Научная статья на тему 'Модель реализации содержания литературного краеведения в современной школе'

Модель реализации содержания литературного краеведения в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ / СТРУКТУРНЫЕ БЛОКИ / SCHOOL LITERARY LOCAL HISTORY / AN IMPLEMENTATION MODEL OF CONTENT / BUILDING BLOCKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марфинец Н. В.

В статье обоснована модель реализации содержания литературного краеведения в современной школе. Охарактеризован структурный состав модели: концептуальный, целевой, содержательный и технологический блоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель реализации содержания литературного краеведения в современной школе»

Марфинец Н.В. ©

Соискатель, кафедра психологии и педагогики, Ужгородский национальный университет

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В

СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В статье обоснована модель реализации содержания литературного краеведения в современной школе. Охарактеризован структурный состав модели: концептуальный, целевой, содержательный и технологический блоки.

Ключевые слова: школьное литературное краеведение, модель реализации содержания, структурные блоки.

Keywords: school literary local history, an implementation model of content, building blocks.

Социально - политические, философско - методологические, культурологические, духовные, экономические изменения, происходящие в начале XXI века, существенно изменяют подходы к формированию содержательного компонента и организации литературного краеведения в общеобразовательной школе. В современных условиях анализируемая дидактическая категория должна способствовать трансформационным преобразованиям, адаптироваться к ним. Для того чтобы повысить качество литературно - краеведческой работы в общеобразовательной школе, необходимо осуществить системное описание процесса реализации содержания литературного краеведения. Разработка модели является теоретическим основанием для решения этой проблемы.

Целесообразность использования метода моделирования в педагогической науке отстаивали в трудах В. Афанасьева, Ю.Бабанський, В.Беспалько, В.Загвязинський, В.Журавльов, Н.Кузьмина, В.Краевський, В.Монахов, И.Новик, М.Скаткин, Г.Суходольський, В.Штоффт, Г.Щедровицький и др. Моделирование в области краеведения осуществлялось И.М.Волинець, В.В.Обозным. Проведенный анализ источников позволяет констатировать, что сегодня требует научного обоснования процесс реализации содержания литературного краеведения в общеобразовательной школе.

Цель статьи - теоретическое обоснование модели реализации содержания литературного краеведения для дальнейшего ее внедрения в практику работы современной школы.

Создание модели требовало прежде выяснение значения понятия " модель". Отметим , что в научной литературе сформулировано несколько определений понятия "модель" :

- "вещественная, знаковая или мнимая (мысленная) система, воспроизводит, имитирует, отражает принципы внутренней организации или функционирования , определенные свойства , признаки или характеристики объекта исследования (оригинала), непосредственное изучение которого невозможно, затруднено или нецелесообразно, и может заменить этот объект в познавательном процессе с целью получения новых знаний о нем " [8, с.394];

- "условный образ (изображение, схема, описание и т.д.) какого-либо объекта (или системы объектов ), который сохраняет внешнее сходство и пропорцию частей при определенной схематизации и условности средств изображения " [ 1, 213] ;

- "вспомогательный объект, который дает новую информацию об основном объекте " [3,

137 ];

- "искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобным исследуемому объекту, отражает и воспроизводит в более простом и грубоватом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта" [ 2, 22];

© Марфинец Н.В., 2013 г.

Соглашаемся с мнением В.Штоффа, что большинство трактовок понятия модели можно свести к двум близким значениям: 1) модель как средство схематизации, обобщения, идеализации исследуемого явления, 2) модель как система объектов, в которых на основе изоморфизм реализуется система аксиом [9, 20];

Анализ работ исследователей педагогического моделирования позволил определить ряд принципиальных положений, существенно важных для нашего исследования:

- модель позволяет наглядно представить объект, проникнуть в его глубину, распознать составляющие элементы и описать важные теоретические вопросы изучаемой проблемы, отбросив второстепенные и несущественные характеристики [7, 3];

- моделирование позволяет изучить педагогическое явление и процессына специальном объекте - модели, которая является промежуточным звеном между субъектом - педагогом, исследователем и предметом исследования, т.е. определенными свойствами и отношениями между элементами учебно - воспитательного процесса [6,5];

- с помощью модели важные аспекты объекта выделяются, обобщаются, а через функцию анализа и синтеза модели удается исследовать объект поэлементно и впоследствии объединить разрозненные данные в единое целое;

- создание модели является предварительным условием осуществления в теоретическом исследовании перехода от абстрактного к конкретному, способом теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта [5, 120].

Таким образом, исходя из теоретического анализа сути, содержания и структуры литературного краеведения, положительного опыта осуществления данного процесса в общеобразовательном учебном заведении нами разработана четырехкомпонентная модель реализации содержания литературного краеведения.

