Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / COMPETENCIES / INTERACTIVE FORMS OF TEACHING / TEACHING METHODS / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кущев Павел Михайлович, Белевцев Виталий Владимирович, Горденко Наталья Владимировна

Обучение в условиях современного образования строится на инновационных методах. Активные и интерактивные методы, активизирующие мыслительную деятельность, служат умственному развитию личности. В условиях пандемии в России все образование было переведено на дистанционное обучение с применением инфокоммуникационных технологий. Дистанционное обучение в этом контексте позволило передавать фиксированный учебный материал с помощью компьютерных учебных программ, видео- и аудиозаписей; проводить занятия с группами, расположенными в различных аудиториях, местах; передавать отдельные лекции, доклады известных ученых, специалистов, преподавателей-новаторов; проводить телеконференции, диспуты; проводить итоговую аттестацию, защиту выпускных квалификационных работ. В конечном счете, дистанционные средства обучения значительно повышают эффективность усвоения обучающимися информации. Применения интерактивных форм и методов в обучении с применением дистанционных средств, является совершенствование формирования у обучающихся умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кущев Павел Михайлович, Белевцев Виталий Владимирович, Горденко Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS IN MODERN EDUCATIONAL CONDITIONS

Education in the context of modern education is based on innovative methods. Active and interactive methods that activate mental activity serve the mental development of the individual. In the context of a pandemic in Russia, all education was transferred to distance learning using infocommunication technologies. Distance learning in this context has made it possible to transmit fixed educational material through computerized training programs, video and audio recordings; conduct classes with groups located in different classrooms, places; to transmit individual lectures, reports of famous scientists, specialists, innovative teachers; conduct teleconferences, disputes; to carry out final certification, defense of final qualifying works. Ultimately, distance learning tools significantly increase the effectiveness of learners' assimilation of information. The use of interactive forms and methods in teaching with the use of distance means is to improve the formation of students' skills and abilities.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 378.2

заместитель начальника кафедры Кущев Павел Михайлович

Ставропольский филиал

Краснодарского Университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Белевцев Виталий Владимирович

Ставропольский филиал

Краснодарского Университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Горденко Наталья Владимировна

Ставропольский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (г. Ставрополь)

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Обучение в условиях современного образования строится на инновационных методах. Активные и интерактивные методы, активизирующие мыслительную деятельность, служат умственному развитию личности. В условиях пандемии в России все образование было переведено на дистанционное обучение с применением инфокоммуникационных технологий. Дистанционное обучение в этом контексте позволило передавать фиксированный учебный материал с помощью компьютерных учебных программ, видео- и аудиозаписей; проводить занятия с группами, расположенными в различных аудиториях, местах; передавать отдельные лекции, доклады известных ученых, специалистов, преподавателей-новаторов; проводить телеконференции, диспуты; проводить итоговую аттестацию, защиту выпускных квалификационных работ. В конечном счете, дистанционные средства обучения значительно повышают эффективность усвоения обучающимися информации. Применения интерактивных форм и методов в обучении с применением дистанционных средств, является совершенствование формирования у обучающихся умений и навыков.

Ключевые слова: компетенции, интерактивные формы обучения, методы обучения, дистанционное обучение.

Annotation. Education in the context of modern education is based on innovative methods. Active and interactive methods that activate mental activity serve the mental development of the individual. In the context of a pandemic in Russia, all education was transferred to distance learning using infocommunication technologies. Distance learning in this context has made it possible to transmit fixed educational material through computerized training programs, video and audio recordings; conduct classes with groups located in different classrooms, places; to transmit individual lectures, reports of famous scientists, specialists, innovative teachers; conduct teleconferences, disputes; to carry out final certification, defense of final qualifying works. Ultimately, distance learning tools significantly increase the effectiveness of learners' assimilation of information. The use of interactive forms and methods in teaching with the use of distance means is to improve the formation of students' skills and abilities.

Keywords: competencies, interactive forms of teaching, teaching methods, distance learning.

