Научная статья на тему 'Школьный виртуальный музей «Родной край»'

Школьный виртуальный музей «Родной край» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ "РОДНОЙ КРАЙ" / SCHOOL VIRTUAL MUSEUM "NATIVE LAND" / ИНФОРМАТИКА / ВОСПИТАНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / INFORMATICS / EDUCATION / LOCAL HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бизяева Мария Арсентьевна

В статье раскрываются предпосылки создания школьного виртуального музея «Родной край», этапы его возникновения и становления. Автор показывает, какие воспитательные задачи можно решать с помощью школьного виртуально музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School virtual museum "Native land"

The article describes conditions, which affected the creation of the school virtual museum called “Native Land”, and the phases it passed up to its final establishment. The author shows which educational problems can be solved with the assistance of a school virtual museum.

Текст научной работы на тему «Школьный виртуальный музей «Родной край»»

1. Мероприятия, на которых участники выступают в роли потребителей информации.

2. Мероприятия, продолжающие ученическую деятельность, начатую на уроке.

3. Мероприятия, которые позволяют применить знания и умения, полученные ребятами в учебном курсе.

Для основной школы характерны первый и второй уровни. Но для работы по нашей программе необходимо применять второй и третий уровни, что требует проявления не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но требует развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств. Для проведения занятий по программе на региональном материале самым активным образом задействована третья группа, готовящая сегодняшнего школьника к возможному будущему научному поиску, способствующая подготовке научных кадров России, об острой нехватке которых сегодня так много говорят в смысле общественной безопасности.

УДК 908; 002.55

М. А. Бизяева

ШКОЛЬНЫЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ «РОДНОЙ КРАЙ»

В статье раскрываются предпосылки создания школьного виртуального музея «Родной край», этапы его возникновения и становления. Автор показывает, какие воспитательные задачи можно решать с помощью школьного виртуально музея.

The article describes conditions, which affected the creation of the school virtual museum called "Native Land", and the phases it passed up to its final establishment. The author shows which educational problems can be solved with the assistance of a school virtual museum.

Ключевые слова: школьный виртуальный музей «Родной край», информатика, воспитание, краеведение.

Keywords: school virtual museum "Native land", Informatics, education, local history.

Если мы хотим изменить мир, мы должны изменить методы воспитания детей.

Януш Корчак

Мысль сделать урок информатики не формальным привела меня к понятию «виртуальный музей». Осваивать компьютерную грамоту и новые информационные технологии и одновременно решать задачи воспитания подрастающего поколения - вот основная идея, которую до сих пор вкладывала в это понятие.

На практике оказалось, что освоение приемов создания мультимедийных документов, закрепление знаний, получаемых школьниками на уроках информатики и других уроках, и одновременное изучение истории родного края, успешно вписывается в современной школе в урочное и внеурочное время при наличии в школе нескольких современных ПК. Даже если в школе нет выхода в сеть Интернет, достаточно иметь его учителю на домашнем компьютере.

Решение задач обучения школьников компьютерным технологиям одновременно с задачами воспитательными и познавательными актуально и своевременно не только для школы, района, города, но и для общества в целом.

Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь стремительно, как информатика. Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники, причем каждый цикл обновления сопровождается коренным изменением приемов и методов работы с ней.

Чтобы просто успевать за развитием средств вычислительной техники и информационных технологий, есть только один способ -постоянно учиться.

Школьный виртуальный музей «Родной край» - это всего лишь компьютерная программа, результат постоянного обучения в конкретной школе. В ее создании может принять участие вся школа, учителя, ученики, их родители, местные жители, выпускники школ, ребята и учителя из других школ, библиотеки и музеи, представители администрации и бизнеса - все, кому дороги история и духовные ценности родного края.

Краеведение - это не дань моде, а желание сохранить для потомков хотя бы то, что еще возможно, это область знаний, которая сближает людей разных поколений.

Наш современник академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечал, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость, и, если не будет корней в родной местности, в родной стороне, будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.

Ещё одна мысль учёного: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и... приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки, в сборе материалов могут принять участие и большие учёные, и школьники».

Когда мы говорим о школьном краеведении, следует, конечно, различать «уровни» краеведческой, познавательной работы учащихся.

Это, во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов педагога, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.

Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе исследования делают «Открытия для себя», то есть фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни).

Источниками таких знаний могут быть помимо учебных пособий научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, данные, заложенные в память ЭВМ, и т. д.

И наконец, третий уровень - изучение школьниками истории родного края в ходе углублённого исследовательского поиска, представляющего научный интерес, когда ученики фактически выступают в роли «юных туристов-краеведов» - исследователей.

Обычно это члены краеведческих объединений и ученических обществ, слушатели факультативов.

Педагогу-краеведу необходимо чётко различать все эти уровни краеведения, видеть их особенности и связи, пути перехода от

элементарных форм работы к более сложным. Это является важным условием эффективного использования краеведения в обучении и воспитании школьников.

Занятие краеведением помогает школьникам в приобретении навыков поисковой работы, в научных исследованиях анализа, письменном изложении своих мыслей, культуры оформления.

Школьное краеведение как предмет внеклассной работы с учащимися получило широкое распространение в нашей области.

