8. Назаревич А.Ф. Пословицы и поговорки народов Дагестана. / А.Ф. Назаревич. - Махачкала: Изд-во Юпитер, 1997. - 154 с.
Педагогика
УДК 378.2
начальник кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Кущев Павел Михайлович
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат философских наук Коняев Владимир Михайлович Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Горденко Наталья Владимировна
Ставропольский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (г. Ставрополь)
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИИ
Аннотация. Совокупность категорий «знания», «умения», «навыки» ложатся в основу таких понятий как «компетенция» и «компетентность». Анализ научных трудов по проблематике компетентностного подхода позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время нет однозначного определения понятиям «компетенция» и «компетентность». В статье представлены определения понятиям «знания», «умения», «навыки», «компетенция» и «компетентность». Особенную актуальность категории «знание», «умение», «навыки», «компетенции» приобретают в образовательной сфере, в целом и в среде получения профессионального образования, в частности. Следовательно, реализуя требования к выпускнику высшего учебного заведения как к специалисту, обладающему знаниями и умениями, способным решать задачи, стоящие перед ним в практической деятельности, возникла необходимость в разработке и внедрении в образовательный процесс компетентностного подхода преподавания.
Ключевые слова: знания, умения, навыки, компетенции.
Annotation. The totality of the categories of "knowledge", "skills", "skills" form the basis of such concepts as "competence" and "competence". An analysis of scientific papers on the issues of the competence-based approach allows us to conclude that at present there is no unambiguous definition of the concepts of "competence" and "competence". The article presents definitions for the concepts of "knowledge", "skills", "skills", "competence" and "competence". The categories of "knowledge", "skill", "skills", "competences" acquire particular relevance in the educational sphere, in general, and in the environment of obtaining professional education, in particular. Therefore, realizing the requirements for a graduate of a higher educational institution as a specialist with knowledge and skills, able to solve the problems facing him in practical activities, it became necessary to develop and implement a competency-based approach to teaching in the educational process.
Key words: knowledge, skills, skills, competencies.
Введение. Знаниям отводится большое значение, так как обучением на начальном этапе жизни занимаются родители, далее детские сады, школы. В зависимости от уровня знаний ученики могут получить среднее специальное или среднее профессиональное образование (колледжи, техникумы и т.д.), получить высшее образование (институты, академии, университеты) двух степеней: бакалавриат или магистратура и в дальнейшем получить специализированные формы подготовки (аспирантура, переподготовка, ассистентура-стажировка), целью которых является получение профессии.
Для того, чтобы быть специалистом в какой-либо области жизнедеятельности в совокупности со знаниями, необходимы умения и практический опыт. Классический случай становления специалиста, профессионала, это получение знаний в какой-либо сфере под руководством наставников, затем необходимо овладеть умениями в этой же сфере.
Упорядочение требований заключается в группировании их по научным направлениям (в квалификационных требованиях они сгруппированы по видам деятельности специалиста). Внутри каждой группы, в первую очередь, записываются требования к знаниям специалиста, имеющим общетеоретический характер в данной области науки, в последовательности, по возможности соответствующей логике данной науки (или логике соответствующей ей учебной дисциплины).
Затем, на основе полученных знаний, формируются навыки, так как без них в новых условиях выполнить какую-либо работу очень сложно. Причем, в отличие от автоматических действий, навыки формируются относительно долго. У некоторых обучаемых присутствует желание скорейшего совершенствования получаемых навыков. Получение собственного практического опыта таким образом может «отбить охоту» к обучению.
Переходя к слагающемуся умению, посредством полученных знаний, мы видим сознательно выполняемые действия, их уровень, конечно, имеет определенные рамки, которые ограничиваются все теми же полученными нами ранее знаниями, умения можно считать промежуточным этапом между знаниями и приобретенным практическим опытом. Обучаемый, получив знания в определенной области, приступает к формированию умений по усвоенному материалу для того, чтобы в последующем применить свои знания и умения на практике.
Таким образом, требование «уметь», содержащее различную сущность действия с объектом деятельности, или при единой сущности действий - различные по физической, социальной и другой природе объекта действия, или и то и другое вместе, разделяются на несколько требований, каждое из которых содержит одно по своей сущности действие и один или несколько однородных по своей физической, социальной и другой природе объектов действия специалистов.
