УДК 37(09)(470.342)
ВКЛАД П.В. АЛАБИНА В РАЗВИТИЕ ДЕЛА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ В ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ
В.Б. Помелов1
Вятский государственный университет 610000, г. Киров, ул. Московская, 36 E-mail: [email protected]
Приводятся биографические данные и раскрываются основные этапы жизненного пути выдающегося российского деятеля XIX в. Петра Владимировича Алабина (1824-1896), который ярко проявил себя как воин, писатель-мемуарист, издатель, государственный служащий, археолог, создатель музеев и библиотек. Главное внимание уделено раскрытию вклада П.В. Алабина в дело развития просвещения и культуры в Вятской губернии, где он провел 9 лет (1857-1866 гг.). В эти годы им были предприняты усилия по кардинальному улучшению работы губернской публичной библиотеки, открытой еще А.И. Герценом в 1837 г., и по преобразованию имевшегося в г. Вятке склада старинных вещей в полноценный краеведческий музей, который в 2016 г. отметил 150-летие. П.В. Алабиным были организованы впервые в Вятской губернии археологические изыскания, давшие богатый научный материал. Много усилий приложил он к открытию новых школ и улучшению оснащения оборудованием уже имевшихся учебных заведений.
Ключевые слова: П. В. Алабин, Вятская губерния, г. Вятка, Вятская губернская публичная библиотека, Вятский краеведческий музей.
Устанавливающаяся в настоящее время в российской обществоведческой мысли идеология философского, гносеологического плюрализма значительно обострила десятилетиями казавшуюся «окончательно» изученной и всесторонне научно обоснованной в теории и на практике проблему воспитания на примере жизни и деятельности выдающихся личностей. В последнюю четверть века этот один из ведущих воспитательных методов - метод примера - внезапно и в весьма значительной степени «обезлюдел». Педагоги-практики пребывают в недоумении: что следует считать нравственным идеалом? На чьем примере необходимо воспитывать детей? От того, будут ли найдены правильные ответы на эти вопросы, зависит многое в решении задач воспитания, поскольку метод примера действительно важен и исторически это едва ли не первый метод, известный пе-
1 Владимир Борисович Помелов, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики.
дагогике; в известной степени именно на нем всегда выстраивалась система обучения и воспитания в любом обществе.
В каждом регионе нашей необъятной страны есть свои уроженцы, которыми гордятся местные жители. Не является исключением в этом отношении и Вятский край (ныне Кировская область), малая родина таких выдающихся деятелей политики, науки и культуры, как В.М. Молотов, А.И. Рыков, С.М. Киров, К.Э. Циолковский, А.Н. Бакулев, В.М. Бехтерев, П.И. Чайковский, А.С. Грин, Н.А. Дурова, В.М. и А.М. Васнецовы, И.И. Шишкин, Ф.И. Шаляпин, Б.П. Чирков, А.А. Калягин, космонавт № 100 В.П. Савиных, военачальники маршалы И.С. Конев, Л.А. Говоров, К.А. Вершинин, С.Л. Соколов и многие другие. Воспитание подрастающего поколения на примере их жизни, несомненно, может стать важной составной частью образовательного процесса.
Однако для того, чтобы высказанное нами пожелание воплотилось в практику в школах и вузах, необходимо как минимум познакомить современную молодежь с лучшими представителями российского общества и тем самым в определенной степени поспособствовать пробуждению у молодых людей интереса к историческому прошлому страны, стимулировать развитие патриотических чувств. Следовательно, для проведения воспитательной или учебной работы преподаватель должен иметь возможность найти соответствующий материал в том или ином печатном или электронном издании. Информация о достижениях выдающихся земляков, проявивших себя в различных сферах жизни общества, изложенная в разного рода местных изданиях, может и должна служить фактологическим материалом при проведении педагогами-практиками воспитательных мероприятий, активно применяться в образовательной работе со школьниками и студентами.
