уровню подготовки. Компетенция частично сформирована - соответствует общим среднему и ниже среднего уровням подготовки. Компетенция не сформирована - соответствует общему низкому уровню подготовки.
Компетенция может быть оценена, пройдя полный цикл формирования, который включает в себя освоение дисциплин и (или) профессионального модуля, а также прохождения практик. Оценивается компетенция на промежуточной аттестации, по результатам решения компетентностно-ориентированного комплексного задания.
Выводы. По результатам анализа уровня сформированности компетенций студентов определяются корректирующие мероприятия содержания и качества образовательной деятельности.
Информация по результатам мониторинга сформированности компетенций собирается, структурируется, анализируется и хранится на каждом уровне, но ни как не отражается в документе государственного образца - дипломе.
В настоящее время образовательная организация, самостоятельно разрабатывая систему оценки результатов образовательных достижений субъекта (специалиста), не имеет нормативно обеспеченного единого системного подхода, что представляет определенную проблему и заслуживает отдельного исследования.
Литература:
1. Горденко Н.В. Формирование академических компетенций на современном этапе развития российского образования. Монография. - Ставрополь: ООО «Издательско-информационный центр «Фабула», 2012. - 160 с.
2. Горденко Н.В. Современные научные подходы к организации образовательного процесса. // Современные наукоемкие технологии №4, 2007. С. 86-87.
3. Горденко Н.В. Проективное образование как способ активизации учебной деятельности студентов. // Современные наукоемкие технологии №4, 2007. С. 87-88.
4. Горденко Н.В., Тищенко Ю.В. Логическое познание и групповые формы учебной работы как способ интенсификации обучения. // Успехи современного естествознания №3, 2008. С. 78-79.
5. Кравченко Т.И., Барсукова А.Д., Горденко Н.В., Скиба В.А. Самостоятельная работа студентов: Методические рекомендации. - Ставрополь: Изд-во СФМГУПИ, 2006. - 74 с.
6. Горденко Д.В., Горденко Н.В., Шапошников Е.В., Горбачев А.В., Павлюк Д.Н. Методика проведения занятий в сложной форме обучения в рамках компетентностного подхода // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20054 (дата обращения: 24.01.2019).
7. Горденко Н.В., Горденко Д.В., Резеньков Д.Н., Шапошников Е.В., Павлюк Д.Н. Инновационное обучение в программе подготовки специалистов // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24872 (дата обращения: 24.01.2019).
8. Захаров Н.М., Горденко Н.В., Резеньков Д.Н., Гончаров М.О., Горденко Д.В. Роль преподавателя на основе психологических свойств учащихся в рамках компетентностного подхода // European Social Science Journal. - 2017. - № 6. С. 256-262.
9. Коняев В.М., Белевцев В.В., Горденко Н.В. Формирование компетенций обучающихся с учетом психологических свойств личности в рамках компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. С. 404-407.
10. Горденко Д.В., Горденко Н.В. Формирование профессиональных компетенций на основе инновационных методов обучения // В сборнике: Общество и личность: гуманизация в условиях информационной и коммуникационной культуры. Сборник научных статей преподавателей, обучающихся вузов, научно-практических работников. - 2018. С. 530-534.
11. Шапошников Е.В., Горденко Д.В., Гальвас А.В. Оценивание образовательных достижений субъекта образовательной сферы (обучаемого) в условиях современного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3. С. 365.
Педагогика
УДК: 378.2
заместитель начальника кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Кущев Павел Михайлович
Ставропольский филиал Краснодарского Университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Белевцев Виталий Владимирович Ставропольский филиал Краснодарского Университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Горденко Наталья Владимировна
Ставропольский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (г. Ставрополь)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Аннотация. К одному из основных направлений развития педагогических теорий в современных условиях относится проблема подготовки творчески активного, профессионально-компетентного специалиста, способного эффективно решать сложные многоплановые задачи в профессиональной деятельности. Это связано с ростом требований к уровню и качеству образования в современных условиях образовательных реформ. Отдельного внимания заслуживает проблема формирования компетенций на основе инновационных методов обучения. В статье рассматривается методы обучения, которые формируют компетентную профессиональную личность.
