Научная статья на тему 'Формирование готовности будущих учителей начальной школы к преподаванию предмета «Окружающий мир»'

Формирование готовности будущих учителей начальной школы к преподаванию предмета «Окружающий мир» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1742
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПРЕДМЕТ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" / ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / МЕЖНАУЧНЫЕ СВЯЗИ / THE INTEGRATED SUBJECT "WORLD AROUND" / NATURAL-SCIENCE AND PUBLIC AFFAIRS EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING OF ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS / TEACHING TECHNIQUE / COMPETENCE-BASED APPROACH / RATING SYSTEM / INTERSCIENTIFIC COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осокина Валентина Николаевна

В статье рассматривается авторский подход к формированию профессиональной готовности будущих учителей начальной школы в процессе изучения дисциплины «Методика преподавания предмета «Окружающий мир»», основанный на положениях системно-деятельностного и компетентностного подходов. Показаны цель, задачи и элементы содержания этой учебной дисциплины и её значение в формировании у младших школьников целостной картины мира. Раскрыты возможности рейтинговой системы учета достижений обучающихся в оценке уровня сформированности компетенций и развития профессиональной готовности будущих учителей начальной школы. Обозначено место разработанного подхода в сложившейся в вузе системе профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осокина Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS OF FUTURE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS FOR TEACHING THE SUBJECT "WORLD AROUND"

The author presents his own approach to formation of professional readiness of future elementary school teachers in the course of studying discipline "A technique of teaching the subject "World around", which is grounded on system activity and competence-based approaches. This paper shows the purpose, tasks and elements of the content of this subject matter and its value in formation at younger school students of a complete picture of the world. The author discloses possibilities of rating system to take into account achievements of students to assess level of formation of competences and development of professional readiness of future elementary school teachers. The publication shows the place which the developed approach occupies in the system of vocational training of bachelors of pedagogical education in higher education institution.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности будущих учителей начальной школы к преподаванию предмета «Окружающий мир»»

УДК 378.017.91 ББК 74.489.8 0 75

В.Н. Осокина

Старший преподаватель кафедры начального и дошкольного образования филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске; E-mail [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

( Рецензирована )

Аннотация. В статье рассматривается авторский подход к формированию профессиональной готовности будущих учителей начальной школы в процессе изучения дисциплины «Методика преподавания предмета «Окружающий мир»», основанный на положениях системно-деятельностного и компетентност-ного подходов. Показаны цель, задачи и элементы содержания этой учебной дисциплины и её значение в формировании у младших школьников целостной картины мира. Раскрыты возможности рейтинговой системы учета достижений обучающихся в оценке уровня сформированности компетенций и развития профессиональной готовности будущих учителей начальной школы. Обозначено место разработанного подхода в сложившейся в вузе системе профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования.

Ключевые слова: интегрированный предмет «Окружающий мир», естественно-научное и обществоведческое образование, профессиональная подготовка учителей начальной школы, методика преподавания, компетентност-ный подход, рейтинговая система, межнаучные связи.

V.N. Osokina

Senior Lecturer of the Department of Primary and Preschool Education, Branch of the Stavropol State Pedagogical Institute in Zheleznovodsk; E-mail: [email protected]

FORMATION OF READINESS OF FUTURE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS FOR TEACHING THE SUBJECT "WORLD AROUND"

Abstract. The author presents his own approach to formation of professional readiness of future elementary school teachers in the course of studying discipline "A technique of teaching the subject "World around", which is grounded on system - activity and competence-based approaches. This paper shows the purpose, tasks and elements of the content of this subject matter and its value in formation at younger school students of a complete picture of the world. The author discloses possibilities of rating system to take into account achievements of students to assess level of formation of competences and development of professional readiness of future elementary school teachers. The publication shows the place which the developed approach occupies in the system of vocational training of bachelors of pedagogical education in higher education institution.

Keywords: the integrated subject "World around", natural-science and Public Affairs education, vocational training of elementary school teachers, a teaching technique, competence-based approach, rating system, interscientific communications.

Федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы (ФГОС НОО) предъявляет особые требования к образовательному компоненту «Окружающий мир». Для обеспечения качественного преподавания данного предмета школе требуется учитель методически компетентный, умеющий осуществлять исследовательскую и инновационную деятельность [1].

Учебный предмет «Окружающий мир» - интегрированный по содержанию, что представляет трудность как для его восприятия младшими школьниками, так и для преподавания. В содержании предмета выделяются две основные области знаний - естественнонаучная и обществоведческая. Основываясь на применении инте-гративных методик и технологий обучения, необходимо сформировать у будущих учителей начальной школы естественно-научные и обществоведческие компетенции для работы с младшими школьниками [2].

Для профессиональной подготовки бакалавра педагогики методика преподавания предмета «Окружающий мир» (МППОМ) является важной учебной дисциплиной. Цель освоения дисциплины - владение выпускником современными методиками и технологиями ведения образовательной деятельности по предмету «Окружающий мир» в начальной школе с последующим формированием у учащихся целостного представления о картине мира [3].