Введение. Методика обучения в условиях современного образования строится на инновационных методах. Инновационные (активные и интерактивные) методы, активизирующие мыслительную деятельность, служащие умственному развитию личности дают ответ дидактике на потребность естественных законов усвоения знаний, открытых психологической наукой. С точки зрения психологии активные методы обучения подразделяют на «три группы методов, наиболее интересных для использования в целях управления формированием мышления. Это методы:

а) программированного обучения;

б) проблемного обучения;

в) интерактивного (коммуникативного) обучения».

Изложение основного материала статьи. Поставить обучающихся в проблемную ситуацию возможно, например, в процессе проведения проблемной лекции, которая опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций тем постановки проблемных вопросов предъявления проблемных задач.

Также проблемную задачу можно решать и применяя метод интерактивного обучения - дискуссию.

Подготовка преподавателя к дискуссии заключается в подготовке узловых вопросов и блоков, охватывающих основное содержание темы; продумывании текста вступительного слова, направленного на завязку дискуссии; подборе основных аргументов и подготовке тезисов; составлении задания наиболее подготовленным студентов выступающих в роли помощника занятия.

В ходе дискуссии нужно создать интеллектуально-эмоциональную атмосферу, побуждающую студентов свободно высказываться, ставить новые вопросы. Эффективными являются профессионально-ориентированные задачи, ориентирующие на поиск причин и мотивов определенных событий и решений, на прогнозирование возможных результатов и следствий. По мере вовлечения обучающихся в совместное решение проблемной задачи начинается коллективное обсуждение, появляется дух состязательности и заинтересованности.

В процессе руководства дискуссией преподавателю необходимо стимулировать коллективные мысли студентов вопросами, ситуациями, примерами, нуждающимися в обсуждении, вызывающими разные мнения и, следовательно - споры; стимулировать активность похвалой, выражением личного интереса. Если появляются конфликтные ситуации или напряженность в группе, эмоциональный накал, следует использовать различные методические приёмы по снятию напряжённости (юмор, шутки). Нельзя забывать о периодическом подведении итогов, фиксирующих успехи в решении одного вопроса и определяющих переход к другому. Подводя итоги дискуссии, важно прийти к положительному результату в пределах отведенного на занятии времени.

Также к активным методам обучения относят и метод «круглого стола». Это коллективный обмен мнениями, совместный поиск истины. Целесообразно чаще использовать этот метод на семинарских

занятиях.

Используя метод «круглого стола» в масштабе учебной группы, преподаватель должен предусмотреть, чтобы тема занятия была злободневной, тесно связанной с будущей профессиональной деятельностью специалиста психологического обеспечения. Необходимо тщательно проработать сценарий занятия, глубоко продумать узловые вопросы, выносимые на обсуждение, заранее назначить студентов - «специалистов», оказывать помощь в поиске источников информации по проблеме занятия. Важно создать на занятии доверительную, доброжелательную атмосферу, разрешить высказывание любых мнений, даже ошибочных, не бояться, если будут отступления от темы и даже реплики. Подводя итоги занятия, необходимо поблагодарить, поощрить студентов, принимавших активное участие в обсуждении проблем «круглого стола».

Деловая игра, повышает интерес обучающихся к занятиям, их активность, усиливает практическую направленность в изучении теоретических проблем.

Требования к деловой игре: игра должна проводиться в атмосфере непринужденности и поиска с привлечением максимального числа участников, должна соответствовать общему уровню подготовки учебной группы.

Правила игры должны быть четко сформулированы и приняты всеми участниками. Непременным условием проведения такого занятия является соревнование, поэтому создаются равные по силе игровые команды, решающие в процессе игры одинаковые задачи. Оценивает действия команд экспертная группа, которая назначается преподавателем. При изучении психологических дисциплин на занятиях можно использовать различные варианты организации и проведения деловых игр, например, имитационные игры, операционные игры, ролевые игры, в которых отрабатываются тактика поведения и действия, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Таким образом, деловые игры изменяют привычную обстановку на занятиях, развивают творческие способности, формируют практические навыки и умения.

