Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горденко Наталья Владимировна, Горденко Дмитрий Владимирович, Резеньков Денис Николаевич

Обучающиеся неспециальных факультетов на занятиях получают необходимые сведения по языку и методике работы над ним, однако этого времени недостаточно для выработки нужных умений и навыков. Экспериментально установлено, что хорошее владение иностранным языком можно получить за 300-350 часов самостоятельной работы, которая является продолжением аудиторных занятий, но многие обучающиеся и при этих условиях не достигают нужных результатов. Это является следствием того, что обучающиеся не умеют правильно организовать свою самостоятельную работу. Ежедневные часовые занятия иностранным языком по представленной схеме обеспечивают подавляющему большинству обучающихся неспециальных факультетов выполнение поставленной перед ними цели, и смогут пользоваться иностранным языком для получения дополнительных знаний согласно их личным интересам и потребностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горденко Наталья Владимировна, Горденко Дмитрий Владимирович, Резеньков Денис Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INDEPENDENT FOREIGN LANGUAGE LEARNING

Students of non-special faculties in the classroom receive the necessary information on the language and methods of working on it, but this time is not enough to develop the necessary skills and abilities. It has been experimentally established that a good command of a foreign language can be obtained in 300-350 hours of independent work, which is a continuation of classroom studies, but many students do not achieve the desired results even under these conditions. This is a consequence of the fact that students do not know how to properly organize their independent work. Daily one-hour foreign language lessons according to the presented scheme ensure the vast majority of students of non-special faculties fulfill their goals, and will be able to use a foreign language to gain additional knowledge according to their personal interests and needs.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

8. Самерханова Э.К., Круподерова Е.П., Панова И.В. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования. - Н. Новгород: Мининский университет, 2020. - 50 с. ISBN 978-5-85219-694-1.

9. Voronin D.M., Koloskova T.A. and Astafieva O.A. Innovative Master's program "Digital Pedagogy" / SHS Web of Conferences 113, 00031 (2021). [Электронный ресурс]: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2021/24/shsconf_ictp2021_00031.pdf (дата обращения: 02.08.2021). https://doi.org/10.1051/shsconf/202111300031

10. Voronin D.M., Nechaev A.V., Voronina E.G. Learning with the use of distance learning technologies or what digital tools should a teacher possess? / SHS Web of Conferences 113, 00032 (2021). [Электронный ресурс]: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2021/24/shsconf_ictp2021_00032.pdf (дата обращения: 02.08.2021). https://doi.org/10.1051/shsconf/202111300032

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук Горденко Наталья Владимировна

Ставропольский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (г. Ставрополь); кандидат технических наук, доцент Горденко Дмитрий Владимирович Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат технических наук, доцент Резеньков Денис Николаевич Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)

ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Обучающиеся неспециальных факультетов на занятиях получают необходимые сведения по языку и методике работы над ним, однако этого времени недостаточно для выработки нужных умений и навыков. Экспериментально установлено, что хорошее владение иностранным языком можно получить за 300-350 часов самостоятельной работы, которая является продолжением аудиторных занятий, но многие обучающиеся и при этих условиях не достигают нужных результатов. Это является следствием того, что обучающиеся не умеют правильно организовать свою самостоятельную работу. Ежедневные часовые занятия иностранным языком по представленной схеме обеспечивают подавляющему большинству обучающихся неспециальных факультетов выполнение поставленной перед ними цели, и смогут пользоваться иностранным языком для получения дополнительных знаний согласно их личным интересам и потребностям.

Ключевые слова: знания, умения, самостоятельная работа, иностранный язык.

Annotation. Students of non-special faculties in the classroom receive the necessary information on the language and methods of working on it, but this time is not enough to develop the necessary skills and abilities. It has been experimentally established that a good command of a foreign language can be obtained in 300-350 hours of independent work, which is a continuation of classroom studies, but many students do not achieve the desired results even under these conditions. This is a consequence of the fact that students do not know how to properly organize their independent work. Daily one-hour foreign language lessons according to the presented scheme ensure the vast majority of students of non-special faculties fulfill their goals, and will be able to use a foreign language to gain additional knowledge according to their personal interests and needs.

