Педагогика
УДК: 378.2
заместитель начальника кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Кущев Павел Михайлович
Ставропольский филиал Краснодарского Университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Рожков Сергей Юрьевич
Ставропольский филиал Краснодарского Университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат технических наук, доцент Горденко Дмитрий Владимирович
Ставропольский филиал Краснодарского Университета МВД России (г. Ставрополь)
К ВОПРОСУ ОЦЕНИВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ
Аннотация. На существующем этапе развития современного образования на ряду с пассивными методами обучения, широкое распространение получили активные и интерактивные формы. Образование объективно нуждается в применении инновационных подходов, внедрение которых в учебный процесс позволит формировать у обучающихся профессиональные умения, навыки, компетенции при меньших затратах времени. При реализации компетентностного подхода в образовании, для определения уровня подготовки обучаемого, учебному заведению предложено самостоятельно разрабатывать и внедрять систему оценки результатов образовательных достижений субъекта (специалиста). Предлагаем на рассмотрение вариант системы оценки результатов образовательных достижений. В целях получения объективной оценки сформированных компетенций, определены уровни сформированности компетенций.
Ключевые слова: компетенции, интерактивные формы обучения, методы обучения.
Annotation. At the current stage of development of modern education, along with passive teaching methods, active and interactive forms are widespread. Education objectively needs the use of innovative approaches, the introduction of which in the educational process will allow students to develop professional skills, skills, competencies at a lower cost of time. When implementing a competence-based approach in education, to determine the level of training of the student, the educational institution was offered to independently develop and implement a system for evaluating the results of educational achievements of the subject (specialist). We offer for consideration a version of the system for evaluating the results of educational achievements. In order to obtain an objective assessment of the formed competencies, the levels of formation of competencies are defined.
Keywords: competences, interactive forms of education, teaching methods.
Введение. Понятия "компетентность", "компетенции", "компетентностный подход", выражают современное образование и ориентируют профессорско-преподавательский состав на усиление практической направленности изучаемых дисциплин.
К одному из основных направлений развития педагогических теорий в современных условиях относится проблема подготовки профессионально-компетентного специалиста. Это связано с ростом требований к уровню и качеству процесса обучения в условиях реформ современного образования и государственной программы «Развития образования», которое заключается в повышении качества образования, с сохранением лидирующих позиций России в международном исследовании качества чтения и понимания текста, в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования, повышением позиций России в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся.
Таким образом, отдельного внимания заслуживает проблема не только формирования компетенций новыми методами обучения, но и методикой оценки сформированности компетенций.
Изложение основного материала статьи. На сегодняшнем этапе развития современного образования на ряду с пассивными методами обучения, широкое распространение получили активные и интерактивные формы. Образование объективно нуждается в применении инновационных подходов, внедрение которых в учебный процесс позволит формировать у обучающихся профессиональные умения, навыки, компетенции при меньших затратах времени. Формы обучения, определяющие взаимодействие преподавателя и обучающихся, являются интерактивными формами.
Наиболее типичный пример для ведомственных вузов - необходимость научить слушателя применять теорию оперативной деятельности при работе по вводной, отражающей конкретную оперативную ситуацию:
- при невозможности полноценного рассмотрения вопроса либо качественной отработки практического задания в рамках одной дисциплины без учета положений других дисциплин. Так, сложно себе представить занятие по проблемам привлечения к конфиденциальному сотрудничеству, на котором не рассматриваются вопросы психологии.
Ролевые функции с применением интерактивных технологий выстраивается по следующему алгоритму:
1) описание ситуаций с рассмотрением нескольких путей решения;
2) подборка методов, приемов решения проблемных ситуаций;
3) предоставление самостоятельности участникам для творческого подхода решения поставленной задачи;
4) подведение итогов с оцениванием действий участников.
Основой данной формы может быть только модель профессиональной деятельности в целом, а не ее отдельные элементы. Моделируемая система рассматривается как динамическая, что проявляется в игре в виде цепочки решений. Решение, принимаемое на основании исходной обстановки, определяет последующие действия игроков, на основе многоэтапной задачи и доведенной обстановки, игроки организуют деятельность и принимают решение на каждом следующем этапе. В процессе принятия решений участники осуществляют деловое общение и совместную деятельность. Игра базируется на основе доведенной игрокам (коллективам) исходной ситуационной обстановки, которая должна быть дополнена в процессе проведения игры, после чего осуществляется выработка, обсуждение и принятие решений.