В той или иной степени эта задача в настоящее время решается. С этой целью в различных регионах страны издаются методические пособия, краеведческие сборники и тому подобный материал, с успехом использующийся местными педагогами. В частности, в г. Кирове ежегодно издаются альманахи («Вятский исторический вестник», «Герценка. Вятские записки»), проводятся Герценовские, Петряевские, Салтыков-Щедринские, Спицынские, Пав-ленковские чтения и конференции («Вятская земля в прошлом и настоящем» и др.), сопровождающиеся выпуском сборников материалов краеведческой направленности. Естественно, центральное место в этих изданиях занимают статьи, повествующие о замечательных земляках, на примере которых воспитывается молодежь. Этот материал активно используется учителями истории школ и преподавателями гуманитарных дисциплин вузов и ссузов. Таким образом, публикация такого рода материалов расширяет образовательные возможности педагогов.
В нашей статье ставится задача познакомить научно-педагогическую общественность с личностью выдающегося российского просветителя П.В. Алабина, причем именно с тем периодом его жизни, который до настоящего времени не становился предметом изучения исследователей, чтобы изложенные в статье фактологические данные могли использоваться в дальнейшем учеными и педагогами-практиками г. Самары в их работе.
Значительный вклад в дело развития просвещения и культуры в Вятской губернии внес известный российский общественный деятель Петр Владимирович Алабин (1824-1896). Он родился 29 августа (10 сентября) 1824 г. в г. Подольске Московской губернии, в семье обедневшего рязанского дворянина и француженки, дочери эмигранта по фамилии Мартен. Учился П.В. Алабин в Белостокской гимназии, затем в Санкт-Петербургском коммерческом училище. В 1840 г. император Николай I соизволил посетить училище. Учащийся Петр Алабин обратился к нему с просьбой о зачислении на военную службу по окончании училища. Царь был приятно удивлен таким проявлением патриотических чувств.
В 1843 г. Алабин получил назначение в Тульский егерский полк; служил в нем унтер-офицером, затем дослужился до чина юнкера. Участвовал в Венгерском походе 1848 г., в Дунайской кампании 1853-1854 гг. в качестве адъютанта командира XI пехотной дивизии, в Крымской войне 1854-1855 гг.
П.В. Алабин вошел в историю России как героическая личность. Активный участник Крымской войны, он содействовал освобождению болгарского народа от османского ига (1877-1878), возглавил в Самаре сбор средств и необходимых вещей для повстанцев, а затем лично доставил их в Болгарию. В этот период он исполнял обязанности уполномоченного представителя общества Красного Креста в Румынии и «главного агента» Московского и Санкт-Петербургского отделений Славянского общества при главнокомандующем российской армией.
В декабре 1877 г. Алабин был назначен первым гражданским губернатором Софии. В 1866-1877 гг. в Самаре Алабин заведовал палатой государственных имуществ, а после возвращения из Болгарии в 1885 г. был избран городским головой Самары и председателем губернской земской управы. Здесь его просветительская деятельность была направлена на открытие первых в этом крае «музе-ума» и библиотеки. Ранее он внес важный вклад в культурное развитие и болгарской столицы. Став губернатором Софии, он открыл Болгарскую публичную библиотеку. Для пополнения ее фондов он хлопотал перед Санкт-Петербургским Славянским обществом о высылке книг библиотеке. Были получены 537 томов, которые Алабин расценил как «многоценный дар» [1].
Конец жизни этого замечательного человека был омрачен во многом несправедливым обвинением в его адрес в связи с закупкой некачественной муки,
которую поставляли голодающим Поволжья в 1991 г. купец Шихобалов и печально известная в России фирма Дрейфуса. Ввиду огромной популярности П.В. Алабина в Самаре, где велика была возможность оправдательного приговора, суд был намеренно перенесен в Нижний Новгород. В.Г. Короленко расценил действия судей, пытавшихся свалить на Алабина всю вину, как «сплошной скандал, компрометирующий верховную власть», отмечала газета «Вятский край» 20 июня 1895 г. (статья без подписи). Несмотря на оправдательное решение суда оберпрокурор Сената, знаменитый юрист А.Ф. Кони опротестовал его, обвинив власть в своем кассационном заключении по делу Алабина «в бездействии» [2, с. 763]. От полученного нравственного потрясения, совпавшего по времени со смертью двух взрослых детей - сына Ивана (1857-1894) и дочери Ольги (1864-1894), П.В. Алабин скончался 10 (22) мая 1896 г. в Самаре, не дожив до очередного заседания суда... [3, с. 29].
