авторе

Помелов Владимир Борисович

доктор педагогических наук, профессор, Вятский государственный университет, г. Киров, ORCID: 0000-0002-3813-7745, [email protected]

Citation for an article:

Pomelov V. B. An outstanding Vyatka teacher-educator N. N. Blinov. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2018, vol. 4, no. 3, pp. 72-80. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-372-80 (In Russ.).

About the author Vladimir B. Pomelov

Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Vyatka State University, Kirov, ORCID: 0000-0002-3813-7745,

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.