Научная статья на тему 'Формирование и проверка компетенций обучающихся'

Формирование и проверка компетенций обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
975
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ / ПРОВЕРКА КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY / QUALITY OF STUDENTS TRAINING / COMPETENCE CONTROL / STUDENTS TRAINING MODEL / HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горностаева Алефтина Викторовна, Ефремов Леонид Георгиевич

Рассмотрена проблема формирования новой образовательной технологии, а также средства для определения качества освоения студентами учебного материала. Предлагается оценивать результаты обучения интегральным применением традиционных и инновационных методов и средств оценки учебных достижений. Приведены некоторые новые методы для определения уровня формирования компетенций студента: стандартизированный тест; модульно-рейтинговая система; портфолио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горностаева Алефтина Викторовна, Ефремов Леонид Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SHAPING AND EVALUATION OF COMPETENCY TRAINING

The article deals with the problem of new educational technology, as well as the means of evaluating the quality of students' learning experience. The article suggests the assessment of academic performance results through the integral use of both traditional and innovative methods. Some new methods of student competence development evaluation are given in the article, such as standardized tests, rating systems and cumulative files.

Текст научной работы на тему «Формирование и проверка компетенций обучающихся»

Литература

1. Васильева Л.Н. Аспекты использования профессионально ориентированных задач в математической подготовке бакалавров технических факультетов по направлению 210300 - Радиотехника // Математика. Образование: материалы XVII Междунар. конф. двуязычное (билингваль-ное) обучение в системе общего и высшего профессионального образования: материалы I Междунар. симпозиума. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009. С. 169.

2. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / под ред. А.И. Подольского; вступ. ст. А.И. Подольского. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 480 с.

3. Гоигорьева Н.В., Васильева Л.Н. Синергетический подход в преподавании теории вероятностей и математической статистики на специальности «Радиотехника» // Математика. Экономика. Образование: материалы XVI Междунар. конф. Ростов-на/Д., 2008. С. 229-230.

4. Зальцман А.М. Развитие основ технического мышления в общеобразовательной школе // Школа и производство. 1988. № 11. С. 3-6.

5. Мухина М.В. Развитие технического мышления у будущего учителя технологии и предпринимательства средствами системы познавательных заданий: дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2003.

6. Осташков В.Н. Практикум по решению математических задач инженерными методами: учеб. пособие. Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. 204 с.

7. Планида С.И. Дидактические условия формирования технического мышления студентов ССУЗа при изучении общеобразовательных дисциплин // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009. № 1. С. 104-107.

ВАСИЛЬЕВА ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА - старший преподаватель кафедры телекоммуникационных систем и технологий, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (OLN2402@mail.ru).

VASILEVA LIDIYA NIKOLAEVNA - senior teacher of Telecommunication Systems and Technologies Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary._________________

УДК 378.02-021.412

А.В. ГОРНОСТАЕВА, Л.Г. ЕФРЕМОВ ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОВЕРКА КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ключевые слова: формирование образовательной технологии, качество подготовки студентов, проверка компетенции, модели подготовки обучающихся, высшая школа. Рассмотрена проблема формирования новой образовательной технологии, а также средства для определения качества освоения студентами учебного материала. Предлагается оценивать результаты обучения интегральным применением традиционных и инновационных методов и средств оценки учебных достижений. Приведены некоторые новые методы для определения уровня формирования компетенций студента: стандартизированный тест; модульно-рейтинговая система; портфолио.

A.V. GORNOSTAEVA, L.G. EFREMOV THE SHAPING AND EVALUATION OF COMPETENCY TRAINING

Key words: development of educational technology, quality of students training, competence control, students training model, higher school.

The article deals with the problem of new educational technology, as well as the means of evaluating the quality of students’ learning experience. The article suggests the assessment of academic performance results through the integral use of both traditional and innovative methods. Some new methods of student competence development evaluation are given in the article, such as standardized tests, rating systems and cumulative files.

Цель высшего профессионального образования (ВПО) - подготовка компетентных специалистов, востребованных на рынке высокотехнологичного и наукоёмкого труда в условиях быстро меняющихся технологий и постоянно растущего объёма актуальных технических и научных знаний.

Современный этап развития системы ВПО связан с переходом на новую образовательную модель подготовки специалистов, основанную на компетенциях, которыми должен обладать выпускник вуза, чтобы успешно вести профессиональную и социальную деятельность в условиях динамичного социально-экономического развития современного общества.

В результате такой подготовки выпускник станет конкурентным на рынке труда, компетентным, ответственным, свободно владеющим своей профессией и ориентированным в смежных областях деятельности, способным к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовым к постоянному, профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Построение компетентностной образовательной модели ВПО включает разработку новых моделей подготовки на базе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Привычный инструментарий образовательного процесса ориентированный на усвоение и закрепление знаний (реже умений и навыков), приобретенных в результате изучения конкретных учебных дисциплин, недостаточен для формирования у студента заявленных во ФГОС компетенций.