П.В. Алабин начал свою деятельность в Вятке в 1857 г. В течение первых трех лет он занимал должность помощника управляющего Вятской удельной конторой, а затем стал управляющим губернским удельным ведомством.
Известно, что полноценная педагогическая работа учебных заведений и педагогов-практиков не бывает столь продуктивной, если она не находит поддержки у прогрессивных общественных деятелей, таких как П.В. Алабин, которые в силу занимаемого ими служебного положения, а также руководствуясь своими передовыми взглядами самым активным образом участвуют в развитии системы просвещения в регионах, стремятся создавать максимально благоприятные условия для работы учреждений культуры и образования. Значимость их вклада в дело развития просвещения определяется прежде всего масштабом конкретной личности, которая своей активной, прогрессивной деятельностью способствуют решению задач достижения необходимого на данном этапе развития общества уровня образования и характера воспитания, внедрению передовых образовательных технологий.
Приезд П.В. Алабина в Вятскую губернию как раз и совпал по времени с началом периода осуществления общественных реформ, в том числе в области просвещения. Человек кипучей энергии, П.В. Алабин активно включился в их проведение в жизнь. Именно во многом его усилиями в Вятке по примеру Санкт-Петербурга в числе первых городов в России в 1858 г. было открыто женское училище 1-го разряда «для приходящих девиц», ставшее вскоре после преобразования его в гимназию в 1859 г. и открытия в ней педагогического класса основным поставщиком достаточно квалифицированных педагогических кадров для начальных школ губернии. Он был одновременно членом девяти губернских комиссий и комитетов, в том числе попечительных - о тюрьмах, о публичной библиотеке, о женской гимназии и др. [4, с. 18].
Значителен вклад П.В. Алабина в развитие школьной сети в уездах Вятской губернии. Особенно много делал он для крестьянских школ грамоты удельного ведомства. Преобразованные в дальнейшем в земские, эти школы в материальном и кадровом обеспечении выделялись на фоне школ других ведомств в положительную сторону. Так, в слободе Кукарке, являвшейся центром удельных имений губернии, 5 февраля 1861 г. Алабин открыл воскресную школу для крестьян. Он поддерживал Кукарское мужское начальное училище и открыл в 1859 г. в этой слободе женское начальное училище, одно из первых в губернии. По его инициативе в Кукарке проводились литературные вечера и народные чтения, которые организовывались местным просветителем Николаем Ивановичем Золотницким, сосланным из Вятки в 1863 г. после напечатания в «Вятских губернских ведомостях» речи А.И. Герцена на открытии Вятской публичной библиотеки [5, с. 27].
Вторым важнейшим направлением общественно-педагогической деятельности Алабина было попечительство о библиотеках, и прежде всего о Вятской губернской публичной библиотеке, влачившей в начале 1860-х гг. жалкое существование. После отъезда из Вятки Герцена библиотека в течение почти четверти века, вплоть до приезда в Вятку Алабина, не имела деятельного покровителя, способного придать новый импульс ее работе. Губернские власти не проявляли заботы о ней, полагая, что просвещение народа приносит лишь хлопоты и расходы. Аналогичным образом обстояло дело в России в целом. В 1855 г. из 39 губернских и уездных публичных библиотек, открытых в России в первой половине XIX в., фактически работали всего 12 [6, с. 85].
Избранный в 1861 г. управляющим делами библиотеки П.В. Алабин поставил перед попечительным советом публичной библиотеки задачу ее переустройства. Ему удалось убедить губернатора и «сонную» вятскую общественность в необходимости изменения отношения к этому важнейшему источнику культуры и просвещения. Был объявлен сбор пожертвований, организовывались лотереи с розыгрышем «дублетных» экземпляров книг, литературные вечера и викторины [7, с. 133]. Алабин привлек к этой работе деятельных помощников: Н.И. Золотницкого, земского деятеля Л.П. Матвеева, учителя Я.Г. Рождественского, чиновников В. А. Короваева и М.С. Мусерско-го. Он лично ездил в Санкт-Петербург для покупки большой партии книг. В течение 1861-1862 гг. книжный фонд библиотеки увеличился с 3019 до 3566 томов [8, с. 197].
