Научная статья на тему 'Преподавание истории и культуры народов Вятского края в общеобразовательной школе'

Преподавание истории и культуры народов Вятского края в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ ВЯТСКОГО КРАЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / МНОГОУРОВНЕВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИСТОРИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерёмина Татьяна Юрьевна

В статье проанализированы варианты преподавания истории и культуры народов Вятского края в общеобразовательной школе в рамках изучения учебного предмета «История России» и (или) предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Автор приводит примеры современных региональных изданий, характеризующих историю и культуру народов нашей области. Констатируется необходимость изучения региональной истории по единым методологическим подходам и нормативно-обоснованным вариантам преподавания курса региональной истории в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерёмина Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподавание истории и культуры народов Вятского края в общеобразовательной школе»

УДК 373.1

Т.Ю. Ерёмина

ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ВЯТСКОГО КРАЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье проанализированы варианты преподавания истории и культуры народов Вятского края в общеобразовательной школе в рамках изучения учебного предмета «История России» и (или) предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Автор приводит примеры современных региональных изданий, характеризующих историю и культуру народов нашей области. Констатируется необходимость изучения региональной истории по единым методологическим подходам и нормативно-обоснованным вариантам преподавания курса региональной истории в школе.

Ключевые слова: история и культура народов Вятского края, региональная история, многоуровневое представление истории, Федеральный государственный образовательный стандарт.

В образовательных организациях общего образования история и культура народов Вятского края может изучаться в двух вариантах. Первый предполагает преподавание данных вопросов в рамках учебного предмета «История России»: в курсе общефедеральной истории; как самостоятельный курс региональной истории; в рамках внеурочной деятельности [7]. Второй - в контексте изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - ОДНКНР) основной школы: как самостоятельный учебный предмет (курс); через включение соответствующих тем в рабочие программы других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей); через внеурочную деятельность в контексте реализации Программы воспитания и социализации обучающихся [8].

Рассмотрим указанные модели преподавания истории и культуры народов Вятского края. Первоначально проанализируем, в каких нормативных документах обозначены методологические

подходы к преподаванию региональной истории в общеобразовательной школе.

В Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории отмечено, что у школьников необходимо формировать многоуровневое представление истории, когда «курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села)» [5, с. 7]. В резолюции секции «История регионов Российской Федерации: проблемы преподавания, преимущества и перспективы» Третьего Всероссийского съезда учителей истории и обществознания (состоялся в апреле 2016 г.) говорится о том, что необходимо «преподавать историю России как крупнейшей многонациональной, поликультурной и поликонфессиональной страны, делая акцент на положительном опыте взаимодействия культур и религий, созидательном характере политических, экономических, социальных

Ерёмина Татьяна Юрьевна - старший преподаватель кафедры предметных областей КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» (Киров), soci-um@kirovipk.ru

и культурных связей между народами Российского государства» [11].

Констатируем, что роль региональной истории должна увеличиваться. Вместе с тем, по мнению И.А. Мишиной, М.Г. Цыреновой, в преподавании истории регионов накопилось множество проблем. Обозначим некоторые из них:

- доминирование в программах и учебниках политической истории в ущерб социокультурной;

- главный смысл изучения региональной истории - в подтверждении общих закономерностей развития общества;

- специфика регионов по этноконфессиональ-ному признаку нередко рассматривалась как фактор отсталости народов;

- преобладание краеведческой парадигмы в преподавании региональной истории, когда предпочтение отдается изучению исторических событий, процессов, произошедших на определенной территории, имеющей административно-территориальные границы, в конкретный период времени и др. [6, с. 7-8].

В связи с этим, должно измениться содержание региональной истории. Регион понимается теперь как поликультурный феномен, в котором живут и активно взаимодействуют представители разных культурных общностей - культурно-исторических, цивилизационных, этнонациональных, этнографических, локально-территориальных, религиозных, этнолингвистических и др. Поэтому акцент необходимо сделать на истории народов России, взаимодействии их культур в одном историческом пространстве («по горизонтали») и во времени («по вертикали»).

Более подробно остановимся на проблемах изучения истории и культуры народов Вятского края (региональной истории) в контексте перехода на ФГОС основного общего образования (далее - ФГОС, Стандарт). Напомним, что в настоящее время в общеобразовательных организациях Российской Федерации действуют два Государственных стандарта: в 1-7-х классах - ФГОС начального общего и основного общего образования, в 8-11-х классах - Государственный образовательный стандарт 2004 г.

ГОС 2004 г. имеет трехкомпонентную структуру: федеральный, национально-региональный (региональный) и компонент образовательной организации. Общий объем учебной программы распределяется по указанным компонентам в

процентном соотношении как: 70% - 20% - 10%. В настоящее время в Кировской области региональная история изучается по данному Стандарту в рамках регионального компонента и (или) компонента образовательной организации Базисного учебного плана.

