Научная статья на тему 'УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТА КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ СОБСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ'

УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТА КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ СОБСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ЗНАНИЕ / УМЕНИЕ / МЕТОД / СПЕЦИАЛИСТ / ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишматова Шоира Абдуганиевна

В настоящее время организация грамотной исследовательской деятельности считается самой перспективной образовательной технологией, чему и посвящается данная статья, в которой указывается, что применение этой технологии позволяет осуществить комплексный подход в решении проблемы воспитания, общего развития, образования. Отмечается, что исследовательская компетенция развивается комплексно и поэтапно на протяжении определенного времени и представляет собой неразрывное соединение знаний и умений, навыков и опыта при проведении разных исследований, получение новых знаний, нового интеллектуального продукта, создание нового проекта, поиск новых решений поставленных задач. Подчеркивается, что, участвуя в исследованиях, студенты выходят на новый этап своего личностного развития, при этом открывают новые грани познания мира и себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL AND RESEARCH COMPETENCE OF A STUDENT AS A WAY OF SOCIALIZATION AND REALIZATION OF OWN POTENTIAL IN THE FUTURE PROFESSIONS

At present, the organization of competent research activity is considered to be the most promising educational technology, which is the subject of the article under consideration indicating the use of this technology allows for an integrated approach to solving the problem beset with upbringing, general development, and education. It is underscored that research competence develops comprehensively and in stages over a certain period of time and is an inseparable combination of knowledge and skills, and experience in conducting various studies, obtaining new knowledge, a new intellectual product, creating a new project, searching for new solutions to the tasks. It is emphasized that by participating in research students enter a new stage of their personal development, while discovering new facets of understanding the world and themselves.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТА КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ СОБСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ»

УДК 371.015 ББК 88.8

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ Ишматова Шоира Абдуганиевна, к.п.н.,

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТА доцент кафедры методики преподавания

КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ русского языка и литературы ГОУ «ХГУ

И РЕАЛИЗАЦИИ СОБСТВЕННОГО имени акад. Б.Гафурова» (Таджикистан,

ПОТЕНЦИАЛА В БУДУЩЕЙ Худжанд) ПРОФЕССИИ

САЛОХЦЯТИТАЪЛИМИВУ Ишматова Шоира Абдуганиевна, н.и.п.,

ТАХ^ЦЩОТИИ ДОНИШЦУ дотсенти кафедраи методикаи таълими

ХАМЧУН РОХЦ ЦОМЕАПАЗИРЙ ВА забон ва адабиёти руси МДТ "ДДХ ба

АМАЛИНАМОИИ НЕРУИФАРДЙ номи акад. БТафуров" (Тоцикистон,

ДАР ПЕШАИ ОЯНДА Хуцанд)

EDUCATIONAL Ishmatova Shoira Abduganiyevna, c.p.s.,

AND RESEARCH COMPETENCE Associate Professor of the department of

OF A STUDENT AS A WAY OF methods of teaching the Russian language

SOCIALIZATION AND REALIZATION and literature under the SEI State "KhSU

OF OWN POTENTIAL IN THE FUTURE named after acad. B.Gafurov" (Tajikistan,

PROFESSIONS Khujand), E-mail: shoira-510@mail.ru

Ключевые слова: исследовательская компетенция, образование, самообразование, знание, умение, метод, специалист, потребности

В настоящее время организация грамотной исследовательской деятельности считается самой перспективной образовательной технологией, чему и посвящается данная статья, в которой указывается, что применение этой технологии позволяет осуществить комплексный подход в решении проблемы воспитания, общего развития, образования. Отмечается, что исследовательская компетенция развивается комплексно и поэтапно на протяжении определенного времени и представляет собой неразрывное соединение знаний и умений, навыков и опыта при проведении разных исследований, получение новых знаний, нового интеллектуального продукта, создание нового проекта, поиск новых решений поставленных задач. Подчеркивается, что, участвуя в исследованиях, студенты выходят на новый этап своего личностного развития, при этом открывают новые грани познания мира и себя.

Вожа^ои калидй: салоуияти тауцицоти, маориф, худомузи, дониш, малака, усул, мутахассис, эутиёцот

Дар замони муосир, ташкили салоуияти тауцицоти як омузиши ояндаи таълим маусуб меёбад, ки мацола ба баррасии ин масъала ихтисос дода шудааст. Таъкид мешавад, ки истифодаи ин технология имкон медщад, ки мушкилоти рушди умум, таусилро тавассути муносибати мацмуи уал гардад.Зикр мешавад, ки тауцицоти салоуияти цузъи цудонопазири дониш ва малакауо, малака ва тацриба дар гузаронидани донишуои гуногун мебошад, ки маълумоти нав, маусулоти нави зеуниро дарёфт менамояд, ки лощаи нав ва уалли нави уалли вазифауоро цустуцу менамояд.Цайд мешавад, ки иштироки донишцуён дар тадцицот ба маруалаи нави рушди шахсии ощо уангоми кушодани завияуои нави дониш мусоидат мекунад, барои ворид шудан ба олами нави донишуо худшиноси мусоидат мекунад.