В настоящее время увеличивается доля программного краеведения в учебных программах образовательных учреждений.

В связи с этим учителя сталкиваются с необходимостью накопления, обработки и использования в школьном процессе краеведческого материала.

Важнейшим организующим направлением краеведческой работы в школе являются создание и работа школьного музея. Музей в школе организуется по инициативе учителей и учащихся обычно на базе краеведческого или другого кружка, выставки, уголка.

У нас нет школьного краеведческого музея. А виртуальный музей «Родной край» возник совсем недавно на уроке информатики «4 ноября - день Славы героев Нижегородского ополчения 1611-1612 годов». Об этом я узнала от ребят Коневской средней школы № 25 Балахнинского района Нижегородской области на одном из моих первых уроков информатики в этой школе в сентябре 2004 года.

С тех пор моему удивлению нет конца. Я оказалась совершенно неожиданным образом в центре исторических событий родного края четырехсотлетней давности. В четырех километрах от деревни Конево находится Юрино - вотчина Дмитрия Пожарского, пожалованная ему за успехи в освобождении Москвы от польско-шведской интервенции.

На этих исторических фактах я решила построить процесс обучения школьников компьютерной грамоте. В основе - организация виртуального музея Истории Балахнинского края.

Тему хотелось бы взять несколько шире. Она отражена в названии реферата выпускников 2005 года Коневской школы Кабановой Любови и Балашова Дениса: «Подвиг героев нижегородского ополчения 1611-1612 годов». Не выходя из стен школы, ребята смогут проводить поисковую работу, успешно использовать полученные на уроках информатики знания, общаться со сверстниками

в сети Интернет. А в результате будут названы новые имена героев Нижегородского ополчения 1611-1612 годов.

Особенность работы учащихся в том, что их желание принять участие в краеведческой работе и одновременно изучать новые информационные технологии совпало с культурно-просветительной акцией «Алтарь Отечества», которая проводится по инициативе администрации Балахнинского района ежегодно в октябре. Именно с реферата выпускников 2005 года Коневской школы и моей заметки вместо вступления начинается наш школьный виртуальный музей «Родной край».

В школе накоплен богатый исторический материал. В связи с этим вопрос его обработки и использования в школьном процессе стоит здесь наиболее остро. Для школы виртуальный музей «Родной край» - способ для накопления, обработки и использования краеведческого материала. И кроме этого виртуальный музей решает ряд важных социально значимых задач. Народная мудрость гласит: «Самое богатое время - прошлое, самое ответственное -настоящее, самое влекущее - будущее».

Школьный виртуальный музей «Родной край» продолжает свою работу. Работает школьный кружок «УМ@НИК». Для его работы выделены оплачиваемые часы. Результаты работы своевременно отражаются на стендах в школьном коридоре. Одновременно с приобретением компьютерных навыков ребята принимают участие в разработке презентаций и страниц музея. К работе школьного виртуального музея проявили интерес учителя, учащиеся и их родители, а также представители администрации района и поселка.

Введение в процесс обучения такой современной техники, как компьютер, требует изменения технологии обучения практически по всем предметам школьной программы. Требуется по-новому организовать учебный процесс. Никто не говорит о тотальной замене школьного учителя компьютером. Это невозможно, да и не нужно. Цель информатизации образования заключается в том, чтобы облегчить труд учителя, освободить его от рутинной работы.

Компьютер должен стать ещё одним вспомогательным педагогическим инструментом, при этом ключевым информационным инструментом должен быть, несомненно, Интернет. Но, прежде чем «бросать» учащегося в Интернет, ему необходимо дать глубо-

кие базовые знания и чёткие моральные ориентиры. Это не только вопрос педагогики, но и в каком-то смысле воспитание гражданственности при обучении информационным технологиям на основе краеведческого материала.

Школьный виртуальный музей «Родной край» - это учебник родного края, написанный школьниками. Такие виртуальные музеи доступны любой другой школе страны. И главным приоритетом деятельности каждого из них должно стать формирование уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, стремления к толерантности, ответственности за будущее своей страны.

УДК 908; 316.77

Л. Я. Ноль

_ИНТЕРНЕТ-САЙТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ_

В статье рассматриваются вопросы электронного представления школьного музея в сети Интернет. Представлен анализ интернет-сайтов музеев, в том числе виртуальных музеев.

The article develops questions concerning the school museum presentation in the Internet. There can be found a survey of different museum websites, including virtual museums.

Ключевые слова: Интернет, сайт, музей, виртуальный музей.

Keywords: Internet, site, museum, virtual museum.

В конце 1990-х годов все более популярными становятся электронные публикации музеев, доступ к которым открыт в глобальной сети Интернет - сайты музеев.

Электронное представление музея в Интернет (сайт) - это документ, по сути своей являющийся электронной публикацией о музее в Сети. На сегодняшний день в Интернете представлено несколько тысяч музеев со всего мира. Сайт отражает лицо музея, обращенное в открытое информационное пространство, и это накладывает особую ответственность на тех, кто его создает и представляет. Содержательно и по качеству исполнения эти сайты сильно отличаются. Например, сайт может представлять:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.