«Интеллектуальный штурм». Работа на занятии проводится поэтапно: формулируется проблема, которую необходимо решить, определяются условия коллективной работы, формируются рабочие и экспертная группа; затем проводится тренировочная сессия - разминка; следующий этап - мозговая атака-штурм поставленной проблемы; на заключительных этапах эксперты оценивают и отбирают лучшие идеи и сообщают о результатах мозговой атаки. В конце занятия обсуждаются итоги работы групп.

Решение практических задач с применением разбора конкретных ситуаций и имитационные упражнения значительно сократят временные и материальные затраты по подготовке обучающихся.

Продуктивное использование преподавателем средствами обучения на занятии зависит от выполнения ряда дидактических условий. Основные из них:

- должно быть необходимое количество средств обучения;

- все средства необходимо заранее подобрать, проверить и положить в порядке их применения;

- технические средства (аппаратуру) перед использованием проверить;

- обеспечить достаточное количество учебных пособий для индивидуального использования слушателями.

Преподаватель при выборе метода (методов) обучения, должен базироваться на преимуществах и недостатках каждого из них. Любой метод применяется на основе средств обучения, под которыми в дидактике понимаются объекты, искусственно создаваемые человеком и естественно создаваемые в природе, используемые в учебном процессе в виде представляемой информации, средством деятельности преподавателя и обучающиеся для овладения компетенциями.

Средства обучения - неотъемлемый компонент системы обучения, а также и важнейшая часть технологии обучения.

Все виды средств обучения, несмотря на их различия, обладают ними дидактическими функциями:

- наглядностью, способствующей восприятию и осмыслению учебной информации, формированию представлений и понятий;

- информативностью, являясь непосредственными источниками;

- компенсаторностью, обеспечивающей достижение учебных целей с наименьшими затратами сил и времени обучающихся;

- адаптивностью, то есть поддержание благоприятных условий реализации процесса обучения, обеспечения преемственности знаний;

- интегративностью.

Каждый вид средств обучения имеет свою характеристику, которая обстоятельно отражена в специальных учебных пособиях. Перспективы развития средств обучения рассматриваются в нескольких направлениях:

- свободный доступ обучающихся к источникам информации;

- возможность переструктурирования этой информации, использования различных видов наглядности;

- наличие интерактивных характеристик в обучающих системах.

Эти направления имеют различные решения в зависимости от обучения (очное (заочное), дистанционное с применением новой информационной технологии, а именно: текстовых редакторов, телекоммуникаций, интерактивных мультимедиа, компьютерной робототехники).

Быстрое развитие современных информационных технологий во всем мире в различных сферах общества ведет к совершенствованию производства, науки и техники, культуры, образования и др. Стремительный процесс внедрения 1Т - технологий в обучение в условиях реформы системы образования России, повлек за собой рост требований к уровню и качеству подготовки компетентного специалиста, а также к внедрению активных и интерактивных методов обучения.

Использование новой информационной технологии расширяв с возможности творческой деятельности обучающихся, обеспечивая многократное повторение фрагментов учебного материала, предъявления информации в различных формах, моделирование профессиональных ситуаций, автоматизация обработки данных и др., что особенно важно для придания самостоятельной работе обучающихся поисково-исследовательского характера.

В условиях пандемии в России все образование было переведено на дистанционное обучение с применением инфокоммуникационных технологий.

Дистанционное обучение в этом контексте позволило:

- передавать фиксированный учебный материал с помощью компьютерных учебных программ, видео-и аудиозаписей;

- проводить занятия с группами, расположенными в различных аудиториях, местах;

- передавать отдельные лекции, доклады известных ученых, специалистов, преподавателей-новаторов;

- проводить телеконференции, диспуты;

- проводить итоговую аттестацию, защиту выпускных квалификационных работ.

В конечном счете, в развитии дистанционных средств обучения проявляются, такие как сокращение номенклатуры пособий, расширение функциональных возможностей, создание модульных комплектов специального направления.