Key words: research competence, education, self-education, knowledge, skill, method, specialist, needs

At present, the organization of competent research activity is considered to be the most promising educational technology, which is the subject of the article under consideration indicating the use of this technology allows for an integrated approach to solving the problem beset with upbringing, general development, and education. It is underscored that research competence develops comprehensively and in stages over a certain period of time and is an inseparable combination of knowledge and skills, and experience in conducting various studies, obtaining new knowledge, a new intellectual product, creating a new project, searching for new solutions to the tasks. It is emphasized that by participating in research students enter a new stage of their personal development, while discovering new facets of understanding the world and themselves.

Одной из самых важных задач современного образования является подготовка грамотного ответственного специалиста, востребованного на рынке труда, который свободно владеет своей профессией.

Сложившаяся социальная обстановка создает заинтересованность в специалисте, который способен быть самостоятельной творческой личностью, умеет реализовывать свои индивидуальные потребности, стремится осваивать новые знания и методы работы. Каждый выпускник профессионального учебного заведения должен обладать исследовательскими навыками, заложенными в основе экспериментальной деятельности.

Исследовательская компетенция - неразрывное соединение знаний и умений, навыков и опыта при проведении разных исследований, это получение новых знаний, нового интеллектуального продукта, создание нового проекта, поиск новых решений поставленных задач. То есть это те качества и навыки, которые необходимо продемонстрировать при исследовании поставленной задачи [1].

Исследовательская компетенция развивается комплексно и поэтапно на протяжении определенного времени. По словам А.И. Савенкова, сюда входит умение:

• видеть проблемы;

• применять технику для постановки вопросов;

• генерировать гипотезы;

• определять понятия;

• систематизировать;

• наблюдать, проводить эксперименты;

• работать с текстом, делать правильные выводы;

• демонстрировать, отстаивать свои идеи[4].

Аналогичным образом организована учебно-исследовательская работа. По пути от этапа к этапу обучающийся:

1) учится работе с первоисточниками;

2) наблюдает за явлениями и фактами;

3) объясняет их, сравнивает, находит противоречия;

4) сопоставляет и решает задачи;

5) формулирует гипотезу;

6) разрабатывает и проводит эксперименты;

7) обобщает материал, представляет его в виде текста.

Говоря об этимологии слова «исследование», следует отметить, что это понятие содержит указание на извлечение чего-либо «по следу», то есть восстановление определенного порядка вещей с помощью косвенных признаков, случайных объектов [3].

Из этого следует, что сюда уже изначально заложено понятие способности человека, сравнивать, анализировать факты, прогнозировать ситуацию, то есть понятие основных навыков, необходимых исследователю. Сегодня одной из основных задач может стать популяризация исследовательской культуры среди студентов. Существенно изменившаяся образовательная система требует от учителя пересмотра форм и методов преподавания учебных предметов.

Соответственно, задача преподавателя - не только перевести сложившуюся на протяжении веков систему образования в инновационное пространство, отвечающее социальным запросам общества, но и создать новую модель обучающегося, адаптированную к новым условиям обучения [2].

Важно помнить, что формирование первоначальных исследовательских навыков начинается уже в школе, при выполнении лабораторных работ, при решении творческих задач, при выполнении домашних экспериментальных заданий, при участии в различных образовательных мероприятиях и олимпиадах, при проведении проектной деятельности в школе [5].

К сожалению, несмотря на эти факторы, анализ ситуации показывает, что у большинства студентов первых курсов наблюдается несформированное творческое мышление и потребность в интеллектуальной умственной деятельности, то есть они обладают средним, а часто даже низким уровнем развития исследовательских компетенций. Им сложно работать с книгой, выделять самое главное, правильно анализировать прочитанное и т. д. Поэтому приходится проводить адресную работу по вовлечению учащегося в экспериментальную работу [6].

Исследовательская деятельность, применяемая как метод (отчасти поисковый, метод проблемного обучения) либо как самостоятельная работа, позволяет решать очень многие задачи, которые ставятся перед отечественным образованием. Это проблемное введение

№4(69) 2021

• НОМАИ ДОНИШГО^ • УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ • SCIENTIFIC ШТЕ8

материала, выполнение групповых или самостоятельных выполнений практических заданий, коллективная работа на занятии, распределение ролей в команде, коллективные размышления и т. д.[2].

