Научная статья на тему 'Ф. Ф. Павленков и развитие просвещения на вятской земле'

Ф. Ф. Павленков и развитие просвещения на вятской земле Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
477
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЯТСКАЯ ГУБЕРНИЯ / Ф. Ф. ПАВЛЕНКОВ / Д. И. ПИСАРЕВ / ВЯТКА / ЯРАНСК / "ВЯТСКАЯ НЕЗАБУДКА" / Н. Н. БЛИНОВ / "НАГЛЯДНАЯ АЗБУКА" / ПАВЛЕНКОВСКИЕ БИБЛИОТЕКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Помелов В. Б.

В статье раскрывается издательская, просветительская и методическая деятельность выдающегося издателя, просветителя и педагога-методиста XIX в. Ф. Ф. Павленкова. Во введении статьи проводится мысль о том, что в последние десятилетия метод примера во многом потерял свою значимость в свете известных общественно-политических событий начала 1990-х годов. Между тем, в каждом регионе есть свои замечательные земляки. Автор считает, что воспитание на примере жизни выдающихся земляков вполне может стать важным воспитательным средством подрастающего поколения. Актуальность статье придает то обстоятельство, что в настоящее время возрастает интерес молодежи к историческому прошлому своей страны. В статье использованы региональный, аксиологический и историко-биографический методологические подходы, и следующие исследовательские методы: описательный, сравнительно-исторический, ретроспективного анализа. Содержательную основу статьи составляет фактологический материал, раскрывающий издательскую, просветительскую и методическую деятельность выдающегося издателя, просветителя и педагога-методиста XIX в. Ф. Ф. Павленкова, охарактеризованы основные направления его деятельности и деловые связи с прогрессивными мыслителями России. Основное внимание уделено периоду его пребывания в ссылке в губернском городе Вятке и уездном городе Вятской губернии Яранске. Отмечена роль Ф. Ф. Павленкова в издании серии сборников «Вятская Незабудка» и выпуске ряда других полезных книг. Ф. Ф. Павленков основатель серии книг «Жизнь замечательных людей». Характеризуются основные методические работы Ф. Ф. Павленкова, его вклад в развитие библиотечной сети в сельской местности в российской глубинке. В заключении показано, как его идеи развиваются в наши дни через открытие новых библиотек и создание «содружества павленковских библиотек» (на примере Кировской области).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ф. Ф. Павленков и развитие просвещения на вятской земле»

УДК 37(09)(470.342)

DOI: 10.30914/2411 -3522-2018-4-2-44-51

Ф. Ф. ПАВЛЕНКОВ И РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ НА ВЯТСКОЙ ЗЕМЛЕ

В. Б. Помелов

Вятский государственный университет, г. Киров

F. F. PAVLENKOV AND DEVELOPMENT OF EDUCATION IN VYATKA LANDS

V. B. Pomelov

Vyatka State University, Kirov

В статье раскрывается издательская, просветительская и методическая деятельность выдающегося издателя, просветителя и педагога-методиста XIX в. Ф. Ф. Павленкова. Во введении статьи проводится мысль о том, что в последние десятилетия метод примера во многом потерял свою значимость в свете известных общественно-политических событий начала 1990-х годов. Между тем, в каждом регионе есть свои замечательные земляки. Автор считает, что воспитание на примере жизни выдающихся земляков вполне может стать важным воспитательным средством подрастающего поколения. Актуальность статье придает то обстоятельство, что в настоящее время возрастает интерес молодежи к историческому прошлому своей страны. В статье использованы региональный, аксиологический и историко-биографический методологические подходы, и следующие исследовательские методы: описательный, сравнительно-исторический, ретроспективного анализа. Содержательную основу статьи составляет фактологический материал, раскрывающий издательскую, просветительскую и методическую деятельность выдающегося издателя, просветителя и педагога-методиста XIX в. Ф. Ф. Павленкова, охарактеризованы основные направления его деятельности и деловые связи с прогрессивными мыслителями России. Основное внимание уделено периоду его пребывания в ссылке в губернском городе Вятке и уездном городе Вятской губернии Яранске. Отмечена роль Ф. Ф. Павленкова в издании серии сборников «Вятская Незабудка» и выпуске ряда других полезных книг. Ф. Ф. Павленков - основатель серии книг «Жизнь замечательных людей». Характеризуются основные методические работы Ф. Ф. Павленкова, его вклад в развитие библиотечной сети в сельской местности в российской глубинке. В заключении показано, как его идеи развиваются в наши дни через открытие новых библиотек и создание «содружества павленковских библиотек» (на примере Кировской области).