В системе профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы учебная дисциплина «Методика преподавания предмета «Окружающий мир»» решает следующие задачи:

- интегрирует представления у учащихся начальных классов об окружающей среде;

- определяет статус учебного предмета «Окружающий мир» в сложившейся системе начального образования;

- формирует у учащихся основы знаний о сущности и содержании окружающего мира;

- обеспечивает преемственность между усвоенными знаниями и формами, методами и приёмами работы с материалом естественно-научной и обществоведческой направленности;

- способствует формированию у детей основ научного мировоззрения;

- раскрывает исторические этапы становления и развития методических идей по ознакомлению учащихся начальных классов с природной и социальной средой;

- исследует содержание современных концепций обучения младших школьников основам естествознания и обществознанию;

- формирует у обучающихся умение самостоятельно разрабатывать урочное (внеурочное) занятие по предмету «Окружающий мир»;

- позволяет осуществлять отбор учебного материала, готовить демонстрационные и наглядные пособия и материалы;

- вырабатывает у учителя начальной школы собственные взгляды и профессиональную позицию относительно методики преподавания предмета.

На наш взгляд, в профессиональной подготовке учителя начальной школы методика преподавания предмета «Окружающий мир» включает следующие структурные разделы:

1. Педагогические основы методик преподавания предмета «Окружающий мир».

1. Содержание учебного предмета «Окружающий мир».

2. Современные образовательные технологии в обучении предмету «Окружающий мир».

3. Методы ознакомления младших школьников с окружающим миром.

4. Формы обучения предмету «Окружающий мир».

5. Информационная образовательная среда.

6. Формирование экологической культуры младшего школьника в процессе изучения предмета «Окружающий мир».

Успешность подготовки будущего учителя начальной школы зависит от уровня развития его методической компетенции. Учебные издания по курсу методики помогают обучающимся усвоить основы методических знаний в предметной области [3-4].

Методика преподавания предмета «Окружающий мир» имеет свой объект и предмет исследования, сложившийся тезаурус научных представлений, теоретико-методологические основания,

методы познания окружающей действительности. Это позволяет выделить её среди других методик обучения младших школьников.

Методика преподавания предмета «Окружающий мир» имеет межнаучные связи с различными областями научного знания: философией, психолого-педагогическими, естественными, общественными и социальными науками.

Философия служит фундаментальной основой гуманитарных наук. Она предлагает универсальные подходы, модели и методы научного познания общих законов, принципов и способов исследования окружающего мира. На основании диалектической теории познания формируется методика развития представлений и понятий в сознании обучающегося.

Педагогика расширяет теорию и практику преподавания предмета

«Окружающий мир» представлениями из теории обучения и воспитания, что обусловливает использование идей компетентностного и системно-деятельностного подходов в формировании у учащихся универсальных учебных действий [5-7].

Психология рассматривает закономерности и механизмы психического развития детей в этом возрастном периоде онтогенеза. Их учёт должен быть принят во внимание при проектировании содержания материала предмета «Окружающий мир» по годам обучения, планировании различных видов деятельности на занятиях. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» корректируется в связи с развитием опыта и познавательных способностей обучающихся.

Таким образом, методика преподавания предмета «Окружающий мир» является разделом педагогической науки, связанной с обучением и воспитанием детей младшего школьного возраста в области естественных и обществоведческих наук.

Авторский подход к организации методики преподавания предмета «Окружающий мир» реали-зовывался в филиале ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Же-лезноводске на кафедре начального и дошкольного образования со студентами по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) согласно требованиям ФГОС ВО нового поколения.

Методическая подготовка обучающихся была направлена на овладение интерактивными и активными педагогическими технологиями, методами и формами обучения с учётом позиций личностно-ориентрованного подхода в обучении. Использование идей компетентностного подхода было направлено на формирование необходимых компетенций

обучающихся для реализации учебно-методических задач при осуществлении педагогической деятельности. Процесс профессиональной подготовки был ориентирован на формирование готовности преподавателей вуза к реализации образовательной программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов и развития у преподавателей способности использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов.

Основные формы организации учебных занятий по методике преподавания предмета «Окружающий мир» реализуются следующим образом:

- на лекциях стимулируется потребность в усвоении описания способов деятельности, связанных с формированием компетенций;

- на лабораторных и практических занятиях стимулируется потребность в усвоении обучающимися соответствующих способов деятельности и упражнения в их выполнении при пооперационном контроле над выполнением и самоконтроле;

- на педагогической практике при подготовке к занятиям со школьниками и их проведении стимулируется усвоение соответствующих способов деятельности с контролем над её конечным результатом.

Важное значение имеют самостоятельные занятия обучающихся и эффективное руководство этой деятельностью преподавателем.

Таким образом, для успешного формирования компетенций необходимо использовать все основные формы организации учебных занятий в комплексе, учитывая особенности индивидуальной учебной деятельности студентов. Отсюда можно сделать вывод о необходимости

построения преподавателем индивидуальных маршрутов обучения студентов с учётом мотивов и познавательных интересов, психофизиологических качеств каждого обучающегося, закономерностей формирования компетенций [8].