Keywords: knowledge, skills, independent work, foreign language.

Введение. Современному рынку труда необходимы специалисты, обладающие не только определенным набором профессиональных знаний, - они должны быть максимально адаптированы к профессии и рабочему месту, быстро включаться в рабочий процесс с момента своего трудоустройства, быть компетентными в решении всех профессиональных вопросов в своей области и ориентированными на максимальный результат своей деятельности. В этих условиях на вузы возлагается задача формирования компетентностно-ориентированной личности, обладающей необходимыми знаниями, навыками и умениями получаемой профессии.

Главной же целью обучающегося в учебном заведении является получение знаний. Зачастую, количество получаемых знаний ограничивается содержанием учебного плана того или иного учебного заведения. В результате у обучаемого человека формируются убеждения, которые получаются из реальных фактов и аргументов, доводимых ему преподавателем.

Получив определенный объем знаний по предмету, обучаемый пытаясь воплотить данные знания в действие, одновременно с этим формирует умения. Умения, доведенные до автоматизма, можно считать навыками обучаемого полученными в результате процесса обучения. Знания, умения и навыки обучаемого не систематизированы. Совокупность полученных знаний, умений и навыков не представляют для обучаемого большой значимости. Он не осознает достаточно ли их для дальнейшей успешной деятельности, как специалиста по осваиваемой профессии.

В данной ситуации обучаемому необходим наглядный пример применения своих знаний и умений. Таким примером может быть практический опыт, в ходе которого он применяет полученные знания и умения. Обучаемый, исполняя обязанности по выбранной профессии, может провести некий анализ полученных знаний и умений, и в случае необходимости, зная источники информации углубить их и повысить имеющееся навыки.

Однозначно можно утверждать, что человек не может быть компетентен во всех областях. Он может иметь обширные знания по различным предметам и дисциплинам, но не иметь умений и навыков в них. Свойство личности человека построено таким образом, что знания и умения, не востребованные им продолжительное время, будут постепенно забываться, и в итоге, могут быть совсем утеряны. С этой целью формирование компетентного специалиста, профессионала в обучении введен компетентностный подход в преподавании. Данный подход подразумевает, что в результате освоения обучающимся компетенций, которые ему необходимы для дальнейшей деятельности по полученной специальности, он будет сформирован как личность, специалист, способный в случае необходимости самообучаться и развивать свой потенциал.

Изложение основного материала статьи. С момента появления разумной жизни на земле появилось и такое понятие как знания. Возможность получать знания присуще всем живым организмам, обладающим разумом. Имея цель выживания и продолжения своего рода, все разумные существа обучались различным навыкам существования. В период появления «Человека разумного» знания вышли на новый уровень познания, - необходимо было не только выжить, но и приумножить свои познания в различных областях жизнедеятельности для дальнейшего процветания своего вида.

Знания - теоретическая составляющая, формируемая у человека на протяжении всей его жизни различными методами и средствами. Он может получать знания путем своего самообразования, под руководством учителя, преподавателя. Знания могут быть поверхностными, углубленными, специализированными и т.д. Знания есть полученные и воспринятые человеком сведения, в той или оной области, которые он может использовать, осмыслить или проверить. Сведения могут быть получены как эмпирическим, так и логическим путем, а также посредством обучения. Знания - одна из основ образовательного процесса.

Человек, обладающий обширными знаниями в различных областях жизнедеятельности, в большинстве случаев, не может считаться специалистом в этих областях, скорее его можно назвать теоретиком.

По своей сути знание - это обобщение всех известных фактов, полученных в различных областях деятельности. Другими словами, можно сказать, что знание - это объём накопленной информации, который мы можем применить в своей жизнедеятельности.