Региональный компонент содержания общего образования включает несколько учебных предметов (курсов), в т.ч. краеведческой направленности (1 час в неделю в 8-9-х классах). Указанные часы используются для изучения интегрированного учебного курса «Краеведение» или для преподавания краеведческих курсов (модулей) соответствующих учебных предметов федерального компонента БУП (литературное, историческое, географическое краеведение) [1, с. 47].

ФГОС и Примерная основная образовательная программа основного общего образования не дают однозначного ответа на вопрос, как должна преподаваться региональная история. Необходимо найти ответы на следующие вопросы: как соотносятся между собой курсы общефедеральной, и региональной истории; в каком объеме они должны преподаваться; каковы дидактические единицы содержания и пр. Тем не менее, ФГОС предусматривает возможность включения учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в т.ч. этнокультурные, в учебный план основной образовательной программы (далее - ООП). Считаем, что в связи с этим, возможны три варианта реализации курса региональной истории.

Первый вариант заключается в преподавании самостоятельного учебного курса, отраженного в части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений (при наличии региональных учебных пособий, изданных организациями, входящими в соответствующий Перечень) [10]. Автор статьи привел варианты применения современных региональных изданий по истории и культуре народов России в основной школе в предметных областях «Общественно-научные предметы» [3] и ОДНКНР [2].

Несомненно, одним из первых ученых, исследовавших историю и культуру народов Вятского края, был Д.К. Зеленин. Н.И. Толстой отмечает, что Д.К. Зеленин «.. .рано переходит к диалектологии, сначала вятской, а затем и общевеликорусской, к этимологии и социальной лингвистике, затем и этнографии во всех ее разделах: к изучению

русской духовной и материальной культуры, верований и обрядов восточных славян и сибирских народов» [4, с. 9].

Современные монографии и учебные пособия, затрагивающие вопросы истории и культуры народов нашей области условно можно разделить на два вида. Одни раскрывают данную проблематику комплексно (историко-культурное развитие региона в этнографическом плане), другие анализируют отдельные стороны истории и культуры народов, населяющих Кировскую область (история отдельных наций и народностей, национальных диаспор).

На территории Кировской области последние несколько лет успешно работает научно-исследовательская лаборатория «Этнокультурные процессы в Камско-Вятском регионе» (ВятГГУ и УИИЯЛ УрО РАН). Плодом их совместной деятельности стала целая плеяда книг об этнографии нашего края, объединенная в серию «Этнокультурное наследие Вятского региона».

Одним из первых изданий по данному направлению исследований стала книга «История и культура Вятского края» под ред. И.Ю. Трушко-вой. Историко-культурное развитие Вятского края представлено в ней как динамика региональной культуры, которое проходит несколько стадий развития от древней (преимущественно археологической) до культуры новейшего времени. Автор делает вывод о том, что с периода нового времени выделяются два отдельных компонента культуры - традиционная и городская субкультура. История Вятского края относится в этнографическом плане к культуре т.н. этнического пограни-чья. И.Ю. Трушковой рассмотрена модель контактирования автохтонных культур (финно-угорской, культуры каринских татар) со славянской. Она выявила варианты русской культуры, складывающиеся по географическому признаку (Поморье, Поволжье), по сословному (стрельцы, крестьяне) и конфессиональному (приверженцы официального православия и старообрядцы различных толков). Вятский край рассмотрен автором как единое место проживания разных народов на полиэтническом пространстве [13].

Кроме того, И.Ю. Трушкова считает, что в этнической истории Вятки выделяются несколько периодов, которые связаны с формированием облика аграрной / крестьянской / традиционной культуры в средневековье, развитием в ней рыноч-

ных черт в ХУИ-ХУШ вв., достижением апогея традиционной культуры в XIX в., балансированием в региональной модели аграрных и индустриальных явлений в XIX и XX вв., а также спецификой воспроизведения этничности в крае в начале XXI в. Это характерно для всего комплекса эт-нокультур региона: русской, коми, удмуртской, марийской и татарской [14, с. 6].

Примером второго подхода (характеристика отдельных сторон истории и культуры народов, населяющих Кировскую область) может служить монография В.М. Семибратова «Духовная культура русского населения вятского юга». Автор охарактеризовал историю формирования русского населения на многонациональном юге нашей области. Основным объектом его внимания стало народно-поэтическое творчество русских жителей Малмыжского и Вятскополянского районов (с некоторыми экскурсами в кильмезские пределы). «Поскольку, - пишет автор, - до сей поры они сохраняют своеобразный «уездный» менталитет и память о прежнем сожительстве, общие обычаи и обряды, фольклор и схожий, подчас непонятный северным вятским, язык» [12, с. 3].