The article deals with publishing, educational and methodical activities of an outstanding publisher, educator and teacher-methodologist of the XIX century F. F. Pavlenkov. The introduction of the article suggests that in recent decades the method of example has largely lost its significance in the light of the well-known socio-political events of the 1990-ies. Meanwhile, each region has its own wonderful country-men. The author believes that education on the example of the life of prominent countrymen may well become an important educational tool for the younger generation. The relevance of the article is due to the fact that currently the interest of young people to their country's historical past is growing. The article used the regional, axiological, historical-biographical methodological approaches and the following research methods: descriptive, historical, comparative and retrospective analysis. The informative content of the article reveals the publishing, educational and methodical activities of an outstanding publisher, educator and teacher-methodist of the XIX century F. F. Pavlenkov. The main directions of his activities and business relations with progressive thinkers of Russia are characterized. The article is focused on the period of his exile in the provincial city of Vyatka and in the county town of the Vyatka province Jaransk. The role of F. F. Pavlenkov in the publication of a series of collections under the title "Vyatskaya Nezabudka" ("Vyatka Forget-me-not") and the release of a number of other useful books is outlined. F. F. Pavlenkov was a founder of the book series "The life of remarkable people". The main methodological works of F. F. Pavlenkov, his contribution to the development of library network in the Russian countryside are characterized. In conclusion it is shown how his ideas are evolving nowadays through the opening of new libraries and the creation of the "Commonwealth of Pavlenkov libraries" (on the example of the Kirov region).

© Помелов В. Б., 2018

Ключевые слова: Вятская губерния, Ф. Ф. Пав-ленков, Д. И. Писарев, Вятка, Яранск, «Вятская Незабудка», Н. Н. Блинов, «Наглядная азбука», Павленковские библиотеки.

Keywords: Vyatskaya gubernia, F. F. Pavlenkov, D. I. Pisarev, Vyatka, Yaransk, "Vyatskaya Nezabudka" ("Vyatka Forget-me-not"), N. N. Blinov, "Naglyadnaya Azbuka" ("The Visual ABC"), the Pavlenkov libraries.

Введение

С начала 1990-х годов один из ведущих воспитательных методов - метод примера - внезапно и в весьма значительной степени «обезлюдел». Длительное время педагоги-практики пребывали в недоумении - что следует считать нравственным идеалом? На чьем примере необходимо воспитывать детей? От того, найдены ли правильные ответы на эти вопросы, зависит многое в решении задач воспитания, поскольку метод примера действительно важный и исторически едва ли не первый метод, известный педагогике; именно на нем всегда выстраивалась система обучения и воспитания в любом обществе.

В каждом регионе нашей необъятной страны есть уроженцы, которыми гордятся местные жители. Ознакомление подрастающего поколения с примерами из жизни замечательных земляков, несомненно, может стать важной составной частью воспитания, содействовать пробуждению у молодых людей интереса к историческому прошлому страны, стимулировать развитие у них патриотических чувств. Информация о достижениях выдающихся земляков, проявивших себя в различных сферах жизни общества, изложенная в печатных и электронных изданиях, может и должна служить в качестве фактологического материала при проведении педагогами-практиками воспитательных мероприятий, активно применяться в образовательной работе со школьниками и студентами.

Цель исследования. В статье ставится цель познакомить научно-педагогическую общественность с личностью выдающегося российского просветителя Ф. Ф. Павленкова, причем именно с тем периодом его жизни, который до настоящего времени не становился предметом изучения исследователей, с тем, чтобы изложенные в статье фактологические данные могли использоваться в дальнейшем учеными и учителями.

Методологические подходы и методы исследования. В процессе поиска, отбора и творческой обработки фактологического материала при написании очерка нами использовались аксиологический, региональный и историко-биографический

методологические подходы, а также следующие методы: описательный, сравнительно-исторический, ретроспективного анализа.