Существует много подходов, позволяющих классифицировать понятие знания, каждый из которых определяет свои признаки классификации. Одним из них, в зависимости от их предназначения различают: обыденное, интуитивное, научное, религиозное и другие. В первую очередь, нас интересует научное знание, поскольку именно наука определяет прогрессивные направления дальнейшего развития цивилизации.

Знания с каждым годом накапливаются, их становится все больше и больше, в связи с чем нормальный человек не может быть знатоком во всех областях науки. Это привело к разделению наук по отраслям.

На заре зарождения и развития научного мысли количество научных направлений было ограниченным и включали философию, астрономию, медицину и геометрию. Эволюция человеческой мысли поспособствовала появлению различных видов науки и научных направлений. Сегодня существует достаточно большое количество разнообразных научных направлений, каждое из которых имеет свои особенности.

Знания передавались от старшего поколения к младшему, наращивались и воплощались в повседневную жизнь. Еще со времен древности были люди, которые с детства занимались обучением детей. Процессу обучения придавалось большое внимание.

Если рассмотреть знания как творческое, динамическое измерение имеющегося сознания, то всякое сознание выступает в форме знания, и с этим согласны многие авторы.

Приходящие знания - это наш обширный мир, позволяющий раскрывать горизонт, зайти дальше, воплотить в жизнь задуманное, благодаря имеющемуся запасу драгоценных знаний.

После окончания вуза, приобретенные навыки самостоятельной работы становятся необходимыми для поддержания высокого уровня профессиональной компетентности специалиста, позволяют ему быть на уровне современных требований, что повышает его конкурентоспособность на рынке труда. Это особенно актуально в наше время стремительного развития науки, быстрого обновления материально-технической базы производства и довольно частых изменений в нормативно-правовой регламентации самых различных сфер профессиональной деятельности, требующих постоянной самостоятельной работы специалиста по повышению своей квалификации.

По этим причинам улучшение организации и повышение эффективности самостоятельной работы обучающихся является одной из важнейших задач учреждений системы высшего образования. Определяющей предпосылкой результативности самостоятельной работы является:

- с одной стороны, познавательная активность обучающихся;

- с другой, овладение методически правильными и научно обоснованными приемами поиска информации, ее усвоения и закрепления (фиксации), а также применения на практике (прежде всего это навыки работы с лекционным материалом, конспектирования, библиографического поиска, работы с научной литературой, культуры чтения, публичного выступления).

Помочь обучающемуся полнее овладеть методикой самостоятельной работы могут книги, где освещены основные вопросы оптимальной организации самостоятельной работы, методы обработки информации и использования полученных знаний в процессе учебы.

Огромная тяга большинства людей к знанию иностранных языков в наши дни не является данью моде. Здесь находит'' свое яркое проявление слияние и жизненных интересов общества, и личных интересов, и потребностей его членов. Современное состояние науки, техники, всех сфер материального производства, культуры настоятельно требует глубоких и прочных знаний иностранных языков. Однако очень часто люди, занимающиеся иностранными языками, не находят удовлетворения в своих занятиях, ибо огромные затраты времени и духовных сил не дают нужных результатов. Многие теряют веру в возможность хорошо овладеть иностранным языком. Все это происходит потому, что эти люди не знают элементарных правил методики работы над предметом.

Для более эффективного изучения иностранного языка обучающемуся первокурснику можно дать некоторые советы.

Цель изучения иностранного языка для обучающихся не филологических факультетов - это, прежде всего, научиться читать литературу по специальности с хорошим пониманием прочитанного, с умением перевести нужные части текста на родной язык, а также научиться говорить в пределах узкой тематики, используя изученный языковый материал.