Поскольку данная региональная литература представлена организациями, не входящими в Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ общего образования, то она может быть использована в качестве учебно-методических материалов (книг для чтения, хрестоматий, сборников заданий и др.) в предметных областях «Общественно-научные предметы» и ОДНКНР.

Вторая модель преподавания может быть реализована через включение вопросов по истории и культуре народов Вятского края в учебный предмет «История России» обязательной части учебного плана. Это соответствует требованиям Примерной основной образовательной программы основного общего образования, поскольку по каждому разделу данного курса предусматривается изучение регионального компонента.

При этом соотношение истории России и региональной истории может быть таким: 90% - 10%. Данная модель изучения региональной истории соответствует и концепциям новых учебников по истории России для 6-10-х классов издательств «Дрофа», «Просвещение», «Русское слово», поскольку количество параграфов в каждом из них

меньше количества часов, отводимых на изучение история России в указанных классах.

В соответствии с п. 15 ФГОС в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в ООП основного общего образования предусматриваются не только учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в т.ч. этнокультурные, но и внеурочная деятельность [9, с. 16]. Поэтому третья модель изучения региональной истории: история и культура народов Вятского края может быть рассмотрена во внеурочной деятельности.

В этом случае программа курса внеурочной деятельности дополнится темами по истории региона в рамках учебного предмета «История России» или предметной области ОДНКНР практическими занятиями в формах, отличных от урочных. Внеурочная деятельность может быть организована по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное, общекультурное.

В план внеурочной деятельности (или в Программу воспитания и социализации обучающихся)

ООП основного общего образования включаются предметные кружки, факультативы, ученические общества, предметные недели и т.д. Формы, способы и направления организации внеурочной деятельности по изучению истории и культуры народов нашего региона определяются школой самостоятельно в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей образовательной программы.

Таким образом, преподавание истории и культуры народов Вятского края в общеобразовательной школе может осуществляться через введение курса региональной истории как в рамках учебного предмета «История России», так и в контексте изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Практика изучения данных вопросов должна опираться на единые методологические подходы к регионоведению и нормативно-обоснованные варианты преподавания курса региональной истории в школе.

Список использованных источников и литературы

1. Ерёмина Т.Ю. Особенности преподавания регионального компонента в образовательных учреждениях Кировской области // Преподавание истории и обществознания в школе. 2014. № 6. С. 47-50.

2. Ерёмина Т.Ю. Преподавание предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе: учебно-методическое пособие. Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2017. 153 с.

3. Ерёмина Т.Ю. Применение региональных изданий по истории Вятского края, истории и культуре народов России в основной школе // Преподавание истории в школе. 2016. № 7. С. 20-25.

4. Зеленин Д.К. Избранные труды: Статьи по духовной культуре: 1901-1913 / вступ. ст. Н.И. Толстого; сост. А.Л. Топоркова; подг. текста Т.А. Агап-киной; коммент. Т.А. Агапкиной, Л.Н. Виноградовой и др. М.: Индрик, 1994. 400 с.

5. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/docs/2013/ standart.pdf (дата обращения: 23.04.2018).

6. Мишина И.А., Цыренова М.Г. Методологические подходы к преподаванию курсов федеральной, региональной и локальной истории в условиях реа-

лизации концепции нового УМК по отечественной и всемирной истории // Преподавание истории в школе. 2016. № 7. С. 3-12.

7. Першина Ю.В. Изучение исторического краеведения в 5-9 классах - ресурс духовно-нравственного воспитания личности // Преподавание истории и обществознания в школе. 2014. № 10. С. 57-62.

8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» [Электронный ресурс]. URL: http://sch1449sv.mskobr. ru/files/pis_mo_moin_rf_2015.pdf (дата обращения: 23.04.2018).

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: http://minobr. gov-murman.ru/files/Pr_1897.pdf (дата обращения: 23.04.2018).

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осу-

ществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA% D1%83%D0% BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/8540/%D 1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/7895/%D0%9F% D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20 %E2%84%96%20699%20%D0%BE%D1%82%2009-.06.2016.pdf (дата обращения: 23.04.2018).

11. Резолюция Третьего Всероссийского Съезда учителей истории и обществознания [Электронный ресурс]. URL: http://school.historians.ru/?p=2611 (дата обращения: 23.04.2018).

И.Семибратов В.К Духовная культура русского населения вятского юга: монография. Киров: ООО «ВЕСИ», 2017. 212 с.

13. Трушкова И.Ю. История и культура Вятского края. Т.1 / под ред. И.Ю. Трушковой. М.: Акад. проект; Киров. Константа, 2005. 512 с.

14. Трушкова И.Ю. Этнография Вятского края: учебное пособие. Киров: Аверс, 2014. 220 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.