Изложение основного материала статьи. С получением практического опыта, обучаемый четко может распределить свои знания и умения, полученные в процессе обучения. Он может проанализировать имеющийся «багаж знаний», и в случае необходимости его дополнить. Практический опыт, получаемый обучаемым при проведении стажировок, помогает ему видеть свою принадлежность, чувствовать свою востребованность как специалиста в профессиональной деятельности.
Одним из критериев качества усвоения знаний является способность правильно применить полученные знания в дальнейшем на практике, то есть формирование умений и навыков. Умения и навыки формируются в процессе многократного выполнения человеком однотипных действий, и в последующем создают возможность выполнения схожих действий уже не только в привычной обстановке, но и в условиях изменения окружающей обстановки.
Умения, полученные человеком, способы производства тех или иных действий, взаимосвязаны с понятиями «знания» и «навыки». При освоении порядка и последовательности действий, их повторении, получении знаний о способе выполнения этих действий у обучающегося формируются навыки, которые могут принести ему пользу. Получение умений и навыков также является одним из основных элементов образовательного процесса. Умения вырабатываются посредством
повторения одних и тех же способов выполнения действий, по определенным правилам, шаблонам, в определенном порядке.
Для отображения требования «уметь» в элементах массива знаний необходимо исходить из следующих соображений. Каждое требование «уметь» предусматривает объект действия и само действие, выраженное конкретно или в обобщенном виде его сущностью. В некоторых случаях в формулировке требования «уметь» могут содержаться и указания на методы или средства, которые должен использовать специалист при осуществлении данного действия. Очевидно, что для того, чтобы специалист смог сознательно, уверенно и правильно выполнить указанное действие, ему необходимы соответствующие знания:
- о свойствах предмета действия, существенных для совершения указанного в требовании действия;
- о сущности данного действия с предметом;
- о современных и перспективных методах осуществления данного конкретного действия или данного вида действий;
- о современных и перспективных средствах осуществления действия (вида действий).
Информация по этим вопросам содержится в соответствующих элементах массива знаний (темах, учебных вопросах) учебной дисциплины. Перечень наименований этих тем и учебных вопросов образует перечень единичных элементов знаний, подлежащих усвоению, соответственно данному требованию «уметь».
Преподавателю для планирования, организации и проведения учебного процесса необходима информация о том, каких учеников ему предстоит обучать. А именно, необходима информация:
- об уровне имеющегося у слушателей образования - кто, что и когда окончил;
- об уровне подготовленности слушателей - объем и качество усвоенных ими на предыдущем этапе обучения и имеющихся на момент приема в вуз или к началу изучения учебной дисциплины знаний, умений и навыков;
- профессионально-психологические характеристики на каждого слушателя - направленность личности на определенный вид деятельности, интеллектуальные и физические способности, социальная позиция.
Каждый работодатель желает получить грамотного знающего специалиста, чтобы не тратить время на его дообучение. Но только одних знаний недостаточно для их успешного применения на практике с первого раза. Поэтому кроме знаний каждый обучаемый должен обладать умениями и навыками.
Умения представляют собой быстрое и четкое выполнение определенных последовательных действий, основанных на знаниях и приобретённых навыках в определенной предметной области деятельности. Другими словами, умения опираются на приобретенные знания.
Любую поставленную задачу можно выполнять различными способами, но главными критериями выполнения является время и количество произведенных операций. В соответствии с вышесказанным, задача должна выполняться в кратчайшие сроки и по самому оптимальному алгоритму с минимальными затратами.
Умения - определенный промежуточный этап в освоении новых способов деятельности, которые основываются на полученных знаниях. Умения тесно связаны с навыками, точнее, формирование навыков напрямую зависит от получения обучающимся умений.
В психологии и педагогике понятия «умения» и «навыки» соотносятся по-разному. Педагоги-практики утверждают, что умение - это способность к действию, совершаемому полностью осознанно, и не достигшему наивысшей степени сформированности. В то же время, навыки - это способность к действию, совершаемому подсознательно, и достигшему наивысшей степени сформированности. Умение - это некий начальный этап формирования нового действия, опирающийся на полученные знания. Последующее практическое использование этих знаний способствует формированию некоторых операционных свойств и характеристик, позволяющих вносить корректировки в осуществление действий, промежуточные шаги процесса перестают осознаваться, и обдумываемые действия формируются в автоматические навыки.
Навыки бывают практические и теоретические. Практические навыки так же называют опытом или практическим опытом. Навык может получить любой человек, т.к. это многократно повторяемая операция, которая не требует умственного напряжения.
