ШКОЛЬНЫЙ КУРС РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
В. К. РОМАНОВСКИЙ,
доктор исторических наук,
доцент, заведующий кафедрой истории
и обществоведческих дисциплин НИРО
В статье раскрывается значение региональной истории для развития личности учащихся, формирования будущих граждан и патриотов России, предлагаются возможные варианты изучения истории родного края в условиях ФГОС ООО, акцентируется внимание на изменении роли учителя на краеведческих уроках, необходимости использования современных методик и технологий в процессе обучения.
The article defines the importance of regional history for the development of a student's personality and for shaping future patriots of Russia. The author considers ways of teaching regional history according to Federal State Educational Standards focusing on the changing role of the history teacher and the necessity to use innovative teaching methods and techniques.
Ключевые слова: региональная история, ФГОС, формирование личности учащихся, деятелъностный подход в обучении
Key words: regional history, FSES, development of a student's personality, active teaching methods
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования определяют новые цели школьного образования и новые требования к результатам образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования определяют новые цели школьного образования и новые требования к результатам образования: формирующаяся личность, освоение ею «универсальных учебных действий», накопление ключевых компетенций, необходимых для адаптации в социуме. При этом российская система школьного образования призвана формировать не всепланетарного, космополитического индивида, а национально ориентированную личность, духовно связанную с прошлыми и современным поколениями, с тра-
дициями и базовыми ценностями нашего отечества. Эти актуальные задачи определяются многими нормативными документами: Фундаментальным ядром основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях [3; 8; 10] Они ориентируют педагогов на формирование базовых национальных ценностей, гражданско-патриоти-ческого сознания у подрастающего поколения, на становление будущего гражданина и патриота России.
Современные задачи по формированию гражданско-патриотических качеств личности учащихся требуют повышенного
внимания в школе к изучению региональной истории с ее значительным воспитательным потенциалом. Региональная история — это история отдельных регионов, границы которых, как правило, совпадают с границами исторических областей, краев (субъектов РФ). На теоретическом уровне ряд ученых отмечают специфику и особенности предмета региональной истории, локальной истории, исторического краеведения [2, с. 23—30; 5; 12, с. 11 — 15]. Но в энциклопедической и исследовательской литературе региональная история определяется как «локальная история отдельных исторических областей» [13], «историко-культурное краеведение» или «история родного края» [9, с. 178] Поэтому на школьно-прикладном уровне вполне правомерно говорить, скорее, о тождественности понятий «региональная история», «история родного края», «историческое краеведение», чем об их различии.
Региональная история является частью истории общероссийской, а также школьного исторического образования. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, исключая из школьной образовательной практики «национально-региональный компонент», в то же время определяют для образовательной организации нормативные требования включения национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона в содержание основных образовательных программ школьного образования, раскрывают возможности и механизмы их реализации с учетом специфики конкретной образовательной организации.
Согласно Примерной программе по предмету «История» в 5—9-х классах, изучение региональной истории предлагается во взаимосвязи с отечественной историей, что «способствует многоуровневому рассмотрению истории, включающему историю России, историю региона, города, села, семьи» [7, с. 9—10]. Возможно также изучение региональной (ни-
жегородской) истории как самостоятельного курса синхронно-параллельно с курсом отечественной истории (в 6—9-х классах). Этот региональный учебный курс рекомендуется вводить за счет части учебного плана и ООП образовательной организации школы, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая актуальные задачи воспитания и интересы самих учащихся. В Нижегородской области разработан учебно-методический комплекс «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» (программа, учебные пособия для учащихся 6—9 классов, методическое пособие для учителя, хрестоматия для учителя и учащихся, контрольно-измерительные материалы), который в 2015/2016 учебном году начинает апробацию с целью его дальнейшего использования в образовательной практике Нижегородской области.