В рабочей программе по методике преподавания предмета «Окружающий мир» нами определены темы для самостоятельного изучения с целью развития у обучающихся навыков работы с книгой, конспектирования и реферирования текстов.

Виды самостоятельной работы включают:

- аудиторную работу (лаборато-рно-практические занятия, контрольные проверочные задания, работа с книгой, деловые игры и

др.);

- внеаудиторную работу (конспектирование лекций, работа с учебником, подготовка к практическим и лабораторным занятиям, контрольным работам и семинарам, написание докладов, рефератов, составление кроссвордов, моделей, решение и оформление ситуационных задач, работа над выполнением курсового и дипломного проектов, подготовка к внутрисеместровой и промежуточной аттестации).

Таким образом, использование современных методов обучения студентов позволяет построить индивидуальный маршрут обучения и активизировать их учебно-познавательную деятельность.

Основой критериев для оценивания сформированности компетенции является демонстрируемый обучаемыми уровень самостоятельности в применении полученных в ходе изучения учебной дисциплины знаний, умений и навыков.

Формирование элементов компетенций происходит поэтапно в ходе освоения дисциплины при изучении теоретического материала, выполнении лабораторных и иных видов заданий. Виды деятельности обучающихся на аудиторных

занятиях и в процессе самостоятельной подготовки по каждому разделу дисциплины отражены в технологической карте дисциплины, представленной в фонде оценочных средств. При помощи разнообразных оценочных средств, перечень которых представлен в паспорте фонда оценочных средств по дисциплине, на занятиях осуществляется текущий контроль формирования знаний, умений, навыков и опыта деятельности. В состав УМК входит фонд оценочных средств по дисциплине, предназначенный для проведения текущей и рубежной аттестации обучающихся, показатели и критерии оценивания элементов компетенций по каждому оценочному средству.

Для оценивания сформированное™ компетенций мы учитываем демонстрируемые обучающимися уровни самостоятельности в применении полученных в ходе изучения методики преподавания предмета «Окружающий мир» знаний, умений и навыков.

На пороговом уровне обучающиеся демонстрируют 60% сформированных компетенций, что свидетельствует о недостаточной самостоятельности практического навыка.

На повышенном уровне обучающиеся показывают 80% сформированных компетенций, это достаточный уровень самостоятельности практического навыка.

На продвинутом уровне - 90-100% сформированных компетенций, это

высокий уровень самостоятельности, высокая адаптивность практического навыка.

В ходе освоения дисциплины нами была использована рейтинговая система учета учебных достижений студентов. Эта система предполагает дифференциацию содержания изучаемой дисциплины на учебные модули и систематическую оценку в течение семестра знаний, умений и навыков студентов, составляющих основу формируемых компетенций. Уровень их развития оценивается в рейтинговых баллах, которые фиксировались и регистрировались в листе учета учебных достижений студентов и суммировались в течение всего периода обучения по дисциплине.

Методика преподавания предмета «Окружающий мир» - это педагогическая наука. Структура МППОМ - целостная система, источником развития которой являются потребности общества и уровень развития системы образования [4; 9].

Таким образом, разработанный нами подход к формированию у будущего учителя начальной школы готовности к преподаванию инте-гративного предмета «Окружающий мир» вначальнойшколе, основанный на идеях системно-деятельностного и компетентностного подходов, является элементом сложившейся в учреждении системы профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования.

Примечания:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. № 1426 // ИПП Гарант. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71200970/

2. Козина Е.Ф. Методика обучения предмету «Окружающий мир». М., 2014.

3. Смирнова М.С. Методика преподавания предмета «Окружающий мир». М., 2016.

4. Миронов A.B. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе. Ростов н/Д, 2013.

5. Дёмкина Е.В. Методические принципы профессионального воспитания будущего специалиста // Общественные науки. 2011. № 5. С. 132-138.

6. Martin J. The Education of John Dewey. A Biography. N.Y., 2002.

7. Петьков B.A., Реутова Л.П. Концептуальные основы развития универсальных учебных действий младших школьников // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2014. Вып. 2(136). С. 52-58.

8. Гринько М.А., Петьков В.А. Подготовка будущих учителей к проектированию индивидуальных маршрутов обучения старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2009. Вып. 3. С. 24-28.

References:

1. The federal state educational standard of higher education oriented to training of 44.03.01 Teacher education (an undergraduate level) approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on December 4, 2015 No. 1426 // IPP Garant. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71200970/

2. Kozina E.F. Methods of teaching "The world around us" subject. M., 2014.

3. Smirnova M.S. Methods of teaching "The world around us" subject. M., 2016.

4. Mironov A.V. Technology of studying the course "The world around us" in elementary school. Rostov-on-Don, 2013.

5. Demkina E.V. Methodical principles of professional education of a future expert // Social Sciences. 2011. No. 5. P. 132-138.

6. Martin J. The Education of John Dewey. A Biography. N.Y., 2002.

7. Petkov V.A., Reutova L.P. Conceptual bases for the development of universal educational activities of junior schoolchildren // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2014. Iss. 2 (136). P. 52-58.

8. Grinko M.A., Petkov V.A. Training of future teachers for designing individual guide of teaching senior pupils // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2009. Vol. 3. P. 24-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.