Следовательно, перед российскими вузами в ближайшие годы стоит задача - выработать образовательные технологии и научиться формировать оценочные средства, которые позволяют:

- формировать у студентов требуемые образовательной программой общекультурные и профессиональные компетенции;

- проводить объективную комплексную оценку сформированных компетенций [4].

Оптимальным путем формирования образовательных технологий и систем оценки качества подготовки студентов при реализации новых ФГОС является сочетание традиционных подходов и средств, выработанных в истории отечественной высшей школы, и инновационных подходов, опирающихся на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт. При этом постепенно традиционные средства обучения и контроля следует совершенствовать в русле компетентностного подхода, а инновационные средства адаптировать для широкого применения в российской вузовской практике [4].

Общим вектором изменения образовательных технологий должны стать активизация студента, повышение уровня его мотивации и ответственности за качество освоения образовательной программы.

ФГОС определяет, что «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, различного рода тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов» [4]. Стандарты третьего поколения требуют, чтобы до 20% учебных занятий проводились в интерактивной форме с использованием мультимедийной техники [2. С. 22].

Под интерактивным обучением подразумевается обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации студентов, образовательный процесс для которых проходит в групповой совместной деятельности [4].

Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с педагогом, но и друг с другом, активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

Мощным мотивационным стимулом является наличие в программе дисциплины курсовых работ, проектов или рефератов.

Если в учебном плане нет этих видов работ, то можно варьировать уровнем сложности заданий. Однако следует учитывать, что один и тот же обучающий метод может одновременно мотивировать одних студентов и является причиной снижения мотивации для других.

Усилению внутренней мотивации способствуют:

- обоснование необходимости изучения курса и связь его с другими дисциплинами;

- использование на занятиях новейших технологий;

- проведение конкурсов курсовых работ и рефератов;

- подготовка докладов;

- включение творческих, исследовательских элементов в задания лабораторных работ и практических занятий;

- уверенность в том, что материал курса пригодится в дипломном проектировании и работе после окончания университета;

- организация работы группами;

- реализация проектного метода.

Положительно мотивирован должен быть и второй участник образовательного процесса в вузе - преподаватель.

Авторитарными приказами внедрять инновации невозможно. Этот процесс зависит от профессионального мастерства, творческого потенциала, инновационной активности преподавателя, его психолого-педагогической и коммуникативной компетентности, владения интерактивными технологиями [3].

Новые модели подготовки потребуют смены структуры и состава фонда оценочных средств.

При проектировании компетентностно-ориентированных образовательных программ необходимо обеспечить переход от компетенций выпускников, сформулированных в ФГОС ВПО, к планируемым результатам обучения на уровне знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые должен приобрести обучающийся в процессе освоения образовательной программы. Это позволит преподавателям формулировать и оценивать компетенции обучающихся, применяя активные формы и технологии обучения.

Согласно требованиям ФгОс, высшее учебное заведение обязано гарантировать качество подготовки, в том числе путем разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников.

Норма качества в высшем (а теперь, с введением ФГОС, и в среднем, и в общем) профессиональном образовании устанавливается государственными образовательными стандартами [1. С. 5].

Оценивание результатов обучения обеспечивается интегральным применением традиционных и инновационных методов и средств оценки учебных достижений, включая тесты, типовые и индивидуальные задания, контрольные и курсовые работы, экзамены и др. При этом необходимо делать акцент на формирование на основе полученных знаний, умений и навыков соответствующих компетенций.

Для определения уровня формирования компетенций студента, прошедшего соответствующую подготовку, методические рекомендации предлагают использовать новые методы. Наиболее распространенными из них являются стандартизированные тесты с дополнительным творческим заданием и рейтинговая система оценки.

Стандартизированный тест обеспечивает хорошую обратную связь преподавателя с обучаемыми: тесты можно проводить по мере необходимости, скорость выполнения теста определяется самим студентом. В конце теста выставляется оценка, не зависящая от настроения преподавателя, его отношения к конкретному учащемуся. Тесты экономят время на контроль, но предполагают большую предварительную работу преподавателя по подготовке и компоновке тестовых заданий.

Структурированный тест позволяет выполнить ряд важных задач:

- формирование положительной мотивации к процессу учения за счет применения новых информационных технологий;

- проверка не только знаний, но и компетенций, так как тест не является полностью закрытым;

- создание ситуации успеха для каждого учащегося, так как имеется возможность работы в индивидуальном темпе;

- воспитание ответственности, самооценки и самоконтроля;

- развитие учебно-интеллектуальных и учебно-организационных умений и т.д.

При использовании структурированных тестов результаты достигаются

при меньших затратах времени без ухудшения качества оценки знаний. Немаловажным преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым учеником, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у студентов, с другой - существенно экономит время преподавателя.