В 1863 г. вышел первый «печатный» каталог библиотеки. Штатным библиотекарем был назначен бывший смотритель Сарапульского уездного училища П. П. Кошкарев. Введена должность помощника библиотекаря, которую занял Н. П. Бехтерев, в будущем известный историк Вятского края. Было
установлено расписание работы библиотеки, которая стала открываться ежедневно. В «Вятских губернских ведомостях» («ВГВ») стала публиковаться «Летопись публичной библиотеки». В 1864 г. на собранные Алабиным средства для библиотеки было приобретено у купца А.Ф. Машковцева каменное двухэтажное здание, самое большое по площади и одно из красивейших в Вятке, в котором она размещается и поныне. 20 марта 1862 г. состоялся торжественный вечер по случаю «возобновления библиотеки». В этот год в библиотеке числилось уже 743 читателя, в том числе 231 чиновник, 271 семинарист, 110 гимназистов. Ежедневно ее посещали от сорока до ста человек. Показатель годовой выдачи книг для чтения в библиотеке составил 14342. В абонементе (выдача книг на дом) были записаны двести человек.
Активную просветительскую работу Алабин проводил и в уездах Вятской губернии. При его содействии в 1861 г. была открыта Кукарская публичная библиотека с кабинетом для чтения и книжным складом для продажи книг крестьянам. В 1862 г. она получила собственное отдельное помещение в деревянном доме, выстроенном одним из видных деятелей Кукарки И.Ф. Самоделкиным. В 1870 г. эта библиотека имела книжный фонд до одной тысячи томов и работала ежедневно. Однако в период политической реакции она пришла в упадок и прекратила существование. В пользу пополнения фондов библиотек шел сбор от регулярно организовывавшихся Алабиным благотворительных музыкальных и литературных вечеров.
Кстати, в отчетах Вятской губернской публичной библиотеки приводилось немало интересного статистического материала. В частности, в середине 1860-х гг. отмечался рост читательского интереса к журналам «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово» (выписывалось пять экземпляров). Беллетристику читали в восемь раз больше, чем научную или общественно-политическую литературу. Из русских авторов в течение целого десятилетия Пушкин и Тургенев уступали в популярности М.Н. Загоскину и Р.М. Зотову [9, с. 128]. Этот факт можно при желании трактовать и как свидетельство недостаточной развитости литературного вкуса у вятчан, и как недостаточный уровень общей культуры населения, что с особой силой подчеркивало значимость открытия библиотек в губернском центре и в уездах.
Член Российского императорского географического общества П. В. Алабин вошел в историю культурной жизни Вятской губернии и как первый археолог. Под его научным руководством в крае проводились археологические раскопки. Наибольшую известность получила экспедиция 1858 г. по изучению древнего могильника у деревни Ананьинской близ г. Елабуги (ныне территория Республики Татарстан), результаты которой позволили уточнить время первоначального заселения Вятской земли, а найденные в ходе раскопок предметы составили наиболее ценную часть коллекции вятского
«музеума». Позднейшие археологические исследования подтвердили значимость раскопок, произведенных П.В. Алабиным, а сама эпоха раннего железного века в Прикамье (УП-П вв. до н. э.) получила в науке наименование «ананьинской культуры». Свои археологические исследования П.В. Алабин описал в ряде статей (ВГВ. 1865. №№ 27-30; Вестник Российского географического общества. 1860. Кн. 6).
Вслед за ананьинским могильником Алабин исследовал Пижемское городище, находившееся в пяти километрах от Кукарки [10]. Впоследствии археологами была установлена его принадлежность к ананьинской культуре. Алабиным было составлено научное описание многих памятников археологии, подготовлена первая археологическая карта Вятской губернии.
В 1860-е гг. значительное внимание российского общества было привлечено к развитию естественных наук. П.В. Алабин стремился заинтересовать этим вятских жителей. В сентябре 1862 г. он публикует в «ВГВ» заметку об «атмосферическом явлении» (полярном сиянии) в Вятке.
Алабин организовал первую в истории губернии выставку цветоводства, садоводства и огородничества, поднял вопрос о необходимости проведения фенологических наблюдений и изучения растительного и животного мира Вятской губернии. Со страниц «ВГВ» и в публичных выступлениях он неоднократно обращался к «сельским хозяевам и любителям природы» с призывом уделять всемерное внимание естественнонаучным исследованиям. В мае 1864 г. Алабин выступил на заседании Вятского статистического комитета с проектом организации «ботанических наблюдений» по всей губернии. В ответ на его призыв стали вести регулярные наблюдения за жизнью растений и присылать сообщения в губернский статистический комитет краевед из Слободского уезда Иван Герасимович Кибардин, крестьянин из Котель-ничского уезда Дмитрий Ларионович Сенников и другие любители природы.
