2. Белаш, В.Ю. Информационно-коммуникационные технологии : учебно-методическое пособие / В.Ю. Белаш, А.А. Салдаева. Москва: Ай Пи Ар Медиа. - 2021. - 72 с. // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. URL: https://www.iprbookshop.ru/111181.html
3. Грибан, О.Н. Формирование информационной компетентности студентов педагогического вуза: монография / О.Н. Грибан. - ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2015. - 162 с.
4. Губарева, Т.В. Развитие информационной компетентности бакалавров в условиях обучения по образовательным стандартам третьего поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт»: [сайт], 2014. - № 1 (январь). -С. 86-90. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14018.htm (дата обращения: 23.03.2022).
5. Ермаков, Д.С. Информационная компетентность: получение знаний из информации // Открытое образование. - М., 2011. - №1. - С. 4-8.
6. Илясова, А.Ю. Методика формирования информационной компетентности бакалавров по направлению подготовки «физическая культура» в цикле информатических дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02./ Илясова Анна Юрьевна. - Волгоград, 2016. - 27 с.
7. Каменев, К.В., Мовчан, И.Н. Структура информационной компетентности // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 7. - Ч. 1. - URL: https://human.snauka.ru/2015/07/11937 (дата обращения: 23.03.2022).
8. Миронцева, С.С. Формирование иноязычной профессионально ориентированной компетенции будущих менеджеров с использованием электронных образовательных ресурсов: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Ялта, 2019. - 211 с.
9. Михалева, О.В., Зыков, Д.А. Формирование компетенций у будущих бакалавров в условиях цифровой образовательной среды вуза // Pedagogical Journal. - 2019. - Vol. 9. - Is. 1A. - Рр. 178-184.
10. Непрокина, И.В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №7. - Режим доступа: http://teoriapractica.ru/rus/files/arhiv_ zhurnala/ 2013/7/ pedagogika/neprokina.pdf (дата обращения: 23.03.2022).
11. Петров, П.К., Сабитова, Н.Г. Модель формирования информационно-коммуникационных компетенций у студентов бакалавриата вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №2. - Часть 1. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17281 (дата обращения: 23.03.2022).
12. Петрова, Е.В. Информационная компетентность в образовании как залог успешной адаптации человека в информационном обществе // Информационное общество. - М., 2012. - №2. - С. 37-43.
13. Синкина, Е.А. Формирование профессиональных компетенций бакалавров в рамках реализации сетевого взаимодействия: теория и практика: монография / Е.А. Синкина, О.В. Тарасюк, А.М. Ханов. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2017. - 146 с.
14. Тубеева, Ф.К. Формирование информационной компетентности будущих бакалавров дефектологического образования в педагогическом вузе: монография / Ф.К. Тубеева; Сев.-Осет. гос. пед. ин-т. - Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2017. - 148 с.
15. Хенер, К.К., Шестаков, А.П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование. - М., 2004. - № 12. - С. 5-9.
16. Шилова, Т.В. Моделирование процесса формирования информационной компетентности будущих бакалавров-агроинженеров в вузе // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ), 2015. - №10 (19). - С. 126-129.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук Белевцев Виталий Владимирович
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат философских наук Коняев Владимир Михайлович Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Горденко Наталья Владимировна
Ставропольский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (г. Ставрополь)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК СЦЕНАРИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. Ценность знаний, имеющих узкую направленность достаточно низка в современных условиях, так как необходимо подкрепление универсальными навыками. Усложняются процессы получения знаний и дальнейшей деятельности обучаемого, растёт объём потоков информации, привычные подходы к обучению и общению между обучающимся и преподавателем заменяются новыми (например - дистанционными), эти процессы максимально автоматизируются и переводятся в сферу информационных технологий. Поскольку, с одной стороны, профессиональные и финансовые ресурсы всегда ограничены, а, с другой, дистанционные курсы являются основным продуктом, предлагаемым учебным организациям на остро конкурентном рынке высшего образования, то выбор курсов для подготовки и издания становится центральным внутри вузовской политики. Это положение тем более существенно, что, в конечном итоге, выбор курсов определяет спектр профессий, по которым учебное заведение получает право выпускать дипломированных специалистов. В результате, принятие решений, связанных с созданием курсов, становится одной из основных забот руководителей учебных организаций.
Ключевые слова: знания, умения, самостоятельная работа.