Эффективность различных видов с применением инновационных подходов к обучению взаимосвязана от мастерства преподавателя, умений преподносить учебный материал, выбранных технологий обучения, от его правильных доброжелательных взаимоотношениях с обучающимися, создавать ситуации, в которых обучаемые могут максимально проявить свои самые лучшие качества, поэтому исследование путей повышения эффективности современных технологий обучения в формировании умений предполагало и
разработку рекомендаций преподавателям, использующим данные методики в учебное и внеучебное время. Преподаватель должен нести ответственность за управление аудиторией в любой ситуации, за этические, профессиональные нормы, за свою коммуникативную компетентность, позволяющую ему обучать посредством интерактивных технологий. Имеется ввиду взаимодействия обучающихся и обучающего представляющих систему обмена информацией, раскрытие внутренних возможностей личности.
Таким образом, одним из основных путей повышения эффективности комплексного применения интерактивных форм и методов обучения, является совершенствование процесса воспитания, обучения по формированию у обучающихся компетенций разного характера, опираясь на субъект-субъектные отношения в процессе обучения.
При этом важно, чтобы контроль и высокая требовательность к обучаемым отвечал следующим требованиям: систематичность, сочетание различных форм контроля, всесторонность и объективность.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по оценке качества подготовки обучающихся и выпускников, выполняются путем определения уровня освоения дисциплин и уровня сформированности компетенций.
На данном этапе реализации компетентностного подхода в образовании, для определения уровня подготовки обучаемого, учебному заведению предложено самостоятельно разрабатывать и внедрять систему оценки результатов образовательных достижений субъекта (специалиста).
Предлагаем на рассмотрение вариант системы оценки результатов образовательных достижений, включающей в себя:
Виды контроля: текущий контроль, рубежный контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестации.
Текущий контроль проводится для проверки качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучаемых и совершенствования методики проведения учебных занятий.
Рубежный контроль проводится для обобщения результатов обучающегося по учебной дисциплине за семестр. Он может проводиться в случаях, если не проводится промежуточная аттестация. Оценка за семестр выставляется, как округлённое по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок в баллах. Если обучающийся в ходе текущего контроля оценен повторно, учитывается последняя оценка.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена (зачета), с целью определить уровень освоения дисциплины, через оценку приобретенных знаний, умений и сформированных навыков.
Промежуточная аттестация по профессиональному модулю проводится в форме квалификационного экзамена, с целью определить уровень сформированности компетенций, через оценку способности применять приобретенные знания, умения и сформированные навыки, для осуществления определенного вида деятельности.
Для проведения квалификационного экзамена проведения назначается комиссия, в состав которой (как правило председателем комиссии) входит представитель заказчика.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускной квалификационной работы или (и) государственного экзамена, с целью:
установить уровень подготовки выпускника образовательного учреждения к выполнению профессиональных задач;
проверить и оценить соответствие его подготовки требованиям ФГОС и (или) квалификационным требованиям;
решить вопрос о присвоении выпускнику квалификации по полученной специальности (направлению профессиональной переподготовки) и выдаче документов об образовании соответствующего образца.
Методы контроля: устная фронтальная беседа, письменный опросы, с использованием материально-технических средств обучения.
Формы контроля: устный индивидуальный опрос, тестирование, контрольный опрос, решение ситуационных задач, выполнение заданий, выполнение нормативов, решение компетентностно-ориентированных задач.
Порядок начисления баллов по оценкам соответствующих определенным уровням подготовки обучаемого (пятибалльная система оценки образовательных достижений обучаемого).
Критерии оценки:
Критерии общих уровней подготовки;
Критерии уровней подготовки по результатам тестирования и контрольного опроса;
Критерии уровней подготовки по результатам индивидуального собеседования;
Критерии уровней подготовки по результатам решения ситуационных задач и выполнения заданий;
Критерии уровней подготовки по результатам выполнения нормативов;
Критерии уровней подготовки по результатам решения компетентностно-ориентированных задач;
Критерии оценки уровней сформированности компетенций;
Критерии оценки рубежного контроля;
Критерии оценки для промежуточной аттестации;
Контроль образовательных достижений субъекта (специалиста), проводится во всех видах учебных занятий, определенными методами и формами контроля обучения, для определения уровня подготовки обучаемого.
Уровень подготовки у субъекта (специалиста), оценивается наличием и качеством: приобретенных знаний и умений, а также сформированных навыков и компетенций.
Для объективного определения уровня результатов (высокий, средний, ниже среднего, низкий) образовательных достижений субъекта (специалиста), вырабатываются различные критерии оценки, отраженные в рабочей программе учебной дисциплины (профессионального модуля).
Оценка образовательных достижений обучаемого осуществляется по пяти бальной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). В ходе текущего контроля или аттестации, при показе обучаемым определенного уровня подготовки, ему выставляется соответствующая оценка, которой начисляется соответствующее количество баллов.