Занятия археологическими исследованиями, интерес к изучению природы Вятского края натолкнули Алабина на мысль о создании в Вятке общедоступного музея. Он опубликовал в «ВГВ» ряд статей о необходимости организации музея, о роли музеев в подъеме культурной жизни народа и обратился к общественности Вятки с призывом о пожертвованиях средствами и экспонатами в пользу устраиваемого музея (1863. № 28), приглашал помочь сотрудникам музея в составлении орнитологической экспозиции (1864. № 26). Основу для создания первого в г. Вятке музея составили экспонаты выставки 1837 г., поступившие в дальнейшем на хранение в Вятскую палату государственных имуществ.
В 1842 г. ее управляющий Александр Дмитриевич Игнатьев объявил свое хранилище музеем и привлек ссыльного поляка Ивана Высоцкого для разбора и классификации экспонатов. Однако склад вещей, хотя и весьма ценных,
еще не был музеем. П.В. Алабин представлял музей прежде всего как учреждение образовательное и воспитательное, правильно организованное и способное соответствовать просвещению населения. Он добился передачи большей части экспонатов из упомянутого склада в фонд публичного музея.
При активном содействии П.В. Алабина было положено начало музейному делу в Вятке. 22 января 1866 г. на торжественном открытии публичного «музе-ума», размещавшегося поначалу в губернской библиотеке и ставшего с течением времени объединенным историко-архитектурным и литературным музеем, М.С. Мусерский от лица вятской общественности поблагодарил Алабина за «неустанную редкую деятельность» и прочитал посвященные ему стихи: «Дальний Вятский край - люди сонные! Грех оставить их коснеть разумом. Распахнись душа, разрешись язык, Служи Родине, умный вятский люд» [11, с. 25].
Обеспокоенный дальнейшей судьбой библиотеки и музея, Алабин 15 ноября 1865 г. подал губернатору В.Н. Струкову докладную записку, в которой обосновывал необходимость их передачи в ведение губернского статистического комитета, то есть постановки на государственный бюджет. Он полагал, что поскольку все эти учреждения (библиотека, музей и статистический комитет) подчинены одной общей цели - делу культурного прогресса, их объединение будет способствовать дальнейшему подъему культуры и просвещения в губернии. Бюрократическая переписка по этому вопросу велась в течение двух лет. Наконец, в 1867 г. пришел решительный отказ министра просвещения Д. А. Толстого, из которого явствовало, что подведение прочной базы под учреждения культуры не входило в планы правительства. Уже после своего отъезда на место жительства в г. Самару Алабин постоянно присылал книги и экспонаты в Вятку в адрес музея и библиотеки.
Значительную роль сыграл П.В. Алабин в развитии краеведения в Вятской губернии. В 1862 г. на заседании губернского статистического комитета он поднял вопрос о необходимости комплексного изучения Вятского края. Им был предложен план работы, куда входило составление подробного вопросника-программы под названием «О познании Вятского края», распространение его по уездам и городам губернии и сбор ответов, дающих сведения о различных местностях губернии. В итоге в 1860-1870-е гг. в адрес статистического комитета с мест поступало огромное количество работ, которые положили начало историческому исследованию Вятской губернии, в том числе и истории развития просвещения в ней.
Активная археологическая, изыскательская деятельность П.В. Алабина способствовала резкой активизации работы местных краеведов, историков,
оказала огромное влияние на становление таких видных вятских историков, каковыми впоследствии стали А.С. Верещагин, А.А. Спицын, П.Н. Луппов. В местной печати («ВГВ», «Календарь и Памятная книжка Вятской губернии») благодаря инициативе П.В. Алабина стали регулярно появляться материалы, посвященные истории, культуре, археологии, фольклору, биографиям исторических личностей, связанных с Вятским краем. Кроме того, Алабин активно работал в Вятском губернском статистическом комитете, участвовал в переписи населения края.