Ключевые слова: компетенции, интерактивные формы обучения, методы обучения.
Annotation. One of the main directions of development of pedagogical theories in modern conditions is the problem of preparing a creatively active, professionally competent specialist who is able to effectively solve complex multi-faceted tasks in professional activity. This is due to the increasing requirements for the level and quality of education in modern conditions of educational reforms. Separate attention should be paid to the problem of formation
of competencies based on innovative teaching methods. The article discusses the training methods that form a competent professional personality.
Keywords: competences, interactive forms of education, teaching methods.
Введение. К одному из основных направлений развития педагогических теорий в современных условиях относится проблема подготовки творчески активного, профессионально-компетентного специалиста, способного эффективно решать сложные многоплановые задачи в профессиональной деятельности. Это связано с ростом требований к уровню и качеству процесса этой подготовки в современных условиях образовательных реформ. Главное состоит в том, чтобы система обучения в вузах России всеми средствами способствовала возможности развития активной, творческой и образованной личности.
В связи с вышесказанным отдельного внимания заслуживает проблема формирования компетенций на основе инновационных методов обучения, развивающих познавательную активность обучающихся, их творческое мышление, умение практически использовать полученные знания на практике. Для этого необходимо использовать активные и интерактивные методы обучения (тренинги, дискуссии, круглые столы, викторины и д.р.), которые формируют компетентную профессиональную личность.
Изложение основного материала статьи. Образование объективно нуждается в применении инновационных подходов, внедрение которых в учебный процесс позволит формировать у обучающихся профессиональные умения, навыки, компетенции при меньших затратах времени. В процессе совершенствования организации обучения выступает применение интерактивных форм, позволяющих, как было определено ранее, обеспечивать эффективность субъект-субъектных отношений между преподавателем и обучающимися. Чтобы студент стал субъектом обучения, т.е. у него возникла ответная целенаправленная познавательная деятельность. Тогда обучающийся, осознав цель, будет выбирать рациональные средства, научится самостоятельно добывать знания, формировать навыки и умения. Роль преподавателя как организатора процесса обучения возрастает.
Тренинги (упражнения), являясь самой распространенной и достаточно простой формой занятий, используются в процессе обучения на занятиях по с самого начала пребывания студентов в вузе. В последующем, на втором-третьем курсах, упражнения и тренинги по своему содержанию усложняются, на них уже отрабатываются не только выполнение каких-то отдельных нормативов (действий), но и формирование управленческих навыков в осуществлении мероприятий по организации деятельности. К сожалению, эта форма обучения редко используется преподавателями на старших курсах, хотя восемь-десять лет назад ее применение, особенно накануне комплексных государственных экзаменов, позволяло активизировать у студентов управленческие навыки и умения. Тренинги (одиночные, попарные, в малых группах) могут применяться сейчас не только как отдельная форма, но и как эффективный метод в составе других форм занятий.
В имитационных играх, выделяют, модели среды и системы управления. Модель среды - это создаваемая преподавателем обстановка, имитирующая реальную, возникающую в служебной деятельности. Она является входящей информацией для созданной модели управляющей системы, на выходе которой на основе решений игроков, моделирующих действия руководителей, осуществляется управление. По сути, при групповых упражнениях и тренингов, при работе на компьютере преподаватель проводит имитационную игру с обучающимися. В зависимости от учебных целей занятия создается обстановка, имитирующая реальную, которая позволяет вырабатывать или закреплять навыки и умения в уяснении задачи и принятии правильных решений.
Анализ конкретных ситуаций может быть применен при изучении любого модуля образовательной программы и зависит от содержания и логики построения изучаемого материала, темы, а также поставленных целей обучения. При анализе конкретных ситуаций рассматриваются стандартные, подобные и неизвестные ситуации.
Бесспорно, что целесообразно рассмотрение первых двух видов ситуации проводить на младших курсах, а третий - применять на занятиях на старших курсах, особенно на практических занятиях. Продолжительность занятий зависит от ситуации и уровня подготовки студентов. Как правило разбор ситуаций проходит в малых группах для выработки различных всесторонних решений, с последующем анализом решений и представлением информации методом межгрупповых дискуссий.