Annotation. The value of knowledge with a narrow focus is quite low in modern conditions, since it is necessary to reinforce it with universal skills. The processes of obtaining knowledge and further activities of the student are becoming more complicated, the volume of information flows is growing, the usual approaches to learning and communication between the student and the teacher are being replaced by new ones (for example, remote ones), these processes are automated as much as possible and transferred to the field of information technology. Since, on the one hand, professional and financial resources are always limited, and, on the other hand, distance courses are the main product offered to educational organizations in the highly competitive higher education market, the choice of courses for preparation and publication becomes central within university policy. This provision is all the more significant because, in the end, the choice of courses determines the range of professions for which an educational institution receives the right to produce graduates. As a result, making decisions related to the creation of courses becomes one of the main concerns of leaders of educational organizations.
Key words: knowledge, skills, independent work.
Введение. В системе образования обучаемый человек обязан получать знания. Зачастую, эта сфера получаемых знаний ограничивается пределами группы, в которой находится обучаемый, или максимум учебного заведения. В результате у человека обучаемого формируются убеждения, которые получаются из реальных фактов и аргументов, доводимых ему преподавателем. При этом обучаемому нельзя путать термин знаний с понятием информация, состоящей из данных, имеющих чёткую, определённую структуру, применительно к сложившимся условиям. А вот знания применимы, например, для составления плана действий или чтобы оценивать, управлять и принимать решения в сложившихся условиях. То есть с помощью информации можно описать что-либо, но при этом к описанию применяются знания.
Знание - результат процесса изучения действительности; новая информация об окружающем мире, полученное через учение. Знания должны проверяться общественно-исторической практикой и удостоверяться логикой. Знание выражается в человеческом сознании в виде трёх форм: представлении, понятии и суждении. Иногда также выделяют и четвёртую форму - теорию. В процессе обучения знания зависят, прежде всего, от целей обучения, уровня интеллектуального развития и уже имеющегося запаса знаний. Однако существуют и другие аспекты, от которых зависят знания, например, достигнутый уровень познания явлений, индивидуальные особенности обучающегося и др.
Изложение основного материала статьи. Многообразие определений понятия «знание» так же обусловлено множественностью функций, реализуемых процессом познания. Сюда можно отнести и реализацию целей обучения, и осуществление замысла самой дидактической науки, и использование знаний в качестве средств педагогического воздействия, реализующего воспитательные функции.
Качество усвоения знаний в ходе осуществления процесса обучения определяется обязательным выполнением требований, предъявляемых к знаниям. Они должны быть систематизированы, взаимосвязаны между собой, охватывать всю область познания, иметь логическую структуру и усваиваться в определенной последовательности. При этом знания не могут быть просто механически переданы как предмет материального мира. Они могут быть усвоены только лишь при проявлении познавательной активности самим субъектом процесса познания. Именно эта субъектность и отличает знания от научной или учебной информации, а полнота и качество знаний определяется активной мыслительной деятельностью обучаемых, стимулируемой преподавателем.
На основе полученных знаний формируются навыки, так как без них в новых условиях выполнить какую-либо работу очень сложно. Причем, в отличие от автоматических действий, навыки формируются относительно долго. У некоторых обучаемых присутствует желание скорейшего совершенствования получаемых навыков. Получение собственного практического опыта таким образом может «отбить охоту» к обучению. Такой пример характерен при совершенствовании стрельбы, когда обучаемый спешит выполнять упражнение как можно быстрее, не понимая, что его требуется сначала выполнять правильно, а наращивание скорости появляется уже как следствие. Также, при таком подходе, затрачивается больше времени на устранение возникающих при обучении ошибок.
В результате обучения формируются компетенции круга вопросов, в которых обучаемый должен хорошо ориентироваться, согласно предъявляемым к нему требованиям. Если осуществить устный контроль знаний обучаемого, то это, в том числе, поведение, которое он демонстрирует во время проверки. Таким образом, формирование знаний, умений и навыков это путь организации обучения учащихся, который требует совершенствования. Это можно сделать через внедрение компетентностного подхода. Изменения в мире, связанные с большим количеством факторов таких как цифровизация общества и ряда других меняют базовые навыки, необходимые обучающемуся - будущему специалисту.
Для проектирования целей образования по специальности или целей обучения по учебной дисциплине преподавателю необходима информация и о том, какими качествами должен обладать выпускник, как профессиональными, так и личностными. Такую информацию можно извлечь из характеристик офицерских должностей, для замещения которых предназначен выпускник, паспорта специальности, квалификационных требований к профессиональной подготовке выпускников. Может оказать помощь преподавателю в формулировании целей обучения, развития и воспитания разработанная в ходе исследований характеристика развития и профессиональной деятельности специалиста по уровням образования.