Значительно повышают эффективность усвоения обучающимися информации, чтение лекций-презентаций, способствуют закреплению навыков и умений применение обучающих и контролирующих программ по разделам дисциплины, внедрение в процесс использования электронных учебных пособий и учебников, а также создание, внедрение автоматизированных учебных курсов изучения дисциплин, основным достоинством которых являются систематизация и доступность материала изучаемой дисциплины, предоставив возможности студенту обращаться к различным интересующим его разделам (модулям, уровням), а также осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль) овладения знаниями и формирования умений.

Выводы. Проводимые практические занятия интерактивными имитационными методами будут иметь большую эффективность по формированию навыков и умений управления, если для их проведения будут использоваться современные тренажерные комплексы, автоматизированные рабочие места и т. п. Такие тренажерные комплексы, могут использоваться на практических занятиях при изучении любой дисциплины, профессионального модуля, междисциплинарного курса и будут способствовать улучшению формирования профессионально значимых компетенций будущих специалистов. Применения интерактивных форм и методов в обучении, является совершенствование формирования у обучающихся умений и навыков.

Литература:

1. Горденко Н.В. Современные научные подходы к организации образовательного процесса. // Современные наукоемкие технологии №4, 2007. С. 86-87.

2. Горденко Н.В. Проективное образование как способ активизации учебной деятельности студентов. // Современные наукоемкие технологии №4, 2007. С. 87-88.

3. Горденко Н.В. Психологические основы обучения. // Вестник СевКавГТИ. 2010. № 10. С. 21-23.

4. Горденко Н.В. Совершенствование уровня образования на основе роль и задачи преподавателя. // Вестник СевКавГТИ. 2010. № 10. С. 24-25.

5. Цыганкова Е.А., Горденко Н.В., Горденко Д.В. Инновационных методов обучения. // В сборнике: Наука и общество: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов III Международная научно-практическая конференция. 2018. С. 96-102.

6. Горденко Н.В., Горденко Д.В., Потудинский М.В., Зубенко С.С. Формирование профессиональных навыков обучающихся в соответствии с современными требованиями образования. // В сборнике: Гуманитарно-правовые аспекты развития российского общества. Сборник научных трудов по материалам региональной научно-практической конференции. Под редакцией А.В. Власова, Л.Г. Устиновой, В.В. Евдошенко. 2018. С. 123-129.

7. Кущев П.М., Белевцев В.В., Горденко Н.В. Совершенствование организации учебно-воспитательного процесса по формированию у обучающихся профессиональных умений и навыков. // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 253-256.

8. Резеньков Д.Н., Гуц С.И., Горденко Н.В. Современные методы обучения с учетом совершенствования Российского образования. // В сборнике: Время науки. Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. 2019. С. 198-203.

9. Иноценко В.А., Горденко Н.В., Крюкова И.В. Формирование профессионально-ориентированных компетенций современными методиками обучения. // В сборнике: Наука и общество: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов II Международная научно-практическая конференция. Ставрополь, 2020. С. 298-303.

10. Калинин В.В., Горденко Н.В., Кособлик Е.В. Самостоятельная работа как процесс формирования компетенций в образовательной среде вуза. // В сборнике: Время науки. Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2020. С. 304-309.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент кафедры германской филологии Лепшокова Елизавета Ахияевна

Карачаево-Черкесский государственный университет (г. Карачаевск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского и иностранного языков Карасова Светлана Яхьяевна

Северо-Кавказская гуманитарная академия (г. Черкесск)

МЕСТО ПАРАДОКСА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

Аннотация. Статья посвящена месту парадокса в художественном произведении. Парадокс в лингвистике стал темой для научно-исследовательских трудов с 60-х годов в XX веке. Парадокс в качестве языковедческого явления представляет большой интерес для изучения. Его рассматривают как объект с семантической, прагматической, фразеологической, стилистической возможностью. Место парадокса в художественном произведении является объектом исследования в литературе.

Ключевые слова: парадокс, произведение, наука, концепт, симптом, образность, экспрессия, выразительность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.