Результаты. Заметный вклад в развитие просвещения на Вятской земле внес известный русский издатель, просветитель, писатель и педагог Флорентий Федорович Павленков (1839-1900), находившийся в вятской ссылке в 1869-1877 годы. В молодости он получил военное образование, но военная карьера его не увлекла, и он занялся переводческой и издательской работой. Первая переведенная с французского языка и изданная им книга был «Курс физики» А. Гано [9, с. 4-5]. Он издавал ее за свой счет девять раз общим тиражом 48000 экземпляров. Несмотря на запрет властей, 29.07.1868 г. Павленков выступил с прощальным словом на похоронах Д. И. Писарева, что стало поводом к его преследованию со стороны властей. Но он не мог поступить иначе; сестра великого критика Варвара была его женой. Вскоре Павленков был арестован и 11.06.1869 г. выслан в Вятку.

В вятский период жизни Павленкова выделяются следующие направления его просвещенческой деятельности: объединение прогрессивных, демократически настроенных местных творческих сил с целью создания публицистической литературы, прежде всего «Вятской незабудки», издание научно-методических учебных пособий и составление «Наглядной азбуки».

В Вятке он встал во главе кружка прогрессивно мыслящих интеллигентов. Среди его вятских друзей был, например, ссыльный учитель Василий Иванович Обреимов, поклонник взглядов Писарева. В дальнейшем он стал известным математиком-методистом; его книгой «Математические софизмы» восхищался В. И. Ленин [4, с. 25].

Павленкову принадлежала идея издания трех томов сатирического сборника статей с общим названием «Вятская незабудка». Министр внутренних дел сообщал в кабинет министров: «Вятская незабудка» составляет сборник исключительно обличительных и пасквильных рассказов о правительственных и общественных учреждениях

Вятской губернии, о местных должностных лицах, начиная с волостных писарей и тюремных сторожей и доходя до губернатора и архиерея. Возбуждение полнейшего недоверия правительству, избирающему будто своими агентами самых возмутительных администраторов, судей, наставников юношества и охранителей государственных имуществ, оставляет неизбежное для неразвитых читателей впечатление после чтения этой книги. Но это впечатление идет дальше, так как на страницах этой книги проводятся революционные идеи» [3, с. 129].

Действительно, сборник стал едва ли не первым в России изданием, авторы которого открыто выступили с критикой самодержавия. Он включал значительные по объему сатирические статьи, содержание которых было направлено против центральных и местных властей. Уже названия многих статей («Кусающиеся овцы», «Взяточная артель», «Реальное дерьмо» и др.) говорят сами за себя. Несколько статей были посвящены вопросам просвещения. В них, в частности, отмечалось, что уездные земства недостаточно заботятся о развитии образования. Даже в Малмыжском уезде, где было самое прогрессивное в Вятской губернии земство, половина его волостей оставались без школ. В статье «Вопрос о подвижных школах» Павленковым критически оценивалась деятельность Яранского земства, годичное собрание которого представляло собой «настоящее поле брани»: «Наступило новое трехлетие, а с ним и новые шансы на участие в дележе земского пирога» [2, с. 198-199].

Другое направление просвещенческой деятельности Ф. Ф. Павленкова в Вятке было связано с тем, что в 1860-1870-е гг. он находился под впечатлением бурного прогресса естественных наук. Стремясь способствовать их всемерному распространению, он осуществил в вятской ссылке перевод и издание в типографии А. А. Красов-ского 2-й части учебника «Физика» А. Гано, монографию А. Тиндаля «Роль воображения в развитии естественных наук» и книгу А. А. Баркера «Соотношение жизненных и физических сил», автор которой математическим путем обосновывал открытый ранее М. В. Ломоносовым закон сохранения энергии. Но самым заметным событием в научной жизни вятской провинции стало издание труда директора Римской обсерватории Анджело Секки, в котором автор пытался «согласовать» выводы науки с признанием бытия бога. Итальянский аббат полагал, что «наука от-

лично соединяется с положением о существовании бога». По существу, эта работа в какой-то степени предвосхитила появление такого влиятельного философского течения, как неотомизм. Работая над переводом книги, Павленков стремился сохранить все действительно ценные научные положения, опуская религиозно-мистические рассуждения автора, ибо, будучи сторонником учения Ч. Дарвина, он не мог допустить изданием книги Секки нападок на это учение.