П.В. Алабин ярко проявил себя и в качестве писателя-мемуариста. В своих замечательных исторических повестях он описал Севастопольскую оборону, бои на Шипке и другие славные сражения русской армии, в которых принимал личное участие. Наиболее известная из его книг - «Походные записки в войну 1853, 1854, 1855 и 1856 годов» - выходила в Самаре, Вятке, Москве, Санкт-Петербурге. Увлекательные по форме, глубоко правдивые и точные в отображении батальных эпизодов «Походные записки... » Алабина фактологически дополняют «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого и роман «Оборона Севастополя» М.М. Филиппова. Академик Е.В. Тарле в своей двухтомной монографии «Крымская война. (М.: Л., 1950) многократно упоминает П.В. Алабина, отмечая его личную храбрость, выучку и другие воинские доблести (Т. 1, с. 283287, 458, 510, 511, 515, 523, 544, 555; Т. 2, с. 426, 446, 627, 628, 630). Положительную оценку дает Тарле и военным мемуарам Алабина (Т. 1, с. 285).
П.В. Алабиным были составлены и изданы «Сборник русских стихотворений для чтения простолюдинов» (Вятка, 1860), «Заметки относительно древностей Вятского края» (Вятка, 1865), «Краткие жизнеописания Ломоносова, Кольцова, Шевченко, Кострова, Никитина и Слепушкина» (СПб, 1862), книга «Александро-Невский собор в Вятке» (Вятка, 1864). В последнем из указанных изданий автором отображена история создания в Вятке выдающегося шедевра архитектурного зодчества, строительство которого было начато по проекту А.Л. Витберга (1787-1855) и завершено в 1864 г. Вместе с друзьями П. А. Зубовым и Н.И. Розовым П.В. Алабин готовил серию брошюр «О быте и житье для простых людей».
На проводах П.В. Алабина в Самару, состоявшихся 25 января 1866 г., отмечался его выдающийся вклад в развитие просвещения и культуры в Вятской губернии. В частности, учитель Я.Г. Рождественский особо подчеркнул значимость его широкой организаторской деятельности, которая «способствовала слиянию всех сословий» и тому, что «жалкое подобие библиотеки в Вятке его энергичными усилиями превращено в подлинно культурное учреждение» и «теперь Вятскому музею и библиотеке могут позавидовать даже большие города».
П. А. Зубов отметил, что П.В. Алабин «завоевал в Вятке благодарную память не только своих современников, но и грядущих поколений» [12].
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что многообразная деятельность П.В. Алабина, направленная на развитие просвещения и культуры в Вятской губернии, была исключительно насыщенной и плодотворной. Познавательные книги и статьи Алабина с большим вниманием и интересом читались вятчанами и, несомненно, содействовали их просвещению, пробуждению патриотических чувств. Замечательный просветитель и патриот Алабин глубоко верил в творческие силы народа, которому не хватает одного - образованности. Об этом он говорил в своей речи на открытии Вятского музея: «Разве Россия, разве наш край бедны личностями, которым недостает только средств для ознакомления с тайнами науки, с красотами искусства, чтобы, может быть, самим сделаться его светильниками?!» [13].
Просветительская, практическая деятельность П.В. Алабина в определенной степени представляла собой продолжение усилий, предпринятых в предшествующий период А.И. Герценом по развитию библиотеки, изданию периодики, устройству благотворительных литературно-музыкальных вечеров, сельскохозяйственных и кустарных выставок [14].
В то же время новая общественно-социальная обстановка служила побудительным мотивом для развертывания таких видов работы, решение которых еще не стояло в плане практического осуществления в период вятской ссылки Герцена. На долю Алабина выпало открытие женских училищ, воскресных школ для взрослых, музеев, устройство книжных складов, проведение региональных археологических и естественнонаучных исследований, составление и издание книг, служивших в качестве учебно-методических пособий [15]. Вся жизнь П.В. Алабина, в том числе ее вятский период, и была посвящена тому, чтобы приблизить просвещение и культуру к простому народу.