Обучающиеся неспециальных факультетов имеют от 2 до 4 часов занятий языком в неделю. На этих занятиях они получают необходимые сведения по языку и методике работы над ним. Однако этого времени недостаточно для выработки нужных умений и навыков. Экспериментально установлено, что хорошее владение иностранным языком можно получить за 300-350 часов самостоятельной работы, которая является продолжением аудиторных занятий. Однако многие обучающиеся и при этих условиях не достигают нужных результатов. Это является следствием того, что обучающиеся не умеют правильно организовать свою самостоятельную работу.

Начало для успешной самостоятельной работы над языком закладывается на учебных, аудиторных занятиях. Поэтому первое, что необходимо для обучающегося - это научиться работать на занятиях все рабочее время. Здесь его внимание должно быть сосредоточено на осмыслении языкового материала. Нельзя уходить с занятий, не осмыслив преподнесенного нового материала, ибо это не только затруднит самостоятельную работу над ним, но очень часто делает ее бесполезной.

Осмыслив преподнесенный материал на занятиях и получив задание для самостоятельной работы, необходимо придерживаться строго режима в последней. Языком нужно обязательно заниматься ежедневно. На каждый день должна быть определена четкая задача, которую необходимо выполнить. Лучшие обучающиеся поступают так. Во-первых, они не теряют ни одной минуты на занятиях; во-вторых, ежедневно работают над выполнением полученных заданий; в-третьих, каждый день заучивают по несколько новых слов сверх программных занятий. Слова заучиваются ими обычно не изолированно, а во фразах. Таким образом, уже первый год занятий дает такому обучающемуся около 2000 слов "сверх программы" и столько же "программных". А, зная 4000-6000 слов, уже можно прочитать любую нетрудную книгу и вести разговор на повседневные темы. Таким образом, для обучающегося, изучавшего иностранный язык в школе, уже на первом году обучения в вузе реально достижение целей изучения иностранного языка. А обучающийся, который иностранный язык

в школе не изучал, добьется такого результата, конечно, позже, но лишь на полгода.

Ежедневные занятия языком следует начинать с чтения вслух (10-15 минут). За это время не следует стремиться прочитать "больше". Обычно обучающиеся неспециальных факультетов пренебрегают этим, а напрасно. Ведь хорошее понимание читаемого текста в большей степени зависит именно от техники чтения.

Ежедневные часовые занятия иностранным языком по рекомендованной выше схеме обеспечат подавляющему большинству обучающихся неспециальных факультетов выполнение поставленной перед ними цели, и они смогут пользоваться иностранным языком для получения дополнительных знаний согласно их личным интересам и потребностям.

Выводы. Несколько советов обучающимся специальных факультетов.

Если выработка "языкового чутья" нужна каждому, изучающему иностранный язык, то обучающемуся-языковеду без этого просто нельзя обойтись. Поэтому все внимание обучающегося-языковеда должно быть направлено на осознание деталей и тонкостей пользования языком в конкретных ситуациях. Теперь, когда обучающиеся факультета иностранных языков должны овладеть двумя иностранными языками, это проникновение в особенности каждого языка в отдельности должно занимать главное место в работе. Но проникнуть в тонкости языковых форм, идиоматические выражения и установившиеся обороты речи можно лишь тогда, когда будешь отлично знать жизнь, быт, обычаи и нравы народов, языки которых изучаешь. Достаточно сказать, что даже при отличном знании чужого языка и умении пользоваться им человек может оказаться смешным в такой простой жизненной ситуации, как, например, приветствие иностранца, если не знаешь обычаев народа. Так, у русских невежливо будет, если мужчина не поприветствует знакомую женщину первым. У англичан, наоборот, мужчина будет невежливым в том случае, если он будет приветствовать знакомую женщину первым.

Для обучающегося факультета иностранных языков и филологических факультетов основным должно быть владение иностранным языком в целях общения, как в устной, так и в письменной речи. Поэтому с первого же дня обучения обучающиеся сами должны заботиться о том, чтобы создать для себя "языковую среду". Нужно начать говорить между собой на иностранном языке немедленно, если даже эти попытки будут казаться нелепыми и неверными. Необходимо ежедневно слушать иностранную речь, используя технические средства, причем на всех этапах слушания и говорения. Стоит отказаться от осмысления языкового материала за счет перевода. Нужно стараться проникать в сущность данного иностранного языка исходя из его специфики, а не из специфики родного языка или другого иностранного языка, который известен лучше.