Профессор Московской духовной академии Е. Е. Голубинский откликнулся на выход в свет этого издания статьей, имевшей характер политического доноса [8, с. 41]. Оттиски статьи он послал в Вятку архиерею, ректору духовной семинарии, полицмейстеру и вице-губернатору. Вятский архиерей Аполлос просил Главное управление по делам печати изъять из продажи книгу Секки в переводе Павленкова. Поразительно, но факт: в Главном управлении сочли, что в книге нет никаких высказываний против религии, о ней просто не упоминалось, и поэтому просьба осталась без удовлетворения. Тем не менее, местные власти, вняв предложению архиерея, в наказание выслали Павленкова в уездный вятский городок Яранск [10, с. 18].

К периоду яранской ссылки относится начало осуществления одной из самых значительных работ Павленкова, - составление и подготовка к изданию «Иллюстрированного Словотолкова-теля». Издание было выпущено в столице под названием «Энциклопедический Словарь Ф. Павленкова» (1899). Написанный простым языком, словарь содержал около 34 тысяч слов, давал ясное представление о явлениях, находившихся в поле зрения любого стремившегося к знаниям человека. Словарь пользовался популярностью у широкого круга читателей. Преемники Павленкова выпускали словарь пятью изданиями в 1905-1913 годах. Его общий тираж превысил 100 тысяч экземпляров, что намного превышало тираж любого энциклопедического издания в то время.

Ф. Ф. Павленков был известным ученым-методистом. Причем его методический талант ярко проявился в период вятской ссылки. На основе разработанного им оригинального варианта наглядно-звукового метода обучения грамоте им была составлена «Наглядная азбука», вышедшая в 1873 г. в городах Вятке и Санкт-Петербурге. В ее основание он положил методические воззрения вятского педагога Н. Н. Блинова. Азбука

представляла собой учебное пособие, которым можно было пользоваться без помощи учителя. Пособие было снабжено большим количеством рисунков. Цель составления пособия автор видел в том, чтобы сделать процесс обучения грамоте более доступным. Им было издано также методическое пособие «Объяснение к «Наглядной азбуке» («Ключ к чтению и письму по картинкам»), в котором он объяснял сущность своего метода. Главной его особенностью он считал постепенное приучение учащихся к самостоятельности. Метод основан на том простом законе, указывал Павленков, по которому, зная сумму двух чисел и одно из слагаемых, несложно отыскать и другое слагаемое. «В предлагаемом мной способе обучения грамоте, - писал методист, - роль такой суммы играет изображение знакомого ученику предмета вместе с полным названием последнего, а роль данного слагаемого - та часть этого названия, которая выражается уже пройденными им прежде звуками. Предметы подобраны так, что разность, остающаяся в конце подписи под рисунком, и составляет искомый звук, как бы выделяющийся сам собой» [2, с. 4]. Например, в пособии приводится картинка с изображением самовара. Учащимся известны все буквы, составляющие данное слово, кроме «р». Прочитав первые шесть знакомых букв, они легко определят и незнакомую букву, правильно ее произнесут, ориентируясь на картинку.

Пособие вызвало положительный резонанс среди педагогической общественности, появился ряд откликов в печати, что объяснялось не только его очевидными достоинствами, но и тем обстоятельством, что в тот период важнейшей задачей образования в России педагоги считали необходимым возможно более широкое распространение элементарного обучения, которое должно было бы, в идеале, охватить все население. Анализ рецензий позволяет сделать вывод о том, что признанные российские методисты испытывали к «новым», в особенности провинциальным, «букваристам», достаточно ревнивые чувства. Тем большее значение для характеристики пособия Павленкова имели положительные отзывы видных педагогов тех лет. Так, Д. Д. Семенов, указывая на частные недостатки, видел большую заслугу автора в развитии принципа наглядности при обучении русской грамоте [5, с. 178].

С выходом в свет «Наглядной Азбуки» у некоторых земцев появилась идея об устройстве

передвижных школ грамотности с «переездными» учителями, по образцу шведских начальных школ. Павленков не только поддержал эту идею, но и утверждал, что его азбука могла бы с успехом там использоваться.

На международной педагогической конференции (Вена, 1873), приуроченной к Всемирной выставке, педагоги ряда стран с интересом прослушали лекцию российского деятеля просвещения Н. А. Корфа о методе Павленкова, и после оживленных дебатов пришли к выводу, что в основу «Наглядной азбуки» положен неизвестный в Европе и Америке способ обучения и самообучения грамоте. Корф показал педагогическое значение пособия и преимущество способа обучения и самообучения по ней. Отмечалось также, что книга лучше всех других известных конференции азбук возбуждает самодеятельность учащихся и может оказать неоценимые услуги школе.