Необходимо отметить, что тест отвечает целям любого вида контроля -предварительного, текущего, промежуточного, итогового.

Модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов включает в себя две подсистемы:

1) модульное построение учебного процесса по дисциплине;

2) рейтинговую систему оценки знаний студентов.

Модульное построение учебного процесса предполагает структурирование содержания каждой учебной дисциплины на дисциплинарные модули.

Рейтинговая система основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности студентов, предусмотренных учебными планами, в течение определенного промежутка времени. При рейтинговой системе все знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в процессе изучения дисциплины, оцениваются в баллах.

Целью модульно-рейтинговой системы оценки знаний студентов является получение комплексной, объективной и достоверной оценки качества работы студентов в процессе изучения ими отдельных учебных дисциплин и основной образовательной программы в целом.

Таким образом, модульно-рейтинговая система позволяет объективно контролировать всю учебную деятельность студентов, стимулирует познавательную активность и помогает им планировать свое учебное время.

Еще один перспективный метод - портфолио. Направлен на поиск новых форм и методов комплексной оценки достижений студентов и преподавателей, способов развития качеств личности, необходимых для творческой самоорганизации и самопрезентации своих компетентностей на рынке труда.

Прежде всего, портфолио - современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности, вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированной деятельности и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях, максимально приближенных к требованиям реальной жизни.

Кроме этого портфолио - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определённый период его образовательной деятельности.

Таким образом, формирование новых моделей выпускников, оценивание их компетенций возможны только при условии создания новой образовательной среды вуза, призванной стимулировать развитие профессорско-преподавательского состава в направлении овладения новыми методами и образовательными технологиями, организационными формами и оценочными средствами. В условиях конкурентной ситуации на рынке труда необходимо осуществить переход на новую образовательную модель подготовки специалистов, основанную на компетенциях, которыми должен обладать выпускник высшего учебного заведения.

Литература

1. Белоцерковский А.В. О «качестве» и «количестве» образования // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 3-10.

2. Ким И.Н., Лисиенко С.В. Формирование базовых составляющих профессиональной компетентности преподавателя в рамках ФгОс // Высшее образование в России. 2012. № 1. С. 16-24.

3. Федоров О.В. Стратегии инновационной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2012. 275 с.

4. Формирование и проверка компетенций: фонды оценочных средств, новые образовательные технологии: проект методических рекомендаций [Электронный ресурс] // Национальный фонд подготовки кадров: сайт. 1^1.: http://univer.ntf.ru/DswMedia/proektmetodicheskixrekomendaciy.doc.

ГОРНОСТАЕВА АЛЕФТИНА ВИКТОРОВНА - доцент кафедры управления инновационной деятельностью, Нижегородский государственный технический университет, Россия, Н. Новгород (dq773@mail.ru).

GORNOSTAEVA ALEFTINA VIKTOROVNA - assistant professor of Innovations Management Chair, Nizhni Novgorod State Technical University, Russia, Nizhni Novgorod.

ЕФРЕМОВ ЛЕОНИД ГЕОРГИЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор кафедры электроснабжения промышленных предприятий, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (efremov1@chuvsu.ru).

EFREMOV LEONlD GEORGIEVICH - doctor of economics sciences, professor of Electric Power Industry Char, Chuvash Stats University, Russia, Cheboksary.

УДК 378.016:811.1:004

Л.А. МЕТЕЛЬКОВА

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Ключевые слова: информатизация лингвистического образования, информационно-коммуникационные технологии, профессиональная детальность.

Дан анализ психолого-педагогической литературы, посвященной исследованию возможностей информационно-коммуникационных технологий в подготовке специалистов в условиях высшей школы, а также формирования готовности их использования в профессиональной деятельности, дана оценка состояния проблемы информатизации лингвистического образования.

L.A. METELKOVA

INFORMATISATION OF LINGUISTIC EDUCATION AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Key words: linguistic education informatization, information communication technologies, professional activity.

In this article the author analyses psychological and educational works dealing with the study of opportunities provided by the use of information communication technologies to train specialists in colleges and universities, and with the preparation for using them in professional activities. The author also assesses the current state of the linguistic education informatization problem.

Отличительной особенностью развития современного общества является активное использование средств информационных технологий во всех сферах деятельности человека, что приводит к повышению требований к профессиональным кадрам, в частности к их уровню владения информационными технологиями. В настоящее время любой образованный человек, тем более специалист высшей квалификации, должен иметь представление о возможностях информационных технологий, уметь использовать их при решении профессиональных задач. В связи с этим одной из приоритетных задач системы образования является подготовка людей к жизни и деятельности в новых для них условиях информационного мира.

Принципиально новых подходов требует и проблема информатизации самого образования не только как стратегически важное направление развития собственно системы, но и как фундаментальная научная проблема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.