В личностной характеристике выпускника основной школы отмечается, что он любит «свой край и свое Отечество», уважает «свой народ, его культуру и духовные традиции». Этому может способствовать региональная история, изучение которой имеет огромное значение для развития личности школьника, формирования его гражданско-патриотических качеств. Русский писатель Л. М. Леонов отмечал, что «большой патриотизм начинается с любви к малому — к месту, где ты живешь». Познание истории родного края способствует складыванию региональной идентичности (осознания принадлежности к родной местности, к поколениям земляков, их историческому и культурному наследию), а региональная идентичность — основа для формирования гражданской идентичности (осознание себя гражданином России, принадлежности к Российскому государству). Согласно концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, изуче-
В личностной характеристике выпускника основной школы отмечается, что он любит «свой край и свое Отечество», уважает «свой народ, его культуру и духовные традиции».
Учитель истории и краеведения в условиях смены модели образования продолжает занимать ключевое место в образовательном процессе, но его задачи, роль и основные направления деятельности принципиально изменяются.
ние истории регионов в контексте истории России «будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре — как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности» [4].
Изучение региональной истории, вовлечение учащихся в историческое прошлое родного края, их знакомство с культурным и духовным наследием предшествующих поколений способствует формированию различных граней личности учащихся, в том числе происходят:
3 Духовно-нравственное воспитание учащихся. Материалы курса региональной истории, исторического краеведения приобщают юных граждан к тем ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам, без которых невозможно представить нашу страну: справедливость, личная и национальная свобода, межнациональный мир, семейные традиции, любовь и верность родному дому, своей малой родине и своему Отечеству, забота о единстве нации и государстве, чувства собственного достоинства и др. Уроки родной истории позволяют учителю с использованием краеведческого материала показать ученикам значение этих ценностей для наших предков и важность их сохранения в наше время.
3 Историческое воспитание учащихся. Воспитание историей о родном крае, историческими событиями, происходившими в прошлые столетия на нашей Нижегородской земле, воспитание на примерах исторических личностей, совершавших ратные, трудовые и нравственные подвиги во имя своих земляков и российского государства, — все это является или может стать действенным фактором формирования в сознании ребят чувства гордости и сопричастности к героическим
событиям прошлого, осознания исторической ответственности за события в обществе и государстве.
3 Политико-правовое воспитание учащихся. Можно назвать немало краеведческих тем, актуальных для формирования общеправовой культуры ученика: деятельность региональных государственных органов, местного самоуправления, земских организаций, судебных структур и их взаимодействие с различными социальными группами населения; деятельность партийных, общественных организаций; проведение избирательных кампаний и участие в них нижегородцев в разные эпохи; возникновение и развитие местной и региональной символики; изучение прав и обязанностей гимназистов, учащихся училищ и многие другие темы. Изучение истории края в таком ракурсе поможет ученику усвоить важные установки: совместная жизнь людей, малых и больших социумов невозможна без законов и правовых норм, ответственности и обязанности со стороны отдельной личности.
3 Патриотическое воспитание учащихся. Региональной истории принадлежит особая роль в патриотическом воспитании учащихся. Уже в самом краеведческом материале — занимательных фактах и исторических событиях села, города, губернии / области, в деятельности известных нижегородцев, которые обустраивали и прославляли выдающимися ратными, трудовыми и духовными подвигами Нижегородскую землю, в памятниках старины — от величественного кремля до рукотворных реликвий в школьном музее — заложен колоссальный воспитательный потенциал.
Учитель истории и краеведения в условиях смены модели образования продолжает занимать ключевое место в образовательном процессе, но его задачи, роль и основные направления деятельности принципиально изменяются. Уходит в прошлое главная функция педагога в рамках знаниевой школы — механическая
передача знаний, новой исторической информации. Сегодня учитель — организатор учебного занятия, координатор образовательного процесса, наставник, помощник, формирующий благоприятное диалоговое и деятельностное пространство в классе. Первостепенная педагогическая задача его заключается в том, чтобы учить учиться, то есть прививать ребятам навыки самим ставить цели и задачи, формировать умения организовывать и планировать процесс поиска ответа, осуществлять контроль за своими действиями, оценивать свою деятельность. Реализация задачи «учить учиться», таким образом, базируется на деятельно-стной методологии обучения. Виднейшие представители отечественной психологии (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.) отмечали, что человеческая жизнь — это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей». Человек учится для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого — узнать, как это надо делать [1; 6]. То есть конечной целью обучения является формирование способа действий. Иными словами, в основе учения и обучения должны быть различные способы деятельности, которые могут формироваться на основе де-ятельностного похода, в условиях широкого применения современных образовательных методик и технологий.