В итоге, как писали «Санкт-Петербургские ведомости» в передовице (6.06.1873) «Наглядная азбука» получила почетный отзыв выставки. Это был, по всей вероятности, первый случай международного признания достижений российской методической мысли, и это признание, пусть и косвенно, связано с Вятской губернией. «Наглядная азбука» дополнялась «Самоучителем», а также «Объяснением к «Наглядной азбуке». Созданием такого исчерпывающего учебно-методического комплекса Павленков поставил себя в ряд видных методистов своего времени [10, с. 128]. Однако нашлись и такие «внимательные» читатели, что усмотрели в «Азбуке» «сугубую зловредность», несмотря на то, что она прошла через две цензуры, - общую и министерства просвещения. В ней, по их мнению, под невинной оболочкой таились пропаганда неуважения к религии и священным для народа предметам, а следовательно, имела место попытка подрыва основ государства. Первыми застрельщиками, выступившими в поход против «Наглядной Азбуки», стали некоторые сельские батюшки. Таким образом, судьба самого известного методического произведения Павленкова - «Наглядной азбуки» - оказалась нелегкой. Книга вновь была затребована в особый отдел ученого комитета министерства, созданный в 1869 г. в связи с проникновением в педагогическую литературу антиправительственных взглядов и выполнявший функцию цензуры. Член этого отдела Кочетов отмечал в своей рецензии, что постановка рядом,

«якобы согласно методическим требованиям», иллюстраций церковного аналоя и стойла, петуха и монаха, короны, коровы и кокошника означает поругание священных предметов, компрометирует служителей культа и монарха и возбуждает у учащихся неуважение к ним. Особую ярость властей вызвало размещение друг за другом рисунков виселицы, цепи, офицера и царя, «необходимых для изучения буквы Ц». Иллюстрировал книгу вятский художник В. И. Порфирьев [9, с. 32].

Вятский губернатор В. И. Чарыков, пожелавший ознакомиться с азбукой, обнаружил в ней рисунки, где изображен император в порфире и короне, а впереди его солдат, убегающий с поля боя и приговаривающий при этом: «Как приятно умирать за царя и отечество». «Я вполне с тобой согласен», - говорит другой солдат, обгоняя первого. В итоге губернатор пришел к выводу, что азбуку следует изъять из библиотек, так как она, среди прочего, прививает взгляды Дарвина о происхождении человека и является «вреднее сочинений Лассаля» [10, с. 129]. Особый отдел ученого комитета министерства народного просвещения увидел в азбуке и завуалированную пропаганду дарвинизма, что особенно преследовалось в те годы. В частности отмечалось, что «сопоставление на странице 25 скелетов человека и обезьяны неудобно в том отношении, что может подать повод неблагонамеренному учителю развивать детям теорию, распространение которой в народных школах не может быть допущено» [9, с. 78].

Павленков не рискнул поставить свою фамилию на обложке, поскольку в ней содержались весьма странные «методические находки». Так, например, букву Ц автор презентовал детям отнюдь не в связи с, например, безобидным и вполне естественным в таком контексте «цыпленком», а с «виселиЦей». Именно это слово были вынуждены читать первоклассники. И такого рода «примеры» и «диалоги» были в пособии не редкостью1.

Павленков был вынужден пойти на хитрость. Сделав незначительные изменения в расположении рисунков и заменив прежнее заглавие другим («Чтение и письмо по картинкам»), он разослал по экземпляру исправленного оригинала в цензурные комитеты Казани, Москвы, Киева и Риги, получил в них соответствующее разрешение на из-

1 Павленков Ф. Ф. Объяснение к «Наглядной азбуке» (Ключ к чтению и письму по картинкам). СПб., 1887. 37 с.

дание, и без каких-либо затруднений в начале 1876 г. выпустил 30 тысяч экземпляров нового издания фактически все той же «Наглядной Азбуки», но под другим заглавием и под другой фамилией. В предисловии, с целью введения цензуры в заблуждение, он даже «критикует» ранее изданное павленковское издание. В итоге книга вышла с фамилией вятского учителя и священника Н. Н. Блинова на обложке, что неблагоприятно сказалось на его положении: его - отца одиннадцати детей! -отстранили от учительской работы и выслали за пределы Вятской губернии. Хотя, казалось бы, куда уж дальше Вятки и ссылать, ведь Вятская губерния сама была местом ссылки!