В целях получения объективной оценки сформированных компетенций, необходимо определить уровни сформированности компетенций. Компетенция полностью сформирована - соответствует общему высокому
уровню подготовки. Компетенция частично сформирована - соответствует общим среднему и ниже среднего уровням подготовки. Компетенция не сформирована - соответствует общему низкому уровню подготовки.
Компетенция может быть оценена, пройдя полный цикл формирования, который включает в себя освоение дисциплин и (или) профессионального модуля, а также прохождения практик. Оценивается компетенция на промежуточной аттестации, по результатам решения компетентностно-ориентированного комплексного задания.
Выводы. По результатам анализа уровня сформированности компетенций студентов определяются корректирующие мероприятия содержания и качества образовательной деятельности.
Информация по результатам мониторинга сформированности компетенций собирается, структурируется, анализируется и хранится на каждом уровне, но ни как не отражается в документе государственного образца - дипломе.
В настоящее время образовательная организация, самостоятельно разрабатывая систему оценки результатов образовательных достижений субъекта (специалиста), не имеет нормативно обеспеченного единого системного подхода, что представляет определенную проблему и заслуживает отдельного исследования.
Литература:
1. Горденко Н.В. Формирование академических компетенций на современном этапе развития российского образования. Монография. - Ставрополь: ООО «Издательско-информационный центр «Фабула», 2012. - 160 с.
2. Горденко Н.В. Современные научные подходы к организации образовательного процесса. // Современные наукоемкие технологии №4, 2007. С. 86-87.
3. Горденко Н.В. Проективное образование как способ активизации учебной деятельности студентов. // Современные наукоемкие технологии №4, 2007. С. 87-88.
4. Горденко Н.В., Тищенко Ю.В. Логическое познание и групповые формы учебной работы как способ интенсификации обучения. // Успехи современного естествознания №3, 2008. С. 78-79.
5. Кравченко Т.И., Барсукова А.Д., Горденко Н.В., Скиба В.А. Самостоятельная работа студентов: Методические рекомендации. - Ставрополь: Изд-во СФМГУПИ, 2006. - 74 с.
6. Горденко Д.В., Горденко Н.В., Шапошников Е.В., Горбачев А.В., Павлюк Д.Н. Методика проведения занятий в сложной форме обучения в рамках компетентностного подхода // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20054 (дата обращения: 24.01.2019).
7. Горденко Н.В., Горденко Д.В., Резеньков Д.Н., Шапошников Е.В., Павлюк Д.Н. Инновационное обучение в программе подготовки специалистов // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24872 (дата обращения: 24.01.2019).
8. Захаров Н.М., Горденко Н.В., Резеньков Д.Н., Гончаров М.О., Горденко Д.В. Роль преподавателя на основе психологических свойств учащихся в рамках компетентностного подхода // European Social Science Journal. - 2017. - № 6. С. 256-262.
9. Коняев В.М., Белевцев В.В., Горденко Н.В. Формирование компетенций обучающихся с учетом психологических свойств личности в рамках компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. С. 404-407.
10. Горденко Д.В., Горденко Н.В. Формирование профессиональных компетенций на основе инновационных методов обучения // В сборнике: Общество и личность: гуманизация в условиях информационной и коммуникационной культуры. Сборник научных статей преподавателей, обучающихся вузов, научно-практических работников. - 2018. С. 530-534.
11. Шапошников Е.В., Горденко Д.В., Гальвас А.В. Оценивание образовательных достижений субъекта образовательной сферы (обучаемого) в условиях современного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3. С. 365.
Педагогика
УДК: 378.2
заместитель начальника кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Кущев Павел Михайлович
Ставропольский филиал Краснодарского Университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Белевцев Виталий Владимирович Ставропольский филиал Краснодарского Университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Горденко Наталья Владимировна
Ставропольский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (г. Ставрополь)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Аннотация. К одному из основных направлений развития педагогических теорий в современных условиях относится проблема подготовки творчески активного, профессионально-компетентного специалиста, способного эффективно решать сложные многоплановые задачи в профессиональной деятельности. Это связано с ростом требований к уровню и качеству образования в современных условиях образовательных реформ. Отдельного внимания заслуживает проблема формирования компетенций на основе инновационных методов обучения. В статье рассматривается методы обучения, которые формируют компетентную профессиональную личность.
Ключевые слова: компетенции, интерактивные формы обучения, методы обучения.
Annotation. One of the main directions of development of pedagogical theories in modern conditions is the problem of preparing a creatively active, professionally competent specialist who is able to effectively solve complex multi-faceted tasks in professional activity. This is due to the increasing requirements for the level and quality of education in modern conditions of educational reforms. Separate attention should be paid to the problem of formation