Предлагаемая модель включает следующие основные компоненты: целевой, консолидирующий, содержательный и технологический. Эти компоненты рассматриваются как динамические подсистемы, которые тесно взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга, образуя целостную дифференцированную макросистему, направленную на реализацию содержания литературы родного края в современной школе. Выделенные структурные элементы раскрывают внутреннюю организацию процесса реализации содержания литературного краеведения - цель, задачи, принципы, концептуальные подходы, основные идеи по формированию содержательного компонента модели, организационные формы и методы.

Целевой блок включает всех субъектов учебно - воспитательного процесса и ставит перед ними цели и задачи данной модели. Цель модели - реализовать содержание литературного краеведения в учебных общеобразовательных заведениях Закарпатья. Конкретизируя цель, нами выделены задачи:

- усвоение системы литературно - краеведческих знаний и формирование на этой основе личностного отношения к культуре родного края;

- формирование устойчивого интереса к художественным произведениям родного края как важной составляющей системы искусств и духовной культуры как родного народа, так и всего человечества;

- углубление знаний об истории родного края, творчество писателей - земляков;

- содействие усвоению морально - этических ценностей, традиций, обычаев родного края, развитие на их основе духовного мира личности;

- развитие устной и письменной речи школьников, их мышления (образного, ассоциативного, абстрактного);

- формирование умения анализировать и оценивать произведения литературы родного

края;

- воспитание потребности активно участвовать в создании и приумножении духовных сокровищ родного края;

- содействие этническому самоосознанию;

- формирование готовности к систематическому самостоятельному изучению лучших образцов духовной культуры родного края.

Данный компонент выполняет ориентирующую функцию, т.е. способствует формированию в учащихся положительного отношения к культуре родного края. Реализация данного компонента позволяет повысить значимость литературно - краеведческих знаний, поскольку предполагает эмоционально - чувственное влияние на личность .

Консолидирующий блок охватывает основные принципы и подходы, лежащие в основе реализации содержания школьного литературного краеведения. К таким принципам отнесены: полипарадигмальные (гуманизации, национализации, демократизации, приоритетности общечеловеческих духовных ценностей, единства общечеловеческого с национальным, тесной связи обучения с окружающей действительностью, развивающий характер обучения, реализации концепции жизнетворчества личности, педагогики сотрудничества, концептуальных положений "философии сердца" (Г.Сковорода, П.Юркевич); общедидактические (научности, систематичности и последовательности, доступности, сознательности и активности, наглядности, прочности усвоения знаний, дифференциации и индивидуализации обучения, положительной мотивации, оптимизации учебно -воспитательного процесса); принципы преподавания литературы (имманентности (в основу изучения литературного произведения положены художественные закономерности развития литературы как искусства слова), компаративности, диалогизму, целостного подхода к изучению художественного произведения); принципы изучения литературы родного края (обеспечение гражданско- патриотического воспитания, принцип межпредметные связи, взаимодействие с различными видами искусств, учет этнических признаков и менталитета, органического единства классной и внеклассной работы).

Как ведущие методологические подходы были выбраны целостный подход, системный, синергетический, культурологический, личностно -ориентированный, деятельностный.

Важной составляющей модели реализации литературного краеведения является содержательный блок , который включает несколько тематических направлений : гражданско-патриотический ("Мой родной край") , духовно - ценностный ("Моральные ценности народа родного края"), фольклорно - народоведческий ("Устное народное творчество Закарпатья") , историко -культурный (" История родного края").

Включение гражданско- париотичного компонента в структуру содержания литературного краеведения способствует :воспитанию любви, гордости за родной край, умение ценить и приумножать красоту родной природы, наслаждаться живописными пейзажами;воспитанию патриотического сознания, чувств и убеждений , выработки высокого идеала служения народу родного края;воспитанию глубокого понимания гражданского долга, преданности родному краю, жертвенного служения, готовности в любое время встать на защиту отчей земли ;развития духовной сферы личности, нравственных убеждений, понимания прекрасного.

Состав данного компонента сформирован на основе произведений, которые:

- помогут показать ученикам красоту и величие родной земли , сформируют целостное представление о природе малой родины;

- развивают эстетические вкусы;

- дают по - настоящему ценить этническую культуру, не забывая о принадлежности к национальной, общечеловеческой семьи;

- формируют целостное мировоззрение учащихся.

Историко - культурный компонент содержания литературного краеведения предполагает формирование логики исторического познания и понимания исторического процесса на конкретных примерах истории родного земли, знакомства в концентрированной форме с основными историко - культурными сведениями о родном крае. Эти сведения включают: представление о важнейших исторических событиях; вклад известных исторических лиц в развитие культурыЗакарпатья; значение духовних, историко - культурных центров в аспекте развития литературного краеведения .