Учителю-краеведу целесообразно использовать различные образовательные методики и технологии, позволяющие решать основные задачи краеведческого курса. Широкое распространение в современной образовательной практике получила технология проблемного обучения. Сущность технологии заключается в том, что учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение и организует его поиск. Ученик становится субъектом учебного процесса, он овладевает новыми способами действия, приобретает новые знания.
В проблемном обучении ключевым является возникновение проблемной си-
туации. Для этого могут быть использованы различные приемы. Например, учитель раскрывает различные точки зрения на один и тот же вопрос из истории Нижегородского края, предлагая классу рассмотреть явление с различных позиций (отношение Москвы и Нижнего Новгорода к событиям в регионе конца XIV века, походы Ивана Грозного на Казань с позиции сторонников царя и его противников и др.), или побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из конкретной исторической ситуации, ставит задачи с недостаточными, ошибочными данными и др. Для реализации проблемной технологии необходим набор действий:
3 отбор актуальных задач;
3 определение различных видов учебной работы;
3 личностный подход и мастерство учителя и др.
На уроках исторического краеведения важные учебные задачи могут быть решены с помощью игровых технологий. По мнению методистов [12], игра в жизни школьника кроме развлекательной выполняет другие важнейшие функции:
3 социализации (включает ученика в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры);
3 межнациональной коммуникации (позволяет ученику усваивать культуру собственного народа, других национальностей), если игры связаны с изучением народностей;
3 самореализации (позволяет снять конкретные жизненные затруднения или, напротив, выявить недостатки своего опыта);
3 диагностики (дает возможность педагогу диагностировать различные проявления или умения ребенка) и др.
В курсе «История Нижегородского края» есть немало тем и аспектов, при изучении которых может быть использо-
Сегодня учитель — организатор учебного занятия, координатор образовательного процесса, наставник, помощник, формирующий благоприятное диалоговое и деятель-ностное пространство в классе.
На уроках исторического краеведения метод проектов активизирует развитие самостоятельной деятельности учащихся, что немаловажно при изучении родного края.
ван метод «погружения» в конкретную историческую среду и применения игровых технологий: «Великое дело К. Минина и Д. Пожарского», «Этническая карта Нижегородской земли: русские, марийцы, мордва, татары», «Одежда, быт и нравы нижегородцев», «Нижегородский кружок литераторов в конце XVIII века» и др.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках региональной истории продиктовано как требованием современных методов обучения, так и интересами и возможностями школьников. Умелое использование ИКТ помогает оптимизировать процесс обучения, расширить документальную базу изучения краеведческой темы с привлечением интернет-ресурсов. Так, обращение к экономическим и социальным проблемам Нижегородчины, памятникам Нижегородской архитектуры, прикладного искусства и другим аспектам истории края с использованием компьютерной презентации позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого материала. Интернет-ресурсы незаменимы для проведения заочных экскурсий, поиска справочной информации по теме и т. д. Но важно исходить из правила, что ИКТ — лишь одно из средств обучения.
В изучении истории родного края важное место призван занять метод проектов. Суть проектного метода — стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам и умение практически применять полученные знания, а также развитие мышления. Учебный проект включает ряд этапов, в рамках каждого решаются конкретные учебные задачи.
3 Первый этап — поиск и обоснование проблемы.
3 На втором этапе идет работа над проектированием (планированием) действий по разрешению проблемы.
3 На третьем этапе осуществляется поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
3 Четвертый этап — подготовка конкретного «продукта», результата, готового к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
3 Пятый этап — представление готового продукта (презентация, защита самого проекта).