При длительной работе над темой добавляются другие источники знаний: экскурсии, общественные мероприятия, работа с разными источниками текстовой информации, разработка объективно значимых продуктов и их публичная презентация. При этом главной целью каждого обучающегося является работа по овладению коммуникативными навыками.

Студенты первого курса проводят исследования в области самоопределения. Смена модели образования от «накопления знаний» к «системно-деятельностной» определяет смещение акцентов в системе образования с изучения основ науки на разработку универсальных образовательных действий.

В подростковом возрасте одним из самых важных интеллектуальных приобретений является умение работать с гипотезами. И как раз в этот момент очень важно создать для ученика оптимальные условия - возможность вести исследовательскую деятельность и презентовать свои разработки.

Для этого необходимо работать над созданием необходимых условий, благодаря которым обучающиеся будут самостоятельно ставить образовательные цели, находить пути их осуществления, контролировать и оценивать свои достижения. Это можно использовать в школе на уроках, в вузе во время занятий и во внеаудиторное время.

Исследовательская работа требует от студента максимальной самодисциплины и независимости. Публичная защита научных статей - не более чем коммуникативная практика. Не стоит забывать, что социальное признание для студента имеет невероятно важную роль и является мощным стимулом в обучении.

Крайне важно, что в результате исследования студенты получают не только определенные знания, но и личный опыт, находятся в ситуации успеха, общественного признания, а мотивация к значимым достижениям возрастает. Сама исследовательская работа может быть как практической, так и теоретической.

Сложность теоретической работы состоит в том, что необходимо проанализировать научную литературу и подтвердить или опровергнуть свою гипотезу. Многим студентам нравится творческая работа, предполагающая рассуждения на тему прочитанного текста.

Достаточно результативный способ организации исследовательской работы и приобретения исследовательских навыков - это поисковая активность, которая развивает у обучающихся желание получать новые знания и делать открытия.

Исследовательская работа студентов также важна и для преподавателя, так как педагог получает сильную мотивацию к профессиональному развитию, самообразованию и признанию. Участвуя в исследованиях, студенты выходят на новый этап своего личностного развития, при этом открывают новые грани познания мира и себя.

Сейчас организация грамотной исследовательской деятельности считается самой перспективной образовательной технологией. Это позволяет с помощью комплексного подхода решать проблемы воспитания, общего развития, образования.

Сегодня важно предоставлять каждому студенту сферу деятельности, которая будет способствовать реализации его умственных и творческих способностей, вырабатывать желание постоянно самообразовываться, стремление занимать активную гражданскую позицию, способность к быстрой социальной адаптации и творческому самовыражению.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся/ Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович // Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru, 2008.

2. Грабовский, А. От компетентности учителя к профессиональной культуре коллектива/ А. Грабовский// Народное образование.- 2009. - № 4.- С. 209-212.

3. Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт/А. Н. Поддъяков. - М., 2000.

4. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению /А. И. Савенков//Школьные технологии. 2008.- № 1.-С. 11-20.

5. Савчик, Е. А. Теоретические основы построения модели формирования исследовательской компетентности старших школьников /Е.А.Савчик//Вестник ЧГПУ. 2012. №2.

6 . Хуторской , A. B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентирванной парадигмы образования/А.В.Хуторской//Народное образование. 2003. № 2.- С.58-64.

REFERENCES:

1. Alekseev, N.G. Concept of Development of Research Activities of Students [Text] / N.G. Alekseev, A. V. Leontovich // Electronic library of the portal Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru, 2008.

2. Grabovsky, A. From the Competence of Teacher to Professional Culture of Collective / A. Grabovsky // Public Education. - 2009. - № 4. - P. 209-212.

3. Poddyakov, A.N. Research Behavior. Strategies of Knowledge, Help, Opposition, Conflict [Text] / A.N. Poddyakov. - M., 2000.

4. Savenkov, A.I. Psychological Foundations of the Research Approach to Learning [Text] / A.I. Savenkov // School Technologies. 2008. - № 1. - P. 11-20.

5. Savechik E.A. Theoretical Foundations of Building a Model for the Formation of Research Competence of Senior Schoolchildren // Bulletin of ChSPU. 2012. №2.

6. Khutorskaya A.B. Key Competencies as a Component of Personal-Oriented Paradigm of Education // Popular Education. 2003. No. 2. - P. 58-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.