Важной частью работы преподавателя является выделение из общих требований к специалисту (содержащихся в ФГОС, КТ к выпускникам), т.е. выбрать цели (параметры) обучения для каждой отдельно изучаемой дисциплины. В первую очередь преподавателю дисциплины необходимо из характеристики профессиональной деятельности будущего специалиста выделить относящиеся к преподаваемой дисциплине объекты и виды профессиональной деятельности.
Таким образом, исходя из задач моделирования компетентностно-ориентированной личности выпускника, перед преподавателем высшей школы ставятся задачи по поиску форм и методов проведения занятий с мотивирующей составляющей по активизации познавательной деятельности обучаемого как в процессе очного обучения так и дистанционного обучения.
Ценность знаний, имеющих узкую направленность достаточно низка в современных условиях, так как необходимо подкрепление универсальными навыками. Даже если обучаемый получит узкоспециализированные знания и отточит их применение на практике в течение пяти лет обучения или в ходе дальнейшей службы этого сегодня недостаточно. Усложняются процессы получения знаний и дальнейшей деятельности обучаемого, растёт объём потоков информации, привычные подходы к обучению и общению между обучающимся и преподавателем заменяются новыми (например -дистанционными), эти процессы максимально автоматизируются и переводятся в сферу информационных технологий.
Ранее применяемые стандарты обучения можно было применять много лет не меняя, и преподаватель привычно выполнял одни и те же функции в рамках своей должности, то сейчас подходы к обучению могут измениться не один раз за учебный год.
Наиболее важным направлением в дистанционном обучении, с нашей точки зрения, является организация самостоятельной работы студентов (СРС). Самостоятельная работа обучающихся должна предполагать, дифференциализацию и индивидуализацию дистанционных курсов.
Поскольку, с одной стороны, профессиональные и финансовые ресурсы всегда ограничены, а, с другой, дистанционные курсы являются основным продуктом, предлагаемым учебным организациям на остро конкурентном рынке высшего образования, то выбор курсов для подготовки и издания становится центральным внутри вузовской политики. Это положение тем более существенно, что, в конечном итоге, выбор курсов определяет спектр профессий, по которым учебное заведение получает право выпускать дипломированных специалистов. В результате, принятие решений, связанных с созданием курсов, становится одной из основных забот руководителей учебных организаций.
У каждого курса может быть один или несколько авторов, но за объем и содержание всего курса отвечает руководитель группы разработки курса, определяющий детальное содержание курса и его дидактический аппарат, дающий непосредственные указания авторам, и вместе с координатором составляющий основное ядро группы по созданию нового курса. Успех в разработке курса зависит прежде всего от эффективности сочетания профессиональных качеств руководителя группы по разработке курса и административного умения координатора. Опыт показывает, что создание
курса идет успешно, когда руководителем группы является штатный сотрудник университета (профессор или доцент), нежели, когда курс создается целиком внештатными авторами (совместителями). В последнем случае успех в создании курса почти целиком зависит от талантов координатора, которому приходится играть ключевую роль в доработке учебных материалов после их рецензирования.
Первая версия каждого учебного модуля представляется руководителю группы и координатору. Если они требуют внесения серьезных изменений, то текст направляется на экспертизу, как внутренним, так и внешним, которые вносят свои замечания и предложения.
Что же касается рынка учебников для дистанционного обучения, то он в большей мере формируется на внутри вузовской основе, т.е. каждый вуз обеспечивает свой контингент обучающихся комплектами учебных материалов.
Абсолютно незначительная часть их попадает в руки преподавателей других вузов. Работать по этим учебникам они не могут, т.к. обучающиеся этих учебников не имеют, а вузы не имеют финансовых возможностей комплектовать свои библиотеки под весь контингент обучающихся современными учебниками. Отсюда возникает острейшая проблема в лицензировании вуза дистанционного обучения, т.к. он не может получить лицензию на право образовательной деятельности по дистанционной форме, не обеспечивая своих обучающихся обязательным количеством учебной литературы.
На протяжении многих лет не прекращается дискуссия о том, что нужен ли вообще учебник в системе дистанционного обучения. Могут современные средства информационно-коммуникационные технологии способны его заменить. В настоящее время большинство специалистов склоняется к выводу о важности специальных учебников, как основы организации самостоятельной работы обучающихся. Думается, что лучшим аргументом в пользу этого является позиция специалистов в вузах, деятельность которого в значительной мере основана на применении онлайн технологий.
При дистанционной технологии, применяемой в вузе, по каждой дисциплине разрабатываются учебно-методические комплексы (УМК), в которые входят различные учебные продукты: печатные и видео материалы, компьютерные обучающие программы. Разрабатываются материалы УМК, который включает в себя рабочий УМК, тестовые задания, экзаменационные вопросы и сценарий занятия.