На уроках исторического краеведения метод проектов активизирует развитие самостоятельной деятельности учащихся, что немаловажно при изучении родного края. При этом необходимо учитывать специфику выбранных тем-проектов. Особенность проектного метода в том, что после сбора материалов, вещественных доказательств и их анализа учащиеся на конечном этапе работы должны получить конкретные, «осязаемые» результаты, готовые к внедрению (выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка работ, организация музейного уголка и др.).
Проектный метод ориентирован как на индивидуальную, так и на групповую самостоятельную деятельность учащихся. Главным аспектом проектной деятельности, который чаще всего вызывает трудности, является выбор темы проекта. Это могут быть темы, связанные с историей семьи, села, возникновением и развитием прикладного искусства малой родины и т. д. Итогом проектной деятельности учащихся должна стать защита проекта.
На уроках по родной истории можно использовать множество других образовательных методик и технологий для решения познавательных и воспитательных задач учебного курса.
Важный фактор стимулирования познавательной активности учащихся, формирования любви и уважения к родной земле — внеурочная работа по региональной (локальной) истории. Можно выделить наиболее оптимальные формы для
включения учащихся во внеурочную деятельность — исследовательский проект, экскурсии, заочные путешествия, создание и просмотр кинофильмов, тематические вечера и др. Их проведение эффективно при условии четко продуманных действий (по подготовке и реализации плана, сценария, проекта). Включение ребят в различные виды внеурочной ра-
боты обогащает их личный опыт, способствует развитию интереса к различным видам деятельности и желания активно участвовать в них, сотрудничать друг с другом. В организации и проведении внеурочных мероприятий могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и родители, а также представители других учреждений и организаций.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии : учеб. пособие / П. Я. Гальперин. — М. : КДУ, 2007.
2. Колесникова, М. Е. Региональная история и историческое краеведение: соотношение понятий и опыт теоретической интерпретации / М. Е. Колесникова // Региональная история, локальная история, историческое краеведение: объект, предмет, методы изучения : сборник статей / сост., ред. : А. Е. Загребин, О. М. Мельникова. — Ижевск : Удмуртский университет, 2012. — С. 23—30.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России : учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М. : Просвещение, 2010.
4. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // URL: http: // net-edu.ru>sites/default/files/file/sec4_st4.pdf.
5. Кротт, И. И. Краеведение, новая локальная история и регионалистика: к вопросу о предметных полномочиях основных направлений региональных исследований / И. И. Кротт // URL: http:// www.sibmuseum.ru/sites/default/files/news/krott.pdf.
6. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М. : Политиздат, 1975.
7. Примерные программы по учебным предметам. История. 5—9 классы. — М. : Просвещение, 2010.
8. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях // URL:// http://s1.vesely.ro.fcior.edu.ru/deiatelnost/vospit_rab/pr_vosp.pdf.
9. Репина, Л. Н. Историческая наука на рубеже XX—XXI вв.: социальные теории и историографическая практика / Л. Н. Репина. — М. : Кругъ, 2011.
10. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М. : Просвещение, 2009.
11. Шмаков, С. А. Игры учащихся— феномен культуры / С. А. Шмаков. — М. : Новая школа, 2004.
12. Шмидт, С. О. Краеведение и региональная история в современной России / С. О. Шмидт // Методология региональных исторических исследований : материалы международного семинара, 19—20 июня 2000 г. — СПб., 2000. — С. 11—15.
13. Энциклопедия всемирных исторических имен, названий, событий // URL: http://www.history-names.ru/ index.shtml.
^ ~„л
В 2015 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышло в свет издание: История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: Хрестоматия для учителя и учащихся основной школы / Сост.: Б. Л. Гинзбург, Э. С. Иткин, В. К. Романовский, Ф. А. Селезнев. 223 с.
Хрестоматия является частью УМК «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней». Она структурно и тематически связана с программой одноименного учебного курса.
Издание предназначено учителям истории и исторического краеведения, а также читателям, интересующимся историей родного края.