Петр Владимирович Алабин занимает почетное место в ряду знаменитых вятчан. При этом он не был вятчанином по рождению, но он внес такой значительный вклад в развитие вятского просвещения и культуры, что его имя внесено в ареопаг наиболее значительных людей, когда-либо живших и работавших «на Вятке». П.В. Алабин оставил свой неповторимый позитивный след в истории России, и прежде всего в таких ее регионах, как Самарская и Вятская губернии. Его жизнь и деятельность могут служить образцом для подрастающего поколения, а факты его биографии - фактологическим материалом в ходе проведения воспитательной работы с молодежью.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Йорданов В. История народной библиотеки в Софии. 1879-1929. - София, 1930. - 360 с.
2. Кони А. Ф. Судебные речи. - СПб., 1905. - 820 с.
3. Помелов В.Б. Просветители Вятского края: российские деятели культуры и местные ученые-педагоги: Монография. - Киров, 2007. - 152 с.
4. П.В. Алабин. Вятка, музей / Сост. В.С. Жаравин. - Киров, 1998. - 144 с.
5. Помелов В.Б. Просветитель чувашского народа Н.И. Золотницкий и его деятельность в Вятской губернии / Вторые Спасские чтения: Мат-лы всероссийской научно-практической конференции (Киров, 12-13 ноября 2015 г.); редкол.: С.Н. Будаш-кина, Н.И. Зорин [и др.]. - Киров, 2015. - С. 25-31.
6. Абрамов К.И. История библиотечного дела в СССР. - М., 1970. - 352 с.
7. Помелов В.Б. Вклад П.В. Алабина в развитие культуры и просвещения в Вятском крае // Сознание - мировоззрение - мышление: Сб. науч. статей. - Вып. 4. - Ред. В.Ф. Юлов, М.И. Ненашев. - Киров, 1999. - С. 131-139.
8. Помелов В.Б. Региональные особенности развития народного образования в российской провинции во второй половине XIX в. - 1917 г. На материалах Вятской губернии и сравнительном анализе проблемы в соседних с ней регионах: Монография. - Киров, 1998. - 290 с.
9. Петряев Е.Д. Записки книголюба. - Киров, 1978. - 279 с.
10. Алабин П.В. Заметки относительно древностей Вятского края // Вятские губернские ведомости. - 1865. - № 54-58.
11. Открытие Вятского публичного музея. - Вятка, 1866. - 30 с.
12. Проводы П.В. Алабина // Вятские губернские ведомости. - 1866. - № 9.
13. Пленков В.Г. Просветитель и воин / Кировская правда. - 1974. - 18 сент.
14. Помелов В.Б. История Вятского образования в XIV-XXI вв.: Монография. - Киров, 2013. - 1200 с.
15. П.В. Алабин и Вятская публичная библиотека: статьи, архивные документы, библиография / Сост. Н.П. Гурьянова. - Киров: Герценка, 2015. - 132 с.
Поступила в редакцию 12.05.16; в окончательном варианте 30.05.16
UDC 37(09)(470.342)
THE CONTRIBUTION OF P.V. ALABIN INTO THE DEVELOPMENT OF EDUCATION AND CULTURE IN THE VYATKA PROVINCE
V.B. Pomelov1
Vyatka State University
36, Moscovskaya str., Kirov, 610000
1 Vladimir B. Pomelov, Dr. Ped. Sci., Professor of Pedagogy department.
99
The biographical data and the main stages of the life of the prominent Russian statesman of the 19th century Peter Vladimirovich Alabin (1824-1896) and revealed in the article. He proved brightly in various areas: as a soldier, memoirist, writer, civil servant, publisher, archaeologist, creator of schools, museums and libraries. The focus of the article is given to disclose the contribution of P.V. Alabin into the development of education and culture in the Vyatka province, where he spent 9 years (1857-1866). During these years he had made efforts to radically improve the work of the provincial public library, which had been opened by A.I. Gercen in 1837. Alabin transformed Vyatka antiques warehouse into a full-fledged museum, which celebrated its 150th anniversary in 2016. For the first time in the history of the Vyatka province P.V. Alabin organized archaeological surveys, which have brought rich scientific material. He had made a lot of effort to the opening of new schools and their better equipping.
Keywords: P. V. Alabin, the Vyatka province (guberniya), the town of Vyatka, the Vyatka gubernian public library, the museum of local lore.
REFERENCES
1. Yordanov B. Istoriya narodnoj biblioteki v Sofii 1879-1929 [The history of the national library in Sofia. 1879-1929]. Sofia, 1930. - 360 p.