С изучения рабочего УМК, начинается дидактический цикл изучения каждой темы. Обучающиеся в первую очередь знакомятся с его текстом, который дает общие представления по теме, иерархические, горизонтальные и вертикальные связи между понятиями, определяет место законов и закономерностей в системе предметных знаний и т.д. Знакомство с текстом рабочего УМК мотивирует обучающихся к изучению «обязательных» учебников по данному предмету.
УМК являются основой учебного процесса. Разработка новых и переработка устаревших учебных материалов ведется к каждому семестру. Поэтому материалы могут обновляться каждые полгода, в то время как учебники, которыми пользуются обучающиеся государственных ВУЗов меняются приблизительно раз в 4-5 лет.
Рабочий УМК представляет собой учебно-методическое пособие, в которое входят научный или тематический обзор; задания для самостоятельной работы; перечень умений с алгоритмами их выполнения и задания на отработку этих умений. При разработке этих заданий эксперты используют, разработанный каталог дидактических приемов, который постоянно пополняется с учетом появления новых методов и методик обучения. В УМК включен глоссарий, который представляет собой перечень новых понятий с их определениями, способствующий прочному усвоению знаний. При изучении УМК используются так же аудио и видео курсы. Объем составляет в среднем 90-100 страниц. Перед авторами ставится задача создания учебно-методического комплекса как сценария процесса обучения.
Предлагаемая базовая структура УМК позволяет обеспечить минимум СРС. На ее основе и в дополнение к ней могут применяться современные информационные технологии; обзорные и методические лекции; компьютерный программированный самоконтроль усвоения знаний, обучающихся; сетевые-технологии; онлайн технологии.
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины, содержит компьютерные практикумы по всем темам. Каждый практикум состоит из теоретической части и проверочной работы.
Одной из форм автоматизированного контроля является компьютерное тестирование. Согласно выделенным группам пользователей, система поддерживает три режима работы: проведение контроля; методическая работа; администрирование.
Постепенное применение в учебном процессе все более широкого спектра образовательных технологий способно в значительной мере дополнить предлагаемую схему. В данном случае изложен тот минимум, который доступен сегодня каждому вузу.
Современная система образования должна обеспечить условия для самообразования всем желающим. Поэтому перед вузом стоит задача в разработке технологий электронного обучения, автоматизированного контроля, дистанционного обучения и ведения обучения в режиме видео и Интернет-трансляций, создавая единую информационно-образовательную среду для самообразования и непрерывного повышения квалификации.
Выводы. Дальнейшие перспективы мы видим в таких направлениях, как разработка компьютерной дидактики, в частности, методики применения компьютерных программ в аудиторных и неаудиторных занятиях; способы и средства включения в разработку компьютерных программ, обучающихся для повышения мотивации и активизации их учебной деятельности. Дальнейшая разработка и более широкое внедрение дистанционных форм обучения, которые включают подготовку обучаемых, разработку методических материалов (электронных учебников, мультимедиа курсов, интерактивных обучающих программ и другое), оценку полученных знаний с применением контролирующих программ.
Литература:
1. Горденко Н.В., Цыганкова Е.А., Горденко Д.В., Белевцев В.В. и др. Особенности формирования компетентностно-ориентированной личности в различных областях обучения: монография / Под общ. ред. Н.В. Горденко. - Ставрополь: СЕКВОЙЯ, 2021. - 260 с.
2. Иноценко В.А., Горденко Н.В., Крюкова И.В. Формирование профессионально-ориентированных компетенций современными методиками обучения. // В сборнике: Время науки. Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2020. - С. 298-303.
3. Калинин В.В., Горденко Н.В., Кособлик Е.В. Самостоятельная работа как процесс формирования компетенций в образовательной среде вуза // В сборнике: Время науки. Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2020. - С. 304-309.
4. Резеньков Д.Н., Гуц С.И., Горденко Н.В. Современные методы обучения с учетом совершенствования Российского образования // В сборнике: Время науки. Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. -2019. - С. 198-203.
5. Рыжов А.В., Пожидаев С.В., Коняев В.М., Белевцев В.В., Горденко Н.В. Диагностика и оценка уровня сформированности компетенций // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 11-1. - С. 200-204.
6. Горденко Д.В., Резеньков Д.Н., Горденко Н.В. Формирование компетенций инновационными методами обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-2. - С. 116-118.
7. Кущев П.М., Белевцев В.В., Горденко Н.В. Совершенствование организации учебно-воспитательного процесса по формированию у обучающихся профессиональных умений и навыков // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-2. - С. 253-256.