Включение историко - культурной составляющей в содержание школьного литературного краеведения создает условия для понимания и непосредственного ощущения учащимися конкретной эпохи, особенностей жизни и быта прошлых веков, способствует

осмыслению исторической информации на основе насыщенного конкретного литературно -краеведческого материала.

Фольклорно - народоведческий компонент содержательного блока является многомерной структурой: Вселенная - человечество - этническая культура; этническое -национальное - общечеловеческое . Как органическая составляющая структурного строения литературного краеведения способствует :постижению етнонародного литературного и музыкального творчества, в котором отражена жизнь, древние верования, отпечаток мира, мыслей, представлений, чувств, переживаний, поэтическая фантазия, закодированная символика, архетипы, бессознательные образы народа родного края; комплексному усвоению системы знаний о народе родного края, его этнонациональный характер, мировоззрение, образ жизни.

На уровне программ, учебников, пособий по литературному краеведению фольклорно-народоведческий компонент представляет систему жанрового разнообразия произведений устного народного творчества Закарпатья.

Морально - ценностный компонент содержательного блока модели составляют духовные ценности и христианская мораль , которые играют значительную роль в сохранении духовного мира человека и его национально - этнической идентичности. В содержание таких ценностей вкладываем интегративное личностное образование, включающее совокупность знаний, представлений, ориентиров о моральных нормах и ценностях.Морально - духовные ценности определяют содержательную направленность личности к окружающему миру, другим людям, самому себе, обусловливают мировоззренческие ориентиры, способствуют определению основных доминант жизненной позиции.

Этот компонент аккумулирует в себе весь нравственный опыт народа родного края, накопленный в процессе его многовековой истории. Сюда включены художественные произведения, в яркой форме отражающие духовные, моральные, религиозные ценности народа родного края, воплощенные в таких чертах характера русинов-украинцев, как любовь к земле, глубокая вера в Бога, органическое единство с природой, чувство собственного достоинства, терпимости, уважительного отношения к старшим, милосердие, справедливость, правдивость, трудолюбие , гостеприимство, щедрость и т.п.

Содержательный компонент в структурной организации литературного краеведения является сложным динамическим процессом внутренней системы компонентов, выполняющий следующие функции в учебно - воспитательном процессе :

- познавательные, которые предусматривают получение системы литературно -краеведческих знаний;

- развивающие : изучение литературы родного края способствует личностному развитию учащихся;

- мировоззренчески - философские подводят учащихся в процессе усвоения системы литературно - краеведческих знаний к осмыслению красоты природы родного края, глубокого понимания закономерностей, тенденций развития истории, литературы, культуры родного края;

- эстетические дают возможность непосредственного общения с художественными произведениями родного края;

- междисциплинарные связи обеспечивают тесные связи литературного краеведения с другими предметами и образовательными областями .

Важной составляющей предлагаемой модели является технологический блок, в состав которого входят методы, средства, приемы, формы, современные технологии, которые обеспечат эффективную реализацию поставленных целей. Этот компонент предусматривает такие формы и методы организации литературно-краеведческого процесса, которые позволят учащимся овладеть базовыми знаниями образовательного компонента "литературное краеведение".

Главной особенностью технологического блока модели является внедрение инновационных технологий на уроках литературного краеведения. Наработанный опыт убедительно доказывает целесообразность использования следующих педагогических подходов: поисково-исследовательской и проектной технологий.

Для эффективного использования исследовательской технологии на уроках литературного краеведения учитель разрабатывает комплекс исследовательских методов, приемов и методик, которые можно использовать в учебно-исследовательской деятельности школьников, разрабатывает систему задач, требующих применения исследований, подыскивает соответствующий библиографический материал.

Руководствуясь различными подходами к реализации поисково - исследовательского обучения, на уроках литературного краеведения предусмотрено применять такие виды школьного исследования (по А.А.Исаевой ) [4]:

- читательские (чтение литературных произведений, накопление наблюдений над тексом, анализ читательских впечатлений других учеников и собственного восприятия );

- библиографические (составление библиографии по теме исследования, аннотаций к книгам, подготовка картотеки );

- художественные (инсценировка произведения, устное, графическое рисование на литературные темы, создание сценариев на основе литературного произведения);

- биографические (сбор и исследование неизвестных фактов из жизни писателей и культурных деятелей родного края);

- исторические (анализ исторических событий и их отображение в литературном произведении );

- искусствоведческие (анализ произведений изобразительного, музыкального, театрального, кино-и телеискусства в связи с произведениями литературы родного края).

Организация исследовательской деятельности в процессе изучения литературного краеведения направлена на индивидуализацию обучения, формирование познавательных ценностей учащихся, углубление интереса к художественным произведениям литературы родного края.