По замыслу Павленкова его пособия могли быть особенно эффективны при организации передвижных школ. Проведенная при поддержке ряда прогрессивно настроенных вятских земских деятелей опытно-экспериментальная работа в этом направлении дала отличные результаты, - было открыто более восьмидесяти школ подобного типа и это не на шутку встревожило чиновников из министерства народного просвещения. Таким образом, учебные пособия Павленкова, написанные им в период вятской ссылки, имели большой успех среди учительства. Доказательством этого служит тот факт, что в 1909 г., уже после смерти автора, «Наглядная азбука» вышла 22-м изданием (всего вышли 23 издания). Помимо нее Павлен-ков составил и издал в 1876 г. «Азбуку-копейку», действительно стоившую одну копейку. В 1893 году вышло ее одиннадцатое издание.

Обсуждение. Анализ просветительской деятельности Ф. Ф. Павленкова дает основание для утверждения о том, что известный российский издатель и педагог в значительной степени, вслед за другими вятскими ссыльными А. И. Герценом и П. В. Алабиным, способствовал распространению просвещения в Вятском крае. Он так же, как и его предшественники, считал открытие школ и библиотек важнейшим средством утверждения грамотности, и поэтому все свое наследство, состоявшее из 50 тысяч книг стоимостью 800 тысяч рублей, завещал отдать на открытие по всей России 2000 сельских библиотек. В Вятской губернии к 1911 г. в 11-ти уездах были открыты 194 библиотеки его имени. Павленков издавал методические пособия для школ. Однако в отличие от изданий Алабина, представлявших собой, в основном, сборники известных произведений русской классики [8, с. 97], его методические работы

были авторскими, и создавались специально в качестве учебных и методических пособий с соблюдением необходимых дидактических требований.

В силу своего социального положения в период вятской ссылки Павленков, разумеется, не мог принимать непосредственного участия в открытии школ и библиотек, как это делал, например, тот же Алабин, занимавший официальную должность. Заслуга Павленкова состояла в том, что написанные и изданные им в Вятке книги просветительского и учебно-методического содержания именно здесь были особенно хорошо известны учительству и активно использовались в учебных заведениях. Не приходится говорить и о личном влиянии Павленкова на вятских учителей, поскольку тесных контактов с достаточно широким кругом местных педагогов, как, например, у Герцена, у находившегося под гласным надзором полиции издателя быть не могло. Общение Павленкова с местной интеллигенцией ограничивалось, в основном, достаточно узким кругом членов его кружка.

По возвращении в Санкт-Петербург из Вятки в 1877 г. Павленков направил свою методическую и издательскую деятельность прежде всего на обеспечение народных школ качественными учебными пособиями. Составленные и неоднократно переиздававшиеся им «Наглядная азбука», «Наглядно-звуковые прописи», «Книга для чтения в школе и дома», «300 письменных работ», «Задачи для упражнения в письме в начальной школе», «Первоначальное правописание», «Руководство для воскресных школ», изданные им книги К. Д. Ушинского, Н. Ф. Бунакова, Н. А. Корфа, И. И. Паульсона и других авторов снискали Пав-ленкову глубокое уважение со стороны педагогической общественности. При этом он неизменно стремился давать наилучшее оформление издававшейся литературе, что имело немаловажное воспитательное значение, побуждало детей беречь ее.

Свою издательскую деятельность Павленков всегда строил в соответствии со своими демократическими убеждениями. Им были выпущены труды В. Г. Белинского в 4-х томах, работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Им была придумана и начала издаваться «Жизнь замечательных людей» - серия очерков-биографий. Всего им было издано около 200 биографий. Издание этой серии было продолжено в советские годы по инициативе А. М. Горького.