Еще одним свойством человеческого мозга, необходимым для получения знаний, является способность человека обучаться. Под обучением в данном контексте понимается способность мозга запоминать все свои решения, правильные и неправильные. Первые приносят человеку чувство удовлетворения, вторые - вызывают огорчение. Но и те, и другие ложатся в копилку знаний. Практический опыт человек начинает приобретать с самого рождения и продолжает всю свою жизнь до глубокой старости. Обучаясь выполнять те или иные действия, человек что-то делает правильно, а где-то совершает ошибки. Процесс обучения сопровождается эмоциональным восприятием окружающей действительности, и правильно выполняемые действия приносят человеку радость, ошибочные, соответственно, огорчение, разочарование, а в некоторых случаях - и физическую боль. Со временем всё, что делалось не так, - забывается, а правильные действия усваиваются, образуя жизненный опыт.
На рынке труда большинство объявлений для устройства на работу содержит фразу «Имеет практический опыт работы». Это, в первую очередь, связано с тем, что работодатель желает всегда найти работника, которого не надо обучать, а только ввести в курс дел. Знания и умения, наряду с навыками, есть компоненты основы обучения, выступающие со стороны педагога в виде средств и базовых компонентов содержания деятельности, а со стороны обучающегося - в виде её продуктов усвоения.
Практический опыт - это есть опыт, полученный на практике эмпирическим путем; события, факты, моменты, которые человек пережил лично, ощутил своими органами чувств; знания, приобретенные им в ходе осуществления какой-либо деятельности, в ходе повседневных действий, либо в ходе эксперимента. Практический опыт необходимо нарабатывать. Наличие такого опыта является одним из необходимых условий компетенции.
Наполняя наше существование практическим опытом, совершенствуется наш внутренний опыт, касающейся любой сферы, начиная от способности правильно-мыслия, а также способности практического преодоления возникших трудностей на жизненном пути, недопущении повтора негативных моментов испытанных на собственном практическом опыте жизни. Практический опыт постоянно подпитывается приходящими знаниями и умениями, в последующем формируя совершенного человека.
Как же понимается смысл выражения «практический опыт»? Как правило, практический опыт работы определяется стажем занимаемой должности, который должен составлять не менее трех лет. В процессе получения практического опыта работник выполняет свои функциональные обязанности, определяет свои пробелы в теоретических знаниях и умениях и имеет возможность учиться у людей, которые давно занимаются этой деятельностью. Другими словами, перенимают опыт у более подготовленных сотрудников и используют его в своей деятельности.
Практический опыт - отобранная, проанализированная и освоенная информация о действительности, через призму деятельности, выраженная в определенных практических знаниях, умениях, навыках. Практический опыт педагога может
выступать частью его знания. Другими словами, практика есть один из способа применения знания, полученной ранее информации, в профессиональной или иного рода деятельности. Опыт, как явление, есть результат практической деятельности. Стоит помнить, что каждый практический опыт нуждается в рефлексии или анализе, с помощью которого осмысляется и приобретается полученная информация.
Совокупность категорий «знания», «умения», «навыки» ложатся в основу таких понятий как «компетенция» и «компетентность». Анализ научных трудов по проблематике компетентностного подхода позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время нет однозначного определения понятиям «компетенция» и «компетентность».
Компетенция - совокупность качеств, знаний, умений, практического опыта, которая показывает, что человек является специалистом в своей области деятельности. Данная совокупность позволяет человеку максимально качественно решать самые различные задачи в определенной области знаний или деятельности. В основном применяется для обозначения профессионального уровня или для обозначения степени имеющихся у человека познаний.
Особая необходимость прочувствования на себе пережитых моментов, будь то положительный опыт или отрицательный, впоследствии говорит о правильном и устойчивом формировании личности.
Проходя определенные жизненные этапы, личность сталкивается с проблемами и явлениями, и становится понятно, как данная личность, имея определенный статус, наделяется соответствующими правами и обязанностями, тем самым, определяется ее место в обществе, позволяя определить четкую фиксацию компетентности.
Понятие компетентности носит более субъективный характер. Оно представляет собой совокупность компетенций, которыми обладает индивидум, а также его личностного отношения к ним. Компетентность имеет более выраженную практическую направленность. Она представляет собой не только набор компетенций, но и способность индивидуума их усваивать, применять на практике, развивать и совершенствовать. Компетентность, так же, как и практический опыт, формируется в течение всей жизни человека, проявляется в практической деятельности, во взаимоотношениях с другими людьми, в индивидуальных профессиональных и личностных качествах, готовности решать возникающие проблемы, способствующие личностной самореализации и определению принципов и жизненных позиций человека.