2. KoniA.F. Sudebnye rechi [Judicial speeches]. - St.-Petersburg, 1905. - 820 p.
3. Pomelov V.B. Prosvetiteli Vyatskogo kraya: rossijskie deyateli kul'tury I mestnye uchenye-pedagogi: monografiya [Educators of the Vyatka region: Russian cultural figures and local scientists-teachers: monograph]. - Kirov, 2007. - 152 p.
4. P.V. Alabin. Vyatka, muzej [Vyatka, Museum] / Compl. by V.S. Zharavin. Kirov,
1998. - 144 p.
5. Pomelov V.B. Prosvetitel' chuvashskogo naroda N.I. Zolotnitskij I ego deyatel'nost' v Vyatskoj gubernii / Vtorye Spasskie chteniya: materialy vserossijskoj nauchno-practicheskoj konferentsii (Kirov, 12-13 noyabrya 2015) [Educator of the Chuvash people N.I. Zolotnickiy and his activities in the Vyatka province / The second Spassky reading: materials of all-Russian scientific-practical conference (Kirov, November 1213, 2015)]. - Kirov, 2015. - 25-31 pp.
6. Abramov K.I. Istoriya bibliotechnogo dela v SSSR [The history of librarianship in the USSR]. - Moscow, 1970. - 352 p.
7. Pomelov V.B. Vklad P.V. Alabina v razvitie kul'tury I prosveshcheniya v Vyatskom krae [The contribution of P.V. Alabin into the development of culture and education in the province of the Vyatka area] // Soznanie - mirovozzrenie - myshlenie. Kirov,
1999. No 4. - 131-139 pp.
8. Pomelov V.B. Regional'nye osobennosti razvitiya narodnogo obrazovaniya v rossijskoj provintsii vo vtoroj polovine XIX veka - 1917 goda. Na materialah Vyatskoj gubernii i sravnitel'nom analize problem v sosednyh s ney regionah: mono-grafiya [Regional peculiarities of development of public education in the Russian
province in the second half of the 19th century - 1917. Materials of the Vyatka province and comparative analysis of the problems in neighbouring regions: monograph].
- Kirov, 1998. - 290 p.
9. Petraev E.D. Zapiski knigoluba [The notes of the book lover]. Kirov, 1978. - 279 p.
10. P. Alabin. Zametki otnositel'no drevnostej Vyatskogo kraya [Notes about Antiquities of the Vyatka region] // Vyatskie gubernskie vedomosti. 1865. No. 54-58.
11. Otkrytie Vyatskogo publichnogo muzeya [The opening of the Vyatka public museum]. Vyatka, 1866. - 30 p.
12. Provody P.V. Alabina [Farewell to P.V.Alabin] // Vyatskie gubernskie vedomosti. 1866. No. 9.
13. Plenkov V.G. Prosvetitel' i voin [The educator and warrior] / Kirovskaya Pravda. 1974. September 18.
14. Pomelov V.B. Istoriya Vyatskogo obrazovaniya v XIV-XXI vv.: monografiya [The history of education in the 14th-21st centuries in Vyatka: monograph]. -Kirov, 2013.
- 1200 p.
15. P.V. Alabin i Vyatskaya publichnaya biblioteka: stat'i, arhivnye dokumenty, biblio-grafiya. Sost. N.P. Guryanova [P.V. Alabin and the Vyatka public library: articles, archival documents, bibliography. Compl. N.P. Guryanova]. Kirov: Publishing House "Gercenka", 2015. - 132 p.
Original article submitted 12.05.16; revision submitted 30.05.16
УДК 378
К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ПРОДУКТИВНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ
А.А. Рыбкина1
Самарский филиал Московского городского педагогического университета 443086,г. Самара, ул. Стара-Загора, 76 E-mail: [email protected]
Рассматривается проблема обучения письменной речи на иностранном языке студентов неязыковых специальностей. Отечественные педагоги и методисты по-разному понимают цели и задачи обучения письменной речи на иностранном языке, выдвигая различные требования к конечному результату. В статье предлагается анализ теоретических воззрений на проблему обучения письменной речи студентов. В процессе формирования навыков письменной речи автор предлагает ориентироваться не только на продукт письма -
1 Алла Анатольевна Рыбкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии и современных технологий обучения иностранным языкам.