Ролевые игры позволяют обучающемуся «походить в чужой роли», посмотреть, как бы на себя со стороны. Критический разбор итогов позволяет отметить конструктивный и деструктивный потенциал обучающегося. В ролевых играх тому, кто выполняет роль участника анализируемой ситуации, наряду с ее описанием, выдается инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, какой стратегии придерживаться, какой характер установки изображать, как оценивать сложившуюся ситуацию, какие цели достигать и т.д. Такие же инструкции получают все участники ролевой игры.
Обучаемые, каждый в указанной роли, разыгрывают ситуации, возникающие при отдаче предварительных распоряжений, при организации (подготовке) выполнения задачи. Если все это запечатлеется видеосъёмкой, а затем может быть просмотрено с разбором поведения участников игры, то от такой формы занятий для всех субъектов игры положительный эффект значительно возрастает. Ролевые игры представляют собой не только игру с заданным сценарием с изучением нового материала, но и игру с вхождением в заданный образ. Целесообразным считается проведение ролевых игр с обучающимися старших курсов, уже имеющими определенные навыки, иначе обучающиеся не справятся со своей ролью.
Учебно-ролевые игры развивают репродуктивное, творческое, педагогическое, психологическое мышление, адаптационные свойства и способности в постоянно изменяющейся практике обучения и развития. Четко определенные заранее ролевые функции участников занятия с применением интерактивных технологий позволят продумать возможные варианты реализации приобретенных навыков и умений, в зависимости от сюжетных ходов, предусмотренных сценарием. Это, в свою очередь, облегчит работу педагога и экспертов по оценке уровня развития профессиональной компетентности, в зависимости от меняющейся ситуации в ходе обучения.
В целях совершенствования процесса организации формирования умений и навыков предусмотрены:
1) разработка сценария (поэтапного описания действий участников игры, с изложением основных ее элементов, но с сохранением простора для индивидуально - креативной деятельности);
2) определение средств управления общением;
3) проектирование возможных (положительных и отрицательных) результатов обучения с использованием интерактивных форм и методов.
Обучение с применением интерактивных технологий выстраивается по следующему алгоритму:
1) определение сюжета, выделение проблемных ситуаций, включение различных способов разрешения конфликтных ситуаций;
2) определение способов поведения участников и возможных изменений способов решения проблемы;
3) подбор приемов, которые могут быть использованы для разрешения узловых проблем;
4) в ходе учебной деятельности - предоставление полной самостоятельности каждому участнику для достижения положительного результата;
5) при подведении итогов - детальный анализ действий участников, оценка их деятельности на каждом из этапов игры.
Основой деловой игры может быть только модель профессиональной деятельности в целом, а не ее отдельные элементы.
Моделируемая система в деловой игре рассматривается как динамическая, что проявляется в игре в виде цепочки решений. Решение, принимаемое на основании исходной обстановки, определяет последующие действия игроков. На основе многолучевой задачи и доведенной обстановки игроки организуют деятельность и принимают решение на каждом следующем этапе. В процессе принятия решений участники осуществляют деловое общение и совместную деятельность. Игра базируется на основе доведенной игрокам (коллективам) исходной тактической обстановки, которая должна быть дополнена в процессе проведения игры, поели чего осуществляется выработка, обсуждение и принятие решений. Параллельно без участия игроков осуществляется анализ хода игры руководителями. При этом содержание этапов игры может подвергаться существенной коррекции. В ходе деловой игры формируются профессиональные и должностные навыки и умения принятия управленческих решений; моделируется совместная деятельность (взаимодействие) участников и их общение в процессе выполнения задачи; обеспечивается соответствие деятельности и общения установленным правовым, социальным, профессионально-деятельностным (специальным, технологическим и др.) нормам.
Такие интерактивные формы, как деловые и ролевые игры, могут применяться на занятиях не только с целью развития и закрепления навыков и умений, но и с целью проверки уровня подготовки, т.е. как итоговые формы контроля результатов обучения (формирования умений и профессионально значимых компетентностей) обучаемых.