8. Цыганкова Е.А., Горденко Н.В., Горденко Д.В. Совершенствование уровня образования на основе инновационных методов обучения // В сборнике: Наука и общество: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов III Международная научно-практическая конференция. - 2018. - С. 96-102.
9. Горденко Н.В. Роль образовательных организаций в обучении предпринимателей // В сборнике: Актуальные вопросы развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 20-22.
10. Горденко Н.В. Психологические основы обучения // Вестник СевКавГТИ. - 2010. - № 10. - С. 21-23.
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Богданова Марина Владимировна
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); кандидат филологических наук, доцент Качанова Лариса Александровна Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); кандидат педагогических наук, доцент Белов Сергей Александрович Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)
ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ СРЕДЫ ВУЗА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье раскрываются подходы к формированию профессиональных компетенций у студентов. Авторы раскрывают условия создания мультимедийной образовательной среды. Мультимедийная среда входит в целостный педагогический процесс вуза. Эффективность формирования профессиональных компетенций достигалась применением современных информационных технологий. В статье обсуждаются эффективные инновационные формы активизации познавательного интереса студентов. Внедрение интерактивных электронных образовательных ресурсов (ИЭОР), по мнению авторов, максимально реализует личностный творческий потенциал студента. В статье раскрыты понятия мультимедийных технологий (ММТ). Дан анализ базовых информационных сервисов, создание информационного пространство внутри вуза. В вузе использован современный спектр цифровых каналов коммуникации; позволившие персонализировать маркетинговые материалы для целевой аудитории. Также авторами дана оценка виртуальной информации, которая циркулирует по социальным сетям. К сожалению, эта информация, по их мнению, не отвечает критериям достоверности и качества, часто носит деструктивный характер. В работе предлагаются пути формирования информационной грамотности, информационной культуры студентов путем активного участия преподавателей вуза. Оценивая деструктивность киберреальности, авторами отмечаются стрессирующие психоэмоциональные факторы. Дается анализ негативных влияний на когнитивную сферу студентов. В статье сделаны выводы о необходимости качественных теоретико-методологических и прикладных исследований.
Ключевые слова: мультимедийная образовательная среда, профессиональные компетенции, информационные технологии, электронные образовательные ресурсы.
Annotation. The article reveals approaches to the formation of professional competencies among students. The authors reveal the conditions for creating a multimedia educational environment. The multimedia environment is part of the integral pedagogical process of the university. The effectiveness of the formation of professional competencies was achieved by the use of modern information technologies. The article discusses effective innovative forms of activating the cognitive interest of students. The introduction of interactive electronic educational resources (IEOR), according to the authors, maximizes the student's personal creative potential. The article reveals the concepts of multimedia technologies (MMT). The analysis of basic information services, the creation of an information space within the university is given. The university uses a modern range of digital communication channels, which allowed to personalize marketing materials for the target audience. The authors also gave an assessment of the virtual information that circulates on social networks. Unfortunately, this information, in their opinion, does not meet the criteria of reliability and quality, and is often destructive in nature. The paper suggests ways to form information literacy, information culture of students through the active participation of university teachers. Assessing the destructiveness of cyberreality, the authors note stressful psychoemotional factors. The analysis of negative influences on the cognitive sphere of students is given. The article draws conclusions about the need for qualitative theoretical and methodological and applied research
Keywords: multimedia educational environment, professional competencies, information technologies, electronic educational resources.
Введение. В современном обществе происходит переориентация системы подготовки специалистов в высших учебных заведениях от формирования знаний и умений к развитию компетентной личности. Важной составляющей профессиональной подготовки является формирование профессиональных компетенций, которые позволят существенно повысить качество подготовки конкурентоспособных и востребованных специалистов на рынке труда. Высшие учебные заведения вынуждены были прислушаться к работодателям, которые достаточно требовательно стали относится к отбору персонала. Одним из основных требований современных руководителей является способность сотрудника к самообразованию, самосовершенствованию, пролонгированному повышению профессионального мастерства, творческому применению знаний и навыков в нестандартных ситуациях. Такой подход работодателей способствовал изменению содержания образования в вузах.
По различным данным социологических исследований от 35 до 40% выпускников различных вузов трудоустраиваются по полученной специальности. Более 60% молодых людей на пике своих творческих сил, возможностей остаются за бортом социума, либо пополняя ряды безработных, либо уходя в депрессию, не желая заниматься неквалифицированным трудом в сфере обслуживания. Стало негативной закономерностью работодателей не принимать на работу молодого специалиста, не выдерживающего конкуренцию на рынке труда, не готового войти в динамичные социокультурные трансформации.