Практика преподавания уроков литературного краеведения в общеобразовательной школе доказывает эффективность использования проектных технологий. Суть проектной технологии заключается в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к краеведческим проблемам с целью овладения определенной суммой знаний. Через проектную деятельность предусматривается решение одной или целого ряда проблем. Цель учебного проектирования -создание педагогом таких условий в учебно-воспитательном процессе, окончательным результатом которых является индивидуальный опыт проектной деятельности ученика.

На уроках литературы родного края реализуем следующие виды проектов: информационный (подготовка сообщение с определенной литературно-краеведческой темы^, исследовательский (требует хорошо обдуманной структуры, определенной цели, актуальности предмета исследования, социальной значимости), игровой (исполнение ролей литературных персонажей); творческий (выпуск альманахов, сборников, стенгазет, проведение конкурсов, экскурсий в литературно-краеведческие музеи, организация выставок, праздников, создание фото-проектов, видеофильмов и т.п.).

Реализацию содержания литературного краеведения в соответствии технологического блока предусмотрено осуществлять через урочные, внеурочные и внешкольные формы организации в общеобразовательной школе. Специфика осуществления литературно -краеведческой деятельности мотивирует необходимость применения нестандартных уроков по литературному краеведению, а именно : 1 ) урок - поиск, урок - диспут, урок -семинар, урок -лекция, урок - размышление, урок - пресс - конференция, урок - практикум, урок-исследование, урок - презентация книги, урок -воспоминание, урок - устный журнал, урок - заочное путешествие, урок - встреча, урок -памяти и др. ; 2) урок - сказка, урок - литературная игра , урок - викторина, урок - литературная гостиная, урок - инсценировка, урок - театральная гостиная, урок - конкурс, урок - концерт, урок -ярмарка ученического творчества, урок -аукцион и т.д. В основу первой выделенной нами группы положен метод проблемного обучения, в основу второй - метод игрового обучения.

Нестандартные уроки по литературному краеведению воспитывают глубокий интерес у учащихся к литературе, превращая учебно - воспитательный процесс на праздник общения с

произведениями родной литературы, а также способствуют развитию личностных качеств учащихся (творческих, организационных, коммуникативных).

Кроме урока - ведущей организационной формы изучения литературного краеведения, технологический блок разработанной модели содержит приоритетные формы внеклассной деятельности: вечера (литературно - краеведческие музыкальные композиции, литературные гостиные, " встреча в театральной мастерской", вечер сказки, вечер поэзии и т.п.), читательские конференции, викторины, диспуты, встречи с литераторами, сбор устного народного творчества, литературная картография, музей, экскурсии (очные и заочные), путешествия, походы.Рациональное использование урочных, внеурочных и внешкольных форм с учетом новейших технологий позволяет эффективно осуществлять школьную литературно -краеведческую деятельность.

Таким образом, применение предложенной модели будет способствовать созданию эффективных условий для реализации содержания литературного краеведения в общеобразовательной школе. Данная модель построена в учетом содержания и структуры образовательного компонента "литературное краеведение", традиционных форм, методов, приемов , а также современных инновационных технологий и средств обучения. Разработанная модель рассматривается нами как упорядоченная целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов (целевого, концептуального, содержательного, технологического), интеграция которых обеспечивает усвоение системы литературно -краеведческих знаний. Стуктурые компоненты позволяют рассматривать спроектированную нами модель как целостную педагогическую систему.

Разработанную модель наглядно представлено на рис.1

Рис. 1.Модель реализации содержания литературного краеведения в современной школе

Литература

1. Гончаренко С.В.Украинский педагогический словар / С.В.Гончаренко. - М.: Просвещение , 1997. -376 с.

2. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эфективность и ... неопределенность / А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг. - 2002.- №4.- С.22-26.

3. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И.Загвязинский. - М.: Педагогика, 1982. - 160 с.

4. Исаева А.А. Теория и технология развития читательской деятельности старшеклассников в процессе изучения зарубежной литературы: автореф. дис. доктора пед. наук: 13.00.02 / А.А. Исаева - М., 2004. - 41 с.

5. Краевский В.В. Моделирование в педагогических исследованиях / В.В.Краевский / / Введение в научые исследования по педагогике : учеб . пособие / [ под ред . В.И.Журавлева ] . - М.: Просвещение , 1988 . - С.107 -122.

6. Михеев В . И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике / В.И.Михеев. - М. : КомКнига, 2006. - 200 с .

7. Плиско К.М. Принципы, методы и формы обучения украинского языка ( теоретический аспект ) / К.М.Плиско. - М.: Основа, 1995. - 240 с .

8. Философский словарь / под ред. В.И.Шинкарука. - К.: Глав. ред. УСЭ, 1986. - 800 с.

9. Штофф В.А. Моделирование и философия / В.А.Штофф. - Л.: Наука, 1986. - 301 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.