В целом разработка и применение игровых форм обучения на занятиях - процесс разносторонний, творческий и весьма продуктивный с точки зрения развития профессиональных навыков, умений будущих специалистов. Внедрение его вполне оправдано и практически всегда гарантирует ощутимый результат, повышающий эффективность обучения.
Выводы. Очевидно, что продуктивность любых занятий, а тем более занятий с применением инновационных технологий обучения, зависит, в первую очередь, от личности и роли преподавателя, от его умения строить правильные взаимоотношения с обучающимися, создавать ситуации, в которых курсанты могут максимально проявить свои самые лучшие качества. Поэтому исследование путей повышения эффективности применения интерактивных технологий в формировании умений у обучаемых предполагало и разработку рекомендаций преподавателям, использующим интерактивных формы и методы обучения на учебных занятиях и во внеучебное время. Все, чему обучает преподаватель, он должен демонстрировать на своем примере, а, следовательно, нести ответственность за управление аудиторией в любой, складывающейся в процессе обучения, ситуации, за этические нормы своего поведения, за свою обучающую компетентность, которая позволяет обучать студентов посредством интерактивных технологий. Речь идет, прежде всего, о знании преподавателем законов профессионально-педагогического общения, под последним подразумевается система взаимоотношений педагога и обучающихся, содержанием которого является обмен информацией, познание личности и оказание воспитательного воздействия. Преподаватель выступает как конструктор межличностных отношений, он организует интерактивное взаимодействие и практически является его исполнителем и управленцем.
Применения интерактивных форм и методов обучения является совершенствованием организации учебно-воспитательного процесса по формированию у обучающихся профессиональных умений и навыков. Применяя интерактивные технологии комплексно, системно, опираясь на субъект-субъектные отношения в процессе обучения, преподаватель-новатор может добиться высокого уровня профессиональной компетентности будущих специалистов.
Литература:
1. Горденко Н.В. Формирование академических компетенций на современном этапе развития российского образования. Монография. - Ставрополь: ООО «Издательско-информационный центр «Фабула», 2012. - 160 с.
2. Горденко Н.В. Современные научные подходы к организации образовательного процесса. // Современные наукоемкие технологии №4, 2007. С. 86-87.
3. Горденко Н.В. Проективное образование как способ активизации учебной деятельности студентов. // Современные наукоемкие технологии №4, 2007. С. 87-88.
4. Горденко Н.В., Тищенко Ю.В. Логическое познание и групповые формы учебной работы как способ интенсификации обучения. // Успехи современного естествознания №3, 2008. С. 78-79.
5. Кравченко Т.И., Барсукова А.Д., Горденко Н.В., Скиба В.А. Самостоятельная работа студентов: Методические рекомендации. - Ставрополь: Изд-во СФМГУПИ, 2006. - 74 с.
6. Горденко Д.В., Горденко Н.В., Шапошников Е.В., Горбачев А.В., Павлюк Д.Н. Методика проведения занятий в сложной форме обучения в рамках компетентностного подхода // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20054 (дата обращения: 24.01.2019).
7. Горденко Н.В., Горденко Д.В., Резеньков Д.Н., Шапошников Е.В., Павлюк Д.Н. Инновационное обучение в программе подготовки специалистов // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24872 (дата обращения: 24.01.2019).
8. Захаров Н.М., Горденко Н.В., Резеньков Д.Н., Гончаров М.О., Горденко Д.В. Роль преподавателя на основе психологических свойств учащихся в рамках компетентностного подхода // European Social Science
Journal. - 2017. -№ 6. С. 256-262.
9. Коняев В.М., Белевцев В.В., Горденко Н.В. Формирование компетенций обучающихся с учетом психологических свойств личности в рамках компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. С. 404-407.
10. Горденко Д.В., Горденко Н.В. Формирование профессиональных компетенций на основе инновационных методов обучения // В сборнике: Общество и личность: гуманизация в условиях информационной и коммуникационной культуры. Сборник научных статей преподавателей, обучающихся вузов, научно-практических работников. - 2018. С. 530-534.