Компетентность - наличие у человека компетенции, то есть у данного субъекта присутствуют определенные знания, умения, навыки, практический опыт, которые дают ему возможность объективно оценивать окружающую обстановку, принимать верные решения.
Особенную актуальность категории «знание», «умение», «навыки», «компетенции» приобретают в образовательной сфере, в целом и в среде получения профессионального образования, в частности. Следовательно, реализуя требования к выпускнику высшего учебного заведения как к специалисту, обладающему знаниями и умениями, способным решать задачи, стоящие перед ним в практической деятельности, возникла необходимость в разработке и внедрении в образовательный процесс компетентностного подхода преподавания. Конечной целью компетентностного подхода можно считать сформированную модель специалиста в определенной сфере профессиональной деятельности. Компетентностный подход в современном профессиональном обучении имеет своей целью сформировать профессиональные и общие компетенции обучаемого, направленные на способность практической реализации данных компетенций в своей профессиональной деятельности.
Преподаватели высшей школы в своей педагогической деятельности осуществляют постоянный поиск и апробирование различных инновационных подходов, форм, методов проведения занятий, направленных на повышение качества знаний обучаемого, его практических умений, способности воплотить полученные знания на практике. Все вышеперечисленное является неотъемлемой частью преподавания различных дисциплин в учебных заведениях.
Выводы. По нашему мнению, сочетание или комбинирование различных форм и методов обучения при проведении занятий по специальным дисциплинам позволяют добиться успешного формирования профессиональных компетенций обучаемого. К их числу следует отнести высокую активность, трудоспособность, неутомимость, желание добиваться успеха, как в своей профессиональной деятельности, так и в личной жизни, коммуникабельность, желание и способности выделять себя как лидера, не бояться ответственности, обладание твердостью в характере и умение в нужный момент принимать решения, способность убеждать других и, конечно, это честность и порядочность.
Несомненно, что при сочетании различных методов и форм обучения, не должна теряться целевая установка занятия, в зависимости от его вида, обучаемые должны либо изучить, либо отработать на практике полученные по теме проводимого занятия знания. Сочетание различных форм и методов проведения занятия вносит в его проведение необычность, интерес, актуальность использования полученных знаний в последующей деятельности обучающегося. Несомненным положительным эффектом в проведении занятия, достижения и реализации его целей, направленности на достижение целей формирования профессиональных компетенций служит проведение занятий в форме деловой игры.
При проведении занятий с использованием данного метода, обучаемые выполняют определенные действия, связанные с их непосредственной предстоящей профессиональной деятельностью. С использованием данного метода можно проводить практические и семинарские занятия по всем дисциплинам высшего учебного заведения.
Литература:
1. Горденко Н.В., Цыганкова Е.А., Горденко Д.В., Белевцев В.В. и др. Особенности формирования компетентностно-ориентированной личности в различных областях обучения: монография / Под общ. ред. Н.В. Горденко. - Ставрополь: СЕКВОЙЯ, 2021. - 260 с.
2. Иноценко В.А., Горденко Н.В., Крюкова И.В. Формирование профессионально-ориентированных компетенций современными методиками обучения // В сборнике: Время науки. Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2020. - С. 298-303.
3. Калинин В.В., Горденко Н.В., Кособлик Е.В. Самостоятельная работа как процесс формирования компетенций в образовательной среде вуза // В сборнике: Время науки. Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2020. - С. 304-309.
4. Резеньков Д.Н., Гуц С.И., Горденко Н.В. Современные методы обучения с учетом совершенствования Российского образования. // В сборнике: Время науки. Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. -2019. - С. 198-203.
5. Рыжов А.В., Пожидаев С.В., Коняев В.М., Белевцев В.В., Горденко Н.В. Диагностика и оценка уровня сформированности компетенций // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 11-1. - С. 200-204.
6. Горденко Д.В., Резеньков Д.Н., Горденко Н.В. Формирование компетенций инновационными методами обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-2. - С. 116-118.
7. Кущев П.М., Белевцев В.В., Горденко Н.В. Совершенствование организации учебно-воспитательного процесса по формированию у обучающихся профессиональных умений и навыков // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-2. - С. 253-256.