Заключение. Свой капитал Ф. Ф. Павленков завещал на устройство бесплатных библиотек и читален в деревнях. В 1901-1911 годах на завещанные им средства в 53 губерниях были открыты две тысячи бесплатных библиотек-читален. Больше всего (более двухсот) «павленковских библиотек» было открыто именно в Вятской губернии. По данным вятского исследователя Елены Кожиновой, только в Яранском уезде в 1907 г. появилось 15 народных библиотек: Большерудкинская, Верхоижская, Петропавловская, Вятская, Борковская, Зыковская, Знаменская, Кугушерская, Люмпанурская, Макарьевская, Михайловская, Ныровская, Троицкомокинская, Соломинская, Энер-Мучакшская. Большинство из них нашли приют под крышами народных училищ, размещаясь в учительской или классной комнате. В эти библиотеки тянулись жители соседних селений. Душеприказчик Павленкова В. Я. Яковенко, взявший на себя заботу по устройству библиотек, следил за их состоянием, вел переписку с уездными земствами, рассылал каталоги и книги, изучал спрос читателей на литературу. При Яковенко павленковские библиотеки пополнялись произведениями прогрессивных писателей, иллюстрированными популярными брошюрами по географии и естествознанию, книгами по исторической тематике, изданиями по вопросам возделывания льна и других культур, обработке и удобрению почвы. В небольшом количестве сюда поступала литература по здравоохранению, педагогическим и другим вопросам.

В советский период эти библиотеки перестали финансироваться и пополняться литературой, а потому вскоре прекратили существование; частично они были преобразованы в избы-читальни. По данным Е. Кожиновой, в Яранском районе работают 4 библиотеки, открытые еще в начале XX в. на средства просветителя: Кугушерская, Никулятская, Шкаланская и Никольская. Сотрудники Яранской библиотечной системы ведут поисковую работу, связанную с личностью Павленкова: собирают фотоматериалы, копии документов, устанавливают связи с местными краеведами. В библиотеках оформлены «Павлен-ковские» уголки и стенды.

В середине 1990-х гг. началось движение по возращению имени Павленкова тем библиотекам, что были в свое время открыты на средства из фонда его имени. Решением Яранской районной Думы от 22.09.1999 г. Кугушерской сельской

библиотеке было присвоено имя Павленкова. В 1990-е годы образовалась общественная организация «Содружество Павленковских библиотек», объединяющая библиотеки. В 2009 году в ее состав входило 317 сельских библиотек. В память о просветителе в Кировской областной научной библиотеке им. А. И. Герцена проводятся научно-практические конференции - «Павленковские чте-

Литература

ния», по итогам работы которых выпускаются сборники научных статей [17]. В результате проведенной работы заявленная цель исследования была достигнута, и предлагаемый материал, как нам представляется, с достаточной полнотой позволяет представить личность Ф. Ф. Павленко-ва и его вклад в развитие просвещения на вятской земле.

1. Блюм А. В. Ф. Ф. Павленков в Вятке. Киров, 1976. 88 с.

2. Вятская незабудка: Вып. 2: сб. статей. СПб., 1877. 370 с.

3. Добровольский Л. М. Закрытая книга в России. 1825-1904. М., 1962. 260 с.

4. Изергина Н. П. Литературная жизнь Вятки. Киров, 1990. 208 с.

5. Помелов В. Б. Вклад П. В. Алабина в развитие дела просвещения и культуры в Вятской губернии / Вестник Самарского государственного технического университета. 2016, № 2 (30). С. 89-101. URL: http://www.vestnik-pp.samgtu.ru/ uploads/series/1/48/609/2016-2-30-0011 .pdf (дата обращения: 2.07.2018).

6. Помелов В. Б. Вклад Ф. Ф. Павленкова в развитие просвещения в Вятской губернии / Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 6. С. 124-132. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pavlenkova-v-razvitie-prosvescheniya-v-vyatskoy-gubernii (дата обращения: 2.07.2018).

7. Помелов В. Б. Вятский педагог-методист Н. Н. Блинов. К 175-летию со дня рождения / Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 10. С. 172-184. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyatskiy-pedagog-metodist-n-n-blinov-k-175-letiyu-so-dnya-rozhdeniya (дата обращения: 2.07.2018).

8. Помелов В. Б. Просветители Вятского края: российские деятели культуры и местные ученые-педагоги. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. 152 с.

9. Помелов В. Б. Просветитель и методист начальной школы Ф. Ф. Павленков // Начальная школа. 2014. № 10. С. 4-11. URL: n-shkola.ru>storage/archive...1264458468 (дата обращения: 2.07.2018).