Если обучающийся - не языковед должен осмыслить языковый материал, в основном исходя из конкретных ситуаций пользования им, без знания тонкостей теории языка, то обучающемуся языкового факультета нужно усиленно работать над теорией языка.

Грамотный филолог - это не только виртуоз в практическом пользовании иностранным языком, но и знаток теории языка, знаток жизни, быта, обычаев и нравов народа, который является творцом и носителем изучаемого им языка.

Литература:

1. Горденко Н.В., Цыганкова Е.А., Горденко Д.В., Белевцев В.В. и др. Особенности формирования компетентностно-ориентированной личности в различных областях обучения: монография / Под общ. ред. Н.В. Горденко. - Ставрополь: СЕКВОЙЯ, 2021. - 260 с.

2. Иноценко В.А., Горденко Н.В., Крюкова И.В. Формирование профессионально-ориентированных компетенций современными методиками обучения. // В сборнике: Время науки. Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2020. - С. 298-303.

3. Калинин В.В., Горденко Н.В., Кособлик Е.В. Самостоятельная работа как процесс формирования компетенций в образовательной среде вуза. // В сборнике: Время науки. Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2020. - С. 304-309.

4. Резеньков Д.Н., Гуц С.И., Горденко Н.В. Современные методы обучения с учетом совершенствования Российского образования. // В сборнике: Время науки. Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. -2019. - С. 198-203.

5. Рыжов А.В., Пожидаев С.В., Коняев В.М., Белевцев В.В., Горденко Н.В. Диагностика и оценка уровня сформированности компетенций. // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 11-1. - С. 200-204.

6. Горденко Д.В., Резеньков Д.Н., Горденко Н.В. Формирование компетенций инновационными методами обучения. // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-2. - С. 116-118.

7. Кущев П.М., Белевцев В.В., Горденко Н.В. Совершенствование организации учебно-воспитательного процесса по формированию у обучающихся профессиональных умений и навыков. // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-2. - С. 253-256.

8. Цыганкова Е.А., Горденко Н.В., Горденко Д.В. Совершенствование уровня образования на основе инновационных методов обучения. // В сборнике: Наука и общество: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов III Международная научно-практическая конференция. - 2018. - С. 96-102.

9. Горденко Н.В. Роль образовательных организаций в обучении предпринимателей. // В сборнике: Актуальные вопросы развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 20-22.

10. Горденко Н.В. Психологические основы обучения. // Вестник СевКавГТИ. - 2010. - № 10. - С. 21-23.

Педагогика

УДК 371

доктор филологических наук, доцент Грозян Нина Федоровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); кандидат филологических наук, старший преподаватель Прудникова Татьяна Ивановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА И ИХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Аннотация. В статье раскрывается методический потенциал использования произведений малых форм фольклора в педагогическом процессе воспитания и обучения детей младшего школьного возраста. Показано значение пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, шуток, песенок и других жанров устного народного творчества в формировании нравственных чувств, мышления, речи, полезных привычек, позитивного поведения обучающихся в начальной школе.

Ключевые слова: фольклор малых форм; жанровое разнообразие устного народного творчества; урок, обучающиеся, методика восприятия произведений детьми; воспитание средствами фольклора.

Annоtation. The article reveals a methodical potential of using small pieces of folklore forms in the pedagogical process of upbringing and education of children early school age. The significance of proverbs, riddles, tongue twisters, jokes, songs and other genres of folklore in the formation of moral feeling, thought, speech, habits, positive behavior of children in elementary school.

Keywords: folklore of small forms, variety of genres of folklore; lesson, learners, technique of perception of works of children, raising funds folklore.