8. Цыганкова Е.А., Горденко Н.В., Горденко Д.В. Совершенствование уровня образования на основе инновационных методов обучения // В сборнике: Наука и общество: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов III Международная научно-практическая конференция. - 2018. - С. 96-102.
9. Горденко Н.В. Роль образовательных организаций в обучении предпринимателей // В сборнике: Актуальные вопросы развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 20-22.
10. Горденко Н.В. Психологические основы обучения // Вестник СевКавГТИ. - 2010. - № 10. - С. 21-23.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Воронина Ирина Романовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема компетентностного подхода в профессиональном образовании. Обозначается аспект формирования социально-коммуникативной компетентности. Выделяется значимость реализации социального и коммуникативного потенциала личности. Анализируются источники исследования социально-коммуникативной компетентности в среде вуза. Исследуется проблема формирования способов социально-коммуникативной адаптации. Выделяется понятие «социально-коммуникативная компетентность» в условиях вузовской подготовки. Разрабатывается структура формирования социально-коммуникативной компетентности. Уделяется внимание основным видам специфических компетенций. Раскрываются особенности профессионального становления личности будущего специалиста. Выделяются структурные компоненты социально-коммуникативной компетентности личности студента. Подчеркивается значимость организационно-педагогических условий для развития социально-коммуникативных навыков. Обозначаются основные направления подготовки специалиста: теоретическая, практическая, психологическая подготовка. Оптимизация профессионально-педагогической деятельности обеспечивает эффективное личностно-профессиональное становление будущего специалиста. Формирование навыков социального поведения студента позволяет повысить уровень коммуникативных умений. Рассмотрение управленческой функции профессиональной подготовки обеспечивает эффективное развитие социально-коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: компетентность, межличностное взаимодействие, социальная компетентность, коммуникативная компетентность, социально-коммуникативная компетентность, высшее профессиональное образование.
Annоtation. The article deals with the actual problem of the competence-based approach in vocational education. The aspect of the formation of social and communicative competence is indicated. The importance of the implementation of the social and communicative potential of the individual is highlighted. The sources of the study of social and communicative competence in the university environment are analyzed. The problem of formation of ways of social and communicative adaptation is investigated. The concept of "social and communicative competence" in terms of university training is singled out. A structure for the formation of social and communicative competence is being developed. Attention is paid to the main types of specific competencies. The features of the professional development of the personality of the future specialist are revealed. The structural components of the socio-communicative competence of the student's personality are singled out. The importance of organizational and pedagogical conditions for the development of social and communicative skills is emphasized. The main areas of specialist training are indicated: theoretical, practical, psychological training. Optimization of professional and pedagogical activity ensures the effective personal and professional development of the future specialist. Formation of student's social behavior skills allows to increase the level of communication skills. Consideration of the managerial function of vocational training ensures the effective development of social and communicative competence.
Key words: competence, interpersonal interaction, social competence, communicative competence, social and communicative competence, higher professional education.
Введение. Социально-экономические и общественно-политические перемены в современном российском образовании требует делать акцент на перестройку общественного и индивидуального сознания педагогических сотрудников и обучающихся. Важным направлением выступает предприимчивость, управление, практичность, адаптивность и компромиссность, так называемые социально желательными свойствами личности будущего специалиста. В этом случае необходимо учитывать психолого-педагогические и социально-организационные условия формирования социально-коммуникативной компетенции в системе высшего образования.
Обеспечивая формирование социально-коммуникативной компетентности личности студента, тем самым происходит овладение психолого-педагогическим инструментарием межличностного взаимодействия, которое позволит реализовать социальный и коммуникативный потенциал в профессионально-педагогической среде.
Залогом успешного профессионального становления будущего специалиста в заведомо изменяющихся условиях жизнедеятельности является формирование навыков социального поведенческого сценария, отвечающих требованиям современной социально-профессиональной действительности через коммуникативное взаимодействие. Социальная ориентированность и адаптированность личностно-коммуникативного опыта обеспечивают формирование способов социального значимого поведения в профессионально-педагогической среде вуза.
Формулировка цели статьи - теоретически обосновать и выделить структуру формирования социально-коммуникативной компетентности будущих специалистов в системе высшего профессионального образования.
Изложение основного материала статьи. Профессиональная подготовка студентов вуза несомненно является одной из приоритетных задач современного высшего образования. Динамическое развитие. Внедрение инновационных