10. Рассудовская Н. М. Издатель Ф. Ф. Павленков. М., 1960. 108 с.

11. Семенов Д. Д. Опыт педагогической критики русской элементарно-учебной литературы (1887-1888) // Избр. пед. соч. М., 1953. С. 178-182.

References

1. Blyum A. V. F. F. Pavlenkov v Vyatke [F. F. Pavlenkov in Vyatka]. Kirov, 1976, 88 p. (In Russ.).

2. Vyatskaya nezabudka [The Vyatka Forget-me-not]. Vyp. 2: sb. statey, Saint Petersburg, 1877, 370 p. (In Russ.).

3. Dobrovolskiy L. M. Zakrytaya kniga v Rossii [The closed book in Russia. 1825-1904], Moscow, 1962, 260 p. (In Russ.).

4. Izergina N. P. Literaturnaya zhizn Vyatki [The literary life of Vyatka]. Kirov, 1990, 208 p. (In Russ.).

5. Pomelov V. B. Vklad P. V. Alabina v razvitiye dela prosveshcheniya i kultury v Vyatskoy gubernii [The contribution of P. V. Alabin into the development of education in the Vyatka province]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = The herald of the Samara State Technical University, 2016, no. 2 (30), pp. 89-101. Available at: http://www.vestnik-pp.samgtu.ru/ uploads/series/1/48/609/2016-2-30-0011 .pdf (accessed 2.07.2018). (In Russ.).

6. Pomelov V. B. Vklad F. F. Pavlenkova v razvitiye prosveshcheniya v Vyatskoy gubernii [The contribution of F. F. Pavlenkov and the development of education in the Vyatka province]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta = The herald of the Vyatka State University, 2015, no. 6, pp. 124-132. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pavlenkova-v-razvitie-prosvescheniya-v-vyatskoy-gubernii (accessed 2.07.2018). (In Russ.).

7. Pomelov V. B. Vyatskiy pedagog-metodist N. N. Blinov. K 175-letiyu so dnya rozhdeniya [The teacher-methodist from Vyatka Y. Y. Blinov. To the 175-th anniversary]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta = The herald of the Vyatka State University of Humanities, 2014, no. 10, pp. 172-184. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vyatskiy-pedagog-metodist-n-n-blinov-k-175-letiyu-so-dnya-rozhdeniya (accessed 2.07.2018). (In Russ.).

8. Pomelov V. B. Prosvetiteli Vyatskogo kraya: rossiyskiye deyateli kultury i mestnyye uchenyye-pedagogi [The enlighteners of the Vyatka province: the Russian representatives of culture and the provincial scientists of Pedagogics]. Kirov. Izd-vo VyatGGU, 2007, 152 p. (In Russ.).

9. Pomelov V. B. Prosvetitel i metodist nachal'noy shkoly F. F. Pavlenkov [The enlightener and Methodist of the primary school F. F. Pavlenkov/ Nachalnaya shkola = The primary school, 2014, no. 10, pp. 4-11. Available at: https://n-shkola.ru>storage/ archive.. .1264458468 (accessed 2.07.2018). (In Russ.).

10. Rassudovskaya N. M. Izdatel F. F. Pavlenkov [The publisher F. F. Pavlenkov]. Moscow, 1960, 108 p. (In Russ.).

11. Semenov D. D. Opyt pedagogicheskoy kritiki russkoy elementarno-uchebnoy literatury (1887-1888) [The experience of pedagogical critics of primary school literature]. Izbr. ped. soch. = Selected pedagogical works, Moscow, 1953, pp. 178-182. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 20.05.2018 г.

Submitted 20.05.2018.

Для цитирования: Помелов В. Б. Ф. Ф. Павленков и развитие просвещения на Вятской земле // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2018. Т. 4. № 2. С. 44-51. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-2-44-51

Citation for an article: Pomelov V. B. F. F. Pavlenkov and development of education in Vyatka Lands.

Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2018, vol. 4, no. 2, pp. 44-51. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-2-44-51

Помелов Владимир Борисович, доктор педагогических наук, профессор, Вятский государственный университет, г. Киров, ORCID 0000-0002-3813-7745,

vladmirpomelov@mail т

Vladimir B. Pomelov, Dr. Sci. (Pedagogy), professor, Vyatka State University, Kirov, ORCID 0000-0002-3813-7745,

vladimirpomelov@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.