Введение. Фольклор - устное народное творчество, которое уходит своими корнями в историю народа. Фольклор имеет довольно большое значение для воспитания и обучения детей на начальной ступени обучения. Все программы обучения в школе включают устное творчество родного народа в детское чтение и восприятие. В учебных книгах по литературному чтению для начальной школы обязательным является раздел устного народного творчества. Содержание произведений устного народного творчества прошло испытание временем, стало классикой словесного искусства. В наше время важно точно выбрать методические приемы подачи произведений детям. Это должны быть такие способы ознакомления с фольклором, чтобы они привлекли внимание, заинтересовали ребенка, живущего в развитой информационной среде.

Малые фольклорные жанры отличаются большим многообразием типов и форм. Это многообразие обусловлено наличием особенностей изучения малых жанров фольклора на начальной ступени обучения.

Актуальность и значимость предложенной темы обусловлена рядом факторов. Малые фольклорные жанры выполняют большое количество функций, в том числе педагогических. В современных условиях усовершенствования системы образования, изменений не только его форм, но и содержания, определяются вопросы эффективности и целесообразности использования традиционных средств обучения, развития и воспитания младших школьников.

Цель статьи - рассмотреть малые жанры фольклора, раскрыть их воспитательное значение на уроках литературного чтения в начальной школе.

Изложение основного материала статьи. Малые жанры фольклора - это небольшие по объему произведения устного народного творчества, которые имеют устную форму распространения, особую художественную форму и коллективность создания. Основными признаками, характеризующими фольклорные произведения, считают устную форму их распространения, коллективность создания и особую художественную форму. Выделяют следующие малые фольклорные жанры как: дразнилки, загадки, колыбельные, пестушки, пословицы и поговорки, потешки, приговорки и заклички, приметы и присказки, скороговорки, страшилки, считалки, шутки и прибаутки [1].

Загадка - это один из самых интересных жанров фольклора. Загадка - это краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки. Загадка состоит из двух частей, которые неразрывно связаны между собой: загадки, то есть вопроса, и разгадки - ответа [3]. Например:

За рекой они росли, Их на праздник привезли. На веточках иголки.

Что же это?.. [5, с. 190]

Одна из основных функций загадки, как образца устного народного творчества - это ее игровое художественное значение. Педагогическая функция загадки заключается в том, что с ее помощью дети, в частности учащиеся младшего школьного возраста, узнают название и признаки вещей, загадка учит мыслить, фантазировать и сравнивать.

Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум [3]. Например, «Вся семья вместе, так и душа на месте»; «У милого дитяти много имен» [5, с. 177].

Приобщая учащихся младшего школьного возраста к восприятию пословиц как малого фольклорного жанра, мы формируем у них нравственные представления, развиваем мышление, обогащаем речь.

Поговорка - это образное выражение, которое широко распространено. Она метко определяет какое-либо жизненное явление. Поговорка передает эмоционально-экспрессивную оценку разных жизненных явлений [3]. Например, «Легок на помине» [5, с. 177]. Поговорка, в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл.

Пословицы и поговорки несут в себе большое воспитательное значение, еще с древнейших времен они выступали как педагогические средства. Самая распространенная форма пословиц - это наставление. С точки зрения педагогики, а точнее педагогического воздействия на учащихся младшего школьного возраста, нас интересует данная категория наставлений: поучения, которые наставляют детей на добрый нрав, в том числе и правила поведения. Многие пословицы представляют собой мотивированные и аргументированные призывы к самосовершенствованию [2].

Прибаутка - это малый фольклорный жанр. С.И. Ожегов даёт следующее определение данному жанру малого фольклора: «Забавная, остроумная, обычно рифмованная поговорка, вставляемая в речь...» [4]. Прибаутка произошла от слова «баять», что означает рассказывать. Например:

Петя, Петя, петушок, Золоченый гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Петя по двору ходил,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.