Педагогика
УДК:373.31
кандидат педагогических наук, доцент Лаптиева Галина Григорьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательного учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы формирования этической рефлексии у младших школьников. В статье рассматриваются возрастные особенности учащихся начального звена школы, способствующие формированию данного качества, выделены критерии и уровни сформированности этической рефлексии.
Ключевые слова: этическая рефлексия, возрастные особенности младших школьников, критерии и уровни сформированности этической рефлексии.
Annotation. This paper is devoted to the problem of ethical reflection formation in junior schoolchildren. In the paper such aspect as age features of junior schoolchildren which help them to form ethical reflection are examined. Moreover the criteria and level of ethical reflection formation are also examined.
Keywords: ethical reflection, age features of junior schoolchildren, criteria and level of ethical reflection formation.
Введение. В настоящее время приоритет воспитания у детей и молодежи этических ценностей остается крайне актуальным. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования личностными результатами освоения основной образовательной программы называются, в частности, развитие «личной ответственности за свои поступки ... на основе представлений о нравственных нормах», а также «этических чувств, ... эмоционально-нравственной отзывчивости» [4, пп. 10.6, 10.8].
Однако существенные недостатки школы в нравственном воспитании, зачастую, приводят к серьезному несоответствию нравственного поведения школьников внушаемым нравственным знаниям. Поэтому формируя моральные установки и поведение, необходимо создавать условия для рефлексии воспитанником произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в семье, классном и других коллективах.
Изложение основного материала статьи. Особенность рефлексивных процессов обусловлена способностью ребенка к осмыслению себя (собственного опыта, чувств и т.д.). Основой для успешного протекания этих процессов является совокупность этических представлений и ценностей, составляющих основу личностного становления младшего школьника. В процессе этического познания младший школьник набирается морального опыта, опыта выбора решений и поступков нравственного характера. Таким образом формируется его этическое сознание. «Но этического познания и сознания недостаточно. У этого сознания должно быть самосознание. А его образует то, что называется этической рефлексией» (Н.И. Козлов).
Этическую рефлексию следует рассматривать как «деятельность сознания по исследованию своих действий, мотивов и их рациональной и эмоциональной оценке», как «процесс самопознания субъектом внутренних психических актов, внутренних состояний, переживаний в процессе взаимодействия с "другими" и в ходе последующей их оценки» [1]. Этическая рефлексия позволяет ребенку осознать смысл моральных требований и способствует выработке к ним личного отношения.
Возникновение и развитие этической рефлексии является важнейшим условием эффективности нравственного воспитания как непрерывного процесса соотнесения знаний, чувств, поведения школьников с ценностными основаниями жизнедеятельности людей, утверждает А.И. Шемшурина [3].
Наиболее высоким уровнем нравственной воспитанности личности являются не только усвоенные нравственные знания, но и поведение в соответствии с ними. Именно нравственные поступки выражают степень сформированности этической рефлексии.
Возраст 7-11 лет - наиболее сензитивный период для формирования названного качества, чему способствует ряд возрастных особенностей младших школьников. Данный возраст характеризуется появлением осознанной системы представлений о себе, окружающих, о нравственных нормах, на основе которых ребенок строит взаимоотношения с людьми. Знание себя, осознанность отношений с окружающими предполагают анализ, обдумывание оснований собственных поступков, то есть определенный уровень развития этической рефлексии.
Дальнейшее формирование этической рефлексии происходит на основе включения ребенка в учебную деятельность, которая является важной возрастной особенностью и требует от ребенка новых достижений в развитии мышления и других психических процессов.
На развитие рефлексивного мышления ребенка, по Ж. Пиаже, оказывают влияние его общение со сверстниками, созревание, индивидуальный опыт и деятельность. У младшего школьника появляется способность оценивать собственные действия, переживания в процессе взаимодействия с окружающими людьми, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности, что ведет к формированию этической рефлексии.
Мышление оказывает огромное влияние на содержание всех психических функций, в том числе и воображения. В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Развитие воображения ведет к формированию у детей способности